Ссср в 1945 1953 гг холодная война. Холодная война: годы, суть

И Соединёнными Штатами Америки продолжался более 40 лет и носил название "холодная война". Годы её продолжительности оцениваются различными историками по-разному. Однако можно с полной уверенностью заявить, что завершилось противостояние в 1991 году, с развалом СССР. Холодная война оставила неизгладимый след в мировой истории. Любой конфликт прошлого века (после окончания Второй мировой войны) нужно обязательно рассматривать через призму холодной войны. Это был не просто конфликт между двумя странами.

Это была конфронтация двух противоположных мировоззрений, борьба за господство над всем миром.

Основные причины

Год начала холодной войны - 1946-й. Именно после победы над нацистской Германией вырисовывалась новая карта мира и новые соперники за мировое господство. Победа над Третьим Рейхом и его союзниками досталась огромной кровью всей Европе, а особенно СССР. Будущий конфликт обозначился ещё на Ялтинской конференции 1945 года. На этой знаменитой встрече Сталина, Черчилля и Рузвельта решалась судьба послевоенной Европы. В это время Красная Армия уже подходила к Берлину, поэтому необходимо было произвести так называемый раздел сфер влияния. Советские войска, закалённые в боях на своей территории, несли освобождение другим народам Европы. В странах, которые занимал Союз, устанавливались дружественные социалистические режимы.

Сферы влияния

Один из таких был установлен в Польше. При этом предыдущее польское правительство находилось в Лондоне и считало себя законным. поддерживали его, однако избранная польским народом Коммунистическая партия де-факто правила страной. На Ялтинской конференции этот вопрос особенно остро рассматривался сторонами. Также аналогичные проблемы наблюдались и в других регионах. Освобождённые от нацистской оккупации народы создавали свои собственные правительства при поддержке СССР. Поэтому после победы над Третьим Рейхом окончательно сформировалась карта будущей Европы.

Главные преткновения бывших союзников по антигитлеровской коалиции начались после раздела Германии. Восточную часть заняли советские войска, была провозглашена Западные территории, которые заняли союзники, вошли в состав Федеративной Республики Германия. Между двумя правительствами тут же начались распри. Конфронтация в конечном итоге привела к закрытию границ между ФРГ и ГДР. Начались шпионские, и даже диверсионные акции.

Американский империализм

На протяжении всего 1945 года союзники по антигитлеровской коалиции продолжали тесное сотрудничество.

Это были акты передачи военнопленных (которых захватили нацисты) и материальных ценностей. Однако уже в следующем году началась холодная война. Годы первого обострения пришлись именно на послевоенный период. Символическим началом послужила речь Черчилля в американском городе Фултоне. Тогда уже бывший министр Британии сказал, что главным врагом для Запада является коммунизм и СССР, который его олицетворяет. Также Уинстон призвал сплотиться все англоговорящие нации для борьбы с "красной заразой". Такие провокационные заявления не могли не вызвать ответной реакции Москвы. Через некоторое время Иосиф Сталин дал интервью газете "Правда", в котором сравнил английского политика с Гитлером.

Страны в годы холодной войны: два блока

Однако хоть Черчилль и был частным лицом, он лишь обозначил курс западных правительств. Соединённые Штаты резко увеличили своё влияние на мировой арене. Произошло это во многом благодаря войне. Боевые действия не велись на американской территории (за исключением налётов японских бомбардировщиков). Поэтому на фоне разорённой Европы Штаты имели довольно мощную экономику и вооруженные силы. Опасаясь начала народных революций (которые бы поддерживались СССР) на своей территории, капиталистические правительства стали сплачиваться вокруг США. Именно в 1946 году впервые прозвучала идея создания военного В ответ на это Советы создали собственный блок - ОВД. Дело дошло даже до того, что стороны разрабатывали стратегию вооруженной борьбы друг с другом. По указанию Черчилля был разработан план возможной войны с СССР. Аналогичные планы имелись и у Советского Союза. Началась подготовка к торговой и идеологической войне.

Гонка вооружений

Гонка вооружений между двумя странами была одним из наиболее показательных явлений, которые принесла холодная война. Годы противостояния привели к созданию уникальных средств ведения войны, которые используются до сих пор. На вторую половину 40-х годов США имела огромное преимущество - ядерное вооружение. Первые бомбы с ядерным зарядом были применены ещё во Вторую мировую войну. Бомбардировщик "Энола Гей" сбросил снаряды на японский город Хиросиму, чем практически сравнял его с землёй. Именно тогда мир увидел разрушительную мощь ядерного оружия. США начали активно увеличивать свои запасы такого оружия.

В штате Нью-Мексико была создана специальная секретная лаборатория. На основе ядерного преимущества и строились стратегические планы относительно дальнейших взаимоотношений с СССР. Советы, в свою очередь, также стали активно разрабатывать ядерную программу. Американцы считали наличие зарядов с обогащённым ураном главным преимуществом. Поэтому разведка поспешно вывозила все документы по разработкам атомного оружия с территории побеждённой Германии в 1945 году. В скором времени был разработан секретный Это стратегический документ, который предполагал ядерный удар по территории Советского Союза. По заявлениям некоторых историков, различные вариации этого плана несколько раз представлялись Трумэну. Так завершился начальный период холодной войны, годы которого были наименее напряжёнными.

Ядерное оружие Союза

В 1949 году СССР успешно провёл первые испытания ядерной бомбы на полигоне в Семипалатинске, о чём сразу же заявили все западные СМИ. Создание РДС-1 (ядерной бомбы) стало возможным во многом благодаря действиям советской разведки, которая проникла в том числе на секретный полигон в Лос-Аламоссе.

Такое быстрое создание ядерного оружия стало настоящей неожиданностью для США. С этих пор ЯО стало основной сдерживающей силой прямого военного конфликта между двумя лагерями. Прецедент в Хиросиме и Нагасаки показал всему миру ужасающую мощь атомной бомбы. Но в каком году была холодная война наиболее ожесточённой?

Карибский кризис

За все годы холодной войны наиболее накалённой ситуация была в 1961 году. Конфликт между СССР и США вошёл в историю как Его предпосылки были ещё задолго до этого. Началось всё с размещения американских ядерных ракет в Турции. Заряды "Юпитер" были размещены так, что могли поразить любые цели в западной части СССР (в том числе и Москву). Такая опасность не могла остаться без ответа.

За несколько лет до этого на Кубе началась народная революция, возглавляемая Фиделем Кастро. Сначала СССР не видело перспективности в восстании. Однако кубинскому народу удалось свергнуть режим Батисты. После этого американское руководство заявило, что не потерпит новой власти в Кубе. Сразу после этого между Москвой и Островом Свободы установились тесные дипломатические отношения. На Кубу были отправлены советские вооруженные части.

Начало конфликта

После размещения ядерного оружия в Турции Кремль решил принять срочные меры противодействия, поскольку на этот период было невозможным осуществить пуск атомных ракет по США с территории Союза.

Поэтому была спешно разработана секретная операция "Анадырь". Военным кораблям была поставлена задача доставить ракеты дальнего действия на Кубу. В октябре первые корабли достигли Гаваны. Началось монтирование пусковых площадок. В это время американские самолёты-разведчики совершали полёт над побережьем. Американцам удалось получить несколько снимков тактических дивизионов, чьё оружие было направлено на Флориду.

