Татары в монголии. Какие народы на самом деле являются потомками монголо-татар

В Российской Академии наук, начиная с Петра I, преобладали немецкие ученые –западники. Под их руководством выпускались книги по истории России, истории татар, тюрков и монголов и т.д. В царской России история писалась по директивам царствующего дома Романовых. Начиная с XIX века была разработана теория о «Монгольском нашествии». Из этой теории монгольский вождь Темучжин смог объединить все монгольские племена. В 1206 году на курултае в Монголии Темучжина нарекли именем Чингиз-хан. Чингиз-хан ввел жесткую дисциплину в своем войске и это кочевая дикая армия вторглась в Китай. Земледельческая культурная страна была завоевана, ограблена и отброшена в своем развитии назад. Далее Чингиз-хан свое войско направил на цветущие города Средней Азии. Жестокие монголы разрушили и сожгли многие города. Население Средний Азии подверглось уничтожению и ограблению. После смерти Чингиз-хана его дело по завоевания всего мира продолжили его потомки.

Бату-хану внуку Чингиз-хана удалось поработить кыпчаков Нижнего и Среднего Поволжья и Дона, булгаров Прикамья, черемисов, мокше Поволжья, народов Северного Кавказа. Далее, после покорения русских княжеств Бату-хан вторгся в Европу и произвел там большие опустошения. Из-за того, что порабощенная Русь оставалась в тылу, варвары не осмелились завоевать Европу и вернулись в свои степи. Монголы вернулись в Монголию, а чингизиды совместно с кыпчаками и булгарами построили государство Золотая Орда, которая держали 300 лет русские княжества в жестком иге.

Конечно, вся эта история похоже на сказку. Легкая подмена понятий приводит к ложному пониманию действительности и создания искаженной картины мира. Такую сказку подхватили правители Советской власти. В бывшей СССР история писалась по директивам Коммунистической партии, притом в приказном порядке и принудительно. Малейшее отступление приводило к репрессиям. Концепции, теории, программы написанные книги по истории, начиная с XIX века, продолжают и сегодня свою разрушительную работу по расколу древнего тюркского и монгольского мира. Поэтому нам нужна сегодня не возвеличивающая или принижающая, а относительно правдивая история тюрков и монголов, из которой можно делать соответствующие выводы.

За Великой Китайской стеной простиралась Великая Татария или по-современному Великая степь. На этой территории с 209 г. до н.э. по 155 г.н. эры располагалась Хуннская империя. После распада Хуннской империи образовалась империя жужаней. Род Ашина, объединив вокруг себя кочевые племена обиженные жужанеми, смогла сокрушить империю Жужаней, и создать Тюркский каганат. В 742 году власть в Тюркском каганате перехватили уйгуры. Во главе каганата стала уйгурская династия, а каганат стал называться Уйгурским каганатом. В 842 году южносибирские племена кыргызы захватили столицу Уйгурского каганата Каракорум, но у власти не удержались. После междоусобной войны за власть Уйгурский каганат распался. Со второго века до нашей эры по пятый век нашей эры всех кочевников Великой степи называли хуннами (гуннами). В VI-VIII веках общий этноним кочевников Великой степи был «тюрк». После распада Уйгурского каганата на территории современной Монголии, Забайкалья, Хакасии, Алтая в течение последующих 300 лет не было централизованного государства. На этой территории жили степные и лесные племена.

Кочевой образ жизни у кочевников Великой Татарии был схожий. К XII веку языки народов Великой степи (Татарии) так называемой алтайской языковой семьи еще не слишком отличались друг от друга. Сегодня лингвисты четко делят алтайскую семью на три группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. И действительно, современный монгол не поймет татара. Тогда же тюрки и монголы прекрасно понимали друг друга, что значительно облегчало взаимовлияние, а зачастую и полное смешение. По крайней мере, во всех многочисленных случаях контактов татар и монголов, описанных в источниках, нигде не отмечается наличие какого-либо языкового барьера. И если их языки в чем-то не похожи друг на друга, то у них одинаковая синтаксическая система, которая предполагает одинаковую систему рассуждений. Несмотря на незначительное языковое разделение, в основном кочевники Великой степи вели одинаковый образ жизни, жили в одной климатической зоне и имели этническое родство, которое удивляло всех путешественников. Все племена и роды Великой степи почитали культ Неба Тэнгри и поклонялись духам предкам, по современному это называется тэнгрианство. Большое влияние на общество оказывали камы (шаманы). Религия определяет поведение человека, формирует его мировоззрение, его взгляд на окружающее. Таким образом, у всей этой массы людей было общее мировосприятие, мировоззрение и один менталитет. Все эти племена всегда действовали вместе. Все они себя называли татарами (тадарами). Китайцы знали названия наиболее больших племенных объединений, а в маленьких племенных объединениях или родах, которые переплетены были родственными узами, и трудно было разобраться кто есть кто, и какое чье название, они путались и, чтобы не вдаваться в тонкости родовых названий, всех кочевников называли татарами.

Название «татары», как полагают некоторые исследователи, было названием конкретным племенем, одним из этнической группы киданей, которые в совокупности составляли племена шивэй. Тюркская и мусульманская письменные традиции распространили название «татары» на все кочевые племена Великой степи, превратив, таким образом, этот этноним в общий политоним. Термин «татары» через древних уйгуров попал в китайский язык и регулярно фиксируется в китайских текстах с842 г. В XI-XV веках общим этнонимом кочевников Великой степи был «татар». Этот странный факт, что имя «татары» скоро стало обозначать всех тюрков, всех степняков Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири, не случаен, поскольку он, должно быть, свидетельствовал о том, какое важное место занимал этот народ в тюрко-монгольском конгломерате.

