Высшая школа средневековья. Монастырские школы средневековья — единственный доступный способ образования

Средние века — огромный и весьма неоднозначный исторический период, состоящий из трех условных этапов: раннего Средневековья (V-XI), развитого Средневековья (XI-XIII) и позднего Средневековья (XIII-XV). И каждая из этих эпох является важной частью развития человеческой культуры и цивилизации.

Именно в Средние века происходит активная христианизация запада, через призму религии формируется определенная картина мира, этические нормы и знания о человеке, регулируется поведение, мышление и весь образ жизни личности. В это же время закладываются основы воспитания и образования, разрабатывается общая система обучения.

Однако вся интеллектуально-нравственная эволюция средневекового общества стабильно подвергается непрекращающемуся контролю и монополизации церкви. Поэтому образ типичного представителя эпохи Средневековья — это человек религиозно-аскетического мировоззрения с почтительным, часто сакральным, отношением к слову, книге (Священному Писанию) и церковным догмам.

В начале эпохи все образование сводится к богословскому воспитанию и освоению церковных постулатов. Но с индустриальным развитием и расширением кругозора европейцев, уже с XI века начинают формироваться первые образовательные институты разных уровней — школы и университеты.

Виды школ

  • Монастырские. Обучение ведется в монастырях, где из 7−10 - летних мальчиков готовят будущих клириков. Три вида школ: пастырско-монашеские (для духовенства церковно-приходского служения), монастырские общежития (черные монахи) и внешние для мирян по обучению мальчиков грамоте и церковному писанию. Характер учебы — богословский. Читаемые дисциплины: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки.
  • Епископальные (кафедральные). Обучение для детей прихожан. Школы организовывались при кафедре городского собора.
  • Приходские . Самые распространенные учебные заведения Средних веков. Располагались в церковной сторожке или доме священника. Самый бессистемный и наименее организованный тип школ. В программе — закон Божий, письмо и церковное пение.
  • Городские . Организовались с XII века из преобразованных приходских. Предназначались для детей высших сословий. Предметы: чтение, письмо, счет, грамматика. Позже появились цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей состоятельных купцов) школы.

Уровни школьного обучения

  • Элементарный: письмо, чтение, арифметика и пение.
  • Средний (цикл «тривиум»): грамматика, риторика и диалектика.
  • Высокий (цикл «квадриум»): арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Венец же средневекового образования составляли так называемые семь свободных искусств (грамматика, диалектика [логика], арифметика, риторика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие. Господствующее влияние христианства и церкви на содержание и организацию образовательной системы были определяющими вплоть до эпохи Возрождения.

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.

Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.



В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку.

Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.

До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

На протяжении средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.

Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук».Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.).

Маленькая полутемная комната с низким потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие солнечные лучики. По центру комнаты стоит длинный стол, а за столом сидят мальчики самого разного возраста. По их одежде сразу можно сделать вывод — они точно дети состоятельных родителей, бедняков здесь явно нет. В центре стола сидит священник, перед ним огромная рукописная книга, а рядом — розга (непременный атрибут тогдашнего воспитания). Священник монотонно бубнит молитвы на латинском языке, дети послушно повторяют за ним непонятные слова… Идет занятие в средневековой школе.

Еще одним синонимом эпохи известной нам как «средние века» — является «темные века». И действительно это название имеет под собой вполне реальное основание, с падением и окончанием античных времен по всей Западной Европе наблюдался значительный культурный упадок. Уже племена вандалов (теперь имя этого племени стало нарицательным) с варварской дикостью разрушили культурные ценности, скульптуры, произведения искусства оставленные от лучших времен расцвета древнего Рима, уже толпа фанатичных христиан сожгла знаменитую Александрийскую библиотеку, сокровищницу знаний и мудрости античного мира, уже на руинах старых величественных храмов — лишь свалки мусора, наступал так званый «темный век», человечество стремительно погружалось во тьму невежества.

Интересно, что большую роль в этом упадке как ни странно сыграла и католическая церковь, которая целенаправленно уничтожала античное культурное наследие, особенно связанное с язычеством. Так папа Григорий I специальной буллой запретил чтение книг древних авторов, и изучение математики, уличив эту науку в связях с магией. Однажды этот борец с культурой даже сказал «Невежество — мать истинного благочестия».