Обострение ситуации

Сразу после этого американские вооруженные силы были переведены в состояние повышенной боевой готовности. Кеннеди провел экстренное заседание. Ряд высокопоставленных лиц призывал президента немедленно начать вторжение на Кубу. В случае такого развития событий, Красная Армия тут же бы нанесла ракетно-ядерный удар по десанту. Это вполне могло привести к всемирной Поэтому обе стороны начали искать возможные компромиссы. Ведь все понимали, к чему может привести такая холодная война. Годы ядерной зимы однозначно не были лучшей перспективой.

Ситуация была крайне напряжённой, все могло измениться буквально в любую секунду. Как свидетельствуют исторические источники, в это время Кеннеди даже спал в своём кабинете. В итоге американцы выдвинули ультиматум - убрать советские ракеты с территории Кубы. Далее началась морская блокада острова.

Хрущёв же провёл аналогичное заседание в Москве. Некоторые советские генералы также настаивали не поддаваться на требования Вашингтона и в случае чего отразить атаку американцев. Главный удар Союза мог быть вовсе не на Кубе, а в Берлине, что прекрасно понимали в Белом доме.

"Чёрная суббота"

Наибольшей ударов мир в годы холодной войны подвергся 27 октября, в субботу. В этот день американский разведывательный самолёт У-2 пролетал над Кубой и был сбит советскими зенитчиками. Уже через несколько часов об этом инциденте стало известно в Вашингтоне.

Конгресс США посоветовал президенту немедленно начать вторжение. Президент решил написать письмо Хрущёву, где повторил свои требования. Никита Сергеевич ответил на это письмо сразу, согласившись на них, в обмен на обещание США не нападать на Кубу и вывезти ракеты из Турции. Чтобы послание достигло как можно быстрее - обращение было сделано через радио. На этом Кубинский кризис и закончился. С этих пор накал обстановки стал постепенно снижаться.

Идеологическое противостояние

Внешняя политика в годы холодной войны для обоих блоков характеризовалась не только соперничеством за контроль над территориями, но жёсткой информационной борьбой. Два различных строя всячески пытались показать всему миру своё превосходство. В США было создано знаменитое "Радио Свобода", которое транслировалось на территорию Советского Союза и другие социалистические страны. Заявленной целью этого информационного агентства была борьба с большевизмом и коммунизмом. Примечательно, что "Радио Свобода" существует до сих пор и работает во многих странах. СССР в годы холодной войны также создал аналогичную станцию, которая вещала на территорию капиталистических стран.

Каждое значимое для человечества событие второй половины прошлого века рассматривалось в контексте холодной войны. Например, полёт в космос Юрия Гагарина был преподнесён миру как победа социалистического труда. Страны тратили огромные ресурсы на пропаганду. Помимо спонсирования и поддержки деятелей культуры, существовала широкая агентурная сеть.

Шпионские игры

Шпионские интриги холодной войны получили широкое отражение в искусстве. Секретные службы шли на самые различные ухищрения, чтобы быть на шаг впереди своих оппонентов. Один из наиболее характерных случаев - операция "Исповедь", которая больше похожа на сюжет шпионского детектива.

Ещё во время войны советский учёный Лев Термин создал уникальный передатчик, который не требовал подзарядки или источника питания. Это был своего рода вечный двигатель. Подслушивающее устройство получило название "Златоуст". КГБ по личному приказу Берии решило установить "Златоуст" в здании посольства США. Для этого был создан деревянный щит с изображением герба Соединённых Штатов. Во время визита американского посла в детский оздоровительный была устроена торжественная линейка. В конце пионеры спели гимн США, после чего растроганному послу вручили деревянный герб. Тот, не подозревая об уловке, установил его в личном кабинете. Благодаря этому КГБ 7 лет получало сведения обо всех разговорах посла. Подобных случаев, открытых для общественности и секретных, было огромное множество.

Холодная война: годы, суть

Конец противостояния двух блоков настал после развала СССР, продлившись 45 лет.

Напряжённость между Западом и Востоком сохранилась и по сей день. Однако мир перестал быть биполярным, когда за любым значимым событием в мире стояла Москва или Вашингтон. В каком году была холодная война наиболее ожесточённой, и ближе всего к "горячей"? Историки и аналитики до сих пор ведут споры на эту тему. Большинство сходится в том, что это период "Карибского кризиса", когда мир стоял в шаге от ядерной войны.

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ИСТОРИЮ

Е.Н. Евсеева

СССР И ХОЛОДНАЯ ВОЙНА (1945 - 1953 гг.)

Вторая мировая война коренным образом изменила геополитическую обстановку в мире и сам климат международных отношений. Война с фашизмом сплотила народы, приглушила идеологические разногласия. Отношения между союзными державами сохраняли партнерский характер. Надежды вселяло создание Организации Объединенных Наций (на конференции в Сан-Франциско в апреле - июне 1945 г.) и Нюрнбергский судебный процесс 1945 - 1946 гг., покаравший немецких военных преступников и продемонстрировавший относительную сплоченность стран-победительниц.

Вся политическая карта мира теперь выглядела по-иному. Такие крупные государства, как Германия, Италия и Япония, потерпели поражение. Франция была серьезно ослаблена войной и немецкой оккупацией. Англия в ходе войны постоянно наращивала свою военную мощь, но ее финансовые ресурсы оказались к 1945 г. серьезно истощенными. К этому необходимо добавить, что на огромной территории Британской империи, как и в колониальных владениях Франции и Нидерландов, началось массовое движение за независимость.

Только одна западная держава - Соединенные Штаты Америки - вышла из войны неизмеримо более сильной, чем вступила в нее. Людские потери США в войне по сравнению с потерями других стран были невелики. Американская территория не пострадала от военных действий. В то же время война дала толчок для резкого увеличения военного производства. В 1945 г. на долю США приходилось почти 2/3 промышленной продукции западных стран, около 1/3 мирового экспорта товаров. Более половины золотого запаса западного мира скопилось в сейфах американских банков. США превратились в лидера западного мира и конструктора послевоенной системы международных

отношений.

Огромный вклад СССР в победу над гитлеровской Германией вызвал всплеск симпатий к нему на Западе. Благодаря самоотверженной борьбе с фашизмом и роспуску Коминтерна в 1943 г., резко возрос авторитет коммунистов в западных странах. Левые выходили на авансцену политической жизни европейских государств, в девяти из них коммунисты вошли в состав правительств. В Англии консерваторы вынуждены были уступить право управления страной лейбористам.

Резко увеличилось военное и политическое влияние СССР. Он не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной великой державой. Советское министерство иностранных дел с трудом успевало размещать в Москве десятки новых посольств: их число достигло 50-ти (до войны было 23). В Совете Безопасности ООН СССР стал одним из пяти постоянных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем. В контексте послевоенных территориальных изменений западные союзники признали право СССР на часть Восточной Пруссии (г. Кенигсберг с прилегающим районом; ныне Калининградская область России), Южный Сахалин, Курильские острова, а также необходимость военного присутствия в Китае.

