Тесты на определение толерантности. Насколько Вы толерантны

Государственное учреждение

«Школа – гимназия №3 отдела образования акимата г.Костаная»

Материал

тестирования на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам

(8 класс)

подготовила

учитель самопознания

Тихон Валентина Николаевна

г. Костанай, 2014

Материал

тестирования на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам

Одной из главных задач учебного процесса самопознания является формирование основ нравственного поведения учащихся. В связи с этим в рамках преподавания курса «Самопознание» я использую ряд методик по изучению нравствен­ных отношений учащихся, затем провожу анализ их реализации в поведении подростков. Сделать это мож­но путем анализа тех или иных конкретных поступков, ис­пользуя наблюдение, анкетирование и различные виды ес­тественного эксперимента. Результаты проведенных диагностик станут основой для организации последующей коррекционной работы с учащимися.

Предлагаю вопросы теста «Терпимый ли вы человек?» и теста«Выбор» для учащихся 8 класса

Тест «Терпимый ли вы человек?»

Цель: определение терпимости, толерантности у подростков.

Инструкция: «Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь».

    Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

А) да;

Б) нет.

    Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтёте?

А) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет

Б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

    Спокойно ли воспринимаете неприятную для вас новость?

А) да;

Б) нет.

    Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

Б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

    Можете ли вы легко найти контакт с людьми, с иными, чем у вас, положением, обычаями?

А) мне трудно было бы это сделать;

Б) я не обращаю внимания на такие вещи.

    Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?

А) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

Б) даже если шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

    Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

А) да;

Б) нет.

    Вы приводите в компанию друга (подругу), который (-ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

А) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

Б) я лишь радуюсь за него (нее).

    В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?

А) уходите пораньше под благовидным предлогом;

Б) вступаете в спор.

А теперь подсчитайте очки, запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

Набранные баллы

В русском языке толерантность – это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру. Интолерантность – недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.

В контексте межличностного общения феномен толерантности может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровнепозитивное отношение к партнеру; на поведенческом - терпимость; на когнитивном – наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера».

В Американском энциклопедическом словаре толерантность – способность или осуществление признания и уважения веры и убеждений других. Интолерантность – отвержение участия в чем-либо других, отличных от себя самого, особенно тех, у кого другая раса, этническая группа или социальный статус.

Тест «Выбор»

Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (от­ветственности, самокритичности, принципиальности, чут­кости, справедливости).

Ход эксперимента: учащимся предлагается выполнить сле­дующее задание.

Инструкция: «Как вы поступите в следующих ситуациях? Выберите ответ, который будет соответствовать вашему по­ступку, или допишите свой ответ».

1. Во время каникул, когда вы собирались поехать отдох­нуть, классный руководитель неожиданно попросил вас помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы посту­пите?

а) скажете, что согласны помочь, и отложите свой отъ­езд;

б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;

в) пообещаете выполнить работу после возвращения;

г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;

д) или...

2. Вам дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы посту­пите?

а) добросовестно выполните порученное;

б) привлечете к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

в) попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;

г) найдете отговорку для отказа;

д) или...

3. Вы случайно услышали, как группа ваших одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а) постараетесь объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в вашем поведении;

б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поско­рее исправить недостатки, о которых шла речь;

в) сделаете вид, что ничего не слышали;

г) укажете ребятам, что они сами не лучше вас, особен­но потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;

д) или...

4. На пришкольном участке во время субботника у вас на руках образовались мозо­ли. Как вы поступите?

а) будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь вам выполнить определенную работу;

в) попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;

г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;

д) или...

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на ваших глазах. Как вы поступите?

а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадав­шего;

б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;

в) выразите соболезнование тому, кого обидели;

г) сделаешь вид, что вас это не касается;

д) или...

6. Вы случайно, не желая того, нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?

а) сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

б) извинитесь, объяснитесь пострадавшему, что не хотели этого;

в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;

г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

д)или

Обработка полученных данных: выбор ответа

Ответ «а» свидетель­ствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам.

Ответ «б» показы­вает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).

Если учащийся вы­брал в данной ситуации ответ «в» , то его отношение – пассив­ное и недостаточно устойчивое.

Наконец «г» , выбор последнего ответа – свидетельство отрицательного, неустойчивого от­ношения ребенка к нравственным нормам.

