Советы как стать внимательным. Как развить внимание

Инструкция

Осознайте пользу работы над развитием внимания.

Часто из-за невнимания тратится время на переделку чего-либо. Например, вы перечитываете информацию и просите повторить поручение, а выходя из дома, вдруг спохватываетесь, выключили ли вы утюг.

Невнимательность сокращает ощущение радости жизни. Почему бы не превратить монотонный субботний шопинг в приключение? По дороге в магазин загляните в лица прохожих, оглянитесь вокруг – и жизнь станет интереснее!

Внимание – это психический процесс отображения мира. К психическим процессам также относятся: воля, память, речь, восприятие, представление, воображение, эмоции, чувства, ощущение. Между ними существует – развивая одно, вы измените качество другого.

Отдыхайте. Если вы переутомились умственно или физически, для восстановления внимания организму необходим отдых.

Видео по теме

Обратите внимание

Развить внимание «впрок» нельзя. Необходима постоянная работа.

Полезный совет

1. Формирование внимания у каждого человека идет по индивидуальному пути, в зависимости от разных факторов, в т.ч. исходных возможностей человека. Но улучшение этого процесса зависит, в первую очередь, от желания и работы над собой.

2. Работая над вниманием, делайте это осознанно. Не стоит стремиться все заметить – это, наоборот, приведет к рассеянному вниманию. Направляйте внимание только на то, что необходимо в данный момент. Это ключ к пониманию явлений.

Источники:

  • Книга для углубленной работы со вниманием. Чарльз Тарт. Практика внимательности.

Ребенка постоянно что-то отвлекает, ему интересно все! Никакой сосредоточенности. Но иногда малыш внимательно рассматривает какой-то предмет в течение 20 минут. А другой ребенок снова и снова запускает мыльные пузыри и, как зачарованный, смотрит, что будет дальше. Дети могут долго заниматься тем, что им действительно интересно. Научить ребенка внимательности можно, если целенаправленно заниматься этим с ранних лет.

Инструкция

Важно, чтобы в окружающей обстановке присутствовали вещи, способные увлечь малыша. Пусть он осваивает эти предметы, совершенствует координацию движений. Не перегружайте кроху запретами. Замечательно, если вы имеете возможность регулярно посещать вместе с музеи и театры. Здесь его научат долго, сосредоточенно наблюдать. Увеличивать частоту посещения таких мероприятий необходимо постепенно.

Дети привыкают к определенному , получая через него ощущение безопасности, надежности. Они переживают трагедию, если нарушается что-то в их обычном мире. Поэтому любят повторять одни и те же действия, просят почитать одну и ту же сказку снова и снова. Именно через повторение каких-то действий дети достигают высокой степени сосредоточенности. Они учатся внимательности , когда что-то целиком увлекает их. Старайтесь сохранить установившийся режим дня, привычки (например, во дворе дома перед сном). Организуйте игры, в которых действия повторяются неоднократно. Это может быть пересыпание крупы из одной чашки в другую.

Наблюдательные люди замечают больше, чем другие. Им по-иному раскрывается окружающий мир. Наблюдательному человеку органы чувств поставляют в сознание намного больше разнообразной информации для размышления, анализа и познания. Они будоражат интеллект и питают его, насыщая фактическим материалом для проницательной мыслительной деятельности. Мир открывается тем, кто умеет видеть.

Как воспитать или развить у себя наблюдательность? Для начала попробуйте следовать приведенным далее рекомендациям.


1. Доведите осознание ориентиров наблюдения до привычного

Главное - приучите себя осознавать за любыми внешними проявлениями тот внутренний процесс и систему, в которой они функционирует. Затем старайтесь определить, на что ориентироваться при дальнейшем наблюдении. Например, человек явно солгал. Это внешнее проявление. Что же привело к нему? Сразу отслеживайте процесс возникновения лжи. Человека могли ввести в заблуждение, или он что-то неправильно понял. То есть ложь появилась уже на входе информации в сознание. Или он мог сам решить солгать по какой-либо причине - это уже функциональный продукт его сознания. Наконец, это может быть его сложившийся образ мышления. Все эти параметры могут служить вам для дальнейшего наблюдения. Следуйте им и фиксируйте новые внешние проявления, пока не уясните истинную причину лжи и соответственно не выработаете правильные собственные действия в этой ситуации.

Возьмите этот пример в качестве образца. Хотя бы один раз в день анализируйте по ним какое-нибудь замеченное внешнее проявление, глубже вникая в суть внутреннего процесса и обеспечивающей его системы. Доведите таким образом осознание ориентиров наблюдения до привычного, до автоматизма. Активнее применяйте в жизни, особенно в сложных ситуациях.