Исходя из собирательного значения термина татар, средневековые китайские историки делили восточные кочевые народы на три раздела: белые, черные и дикие татары. Кочевники, которые жили вдоль Китайской стены, жившие южнее пустыни Гоби, были в союзе с Северным Китаем, китайцы называли их белыми татарами. «Белые татары» «Ак татар” (по-китайски «бай-да-да»). Китайцы также их именовали «шу да-да», т.е. «спелые, созревшие татары», потому что они близко подошли к культурному уровню китайцев. К «белым татарам» относились тюрки онгуты (потомки шато)

Тех, кто жил подальше от Китая и не хотел принимать китайскую культуру и враждебно относился к китайцам, – называли черными татарами («кара татар» – «темные», «непросвещенные»). Кара татар (по-китайски «хэй да-да», по-монгольски – «хара-татар»). «Черные» татары занимали открытую степь к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, никому ничего не платили и никому не служили. «Кара татары» («черные татары») искренне жалели «белых татар» и даже их презирали за то, что те продали свою свободу чужеземцам за те шелковые ткани, фарфоровую посуду и покупали плоды цивилизации унизительным, на их взгляд, рабством.

«Дикие татары» жили в таежных районах Восточных Саян и Южного Алтая и в тех местах, где расположен современный город Датун в провинции Шаньси Китая. К «диким татарам» также относили южносибирские племена охотников и рыболовов (лесные народы). «Дикие татары» на татарском языке «Кыргы татар». Видимо, от татарского слова кыргый (дикий) образовался этноним кыргыз (по-китайски «шэн да-да», дословно означает, «незрелые татары»). Дикие (кыргый) татары Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей (лесные народы), они не знали ханской власти и управлялись старейшинами, подчиняясь им добровольно, а если подчинение становилось в тягость, младшие всегда могли отделиться. Больше всего на свете они ценили свою волю. Их постоянно подстерегали голод и нужда, но они соболезновали черным татарам, вынужденным ухаживать за стадами, слушаться ханов и считаться с многочисленными родственниками.

Еще были приамурские и приморские татары. Они относились к тунгусо-маньчжурским племенам. Одни из них кочевали по правому берегу Аргуни, другие вели оседлый образ жизни и жили в поселениях, расположенных на левом берегу Амура, а третьи обитали на берегу Амурского залива. Здесь на берегу бухты Золотой Рог находился крупный татарский город Алакчин. Вокруг этого города было много больших селений. Приморские татары занимались охотой, рыболовством, домашним животноводством и земледелием. Их стада крупного рогатого скота и табуны лошадей были многочисленными. Окрестности города Алакчина были богаты серебряной рудой. Из серебра древние татары изготовляли украшения, посуду, котлы.

В1206 г. Темучжин решил осуществить свой план о перенесении своей ставки в древнюю тюркскую столицу Каракорум. На курултае, провозгласившем Темучжина Чингиз-ханом, участвовали до девяти кочевых племен. Они представляли уже не федерацию племен, а однородную нацию. Чингиз-хан на холме Дэлюнь-Булдак, окруженный священными знаменами, стоя рядом с главным прорицателем со святым Кукчэ («небесный» по-татарски), провозгласил, чтобы его сподвижники назывались Кюк Монгол («небесные монголы») и чтобы они возвысились над всеми». Так завершился процесс образования Монгольского государства. Так продолжалась традиция – империя кюктюрков сменилась империей кюкмонголов, небесные монголы сменили небесных тюрков. Образовалась татаро-монгольская империя.

Чингиз-хан, создавая государство, обещал кочевникам создать государство Мэнгу Иль (Эль) – Вечное государство, где будет мир, справедливость и благополучие. Такая идея пришлась по вкусу не только простым воинам, но и племенным вождям кочевых племен. Поэтому название «мэнге» – «мэнэ» – «вечные» приняла элита, кото­рая участвовала в выборе Чингиз-хана каганом и договорилась назвать свое государство Мэнгэ Эль – Вечная Родина. «Менгу Эль – Вечная Родина» это популярная в народе цитата из орхонских памятников эпохи Кюктюрков VI-VIII вв. не забыта была еще в XII-XIII вв. Вечная Родина возника­ет в результате договора между теми, кто согласен жить в мире и согласии. Множествен­ное число от этого слова мэнге будет мэнгелер. Оттуда и появились названия монгалы, мунгалы, монголы у иноязычных исследователей. Такое политическое название мунгалы, монголы не ущемлял достоинство людей ни из слабых, ни из сильных племен. И поэтому вожди племен согласились называть себя мэнгу (монгол), и на курултае подняли Темучжина на шкуре белой лошади к синему Небу и нарекли новым именем Чингиз-хан. За вновь сформированным народом-войском официально было закреплено единое имя «монгол», поскольку монголами были сторонники и сподвижники Чингиз-хана, составившие военно-политическое ядро молодого государства. Конечно, всякий помнил свою генеалогию, но это было их личное дело. Монгол – это имя, которое сам Чингиз-хан дал объединению племен и народов, составивших новую общность людей. Отдельных племен с именем «монгол» тогда не было. В государстве Чингиз-хана никаких документов, писавшихся на языке, который мы называем ныне «монгольским», не обнаружено. В начале XIII века названия монгол и татар были синонимами, потому что название татар было привычно и общеизвестно, а слово монгол ново. Яса была написана на тюрки уйгурским письмом. А исходный текст «Сокровенного сказания монголов» дошел до наших дней лишь записанный китайскими иероглифами. Неясность этнонима монгол для иностранных ученых послужила основой для создания теории «Монгольского нашествия». Эта ложная теория насаждалась учеными Российской империи и была продолжена в Советском Союзе и продолжается в современной России. Вредность этой теории состоит в том, что она разделила один народ, когда-то называвшийся себя татарами, на два народа – тюрков и монголов.

Чингиз-хан завоеванные при нем территории разделил на уделы между своими сыновьями. Старшему сыну Джучи достались еще не завоеванные земли кыпчаков и Хорезм. Второй сын Чагатай получил Среднюю Азию, Семиречье и южную часть Восточного Туркестана. Уделом третьего сына Окотоя (Угедея) стала северная часть Восточного Тюркестана. К младшему сыну Тулую, по обычаю татаро-монголов, переходил коренной юрт отца – Центральная Монголия, а также Северный Китай.

