Щелевые согласные в русском языке. Значение смычно-щелевые согласные в словаре лингвистических терминов

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Безусловно, большая часть звуков русского языка - согласные. Их соотношение с гласными 37/6. Для сравнения приведем данные из книги А.А.Леонтьева «Путешествие по карте языков мира»: в армянском языке согласных 40, в саамском - 53, а в языках полинезийской семьи самый «богатый» согласными маорийский язык, который насчитывает всего 10 согласных звуков.

Таким образом, русский язык можно назвать умеренно согласным.

Разумеется, чем больше звуков какого-либо типа в языке, тем больше должно быть признаков, по которым их различают. Поэтому, если для «опознания» гласных русского языка нужно не более трех характеристик, то согласные характеризуются по пяти основным признакам:

1) уровень шума;

З) место образования преграды;

4) способ образования звука, то есть способ пр одол ния преграды воздушной

Струей;

5) твердость/мягкость.

1. По уровню шума (степени его интенсивности) выделяют шумные согласные и сонорные . Шумные - [п], [б], [с], [ж] и др. – произносятся с бо льшей

напряженностью органов речи: струя воздуха с большей силой преодолевает довольно узкую преграду, в результате чего степень интенсивности шума значительно больше, чем у сонорных. Сонорные - [р], [л], [м], [ j ] и др. – произносятся с меньшим напряжением, ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных больше, поэтому уровень шума ниже, чем при артикуляции шумных.

2. По участию/неучастию голоса выделяют согласные, произносимые голосом, и согласные, произносимые только при помощи шума. Первая группа, в свою очередь, делится на сонорные , у которых тон преобладает над шумом, и звонкие , у которых шум преобладает над голосом. Вторая группа – глухие согласные, произносимые только при помощи шума. По глухости/звонкости согласные образуют пары: [б] - [п], [д] - [т], [ж] - [ш] и т.д. Звуки, которые в школе мы называем непарными (сонорные, [х], [ц], [ч’]), в потоке речи имеют пары по глухости/звонкости. Так, в конце слова перед паузой или перед глухим шумным сонорные звонкие меняются на сонорные оглушенные; особенно выражено оглушение после глухих согласных: Kpa[j], вa[л ̭̭ ], воп[л ], рит[м], Пет[р ]. Глухой щелевой [х] перед звонкими согласными меняется на звонкий щелевой [γ] : мои[γ] детей, мо[γ] зелен,дву[γ]годичный . Кроме того, этот звук является орфоэпической нормой в некоторых словах: бу[γ]алтер, [γ]осподи, ради бо[γ]а . Глухой [ц] перед звонкими шумными меняется на звонкий [дз] : пла[дз]дарм, коне[дз] года, оте[дз] добрый . Глухой [ч’] перед звонким шумным меняется на [д ж ] : но[д ж ] белая, до[д ж ’] брата .

В общем виде эти две классификации можно представить в виде схемы:

Примечание : долгота (обозначается знаками: или ¯) или краткость согласного в русском литературном языке не является основанием классификации, поэтому в современных работах по фонетике более употребительны обозначения [ж ] и [ ш ].

3. По месту образования преграды классификация согласных строится с учетом двух факторов: активного (подвижного) и пассивного (неподвижного) органов речевого аппарата, взаимодействие которых создает необходимую для произнесения согласного звука преграду:

Таким образом, согласные различаются:

4. Способ образования согласного характеризует то, каким образом воздушная струя преодолевает препятствие на своем пути. Если препятствие образовано неполным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя проходит через получившуюся щель; при этом образуется характерный шум трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые согласные. Если преграда образована плотным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя преодолевает препятствие способами, характерными для смычных согласных.

Щелевые (фрикативные)

1) срединные образуются посередине между сближенными в узкую щель органами: [в], [в ], [ф], [ф ], [з], [з ] [с], [с ], [ж], [ж ], [т], [т ], [х], [х ], [ j ] ;

2) боковые образуются путем прохождения воздушной струи вдоль языка, по его бокам: [л], [л ].