Еще важнее было то, что в соглашениях, подписанных в ходе Крымской и Потсдамской конференций стран участниц антигитлеровской коалиции, было зафиксировано признание интересов СССР в государствах Восточной и Центральной Европы: Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии и Албании. Доминирующее военно-политическое и экономическое влияние Советского Союза в данном регионе (а также в Китае и Северной Корее) сложилось уже в ходе освобождения Советской армией этих стран от фашизма и японского милитаризма.

Таким образом, к исходу Второй мировой войны обозначились контуры двух новых сверхдержав и их потенциальных союзников, возникла почва для «развязывания» Холодной войны.1

Первый этап конфронтации (1945 - 1947 гг.) начался уже летом 1945 г. на Потсдамской конференции (работала с 17 июля по 2 августа) глав государств и правительств США, Англии и СССР.

СССР предъявил Турции требование начать переговоры о совместной обороне черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы), сопровождаемое территориальными претензиями Грузинской и Армянской советских республик. В связи с присут-

ствием советских войск в Северном Иране были созданы независимые от центрального правительства азербайджанская и курдская автономии. Маршал И.Б. Тито2 полностью ликвидировал оппозицию в Югославии. Преследовалась оппозиция в Болгарии, Румынии и Польше.

Все это заставило лидера британских консерваторов У. Черчилля3 констатировать 5 марта 1946 г. в Фултоне (США):

«...Моя обязанность заключается в том, чтобы представить вам некоторые факты о нынешнем положении в Европе. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере, и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы.

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. <...> В значительном большинстве стран, стоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин.<...> Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...»

В это время, после победы лейбористов на парламентских выборах, Черчилль находился в отставке, но активной политической деятельности не прекратил. Выступая в Фултоне и призывая западные демократии к единению перед лицом растущей угрозы со стороны СССР и мирового коммунизма, он вместе с тем подтверждал стремление британского народа к установле-

нию длительного сотрудничества с СССР. После вторичного избрания его премьер-министром в октябре 1951 г. Черчилль, оценивая новое соотношение сил между Востоком и Западом в ядерных вооружениях, подверг сомнению целесообразность давления на СССР. В мае 1953 г., выступая в Палате общин, он выдвинул свою концепцию «саммита наций» - подготовки и созыва конференции на высшем уровне. В 1955 г. Черчилль по состоянию здоровья вышел в отставку и в последние годы жизни активной роли в политике не играл.

14 марта в форме интервью корреспонденту газеты «Правда» экс-премьеру Великобритании ответил действующий глава СССР И.В. Сталин. Он заявил, что речь Черчилля - «опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Отвечая на конкретные обвинения в адрес советской внешней политики, Сталин сказал: «Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать мирные устремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?»

Отныне советскому народу, как и до войны, предстояло жить с постоянным ощущением военной опасности, не ждать скорых перемен к лучшему и не надеяться на быстрое наступление изобилия и достатка. Советский пропагандистский аппарат подхватил идею вождя, призывая сограждан к преодолению «внутренних трудностей», к терпению во имя сохранения мира. Отсюда - заклинание «только бы не было войны» и прощение властям всех непопулярных решений, если они оправдывались стремлением избежать нового военного столкновения.

Следует отметить, что фактически на следующий день после победы советское руководство начало целенаправленную кампанию по созданию из вчерашних союзников образа врага. На совещании у Сталина обсуждался вопрос о возможном продолжении войны в Европе.

Писатель-фронтовик Д. Самойлов писал:

«Вариант дальнейшего похода на Европу - война с нынешними союзниками - не казался невероятным ни мне, ни многим из моих однополчан. Военная удача, ощущение победы и непобедимо-

сти, не иссякший еще наступательный порыв - все это поддерживало ощущение возможности и выполнимости завоевания Европы. С таким настроением в армии можно было бы не останавливаться в Берлине, если бы реальное соотношение сил было иным...»

Милитаристские настроения были присущи и определенной части гражданского населения.

Свидетельством этому служат вопросы советских граждан представителям властей:

«Будут ли увеличены государственные границы СССР на западе? Намерены ли мы забрать у Японии Южный Сахалин, Маньчжурию с Порт-Артуром и Корею? Будет ли в Польше и Югославии Советская власть? Кому будет передана территория Восточной Пруссии? Может ли быть в Берлине Советская власть? Когда начнут поступать к нам из Германии хлеб и машины? Будут ли вывозить товары широкого потребления из оккупированных районов Германии?»

Именно на такого рода настроения и опирался Сталин, идя на конфронтацию с бывшими союзниками.

Переломным во взаимоотношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стал 1947 г.

Весной президент США Г. Трумэн4 обратился к конгрессу с предложением ассигновать 400 млн. долл. для оказания помощи Греции и Турции. В послании обосновывалось право («доктрина Трумэна» по сдерживанию коммунизма) вмешиваться в дела различных районов мира, где, по мнению американского правительства, возникает угроза для интересов США.

Летом госсекретарь США Д. Маршалл5 объявил о плане экономической помощи странам Европы. Предоставление американской помощи по «плану Маршалла»6 сопровождалось рядом условий, которые должны были соблюдать государства, получающие кредиты.

Нарастание международной конфронтации, экономические трудности, порожденные сокращением военных заказов и конверсией7 производства, способствовали ужесточению внутренней политики ведущих держав.

Весной 1947 г. коммунисты были выведены из состава правительств Франции и Италии.

Если первоначально в большинстве стран Центральной и

Юго-Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария, Польша) к власти пришли коалиционные правительства, то к середине

1947 г. при активном участии СССР практически завершилось вытеснение из политической жизни этих стран либеральных политических сил. Судьба коалиции в Чехословакии тоже во многом была предрешена, хотя там коммунисты пришли к власти только в феврале 1948 г.

В ответ на «план Маршалла» и в целях укрепления контроля над странами Восточной и Центральной Европы, осенью 1947 г. на совещании представителей ряда компартий в Польше было принято решение о создании Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Став своего рода преемником Коминтерна, Коминформ символизировал отказ от концепции «национальных путей к социализму». Как заявил в своем докладе на совещании секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии А.А. Жданов8, после Второй мировой войны наметилась новая расстановка политических сил, образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. Странам Восточной Европы предлагалось строить жизнь по образцу и подобию «старшего брата», то есть осуществить индустриализацию промышленности, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.

Однако не всех восточноевропейских руководителей устраивало подобное подчиненное положение и силовое давление со стороны Советского Союза.

Югославский ученый, бывший коммунист М. Джилас вспоминал:

«Об этом нигде не писалось, но я помню из доверительных бесед, что в странах Восточной Европы - в Польше, Румынии, Венгрии - была тенденция к самостоятельному развитию. Приведу пример. В 1946 году я был на съезде чехословацкой партии в Праге. Там Готвальд говорил, что уровень культуры Чехословакии и Советского Союза различный. Он подчеркивал, что Чехословакия - промышленно развитая страна и социализм в ней будет развиваться иначе, в более цивилизованных формах, без тех потрясений, которые были в Советском Союзе... Готвальд выступил против коллективизации в Чехословакии. В сущности, его взгляды не очень отличались от наших (Имеется в виду руководство Союза коммунистов Югославии. - Авт.). Готвальду не хватило характера для борьбы со Сталиным. А Тито был

сильным человеком».

В итоге в результате того, что руководство Югославии стало проводить более независимую от СССР политику и отошло от принципов, диктуемых советским руководством, в феврале

1948 г. между СССР и Югославией были разорваны дипломатические отношения, и последняя была лишена какой-либо помощи.