И действительно, начиная с V и вплоть до Х века, невежество полностью господствовало над Европой, грамотных людей практически невозможно было найти не только среди простых людей, но и среди аристократов. Многие благородные рыцари вместо подписи ставили крестик, да что там говорить, если даже сам основатель французского государства, знаменитый король, а позже и император Карл Великий до конца дней так и не научился писать. Однако император, хотя и был неграмотным (очевидно только в силу тогдашних исторических обстоятельств) все-таки явно сожалел о своей необразованности и приложил немало усилий для культурного возрождения. В свой двор в Аахене он пригласил немногих грамотных людей из всех уголков безграмотной Европы. В специально созданной школе ученый монах Алкуин из Британии учил грамотности и основам наук детей Карла Великого и самого Карла. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма император бережно хранил под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, а в свободное время упражнялся в написании букв.

Вскоре общество ученых и грамотных людей, которое собралось под крылом Карла Великого по примеру античности стало называться академией. (Вообще этим словом в честь героя Академа философ Платон впервые назвал свою школу в Афинах). В последние годы жизни учитель Карла — Алкуин стал аббатом богатого монастыря святого Мартина в городе Туре, где между прочим основал школу, ученики которой впоследствии стали известными учителями монастырских и церковных школ средневековой Франции. А значительный культурный подъем, который состоялся благодаря усилиям Карла Великого и его дальнейших потомков — Каролингов в истории получил название — «Каролингское возрождение».

Главными центрами образования и науки в те времена были монастыри, а монастырские и впоследствии церковные школы стали первыми учебными заведениями средневековья. Прежде всего они готовили приходских священников, но с течением времени стали учить грамотности (конечно же за деньги, причем немалые деньги) и детей богатых феодалов, или состоятельных мещан. Со времен античности христианская церковь сохранила лишь ей нужные остатки древних знаний (например, латынь), тем не менее, в них продолжалась культурная традиция, связывающая различные эпохи.

Учили только мальчиков, для девочек образование в средневековье было не только закрыто, но и просто опасно. Ведь кто такая умная образованная женщина по средневековом понятиям? Правильно, (то есть та, что ведает). А что делали с ведьмами в средние века вы наверное знаете…

Обучение велось на латинском языке и начиналось с зубрежки молитв и псалмов. Конечно, сначала юные школьники ничего не понимали из того, что учат. Уже позже учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Зачастую такая книга была единственной в школе, поскольку рукописные книги стоили очень и очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще не скоро. При чтении ребята заучивали наиболее частые слова и выражения, часто не особо вникая в их смысл. В основном премудрость втолкмачивалась в головы средневековых школьников с помощью розог…

Около трех лет шло на обучение письму, сначала ученики упражнялись на покрытой воском доске, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (который в те времена тоже был очень не дешевым). Кроме чтения и письма учились математике, которая впрочем тогда сводилась к умению изображать числа с помощью пальцев рук и изучению таблички умножения. Также школьники тренировались в церковном пении и знакомились с основами католического вероучения. Но несмотря ни на что, большинство выпускников средневековых школ зачастую проникались глубоким отвращением на всю жизнь к зубрежке, чуждой им латыни и оставляли стены школы полуграмотными людьми, умея только как-нибудь читать и писать.

При слове «школа» вы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учебники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10-12 веков назад, в эпоху раннего средневековья.

…Комната с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам. За одним длинным столом сидят мальчики разного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это - дети феодалов, богатых горожан и зажиточных крестьян. За обучение нужно было платить, и простой народ не имел доступа в школы.

Учитель - священник. Ведь в то время школы устраивались при монастырях и церквах, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позднее школы появились и при дворах крупных феодалов). На столе перед учителем - единственная рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы на латинском языке, а ученики вслед за ним повторяют непонятные слова, механически зазубривая их наизусть.

С молитв начиналось обучение в средневековой школе.

Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге.

С единственной книгой учитель медленно двигался от ученика к ученику. Иногда он оставлял книгу и брал в руки розгу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл, и основные правила латинского склонения и спряжения.

На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Это было настоящее искусство, близкое к рисованию, и не всякому оно удавалось. Франкский император Карл Великий (768-814) до конца жизни так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.

Кроме чтения и письма, учили изображать числа с помощью пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили в основном приходских священников.