Война не бывает без потерь. Много воинов Чингиз-хана погибли на войне в Северном Китае, в Средней Азии. Много воинов погибло в походе в Европу и в походе на Ближний Восток. Для поддержания порядка Чингиз-хан оставил гарнизоны с татаро-монгольскими воинами на территории Китая, современного Казахстана, в Восточном Туркестане, в Средней Азии. Вместе с воинами оставались семьи, которые сопровождали их в обозе во время походов. Многие татаро-монгольские кочевые племена остались жить на территории современного Казахстана, Узбекистана, России, Украины, Ирана и т. д. Батый-хан после завершения Западного похода расселил своих воинов с семьями в Поволжье, в Крыму, Придонье и т.д. Армия Хулагу-хана вместе со своими семьями полностью осталась в Иране и на территории современного Азербайджана. Для завоевания Южного Китая под власть Хубулая был передан большой контингент татаро-монгольских войск с их семьями. Только малая часть татаро-монголов вернулась в Монголию. Чингиз-хан и его потомки обезлюдили территорию современной Монголии. Официальная историография долгое время считала, что те племена и рода, которые подняли на белой кошме и провозгласили Темучжина Чингиз-ханом, и те племена, которые впоследствии присоединились к нему и делали историю вместе с Чингиз-ханом и его внуками – были монголами, а впоследствии они исчезли, пропали, ассимилировались.

Чагатай был вторым сыном Чингиз-хана. Он получил в наследство регион Иссык-Куля, бассейн реки Или к юго-востоку от озера Балхаш и степи Чу и восточную часть Таласа. В улус Чагатая входила территория, которая принадлежала державе Кара-хитаев, а также Мавераннахр с городами Бухара и Самарканд. Улус Чагатая не представлял собой единого целого и не мог быть прочным, на территории, на которой жили различные этнические племена и народности. Мавераннахр был районом развитой городской и оседло-земледельческой культуры. Семиречье был районом кочевников и полукочевников.

В 1334 году чагатаевском улусе началась смута, которая разделила ханство на два государства: то есть на востоке – «Моголистан» с центром в Алмалыке, с территорией Талас, верхний Чу, Иссык-Куль, Или, Эби-Нор и Манас, территория Семиречья и Восточного Туркестана. И второе ханство на западной части с территорией Мавераннахр с центром г. Самарканд. Моголы там были в меньшинстве. Те племена, которые подчинялись чингизидам их называли монголами или моголами. На территории Семиречья кочевали моголы – тюрко-монгольские племена – кочевники-скотоводы: дулаты (доглаты), канлы (бешик), кереиты (кереи), аргыны, барыны, арлат, барлас, чоросы и другие племена. Мавераннахр с городами Бухара и Самарканд перестали признавать власть чингизидов. Эту территорию подчинил себе эмир Тимур из рода барлас, в персидском названии Тамерлан. Эмир Тимур не смог подчинить моголов, но он их обескровил и разорил. От этих потрясений Моголистан погрузился в пучину междоусобиц и разделился на мелкие улусы и которые в середине XVII в/ завоеваны были джунгарами. Внук Тимура Бабур завоевал Афганистан и Северную Индию. Его войско и его самого называли моголами. Так в Индии образовалось Могольское государство.

Тулую, по обычаю татаро-монголов, достался коренной юрт отца – Центральная Монголия, а также Северный Китай. На курултае1251 г. в Каракоруме, на престол Великого каана был избран Менгу-каан (1251–1259 гг.), сын Тулуя. В1259 г. умер Великий каан Менгу. У Менгу сына Тулуя было три брата: Хубулай, Хулагу и Арык-Буга. Хулагу стал ханом Персии и не имел претензии на наследство. Остались Хубулай и Арык-Буга. «Перед смертью каан Менгу наделил своего младшего брата Арык-Буга правом на владение древними монгольскими кочевьями, расположенными вокруг Каракорума. Арык-Буга был настоящим от-джегином (самым младшим сыном) и, следовательно, законным наследником. Как только дошло до Хубулая известие о том, что Арык-Буга сел на каанский престол, он быстро собрал свою армию и двинулся в Кайфын. В Кайфыне 4 июня в 1260 году созвал еще один Великий курултай своих сторонников, то есть армию, и провозгласил себя великим кааном. Началась война между братьями, которая закончилась поражением Арык-Буги. В 1271 году Хубулай закончил строительство новой столицы, построенной неподалеку от Кайфына. В этом городе, названном Даду (по-китайски «Великая столица»), среднеазиатские тюрки-торговцы назвали его Ханбалык (на протяжении многих столетий он был известен как Пекин), Хубулай построил себе роскошный дворец. Ввел в своем дворце – китайский этикет, для своих торжеств принял буддийское богослужение, для себя – китайское имя Ши-цу и для своей династии – китайское название Юань (иероглифический смысл: «первоначальное творение мира). Столица татаро-монгольской империи Каракорум была покинута и перенесена в Даду-Ханбалык (Пекин).

В исторических сочинениях эпохи Юань «Юань ши» (История династии Юань), «Юань-чао би-ши» (Тайная история династии Юань), «Сун ши» (История династии Сун), и т.д. в основном часто встречается этноним «да-да» (татар). Например, в китайских книгах часто употребляются выражения «татарская угроза», «татарский гнет», «перебьем всех татар!», «изгоним татар!» и другие. Этноним «татар» был широко распространен в китайском народе в эпоху Юань. В книге «Юань ши» и других китайских средневековых исторических трудах пишутся сведения о «татарском государстве» (на кит. «татарское иго»). Китайское название «Иго» (иероглифический смысл: «единое государство»). На китайском языке «татарское иго» переводится на русский язык как «татарское единое государство».