Смычные

1) взрывные (резкое размыкание герметичной смычки и прорыв воздушной струи) [б],[б ],[ п ],[ п ], [д],[д ],[ т ],[ т ], [г ],[г ],[к],

[ к ’ ] ;

2) аффрикаты (или слитные, смычно-щелевые) образуются следующим образом: сначала органы плотно смыкаются, но герметичная смычка не «взрывается, а плавно размыкается в щель: [ц], [ч ]. Иногда используют для обозначения этих согласных знаки [т ͡ с], [т ’͡ ш ], но [ц] не равен [т ͡ с], а [ч ] - [т ’ ͡ ш ], сравните: о целевой – от солевой ;

3) носовые (или смычно- проходные) характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате воздушная струя свободно проходит через носовую полость: [м],[м ], [н],[н ] ;

4) дрожащие (вибранты) образуются путем вибрации - множественном смыкании и размыкании кончика языка с альвеолами - бугорками над верхними зубамии: [р],[р ].

5) имплозивные составляют особую разновидность смычных согласных. Они произносятся на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед аффрикатами:

одел-о[д ’ ел, отдел-о[д ’҅ д ’]ел, коту -[к]оту, к коту - [к ҅ к]оту, отец царя - оте[ц ҅ ц]аря, печь чистая-пе[ч" ҅ ч"]истая.

В отличие от других смычных имплозивные имеют только фазу смычки, за которой не происходит взрыва или возникновения щели, а сразу следует фаза смычки следующего согласного. Имплозивные считают самостоятельными фонетическими единицами, соответствующими определенным фонемам.

5. Твердость звука или мягкость звука определяется характером дополнительной артикуляции, «добавочной» к основному способу образования согласного. Если при образовании звука есть поднятие передне-средней части языка по направлению к твердому (среднему) нёбу, то произносится мягкий (палатализованный ) звук (от лат. palatum «нёбо»)

Для произнесения твердых (веляризованных – от лат. velum palati «нёбная занавеска»)) согласных характерна добавочная артикуляция в виде поднятия задней части языка к заднему мягкому нёбу.

Различия между артикуляцией твердых и мягких согласных можно проследить, если плавно перейти от произнесения [л] к [л ’ ], например, или от [с] к [с ]. Сравните: пыль – пил; мал – мял, лук – люк .

Согласные образуют пары по твердости/мягкости. Это означает, что парные звуки различаются только характером дополнительной артикуляции: [б]-[б ’ ], [п]-[п ], [в]-[в ] и т.д.

Часто школьники и студенты говорят, что звук [ч ’ ] в русском языке всегда мягкий, а [ц] - всегда твердый. Это не так. В потоке слитной речи встречается [ч] твердый - перед [т]: лу[ч] ше, до[ч] шла . У [ц] есть мягкая пара [ц ] на месте [т ] или [ц] перед [с ]: зая[ц ] серый, не траться - тра[ц ]я, меться - ме[ц ] я.

Существуют мягкие пары, чаще всего долгие, у [ш] - [ш ’ :]: [ш]ить - [ш :; у [ж] мягкая пара [ж :] - во[ж : - не реализуется в речи многих говорящих на русском литературном языке.

Единственный звук, который в принципе не может иметь пары по твердости/мягкости, - мягкий [j]. Это объясняется тем что палатализация, добавочная для всех остальных мягких согласных (напомним, что это поднятие средней части языка к среднему, твердому нёбу), для [j] является основной артикуляцией - ведь это единственный среднеязычнo-средненёбный согласный. Без этой артикуляции [j] произнести невозможно, поэтому этот звук называют палатальным, а не палатализованным (т.е. «принёбленным»).

Таким образом, общую артикуляционную классификацию согласных звуков можно представить в виде таблицы (см. далее).

Уровень

шума

Способ образования

Место образования

Губные

переднеязычные

Средне

язычные

Заднеязычные

Губно губные

Губно-зубные

зубные

передне

нёбные

средне

нёбные

средне

нёбные

задне

нёбные

шумные

щелевые

срединные

Ф, В,

Ф’, В’

С, З

С’, З’

Ш, Ж,

Ш’, Ж’

Х’

Х, Υ

сонорные

J

боковые

Л, Л ̭

Л’, Л̭ ’

смычные

носовые

М, М’,

М̭, М̭ ’

Н, Н ̭

Н’ , Н̭ ’

дрожащие

Р, Р̭ ,

Р’, Р̭ ’

шумные

взрывные

П, Б,

П’, Б’

Т, Т’, Д, Д’

К’, Г’

