Исследовательская работа "чему учат сказки нашего детства". Сочинение на тему: "Русские сказки"

Александр Волков,

"Волшебник Изумрудного города"

Вы знаете, у меня нет сердца, но я всегда стараюсь помочь в беде слабому, будь это даже простая серая мышь!

Мозги - не самое лучшее на свете.

Вот еще! - удивился Страшила. - Почему ты так думаешь?

― Раньше у меня были мозги, ― пояснил Железный Дровосек. ― Но теперь, когда приходится выбирать между мозгами и сердцем, я предпочитаю сердце.

Ганс Христиан Андерсен,

"Снежная королева"

Она хотела выбрать такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним говорят, а не такого, что умел бы только важничать.

Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в ее милом, невинном детском сердечке.

Антуан де Сент-Экзюпери,

"Маленький принц"

Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Астрид Линдгрен,

"Малыш и Карлсон"

Послушай, папа, - сказал вдруг Малыш, - если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?

– Один звонок – это "Немедленно прилетай!", два звонка – "Ни в коем случае не прилетай!", а три звонка значит – "Какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человечек, как ты, лучший в мире Карлсон!".

– А зачем мне для этого звонить? – удивился Малыш.

– А затем, что друзьям надо говорить приятные и ободряющие вещи примерно каждые пять минут, а ты сам понимаешь, что я не могу прилетать к тебе так часто.

Алан Александр Милн,

"Винни-пух и все-все-все"

Если когда-нибудь наступит день, когда мы не сможем быть вместе, сохрани меня в своем сердце, и я буду там навеки.

Джеймс Барри,

"Питер Пэн и Венди"

Вы просто подумайте о чем-нибудь хорошем, ваши мысли сделают вас легкими, и вы взлетите.


А знаешь, старушка, - сказал Питер, греясь у камина и глядя на Венди, вертевшую в руках чулок с огромной дыркой на пятке, - нет ничего приятнее на свете, чем сидеть вечерком у огня в кругу своей семьи, наслаждаясь заслуженным отдыхом!

Джоан Роулинг,

"Гарри Поттер и Дары Смерти"

Пустые слова не могут изменить того, что бренные останки его родителей лежат здесь, под снегом и камнем, ничего не ведающие, ко всему равнодушные. Вдруг полились слезы, он не успел их удержать; горячие, обжигающие, они мгновенно замерзали на щеках и не было смысла вытирать их. Пусть текут, что толку притворяться? Гарри стиснул губы, уставившись на снег, скрывающий место последнего упокоения Лили и Джеймса. Теперь от них остались только кости или вовсе прах, они не знают и не волнуются о том, что их живой сын стоит здесь, так близко, и его сердце все ещё бьется благодаря их самопожертвованию, хотя он уже готов пожалеть, что не спит вместе с ними под занесенной снегом землей.

Роальд Даль,

"Чарли и шоколадная фабрика"

Милый ты что-нибудь принес?

Ничего, с капустой вкуснее всего капуста.

Эта история о простом маленьком мальчике по имени Чарли Бакит. Он не был быстрее, сильнее или умнее других детей. У его родителей не было ни богатства, ни влияния, ни связей, и вообще они едва сводили концы с концами. Чарли Бакит был самым счастливым мальчиком на всем белом свете, просто он этого не знал.

Астрид Линдгрен,

"Пеппи Длинный Чулок"

Когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно.

Может, она и не всегда умеет себя прилично вести. Но у нее доброе сердце, а это куда важнее.

Бекетова Татьяна

Настоящая работа посвящена проблеме актуальности изучения народных сказок с целью выяснения, чему учат сказки и какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональный этап Российской научной конференции школьников «Открытие»

Секция: Литературоведение

Чему нас учат сказки нашего детства

Исследовательская работа

Выполнила : Бекетова Татьяна Викторовна, ученица 5 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» село Уточка, Красногвардейский район, Белгородская область

Научный руководитель : Ткачёва Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район, Белгородская область

Уточка, 2013 год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общее знакомство со структурой сказок

  1. История сказки…………………………………………………………………………….5
  2. Классификация сказок…………………………………………………………………….6
  3. Структура сказки…………………………………………………………………………..8

Глава 2. Содержание сказок.