Существовали и более крупные школы, но их было немного. Здесь готовили высшее духовенство и государственных служащих. В этих школах изучали так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, риторику (искусство говорить), диалектику (искусство спора), арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Однако и эти дисциплины церковь старалась приспособить для своих нужд, вложить в них религиозное содержание.

Наиболее трудной наукой была грамматика.

Недаром на рисунках того времени ее изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Грамматику изучали на текстах греческих и римских авторов. Книги были очень дороги, их переписывали от руки, и вся школа имела один учебник. По нему учитель читал какой-нибудь отрывок, заставлял учеников повторить его, записать на покрытой воском дощечке и выучить к следующему разу. После этого дощечка вытиралась, и в дальнейшем ученик должен был рассчитывать только на свою память.

В риторике ученики зазубривали наизусть образцы писем. Затем учились составлять письма, грамоты, деловые бумаги. Ученикам сообщали некоторые сведения о законах.

Обучаясь диалектике, ученики старались находить в речи противника места, противоречащие учению церкви, и опровергать их.

На уроках арифметики изучали простейшие правила: сложение, вычитание и т. д. Числа изображали римскими цифрами. Ученики вычисляли время религиозных праздников, возраст святых, искали в каждой цифре скрытый мистический смысл. Так, например, говорили, что цифра 3 символизирует святую троицу, 7 - сотворение богом мира в семь дней.

Учеников знакомили и с геометрией. Уметь определять площадь треугольника, прямоугольника, круга нужно было в землемерном деле. Но в основном занятия геометрией сводились лишь к формулированию теорем, а вместо доказательств ссылались на бога, например: «Треугольник АВС равен, с божьей помощью, треугольнику A1B1C1». На уроках геометрии сообщали географические сведения, которые были самыми фантастическими и нелепыми. Учили, что Земля - блин, плавающий в воде. В центре этого блина - пуп земли, город Иерусалим. Над блином - небо, поддерживаемое столбами. Так изображали Землю и на картах того времени.

В астрономии изучали созвездия, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звезд, но объясняли его неправильно, придерживаясь взглядов греческого ученого Птолемея на устройство Вселенной, т. е. считали, что Земля неподвижна, а все «светила» вращаются вокруг нее. Астрономия часто сводилась к астрологии - лженауке, пытавшейся предсказывать судьбу человека по расположению звезд. Представления древних греков о шарообразности Земли, их гениальные догадки о вращении Земли и планет вокруг Солнца были забыты.

Занятия музыкой сводились в основном к церковному пению.

Обучение продолжалось 12-13 лет. Все преподавание велось также на латинском языке. Церковь, господствовавшая в науке, боялась всякой живой творческой мысли. Ответы на все возникающие вопросы искали только в , цитаты из которых считались лучшим доказательством. Постоянная зубрежка вызывала у детей отвращение к занятиям, и, чтобы заставить их учиться, часто прибегали к порке. Недаром «получить образование» и «вырасти под розгой» означало одно и то же. Были дни в году, когда детей секли не за те или иные проступки, а всех подряд, на всякий случай, как бы для очищения от совершенных грехов.

Скуден был умственный багаж человека, окончившего эту школу. Но и такое образование было недоступно для широких масс трудящихся, и школы раннего средневековья не могли стать рассадником культуры. Подъем культуры начинается лишь несколько столетий спустя, в XIII-XV вв., в связи с ростом городов и торговли, появлением горожан, а затем и нового сословия - буржуазии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Прогресс развития общества всегда был связан с познанием науки и получением образования. Толчок такому развитию дала эпоха средневековья. Именно тогда был сделан огромный вклад в развитие школ.
В педагогике средневековья присутствовал элемент авторитарности личности. Многие открыто показывали враждебность к воспитанию, в котором была греческая и римская литература. Считалось, что образцом воспитания является монашество, которое и стало распространяться в эпоху средневековья.