Узурпировав власть, Хубулай начал менять политическую систему Монголии и Северного Китая. Закон Чингиз-хана перестали соблюдать, не нужно стало и тэнгрианство. Хубулай начал искать замену тэнгрианству. Хубулай послал своих людей в Тибет и пригласил к себе Пагба-лама – настоятеля монастыря Сас-Кия в провинции Цанг. Так он стал внедрять кочевникам буддизм. Хубулай решил создать новый народ, поэтому он начал с изменения языка и создания нового алфавита. Хотя тюркский язык консервативен, но если за обновление языка берется государство, то процесс изменения языка быстро ускоряется, так как деды умирают знающий родной язык, а внукам внедряют новый язык, а отец и мать выну­ждены будут разговаривать на имперском жаргоне, чтобы понять друг друга. И одеваться в имперскую одежду, которую придумала вторая жена Хубулая Чаби. В частности в правление династии Юань, в то время в чисто татаро-монгольской фольклорной традиции наступил застой. И произведения устного народного творчества татаро-монголов по форме в какой-то мере начали смешиваться с литературными памятниками других народов. И так вскоре появился новый народ, который не будет знать свой род, своих настоящих предков, свою историю, а имперскую униформу считать национальной одеждой. Утерявший язык этнос обречен на поражение. Новому народу Хубулай привил новый язык. На это указывает ареал распростра­нения этого языка в пределах территории китайского государства династии Юань. Хубулай перепрограммировал тюркский и монгольский народ от Северного Китая до Забайкалья его культурно-цивилизационное наследие – тэнгрианство. Из него целым комплексом мер вытравил все этническо-национальное, прежде всего гордость, историю и привязал все это к новой буддийской цивилизации. Хубулай разрушил коренные традиционные и исторические символы. В тюркско-монгольской истории и традиции много символов.

В 1368 году империя Юань, основанная Хубулаем, была свергнута китайцами. Китайцы, выгнав татаро-монгольские войска из Китая, в последующем стали вторгаться в Великую Татарию (Великую Степь). Так закончилось правление хубулаидов и самого государства Северная Юань. В числе возвратившихся в монгольскую степь было 10 туменов – 4 были ойратскими (1/3 часть всех монгольских войск). Эти тумены были из профессиональных воинов. Пребывания в Северном и Южном Китае не прошло бесследно. Династия Юань, начиная с Хубулая, прививала новый язык. На службе в Китае в язык возвратившихся вошли китайские слова. Китайские слова вошли и в титулы монголов.

Хубулаиды своим правлением полностью дискредитировали себя. Те, которые продолжали подчиняться хубулаидам их называли монголами. Те, кто не подчинялся чингизидам, они стали называться по племенному названию. Так рода дербет, торгут, чорос, баят, олет. тумет объединились под названием джунгары или ойраты, стали вести войну за обладания территории улуса Тулуя. Часть из рода торгут, дербет, хошоут, чорос объединились под названием ойраты или как их называли калмыки. Другие рода объединились под названием буряты. Часть урянхайских родов служили чингизидам, их называли монголами. Другие рода урянхайцев воевали против чингизидов, их называли татарами. Так было и с алтайскими родами.

Происхождение этнонима халха можно датировать с Даян-хана (1470-1543). По одной версии, этноним халха закрепился в период, когда монголы, имея силу, нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов «халха минь» – «щит мой» (в современных монгольских языках слово «халха» помимо прочих значений имеет значения – прикрытие, щит, заслон, ограждение, преграда (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986). По другой версии, объединенные племена, которые концентрировались вокруг реки Халха, Бор-Нора и нижнего Керулена, получили название халха. Отсюда халхи, изгоняя ойратов, рассеялись в западном направлении к Убса-Нору. Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии – Халха, а также за восточными монголами, потомки которых носят этноним халха-монгол.

Халха-монголы не племенное, а сборное образование из разных степных и лесных племен. Так сложилось ядро будущих халха-монголов. Халха-монголы состояли из племен: борджигинов, хотогойцов, дариганцев, хорчинцев, чахаров, узумчинов и других племен

После распада Советского Союза и образования новых тюркских государств выяснилось, что племена, которые провозгласили Темучжина Чингиз-ханом не исчезли, а благополучно дожили до наших дней. Примеры: найманы, кыпчаки, ойраты, меркиты в Сибири и на Алтае; найманы, кераиты, коныраты, дулаты, меркиты, аргыны и т.д. в Казах­стане; меркиты, найманы, аргыны. барласы, онгуты, кереиты в Узбекистане; меркиты, найманы в Киргизии; ойраты, жалаиры в Иране; среди крымских татар преобладают мангыты, меркиты, кияты, коныраты, кыпчаки, аргыны и т.д.; онгуты, коныраты, кияты, аргыны, барыны, ширины в Поволжье и Башкирии. Только входят они в разные национальные образования, например, найманы, которые живут в Казахстане, называются казахами; найманы, живущие в Киргизии, называются киргизами; найманы живущие в Узбекистане называются узбеками; на Алтае называются алтайцами и т.д. То же самое можно сказать и о племенах киятах, коныратах, онгутах, кыпчаках, мангытах и т.д.

Татары несколько веков находились под жестким прессом российской власти. Кроме того, мусульманское духовенство поддерживало русскую официальную пропаганду о зле Чингиз-хана для татарского народа. Все это вместе сделало своё дело, и татары отвернулись от имени Чингиз-хана и всего его наследия, несмотря на то, что веками не отказывались от своего имени – татар, несмотря на сильное давление.

Остальные бывшие кочевые народы: казахи, алтайцы, хакасы, тувинцы, буряты, калмыки и т. д отказались от имени татаро-монгол, отмежевались от Чингиз-хана и всего его наследия, и добровольно лишились истории своих предков средних веков. Российское правительство и историки, дали всем им разные имена и приписали к малочисленной тюркской народности.

Править единым тюркским миром нелегко. Поэтому в советский период старались все тюркские народы раздробить. Самый лучший способ – это изменить язык, который меняли. Например, современные татарские интеллигенты, для кого владение татарским языком является профессией, т.е. литераторы, учителя татарского языка, журналисты татарских газет и журналов, артисты, не в состояние понять в полном объеме язык писателей, поэтов конца XIX начала XX веков. Это связано с тем, что литераторы XIX века в большом количестве использовали арабские и персидские слова, а в советский период вошли много слов русских и западных слов. Такое положение у казахов, киргизов, узбеков, азербайджанцев и др.

Как видим из выше сказанного некогда один этнос был разделен на разные языки, религии и создан два новых народа – татары и монголы. В официальной историографии изучается тюркология и монголоведение. Видимо настало время, когда эти две науки надо объединить, так как история этих народов, начиная с древних до средних веков едина.