2. Последовательно снижайте предел наблюдательности

Начните со зрительного предела наблюдательности. Например, включите фильм и дождитесь какой-нибудь насыщенной сцены (скажем, много автомашин затормозили на светофоре или столкнулись в аварии). Тут же нажмите паузу или стоп-кадр. Затем отвернитесь от экрана и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  • сколько автомашин?
  • каких моделей?
  • какого цвета?
  • кто в них водители - мужчины или женщины?
  • какого примерно возраста?
  • во что одеты, прическа?
  • какое выражение лиц?
  • какие номера у машин?
  • сколько человек стояло на улице?
  • сколько из них мужчин и женщин?
  • какого возраста?
  • во что одеты, прическа?
  • какое выражение лиц?

Теперь посмотрите на экран и проверьте детальность и точность своей наблюдательности. Повторяйте тренинг с этой же сценой до тех пор, пока не сможете точно или почти точно ответить на все вопросы. Постарайтесь уловить еще какие-либо более мелкие дополнительные детали.

Поменяйте сцену. Другая остановка на светофоре, авария, скопление людей на вечеринке, в аудитории или что-либо подобное. Составьте аналогичный перечень вопросов и потренируйтесь таким же образом. Периодически меняйте сцены и добивайтесь:

  • чтобы с первого раза схватывалось как можно больше мелких деталей;
  • чтобы к окончанию работы со стоп-кадром вы могли фиксировать как можно более мелкие детали.

Параллельно снижайте слуховой предел наблюдательности. Звонок в дверь. Постарайтесь по характеру звонка определить, кто звонит. Сформулируйте различия в звонках членов семьи. Но вот звонок незнакомый. Постарайтесь определить, кто звонит - мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Затем откройте дверь и проверьте наблюдения.

За окном слышны шаги. Определите по ним, кто идет - мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Выгляните в окно и проверьте наблюдения. Сформулируйте различия в звучании шагов мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека и т. п. По интонации человека определите его настроение и отношение к вам. Сформулируйте, на основании каких признаков вы сделали это.


3. Расширяйте полноту и детальность первого впечатления

Предположим, вы переходите улицу на перекрестке. Автомашины затормозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотритесь повнимательнее. Загорелся зеленый - ситуация рассыпалась. Вот теперь постарайтесь воспроизвести ее и ответить на те же вопросы, что и в предыдущем тренинге. Повторяйте и повторяйте упражнение, добиваясь более полной и детальной фиксации увиденного.

Другой вариант. Вы входите в привычную аудиторию или офис, где уже находятся несколько человек. Десять-пятнадцать секунд присмотритесь, охватите взглядом помещение. Затем отвлекитесь от увиденного, как бы уйдите в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопросы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста, во что одеты, прическа, выражение лиц и т. п. И еще на один: что изменилось с предыдущего посещения? После чего вновь взгляните на аудиторию (офис) и проверьте правильность и глубину своего первого впечатления. От тренинга к тренингу сокращайте время охватывания взглядом до минимального, скажем, до двух-трех секунд, но добиваясь той же полноты и детальности. Придумайте какие-либо иные аналогичные тренинги, может быть более подходящие и удобные для вас.

Еще одно упражнение: первое впечатление о человеке. Когда вы увидели кого-то впервые, постарайтесь сразу зафиксировать и сформулировать как можно больше деталей его внешнего вида, выражений лица, интонаций, особенностей характера, манеры говорить и двигаться и т. п. Практикуйте это при каждом новом знакомстве. Последовательно добивайтесь все большей полноты и детальности. Затем, уже в процессе дальнейших отношений, проверяйте свои первоначальные впечатления и выводы.

4. Тренируйте умения и навыки постоянного наблюдения

Поставьте себе следующие задачи:

  • главное - от наблюдения к наблюдению замечать все более мелкие детали и, исходя из них, глубже проникать в сущность процесса и системы, обеспечивающей его функционирование;
  • фиксировать происходящие во время наблюдения изменения.

Для их реализации выберите такие объекты, которые безо всяких дополнительных усилий всегда будут доступны для наблюдения:

  • например, младший брат или сестра;
  • ваш коллега по работе или начальник;
  • комнатный цветок или другое растение.

Наблюдайте за объектом в целом, если это комнатное растение или что-то подобное. Конечно, за человеком наблюдать таким образом будет сложнее. Поэтому для первого тренинга лучше выделить один из процессов. Скажем, как общается ваш брат или сестра, коллега, начальник? Или как они трудятся, делают уроки и т. п. Зафиксируйте в качестве отправной точки то, что вам уже известно об этом. Определитесь с ориентирами наблюдения : откуда и какая информация об общении питает сознание извне, к каким выводам человек пришел сам и как это проявляется на выходе из системы, во взаимоотношениях, речи, действиях и т. п.