2.1. Передача содержания сказок через русские пословицы…………......................................9

2.2. Показ поступков сказочных героев………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….................................15

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» - отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы! В начале учебного года на уроках литературы мы изучали сказки, а затем начали знакомиться с более серьёзными произведениями знаменитых писателей. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте. Проведя анкетирование в нашей школе, где участвовало 30 человек взрослых и детей, я поняла, что сказки любят и читают даже взрослые. (Приложение 1). И мне захотелось выяснить, почему так читаемы сказки, и какую роль они играют в нашем воспитании. Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе роли сказки в жизни человека. Анкетирование, как среди учащихся школы, так и среди взрослых, было направлено на выяснение следующих вопросов: влияют ли сказки на формирование характера человека, чему учат, помогают ли в сложных ситуациях, почему все дети и даже взрослые любят сказки. Тема моей исследовательской работы: чему нас учат сказки нашего детства. Обратилась я к данной теме неслучайно. Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться…
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки. Задачи исследовательской работы: 1) расширить представление о сказочных образах; 2) проанализировать поступки героев и их влияние на читателей; 3) выяснить, какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня; 4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы. Объект исследования: сказки, анкеты. Предметом исследования стали поступки героя русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых нашей школы. Методы исследования : анализ с поступков сказочных героев, сравнение и сопоставление поведения героев, анкетирование, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации. Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чтобы не делать работу излишне широкой, я ограничилась рассмотрением только наиболее известных сказок, которые мне читали в детстве, и которые в детстве я читала сама.

Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ СКАЗОК

  1. ИСТОРИЯ СКАЗКИ

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)

Вспомним свою книжную полку. Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам, по картинкам и всем желающим и нежелающим рассказывали: ─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. «Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Главная мысль сказки ─ победа добра над злом. Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные ─ наказываются. В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки. «Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные…» Люди теснятся вокруг бахаря, слушают жадно, каждому охота узнать про дивы дивные. А он стрельнёт горячим, хитрым глазом в толпу и не спеша заводит: ─ В некотором царстве, в некотором государстве… Били бахарей царские стражники; государь Алексей Михайлович запрещал православному люду «баять басни бесовские». Сам же держал при дворе сказочников, награждал сукном на кафтаны и сапогами. Да что «тишайший» Алексей Михайлович! Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели. Не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади. В богатых хоромах, в заросшей мохом, покосившейся избе всюду сказка была и любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие бахари да скоморохи почти исчезли. В городском доме помнила сказку нянька, взятая из деревни, помнили кухарка, кормилица. Но главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка внучке. Сказок много. И почти у всякой есть сёстры родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям. И в настоящее время фольклористы во многих станах мира собирают и записывают современное устное народное творчество. В результате собраны, изданы и переведены на многие языки мира сборники русских, английских, немецких, французских, итальянских, американских и других сказок народов земного шара.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра. Сказки имеют самобытный национальный характер:

  • в русской сказке мы найдём скоморохов, песенников, остроумно и едко посмеивающихся над царями и боярами
  • скандинавская сказка сурова
  • французская сказка изящна и иронична
  • в английских сказках проявляются черты рыцарского романа, повторяются сюжеты, связанные с морскими путешествиями, много смешных небылиц об эксцентричных героях, которые во что бы то ни стало хотят всё сделать «навыворот». Эти особенности английских сказок мы не встретим ни в немецких, ни в русских, ни в итальянских сказках.