В 1948 г. произошел первый крупный конфликт Холодной войны - Берлинский кризис, - и мир оказался на грани новой войны. Весной советская военная администрация в своей, восточной, зоне оккупации Германии ввела ограничения на связь, транспорт и торговлю между Западным Берлином и западными зонами оккупации (американской, британской и французской), а также между восточной и западными зонами. Союзники ввели новые денежные знаки в своих зонах и распространили их на западные сектора Берлина. Советский Союз, в свою очередь, ужесточил блокаду Западного Берлина. США вместе с Англией и Францией пришлось налаживать «воздушный мост» с Западным Берлином и самолетами доставлять туда продукты, горючее и все необходимое для жизнедеятельности города. Противостояние бывших участников антигитлеровской коалиции становилось более открытым и опасным, а потому начались интенсивные дипломатические контакты. Лишь в мае 1949 г. СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин.

Германский вопрос оставался одним из центральных в разногласиях между СССР и Западом. США и Великобритания считали, что без экономически сильной Германии не удастся восстановить европейскую экономику. Репарации9 с Германии по решению Крымской конференции должны были взиматься в трех видах (товарные поставки текущей продукции, поставки капитального оборудования и использование германского труда). На Потсдамской конференции был определен порядок репарационных платежей капитальным оборудованием: каждая из четырех стран-победительниц получала право в счет репараций производить изъятие немецкого промышленного оборудования в своей зоне оккупации. Советский Союз как наиболее пострадавшая сторона должен был получить 50 % всех изъятий из Германии на сумму в 10 млрд. долл. Поскольку советская зона оккупации не могла полностью покрыть причитающуюся СССР сумму репараций, было установлено, что советская сторона получит дополнительные поставки оборудования из западных зон

оккупации.

В конце 40-х гг. СССР стремился не допустить никакого контроля за своими действиями в зоне оккупации и очень болезненно отреагировал на решение США и пяти западноевропейских государств включить Западную Германию в «план Маршалла» (1948 г.). Раскол Германии был предопределен. В мае

1949 г. в западной зоне оккупации возникла Федеративная Республика Германии, а в октябре 1949 г. в советской - Германская Демократическая Республика.

Другой зоной конфликта между бывшими союзниками стал Дальний Восток. 1 октября 1949 г. была провозглашена созданная не без советской помощи Китайская Народная Республика. Остатки войск гоминдановцев укрылись от коммунистов на острове Тайвань.

В новый центр напряженности быстро превращался и Корейский полуостров, поскольку попытки выработать единую политику великих держав в Корее полностью провалились. И после войны страна была разделена на две зоны: южную под контролем США (правительство Ли Сын Мана, столица - Сеул) и северную под контролем СССР (правительство Ким Ир Сена, столица - Пхеньян). Весной 1949 г. состоялись встречи советского руководства во главе со Сталиным и руководства Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном, на которых были достигнуты договоренности о советской военной помощи и подготовке корейских офицеров в СССР.

К исходу 1949 г. социализм превратился в мировую систему с населением свыше 800 млн. человек (более трети населения земного шара) и с территорией, составлявшей примерно 27 % земной поверхности. Страны, принадлежащие к мировой системе социализма, имели договоры с СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Эти договоры заключались на длительные сроки, до 20 лет, с возможностью их последующего продления, если ни одна из договаривающихся сторон не заявит об отказе. Помимо стран «народной демократии», подобный договор с Советским Союзом заключила Финляндия. В целях экономического взаимодействия под эгидой Москвы в 1949 г. был образован Совет экономической взаимопомощи «с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.». Первоначально в него вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а позднее были приняты Албания (1949 г.) и ГДР (1950 г.).

Наконец, событием исторического значения стало успешное испытание в СССР атомной бомбы в 1949 г.: американская монополия на атомное оружие была ликвидирована. СССР стал обладателем атомной бомбы гораздо раньше, чем рассчитывали политики западного мира.

Распад колониальной системы в эти годы шел в основном в Азии и коснулся Индокитая, Индии, Индонезии. Страны-мет -рополии10 применяли все средства вплоть до ведения локальных войн против национально-освободительных движений и добивающихся независимости стран, чтобы удержать их под своим контролем. Возникновение независимых государств Юго-Восточной Азии сопровождалось их признанием Советским Союзом, установлением с ними дипломатических отношений. При поддержке СССР в ООН Сирия и Ливан добились в 1946 г. эвакуации английских и французских войск со своей территории. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея одобрила рекомендации о разделе Палестины на два государства, арабское и еврейское, и выделении Иерусалима в самостоятельную единицу с особым международным статусом. В мае 1948 г. было создано еврейское государство Израиль, с которым Советский Союз установил дипломатические отношения.

Подводя итоги первых послевоенных лет, госсекретарь США Джон Ф. Даллес вынужден был признать в начале 1950 г., что в мировом соотношении сил «произошла явная перегруппировка в пользу Советского Союза». В такой ситуации у вождя мировой системы социализма Сталина вполне могло наступить «головокружение от успехов».

В феврале 1950 г. в Москве состоялись переговоры с китайской делегацией в составе председателя правительства Мао Цзэ-дуна и министра иностранных дел Чжоу Энь-лая. Был подписан советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи сроком на 30 лет. Заручившись поддержкой одной из крупнейших стран азиатского континента, Сталин дал согласие на попытку Северной Кореи вооруженным путем воссоединить север и юг Корейского полуострова.

25 июня северокорейские войска вторглись в южную зону. Мир оказался на грани реальной возможности перерастания Холодной войны в «горячую», поскольку противоборство двух систем, происходившее в условиях научно-технической революции, органически было связано с гонкой вооружений, и в первую очередь - оружием массового уничтожения. Никогда ранее человечество не находилось в подобном положении. В тот же

день Совет Безопасности ООН осудил «вооруженное нападение на Корейскую республику войск из Северной Кореи». Он потребовал от Пхеньяна отвести войска к 38-й параллели, которая делила страну пополам, и призвал всех членов ООН оказать «всю возможную помощь в выполнении настоящей резолюции и воздержаться от оказания помощи властям Северной Кореи».

Поначалу успех сопутствовал войскам Ким Ир Сена: через три дня они взяли Сеул, позже под их контроль попал почти весь полуостров. Конфликт стремительно интернационализировался: под флагом ООН в него вмешались войска США и 15-ти других государств. Высадка американского десанта войск на юге Кореи, в Чемульпо, и его операции привели к тому, что северокорейские войска понесли большие потери, оказались отрезанными от баз снабжения горючим и боеприпасами. Война перешла в затяжную и кровопролитную стадию. Пришлось прибегнуть к помощи китайских «народных добровольцев». Советский Союз негласно направил в Северную Корею истребительную авиацию и системы противовоздушной обороны. Вначале это были два полка реактивных истребителей МиГ-15, а весной 1951 г. они были усилены целой авиационной дивизией, оснащенной истребителями усовершенствованного образца МиГ-15бис. В корейском небе разгорелись жестокие бои между американскими и советскими летчиками (советским пилотам, в соответствии с решением руководства страны, командование категорически запретило пересекать 38-ю параллель и углубляться в воздушное пространство юга Корейского полуострова).