Затем начинайте подмечать все более мелкие внешние проявления: как быстро объект сходится с незнакомыми, какими приемами поддерживает хорошие отношения, что за причины и поводы служат основанием для разрыва?

Каков характер взаимоотношений с сослуживцами или одноклассниками, сколько друзей, врагов? Кто из них оказывает наибольшее влияние, а кто подчиняется и почему? Какие привычные слова и фразы он использует в общении, насколько часто вводит новые выражения? Умело ли пользуется интонацией, мимикой, жестами? Старайтесь все удержать в памяти, не особо обременяя себя записями.

5. Тренируйте умения и навыки типового наблюдения

Задачи и приемы аналогичны предыдущим, но подход несколько иной. Наблюдайте тот же процесс общения или какой-либо иной у другого, третьего, четвертого человека. Быстро фиксируйте общее, типичное во внешних проявлениях - и сразу переключайте основное внимание на различия . Это даст возможность скорее вникнуть в суть процесса и конкретику общения данного человека. Со временем вы накопите столько информации о типичном в людях, что достаточно будет только взглянуть, зафиксировать специфичное - и вы уже видите человека насквозь. Аналогично с природными объектами и техникой.

6. Тренируйте естественность наблюдения

Казалось бы, это пустяк: как вы выглядите, когда наблюдаете за людьми? Вцепляетесь взглядом и упорно, не отрываясь, держите его на наблюдаемом?

Как раз именно этого делать не следует. Во-первых, выглядите вы при этом, согласитесь, довольно глуповато. А во-вторых, под вашим неотрывным взглядом наблюдаемый начинает вести себя неестественно, его поведение заметно искажается. Возможно проявление дискомфорта или даже агрессии. Поэтому наблюдайте естественно: безо явно бросающейся в глаза обостренности или напряжения во взглядах и мимике. Наблюдайте в процессе обычных разговоров и дел, чтобы никто даже и не догадывался об этом. Именно в таких условиях и достигается высшая острота наблюдения, за которой следует сама проницательность.

Болотских Екатерина, выпускающий редактор журнала "Акционерный вестник".

Навыки, которые пригодятся в работе : умение сконцентрировать свое внимание - навык, полезный для всех. Особенно для тех, чья работа - это каждодневная рутина. Ведь, выполняя скучные обязанности, есть вероятность сделать их кое-как. Можно ли развить этот навык?

Что нам мешает на самом деле?

Часто наша работа стоит из-за телефонных звонков, разговоров с коллегами, внезапно возникших других дел. Да, внешние факторы могут нас отвлечь. Но подумайте, что в жизни бывают такие моменты, когда вы не обращаете никакого внимания на все, что творится вокруг, занимаясь чем-то. Например , читаете интересный журнал, едете за рулем авто и т.п. Если что-то для вас действительно важно, интересно, все ваше внимание будет направлено туда. Но если интереса нет, то вы будете постоянно отвлекаться от дела и откладывать его "на потом". Таким образом, действительная причина нашей рассеянности - отсутствие интереса. Ко всему остальному можно приспособиться и сделать так, чтобы внешние раздражители не становились серьезным препятствием в работе.

Но не стоит забрасывать некоторые дела только потому, что заниматься ими скучно. Внимание, как и память, можно натренировать.

Во-первых, определите причины, из-за которых ваше внимание держится на низком уровне.

Обычно это происходит, если вы:

  • не высыпаетесь;
  • нервничаете;
  • переутомляетесь;
  • не обладаете нужными знаниями и опытом для выполнения заданной работы;
  • наоборот, считаете, что "переросли" порученные дела;
  • не понимаете целей предстоящей деятельности;
  • не видите необходимости в выполнении требуемой работы.

Начните исправлять ситуацию, устраняя то, что вам по силам: измените режим дня, старайтесь находить время для отдыха, не позволяйте негативным эмоциям вами полностью овладеть, а еще лучше - меняйте их на положительные.

Во-вторых, научитесь в любой ситуации мотивировать себя.

Например , у вас есть проблема, которая кажется вам тяжелой и неприятной, и у вас совсем нет настроения за нее браться. Допустим, необходимо написать письмо. Для выполнения данной задачи, вам следует себя правильно настроить. К примеру, можно выбрать один или несколько способов самомотивации.

Продолжите исследование темы. Подробнее о самомотивации читайте в АВ N 2(103).

Осознать, какая польза будет от выполнения заданного. Сказать себе, что, если вы правильно составите и отправите послание, то ваша компания получит в результате то-то и то-то. Или подумать о том, что, отправив сообщение, вы поступите как настоящий профессионал, способный решить возникшую проблему.

