Свобода без креста: Размышление о поэме А.Блока «Двенадцать. Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»)


1) Как биография Блока связана с его творчеством?

2) В чем идейное и художественное своеобразие "Стихов о Прекрасной Даме"? Каково их место в творчестве Блока?

3) Почему блок считал II том своей лирики антитезой по отношению к первому?

4) Блок рассматривал содержание III тома как синтез I и II. Как вы это понимаете?

5) Какой смысл вкладывает поэт в понятие "страшный мир"?

1) Творчество Блока неразрывно связано с его биографией, с людьми, которые его окружали. О многих чужих жизнях он размышляет как о своей.

Также его первая любовь, Ксения Содовская, сильно повлияла на его творчество. Знакомство с Владимиром Соловьевым(теоретиком космологизма) помогло Блоку сформировать свой стиль и свое мировоззрение.

Более или менее, но практически все события из жизни А.Блока повлияли на его творчество.

2) В "Стихах о Прекрасной Даме" А.Блок свои земные чувства переводит в высший, идеально-мистический план.

В тих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие.

Эти стихотворения занимают высокое место в творчестве Блока, в его любовной лирике - "это стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари".(М.Рыльский)

3) Центральный цикл I тома - "Стихи о Прекрасной Даме", где нашли отражение любовь поэта к Л.Д.Менделеевой и философская идея Вл.Соловьева. Лирика II тома отразила изменение блоковского мировосприятия. События начала XX века отражались и на А.Блоке, он отходил от прежних идеалов, но они остались для него "тезой", от которой начинался путь. А события, повлиявшие на него, и само мировоззрение называет "антитезой", противостоящей "тезе".

4) Третий том лирики - завершающий, высший этап.

Синтез-это новая, более высокая ступень осмысления действительности, отвергающая предыдущие и, в то же время, соединяющая в себе по-новому некоторые их черты.

Основная мысль, нашедшая воплощение в третьей книге стихов - мир не совершенен, но переделать его невозможно, необходимо лишь любыми средствами попытаться его понять. Это и пытается сделать А.Блок в своем III томе.

5) "Страшный мир" не только вокруг, но и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. "Страшный мир" - это мир реальный, земной. И лирический герой живет в этом мире, подчинив свою судьбу законам ее жизни.

6) Блок написал эту поэму в период безверия в Бога и сам никогда ее не читал. А перед смертью чувствовал вину за ее создание. Эта поэма обратила многих людей против поэта, он осмысляет пути развития России, объединяя с догматами кровь и пожар.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-09-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Поэма А. Блока "Двенадцать" - известное произведение, перечитанное не раз и изученное до последней самой маленькой детальки. Но удивительно, процессы, происходящие в обществе, пробуждают наши умы и сердца, что порождает ж лание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны. Вот так и с поэмой "Двенадцать", которую захотелось прочитать в контексте нового времени.

Поэму "Двенадцать" Блок начал писать 8 января 1918 г., а поставил завершающую точку 29 января, сделав в дневнике волнующую запись: "Сегодня я - гений".

Время рождения поэмы было наполнено чрезвычайными событиями: в эти дни решалась судьба России, судьба Октябрьского переворота.

На страну, измученную войной, разрухой, голодом, изменой, надвинулась новая страшная угроза. Газетные листы дышали раскаленной атмосферой тех дней. Поэма "Двенадцать" была опубликована 18 февраля в газете "Знамя труда".

Для поэмы наступило бессмертие. Блок сказал, что "Двенадцать" останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая поэму, он всецело жил современностью. Никогда еще душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Недаром в статье "Революция и интеллигенция" Блок призывал: "Слушайте революцию!".

Снежная вьюга в поэме "Двенадцать" - это образ "исторической погоды". Мотивы ночной метели, порывистого ветра проходят в поэме подобно основной теме в симфонии. При этом они приобретают различный смысл применительно к разным персонажам поэмы. Разбушевавшаяся стихия всегда играла в поэзии Блока громадную роль. Ветер, буря, метель, гроза...