В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. Так у К.Паустовского события сказки «Теплый хлеб» происходят в совершенно реальных условиях зимней заснеженной деревеньки, в которой живёт мальчик «Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Здесь, читая описание теплой зимы, охватывает нас предчувствие волшебных превращений. Самые известные русские литературные сказки «Сказка про Бову-королевича» и «Сказка о Еруслане Лазаревиче». По своему характеру и видам сказки тоже отличаются. Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп в основу классификации положил сюжет и разделил сказки на: волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных, кумулятивные. (Приложение 2) Все они объединены общим признаком: в них всегда есть вымысел. Этот самый существенный признак народной сказки, её душу прекрасно выразил А.С.Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк…» Вот этот-то «намёк» и есть правда сказки, правда мыслей и чувств человека. Порою этот «намёк», это скрытое содержание сказки не сразу осознаётся. Но постепенно всё становится ясным. Сказки о животных, самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Первоначально это были фантастические рассказы о животных, обладающих якобы магическими свойствами. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало повод рассказчикам приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять их человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и волка высмеивают свойства характера отдельных людей. Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления древних о мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Именно для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость, способный полюбить безобразную лягушку или чудовище за красоту душевную, за доброту. Причём добро должно быть бескорыстным Только в волшебных сказках Баба-Яга говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет!» Авантюрные сказки близки по характеру волшебным сказкам. Здесь тоже происходят невероятные приключения героев, рассказывается о чудесных путешествиях, ставятся перед героем трудные задачи, которые решаются уже не с помощью волшебных сил, а благодаря его уму и находчивости. В бытовых сказках больше, чем в каких-либо других, отражена современная сказочнику эпоха. Высмеиваются глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом, несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои обычные жители этого города или деревни. Кумулятивная сказка. Особенность сюжета в том, что герои появляются постепенно. Это сказки такие, как «Теремок», «Звери в яме», «Зимовье зверей». Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Что в них такого привлекательного? Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? Разве «докучная сказка» означает «скучать»? Нет бесконечная! Потому что нет сказке конца. И «докучать» значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже несётся со всех сторон: «Ещё, ещё!...»

1.3. СТРУКТУРА СКАЗКИ

Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета:

  • зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»
  • существование запрета,
  • нарушение запрета,
  • наказание,
  • отправление в путь (испытания героя),
  • чудесные помощники,
  • достижение цели (битва, схватка),
  • погоня (использование чудесных элементов),
  • приезд домой (предательство, не узнавание),
  • признание героя,
  • концовка

Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» Признаки сказки : троичность действия, повторы заклинаний, вопросов, постоянные эпитеты, сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки, упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать, запрет и нарушение запрета, сказочные клеше: жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в сказке есть реальные и нереальные события, сказки читаются плавно, напевно. Образцы концовки: «…Стали они жить – поживать, добра наживать да медок попивать»

«…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»

«…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут ─ хлеб жуют»

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ СКАЗОК

2.1 ПЕРЕДАЧА СОДЕРЖАНИЯ СКАЗОК ЧЕРЕЗ РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
Иллюстрация Сказка Пословица
«Колобок" "Чем хвалимся, на том и провалимся".
"На языке медок, да на сердце – ледок".
«Теремок» "Не бравши топор, жилья не срубишь".
"Легко взято, легко и потеряно".
«Лиса и журавль» "Как аукнется, так и откликнется"
"Каков привет, таков и ответ"
«Чего себе не хочется, того и другому не делай»
«Курочка, мышка и тетерев» «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».
«Семь раз отмерь – один отрежь»
«Лисичка со скалочкой» «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»
«Правда, как ни прячь, наружу выйдет»
«Легкий хлеб» «Хлеб горбом достают»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Крошечка- Хаврошечка» «Кто правдой живет, тот добра наживёт»
«Кто добро творит, того Бог благословит»
«Царевна-Несмеяна» «Не всё то золото, что блестит»
Делу время, потехе час»
Заюшкина избушка «На чужой каравай рот не разевай» Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.

2.2. ПОКАЗ ПОСТУПКОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».
Сказка«Репка» Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка«Колобок» Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.
Большинство сказок - волшебные. Главная героиня в них - Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь уложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Сказка «Гуси–лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.
Ш.Перро «Золушка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.
Сказка «Кот, лиса и петух»
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Сказка «Заяц-хвастун»
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Сказка «Теремок»
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
Сказка «КурочкаРяба»
Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближнему.

Анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная сказка (Приложение 3)

Сказочные клеше : жили-были, высоко, далеко

Главные герои : сироты, что характерно для сказки.

Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньки- (одни-одинёшеньки), -ушк- (Алёнушка, Иванушка), устаревшие слова (а жар-то их донимает).

