Семья мужа.

"Посторонись, народ!"
(Акцизные чиновники
С бубенчиками, с бляхами
С базара пронеслись.)

"А я к тому теперича:
И веник дрянь, Иван Ильич,
А погуляет по полу,
Куда как напылит!"

"Избави Бог, Парашенька,
Ты в Питер не ходи!
Такие есть чиновники,
Ты день у них кухаркою,
А ночь у них сударкою-
Так это наплевать!"

"Куда ты скачешь, Саввушка?"
(Кричит священник сотскому
Верхом, с казенной бляхою.)
– В Кузьминское скачу
За становым. Оказия:
Там впереди крестьянина
Убили… – "Эх!.. грехи!.."

"Худа ты стала, Дарьюшка!"
– Не веретенце, друг!
Вот то, чем больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской…

"Эй парень, парень глупенькой,
Оборванной, паршивенькой,
Эй, полюби меня!
Меня, простоволосую,
Хмельную бабу, старую,
Зааа-паааа-чканную!.."
____

Крестьяне наши трезвые,
Поглядывая, слушая,
Идут своим путем.

Средь самой средь дороженьки
Какой-то парень тихонький
Большую яму выкопал.
"Что делаешь ты тут?"
– А хороню я матушку! -
"Дурак! какая матушка!
Гляди: поддевку новую
Ты в землю закопал!
Иди скорей да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось соскочит дурь!"

"А ну, давай потянемся!"

Садятся два крестьянина,
Ногами упираются,
И жилятся, и тужатся,
Кряхтят – на скалке тянутся,
Суставчики трещат!
На скалке не понравилось:
"Давай теперь попробуем
Тянуться бородой!"
Когда порядком бороды
Друг дружке поубавили,
Вцепились за скулы!
Пыхтят, краснеют, корчатся,
Мычат, визжат, а тянутся!
"Да будет вам, проклятые!"
Не разольешь водой!

В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: "Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!"
Другая: – Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал,
Середний зять клубок украл,
Клубок плевок, да дело в том, -
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди, убьет, убьет!..

"Ну полно, полно, миленькой!
Ну, не сердись! – за валиком
Неподалеку слышится, -
Я ничего… пойдем!"
Такая ночь бедовая!
Направо ли, налево ли
С дороги поглядишь:
Идут дружненько парочки,
Не к той ли роще правятся?
Та роща манит всякого,
В той роще голосистые
Соловушки поют…

Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
Без ругани, как водится,
Словечко не промолвится,
Шальная, непотребная,
Слышней всего она!
У кабаков смятение,
Подводы перепутались,
Испуганные лошади
Без седоков бегут;
Тут плачут дети малые,
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..

У столбика дорожного
Знакомый голос слышится,
Подходят наши странники
И видят: Веретенников
(Что башмачки козловые
Вавиле подарил)
Беседует с крестьянами.
Крестьяне открываются
Миляге по душе:
Похвалит Павел песенку -
Пять раз споют, записывай!
Понравится пословица -
Пословицу пиши!
Позаписав достаточно,
Сказал им Веретенников:
"Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!"

Крестьяне речь ту слушали,
Поддакивали барину.
Павлуша что-то в книжечку
Хотел уже писать,
Да выискался пьяненький
Мужик, – он против барина
На животе лежал,
В глаза ему поглядывал,
Помалчивал – да вдруг
Как вскочит! Прямо к барину -
Хвать карандаш из рук!
– Постой, башка порожняя!
Шальных вестей, бессовестных
Про нас не разноси!
Чему ты позавидовал!
Что веселится бедная
Крестьянская душа?
Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем,
Нас пьяных много видится,
А больше трезвых нас.
По деревням ты хаживал?
Возьмем ведерко с водкою,
Пойдем-ка по избам:
В одной, в другой навалятся,
А в третьей не притронутся -
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Не пьют, а так же маются,
Уж лучше б пили, глупые,
Да совесть такова…
Чудно смотреть, как ввалится
В такую избу трезвую
Мужицкая беда, -
И не глядел бы!.. Видывал
В страду деревни русские?
В питейном, что ль, народ?
У нас поля обширные,
А не гораздо щедрые,
Скажи-ка, чьей рукой
С весны они оденутся,
А осенью разденутся?
Встречал ты мужика
После работы вечером?
На пожне гору добрую
Поставил, съел с горошину:
"Эй! богатырь! соломинкой
Сшибу, посторонись!"

