Так какой он человек на войне. Влияние войны на психику вернувшихся солдат

1. Герои фронта. Война способствовала выдвижению героев, внесших особо выдающийся вклад в борьбу с противником, проявивших смекалку и волю к победе. Такие яркие личности были в армиях всех воюющих стран. Свой особый военный дар в годы войны проявили полководцы стран антигитлеровской коалиции советские маршалы Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, генералы Б. Л. Монтгомери (Англия), Д. Д. Эйзенхауэр (США), Ш. де Голль (Франция).

Известными военными деятелями стран Тройственного пакта, показавшими на полях сражений новые приемы ведения войны, зарекомендовали себя генералы Э. Роммель, X. Гудериан, Э. Манштейн (Германия), адмирал Ямомото (Япония).

На полях сражений также было немало героических поступков, совершенных воинами разных стран. Навсегда вошли в историю Великой Отечественной войны подвиги Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, препятствовавшего продвижению его подразделения; Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на скопление войск и техники противника; Виктора Талалихина, одним из первых применившего ночной таран немецкого самолета; 28 героев-панфиловцев, несколько часов удерживавших десятки вражеских танков на подступах к Москве; летчика Алексея Маресьева, который, будучи тяжело ранен, 18 дней пробирался из вражеского тыла к линии фронта, а после ампутации обеих ног не только вернулся в строй, но и сбил 7 немецких самолетов. Герой-подводник Александр Маринеско потопил 4 корабля противника, в том числе германский лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находились 3700 немецких подводников. После этого удара немецкий подводный флот лишился большинства экипажей. На весь мир прославился советский летчик Александр Покрышкин, прошедший в войну путь от командира звена до командира авиационной дивизии, участвовавший в 650 боевых вылетах и сбивший 59 самолетов противника и ставший трижды Героем Советского Союза.

Примеры мужества и отваги показывали солдаты английской и американской армий.

Свои герои были и в армиях агрессоров. Немецкий ас Э. Хартман, названный германской пропагандой «лучшим асом» Второй мировой войны, совершил в общей сложности 1800 боевых вылетов (в 2,5 раза больше, чем вся эскадрилья «Нормандия - Неман»), принимал участие в 825 воздушных боях, сбил 352 самолета. Признанными специалистами в области минирования кораблей являлись итальянские подводники. «Героями-одиночками» в японскую историю вошли летчики-камикадзе, направлявшие свои самолеты в корабли противника с целью их уничтожения.

ИЗ ПРЕДСМЕРТНОГО ПИСЬМА КРАСНОАРМЕЙЦА

…Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы деремся не только за свою жизнь. Мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых - Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов спокойно умереть в бою во имя жизни Родины и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одной, без сына…

2. Герои тыла. Успех напряженной борьбы решался не только на фронте, но и в тылу. На советских предприятиях в годы войны возникло движение скоростников, выполнявших сменные задания за себя и за ушедшего на фронт. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Босый изобрел приспособление, позволявшее применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. В результате он за одну смену выполнял вначале 14, а затем 62 задания. По его примеру в стране началось движение тысячников.

Мобилизация в действующую армию мужчин привела к тому, что основная тяжесть работы на предприятиях тыла и в сельском хозяйстве легла на женщин, подростков и стариков, а также инвалидов, вернувшихся после ранения с фронта. Во втором полугодии 1941 г. на заводы и фабрики пришло 500 тыс. домохозяек. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих вырос с 39% в 1940 г. до 53% в 1942 г. Их доля среди комбайнеров составляла 62%. Рабочих и служащих в возрасте до 18 лет на третьем году войны было в некоторых отраслях производства до 60%. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, около 200 тыс. работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 млн человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Их усилиями советская экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но вскоре и превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое.

Вместе с тем гражданскому населению приходилось испытывать лишения в снабжении. Производство предметов потребления сократилось в годы войны более чем вдвое, причем львиная доля производимого направлялась на нужды армии. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600-800 г, служащими - 400-500 г.

Значительные лишения испытывало население Вели­кобритании, которая оказалась на первом этапе войны в морской блокаде.

Население США в меньшей степени чувствовало на се­бе последствия начавшейся войны, так как линия фронта находилась за тысячи миль от американских рубежей.

3. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. В отличие от Первой мировой войны, уже в 1939- 1940 гг. в большинстве оккупированных стран и территорий сложилось движение Сопротивления.

Я, генерал де Голль, обращаюсь из Лондона к французским офицерам и солдатам, которые находятся в Англии или которые окажутся там с оружием или без оружия. Я обращаюсь к инженерам и рабочим, специалистам военной промышленности, которые находятся в Англии или окажутся там, я приглашаю всех связаться со мной. Что бы ни случилось, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет никогда.

В движении Сопротивления участвовало в общей сложности свыше 2,2 млн человек. Это были люди самых разных профессий - рабочие и крестьяне, учителя и торговцы, предприниматели и представители духовенства. Военные организации и отряды движения были созданы и активно действовали в Югославии, во Франции, в Польше, Греции, Албании, Бельгии, Дании, Болгарии. Здесь же возникли национальные антифашистские народные фронты. Открытая вооруженная борьба с немцами началась с весны 1944 г., накануне открытия второго фронта в Европе.

В колониальных и зависимых странах Азии сопротивление имело также и ярко выраженную антиколониальную направленность. Его участники выступали не только против японского господства, но и за предоставление национальной независимости.

В Советском Союзе широко развернулось партизанское движение. В годы войны на оккупированных советских территориях действовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражалось более 1 млн партизан. Они отвлекали на себя до 10% германских войск на Востоке. Ими было уничтожено, ранено или захвачено в плен более 1 млн немецких солдат и их пособников, выведено из строя свыше 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомобилей, 1100 самолетов, разрушено и повреждено 1600 железнодорожных мостов, пущено под откос более 20 тыс. эшелонов.

Более 184 тыс. партизан были награждены орденами и медалями СССР, а 249 удостоены звания Героя Советского Союза (командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров - дважды).

4. Военнопленные. Основную массу военнопленных составляли представители вермахта и Красной Армии - основных воюющих сил. В годы войны в немецкий плен попало в общей сложности 5,7 млн красноармейцев. К началу 1945 г. 930 тыс. из них содержались в немецких лагерях для военнопленных. Около 1 млн человек были выпущены из лагерей в обмен на согласие служить в вермахте. Примерно 500 тыс. бежали из плена или были освобождены советскими войсками.

Остальные 3,3 млн (57%) погибли в плену (причем около 2 млн - до февраля 1942 г.). Основными причинами такой высокой смертности стали голод, неудовлетворительные условия размещения, бесчеловечное обращение, физическое уничтожение отдельных категорий военнопленных (комиссаров, евреев и отказывавшихся сотрудничать). На содержание одного военнопленного в день отпускалось, например, 20 г пшена и 100 г хлеба (т. е. четверть необходимого для жизни минимума калорий).

Освобожденных из плена советских военнослужащих на родине ждали новые испытания: им предстояло пройти через фильтрационные лагеря, где необходимо было убедить представителей НКВД в том, что пленение прои­зошло не в результате преднамеренного желания. Почти 155 тыс. бывших советских военнопленных были по итогам этих проверок расстреляны, несколько сотен тысяч направлены в лагеря, на этот раз советские.

В советский плен попало около 3 155 000 солдат вермахта, а также десятки тысяч румын, венгров, итальянцев. Из них не вернулись из плена примерно 35-38%. Главной причиной высокой смертности стали непривычно суровые погодные условия и интенсивный труд.

Кроме того, на советской территории временно оказались освобожденные из немецкого плена граждане других стран (например, 23 тыс. американцев и т. д.). Большинство из них было репатриировано.

Расправами над американскими и английскими солдатами и офицерами отличались японцы. Почти 24% плен­ных союзников погибли в японском плену от репрессий и болезней.

В конце войны в лагерях для немецких военнопленных на территории Германии оказались сотни тысяч солдат и офицеров вермахта. Ответственные за военные преступления предстали перед судом, остальные вернулись к мирной жизни и приняли участие в возрождении своей страны.

5. Коллаборационисты. Коллаборационизмом в той или иной степени были поражены практически все страны, территория которых оказалась полностью или частично оккупирована. Коллаборационизм имел различные разновидности: политический (сотрудничество с врагом части политической элиты), экономический (работа промышленных и сельских предприятий на нужды Германии), военный (участие в войне на стороне противника).