Существование запрета: Алёнушка не разрешала Иванушке пить из копытца

Нарушение запрета: Иванушка не послушался и испил из копытца

Наказание: Иванушка стал козлёночком

Троекратность : братец Иванушка трижды обращается к сестрице Алёнушке

Чудесные помощники: купец

Достижение цели: расправа с ведьмой

Повтор слов :

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает;

Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца

Образ Алёнушки ─ образ мудрой девы, восходит к эпохе матриархата. Так в некоторых русских сказках встречается образ богатырши.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1.Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые (ПО результатам анкетирования из 30 человек – 30)
2. "Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического…
она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие "правды от кривды". (И. А. Ильин). По результатам анкетирования: на вопрос, чему учат сказки, из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости. 3. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. 4. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. 5. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций

ЛИТЕРАТУРА

1. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
2. . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 3. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
4. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г. 6. Отечественная литературная сказка Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва, «Русский язык»,1984 8. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986. 9. Энциклопедический словарь юного филолога Москва, «Педагогика», 1984 10. Интернет – ресурсы: http://ocka3ke.ru – о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.

Приложение 1

Анкета № 1

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
Да - 25 человек 83%
Нет - 2 человек 8 %
Не очень - 3 человека 9 %


2. Какие сказки тебе больше нравятся? Волшебные - 65 % О животных – 20 % Бытовые – 15 %

3. Ваша любимая сказка. Были названы чаще всего: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Белоснежка», «Русалочка» и др. 4. Чему учат сказки? - Добру, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.

Вывод : Из данного анкетирования видно, что большинство читают волшебные сказки. Люди хотят верить в волшебство.

Приложение 2

Анкета № 2

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.

  1. Влияют ли сказки на формирование характера человека

Да – 30 Нет – 0 Не знаю - 0

  1. Чему учат сказки? помогают ли в сложных ситуациях сказки?

(из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости)

  1. Помогают ли в сложных ситуациях сказки?

Да – 25 Нет – 4 Не знаю - 1

  1. Почему все дети и даже взрослые любят сказки

(показывают выход из сложных ситуаций).

Приложение 3

Жили-были муж да жена, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Вот мать с отцом померли, и остались Алёнушка да сынок Иванушка одни-одинёшеньки, без родных, без знакомых.

Пошли они по белому свету странствовать.

Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает.

Захотелось Иванушке пить:

─Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

─Погоди, братец, дойдём до колодца.

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит коровье копытце, полно водицы.

─Не пей, братец, телёночком станешь!

Иванушка послушался сестрицу, и пошли они дальше.

Идут они да идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит лошадиное копытце, полно водицы.

─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

Идут они чистым полем, широким раздольем, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце, полно водицы.

Иванушка говорит:

─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

─Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козлёночком…

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок ─ плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

─О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

─Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и и козлёночек с ними живёт. Ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое - плохо. Классические детские сказки зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций, их можно приобрести в любом книжном магазине.

Неудивительно, что и взрослым нравятся сказки, и они с удовольствием проводят время за книгой, с головой окунаясь в мир сказочных историй. Ниже представлены наиболее популярные классические сказки, которые каждый из нас, наверняка, читал в детстве:

1. «Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» - это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.

Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.



2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.


3. «Дюймовочка»

Сказка «Дюймовочка» (дат. Tommelise), написанная Гансом Кристианом Андерсоном, впервые была опубликована 16 декабря 1835 года К.А. Рейтзелем в Копенгагене, Дания. Вместе со сказками «Скверный мальчишка» и «Спутник», «Дюймовочка» вошла в состав второго сборника под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своей сказке автор рассказывает о приключениях крошечной девочки Дюймовочки, о ее знакомстве с семейством жаб, майским жуком и о замужестве с кротом. Дюймовочка проходит очень много испытаний и в конце сказки выходит замуж за короля эльфов цветов, который был таким же маленьким, как и сама Дюймовочка.

Эта сказка одна из самых известных в мире. Детям нравится читать о приключениях маленькой девочки, о ее не легком путешествии. Своей сказкой автор хотел донести до нас, что самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия.



4. «Эльфы и башмачник»

Будьте всегда доброжелательны и любезны! Не забывайте говорить: «Спасибо» и действительно будьте благодарны. Это основные советы, которые дает нам сказка братьев Гримм «Эльфы и башмачник».