Сладка еда крестьянская,
Весь век пила железная
Жует, а есть не ест!
Да брюхо-то не зеркало, -
Мы на еду не плачемся…
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
А есть еще губитель-тать
Четвертый, злей татарина,
Так тот и не поделится,
Все слопает один!
У нас пристал третьеводни
Такой же барин плохонькой,
Как ты, из-под Москвы.
Записывает песенки,
Скажи ему пословицу,
Загадку загани.
А был другой – допытывал,
На сколько в день сработаешь,
По малу ли, по многу ли
Кусков пихаешь в рот?
Иной угодья меряет,
Иной в селенье жителей
По пальцам перечтет,
А вот не сосчитали же,
По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда?..

Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет,
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочкам, по зажоринам
Ползком ползет с плетюхами, -
Трещит крестьянский пуп!

Под солнышком без шапочек,
В поту, в грязи по макушку,
Осокою изрезаны,
Болотным гадом-мошкою
Изъеденные в кровь, -
Небось мы тут красивее?
Жалеть – жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и гульбе!..

У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка -
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!
Не горевать тут надобно,
Гляди кругом – возрадуйся!
Ай парни, ай молодушки,
Умеют погулять!
Повымахали косточки,
Повымотали душеньку,
А удаль молодецкую
Про случай сберегли!..

Мужик стоял на валике,
Притопывал лаптишками
И, помолчав минуточку,
Прибавил громким голосом,
Любуясь на веселую,
Ревущую толпу:
– Эй! царство ты мужицкое,
Бесшапочное, пьяное,
Шуми – вольней шуми!..

"Как звать тебя, старинушка?"

– А что? запишешь в книжечку?
Пожалуй, нужды нет!
Пиши: "В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!.."

Крестьяне рассмеялися
И рассказали барину,
Каков мужик Яким.

Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет – с сохою возится,
А смерть придет Якимушке -
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох…

С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость Божия,
Деревня загорелася-
А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взял целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Жена его тем временем
С иконами возилася,
А тут изба и рухнула -
Так оплошал Яким!
Слились в комок целковики,
За тот комок дают ему
Одиннадцать рублей…
"Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?"

– Повесил – есть и новые, -
Сказал Яким – и смолк.

Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
Крестьяне, как заметили,
Что не обидны барину
Якимовы слова,
И сами согласилися
С Якимом: – Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьем – значит, силу чувствуем!
Придет печаль великая,
Как перестанем пить!..
Работа не свалила бы,
Беда не одолела бы,
Нас хмель не одолит!
Не так ли?

"Да, Бог милостив!"

– Ну, выпей с нами чарочку!

Достали водки, выпили.
Якиму Веретенников
Два шкалика поднес.

– Ай барин! не прогневался,
Разумная головушка!
(Сказал ему Яким.)
Разумной-то головушке
Как не понять крестьянина?
А свиньи ходят по́ земи -
Не видят неба век!..