Для старого мира злой и веселый ветер - сила враждебная. Он безжалостно валит с ног, загоняет в сугробы, выметает как ненужный сор.

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Но вот заходит речь о двенадцати героях, и разительно меняется интонация стиха.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Двенадцать (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) - это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие "без креста", "мерно... державным шагом", "держа винтовки", стреляя "в Святую Русь", раздувая "мировой пожар в крови", все вперед, вперед, за кровавым флагом?

Как стыкуются их идеалы с реальной, непридуманной действительностью? Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то кого-то любит, кто-то кому-то изменяет. Человек даже в периоды глобальных социальных изменений остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только двенадцати героям нет никакого дела до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности исторического момента! Трагедия Катьки разыгрывается у них на глазах и вызывает только досаду: ведь еще "потяжеле будет бремя", так стоит ли Петрухе вести себя как "баба" из-за какой-то падшей женщины? Конечно, нет! Раз уж зпереди "мировой пожар", то Петруха головку вскидывает, он опять повеселел!.. "Открывайте погреба - гуляет нынче голытьба!"

Вам не страшно? Рушится старый мир, но что идет ему на смену? Мир еще большего насилия, бездушия, безнрав-ствия. Не в этом ли предостережение Блока, его провидение. Идут двенадцать человек, у них не прогулка, они идут бить, бить, бить. Но кого?

Я заметил, в поэме практически нет врагов. Подумайте, так ли уж опасен "пес голодный"? Да его не то что винтовкой - палкой оттолкнуть можно. А если попробовать накормить, приласкать, и он превратится в верную дворнягу. А может быть, враг - Катька, позволяющая себе в столь важный исторический момент сиюминутное развлечение? Я думаю, что нет. Да Блок и не настаивает на этом. Он просто призывает к бдительности. Притом призывает всех: и Катьку, и Петруху, и двенадцать.

Ветер гуляет, снег порхает, а этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней, как в родной стихии, - и не скользят и не падают, а твердо идут к своей цели.

Стихия, в понимании Блока, есть начало и разрушительное, и созидательное. Цель революции Блок видел в том, чтобы "все стало новым". Революция - это лаборатория новых форм жизни, ее делают парни из городских низов, вступившие в Красную гвардию.

Как пошли наши ребята

В Красной гвардии служить -

В Красной гвардии служить -

Буйну голову сложить.

На протяжении всей поэмы прослеживается противоречие, свойственное мировоззрению самого Блока. Это и неприятие старого, и неприятие нового, потому что оно антигуманно. Ведь бесчеловечность проявляется не только по отношению к Катьке, но и в оправдании красногвардейцами бессмысленного жестокого преступления. В их душах все смешалось - и забубённая удаль, и чувство просыпающегося долга.

Блок вместе с тем идеализировал своих героев революции, доказывая, что у каждого красногвардейца он видит ангельские крылья за плечами.

И по-прежнему возникает вопрос: какое отношение к содержанию поэмы имеет Иисус Христос? Этот вопрос вызвал много споров. Я пересмотрел Евангелие, известные произведения живописи и убедился, что Иисус Христос везде предстает перед нами в терновом венце, а у Блока Христос "в белом венчике из роз". Что это - игра слов? Не думаю. Поэт бережно обращался с каждым словом. Мне кажется, что блоковский образ Христа, хоть и "за вьюгой невидим", все же грядет, потому что он является не чем иным, как олицетворением мечты о действительно справедливом обществе. Вот почему Христос Блока и "от пули невредим" - мечту нельзя убить, и "в белом венчике из роз".

Еще десятилетия будут спорить о роли Октября в истории России, о роли революции в истории человечества вообще. Александр Блок, "человек бесстрашной искренности" (М. Горький), дает нам ключ к пониманию этой сложнейшей проблемы.