Уменьшить для себя значимость самой проблемы при помощи образов. Например , взглянуть на часы со стрелками - написание письма займет всего 15 минут, а это так мало! Или представить вашу проблему в виде образа, а потом в своем воображении уменьшить его до минимальных размеров.

Собраться с духом и хотя бы начать выполнять задание (написать только приветственные слова). Аппетит приходит во время еды - и мотивация начнет проявляться в процессе.

Упражнение. В нескольких словах опишите вашу обычную работу и обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и вы постоянно ее откладываете. А потом напишите, как бы вы могли мотивировать себя ее выполнить.

В-третьих, научитесь самоорганизации.

Для этого следует:

  • определить цель;
  • составить план.

Часто мы хватаемся за все дела подряд и в результате ни одно не доводим до конца. Внимание переходит от одного к другому, рассеивается. Для развития способности концентрироваться, необходимо планирование. Контроль организации процесса работы будет на пользу, если вы хотите сосредоточиться на ней.

Составьте подробный план на день - все, что вам предстоит сделать, вплоть до мелочей. Удалите из него те дела, которые можно выполнить и в другие дни. Пронумеруйте оставшиеся согласно степени важности. Начните выполнять пункты прямо с первого номера - как только выполните его целиком, поставьте "галочку" - и переходите к следующему.

В-четвертых, поверьте в себя, свои силы.

Вообще, чем больше отрицательного и негативного мы заменяем в себе положительным, тем увереннее мы становимся и тем легче нам приступать к работе. Если вы испытываете страх перед воплощением идеи или проекта или думаете, что вам не хватит времени на реализацию, то представьте себе подробно, как вы будете выполнять все этапы. Затем подумайте, какие могут быть альтернативы в случае, если что-то не удастся выполнить в срок.

Ежедневно "выращивайте" уверенность в себе. Не говорите: "Я не могу", "У меня не получится". Внушайте себе обратное: "Я могу!", "Я сделаю это лучше всех!". И продолжайте в том же духе: "Я справился с этим заданием, теперь начинаю следующее", "У меня неплохо выходит!".

В-пятых, применяйте методы, помогающие сконцентрироваться, каждый день на практике.

Только закрепляя их изо дня в день, вы сможете действительно овладеть навыками удержания внимания. Вот еще несколько советов, как достичь хороших результатов в развитии данного навыка:

  • беритесь только за одно дело - "делание" сразу нескольких одновременно рассеет внимание;
  • следуйте внутренним биоритмам - беритесь за дела, требующие наибольшей концентрации, в те часы, когда вы чувствуете наибольший прилив сил;
  • расслабьтесь ненадолго и соберитесь с мыслями перед тем, как приступить к работе, - продумайте цели и способы их реализации;
  • тренируйте органы чувств, чтобы лучше овладеть техникой концентрации, например посмотрите на свой рабочий стол и запомните все, что на нем лежит, закройте глаза и восстановите в мыслях увиденное, затем - откройте глаза и сравните картинки;
  • усложняйте задания, чтобы обычная работа стала хоть немного интереснее, - поставьте задачу выполнить привычное дело на несколько минут быстрее;
  • концентрируйтесь на заданиях с самым высоким приоритетом.

Человек так устроен, что использует в жизни лишь 5% своего потенциала. Ему тяжело развивать в себе какие-либо навыки, часто просто лень чему-то учиться. Попробуйте здесь использовать правило 21 дня. Если делать что-то новое для себя на протяжении трех недель без перерыва, можно развить в себе новую полезную привычку.

Упражнение. Даже скучный доклад поможет вам овладеть методикой концентрации внимания. Мало кто способен выслушать лекцию от начала до конца, не отвлекаясь. Поставьте себе цель - слушая выступление, следите за цепочкой мыслей выступающего. Повторяйте в мыслях ключевые слова из доклада. Когда он закончится, запишите их в той последовательности, в какой они были у докладчика.

В-шестых, не забывайте расслабляться.

После того, как дела сделаны, можно отдохнуть, выспаться, заняться чем-то более легким и приятным. Во время самой работы также полезны будут небольшие паузы.

Есть время, которое мы не можем использовать для выполнения рабочих задач. Например , стоя в пробке или управляя автомобилем. Быть может, это не самое приятное времяпрепровождение, но оно может сгодиться для обдумывания проблемы, возникшей у вас.

И напоследок.

Если у вас есть проблема, которая вас все равно тяготит и мешает сосредоточиться, не надо пытаться делать вид, что ее нет. Но чтобы она не отняла все ваши силы, выделите для ее обдумывания то время, когда вы не заняты основной работой.