Сказочные эльфы помогали башмачнику делать очень красивые туфли, которые безумно полюбились многим зажиточным людям. В конечном итоге, Башмачник сильно разбогател, продавая чудесные пары туфель горожанам, но он не зазнался и всегда говорил слова благодарности и очень уважительно относился к маленьким существам, которые когда-то помогли ему воплотить в жизнь свои заветные мечты. Никогда не забывайте говорить «Спасибо» окружающим вас людям, и вы будете вознаграждены за свое уважительное отношение в сотни раз больше, чем вы ожидали.



5. «Гензель и Гретель»

Это сказка об юных Гензель и Гретель, брате и сестре, об их храбрости и о том, как они побороли чары старой ведьмы – людоедки. Но урок, который несет эта сказка, относится, скорее всего, к взрослым, а именно к отцам. Мораль такова: мужчина, если он женится во второй раз, должен очень ответственно отнестись к выбору второй жены, особенно, если у него есть дети от первого брака; будущая жена не должна хотеть избавиться от детей.


6.« Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» - очень известная европейская сказка, в которой речь идет о коте с необычными способностями и острым умом. Кот, с помощью хитрости и благодаря своей деловой хватке, помогает своему бедному и безродному хозяину получить то, что он хотел: власть, богатство и руку принцессы. Сказка была написана в конце семнадцатого века французским автором сказок для детей Шарлем Перро – бывший государственный служащий на пенсии, а также член французской Академии.

Другая версия сказки под названием «Кальюзо», была опубликована в 1634 году Джовани Баттиста Базиле. Эта версия сказки, в печатном виде и с иллюстрациями, появилась за два года до того, как в 1967 вышла в свет версия Перро, включенная в состав сборника из восьми сказок под названием «Histoires ou contes du temps passé». Версия Шарля Перро была опубликована Барбином. Сборник сказок имел большой успех, а сама сказка про кота в сапогах остается одной из самых любимых в мире и по сей день.

Все возможно получить с помощью обаяния и капельки хитрости – это основная мысль, которую хотел донести до читателя автор. В сказке говорится о коте, который достался в наследство от отца одному бедному юноше. Благодаря интеллекту, сноровке и изобретательности, кот помог своему хозяину зажить лучшей, богатой жизнью. Он нашел для юношиновую одежду, помог впечатлить короля, кот даже справился с великаном-людоедом, одурачив его и превратив в мышь.



7. «Новое платье короля»

«Новое платье короля» (дат. Keiserens nye Klæder) – коротенькая сказка датского писателя Ганса Кристиана Андерсена о двух ткачах, которые пообещали Королю пошить для него такое платье, которое будет невидимо для людей, несоответствующих Королю по рангу – люди глупые, некомпетентные, бедные. Когда же Король прошелся в своем новом наряде среди обычных людей, один маленький мальчик заявил: «Король же голый!». Сказка была переведена на сотни языков мира.
Когда вам нужен совет или мнение по поводу чего-либо, спросите ребенка. Ребенок ответит вам честно, без утайки скажет правду. На самом деле, на Короле не было никакого нового платья, но народ на улице предпочел притворно восхищаться новым нарядом, каждый боялся показаться глупцом. Один лишь маленький ребенок искренне сказал правду.

Все мы родом из детства и прекрасно понимаем, что сказки нужны детям для лучшего мировосприятия и развития. Польза сказок просто бесценна, так как ребенок погружается в мир волшебства и чудес, вместе с любимыми персонажами переживает каждую ситуацию, каждое приключение, именно это позволяет развить воображение и память.

Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки - умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка - особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье - это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк - сильный, но глупый и грубый, лиса - воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц - "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!

Что касается волшебных сказок, то это - огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня - непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".

Например, в сказке "Царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке "Морозко" бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.


Сказки - это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки - это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушка с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причем касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополнится самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научится размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

Чему учат сказки?

Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

  • Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя . Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
  • Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки . В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
  • Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути . Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
  • Героем может стать любой . Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
  • Сила – это еще не все . Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
  • Справиться в одиночку не всегда возможно . Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.

Какие сказки лучше читать?

Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.

После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.

Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.

Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...