По данным Генерального штаба СССР, за время боевых действий, с 1 ноября 1950 по 6 декабря 1951 гг., советская истребительная авиация потеряла 63 машины и 30 летчиков, части противовоздушной обороны - 29 человек убитыми и 53 ранеными. Американцы потеряли 569 самолетов, из которых 510 было сбито в воздушных боях и 59 - огнем зенитной артиллерии.

В конце 1950 г. фронт стабилизировался почти на той же 38-й параллели, где начали военные действия северяне, и в дело вступили дипломаты. Переговоры продолжались два года, несколько раз прерывались, и уже после смерти Сталина 27 июля 1953 г. соглашение о перемирии было подписано.

Хотя Корейская война (1950 - 1953 гг.) носила локальный характер, она, безусловно, способствовала гонке вооружений и ускоренному развитию военно-промышленного комплекса, как в

Советском Союзе, так и на Западе.

Холодная война, ее кризисы стимулировали увеличение во многих странах военных бюджетов, ориентирование их научнопромышленного потенциала на создание более совершенных методов массового истребления людей, а также консервацию идеологических постулатов. Создавалась довольно упрощенная картина мира: с одной стороны, лагерь империализма во главе с США, осуществляющий политику насилия над народами, готовящийся к новой войне против СССР и его союзников; с другой - социалистический лагерь во главе с СССР, неизменно выступающий за мирное сосуществование. Концепция «двух лагерей» способствовала представлению об СССР на Западе как об источнике угрозы.

При таком подходе реалистичный анализ позитивных и негативных сторон во внешней политике стран обоих лагерей исключался. Советскими идеологами и пропагандистами политика Коммунистической партии и советского правительства объявлялась правильной и безошибочной, поскольку она базировалась на положениях марксистско-ленинской теории.

Взгляды Сталина на судьбы мира нашли отражение в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.). Настаивая на том, что капитализм «загнивает», вождь в очередной раз предрек всеобщий кризис и распад мировой капиталистической системы. А значит, остается в силе неизбежность войн между капиталистическими государствами, и, чтобы «устранить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм». Сталинскую брошюру изучали школьники, студенты, научная и творческая интеллигенция, рабочие, служащие -вся страна.

Мысли о возможности нового военного конфликта в сознании советских людей были тесно связаны с пережитым во время совсем недавно закончившейся Великой Отечественной войны, коснувшейся всех и каждого: в Советском Союзе не было семьи, где бы кто-то не погиб, не был ранен, не стал инвалидом. Минувшая война, по сути, выстроила новую систему ценностей в советском обществе.

Один из лидеров «Пражской весны» 1968 г. 3. Млынарж, в конце 40-х - начале 50-х гг. учившийся в МГУ, вспоминал:

«Основой всего было убеждение, что ценой огромных жертв, принесенных в годы войны, Советский Союз решил судьбу человечества, а потому все другие государства обязаны относиться к

нему с особым уважением. Любую критику Советского Союза эти люди воспринимали как оскорбление памяти погибших. В этом они сказывались заодно с правительством, как бы критически они ни относились к властям в других вопросах».

Аналогичных подходов во внешнеполитических вопросах советское руководство требовало от восточноевропейских стран. В конце 40 - начале 50-х гг. в них состоялись громкие политические процессы, в ходе которых видные национальные деятели были обвинены в государственной измене. Среди коммунистических лидеров, в чьей надежности сомневались советские власти, оказались В. Гомулка (Польша), Л. Райк и Я. Кадар (Венгрия), Т. Костов (Болгария), Я. Клементис и Р. Сланский (Чехословакия) и другие. К власти под нажимом советского руководства приходили руководители, которые безоговорочно поддерживавшие политическую линию СССР: М. Ракоши (Венгрия), Б. Берут (Польша). Репрессии и судебные преследования стали средством воздействия на население этих стран, средством устрашения и подавления инакомыслия. Так, в Восточной Германии было репрессировано более 120 тыс. человек (1945 - 1950 гг.), в Польше - около 300 тыс. (1944 - 1948 гг.), в Венгрии -540 тыс. (за один 1952 г.). Под лозунгом «сплочения социалистического лагеря» пресекались все попытки переосмысления коммунистической доктрины. Вместе с тем следует подчеркнуть: действия ведущих политиков Запада, прежде всего американской администрации, после Второй мировой войны далеко не всегда были адекватны устремлениям народов и государств, становившихся объектом их внимания.

Обстановка Холодной войны с ее противостоянием двух систем изменила геополитический климат, разрушила надежды на мирное сотрудничество между союзниками по антигитлеровской коалиции, сделала гонку вооружений и противоборство военно-политических блоков тревожной и опасной реальностью второй половины XX в.

Примечания:

1 Впервые метафора «холодная война» появилась на страницах английского журнала «Трибюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Официальное понятие «холодная война» было введено в 1946 г. американским финансистом Б. Барухом в его речи относительно планов президента США Г. Трумэна оказать помощь Греции и Турции. Широкой попу-

лярности термина способствовал журналист У. Липпман, вынеся его в заголовок серии статей и своей книги «Холодная война. Очерк внешней политики США», вышедшей в 1947 г. (Каштанова А. Холодная война. Точка отсчета // Российская государственность: история и современность. СПб., 2003. С. 607).

2 Тито Иосип Броз (1892 - 1980), президент Югославии с 1953 г. В 1915 г. оказался в России как военнопленный. С сентября 1920 г. - в Югославии, в компартии Югославии (КПЮ), с 1934 г. руководитель КПЮ, в 1935 - 1936 гг. работал в Коминтерне (в Москве), председатель Союза коммунистов Югославии (СКЮ) с 1966 г. (в 1940 - 1966 гг. - генеральный секретарь). В период народно-освободи-тельной войны в Югославии 1941 - 1945 гг. - верховный главнокомандующий Национально-освободительной армии Югославии. В 1945 г. возглавил правительство Югославии. После разрыва отношений с СССР в 1948 г. Тито противостоял идеологическому и политическому давлению СССР, выдвинув собственную модель социалистического общества. Выступая поборником внеблоковой политики, стал одним из лидеров Движения неприсоединения.

3 Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1974 - 1965), государственный деятель Великобритании, премьер-министр (1940 - 1945, 1951 - 1955 гг.).

4 Трумэн Гарри (1884 - 1972), 33-й президент США (1945 - 1953 гг.), отдавший приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, один из инициаторов создания НАТО.

5 Маршалл Джордж Кэтлетт (1880 - 1953), с 1944 г. - генерал армии, в 1939 - 1945 гг. начальник штаба армии США, в 1947 - 1949 гг. государственный секретарь США, в 1950 - 1951 гг. занимал пост министра обороны.

6 Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путем предоставления ей американской экономической помощи. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран. В 1951 г. был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривающим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

7 Конверсия - перевод промышленности с производства военной продукции на выпуск гражданской или наоборот.

8 Жданов Андрей Александрович (1896 - 1948) - советский политический деятель, с 1922 г. на советской и партийной работе, в 1934 - 1948 гг. секретарь ЦК, одновременно (1934 - 1944 гг.) - первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). В Великую Отечественную войну - член Военного совета войск северо-западного направления и Ленинградского фронта. Входил в ближайшее окружение Сталина, один из активных организаторов массовых репрессий в 1930 - 1940-е гг.