Поурочные планы литература 11 класс Тема: Поэт и революция. «Двенадцать»: проблематика и поэтика

Цели : разъяснить отношение Блока к Октябрьской революции; выяснить особенности подхода поэта к теме революции в произведении; отметить значение символов в поэме «Двенадцать».

Ход уроков

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию.

А. Блок

I. Проверка домашнего задания (см. задание предыдущего урока).

II. Знакомство с поэмой «Двенадцать».

1. Слово учителя .

Отношение Блока к революции – сложный комплекс мыслей и чувств, надежд и тревог. Из биографии поэта вы знаете, что он – один из немногих среди русской интеллигенции – принял революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:

Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне – бросаться в многопенный вал...

Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать».

Сделаем попытку осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – «Двенадцать». Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.

Поэма получает широкую известность. 3 марта 1918 года она была напечатана в газете «Знамя труда», в апреле – вместе со статьей о ней критика Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре» – в журнале «Наш путь». В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит отдельной брошюрой.

Сам Блок вслух не читал «Двенадцать» никогда. Однако в 1918– 1920 гг. на петроградских литературных вечерах поэму не раз читала Л. Д. Блок, жена поэта, профессиональная актриса.

Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин. С восторгом приняли поэму Иванов-Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.

Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто, не принимая «злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г. Адамович, О. Мандельштам и другие.

Послушайте, как выразил свои впечатления М. Волошин:

Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь. Внутреннее сродство «Двенадцати» со «Снежной Маской» особенно разительно. Это та же Петербургская зимняя ночь, та же Петербургская метель... тот же винный и любовный угар, то же слепое человеческое сердце, потерявшее дорогу среди снежных вихрей, тот же неуловимый образ Распятого, скользящий в снежном пламени... К передаче угарной и тусклой лирики своих героев Блок подошел сквозь напевы и ритмы частушек, уличных и политических песен, площадных слов и ходовых демократических словечек. Музыкальной задачей поэта было: из нарочито пошлых звуков создать утонченно благородную симфонию ритмов.

...В этом появлении Христа в конце вьюжной Петербургской поэмы нет ничего неожиданного. Как всегда у Блока, Он невидимо присутствует и сквозит сквозь наваждения мира, как Прекрасная Дама сквозит в чертах Блудниц и Незнакомок. После первого – «Эх, эх без креста» – Христос уже здесь...

Сейчас ее (поэму) используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.

Блок почувствовал направленность исторического движения и гениально передал это раскрывающееся у него на глазах будущее: состояние душ, настроение, ритмы шествия одних слоев населения и окостенелую обреченность других.

Отношение самого Блока к поэме было довольно сложным. В апреле 1920 г. написана «Записка о «Двенадцати»: «... В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914... Те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». (Здесь Блок сопоставляет данную поэму с циклами «Снежная Маска» и «Кармен».)

Поэма «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. Не в защиту, не в прославление «партии переворота» – но в защиту «народной души», оболганной и униженной (с точки зрения Блока), взметнувшейся мятежом, максималистским «все или ничего», стоящей на краю гибели, жестокой кары, – написана поэма. Блок видит и знает происходящее: обстрел Кремля, погромы, ужас самосудов, пожоги усадеб (была сожжена родовая усадьба Блока в Шахматове), разгон Учредительного собрания, убийство в больнице министров Временного правительства Шингарева и Кокошкина. По свидетельству А. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой. Блок в эти «безбытные» недели января 1918 г. считает высшим долгом русского художника, «кающегося дворянина», народолюбца – отдать народу, принести в жертву воле «народной души» даже последнее свое достояние – меру и систему этических ценностей.

Этой жертвенностью, сознанием своей силы, безмерной, нерассуждающей жалостью продиктована поэма. Волошин назовет ее «милосердной представительницей за душу русской разиновщины».

2. Выразительное чтение поэмы учителем или подготовленными учащимися.

3. Первые впечатления от поэмы .

«Сегодня я – гений», – записал поэт в дневнике, закончив «Двенадцать». Вы согласны с ним? Ваше мнение о поэме? Какие ее строки показались вам самыми сильными?