А если с первого раза не получается удерживать внимание и оно куда-то "срывается", не отчаивайтесь и не забрасывайте овладение этим навыком. Будьте упорны, настраивайтесь на положительный результат и последовательно достигайте своих целей.

Малыш часто отвлекается во время занятий, у подростка снижается успеваемость из-за несобранности на уроках, а взрослый регулярно забывает, куда положил пульт или ключи... Проблема у всех одна и связана с недостаточностью внимания, не являющегося познавательным процессом, но организующего их функционирование. Внимание - состояние сознания, позволяющее чётко и полно отражать действительность. Как можно стать внимательнее и что для этого необходимо?

Свойства внимания

Уникальный инструмент сосредоточения на чём-то или ком-то обладает рядом свойств, которые можно развивать. Внимание характеризуется:

  • объёмом - количеством объектов, воспринимаемых одновременно в доли секунды (в норме от 4 до 6);
  • устойчивостью - длительностью удерживания;
  • концентрацией (ясностью восприятия), позволяющей не отвлекаться на менее значимые сигналы;
  • переключаемостью - скоростью перехода от одного к другому, более важному объекту;
  • распределением - способностью к параллельным процессам;
  • направленностью (предметностью) - выделением определённых сигналов как главных внутри себя или вовне.

Для будущей успешности в обучении с дошкольником необходимо заниматься, тренируя не только познавательные процессы (память, мышление, воображение), но и внимание. В досознательный период ребёнок ситуативен, поэтому для занятий необходимо создать определённые условия:

  • комфорт, связанный с соблюдением режима дня, отсутствием необходимости исполнения других потребностей, приспособленностью помещения;
  • эмоциональная насыщенность занятия со сменой деятельности, привлекательной для малыша;
  • чёткое и пошаговое изложение инструкций в доброжелательном тоне, ибо это организует малыша и развивает будущее планирование;
  • помощь в борьбе с отвлекающими факторами в виде вербальных ориентиров: «Мы сначала доделаем задание, а потом поиграем с машинкой»;
  • поддержка интереса.

Создав необходимую атмосферу, можно приступить к выполнению упражнений, решающих проблему, как стать внимательнее.

Упражнения для малыша

Игра «Три пункта» на объём внимания

Ребёнку, расположившемуся в удобной позе, даётся три задания. В инструкции они перечисляются одновременно. Задача: выполнить все действия правильно и в указанной последовательности. Для этого ему даётся весёлая команда: «Раз, два и три, быстрей беги». Пример задания: 1. Три раза хлопнуть в ладоши. 2. Назвать вторую букву алфавита. 3. Взять в руки мягкую игрушку.

При успешном выполнении задания можно усложнять: 1. Хлопни в ладоши такое количество раз, сколько лет тебе исполнилось. 2. Напиши на бумаге три первых буквы алфавита. 3. Возьми в руки вещь, название которой начинается с буквы «в».

Игра «Знаки» на переключение внимания

Такую забаву лучше проводить с группой, но можно и с одним малышом. Как ребёнку стать внимательным, если он не умеет ориентироваться в обстановке? Этому помогают знаки-переключатели, придуманные взрослыми в ходе любой игры: слова «Стоп игра», звон будильника или колокольчика, картинка, демонстрируемая участникам.

Игра «Корректор» на распределение внимания

Занятие подходит для старшего дошкольника, который знает буквы. Ему даётся текст с крупным шрифтом, где нужно найти и зачеркнуть все буквы «О». Если в ходе игры малыш делает это хаотично, его следует поправить. Усложнения задания: 1. Вычеркнуть одну букву и подчеркнуть другую. 2. Выполнить задание на время. 3. Устроить соревнование с другим ребёнком или со взрослым. Сознательно пропустив буквы, поручить обоим проверить задание у соперника.

Как стать более внимательным подростку

Подросток способен выполнять более сложные задачи, увеличивая объём внимания. Ему можно предложить табличку, где в различных геометрических фигурах проставлены цифры, например 8, 3, 9. Фигуры могут быть любые: треугольник, квадрат, круг. Перед началом демонстрации табличек следует предупредить, что будут показаны числа. Подняв их на секунду, можно предложить записать цифры в ряд, найти сумму, произведение. Затем попросить назвать фигуры, в которых они изображены. На следующих занятиях количество цифр и табличек следует увеличить, если школьник легко справляется с заданием.

Интересная математическая задача на состоит в требовании записать две цифры в столбик. Следующая пара цифр будет состоять: верхняя - из единицы суммы двух первых, а нижняя - просто перенесённая верхняя. Например, взяты 3 и 5. Вверху будет 8, внизу - 3. Следующая пара цифр формируется по тому же признаку. Получится 1 и 8. Интрига заключается в том, что участнику даётся новое задание, в котором единицы суммы пишутся внизу, а переносится вверх нижнее число. После освоения нового задания участнику предлагается их хаотичная смена по определённому сигналу.