9 Репарация - возмещение убытков, нанесенных войной, выплачиваемое победителю страной, потерпевшей поражение.

10 Метрополия - колониальное государство по отношению к своим колониям.

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов . Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне» , т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство . После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии. Политика, предлагаемая «доктриной Трумэна», получила в истории дипломатии название «политики сдерживания» . Стратегами Пентагона разрабатывались планы прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Американскому народу говорилось о серьезной военной угрозе со стороны СССР. Чтобы погасить доброе отношение населения к советским людям, в США проводятся шумные пропагандистские кампании о подрывной деятельности коммунистов. На самом деле Советский Союз в то время не обладал атомным оружием, стратегической авиацией и авианесущими кораблями, а поэтому не мог составить реальной угрозы США. Но в условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.



Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира . В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН) , образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий. Большинство из этих предложений блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась после появления у СССР атомного оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН все же принимает резолюцию, осуждающую любую форму пропаганды войны. В августе 1948 г. возникает международное движение сторонников мира , первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран. Был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с французским физиком Ф. Жолио-Кюри и учреждены Международные премии мира. Советский Союз оказывал постоянную помощь этому движению. В августе 1949 г. в Москве возник Советский комитет защиты мира. Более 115 млн. советских людей поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия «как оружия устрашения и массового уничтожения людей» и установления международного контроля за исполнением этого решения.

В феврале 1950 г . между ней и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи .

Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. Кроме Китая, на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени

Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война.

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 ᴦ.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Οʜᴎ должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Вместе с тем, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединœение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединœенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, ᴛ.ᴇ. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 ᴦ. Летом 45 ᴦ. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 ᴦ. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 ᴦ. Советскую делœегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Οʜᴎ составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберᴦ. Польша расширялась за счёт территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гᴦ. произошли расхождения бывших союзников. С 46 ᴦ. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “желœезный занавес”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 ᴦ. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 ᴦ. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил данный шаг как антисоветский (попросту данный план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 ᴦ. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 ᴦ. Организация Объединœенных Наций (ООН). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гᴦ. в связи с корейской войной. В 50 ᴦ. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителœей это объединœение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в данном регионе Азии.

В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 ᴦ. после дипломатических переговоров. В 49 ᴦ. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 ᴦ.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 ᴦ. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, данный путь предлагали сов. руководители. Вместе с тем, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях

с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 ᴦ. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В данный период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о крайне важно сти перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 ᴦ. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х ᴦ. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.
Размещено на реф.рф
За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В серединœе 50-х ᴦ. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, к примеру, в Венгрии в октябре 56 ᴦ. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединœенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х ᴦ. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.

_____________________________

Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война." 2017, 2018.

Впервые выражение «холодная война» употребил знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл 19 октября 1945 г. в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн». В официальной обстановке первым это определение озвучил советник президента США Гарри Трумэна Бернард Барух, выступая перед палатой представителей штата Южная Каролина 16 апреля 1947 г. С этого времени понятие «холодная война» стало применяться в журналистике и постепенно вошло в политический лексикон.

Укрепление влияния

После окончания Второй мировой политическая ситуация, сложившаяся в Европе и Азии, кардинально изменилась. Бывшие союзники по борьбе с гитлеровской Германией – СССР и США – по-разному смотрели на дальнейшее устройство мира. Руководство Советского Союза оказывало серьезную помощь освобожденным странам Восточной Европы, где к власти пришли коммунисты: Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии. Многие европейцы полагали, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, поможет оперативно восстановить хозяйство и вернуться к нормальной жизни. В большинстве западноевропейских стран доля голосов, поданных во время выборов за коммунистов, составляла от 10 и 20 процентов. Это произошло даже в таких чуждых социалистическим лозунгам странах, как Бельгия, Голландия, Дания и Швеция. Во Франции и Италии коммунистические партии были самыми крупными среди других партий, коммунисты входили в состав правительств, их поддерживало около трети населения. В лице СССР они видели не сталинский режим, а прежде всего, силу, которая повергла «непобедимый» нацизм.

СССР также считал необходимым поддерживать страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости и вставшие на путь строительства социализма. В результате советская сфера влияния на карте мира быстро расширялась.

Разногласие

США и их союзники совсем иначе рассматривали дальнейшее мировое развитие, их раздражало усиливающееся на мировой арене значение СССР. США полагали, что только их страна - единственная на тот момент в мире держава, обладавшая ядерным оружием - может диктовать свои условия другим государствам, и поэтому их не устраивало, что Советы стремились к укреплению и расширению так называемого «социалистического лагеря».

Таким образом, по окончании войны интересы двух крупнейших мировых держав вошли в непримиримое противоречие, каждая страна стремилась распространить свое влияние на большее количество государств. Началась борьба по всем направлениям: в идеологии, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше сторонников; в гонке вооружений, чтобы говорить с оппонентами с позиции силы; в экономике – чтобы показать превосходство своего общественного строя, и даже, казалось бы, в такой мирной сфере, как спорт.

Необходимо отметить, что на начальном этапе силы, вступившие в противоборство, были не равны. Советский Союз, который вынес на своих плечах всю тяжесть войны, вышел из нее экономически ослабленным. США, напротив, во многом благодаря войне превратились в сверхдержаву - в экономическом и военном отношениях. За годы Второй мировой войны США увеличил промышленную мощность на 50%, а сельскохозяйственное производство на 36%. Промышленное производство США, без учета СССР, превосходило производство всех других стран мира вместе взятых. В таких условиях США считали давление на своих оппонентов совершенно оправданным.

Таким образом, мир фактически разделился надвое в соответствии с социальными системами: одна сторона во главе с СССР, другая под руководством США. Между этими военно-политическими блоками и началась «холодная война»: глобальное противостояние, которое, к счастью, не дошло до открытого военного столкновения, но постоянно провоцировало локальные военные конфликты в различных странах.

Фултонская речь Черчилля

Отправной точкой или сигналом к началу «холодной войны» считается знаменитая речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в Фултоне (штат Миссури, США). 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна, Черчилль объявил, что «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы и противостоят им только два врага – «война и тирания». Анализируя ситуацию в Европе и Азии, Черчилль заявил, что Советский Союз является причиной «международных трудностей», поскольку «никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их экспансии». Правда, премьер отдал должное заслугам русских людей и лично своему «военному товарищу Сталину», и даже с пониманием отнесся к тому, что «России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии». Описывая сложившуюся в мире ситуацию, Черчилль применил термин «железный занавес», который опустился «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент». Страны, оказавшиеся к востоку от него, по словам Черчилля, стали не только объектами советского влияния, но и растущего контроля со стороны Москвы… Маленькие коммунистические партии во всех этих восточноевропейских государствах «выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля». Черчилль заявил об опасности коммунизма и о том, что «в большом числе стран созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».

Черчилль понимал, что Советский Союз не заинтересован в новой войне, но отметил, что русские «жаждут плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». Он призвал «братскую ассоциацию англоговорящих народов», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР, причем не только в политической, но и военной сфере. Далее он отметил: «Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна».

В то же время, говоря об уроках прошедшей войны, Черчилль заметил, что «никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Поддержание таких отношений в течение многих и многих мирных лет должно обеспечиваться не только авторитетом ООН, но и всей мощью США, Великобритании и других англоязычных стран, и их союзников».