Список использованной литературы

Тест 1. «Насколько вы толерантны?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

  1. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Ключ к тесту

0-4 очка:

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков:

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков:

Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Дорогие ребята!

Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали.

Толерантное поведение можно выработать!

1)Игра

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.


2. Тестирование

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком, вы тоже оставляете себе красный кружок.

1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.
  • Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...


Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.

Понятие коммуникативной толерантности заключает в себе комплекс определенных особенностей поведения. Обычно считается, что человек толерантен в общении, если он понимает и принимает индивидуальность собеседника, оценивает его слова и действия не с позиций собственной личности, не категорично и не консервативно, не преследует дидактической цели в общении, умеет скрывать негативные эмоции, способен прощать чужие ошибки и терпимо относиться к проблемам других людей.

4 балла - высказывание в высшей степени верно по отношению к вам,
3 балла - справедливо почти всегда,
2 балла - справедливо в некоторой степени,
1 балл - абсолютно неверно.

1. «Меня раздражают медлительные люди».

2. «Я с трудом переношу общество беспокойных, суетливых людей».

3. «Мне сильно действуют на нервы шумные игры детей».

4. «Обычно меня подавляют яркие индивидуальности, в обществе таких людей я ощущаю свою несостоятельность».

5. «Абсолютно безупречных людей не бывает, и когда о человеке говорят, что он идеален, я отношусь к нему с подозрением».

6. «Я сильно нервничаю, когда собеседник меня не понимает».

7. «Слишком разговорчивые люди выводят меня из себя».

8. «Мне тягостно общество человека, если он не вызывает у меня интереса».

9. «Я чувствую себя крайне неуютно в компании человека, если его уровень знаний и культуры ниже, чем мой».

10. «Обычно мне очень сложно найти общий язык с человеком более высокого или низкого интеллектуального уровня».

11. «Внешний облик современной молодежи заставляет меня испытывать негативные эмоции».

12. «Терпеть не могу «новых русских»: в большинстве своем они имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень».

13. «Я с презрением отношусь к представителям национальных меньшинств».

14. «Определенный тип представителей противоположного пола мне крайне несимпатичен».

15. «Меня раздражают некомпетентные деловые партнеры».

16. «Когда меня оскорбляют, я отвечаю тем же».

17. «Если человек вызывает у меня антипатию, я не могу этого скрыть».

18. «Не выношу людей, которые упорно настаивают на своей точке зрения».

19. «В людях меня раздражает самоуверенность».

20. «Я не могу удержаться от грубости, когда меня толкают в транспорте».

21. «Я люблю давать людям наставления».

22. «Невоспитанность окружающих выводит меня из себя».

23. «Я нередко замечаю, что пытаюсь перевоспитать собеседника».

24. «Я привык указывать людям на их ошибки».

25. «Среди близких я занимаю позицию лидера».

26. «Сталкиваясь в час пик в общественном транспорте с пенсионерами, я прихожу в ярость».

27. «Я никогда бы не смог(ла) жить в гостиничном номере с посторонним человеком».

28. «Я злюсь, когда собеседник пытается оспаривать мое мнение».

29. «Обычно мне трудно мириться с возражениями».

30. «Я не терплю людей, поступающих не так, как мне удобно».

31. «Я испытываю глубокое моральное удовлетворение, когда мои обидчики сталкиваются с неприятностями».

32. «Окружающие считают меня ворчливым(ой)».

33. «Если люди обижают меня, я запоминаю это надолго».

34. «Я не прощаю коллегам глупых розыгрышей».

35. «Если кто-либо из сотрудников оскорбит меня, я сильно обижусь даже в том случае, если он сделает это без злого умысла».

36. «Не терплю, когда люди обращаются ко мне со своими проблемами».

37. «Люди, которые рассказывают окружающим о своих болезнях, вызывают у меня чувство презрения».

38. «Обычно я всеми способами избегаю обсуждения чужих семейных проблем».

39. «Когда друзья начинают мне исповедоваться, я стараюсь их не слушать».

40. «В некоторых случаях мне доставляет удовольствие выводить людей из себя».

41. «Я не люблю уступать партнерам по бизнесу».

42. «Мне тяжело находить общий язык с людьми, если у них плохой характер».