Помощь компьютера

Без современных технологий сложнее определять и развивать такое свойство внимания, как концентрация. Компьютерная видеоигра Play attention со специальным нарукавником, куда встроен датчик, регистрирует степень концентрации внимания, а также уровень мышления. Игра сделана по принципу методик, применяемых американскими астронавтами.

Огромное число компьютерных программ отвечает запросам, как стать внимательнее. Помимо игр созданы комплексы упражнений на развитие основных свойств внимания. "Супервнимание" - одна из них, включающая в себя одиннадцать наборов задач: "Поиск", "Замена", "Сортировка", "Ошибки", "Сумма", "Корректор", "Тройка", "Дыхание", "Фигура", "Шашка", "Ритм". Данные комплексы доступны в интернете, они основаны на интересе детей школьного возраста.

Групповые тренинги

В крупных городах имеются психологические центры, проводящие групповые тренинги для старших подростков и взрослых различной направленности. Одни из самых популярных - по развитию памяти и образного мышления. Параллельно все они решают проблему, как стать внимательным человеком, потому что основаны на восприятии, наблюдении, сосредоточенности. Упражнения опираются на основные свойства внимания, развивая и совершенствуя их. Создана целая наука эйдетика - инструментарий для работы с любым объёмом информации людей разного возраста.

Существует методика по активизации правого полушария мозга (Санкт-Петербург), курс «Суперпамять» на базе Президентской школы (Москва), использующие идеи и практику Джона Эткинсона. Для прохождения тренинга нужна мотивация, основанная на имеющихся проблемах либо при работе с информацией, либо в повседневной жизни.

В этой статье пойдет речь о том, как развить внимание. В сети можно найти много статей на эту тему и массу полезных упражнений на развитие внимания. Чтобы привнести что-то новое в эту тему, я подойду к проблеме концентрации внимания с той стороны, на которой не делают акцент многие информационные источники, но которая, тем не менее, является важной составляющей умения фокусировать внимание.

Раньше я думал, что внимание – это что-то вроде какой-то изолированной мышцы. Либо она у вас развита, и вы можете в любой момент направить внимание в нужную точку и удерживать его на ней. Либо она у вас не развита, и вы постоянно отвлекаетесь и у вас не получается долго удерживать внимание на чем-то одном.

Мне кажется, что это довольно популярное мнение. И люди, которые хотят научиться лучше концентрироваться, думают, что все, что им нужно – это просто натренировать эту мышцу всякими упражнениями.
Упражнения – это бесспорно хорошо, внимание тренировать нужно. Но этого не достаточно. Что нужно делать еще, я расскажу в этой статье. В этом и заключается мой «новый» взгляд на проблему внимания.

От чего зависит ваше внимание

Внимание действительно можно сравнить с мышцей. Только эта мышца не изолирована, ее работа очень сильно зависит от работы других «мышц». И мышцу внимания очень сложно напрячь и задействовать в работе, когда остальные мышцы не в тонусе.

Например, трудно сосредоточиться, когда вы чем-то взволнованы и нервничаете, когда вы испытываете сильные желания, отвлекающие вас от работы, когда вы слишком напряжены или устали, когда вы не обдумали важную проблему, и мысли о решении этой проблемы лезут вам в голову…

Внимание зависит от многих вещей, а не только от того, насколько натренирована эта «мышца». И к проблеме внимания нужно подходить комплексно, что я и попытаюсь сделать в этой статье.

Для хорошей концентрации внимания должны быть соблюдены следующие условия.

Способ 1: Давайте своим мыслям и переживанием перевариться

Иногда я просыпаюсь в выходной день с утра и, сделав зарядку и приняв душ, сразу берусь за книгу. Эта книга может быть не самая интересная и увлекательная, но, тем не менее, с утра чтение идет легко, и я не отвлекаюсь.

Но если я принимаюсь за чтение сразу после того, как занимался каким-то другим занятием, требующим большого вовлечения в процесс (например, писал статью, отвечал на комментарии, переписывался с другом, играл в покер на компьютере и т.д.), у меня с трудом получается сосредоточиться, особенно если книга скучна.

Почему же так происходит, что в одно время легче сосредоточиться, а в другое это сделать сложнее? Так бывает не только из-за того, что с утра мозг свежий и отдохнувший и готов к поглощению информации.