Это было откровенным лицемерием, поскольку Черчилль еще весной 1945 г. приказал подготовить военную операцию «Немыслимое», представлявшую собой план войны на случай военного конфликта между западными государствами и СССР. Эти разработки были скептически встречены британскими военными; американцам их даже не показали. В комментариях на представленный ему проект Черчилль указал, что план представляет собой «предварительный набросок того, что, я надеюсь, все ещё чисто гипотетическая вероятность».

В СССР текст Фултонской речи Черчилля полностью не переводился, но был подробно пересказан 11 марта 1946 года в сообщении ТАСС.

И. Сталину содержание речи Черчилля стало известно буквально на следующий день, но он, как это часто бывало, предпочел выдержать паузу, ожидая, какая реакция на это выступление последует из-за рубежа. Свой ответ Сталин дал в интервью газете «Правда» только 14 марта 1946 г. Он обвинил своего оппонента в том, что тот призвал Запад к войне с СССР: «По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война». Сталин поставил У. Черчилля в один ряд с Гитлером, обвинив его в расизме: «Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира».


Доктрина Трумэна

В 1946–1947 гг. СССР усилил давление на Турцию. От Турции СССР добивался изменения статуса черноморских проливов и предоставления территории для размещения у пролива Дарданеллы своей военно-морской базы для обеспечения безопасности и беспрепятственного выхода в Средиземное море. Также до весны 1946 г. СССР не торопился выводить свои войска с территории Ирана. Неопределенная ситуация сложилась и в Греции, где шла гражданская война, и греческим коммунистам пытались помочь албанские, болгарские и югославские коммунисты.

Все это вызывало крайнее недовольство США. Президент Г. Трумэн считал, что только Америка способна продвигать прогресс, свободу и демократию в мире, а русские, по его мнению, «не умеют себя вести. Они похожи на слона в посудной лавке».

Выступая 12 марта 1947 г. в американском Конгрессе, Гарри Трумэн заявил о необходимости оказать военную помощь Греции и Турции. По сути, в своем выступлении он заявил о новой внешнеполитической доктрине США, которая санкционировала вмешательство США во внутренние дела других стран. Основанием для такого вмешательства являлась необходимость противостоять «советской экспансии».

Доктрина Трумэна предполагала «сдерживание» СССР во всем мире и означала прекращение сотрудничества между бывшими союзниками, победившими фашизм.

План Маршалла

Вместе с тем, «фронт холодной войны» пролегал не только между странами, но и внутри них. Успех левых сил в Европе был очевиден. Чтобы не допустить распространения коммунистических идей, в июне 1947 г. государственным секретарем США Джорджем Маршаллом был представлен план помощи странам Европы для восстановления разрушенной экономики. Этот план получил название «план Маршалла» (официальное название European Recovery Program - «Программа восстановления Европы») и стал составной частью нового внешнеполитического курса США.

В июле 1947 г. представители 16 западноевропейских стран собрались на совещание в Париже, чтобы обсудить размеры помощи для каждой страны в отдельности. Вместе с представителями Западной Европы на эти переговоры были также приглашены представители СССР и государств Восточной Европы. И хотя Маршалл заявлял о том, что «наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса», помощь, как оказалось, не была бескорыстной. В обмен на американские поставки и кредиты, европейские страны обязывались предоставлять США информацию о своей экономике, поставлять стратегическое сырье, а также не допускать продажи «стратегических товаров» социалистическим государствам.

Для СССР такие условия были неприемлемы, и он отказался участвовать в переговорах, запретив это делать и руководителям восточноевропейских стран, пообещав им, в свою очередь, льготные кредиты со своей стороны.

Осуществляться план Маршалла начал с апреля 1948 г., когда конгрессом США был принят закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырехлетнюю (с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г.) программу экономической помощи Европе. Помощь получили 17 стран, включая Западную Германию. Общая сумма ассигнований составила около 17 млрд. долларов. Основная доля досталась Англии (2,8 млрд.), Франции (2,5 млрд.), Италии (1,3 млрд.), Западной Германии (1,3 млрд.) и Голландии (1,1 млрд.). Западной Германии финансовая помощь по плану Маршалла оказывалась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за материальный ущерб, причинённый странам-победителям во Второй мировой войне.

Образование СЭВ

Восточноевропейские страны, не участвовавшие в плане Маршалла, образовали группу государств социалистической системы (кроме Югославии, которая занимала самостоятельную позицию). В январе 1949 г. шесть стран Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) объединилось в экономический союз – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одной из основных причин создания СЭВ был бойкот западными странами торговых отношений с социалистическими государствами. В феврале к СЭВ присоединилась Албания (вышла в 1961 г.), в 1950 г. – ГДР, в 1962 – Монголия и в 1972 г. – Куба.

Создание НАТО

Своеобразным продолжением внешнеполитического курса Трумэна стало создание в апреле 1949 г. военно-политического союза – Североатлантического блока (НАТО), во главе с США. Первоначально в состав НАТО вошли США, Канада и страны Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция (вышла из военных структур блока в 1966 г., вернулась в 2009 г.). Позднее к альянсу присоединились Греция и Турция (1952), Федеративная Республика Германия (1955) и Испания (1982). Основной задачей НАТО являлось укрепление стабильности в Североатлантическом регионе и противостояние «коммунистической угрозе». (Советский Союз и страны Восточной Европы создали свой военный союз – Организацию Варшавского договора (ОВД) – только через шесть лет, в 1955 г.). Таким образом, Европа оказалась разделенной на две противоборствующие части.

Германский вопрос

Раздел Европы особенно тяжело сказался на судьбе Германии. На Ялтинской конференции 1945 г. был согласован план послевоенной оккупации Германии между странами-победительницами, к которому, по настоянию СССР, присоединилась Франция. Согласно этому плану, после окончания войны восток Германии был оккупирован СССР, запад – США, Великобританией и Францией. Столица Германии – Берлин – была также поделена на четыре зоны.

Западная Германия в 1948 г. была включена в сферу действия плана Маршалла. Таким образом, объединение страны становилось невозможным, поскольку в разных частях страны образовались разные экономические системы. В июне 1948 г. западные союзники в одностороннем порядке провели в Западной Германии и Западном Берлине денежную реформу, отменив деньги старого образца. Вся масса старых рейхсмарок хлынула в Восточную Германию, что вынудило СССР закрыть границы. Западный Берлин оказался в полном окружении. Между бывшими союзниками возник первый серьезный конфликт, получивший название Берлинского кризиса. Сталин хотел использовать ситуацию с блокадой западного Берлина, чтобы оккупировать всю столицу Германии и добиться уступок со стороны США. Но США и Великобритания организовали воздушный мост для связи Берлина с западными секторами и сорвали блокаду города. В мае 1949 г. территории, находившиеся в западной зоне оккупации, были объединены в Федеративную Республику Германия (ФРГ), столицей которой стал Бонн. Западный Берлин становился автономным самоуправляемым городом, связанным с ФРГ. В октябре 1949 г. в советской зоне оккупации было создано другое немецкое государство – Германская Демократическая Республика (ГДР), столицей которого стал восточный Берлин.