43. «Мне сложно приспосабливаться к новым сотрудникам».

44. «Люди со странностями меня настораживают».

45. «В споре я отстаиваю свою позицию даже в том случае, если понимаю, что она заведомо неверна».

Результат

Если общее число баллов, поставленных против пунктов 1-15, составляет более 45, это означает, что вы не понимаете или не желаете принимать индивидуальности других людей. Возможно, вы просто никогда не задумывались о том, насколько все качества, присущие людям от рождения, усвоенные ими в процессе существования в обществе, отличаются от аналогичных составляющих вашей личности. Поведение и образ мыслей партнеров по коммуникации вы оцениваете исключительно с позиций своего эго. Сознательно или подсознательно вы не признаете их права на собственные суждения, поступки, предпочтения, привычки, потребности - иными словами, на индивидуальность. Вы пытаетесь навязать окружающим собственную личность, ограничить их внутренний мир тесными рамками своего «я». Вы даете людям категорически отрицательную оценку, если их поведение в чем-то не соответствует вашим представлениям о жизни. Вероятно, вам стоит попытаться понять, что каждый человек представляет собой уникальную, единственную в своем роде маленькую вселенную, и он вовсе не обязан подчиняться вашим жизненным установкам.

Подсчитайте сумму баллов по пунктам 16-20. Если полученное число находится в пределах от 15 до 20, это значит, что вы не умеете или не хотите скрывать негативные эмоции, возникающие при общении с людьми, которые вам неприятны. Существование в социуме делает неизбежным периодическое столкновение с индивидами, обладающими так называемыми некоммуникабельными качествами. Под этим психологи понимают определенные черты личности человека, способные вызвать у окружающих отрицательное отношение к нему. Так, принято говорить о некоммуникабельных типах внешности, некоммуникабельных манерах общения и др. Если человек склонен к проявлению неконтролируемых негативных эмоций по отношению к таким качествам собеседников, это свидетельствует о низком уровне его коммуникативной толерантности. В таком случае вам следует научиться скрывать или сглаживать свои чувства.

Если сумма баллов по пунктам 21-25 превышает 15, не исключено, что вам свойственно стремление к дидактизму. Вы постоянно пытаетесь перевоспитать собеседника, наставить его на путь истинный, делаете замечания по любому поводу, назидаете и поучаете. Как правило, такая манера поведения вызывает резкое неудовольствие у ваших партнеров по общению. И это не удивительно, ведь вы предпринимаете попытки изменить уже сформировавшуюся личность. Не стоит зря стараться, тем более что, в сущности, вы и сами далеко не безупречны.

Сумма баллов по высказываниям 26-30 - показатель того, что вы стремитесь сделать собеседника максимально удобным для себя, «отшлифовать» его личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала вашей. Люди, которые не поддерживают вашу точку зрения, раздражают вас. Не забывайте о том, что жизненная позиция, которую вы занимаете, вовсе не является единственно допустимой. Каждый человек не в меньшей степени имеет право думать, говорить и поступать так, как он считает нужным.

Просуммировав баллы, поставленные против утверждений 31 -40, вы получите показатель терпимости к окружающим. Если результат равен 30-40, скорее всего, вы не умеете прощать людям их проступки независимо от того, сознательными или непреднамеренными они являются. Вы злопамятны, долго помните нанесенные обиды. Вам свойственна необоснованная подозрительность. В словах и действиях партнеров вы постоянно стремитесь обнаружить скрытое намерение причинить вам неприятности. Именно поэтому вы находитесь в таких напряженных отношениях с коллегами и знакомыми.

Наконец, совокупность баллов по последним 5 высказываниям позволяет оценить ваше умение адаптироваться к привычкам, потребностям, интересам, настроениям и образу мыслей других людей. Если эта сумма превышает 15, вы не очень хорошо приспосабливаетесь к своим партнерам. Вам трудно находить общий язык с окружающими, особенно если их личностные качества сильно отличаются от ваших. Вы полагаете, что намного удобней адаптировать собеседника к себе, подогнать его под свои мерки. Однако не забывайте о том, что хорошие взаимоотношения зависят от адаптационных способностей обеих сторон.

Если же общая сумма баллов по всем вопросам теста составляет менее 90, ваш уровень коммуникативной толерантности вполне приемлем.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...