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич

2) Некрасов а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»б) участвовал в обороне Севастополя в) был редактором журнала «Современник» г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназиив) в Московском университете г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Железная дорога» б) «Невский проспект» в) «Памяти Добролюбова г) «Русские женщины»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) Заплатово б) Дырявино в) Неурожайка г) Безруково

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастливого б) богатого

в) ученого г) скатерть-самобранку

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку? а) лисица б) волк в) пеночка г) синичка

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»? а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп в) Григорий Добросклонов г) князь Утятин

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит а) в Москве б) в Калинове в) «в каком селе – угадывай» г) в Петербурге

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»? а) былины б) песни в) бывальщины г) сказа

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником? а) Савелий б) Ермила Гирин в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…» а) женская доля так же тяжела, как мужская б) женская доля тяжелее мужской в) женская доля легче мужской г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков

15) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии? а) Савелий б) Яким Нагой в) Ермил Гирин г) Одинцова

16) Кто рассказал о себе:"Семья была большущая,Сварливая... попала я С девичьей холи в ад!В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал…»? а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) О каком персонаже идет речь? Осанистая женщина,Широкая и плотная,Лет тридцати осьми.Красива; волос с проседью,Глаза большие, строгие, а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

18) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 2 ВАРИАНТ 1) Годы жизни Н Некрасова: а) 1814 - 1841 б) 1809 - 1852 в) 1821 - 1877 г) 1799 - 1837

2) В жизни Некрасова а) была ссылка на Кавказ в действующую армию б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в а) Петербургском университете б) Царскосельском лицее в) Нежинской гимназии г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась а) два года б) пять лет в) десять лет г) двадцать лет

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Дворянское гнездо» б) «Памяти Добролюбова» в) «Железная дорога» г) «Русские женщины»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) рассказ-эпопея б) поэма-эпопея в) роман-эпопея г) повесть-эпопея

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) пять б) шесть в) семь г) десять

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит: «Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат Прова дюжего» а) «Пролог» б) «Поп» в) «Счастливые» г) «Помещик»

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) помещика в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/
Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»? а) поп б) купец Алтынников в) Оболт-Оболдуев г) князь Утятин

11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило? А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом - на улице/Одни ребята малые,/В домах - старухи старые… а) «Пролог» б) «Поп» в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого? а) показывает трудолюбие русского крестьянства б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева? а) глупость б) любовь к родине в) мудрость г) вседозволенность

14)) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь» а) Григорию Добросклонову б) Ермилу Гирину в) Якиму Нагому г) деду Савелию

15) Кто из героев поэмы говорит о себе: «"Клейменый, да не раб!"? а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

16) Чья портретная характеристика? И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

17) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?


18) Кто счастлив в поэме? Какой герой является народным заступником?

ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-"Памяти Добролюбова", 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-"Элегия", 20-реализм


Цель урока:

Оборудование:

  • портреты: А.В. Кольцова, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича;
  • выставка книг А.В.Кольцова;
  • газеты, посвящённые биографии и творчеству А.В.Кольцова;
  • презентация с видеофрагментами (Приложение );
  • мультимедийное оборудование для демонстрации презентации к уроку.

Словарная работа: прасол – в 19 в. – торговец, скупавший оптом в деревнях рыбу или мясо для розничной торговли и производивший их засол, в 60-е годы 19 в. – скупщик скота.

Пишу не для минутной славы:
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, преданных друзей,
Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов.

План урока:

I. Заочная экскурсия «Кольцовские места г. Воронежа».

II. Выдающиеся деятели 19 в., оказавшие влияние на развитие творческих способностей Кольцова.

III. Автобиографические моменты лирики Кольцова:

1. «...Расскажу по-дружески повесть о самом себе...»

2. «...Отец мой всех был богатей,
Всяк знался с нашей хатой,

Был хлеб,был скот рогатый...»

3. «...сердце в первый раз
И полюбило не на час...»

4. «...Напрасно, девы милые,
Цветёте красотой,
Напрасно добрых юношей
Пленяете собой, –
Когда обычьи строгие
Любить вас не велят...»

5. Кольцов – песенник.

6. Народно-поэтическая основа лирики А.В.Кольцова.

7. «Ах, ты степь моя,
Степь широкая...»

8. «Певец страданья и полей –
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века».
Григорий Иванович Люшнин.