К, Г

аффрикаты

Ц, Ц’,

Д⁀ З

Ч, Ч’,

Д’⁀ Ж’

имплозивные

П҅, Б ҅

П’҅ ,Б’ ҅

Т҅ , Д҅ ,

Т҅ ’, Д҅ ’

К’҅ , Г’ ҅

К҅ , Г ҅

В таблице, безусловно, приведены не все особенности согласных русского языка. Согласные могут приобретать дополнительную артикуляцию в виде огубленности (лабиализации) - вытягивании губ при произнесении даже негубных согласных. Это происходит перед огубленными гласными [о] и [у]. Такие согласные принято обозначать [ О ]. Например, [с]ад - [с о ]уд, [д]ам - [д О ]ом, [ш]ерсть - [ш о ]ок. Выделяют достаточно редкие носовые заднеязычные [ŋ] и [ŋ ’ ] , которые произносятся на месте [н] и [н ] перед [к] и[г] : пу[ŋ]ктир, ко[ŋ]гресс, пе[ŋ ] гнилой и пр.

Итак, чтобы при выполнении второго этапа фонетического анализа дать характеристику согласных звуков, необходимо указать вид каждого согласного по:

б) месту образования

в) способу образования

г) наличию дополнительной артикуляции

- (фрикативные, щелинные, спиранты) согласные, при произнесении которых происходит сближение органов речи, в результате чего воздушная струя, проходя через образовавшуюся щель, производит шум трения (фрикацию). По форме щели различаются… …

смычно-щелевые согласные - То же, что аффрикаты …

Согласные - Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

согласные - (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Щелевые - Фрикативные согласные (от лат. frico «тру») (также щелевые согласные, спиранты) согласные, при артикуляции которых артикуляторы подходят близко друг к другу, но не смыкаются полностью, в результате чего в ротовой полости происходят турбулентные… … Википедия

Согласные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь четкой формантной (см. Форманта) структуры.… … Большая советская энциклопедия

согласные - звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, например сонорные ([м],… … Энциклопедический словарь

Согласные - Запрос «Согласный» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Согласные звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные,… … Википедия

согласные звуки - Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов

Согласные - класс звуков речи, противопоставленный гласным. Ст. зр. артикуляции С. характеризуются наличием смыкания или сужения в речевом тракте (фокуса образования), что акустически выражается участием шумового источника. В зависимости от степени… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Щелевые согласные звуки получаются при помощи воздушной струи, прорывающейся через щель, образующуюся органами артикуляции.

К этим звукам относятся свистящие С, С’, З, З’, шипящие Ш,Ж, Щ, а также Х, Х’, Ф,Ф’, В, В’. Некоторые из них также образуют пары по глухости-звонкости.

Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков является очень распространённым явлением и носит название «сигматизм».

Звуки С и С’

Недостатки произношения.

1. Губно-зубное произношение. Звучание напоминает звук Ф, в произношении которого как раз принимают участие губы и зубы.

К этому виду сигматизма предрасполагает такая аномалия прикуса, при которой верхние резцы резко выступают вперёд и оказываются непосредственно над нижней губой. Подобная аномалия называется прогнатией.

Также данное нарушение может быть из-за вялости или, наоборот, излишней напряжённости мышц языка, «не желающих» принимать участие в произношении.

2. Межзубный. Язык принимает положение между зубами и вместо свитстящего С слышится низкий и слабый шум. Иногда в таком положении звук по акустическим свойствам вполне похож на настоящий, но всё же его артикуляция неправильна и некрасива. Как правило это происходит из-за неправильного прикуса (между верхними и нижними резцами наблюдается щель). В таких случаях необходима консультация ортодонта.

Также предрасполагающим фактором межзубного произношения являются аденоидные разращения, препятствующие полноценному носовому дыханию, из-за этого дети вынуждены дышат ртом и потому постоянно держат его открытым.

Межзубный сигматизм возникает и из-за нарушения иннервации мышц языка при стертых видах дизартрии.

3. Призубный. Заменяется на звук Т.

Причиной является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Это происходит из-за глубокого или закрытого прикуса, когда резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Это нарушение часто сопутствует тугоухости или общему недоразвитию речи (ОНР).

4. Шипящий. Вместо С слышится Ш или Щ.