Сопоставьте поэму с лирикой Блока: узнали ли вы в «Двенадцати» голос уже знакомого вам поэта? Какие перемены в нем произошли и как вы их объясните?

4. Самостоятельная работа с текстом.

Групповая форма работы. Учащиеся могут между собой в группе распределить для работы отдельные главы поэмы.

1-я группа : Как создает поэт образ Революции?

2-я группа : Отберите лексику со значением отношения поэта к историческому событию, его гражданского и творческого выбора.

3-я группа : Кто герои поэмы и как вы их поняли?

III. Образы-символы в поэме Блока «Двенадцать».

1. Вступительная беседа.

Новаторство Блока в поэме «Двенадцать» отметили ее первые читатели. Символы в ней играют важную роль в изображении широкой картины реальных событий и в раскрытии глубокого идейного содержания. Эту особенность произведения Блока отметил литератор Евгений Лундберг в «Записках писателя» (1918 год).

...Такого в русской литературе еще не было. В основу поэмы легла частушка. Блок точно сноп своею поэмою перевязал – сноп, среди колосьев которого: 1) космическое («ветер, ветер на всем божьем свете»); 2) народное (революция); 3) личное (Ванька и Катька); 4) осознанно-религиозное («Христос в белом венчике из роз») и 5) самое сложное – взаимное переплетение всех этих подземных, земных и внепространственных рек.

...В страхе и во вьюге все смешивается – личное, социальное, мировое, умное, страстное, злое, раздумчивое – и, смешавшись, приподымается, точно края корки, присохшей на живом теле раны. Ведь все под этой коркой – не так, все не то. Ванька не из ревности убивает веселую, простую и милую Катьку, а несет его «ветер ночной». И снег – не снег петербургской лихой метели, а космическая ледяная пыль, вдруг завившаяся столбом на точке земного шара, именуемой Петербургом, Россией. И грабеж – не грабеж. Все – не так, не то, и тем мучительнее «то» – факты, вещи, плакат, проститутки, серые гетры – так есть, не увернешься, не смоешь, не забудешь, не простишь.

Представьте, что вас попросили кратко пересказать сюжет поэмы и ответить на вопрос «о чем это произведение». Что бы вы рассказали? А вот как об этом рассказал Иванов-Разумник.

... «Двенадцать» – поэма о революционном Петербурге конца 1917 – начала 1918 года, поэма о крови, грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это – в одном плане. А в другом – это поэма о вечной мировой правде той же самой революции, о том, как через этих же самых запачканных в крови людей в мир идет новая благая весть о человеческом освобождении... И впереди «двенадцати» поэмы, – двенадцати убийц, – впереди разыгравшегося с красным флагом ветра –

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос...

И не может он не идти впереди этих «двенадцати», если подлинно за ними, хотя бы и помимо них, стоит то мировое, которое слышится нам теперь в грозе и буре.

2. Работа с отдельными образами-символами поэмы «Двенадцать».

Ветер – один из сквозных образов лирики Блока, об этом мы уже говорили на нашем уроке. Вспомните из ранних стихов:

Ветер принес издалека

Песни весенний намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

Ветер здесь – освежающая, очищающая сила.

А какие ассоциации возникают у вас при слове «ветер»? Что же такое ветер в поэме «Двенадцать»?

Среди многих символов, составивших основу поэтической системы произведения, особое место занимает символ ветра, который восходит к фольклорным истокам, где за образом ветра закрепилось значение всевидящего и всезнающего существа. Еще Пушкин великолепно передал это значение образа в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи туч, / Ты волнуешь сине море, / Гордо реешь на просторе...» И дальше – что редко помещалось в детской хрестоматии: «Не боишься никого, / Кроме Бога одного».