Дело в том, что по утрам голова, как правило, еще не забита какими-то мыслями и заботами. И поэтому от деятельности, требующей концентрации внимания, ничего не отвлекает. Но, если мозг уже начал обработку какой-то информации и не закончил ее, то «необработанные» мысли и переживания будут постоянно отвлекать вас от чтения, работы и другой активности.

Поэтому, прежде чем приступать, например, к чтению после того, как я два часа непрерывно писал статью, я провожу 10 – 15 минут в покое и даю информации немного «перевариться». Иначе я не смогу нормально читать и буду постоянно отвлекаться на мысли, вроде: «как я плохо построил структуру статьи, нужно переделать», «вот в том месте текста можно было написать лучше», «это лишнее, надо убрать», «а это можно добавить» и т.д. и т.п.

Создание статей – это достаточно трудоемкий в плане умственных затрат процесс. Когда я некоторое время этим занимаюсь, мой мозг переключается в определенный режим, соответствующий этой деятельности. И требуется время, чтобы он вышел из этого режима и обдумал те вещи, которые не успел обдумать по ходу этого процесса.

Поэтому я позволяю своему мозгу немножко отдохнуть, чтобы все «непереваренные» мысли могли усвоиться, и я бы тогда смог нормально приступить к чтению.

Вы не сможете сконцентрироваться на каком-то процессе, если в вашей голове существует множество подавленных эмоций, необработанной информации, «повисших» проблем, которым вы не уделили достаточно внимания. Для многих людей, которые живут в авральном темпе, мало отдыхают, редко остаются наедине с самими собой, резко перескакивают с одного процесса на другой — это является постоянной проблемой.

Они получают много информации, и мозг не успевает ее переварить, потому что ему просто не дают этого сделать.

Поэтому чаще делайте перерывы в работе, во время которых старайтесь ничем не заниматься. Не обязательно нужно целенаправленно вызывать какие-то мысли, которые вы хотите обдумать до конца. Просто расслабьтесь. Мысли, которые ваш мозг хочет обдумать и, которые, впоследствии могут создать вам проблемы с концентрацией внимания придут к вам сами.

То же самое относиться к эмоциям. Если вас что-то тревожит, постарайтесь разобраться в причинах своих эмоций и решить нерешенные проблемы. Иначе подавленные переживания будут беспокоить вас, и мешать вашей концентрации. Даже, если вы понимаете, что не можете решить какую-то проблему, то уделите ей хотя бы какое-то время. Пускай проснувшиеся внутри эмоции немножко утихнут, дайте им немного времени, вместо того, чтобы сразу загонять их вглубь, отворачиваясь от них, отвлекаясь на что-то еще.

Если какие-то эмоции или желания все равно не уходят, просто посидите немного спокойно. Пока вы сидите, старайтесь осознавать эти желания, при этом не вовлекаться в них. Например, вам не дает сосредоточиться сексуальное желание. Любые мысли о работе постоянно прерываются всякими фантазиями и картинками в голове.

Если вы будете просто гнать от себя эти мысли, они вернуться бумерангом и могут стать еще более надоедливыми. Вместо этого просто понаблюдайте за возникшим желанием со стороны. Старайтесь при этом меньше думать о чем-то и что-то представлять. Просто смотрите, как желание возникает и медленно исчезает. Уделите ему немного времени и внимания, не поддаваясь ему, и тогда оно уйдет.

Я понимаю, что иногда это бывает сделать сложно. Часто, вместо того, чтобы продолжать работу и стараться привести внимание в фокус, дав голове отдохнуть, мы начинаем отвлекаться на что-то: заходить в социальные сети, болтать с друзьями в скайпе или заниматься всякой ерундой. А работа при этом будет стоять и не сдвинется с места. Мозгу однозначно надо отдыхать, но он почему-то этого не всегда хочет. Какая-то интенсивная работа как будто вводит его в определенный ритм, и он желает в этом ритме оставаться и продолжать хаотически поглощать информацию, вместо того, чтобы отдыхать.

В такие моменты, лучше оторваться от деятельности, которая вас «засасывает» в себя. Если вы сидите у компьютера – отойдите от него, пройдитесь, разомните мышцы, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, дайте мозгу успокоиться и «переварить» всю информацию.

И когда вы после этого вновь приступите к работе или обучению, вам будет намного легче сконцентрироваться, вот увидите. Не нужно уделять «необработанным» мыслям слишком много времени, иначе у вас не будет времени на все остальное. Просто уделяйте им чуточку внимания каждый день.

В статье про синдром дефицита внимания (эта статья и статья которую вы сейчас читаете дополняют друг-друга), я советовал заниматься медитацией для улучшения концентрации внимания. Практика медитации, как раз-таки помогает вам натренировать «мышцу внимания».