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Заочная экскурсия «Кольцовские места г. Воронежа»

Слово учителя: Тема нашего урока – «Жизнь А.В.Кольцова в стихах, песнях и памяти народной». Сегодня мы познакомимся с личностью и поэтическим наследием Алексея Кольцова; поговорим о темах лирики поэта и автобиографическом характере его творчества; ответим на вопрос: современен ли Кольцов сегодня и что привлекает читателя 21 века в стихах Алексея Васильевича?
2009 год – год А.В.Кольцова в Воронежской области. 15 октября 2009 исполняется 200 лет со дня рождения поэта. Поэтому именно памяти Кольцова мы посвящаем наш урок (слайд 3) .
Улицы, скверы, здания Воронежа хранят память о великом земляке. Сегодня мы отправимся на литературную экскурсию по местам нашего города, неразрывно связанным с именем поэта.

Ученица: Я приглашаю вас на экскурсию по Кольцовским местам нашего города (слайды 4-21) .

  1. Дом, где родился А.В.Кольцов. К сожалению, само здание не сохранилось. Об этом напоминает только мемориальная доска.
  2. Живописная Ильинская церковь, где крестили будущего поэта.
  3. Здание Воронежского уездного училища, где учился Кольцов. Оно было разрушено во время Великой Отечественной войны.
  4. Дом Тулинова, где Кольцов встречался с В.А. Жуковским, который специально для этого приехал в Воронеж. Местные обыватели с удивлением наблюдали, как воронежский мещанин гуляет по городу с самим воспитателем наследника престола.
  5. В 1868 г. был открыт памятник Алексею Кольцову в сквере, названном Кольцовским. Бюст был изготовлен из белого каррарского мрамора петербургским скульптором Антонио Трискони. Памятник был создан на пожертвования горожан. Сначала памятник находился в центре сквера, а при реконструкции сквера в 30-е г.г. памятник передвинули на несколько метров от границы сквера и развернули на 180 градусов.
    В 1942 г. фашисты, оккупировавшие Воронеж, устроили в сквере кладбище для немецких солдат и офицеров. Так Кольцовский сквер выглядит сегодня.
  6. Драматический театр им. А.В. Кольцова – один из старейших в России. Сейчас он находится на реставрации. Здесь выступали Щепкин, Мочалов, Комиссаржевская, Остужев, звучал голос Маяковского.
  7. В 1996г. здание старого театра пришло в аварийное состояние, а труппа театра справила новоселье. Современное здание театра им. Кольцова знакомо всем жителям города.
  8. В 1976г. в Воронеже появился ещё один памятник Кольцову. Это 10-метровая фигура, высеченная из серого гранита. Установлен памятник на Советской площади. Автор – народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР П.И. Бондаренко.
  9. Центральная улица города носит имя Кольцова. Кольцовская – старинная и современная – хранит память о поэте.
  10. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем Кольцова. Здесь нас встречает запах конфет с символичным названием «Песни Кольцова».
  11. Рядом со зданием цирка находится литературный некрополь, где покоится прах А.Кольцова. Здесь ежегодно проводятся Кольцовско-никитинские чтения.
  12. На улице Володарского, д.41 уютно расположилась гимназия им. Кольцова.
  13. В городе работает библиотека, носящая имя Кольцова. Сотрудники библиотеки познакомят вас с книгами о жизни и творчестве поэта.
  14. В Воронеже существует музыкальная гостиная «Кольцовский уголок», где студенты и выпускники музыкального училища им. Ростроповичей исполняют свои произведения

На этом наша экскурсия закончена. Спасибо за внимание!

II. Выдающиеся деятели 19 в., оказавшие влияние на развитие творческих способностей Кольцова.

Слово учителя: Судьбу любого человека определяют люди, его окружающие. В полной мере это верно и для людей творческих. Неизвестно, как сложилась бы судьба Кольцова, если бы на его жизненном пути не было В.Г.Белинского, Н.В.Станкевича, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, А.С.Пушкина (слайд 22) .