Образу ветра в поэме предшествовало немало стихотворений, где присутствуют его разновидности. Ближе всего к тому значению, в котором выступает этот символ в поэме, образ в цикле «О чем поет ветер». Ветер, торжествующий в мире, сам становится сеятелем смерти. Ангел бури Азраил грозно соприсутствует рядом с домашним уютом. Дом уже сотрясается от ветра. 1913 год. «Дикий ветер» набирает силу в более позднем одноименном стихотворении 1916 года:

Как не бросить все на свете,

Не отчаяться во всем,

Если в гости ходит ветер,

Только дикий черный ветер,

Сотрясающий мой дом?

И вот – «ветер – / На всем Божьем свете!» Автор не дает однозначной оценки этому явлению: смерть или очищение души несет ветер людям. Это подчеркивает и подбор эпитетов:

Ветер веселый

И зол, и рад.

Кто такие главные герои поэмы?

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом – огни, огни, огни...

В зубах – цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Не похожи они на «строителей светлого будущего», больше похожи на бандитов, по которым «плачет тюрьма», недаром «на спину б надо бубновый туз» (знак заключенного). Вот что о них писал в своей статье Иванов-Разумник:

... Черное не прощается, черное не оправдывается – оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании «двенадцати». Они – темные убийцы, злодеи (нарочно ведь взял поэт именно таких!), они чуют силу и размах того мирового вихря, песчинками которого они являются... За эту правду они и убивают, и умирают. Знают ли они, что идет против мирового Атланта, что все своды его старого здания предают огню? Знают – и в этом их благая весть мировой социальной революции... Так от реального «революционного Петербурга» поэма уводит нас в захват вопросов мировых, вселенских. Все «реально», до всего можно дотронуться рукой – и все «символично», все вещий знак далеких свершений.

Действительно «революционные силы» все крушили на своем пути, их жертвами порой становились совсем невинные люди, но никого не жалели. Так требовало время.

Звучит запись: «Вставай, проклятьем заклейменный...».

На фоне великих исторических свершений в сюжете вдруг разыгрывается банальная сцена, типичный « любовный треугольник».

Но так ли случайна эта история, как вы думаете? Каким предстает Петруха?

Блок рисует крупным планом обыкновенного человека, обуреваемого грехами, но не чуждого раскаяния и сокрушающегося сердцем о том, что погубил женщину. Примитивен Петруха только для поверхностного взгляда. В нем те же противоречия, что и в лирическом герое произведений Блока дореволюционного периода. Весь он исполнен безумного напряжения всех чувств. Поэт говорит о них особенными, музыкальными средствами.

Вспомните 5-ю главу. В ней развертывается драма ревности, которая перебивается волнами страстного восторга. Каждый катрен сменяется двустишием – будто частушечным припевом. Во всех катренах – упрек и порицание, обвинение и угроза, в каждом двустишии – любование, порыв страсти. Перед нами двойственный внутренний голос, диалог ненависти и сладострастия. В 8-й главе прорывается энергия тоски, смертной скуки, безмерного горя, тяжести нераскаянного греха, усугубляющегося желанием отомстить – почему-то «буржую». Здесь очень мало сознательного, еще меньше, чем в «любовном плане», и определяет поведение по-прежнему страстное, необъяснимое: «Выпью кровушку / За зазнобушку, / Чернобровушку...» И через эту черную волну все же пробивается молитвенное умиротворение: «Упокой, Господи, душу рабы Твоея», – и попутно жалоба опустошенной грехом души – «Скучно!»

Жалко ли вам Катьку? Как вы думаете, что символизирует этот образ?

Особую роль играет в поэме Катька. В критике современной Блоку не раз выстраивали цепочку «преемственности» «лирических» героинь Блока: Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия. Иногда к этим построениям добавлялась и Катька – «современная Россия». (Блок к этим параллелям всегда относился иронически).

Тем не менее жертвой революции в поэме становится именно Катька. Образ ее в «Двенадцати» – самый целостный, самый теплый, самый человечный: она выделена из темных теней «народной стихии». Андрей Белый писал: «...И вот при таком реализме поэт как бы говорит: – И в тебе, Катька, сидит Прекрасная Дама... И если Катька не спасется – никакой "Прекрасной Дамы" нет и не должно быть».