Но, не только в этом заключается ее польза для концентрации. Во время медитации вы стараетесь ни о чем не думать, но мысли, как правило, все равно приходят к вам. Некоторые люди считают, что главная цель медитации – это полностью избавиться от этих мыслей.

Но это не совсем так. Как я писал выше, в современном и напряженном городском темпе жизни человек ежедневно получает очень много информации. И зачастую, мозгу не хватает времени, чтобы эту информацию обработать. Поэтому в минуты покоя вы всегда о чем-то думаете. И это нормально.

Легко полностью избавиться от мыслей, если, например, вы живете где-нибудь в монастыре, не смотрите телевизор, не заходите в интернет, не общаетесь с кучей людей, не имеете большое количество забот и планов. Но в условиях современного быта – это сделать не так просто: информации слишком много! А медитация дает отличную возможность мозгу «переварить» огромный массив впечатлений. То, что современному городскому жителю во время медитации приходит много мыслей – это не всегда плохо.

Иногда, этот «внутренний диалог» — это просто шум неусвоенной информации, которая в данный момент обрабатывается и освобождает ваш ум от себя. Это можно сравнить с характерным «потрескиванием» жесткого диска компьютера, когда система обращается к нему, например, загружая какое-то приложение.

Так что медитация играет сразу несколько ролей в развитии концентрации внимания. Во-первых, она тренирует вашу «мышцу» концентрации. Во-вторых, она позволяет мозгу обработать данные. В-третьих… Еще об нескольких ролях медитации я расскажу потом в этой статье.

Если вашу голову переполняют мысли и вы не можете ни на чем сосредоточиться, попробуйте хотя бы 10 минут. И потом, попробуйте сосредоточиться опять. Вы увидите, что это стало сделать намного проще. Ваш собственный опыт будет намного убедительнее всех моих объяснений!

Способ 2: Концентрируйтесь на одной задаче

Ученые доказали, что мультизадачность (процесс, при котором, человек выполняет несколько задач одновременно) вредит выполнению каждого процесса в отдельности, входящего в ряд выполняемых человеком задач.

Например, водители, которые разговаривают с пассажирами во время управления автомобилем, намного чаще ошибаются, чем те водители, которые этого не делают.
Выполнение каждого процесса, согласно исследованиям, идет более медленно и менее эффективно, если вы пытаетесь выполнять их несколько сразу. Поэтому ошибочно думать, что если вы будете делать несколько дел одновременно, то вы сделаете их быстрее и лучше.

На мой взгляд, мультизадачность может негативно отражаться на концентрации внимания. Бывает, что ваш мозг не может удерживать фокус на каком-то процессе, потому что ему становится скучно, а не потому, что у него низкие способности к концентрации внимания.

Многие люди боятся скуки и, поэтому, они слушают музыку, когда занимаются спортом, разговаривают по телефону во время вождения, отвлекаются на общение в социальных сетях во время работы. Их мозг привыкает к мультизадачности, и им становиться еще сложнее концентрироваться на каком-то одном процессе длительное время.

Чтобы сохранять концентрацию, вы должны приучить свой мозг перестать бояться скуки. Если вы будете постоянно переключаться с задачи на задачу или выполнять их в параллельном режиме, то минуты покоя станут еще более нестерпимыми для вас, и вы будете стремиться чем-то заполнить образовавшееся свободное «информационное окно».

Следует придерживаться «информационной гигиены», основные этапы которой я попытался описать здесь. Некоторые мои советы можно отнести к развитию памяти. Очень сложно запомнить какую-то информацию, если вы после того, как ее получили, сразу начинаете заниматься чем-то еще и не даете ей «перевариться».

Умение концентрироваться – очень важное умение. Оно помогает не только лучше выполнять работу или внимательнее читать книги. Концентрация внимания подразумевает способность не обращать внимания на посторонние мысли, цели, задачи, желания!

Если вы хотите , то вам очень потребуется удерживать внимание на вашей цели (избавиться от зависимости, стать здоровым и т.д.), а не отвлекаться на, связанный с отменой никотина, временный дискомфорт в вашем теле или всякие посторонние мысли («а не выкурить ли мне последнюю сигарету»).

Если вам нужно научиться выступать на публике, вам очень пригодится внимание для того, чтобы сохранять фокус на вашей презентации, а не обдумывать мысли вроде: «что обо мне думает публика».

Если вы хотите назначить свидание девушке и переступить через , то лучше вам думать только о своей цели, не отвлекаясь на страх.

Такие понятия как «сила воли», «самоконтроль» и есть, с определенной точки зрения отражения способности удерживать внимание на одной цели, отсекая все лишнее. Если и нельзя обозначит полное тождество между этими понятиями, то точно можно сказать, что они очень сильно взаимосвязаны.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...