Сообщение учащегося: В.Г. Белинский – лучший судья произведений Кольцова, поэт с благодарностью принимал советы критика. Белинский много писал о творчестве Кольцова, их связывала большая сердечная дружба. Получив известие о смерти любимого им поэта, Белинский писал: «...пал друг и брат». Белинский пишет о стихах Кольцова как о примечательном явлении в нашей литературе. Кольцов жил в квартире Белинского в октябре-ноябре 1840 года. Обращение Белинского «мой милый Алексей Васильевич» свидетельствует о нежной дружбе.
А.С.Пушкин писал: «Кольцов обратил на себя общее и благосклонное внимание...» Пушкин в Кольцове видел действительно одарённого художника слова. Называл его человеком, хотя и «бедным образованием, но с большим талантом, с широким кругозором». Получив разрешение на издание «Современника», Пушкин сразу же привлёк к участию в нём Кольцова. В 1835 г. в «Современнике» было опубликовано стихотворение Кольцова «Урожай».
Н.В. Станкевич – литератор, сын богатого воронежского помещика, получил университетское образование, возглавлял московский литературно-философский кружок в 30-е гг. 19в. Высоко оценил творчество начинающего поэта, познакомил его с московскими литераторами. За свой счёт издавал стихотворения Кольцова. В 1835 г. напечатал 18 пьес Кольцова. Это принесло большую известность Кольцову в мире литературы.
П.А.Вяземский – князь, снабжал Кольцова рекомендательными письмами к важным особам, доступ к которым иначе был бы для Кольцова невозможен.
В.А.Жуковский – очень высоко оценил стихи поэта. В 1837 г. специально приехал в Воронеж, чтобы встретится с Кольцовым и выразить своё восхищение ему лично. Их связывали самые нежные отношения.

III. Автобиографические моменты лирики Кольцова:

Слово учителя: Лирика Кольцова – это проникновенный и очень искренний рассказ о себе самом: о юности, о взаимоотношениях с родителями, о первой любви, размышления о своём месте в мире... Это те жизненные впечатления, которые он получил дома, на службе, это встречи и разлуки, радости и горести, пережитые им. История его жизни в его стихах (слайд 23) .

«...Расскажу по-дружески
Повесть о себе самом...»

Чтец:

Скучно и нерадостно
Я провёл век юности:
В суетных занятиях
Не видал я красных дней.
Жил в степях с коровами,
Грусть в лугах разгуливал,
По полям с лошадкою
Один горе мыкивал.
От дождя в шалашике
Находил убежище,
Дикарём, степникою
Я в Воронеж езживал
За харчами, деньгами
Чаще – за отцовскими
Мудрыми советами.

Учитель: А.Кольцов родился в Воронеже 3(15) октября 1809 года. С юности видел мелочную торговлю, слышал грубые и непристойные речи. К счастью, к благородной натуре Кольцова не пристала грязь, среди которой он родился. Он жил в своём особенном миреясное небо, леса, поля, степь, цветы. Это противопоставлялось удушливой атмосфере его домашней жизни.
В литературоведении Кольцов характеризуется как крестьянский поэт, поэт-самоучка, поэт-прасол. Запись в тетрадь значения слова «прасол».
Сложные отношения были у поэта с отцом.

«...Отец мой всех был богатей,
Всяк знался с нашей хатой,
Обширен был наш круг полей, –
Был хлеб, был скот рогатый...»

Сообщение учащегося: Отец поэта – воронежский мещанин, человек не богатый, но зажиточный скотовод (слайд 24). Отец считал учёбу сына бесполезной тратой времени и денег. Т. к. Кольцов умел читать и писать, его отец решил, что больше ему ничего не нужно знать и что образование его окончено, и забрал его из Воронежского уездного училища.
С отцом Кольцова связывали сложные отношения. Кольцов писал: «Он простой купец, спекулянт, вышел из ничего, век рожь молотил, грудь его черства, интересуют его только дела своей торговли. Постоянно ворчит, сердится, скупится, даёт 1000 рублей содержания в год».
Уже больного Кольцова отец поселил в мезонине, который зимой не топился. Кольцову приходилось по ночам добывать дрова, как вору. Узнав об этом, отец обещал выгнать его из дому. Не давал чая, сахара, свечей. Мать украдкой от отца доставляла ему обед и ужин