Безертинов Рафаэль. Казань.

(Доклад прочитан на международной конференции «Казахстан и Монголия – общие исторические, культурные и этнические корни» 16 мая. 2014 г. г. Алматы.)

Литература:

1. Юань ши («Биография Урянхатая», цз. стр. 5а-7б)
2. Юань ши (“История (династии) Юань”) Изд. Бо-на. Шанхай-Пекин., 1958, цз 3. с.11а.
3. Чулууны Далай Монголия в XIII-XIV веках. Авторизованный перевод с монгольского П. Нихлая. М,1983.
4. Академия Наук СССР институт Востоковединия Татаро-монголы в Азии и Европе. Сборник статей. М., 1970. Н.П. Свистунова «Гибель государства южных сунов»

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

Кто из нас не знает о татарах, кто не помнит текста школьного праграфа о монголо-татарском иге? Кто не слыхал о том, что татары основали Золотую Орду, подчинили себе всю Дикую Степь и брали дань с Руси?
Но лишь немногие могут ответить на вопрос - чем татары отличаются от монголо-татар, и отличаются ли вообще! А ведь разница принципиальна! История, в очередной раз, сплела такой хитроумный узор, что эти этнические субъекты едва ли можно отождествить.
Но кто же они такие, эти татары? И откуда они появились если не из монгольских степей?

Татары являются одним из самых загадочных народов, и вопрос их происхождения - предмет жарких споров в среде историков и этнографов. Существует несколько одинаково вероятных версий. Среди наиболее авторитетных доминируют две. Первая - советская: этническая общность, потомками которой являются современные татары, произошла в результате смешения булгар, (что стали праотцами ещё и современных чувашей с балкарцами), и буртасов. Версия, надо сказать, хорошо обоснована, проработана и подкреплена археологическими данными.

Другая версия, набирающая популярность сегодня, говорит о том, что предками татар являются все те же булгары. Но вот второй этнический элемент составивший народность - кипчаки. Данная версия тоже многими исследовалась и описана, к тому же она популярна в кругах нынешней казанской администрации, ведь такое происхождение роднит татар с независимыми нынче казахами, да и турками тоже, что говорят на родственных языках.
Заметьте - ни в первой ни во второй версиях нет ни слова о важности монгольской составляющей в формировании татарской этничности. И это неудивительно, ведь к моменту прихода монголов народность татар уже сложилась.
Лишь сам этноним, что приняли поволжские тюрки, был действительно монгольским. Слово "татар" принесено из Прибайкалья, сейчас это установлено точно.
Однако, пришедшие из холодных степей монголы обрушились со всей силой и нерастраченной злостью на Казань и другие города, населенные потомками булгар и буртасов, и натворили там не меньших бед, чем в Рязани и Киеве.

Но сразу же возникает вопрос: а не получилось ли так, что кочевники растворили в себе большую часть местного населения и сегодняшние татары являются-таки их потомками?
Нет, ситуация обстояла не совсем так. Во-первых - кочевые воины, что пришли из глубин Азии, были сплошь мужчинами и второе поколение непременно становилось полукровками; во-вторых - монголов было всего около тридцати тысяч, против, по крайней мере, четвертьмиллионного населения Поволжья, ну и наконец - локализованы монгольские пришельцы были вокруг их новой столицы, что была основана на берегу речки Ахтубы, на территории современной Астраханской области.
Хотя, нужно заметить, что пришлых татар и тех тюрок, что позже примут этот этноним, роднил схожий язык, на котором говорила большая часть войска Чингис-хана.
Но в любом случае, злобная и агрессивная этническая группа монгольских татар, сама подавляла местное тюркское население и поначалу встречала споротивление и неприятие.

Здесь нельзя не упомянуть о Льве Гумилеве, что сделал очень многое для реабилитации исторической роли татар. Однако, его версия происхождения этого этноса имеет слишком четкую привязку к хазарской государственности. Лев Николаевич считал, что коренная часть татарского народа сформировалась при доминировании хазарского компонента.
Поскльку хазары являются близкородственным этносом булгарам и были носителями очень похожего языка, то эту версию нельзя отбрасывать как недостоверную, но к сожалению у неё много слабых мест. Исследования посвященные демографии рубежа первого и второго тысячелетий н.э. говорят о том, что хазарское население, чье государство было разгромлено Святославом, значительно сократившись, само подверглось ассмилиции в среде соседних народов, что периодически появлялись в Нижнем Повольжье.

Среди современных исследователей, что тяготеют к обоснованию независимости Татарстана от России, разрастается нынче и версия "чистых булгар", то есть теория о том, что древнебулгарские тюрки не вобрали в себя значительную часть иных кровей, а остались всё теми же, что были во времена существования Волжской Булгарии. Эта теория призвана стать фундаментом необходмости объединения Чувашии, Татарстана и Башкирии в единый конгломерат и отделения его от России. Однако такая схема не выдерживает никакой критики, поскольку не дает внятного ответа на вопрос происхождения значительной части сибирских татар и иных групп татарского народа, живущих за переделами Волго-Камского региона.
Здесь просматривается "чистая" идеология, кторой грешат все теории чистых кровей. В то время как татары, это всё же не булгары, не хазары и не монголы, это именно татары. Народ, что вобрал в себя не только буртасов и кипчаков, но и вступил в тесную инкорпорацию со славянами, сохранив однако, свое этническое ядро.

Но что же происходило после прихода монголов?
К сожалению, сейчас всё чаще, говоря о развенчании мифа о злых татарах, многие горячие головы не вникнув в суть, выворачивают ситуацию таким образом, что получается будто монгольского ига не было вообще. Стремясь реабилиторовать татар (которые этого и вправду заслуживают) горе-ученые выводят теории о сердечной дружбе ханов и князей, о том что набегов на Русь вообще не бывало.
А набеги, к несчастью были, и заканчивались они, порой, очень скорбно для населения русских городов. Другой вопрос, что после смены первого поколения ордынских политиков пришли новые люди, более умеренные и менее кровожадные, и с ними оказалось гораздо проще договариваться и иметь дело, чем с немецкими феодалами, войска которых были свирепее и бесчеловечнее диких степняков. Потому князь Александр и выбрал союз с Ордой, чьи условия оказались граздо более приемлемыми. Ведь даже преговоры об уплате дани заняли четырнадцать лет. За это время можно было подкопить деньжат!