Во Франции, например, оформился коллаборационистский режим в Виши во главе с героем Первой мировой войны маршалом А. Петеном. В его распоряжении оказалась не только территория Южной Франции, но и весь мощный военно-морской флот страны, контроль над большинством колоний. В Норвегии после ее оккупации немцами в 1940 г. был установлен профашистский режим В. Квислинга, в Словакии - Й. Тисо.

На стороне Германии действовало более 1 млн советских граждан, в том числе до 400 тыс. на военной службе, до 70 тыс. в войсках по поддержанию порядка, 80 тыс. в восточных батальонах. Еще 183 тыс. человек работали на железной дороге в Киеве и Минске. Разными были и мотивы сотрудничества. В большинстве случаев речь шла не о политическом выборе этих людей, а о стратегии выживания. Одни, попав ранеными в плен, боялись репрессий на родине. Другие считали себя обиженными при проведении коллективизации или репрессий 30-х гг. Третьи надеялись на «национальное освобождение» своего народа.

В СССР коллаборационизм имел ряд особенностей. Практически отсутствовала его производственная форма, так как давно уже не было класса предпринимателей. Для некоторых обывателей были привлекательны отдельные мероприятия оккупационных властей: раздача земли и скота лицам, лояльным новому режиму, и др. Социальная база коллаборационизма неуклонно сужалась. Она была максимальной в первые полгода войны, когда были видны успехи немецкой армии, а население еще не ощутило на себе «нового порядка». По мере изменения ситуации на фронте намерений сотрудничать с оккупантами стало гораздо меньше.

Отношение к коллаборационистам практически во всех странах, воевавших с Тройственным пактом, было крайне враждебным. Главы коллаборационистских режимов В. Квислинг, П. Лаваль (премьер-министр коллаборационистского правительства Франции), Й. Тисо были казнены по приговорам суда. К смертной казни был приговорен и маршал Петен, которому, однако, ввиду крайне преклонного возраста (89 лет) и прошлых заслуг перед Францией смерть была заменена пожизненным заключением. В СССР за сотрудничество с врагом были приговорены к повешению командующий Русской освободительной армией генерал А. А. Власов и его ближайшее окружение. Десятки тысяч солдат этой армии были направлены в лагеря. Для всех лиц, сотрудничавших с немецкой армией и администрацией в годы войны, был отменен срок давности за совершенные ими преступления.

Размах коллаборационизма в странах Западной Европы был значительно больше, чем в Польше и СССР. Во Франции с немцами сотрудничали 800 тыс. государственных служащих, в Бельгии - до 200 тыс., в Австрии - около 550 тыс., в Норвегии - более 100 тыс., в Нидерландах - более 200 тыс. В Нидерландах после окончания войны в коллаборационизме осуждали не только тех соотечественников, которые с оружием в руках выступали на стороне врага, но и тех, кто участвовал в «совместных застольях» с оккупантами, имел в квартирах портрет Гитлера и др.

В то же время ни в одной стране коллаборационистское движение не охватило большинства населения. 6. Массовый героизм. Герои фронта и тыла, как уже отмечалось, были во всех странах, участвовавших в войне. Однако такое явление, как массовый героизм воинов и тружеников тыловых предприятий, было присуще лишь советскому народу. Героизм стал для них нормой поведения. За мужество и отвагу в годы войны защитникам Родины было вручено более 38 млн орденов и медалей. Бо­лее 11 тыс. человек стали Героями Советского Союза, свыше 2,5 тыс. человек - полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Во время войны полки и дивизии советской армии были свыше 10 тыс. раз награждены орденами, 29 частей награждены более чем пятью орденами, 17 общевойсковых и танковых армий, 82 стрелковых, кавалерийских, танковых, механизированных и авиакорпусов удостоились звания гвардейских. 13 млн человек были участниками Всесоюзного социалистического соревнования, что составляло 84,4% от общей численности работающих.

Подвиги Матросова, Гастелло, Талалихина, других героев повторили за годы войны десятки солдат и офицеров.

Массовый героизм советских людей в войне стал одной из главных предпосылок победы.

Таким образом, сама экстремальная обстановка военных лет способствовала выдвижению героев фронта и тыла практически во всех воюющих странах. Однако лишь в СССР героизм солдат и рабочих носил массовый характер и выступал одной из главных предпосылок победы.