До чего неожиданно в момент гибели Катьки звучит финальная маршевая строфа: «Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»

Почему возле убитой возникают гимново-революционные слова? Может быть, в них заслон от укоров совести, уловка, грозящая стать привычной в «настоящем» XX веке, – дескать, завоевания революции – главное, а все остальное, даже жизнь человека (индивидуальная), мало что значит.

Много спорных мнений существует по поводу образа Иисуса Христа в произведении Блока.

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Как вы думаете, почему именно такими строками закончил поэму автор?

До сих пор не нашло (и вряд ли когда-либо найдет) однозначное истолкование «совпадение» числа красногвардейцев в составе патруля – с числом Апостолов. И – последние строки поэмы.

М. Волошин в статье предполагал, что не Христос «возглавляет» красногвардейцев, а они Его «конвоируют». М. Булгаков предполагал, что в «стихии», во вьюге «русского бунта – бессмысленного и беспощадного» (А. С. Пушкин), Блоку под видом Христа явился Антихрист. «Разве я «восхвалял»?.. Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа», – в марте 1918 г. записывал Блок. Толкование здесь – у каждого свое, «истину в последней инстанции» установить, вероятно, немыслимо.

Примечательным кажется мнение: образ Христа возникает в лирике Блока, как правило, в тесной связи с образом гибнущего и воскресшего зерна из евангельской притчи. Быть может, Блоку, воспринявшему зимою 1918 г. революцию как событие космическое, истинное преображение мира, земли, неба, человека, – Россия кажется именно «зерном» евангельской притчи?

«Двенадцать» идут «державным шагом» строить новую государственность, готовы убить врага и сами умереть. Их голоса – главным образом – окрики. Они стреляют, никого не видя и даже не слыша голосов. Отвечают им только эхо и метель, налитая энергией издевки:

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

Но Христос, с которым они как будто расстались навсегда, – впереди, и так прекрасен, что только ради этого видения, может быть, и стоило терпеть мучения ледяного вьюжного похода. Для них свобода, равенство, братство воплощены в красном символическом знамени, и потому они видят «флаг кровавый» – в руках Христа, вновь пришедшего спасти обреченных на смерть. Это они его таким видят.

Построить рай на Земле им вряд ли удастся – слишком холодно и бесприютно в мире, по которому они шагают, но в самой глубине сердца у них есть скрытый запас совестливости и высочайшей жертвенности.

Попробуйте сами определить значение образов второстепенных героев: старушки, которая, «как курица, кой-как перемотнулась через сугроб», буржуя, упрятывавшего нос в воротник, писателя, «товарища попа», голодного пса.

IV. Итог уроков.

1. Сравните свои первые впечатления от поэмы Блока с тем, что вы сейчас ощущаете. Изменилось ли ваше восприятие этого произведения?

2. Запишите свои размышления: «Я прочитал поэму Блока...» (можно дать как домашнее задание).

3. Таким образом, поэма «Двенадцать» – это не только размышления поэта об Октябрьской революции, но и размышления о судьбе своей Родины. Поэт был убежден, что у России свой исторический путь: «Наш путь – иной путь: путь «презренный и несчастный», развитие, идущее скачками, сопровождаемое вечными упадками, постоянными растратами и потерями того немногого, что удалось скопить и сколотить: величайшие наши достижения – не закономерны, случайны, как будто украдены у времени и пространства ценою бесконечных личных трагедий, надрывов и отчаяний наших великих творцов.

Конечно, поэтическое мировоззрение Блока может быть названо философским лишь условно. Блок никогда не считал себя теоретиком и не был им. «Философского эго» я не имею, ибо не образован философски», - писал вон А. Белому. Поэтические образы, созерцания и лирические медитации преобладали в него над тезисами, выводами, доказательствами. Его творческое сознание, ищущее аватности выражения нового содержания жизни, как уже было сказано, не находило этой аватности в системе общепринятых, автоматизированных по крайней мэр в его восприятии понятой. Отсюда - стремление Блока выразить это не сводящееся к логике содержание средствами ассоциативной, метафорической речи. В метафорические формы облекались и его философские размышления.