Средневековая монастырская школа

Самыми первыми заведениями, где можно было учиться являлись монастырские школы. Несмотря на то, что церковь оставляла науки которые ей были нужны, именно с них и началась культурная традиция, которая связывала разные эпохи.
По мере того, как развивалась культура населения, начали появляться первые университеты. Они имели юридическую, финансовую и административную направленность. К 1500 году существовало уже 80 университетов.
Средневековые монастырские школы подразделялись на внешние и внутренние. Они давали более глубокое образование. Плюсом было то, что в школе был доступ к библиотеке. Многие люди, которые имели образование, были монахами.
Школы, которые принадлежали к внутреннему типу, предназначались только для монахов или тех, кто готовился поступить в монахи. Для этого нужно было получить специальное разрешение от аббата монастыря. Те школы, которые назывались внешними, принимали чужаков.
Существовали также школы, которые подготавливали будущих священнослужителей. Уровень подготовки и образования таких школ был минимален.
Монастырские школы могли посещать только мальчики. Педагогики воспитания практически не было, вместо неё были мысли о религиозном воспитании, которые содержались в литературе.
Во внутренних школах образование было шире. Учителя требовали, чтобы ученики в виде приветствия читали латинскую прозу и стихи. Если было желание, некоторые могли брать индивидуальные занятия. Особое внимание уделялось сочинениям на латыни. Из греческого языка брали только азбуку и отдельные слова из литургии.
С каждым уроком знания увеличивались. В монастыре имелись мастерские по переписке. Переписывались рукописи, которые были вывезены из Италии, а затем распространялись по всей Европе.
Аббаты занимались сбором книг для монастыря, призывали читать именно подлинные тексты. Вскоре монастырские школы начали расширяться на других науках, например музыке, медицине и математике. Появляются бродячие студенты, что стало одним из источников ваганства.
И всё-таки самой главной заботой монастыря стало составление, а потом перепись текстов к Священному Писанию.

Чему обучали в средневековой монастырской школе?

В средневековье существовало три типа школ, это церковно-приходская, монастырская и соборная школа.
Для низших слоёв населения были отдельные системы воспитания. Они изучали счета, риторику, чтение и письма. Для феодалов была принята система рыцарского воспитания, где обучали верховой езде, плаванию, умением фехтовать, владение копьём и игрой в шахматы. Основной книгой был Псалтырь. Античная и христианская традиция переплелись на практике и в обучении.
Школы готовили почти одних священников. Если обучение было платным, то оно преподавалось только на латинском языке. Такое обучение предполагалось для зажиточных горожан. Учёба начиналась с изучения молитв, затем шло знакомство с алфавитом и чтение тех же молитв по книге.
При чтении слова и выражения заучивались, в смысл никто не вникал. Именно поэтому, далеко не все, кто умел читать латинские тексты, могли понимать прочитанное.
Выше всех предметов стояла грамматика. Для обучения письму требовалась около трёх лет. На специальной дощечке, которая была покрыта воском, ученики могли упражняться в написании, и только потом они брались за перо и могли писать на пергаменте. Числа изображали с помощью пальцев, учили таблицу умножения, учились петь и знакомились с вероучением.
Многие ученики проявляли неохоту к зазубриванию и латыне, выходя из школы наполовину грамотными и умеющими немного читать тексты книг.
Некоторые крупные школы давали знания посерьёзней и назначались при епископских кафедрах. В них изучали грамоту, арифметические числа, риторические, диалектические и геометрические науки. Дополнительными предметами были музыка и астрономия.
Искусство включало в себя два уровня. Начальный уровень состоял из обучения грамоте, риторике и диалектике. А высший включал все остальные искусства. Самой трудной считалась грамматика. Её представляли как царицу с ножом для чистки ошибок в одной руке и с бичом в другой.
Также ученики тренировались в спряжении и склонении. В риторике учили правила синтаксиса, стилистики, составляли письма, грамоты и деловые бумаги.
Особой значимостью выделялась диалектика, она учила не только рассуждать и делать правильные выводы, но и находить противника учения церкви. Арифметика знакомила с сложением и вычитанием. Ученики решали разные задачи, учились вычислять время религиозных праздников. Даже в цифрах они видели особый религиозный смысл. Следом за арифметикой была геометрия. Все задачи были общие, без доказательств. Особое внимание уделялось географическим сведениям в этой науке. В астрономии знакомились с созвездиями, движением планет, но объяснение было не точным.
В монастырской школе была суровая атмосфера. Учителя не жалели учеников за ошибки, применялись телесные наказания, которые церковь одобряла.
В этот период все люди, которые были грамотными, принадлежали к одному сословию и обучались в школах, которые создавались представителями этих сословий.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...