Во время войны меняется все мировоззрение человека. В минуты опасности он начинает вести и чувствовать себя совсем по-другому, чем в обыденной обстановке, качества характера раскрываются с новой стороны. В боях могут одновременно проявиться как и чувство боевого возбуждения, радости от атаки, так и чувства обреченности и паники.

Страх является природной формой эмоциональной реакции на опасность. Для человека в не стандартной обстановки естественно чувство опасности, кроме того, очень часто то, что казалось опасным час назад, меняется с оценкой другой опасности, а как результат – другому страху. Например, страх за семью сменяется страхом за себя, страх выставить себя трусом – страхом быть убитым и т.п. Поведение человека во время боевых действий зависит от того, какой из видов страха окажется большим.

Иногда из-за страха человек мобилизует волю к боевой деятельности, иногда наоборот – лишается самообладания.

На войне существует много способов смягчения страха. Это беседы с священниками и командирами, призывы и воодушевляющие лозунги во время атак, химические стимуляторы (наркотические вещества или алкоголь).

У многих во время боев появляются такие качества, как фатализм и суеверие. Они являются некой защитой от стресса, разгружают психику и притупляют страх. У человека может быть безосновательная уверенность в том, что что бы не произошло – он все равно останется жив или же наоборот – что как бы он не прятался. пуля, мина или снаряд найдет его.

Во время военных действий, когда человек находиться на грани гибели, он показывает свою истинную сущность. Все жизненные приоритеты сводятся к одному: борьба за свою жизнь, — все остальное становиться ничтожным. Но важно отметить, что при этом чужая жизнь перестает казаться ценной.

Сильное влияние на психику оказывает и фронтовой быт: недоедание и недосыпание, жара или холод, переутомление и отсутствие нормального уютного жилья. Такие неудобства есть очень большими раздражителями, которые с огромной силой меняют психологию человека.

Когда человек находиться на войне, его психика начинает перестраиваться под ее потребности. Поэтому когда он снова попадает в мирную обстановку, его сознание оказывается неприспособленным к ней. Прежде всего психика солдата после войны не хочет воспринимать спокойствие, стандартные ценности общества становятся бессмысленными. После боевых действий у многих остается желание при помощи оружия решать свои проблемы, так как психика не может за краткое время перестроиться. С этим связанное большее количество криминальной активности (жестокие пытки к пленным, сексуальное насилие, мародерство и разбой, лживые доносы) в военный и послевоенный период, нежели в мирное время. Это было и в странах Европы, и в США, и в СССР.

Также, люди, которые прошли через войну, чаще видят во сне кошмары, их преследуют страшные воспоминания. Важно помнить, что реабилитация военных зависит от таких основных факторов:

  1. Возвращение домой и встреча с близкими людьми;
  2. Повышение статуса в социуме, льготы;
  3. Активная общественная деятельность;
  4. Общение с военным психологом.

Таким образом, каждый человек занимает свое место в социуме и должен помнить, что нельзя потерять его из-за того, что он прошел войну.

Война всегда несет негативные последствия в психике человека, но важно перебороть ту боль и злость, которая остается после нее. После боевых действий восприятие мира меняется не зависимо от воли человека. Но как показывает история, несмотря на пережитые ужасы во время войны, большинство людей смогло сохранить духовные ценности и передать их следующим поколениям.

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")


В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")


В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого « » Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.

Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого « » люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Человек на войне (По одному из произведений современной литературы)
Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь».