Конец ядерной монополии США

Советское руководство понимало, что обладавшие ядерным оружием США могут позволить себе говорить с ним с позиции силы. Тем более что, в отличие от США, Советский Союз вышел из войны экономически ослабленным и, следовательно, уязвимым. Поэтому в СССР велись форсированные работы по созданию собственного ядерного оружия. В 1948 г. в Челябинской области был создан ядерный центр, где был построен реактор по производству плутония. В августе 1949 г. Советский Союз успешно провел испытание ядерного оружия. США утратили монополию на атомное оружие, что резко умерило пыл американских стратегов. Знаменитый немецкий исследователь Отто Ган, открывший процесс деления атомного ядра, узнав об испытании первой советской атомной бомбы заметил: «Это хорошая новость, так как опасность войны теперь значительно уменьшилась».

Надо признать, что на достижение этой цели СССР был вынужден направлять колоссальные средства, что наносило серьезный ущерб производству предметов потребления, сельскохозяйственному производству и социально-культурному развитию страны.

План «Дропшот»

Несмотря на создание в СССР атомного оружия, Запад не оставлял планов по нанесению ядерных ударов по СССР. Такие планы разрабатывались в США и Великобритании сразу же по окончании войны. Но только после образования НАТО в 1949 г. у США появилась реальная возможность их исполнения и они предложили очередной, уже более широкомасштабный план.

19 декабря 1949 г. НАТО утвердил план Dropshot («Дропшот») «для противодействия предполагаемому вторжению СССР в Западную Европу, Ближний Восток и Японию». В 1977 г. его текст был рассекречен в США. Согласно документу, 1 января 1957 г. предполагалось начало крупномасштабной войны сил Североатлантического альянса против СССР. Естественно, «из-за акта агрессии со стороны СССР и его сателлитов». В соответствии с этим планом на СССР должно было быть сброшено 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычной взрывчатки. В результате первой бомбардировки должно было быть уничтожено 85% промышленных объектов. На втором этапе войны должна была последовать оккупация. Территорию СССР стратеги НАТО разделили на 4 части: Западная часть СССР, Украина – Кавказ, Урал – Западная Сибирь – Туркестан, Восточная Сибирь – Забайкалье – Приморье. Все эти зоны были поделены на 22 подзоны ответственности, где должны были дислоцироваться воинские контингенты НАТО.

Расширение социалистического лагеря

Сразу же после начала «холодной войны» страны Азиатско-Тихоокеанского региона превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистического и капиталистического путей развития. 1 октября 1949 г. в столице Китая – Пекине – была провозглашена Китайская Народная Республика.

С созданием КНР военно-политическая обстановка в мире радикально изменилась, поскольку коммунисты победили в одном из самых многонаселенных государств мира. Социалистический лагерь существенно продвинулся на восток, и Запад не мог не считаться с огромной территорией и мощным военным потенциалом социализма, включая советское ракетно-ядерное вооружение. Однако последующие события показали, что в раскладе военно-политических сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе не было однозначной определенности. Китай на долгие годы стал «любимой картой» в глобальной игре двух сверхдержав за доминирование в мире.

Нарастание противостояния

В конце 1940-х гг., несмотря на тяжелое экономическое положение СССР, соперничество между капиталистическим и коммунистическим блоками продолжалось и вело к дальнейшему наращиванию вооружений.

Противоборствующие стороны стремились достичь превосходства как в области ядерного оружия, так и в средствах его доставки. Такими средствами, помимо бомбардировщиков, стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений, что привело к крайнему напряжению экономики обоих блоков. На нужды обороны тратились колоссальные средства, работали самые лучшие научные кадры. Были созданы мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы (ВПК), где производилась самая современная техника, работавшая, прежде всего, на гонку вооружений.

В ноябре 1952 г. США испытали первый в мире термоядерный заряд, мощность взрыва которого многократно превосходила атомный. В ответ на это в августе 1953 г. в СССР на полигоне в Семипалатинске была взорвана первая в мире водородная бомба. В отличие от американского образца, советская бомба была готова к практическому применению. С этого момента и до 1960-х гг. США обгоняли СССР лишь в количестве вооружений.

Корейская война 1950-1953 гг.

СССР и США осознавали всю опасность войны между ними, что заставляло их не идти на прямую конфронтацию, а действовать «в обход», сражаясь за мировые ресурсы за пределами своих стран. В 1950 г., вскоре после победы коммунистов в Китае, началась война в Корее, ставшая первым военным столкновением социализма и капитализма, поставившим мир на грань ядерного конфликта.

Корея была оккупирована Японией в 1905 г. В августе 1945 г., на заключительном этапе Второй мировой войны, в связи с победой над Японией и ее капитуляцией США и СССР договорились разделить Корею по 38-й параллели, предполагая, что к северу от неё японские войска сдадутся Красной армии, а к югу капитуляцию примут американские войска. Таким образом, полуостров был разделён на северную - советскую, и южную, американскую, части. Страны антигитлеровской коалиции считали, что через некоторое время Корея должна воссоединиться, однако в условиях «холодной войны» 38-я параллель по существу превратилась в границу - «железный занавес» между Севером и Югом Кореи. К 1949 г. СССР и США вывели свои войска с территории Кореи.

В обеих частях Корейского полуострова, северной и южной, были сформированы правительства. На юге полуострова при поддержке ООН Соединенные Штаты провели выборы, на которых было избрано правительство во главе с Ли Сын Маном. На севере советские войска передали власть коммунистическому правительству во главе с Ким Ир Сеном.

В 1950 г. руководство Северной Кореи (Корейской народно-демократической республики - КНДР), ссылаясь на то, что войска Южной Кореи вторглись в КНДР, перешли 38-ю параллель. На стороне КНДР воевали вооруженные силы Китая (названные «китайскими добровольцами). Непосредственную помощь Северной Корее оказывал СССР, снабжая корейскую армию и «китайских добровольцев» оружием, боеприпасами, самолетами, горючим, продовольствием и медикаментами. Также в боевых действиях принимал участие небольшой контингент советских войск: летчики и артиллеристы-зенитчики.

В свою очередь США провели через Совет Безопасности ООН резолюцию, призвавшую оказать необходимую помощь Южной Корее и направили туда свои войска под флагом ООН. Помимо американцев под флагом ООН сражались контингенты Великобритании (более 60 тыс. человек), Канады (более 20 тыс.), Турции (5 тыс.) и других государств.

В 1951 г. президент США Г. Трумэн пригрозил использовать против Китая атомное оружие в ответ на помощь китайцев Северной Корее. Советский Союз также не хотел уступать. Конфликт удалось разрешить дипломатическим путем только после смерти Сталина в 1953 г. В 1954 г. на совещании в Женеве был закреплен раздел Кореи на два государства – Северную Корею и Южную Корею. Тогда же был разделен и Вьетнам. Эти разделы стали своеобразными символами раскола мира на две системы на азиатском континенте.

Следующий этап холодной войны - 1953-1962 гг. Некоторое потепление, как в стране так и в международных отношениях, не сказались на военно-политическом противостоянии. Более того, именно в это время мир неоднократно стоял на пороге ядерной войны. Гонка вооружений, берлинский и карибский кризисы, события в Польше и Венгрии, испытания баллистических ракет… Это десятилетие было одним из самых напряженных в ХХ веке.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...