Слово учителя: В 17 лет (1828 г.) произошло событие, имевшее могущественное влияние на всю жизнь поэта. В семейство Кольцовых вошла молодая девушка Дуняша в качестве служанки. Несмотря на низкое происхождение, она была щедро одарена от природы красотой, умом, добрым сердцем. Кольцов влюбился, он испытывал к ней глубокое и сильное чувство, она была для него идеалом женщины. Они строили планы на будущее.

«...Сердце в первый раз
Так пламенно, так нежно полюбило –
И полюбило не на час...»

Демонстрируется отрывок из фильма «На заре туманной юности» (слайд 25)

Учитель: Отцу Кольцова не понравилась эта связь, и он продаёт Дуняшу донскому помещику. Скоро она зачахла и умерла в тоске разлуки и от жестокого обращения. Алексея поразило это несчастье, он заболел сильной горячкой, пытался разыскать любимую, но безрезультатно. Дуняша умерла, но она навсегда поселилась в его творчестве. Кольцов посвятил ей большое число красивых стихотворений: «Ничто, ничто на свете...», «К милой», «Не шуми ты, рожь...». Сегодня мы услышим ещё одно стихотворение «Утратив то, что было мило...» (слайд 26) .

Учитель:

– Какие переживания вложил Кольцов в эти строки?
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Вывод: Здесь горечь потери, утраты; он оплакивает потерю любимой; сердце его полно боли и тоски, он осознаёт невосполнимость утраты, готов отдать свою жизнь ради любимой. Жаль влюблённого юношу. Что ждёт его впереди? Безрадостное существование и горькие слёзы.

Слово учителя: Много проникновенных поэтических строк посвятил Кольцов русским девушкам и женщинам. Его стихи рисуют безрадостные картины жизни поселянок с нелюбимым мужем, в чужой семье, где нет теплоты и понимания. Судьбы русских женщин иллюстрируют расхожее народное выражение: «Стерпится-слюбится!» (слайд 27)

Чтец:

Без ума, без разума
Меня замуж выдали,
Золотой век девичий
Силой укоротали.
Для того ли молодость
Соблюдали, нежили,
За стеклом, от солнышка,
Красоту лелеяли,
Чтоб я век свой замужем
Горевала, плакала,
Без любви, без радости
Сокрушалась, мучилась?....

Учитель: Какой рисуется судьба лирической героини поэтом?

Вывод: Перед нами правдивое, неприукрашенное повествование. Кольцов пишет то, о чем знает и чему свидетелем был сам: неравный брак, нелюбовь мужа и его родни, пустое и безрадостное житьё замужней женщины.

Слово учителя: Кольцов не одинок в изображении женской доли. Похожие мотивы звучат в пьесах Островского, в поэмах Некрасова. Некрасов как бы вторит Кольцову: «Не дело между бабами счастливую искать!» Такова судьба Марфы Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо.»
Предварительный вопрос к классу: Сопоставьте два стихотворения: «Без ума, без разума...» Кольцова и монолог Марфы Тимофеевны:

(Стихотворение читает учитель)

Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскалённое
Железо – зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!

Учитель: Что общего между стихами Некрасова и Кольцова?

Вывод: Стихи близки мотивами горечи, неудовлетворённости своей судьбой, общностью судеб героинь.

Слово учителя: Кольцов – поэт-песенник. Песни Кольцова стали проникать в народ ещё при жизни поэта, «их пели крестьяне в захолустных сёлах и деревнях», – сообщает «Воронежский телеграф» в 187 2г. На слова поэта создано более 700 романсов и песен, написанных 300 композиторами (Алябьевым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Варламовым, Балакиревым, Пожарским и др.)
Мы представляем вашему вниманию песню «Дума Сокола» – слова Кольцова, музыка Пожарского.
Исполняется песня учениками в костюмах. На экране демонстрируются отрывки из фильма «На заре туманной юности» (слайд 28) .