Когда в жизни людей врывается война, он всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.
Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой, какой она была – в страданиях и крови..
Одним из таких произведений является рассказ «Одна ночь».
Сюжет нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитие сюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается между гражданским долгом и человеческими состраданием.
Центральный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь от немецких пуль, оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным и необъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается немецкий солдат. Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под завалов самостоятельно не выбраться. Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного, пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает, Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану.
Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они на свободе. Немец понимает, что оставшись с русским солдатом, он попадет в плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни за что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обо всем, он убивает солдата.
Тема жестокости и бесчеловечности войны красной нитью проходит через всё произведение.
Войне можно дать оценку – захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей, идущих умирать за что-то идеалы? У войны свои законы. Главные герои военных действий – страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их порой совершать жестокие и негероические поступки.
Что двигало Иваном, когда он стрелял во Фрица – страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам? Нельзя дать определенный ответ – все смешалось, рассыпалось, как мозаика.
Быков мастерски изображает картины войны через восприятие молодого солдата. По одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать о том, какой видит войну автор. «Позади грохнул взрыв…», и когда Волока, «…запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцы тут видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновение в его расширенных глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение Волока, не целясь нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди – немец выпустил из рук карабин и упал лицом не мостовую…»
Вот истинное лицо войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним – страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной, -убивать людей.
Поначалу оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иван испытывает жгучую ненависть к немцу «Аа, доняло, собака!» -говорит он, наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы.
Ивану за полгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата. «Это был четвертый немец попавшийся ему под руку», пишет Быков. Троих он убил даже не задумываясь – так надо. Вот именно: надо. Для Волоки немцы – враги, у которых нет лица и нет лица и нет чувств. И вот, впервые очутившись лицом к лицу со своим врагом, он теряется. «Всего несколько минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались в этом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними и не произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общей беды».
Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густо изрезанный морщинами, такой же, как и у него рубец возле уха, и понимает, что перед ним- прежде всего – человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугает и обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущая в душе, - читаем мы в рассказе, -что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет. Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг? Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкость оттого, что недавно едва не задушил его. Всё это было странно и необычно».
Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, у него есть семья – жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга и две дочки.
Когда на Волоку рушится стена, Фриц имея возможность убежать, остается помогать Ивану, спасаем его от смерти. Волока понимает это, но настороженные чувства не покидают его.
И вот выход из каменной клетки найден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они уже не два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата – русский и немецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут ради достижения чьих-то целей. Увы, это понимают обе враждующих стороны. Немецкие солдаты знают что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучше погибнуть, чем попасть в русский плен – тогда их семьи не заберут в контрационный лагерь. Всё это читатель вместе с главным героем узнают из рассказа немецкого солдата Фрица Хагемана.
«Война никс гут!..Фриц Хагеман никс надо война», - говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скорее вернутся домой.
Но, увы его мечте не суждено сбыться. Заставляя своего героя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны.
Конечно, герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, он мечтает красиво умереть. Единственная мысль, заботящая его, пока он находится в каменной клетке завалов – как глупо будет вот так умереть. Разговаривая с немцем, он думает о том, что скажет на это его командир. Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собирается бежать, оставив гитлеровца в подвале.
Но автор не осуждает его списывая всё на молодость и на войну. Писатель – фронтовик не высказывает своей позиции, не становится ни на чью сторону – просто описывает события, давая читателю возможность самому оценить ситуацию. Он пишет о том, что в экстремальных условиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой Быкова. Писатель показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает его внутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понять суровую правду о войне.

Задачи и тесты по теме "Человек на войне (По одному из произведений современной литературы) Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь»."

Михаил Шолохов в своих произведениях раскрывает судьбы русского народа. Повесть «Судьба человека» - один из шедевров его творчества. Сам Шолохов оценивал «Судьбу человека», как шаг на пути к созданию книги о войне.
Эта книга первая, где рассказывается о человеке, который прошел через концлагерь. В годы войны, все кто попадал в лагеря, считались предателями. На примере Андрея Соколова мы видим, что жизненные обстоятельства сильнее нас и разные люди могли попасть в руки к фашистам.
Главный герой книги Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов тысяча девятисотого года рождения. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корнях массового героизма, которые уходят в национальные традиции. Соколов имеет «свое, русское достоинство»: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!»
Жизнь Андрея Соколова требовала от него волевых усилий. Он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Вот как описывается лагерный эпизод: «Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый». Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» Не знал он в тот момент, что его семьи уже нет, а вместо дома - воронка от взорвавшейся бомбы. Он остался один, когда вся семья погибла от голода.
На фоне описания судьбы одного человека Шолохов показывает и других людей. Он обращает внимание на солидарность, когда у церкви немцы отбирали «вредных им людей». Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов. Когда Соколов приносит сало, которое ему дали немцы, в барак, никто не набросился на него с жадностью, разделили поровну.
Главный герой попадает в плен не по своей воле, он был контужен. При встрече с немцами он не теряет самообладания. Нравственно он сильнее противника: с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку. Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя произведения оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...