Однако не будем отвлекаться! Что же у нас происходило со смешением кровей?
Разумеется, монгольские вливания в татарскую кровь были, но их нельзя считать значительными. К тому же, те самые степняки не успокоились после завоевания Поволжья и покорения Руси, и отправились на запад, громить валахов, венгров и сербов. Дойдя до Адриатики почти обескровленными, и потеряв большую часть войска, они вернулись обратно в окрестности современной Астрахани. Причем потери были не только боевыми - часть вояк устав от изнурительных походов, осела в Валахии и других землях.
Далее начинается недолгий период славных дел поволжских монголов: строительство руками славян, арабов и булгар города Сарай-Бату и других городов, и временное процветание, что очень быстро разложило монгольскую верхушку.
Спустя два века, начнется череда эпидемий, сопровождаемых политическими кризисами, борьба за власть провоцирует распад монгольской империи, а последний из бастионов Золотой Орды будет уничтожен Тамерланом, что сам не ведая того, отрежет тюркам путь к доминированию в Прикаспийском регионе. Этим бастионом будет уже не блистательный Сарай-Бату, а татарская Астрахань, отчаянное сопротивление которой так разозлит Тамерлана, что он уничтожит почти всех жителей этого города.
А уж ко времени прихода отрядов посланных Иваном Грозным, область эта совсем запустеет и покорять там будет почти некого. Хан Ямгурчей, последний из астраханских правителей, предпочтет спастись бегством.
Вот так она и закончится история монголо-татар.

А что же татары, те кого мы сейчас величаем этим именем?
Они как жили себе, так и продолжат своё существование. Ассимилировав немногочисленные остатки батыевых степняков они вберут в себя и другие этнические группы, жившие на территории Золотой Орды, и таким образом закончится формирование этничности татарского народа, он распространится в пределах новых татарских государств на довольно обширные территории Поволжья и Сибири.

Так виноваты ли татары в тараро-могольском иге? Не являются ли и они жертвами завоевателей, что принесли с собой столько злобы из холодной Монголии? Судить вам.

Однако, история не отановилась после вырождения монгольской ветви. Государства, что пришли на смену Орде, были конкурентами усиливающейся Московии и князья воевали с ними. В частности, поводом к взятию Казани стали участившиеся набеги казанских отрядов на русские города. Вокруг этого события нагнетается много страстей современной мифологией (что появляется в татароязычных учебниках краеведения), и насилие чинимое Грозным преувеличивается и демонизируется. Но всё это от лукавого, ведь в данный период равные воевали с равными.
Это части идеологической работы, что ставит целью разобщение народов России. А факты говорят о тесном взаимодействии русских и татар ещё до вхождения Казани в Московское государство и о том, что после этого события татары вошли равноправной частью в зарождающуюся российскую нацию и участвовали в обороне Москвы от поляков в Смутные времена.

Но почему же тогда в течении столь долгого времени в русской историографии доминировал миф о злобных татарах, почему он был так живуч?
Объяснение, надо сказать, простое.
Вектор развития России, что был установлен Петром, предполагал примат западничества. Всё западное объявлялось позитивным и положительным, азиатчина была заведомо темной силой. А во времена формирования первых университетов и академий, в России доминировали немецкие ученые деятели. Собственно немцы, и прошедшие обучение в Германии русские. А германская историческая наука с однозначным презрением относилась к азиатским нациям и никак не желала разглядеть отличие татар от татаро-монголов.
То есть, сами того не осознавая, потомки тех немцев что проиграли спор за доминирование на Чудских берегах, малевали своих бывших конкурентов черным цветом. А может и осознавая, кто знает!
Знаменитый историк Карамзин был, к сожалению, воспитанником той самой западнической традиции и дал, по мнению многих сегодняшних этнографов, необъективную оценку развитию татарской линии в российской истории.

Между тем я, как родившийся в одном из татарских городов, могу сказать только хорошие слова в адрес татар. С самого детства я жил бок о бок с этими людьми и сумел довольно неплохо приглядеться к ним и увидать черты их национального характера. Недостатки в нем конечно есть, а у кого их нет? Но зато и достоинств хватает. Большинство татар очень добросовестные, основательные люди, они, как правило, хорошие профессионалы, поскольку привыкли добиваться поставленных целей. К тому же они очень чистоплотны, в татарской среде бытует буквально культ чистоты, и эта особенность мне более всего импонирует.
Но главное и основное-то всё в том, что в татарских городах самые краивые девушки, ну просто очень красивые. Тут и писать нечего, это видеть надо!

Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора Носовский Глеб Владимирович

Кто такие монголы-татары?

Кто такие монголы-татары?

Из кого состояли монгольские войска?

В западных документах сохранились прямые указания на то, что татарами называли русских. Например, в документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» - Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т. п. - говорят об их русском происхождении.

Автор книги «Русские в Золотой Орде» (М., 1978) М. Д. Полубояри?нова свидетельствует: «Рашид ад-Дин говорит о прибавлении к войску хана Токты «войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих…» Здесь же сказано, что именно русский всадник из войска Токты в 1300 году «ранил в бою Ногая…». Повествуя об Узбеке и столице его Сарае, арабский автор ал-Омари говорит: «…у султанов этого государства рати черкесов, русских и ясов». Известно, что в армии татар участвовали русские князья с их войсками!

Историки полагают, что участие русских в татарских войсках было принудительным. Но им приходится признать, что, «вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска» (М. Д. Полубояринова).

Арабский путешественник Ибн-Баттута (XIV век) писал: «В Сарае Берке было много русских». Более того: «Главную массу вооруженных обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составляли русские люди» (А.А. Гордеев).

Представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им «русским рабам», а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя в них «главную массу»! Напомним еще раз, что русские якобы были только что побеждены в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. На протяжении всей истории победители отбирали у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли ничтожное меньшинство и считались, конечно, ненадежными.

А что же можно сказать о составе войск Батыя? Венгерский король писал папе римскому: «Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню и, как овчарня, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга…»

Зададим простой вопрос: а где же здесь монголы? Упоминаются русские, бродники, болгары - то есть славянские племена. Переведя слово «монгол» из письма короля, получим попросту, что «вторглись великие (= мегалион) народы», а именно: русские, бродники с востока, болгары и т. д. Поэтому наша рекомендация: полезно всякий раз заменять греческое слово «монгол = мегалион» его переводом = «великий». В результате получится вполне осмысленный текст, для понимания которого не нужно привлекать каких-то далеких выходцев с границ Китая (о Китае, кстати, во всех этих донесениях нет ни слова) (рис. 10).

Рис. 10. Монгольский воин, как его сегодня представляют историки, пользуясь китайскими рисунками. Старинная китайская миниатюра

Цитируем снова книгу Гордеева:

«В сторону Запада требовалась защита границ (Монголии. - Авт. ) против Польши, Литвы и Венгрии. Для наблюдения и защиты границ в эту сторону Батыем по линии правого берега реки Днепра было образовано военное поселение из населения, выведенного из русских княжеств… Поселение это прикрывало с запада территорию всей Орды. В сторону соседних монгольских улусов верховного хана и среднеазиатского были образованы военные поселения по линии рек Яика и Терека… В состав пограничного поселения на линии Терека вошли народы русские, с Северного Кавказа, пятигорские черкесы и аланы… Наиболее прочная оборона… требовалась в сторону Запада от течения Дона и северо-западных границ русских княжеств, так называемого Червонного Яра… Этот район… и послужил для расселения одной из значительных групп русского, выведенного с их родины, народа… От центра Золотой Орды - Сарая - во все стороны, на тысячи верст, были установлены почтовые линии. По всем линиям были через 25 верст установлены ямы… На всех реках были установлены паромные и лодочные переправы, обслуживание которых также производилось русским народом. Установленная система управления Золотой Орды обслуживалась преимущественно русским народом. Монголы не имели своих историков».

Мы видим, как было организовано Монгольское государство = Золотая Орда. Всюду - русские. В войсках, в жизненно важных узлах Империи. Русские контролируют пути сообщения и коммуникации. Где же монголы? Нам говорят: на высших командных постах. Но их почему-то не свергают «покоренные рабы», не только вооруженные и составляющие подавляющую часть войска, но и владеющие переправами и т. п. Это выглядит чрезвычайно странно. Не проще ли считать, что описывается Русское государство, которое никакой внешний враг не покорял.

Итальянец Плано Карпини (XIII век), проезжая через якобы только что покоренный монголами Киев, почему-то не упоминает ни об одном монгольском начальнике. Десятским в Киеве преспокойно оставался, как и до Батыя, Владимир Ейкович. Первых татар Карпини увидел за городом Каневом. Таким образом, обнаруживается, что и многие важные командно-административные посты также занимали русские. Монгольские завоеватели превращаются в каких-то невидимок!

Много ли было монголов?

Монголы глазами современников.

Как одевались монголы и русские в то время?

Еще со школьной скамьи каждый из нас слышал, что завоеватели монголы-татары (или татаро-монголы) - это дикие кочевые племена, не имевшие грамоты, вторгшиеся на конях на территорию Руси с далеких границ Китая. Считается, будто пришлых татаро-монгол было «очень много». В то же время современные историки в специальных трудах рисуют совсем другую картину: после завоевания Руси татаро-монголы занимают в своем же войске лишь командные должности, иначе говоря, «их совсем мало». А основная часть - русские. Но тогда становится непонятным, каким образом небольшое число конных дикарей, пришедших издалека - с границ Китая, могло покорить многие мощные цивилизованные страны (вплоть до Египта), заставив население этих стран служить в своем войске.

Посмотрим, что пишут об этих монголах их современники (см. рис. 11).

Рис. 11. Угон русского полона в Орду. Миниатюра из венгерской хроники, датируемой 1488 годом. Обращает на себя внимание, что монголы, угоняющие полон в Орду, изображены в казацких шапках. У них ярко выраженные славянские лица и бороды. Они одеты в русские одежды - длиннополые кафтаны, сапоги. Пленные - в западноевропейской одежде: платье до колен, башмаки и т. п. Бород у них нет. Если бы эту миниатюру рисовали в наше время, то «монголов» изобразили бы типичными азиатами, а пленных «русских» нарисовали бы в точности так, как на этой старой миниатюре изображены «монголы». Но старый художник еще не знал романовской версии «татаро-монгольского ига» на Руси и простодушно нарисовал то, что было в действительности

Обстоятельный обзор сведений о монголах в западных источниках дал Гордеев в своей «Истории казаков».

«В 1252–1253 годах из Константинополя через Крым в ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни… Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмини и барашковые шапки… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы».

Обратим внимание читателя, что Рубрикус едет по Руси всего через 15 лет после ее завоевания монголами. Не слишком ли быстро русские смешались с дикими монголами, переняли их одежду, сохранив ее до начала XX века, а также порядки и образ жизни?

Не нужно думать, что эта «татаро-монгольская» одежда в те времена отличалась от западноевропейской. Рубрикус пишет: «Жены русские, как и наши (сам он - западно-европеец. - Авт. ), носят на голове украшения и отделывают подол платья до колен полосами горностаевого и другого меха; мужчины носят верхнюю одежду наподобие немецкой». Карамзин прямо пишет, что «путешественники XIII века не находили даже никакого различия в одежде нашей и западных народов». Таким образом, русская одежда XIII века (при татаро-монголах) не отличалась по виду от западноевропейской.

Мы привыкли называть монголо-татарами войска легендарного завоевателя Чингисхана и его потомков. Хотя на самом деле отношения между двумя народами не были союзническими. В самом начале XIII века монголы попытались полностью истребить татар, что им практически удалось.