Долго ль буду я
Сиднем дома жить,
Мою молодость
Ни за что губить?
Долго ль буду я
Под окном сидеть,
По дороге вдаль
День и ночь глядеть?
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?...

Учитель:

– Что символизирует сокол в народной поэзии? (Это образ – символ свободы, воли)
– Как вы понимаете слова: «Иль у сокола крылья связаны?» (Нет свободы выбора, люди, обстоятельства грузом ложатся на плечи человека, он сам уже ничего не решает и от этого страдает)
– Почему судьбу называет мачехой? (Она к нему жестока, как мачеха к нелюбимому дитя)
– О чём мечтает, к чему стремится лирический герой стихотворения? (Жить полноценной жизнью, дышать полной грудью, сбросить с себя груз несвободы, «лететь» туда, куда стремится душа, держать ответ только перед Богом)
– Какие художественно-изобразительные средства использует автор? (Кольцов использует постоянные эпитеты, сравнения, риторические вопросы. Мы можем говорить о народно-поэтической основе его творчества, поэтому многие стихотворения Кольцова стали народными песнями.)

Учитель: Народно-поэтический образ – это образ степи, постоянно появляется в стихах поэта. Как вы думаете, с чем это связано? (Отец поэта – торговец скотом, Кольцову часто приходилось перегонять стада с места на место. Кроме того, что это тяжёлый, утомительный труд, это прекрасная возможность быть на природе, любоваться её красотой.)
Гимном степи является стихотворение Кольцова «Степь» (слайд 29).
И, конечно, знаменитый «Косарь» (слайд 30) .

Учитель: Какой представляется степь в произведениях Кольцова?

Вывод: Степь Кольцов любил страстно и восторженно. Она для него – отрада, ласковый друг, к которому можно обратиться за утешением «в минуту жизни трудную», и предмет восхищения. Во всех стихах Кольцова есть что-то степное, широкое, раздольное. Читая их, понимаешь, что степь воспитала и взлелеяла его. Ученица подготовила иллюстрации к стихам Кольцова.

Учитель: Что ты хотела выразить в своих картинах?

Итоговые вопросы к классу:

– Какое настроение вызывают у вас стихи Кольцова?
– С интересом ли вы читали и слушали стихотворения Кольцова сегодня? Что вас в них привлекает?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось особенно интересным?

Вывод по уроку: Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Его стихи дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.
Кольцовские песни – с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее – трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа.

IV. Итоги урока. Домашнее задание

Слово учителя: Закончить урок я хотела бы словами Григория Ивановича Люшнина, которые отражают то, что я чувствую, и очень хотела, чтобы почувствовали и вы:

Певец страданья и полей,
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века.


Историки утверждают, что самое тяжелое положение в России было у крестьян XVI – XIX веков. Но если рассматривать положение крепостных по отдельности, то можно сказать, что на жизнь женщины часто приходилось больше испытаний, чем на жизнь мужчины, ведь крестьянки всегда оставляли родной дом и уходили жить в семью мужа, где им порой жилось совсем не сладко, умирали при родах и даже с грудными детьми не освобождались от непосильной работы на полях.

Проблему положения женщины не обошёл вниманием великий русский писатель Н.А.

Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» ей уделена особая глава, раскрывающая все трудности жизни женщины. В поисках счастливого главные герои произведения доходят до обычной крестьянки, и она рассказывает им историю своей жизни. Корчагиной Матрене Тимофеевне до замужества жилось хорошо. «За батюшкой, за матушкой, /Как у Христа за пазухой/, Жила я, молодца, » - говорит она странникам. Потом Матрена вышла замуж, да только семья мужа её невзлюбила. «Семья была большущая, /Сварливая…Попала я/ С девичьей холи в ад!» Свекровь попалась злая, золовка постоянно ябедничала. Муж бил Матрену только один раз, что по тем соображениям считалось роскошью. Другие женщины всю жизнь терпели побои мужей.