Возникает из-за аномалий зубо-челюстной системы, нарушений фонематического восприятия и тугоухости, при которой плохо воспринимаются высокие тоны речевого диапазона, вследствие чего свистящие воспринимаются как шипящие.

5. Боковой. Слышится хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шёпотом звук Л". Это происходит из-за вялости боковых краёв языка, которые не соприкасаются с верхними коренными зубами, вследствие чего через образовавшуюся по бокам щель с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха.

К такому искажению предрасполагает боковой открытый прикус, узкий язык, нарушений иннервации при дизартрии.

Слова для диагностики

  • собака
  • колесо
  • автобус
  • хвост
  • сестра
  • гусеница
  • карась
  • восьмерка

Звуки З и З’

Недостатки произношения этих звуков аналогичны недостаткам произношения звуков С и С’ лишь с той разницей, что звуки будут заменяться на звонкий В (при губно-зубном сигматизме), звонкий Д (при призубном сигматизме), звонкий Ж (при шипящем сигматизме)

Данные звуки при минимальных нарушениях слуха и фонематического восприятия могут оглушаться и произноситься соответственно как С и С’.

В таких случаях нужно обязательно обратиться к врачу-аудиологу и специалисту-логопеду или сурдопедагогу.

Слова для диагностики

  • зоопарк
  • мозаика
  • звёздочка
  • газета
  • бензин

Звуки Ш, Ж, Щ

Недостатки произношения

1. Звуки Ш, Ж, Щ заменяются на С, З, С". Обычно являются проявлением физиологической дислалии, то есть нормой развития. Также может быть из-за укороченной подъязычной связки, а также высокого и узкого твёрдого нёба.

Если после 5 лет у ребёнка остаётся дефектное произношение, то следует начать занятия по постановке звуков и развитию фонематического восприятия.

2. Губно-зубное произношение, похожее за звуки Ф и В. («ФАПКА» вместо «ШАПКА»)

3. Межзубное произношение. Причины такого произношения те же, что и при межзубном произношении свистящих.

4. Замена на звуки Х и Г. Может быть из-за слабости мышц кончика языка, короткой подъязычной связки.

5. Боковое произношение. Слышится хлюпающий звук. Язык не принимает участия в артикуляции, и выдыхаемый воздух встречает на своём пути препятствие лишь в виде щели между зубами. Может быть из-за слабости мышц языка или из-за бокового открытого прикуса.

Слова для диагностики

  • машина
  • карандаш
  • шкафчик
  • железо
  • пижама
  • ножницы
  • жвачка
  • ящерица

Звуки Х и Х’

Являются звуками раннего онтогенеза, появляются к 2 годам. Недостатки произношения этих звуков носят название хитизма.

Их отсутствие, в том числе и в стечениях согласных в 4-5 лет, или замена на К и К" или Д и Д" может говорить о достаточно серьёзных нарушениях слуха или фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Слова для диагностики

  • хоровод
  • черепаха
  • подсолнух
  • шахматист
  • хижина
  • схема

Звуки Ф и Ф’

Появляются к 2–3 годам.

Их отсутствие, в том числе и в стечениях согласных в 4-5 лет, или замена на С и С’, на Й может говорить о достаточно серьёзных нарушениях слуха или фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Слова для диагностики

  • фонарик
  • асфальт
  • фотограф
  • афиша
  • конфетка

Звуки В и В’

Появляются к 2-3 годам.

Их отсутствие, в том числе и в стечениях согласных в 4-5 лет, или замена на З и З’ или на Й может говорить о достаточно серьёзных нарушениях слуха или фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Слова для диагностики

  • ворона
  • королева
  • гвоздик
  • вязание
  • муравей
  • светильник

Согласные английского языка классифицируют по следующим принципам:

  • место и активный орган артикуляции
  • тип преграды
  • способ образования шума
  • количество шумообразующих преград
  • работа голосовых связок
  • сила произнесения.

Губные согласные

В зависимости от того, какие подвижные и неподвижные органы речи участвуют в артикуляции звука речи, согласные делятся на губные, язычные и гортанные.

Губные согласные могут быть

  • губно-губными , артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b] и
  • губно-зубными , произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].