Это был один из исторически подтвержденных случаев геноцида. Как же так получилось, что название почти полностью уничтоженного народа распространилось на их гонителей?

Племена враждовали

Сейчас татарами именуют представителей нескольких разрозненных тюркоязычных этносов, живущих в Поволжье, Крыму, Сибири, Казахстане и Средней Азии. Все они когда-то были покорены монгольскими захватчиками. Но изначально этноним «татары» относился лишь к одному племени, обитавшему в бассейне реки Халхин-Гол рядом с озером Буйр-Нур. Это северо-восток современной Монголии.

Все татары делились на несколько родов: алухай, алча, дутаут, нераит, хойин и чигин. Как и меркиты, кереиты, ойраты, баргуты и найманы, они входили в общность так называемых дарлекин-монголов, противопоставляющих себя нирун-монголам. Все эти племена непрестанно враждовали, часто совершая друг на друга грабительские набеги. Междоусобицы мешали людям наладить мирную жизнь, торговлю, развивать хозяйство и различные промыслы.

Несмотря на это, к середине XII века татары стали весьма влиятельным и многочисленным племенем, их этноним стал употребляться в широком смысле, когда говорилось в целом о монгольских племенах.

Иранский ученый Рашидаддин Фазлаллах Хамадани (1247-1318 гг.) в своем труде «Джами ат-таварих», название которого переводится как «Собрание историй», пишет, что общая численность татарских родов к началу XIII века составляла около 70 тысяч домов (семей), и многие люди считали за честь причислять себя к представителям этого племени.

Данный факт подтверждает и другой источник – «Сокровенное сказание монголов», написанное неизвестным автором в 1240 году. Исторический документ повествует о становлении и жизненном пути легендарного основателя огромной империи. «Сокровенное сказание монголов» называет татарское племя одним из наиболее могущественных и опасных врагов Чингисхана.

Поскольку род великого завоевателя, который назывался «Кият», а также его отец Есугэй-багатур и другие близкие люди часто подвергались грабительских набегам со стороны татар, у Чингисхана были к ним личные счеты.

Объединение монгольских племен в единую силу, сосредоточенную в руках легендарного полководца, происходило в непростой борьбе. Кровавые междоусобицы, раздиравшие народ изнутри, прекратились только после не менее жестоких мер по централизации власти. Участь татар, несмотря на их силу и могущество, была решена.

Победа Чингисхана

Битва состоялась весной 1202 года в низовьях реки Халхин-Гол, где она впадает в озеро Буйр-Нур. Это значит, что стороной-агрессором были войска Чингисхана, напавшие на земли татар.

Перед походом легендарный завоеватель предпринял ряд мер, направленных на укрепление воинской дисциплины. Так, он объявил своим соратникам, что их ждет неминуемая казнь в случае побега с поля брани. Любое отступление – и головы полетят с плеч.

Еще одним нововведением стал запрет на разграбление имущества врагов до достижения полной победы над ними. Дело в том, что монгольские племена часто нападали друг на друга с одной целью – завладеть чужим имуществом. Предки и родственники Чингисхана сами настрадались от таких набегов. Часто прямо во время битвы, вместо того чтобы преследовать бежавшего противника, воины бросались хватать все, что плохо лежит: одежду, домашнюю утварь, посуду. Это давало врагам возможность перегруппироваться и напасть снова.

Чингисхан понимал порочность данной практики. Он заявил своим соратникам, что теперь дележ награбленного будет производиться после завершения битвы, и каждый воин получит свою долю. А имущество, причитающееся павшим в бою, достанется их вдовам и детям. Этот закон был с энтузиазмом воспринят в войске, идея справедливого распределения военной добычи не устроила только представителей знати, которые прежде пользовались своим привилегированным положением, присваивая большую часть награбленного добра.

То есть, Чингисхан задался целью создать профессиональную армию из толпы воинственных кочевников, стремящихся к разбою. И это ему удалось. Укрепление дисциплины и поднятие боевого духа в войске принесли победу легендарному завоевателю. Применив знаменитую тактику окружения противника, Чингисхан без особых потерь добился победы.

А имущество татар, которые были самыми богатыми среди кочевников, захватчики честно поделили между собой.

Истребление народа

Родственники и ближайшие соратники Чингисхана определили судьбу покоренных татар на специально организованном совете. Поскольку проигравшие битву неоднократно совершали набеги на представителей победившего племени, было принято беспрецедентное по своей жестокости решение – полностью истребить всех татар.

Исключение сделали лишь для детей, чей рост не превышал высоты тележного колеса. Некоторых молодых и красивых женщин монголы также пожалели, взяв в наложницы. Остальных пленных полностью порешили, только небольшой горстке людей удалось бежать. Истребление было организовано методично и расчетливо. Пытавшихся спастись людей преследовали войска.

Кстати, сам Чингисхан взял в наложницы двух сестер-татарок, которых звали Есукат и Есулан. И супруга его внука Бату-хана – Боракчин-хатун – тоже принадлежала к этому народу.

Согласно одной из легенд, которую устно передавали друг другу представители народности карагаш, живущей на юге современной России, они являются прямыми потомками тех татар, которым удалось спастись от армии Чингисхана, спрятавшись среди зарослей деревьев. Собственно, словосочетание «кара агаш» переводится как «черное дерево». Так эти люди стали называть себя в благодарность силам природы за спасение от неминуемой гибели.

Выжившие люди были вынуждены присягнуть на верность Чингисхану и вступить в его армию. А через несколько лет подросшие татарские дети, оставшиеся жить у захватчиков, также влились в состав общего этноса, объединенного великим ханом. Поскольку о многочисленном и влиятельном племени татар было широко известно в разных странах, войска завоевателей часто называли монголо-татарами.

Согласно преданию, супруга Чингисхана – Бортэ-хатун – усыновила одного татарского мальчика. Она назвала его Шики-Кутуку. Говорят, что Угэдэй – один из наследников великого завоевателя – относился к нему как к своему старшему брату.

Впоследствии многие представители татарского племени стали влиятельными эмирами, военачальниками и чиновниками в государствах, основанных потомками Чингисхана.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...