Матрена нигде не могла найти защиты, единственным, кто её жалел, был отец свекра, дед Савелий. Героиня трудилась каждый день, она даже была вынуждена оставлять маленького сына, чтобы работать.

Жизнь современных девочек, девушек, женщин, конечно, сильно, отличается от жизни бесправных крестьянок, но есть и такие страшные моменты, когда женщина остается один на один со своим горем. Это смерть детей. У Матрены Тимофеевны умер первенец, маленький Демушка, и она об этом ни на минуту не забывала всю оставшуюся жизнь. Остальных своих сыновей крестьянка всегда защищала, несмотря на сильное давление семьи мужа и общества. Они стали её единственной радостью.

Матрена Тимофеевна считала, что «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки, / Заброшены, потеряны, / У Бога самого». Я думаю, это было верным суждением для описания положения женщины того времени. Жизнь Матрены Корчагиной – один из многочисленных примеров тяжелой женской доли. В России тогда чуть ли не каждая крестьянка имела похожую судьбу. Сегодня, когда прошло уже столько лет после отмены крепостного права, когда в большинстве стран мира все люди имеют равные права, мы все равно помним, что когда-то женщины было совершенно не защищены законом и государством. Только в начале XX века они стали бороться за своё счастье.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

краткое содержание других презентаций

«Некрасов «Русские женщины»» - М.Н.Волконская. Музыкальное сопровождение. Диалог. Дом Лавалей. Дом-музей Трубецких. П.Е.Анненкова. К.П.Ивашева. Граф Лаваль. Декабристка. Доводы генерала. Позади остался Петербург. Градация. Н.А.Некрасов. Образок. Заповеди семейной жизни. Образы России. Титры фильма. Ирина Купченко. Е.П.Нарышкина. Пленительные образы. Е.И.Трубецкая.

«Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»» - Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Проблематика. Матрёна Тимофеевна. Жанровое своеобразие. Фольклор в поэме. Повторяем термины. Спор. Эпопея- художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи. Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего. Н.А. Некрасов Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Положение русского народа. Характеристика главных образов.

«Крестьянские дети» - Стихи для детей. Картины Маковского. Счастливый народ. Детство. Грибные набеги. Красное детство. Н. А. Некрасов. Поэт-охотник. Мужичок с ноготок. Некрасов. Крестьянские дети. Страсть к охоте и творчество. Детство на Волге. Родные места. Зависть. Образы крестьянских детей.

«Произведения Н.А.Некрасова» - Цикл стихов. Лирический герой. Литературный цвет. Свобода. Я не люблю иронии твоей. Праздный народ. Добрый папаша. Дороженька. Насмешливый ум. Размышления у парадного подъезда. Нравственный человек. Тройка. Некрасов Николай Алексеевич. Литературный салон Панаевых. Железная дорога. Хороший повар. Мысль о бесправии. Некрасов. Вред. Народ. Мотивы лирики Некрасова. Герой. Муза Некрасова. Хлеб. Бестолковые люди.

«Некрасов «Крестьянские дети»» - Поэт ввёл в произведение голоса многих ребят. Рассмотрим портрет кисти художника Венецианова А.Г «Захарка». Довольно, Ванюша. Цели урока. Работа с текстом. Положим, крестьянский ребёнок свободно растет, не учась ничему. О, милые плуты. Крестьянские дети. Автор любит детей. Работа с учебником.

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо»» - Дворовый человек. Пир на весь мир. Каменотес-олончанин. Мужик с одышкою. Весенний пейзаж. Счастье. Глава «Крестьянка». Биография Якима. Савелий. Горькое время. Дьячок. Волнующий вопрос. Семья мужа. Революционный оптимизм. Почёт. Оборванные нищие. Путь Гриши. Счастье в девках выпало. Решение находится неожиданно. Художественные детали. Крестьянин-белорус. Эпопея. Герои поэмы путешествуют по земле русской.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...