Язычные согласные

Язычные согласные распадаются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

Переднеязычные согласные могут быть

  • межзубными (предорсально-зубными) – [θ], [ð] (поверхность передней части языка образует неполную преграду с верхними зубами);
  • апикально-альвеолярными – [t], [d], [n], [l], [s], [z], [∫], [ʒ], , (передний край языка поднят к альвеолярной дуге);
  • какуминально-заальвеолярными – [r] (передний край языка поднят вверх и слегка загнут к заднему скату альвеол).

В среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. Так артикулируется единственный в английском дорсально-палатальный звук [j].

Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому нёбу – [k], [g], [ŋ]. Это дорсально-велярные звуки.

Гортанный согласный

Единственный в английском языке гортанный звук [h] образуется в гортани: выдыхаемый поток воздуха с лёгким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.

Смычные/щелевые согласные

По типу шумообразующей преграды согласные подразделяются на смычные, при произнесении которых в ротовой полости образуется полная преграда, и щелевые, при артикуляции которых в ротовой полости образуется неполная преграда.

Смычные согласные: [p], [b], [t], [d], [k], [g], [m], [n], [ŋ], , .

Щелевые согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h], [w], [l], [r], [j].

Шумные согласные

Как смычные, так и щелевые согласные могут быть шумными и сонантами.

Смычные шумные согласные подразделяются на взрывные и аффрикаты . При произнесении взрывных согласных полная преграда размыкается, воздух выходит из ротовой полости, производя шум взрыва: [p], [b], [t], [d], [k], [g]. Аффрикаты представляют собой звуки, в которых происходит тесное слияние смычного начала с фрикативным отступом. Размыкание органов речи, образующих полную преграду, происходит плавно, звуки артикулируются 1 усилием: , .

Фрикативные согласные

При артикуляции щелевых шумных согласных (фрикативных) воздух выходит через узкую щель, при этом создаёт шум трения. Форма щели может быть плоской, как в [f], [v], или круглой, как в [s], [z]. Фрикативные согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h].

Носовые сонанты

Смычные сонанты являются носовыми. В ротовой полости образуется полная преграда, мягкое нёбо опускается, и воздух выходит через носовую полость. Носовые сонанты: [m], [n], [ŋ].

Ртовые сонанты

Щелевые сонанты являются ртовыми. Они подразделяются на срединные сонанты, при образовании которых боковые края языка подняты и касаются боковых зубов, а воздух выходит вдоль центральной части языка – [w], [r], [j], и боковые , при произнесении которых передний край языка поднят к альвеолам и касается их, а боковые края опущены, воздух выходит через боковые проходы – [l].

1/2-фокусные согласные

Большинство английских согласных – 1-фокусные, так как имеют одно место образования, т.е. 1 шумообразующий фокус. Однако в ряде случаев в дополнения к главной, шумообразующей преграде наблюдается вторая преграда, придающая звуку дополнительный оттенок. Такие согласные – 2-фокусные. Второстепенная или дополнительная преграда может быть образована поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. В таком случае звук приобретает мягкий оттенок. Это второй средний фокус в звуках [∫], [ʒ], , и в так называемом «светлом» варианте звука [l]. Если вторичная преграда образуется поднятием задней части языка к мягкому нёбу, то создаётся акустический эффект веляризации, звук приобретает твёрдый, несмягчённый оттенок. Это второй задний фокус, наблюдаемым в звуках [w], [r] и в так называемом «тёмном» варианте звука [ł].

Звонкие/глухие согласные

По наличию/отсутствию вибраций голосовых связок согласные бывают звонкие, сопровождаемые колебаниями голосовых связок, и глухие, при произнесении которых голосовые связки пассивны и не вибрируют. К первым относятся звонкие шумные согласные и сонанты, ко вторым – глухие шумные согласные.

Сильные/слабые согласные

В английском языке глухие согласные произносятся энергично, они называются сильными. Звонкие английские согласные сопровождаются слабой мышечной напряжённостью, они называются слабыми. В русском эти различия несущественны.

English Joke

Mrs. Herman from London was visiting some friends in Florida when she saw a little old man rocking merrily away on his front porch. He had a lovely smile on his face. She just had to go over to him.
«I couldn’t help noticing how happy you look. I would love to know your secret for a long and happy life.»
«I smoke four packets of cigarettes a day, drink five bottles of scotch whiskey a week, eat lots and lots of fatty food and I never, I mean never exercise.»
«Why, that’s absolutely amazing. I’ve never heard anything like this before. How old are you?»
«I’m twenty six,» he replied.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...