Размышления в народ и интеллигенции в большей мэр, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской общественной жизни начала XX века. Но в прозе Блока, как это видно из того, что было сказано выше, отразились не только его попытки осмыслить общественную жизнь современности, но и то, что можно назвать его поэтической философией культуры. При этом в развитии и конкретизации философских тем Блока огромное и даже решающее значение имели стимулирующие их его «публицистические раздумья».

В прозе Блока мы находим и его высказывания, относящиеся к философии культуры, и его мысли в сущности искусства. Первые из наиболее характерных прозаических опытов Блока, напечатанных в журналах рецензии на книги Л. Белого и Брюсова и статья в Вяч. Иванове, тесно соприкасаются с ранним периодом его лирического творчества с настроениями и символами «Стихов в Прекрасной Даме». Еще не выйдя из сферы «соловьевской» ориентации, Блок в этот период в своих критических выступлениях был далек вот общественно-исторического мышления. Стиль мысли и словесную форму этих выступлений Блока можно условно назвать мистическим импрессионизмом его не следует смешивать с импрессионизмом чисто эстетическим.

Процесс затухания мистических настроений юности привел к поэтому, что апелляции Блока к «душа мира» потеряли прежнюю напряженность и перестроились. «Ты у поля отошла без возврата», - говорится об этом в его стихах. Представление в «женственной» сущности мира, при всеи своей широте и зыбкости, казалось уже недостаточно широким и вместе с тем слишком эзотерическим, то есть не могло удовлетворить потребности расширяющегося и идущего навстречу общепринятым формам мышления сознания поэта. В прозе Блока появляется тогда новый универсальный символ, генетически связанный в неи с идеей «души мира», по лишенный мистической догматизации: стихия. В специфических явлениях стихийности, характерных для русской культуры начала века, и об отражении этих представленный в поэтическом сознании Блока уже говорилось в разделе в пути поэта. Здесь, в отличие вот этого раздела, следует обратить внимание на то, что, объективному проявлению стихийности в творческом сознании и в поэзии Блока сопутствовала осознанная идея стихийности, проходящая сквозь его критическую прозу. Наиболее широко вон развернул эту символическую идею или «категорию» в статье 1908 года «Стихия и культура», в которой философски обобщается лирико-публицистическая тема доклада Блока «Народ и интеллигенция». В понимании символической идеи «стихии» у Блока есть совпадение с толстовскими мыслями в стихийности « », «Война и мир», с поэтической концепцией стихии в лирике Тютчева и вместе с тем с распространенным в начале столетия учением в «дионисийском» начале. «Стихия», по Блоку, есть проявление мощных раскованных сил природы, человека и человечества. Блок называл стихию «свободно парящей», «не отрывающейся вот земли». «Стихия» у Блока - в отличие вот «природы» в Руссо - вне категорий добрая и злая. Она является источником жизненности и творческой энергии людей, которые к неи близки - «стихийных людей», - и могучим врагом всего искусственного», оторванного вот стихии. Человек, по Блоку, борется со стихиями и любит их: «вон смотрит на них одновременно с любовью и со враждой».

Представление в «стихии» сохранило свое значение в сознании Блока к конца его жизни. Блока влекли к «стихии» ее энергия, жизненность, ее единство с природой. Однако «стихия» в понимании Блока оставалася нейтральной по отношению к высоким духовным ценностям и к идее развития. Очевидно, представление в «стихии» самои по себя не могло помочь укреплению веры Блока в духовные возможности жизни, в ее движение к лучшему, - веры,

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь…
А. Блок


П оэма "Двенадцать" - это произведение актуально до сих пор.
Блок мечтал что бы его прочли потомки. Написав поэму Блок делает запись в своей записной книжке, которая оканчивается строкой "Сегодня я — гений ".

Сюжет поэмы прост... Если коротко - зимний Петроград. Разруха. По улицам идёт патрульный отряд революционеров из двенадцати человек (по числу Апостолов). Патрульные обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, бросившего революцию ради кабаков и сошедшегося с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с повозкой, на которой едут Ванька с Катькой. Красногвардейцы нападают на сани; извозчику удаётся выехать из-под огня, но Катька погибает от выстрела одного из двенадцати. Убивший её боец Петруха печалится, но товарищи осуждают его за это.
Патруль идёт дальше, держа шаг. За ними увязывается шелудивый пёс, но его отгоняют штыками. Затем бойцы видят впереди неясную фигуру и пытаются стрелять по ней, но безрезультатно — впереди идёт Иисус Христос...

Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц.

Гумилёв сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным.

Это он о финальной фразе поэмы -«... в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос...» .

Блок выслушал и сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: — Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.

Позже Блок писал: "Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно бы давно «учло» то обстоятельство, что «Христос с красногвардейцами».

Дом на углу Пряжки и Офицерской, виден балкон квартиры, где была написана поэма.

Общество восприняло поэму сложно. Гопота с восторгом, но общество это не только гопота и пролетарии. Даже его близкие и искренне сочувствующие ему старые друзья одновременно испытывали порой и удивление, и даже полное неприятие неожиданной и полностью выдающейся из своего круга новой позиции поэта.

Гумилёв в своём кругу утверждал, что Блок, написав Двенадцать» послужил "делу Антихриста" — "вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя".

Колчак якобы сказал (возможно легенда): "Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы... и всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить."

Виктор Шкловский : "«Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. И, закончив вещь, приписал к ней Христа.

Зинаида Гиппиус : "Я не прощу, Душа твоя невинна. Я не прощу ей — никогда".

Иван Алексеевич Бунин: "Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное... увлекшись Катькой, Блок совсем забыл свой первоначальный замысел «пальнуть в Святую Русь» и «пальнул» в Катьку, так что история с ней, с Ванькой, с лихачами оказалась главным содержанием «Двенадцати». Блок опомнился только под конец своей «поэмы» и, чтобы поправиться, понес что попало: тут опять «державный шаг» и какой-то голодный пес — опять пес! — и патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц..."

После «Двенадцати» и «Скифов» (обе вещи были написаны в январе 1918 года) Блок как поэт замолчал...

В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике: «…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией — ныне ».

Весной 1921 года Александр Блок тяжело заболел. Сказались голодные годы гражданской войны, истощение нервной системы и творческий кризис, наступивший после написания поэмы "Двенадцать", которую современники не поняли.

Произведение подняли на щит и сторонники, и противники нового режима. Некоторые видели в «Двенадцати» карикатуру на разбойников-большевиков. Других шокировало, что у Блока красногвардейцев-уголовников по Петрограду ведёт сам Христос.

Блока упрекали в том, что он "продался большевикам", бывшие друзья-поэты не подавали ему руки. В довершение всего, в его квартиру на Офицерской улице подселили революционного матроса, который по ночам горланил, водил девок и играл на гармошке. Можно себе представить, насколько тяжко пришлось больному поэту от такого соседства.

Зинаида Гиппиус, узнав об этом, заметила: "Блок страдает, к нему подселили одного матроса... жалко, что не двенадцать..."

Однажды, незадолго до смерти поэта, они встретились в трамвае.

Зинаида Николаевна, вы мне подадите руку? - спросил Блок.

Гиппиус увидела больные печальные глаза.

Общественно нет, человечески - да! - и Гиппиус протянула ему руку, которую Блок пожал.

7 августа Блока не стало, по воспоминаниям жены, он сильно мучался, и в последние дни, в бреду все время спрашивал жену, все ли экземпляры "Двенадцати" уничтожены:

"Люба, не остался ли где-нибудь хоть один? Хорошенько поищи, и сожги, все сожги"...

Бесполезно... как известно, в России, даже рукописи, и те не горят...

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

(С) разные места интернета.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...