Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.). Что такое темперамент? Кто вы - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик

Павел Цыпин

Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.)

Буратино . PT, Джек. Всегда жизнерадостен, ни в каких ситуациях не унывает - позитивист, внешне - полная противоположность мрачному Пьеро. Буратино никогда долго не задумывается над альтернативами действий, а тут же не только принимает решение, но и начинает активность. Например, когда его соблазняет обогащением Лиса Алиса или когда летучая мышь предлагает следовать в страну дураков. Решительность Буратино не только соционическая, но и бытовая.

Энергозатратность Буратино не подлежит сомнению, как и то, что он мотивируется событиями окружающего мира, а не внутренними переживаниями; Буратино - явный экстраверт.

Пока получается, что этот герой может быть либо FR, либо PT. Проясним ситуацию.

Власть как таковая и влияние на людей Буратино не интересуют; себя он не выпячивает. Он становится стихийным лидером в действии - когда надо спасаться от Карабаса или освобождать друзей из лап сыщиков. К этическим правилам, которые всё время транслирует Мальвина, у Буратино отношение по-детски капризное и несколько наивное. В любом случае, сам он этих правил не выдумывает, а просто принимает их как есть.

Буратино исключительно находчив, например, в харчевне, где догадывается напугать Карабаса страшным голосом из кувшина, а затем использует петуха не только для спасения от преследования, но и для бомбардировки тюремщиков, охраняющих повозку с пленными друзьями. Это классическое проявление демонстративной I, которая включается в трудные, критические моменты без рассуждений и колебаний.

Наконец, характерен жгучий интерес Буратино к технологиям зарабатывания денег и к их преумножению. Это характерно для всех ТИМов 3-й квадры, но более всего - для PT.

Папа Карло . TE, Есенин. Больше всего бросается в глаза его житейская и финансовая непрактичность: он «не знает, как на хлеб заработать». Старый шарманщик тих, пассивен, скромен в потребностях, но любит помечтать (во сне!) о вкусном обеде (с этой сцены начинается мультфильм). Это явный интроверт с очень уязвимой P. За советом по этому аспекту он и приходит к другу Джузеппе.

Однако, изготовив деревянного человечка, Карло, вопреки совету столяра, не собирается его продавать - из этических соображений, под влиянием прилива эмоций к своему детищу. План финансового спасения выполнен не был, и Карло пришлось продавать пальто. Шарманщик не отличается находчивостью и предприимчивостью, он не видит никаких конструктивных возможностей улучшить своё положение; видимо, I находится в ограничительном канале модели А.

Сенсорные навыки Карло ненулевые (он успешно шьет Буратино одежду, да и выстругивает его самого из полена), однако обеспечивать себя всем необходимым на регулярной основе не способен. Этот факт не дает нам возможности установить S в программный канал. Следовательно, Карло интроверт, этик, интуит с ограничительной I.

Столяр Джузеппе . PS, Штирлиц. Полная противоположность характеру Папы Карло: живой, предприимчивый, мастеровитый, любящий поучать (дает совет Карло, как заработать денег), немного самодовольный. И, самое главное, профессионал своего дела, который без куска хлеба никогда не останется. Он сам признается в потенциальности своей интуиции в конце фильма: «Ну не старый ли я дурак: отдать ТАКОЕ полено?!!».

Карабас-Барабас . FL, Жуков. Хозяин кукольного театра - персонаж, несомненно, отрицательный. Попытаемся, однако, отойти от его моральной оценки и беспристрастно продиагностировать его ТИМ.

Главное для Карабаса - власть, реальная физическая власть над куклами. Правит он своим театром железной рукой, не зная компромиссов и оговорок. Куклы висят на гвоздях и за малейшее непослушание подвергаются наказанию; Мальвина от такого отношения сбежала. Здесь явно просматривается программная F. У Карабаса-Барабаса совершенно неразвита этика отношений: он почти всегда груб, предельно откровенен, беззастенчиво выражает свои агрессивные планы. Вот характерные для его лексикона фразы: «клянусь бородой, эта носатая деревяшка будет неплохо гореть» или упрек в адрес трактирщика «вот ты смеешься, а вино у тебя - дрянь!». R у данного персонажа явно не в блоке Эго.

Карабас хорошо ориентируется в социальной иерархии, в частности, успешно даёт взятку начальнику города и тут же добивается ордера на арест Карло. В то же время Карабас лишен находчивости Буратино; он действует всегда шаблонно, добиваясь своих целей с помощью агрессии и репрессивно-полицейского аппарата.

Дуремар .TP, Бальзак. Дуремар - человек прежде всего деловой: он неустанно ловит в прудах пиявок и продает их лечебную силу страждущим. Он в своем деле высоко технологичен, ловлю пиявок и лечение с их помощью освоил в совершенстве (P в Эго). Дуремар всегда покорен воле Карабаса, декларирует: «Рад вам служить, Карабас-Барабас» (F в Суперид). Не имеет своих собственных этических оценок, добро и зло его мало беспокоит, он ориентируется на тех, кто сильнее, и делает для них то, что умеет. Сам по себе Дуремар спокоен, безынициативен, инертен. Это указывает на интроверсию.

Кот Базилио . SE, Дюма. В принципе - типичный кот: хитрый, жадный до лакомств, довольно артистичный (с успехом изображает слепого; видимо, E в блоке Эго). Он как сенсорик ловок (например, мгновенно взбирается на дерево, чтобы наказать за правду ворону). Как интроверт не слишком инициативен; пользуется идеями Лисы, он - только исполнитель её планов, младший соратник, компаньон, но никак не лидер.

Мальвина . RF, Драйзер. Исключительно рациональна: всё у нее по правилам, все вещи на своих местах, всегда царит чистота и порядок. Демонстративная S соответствует её яркой, всегда идеально ухоженной внешности. На наведение красоты и расходуется значительная часть её времени.

На всех, кто оказывается в пределах досягаемости, Мальвина транслирует непрекращающийся поток правил хорошего тона: мыть руки, чистить зубы, есть ложкой и вилкой, а не руками и т.д. В проповедовании этих правил Мальвина догматична. Она любит учить, в том числе арифметике, однако на примере Буратино видно, что её обучение носит нормативный характер и совершенно не учитывает особенностей конкретного ученика. Она просто вдалбливает ему без особого, кстати, успеха, очевидные истины. Видимо, её L находится в Суперэго, в нормативном канале модели А. Мальвина любит наказывать и повелевать, делает это легко и свободно, в частности, за «неспособность к обучению» отправляет Буратино в чулан. Свои этические правила она всегда подкрепляет волевым посылом, она не просит, а требует. Это потому, что F располагается в блоке Эго.

Мальвина как интроверт в целом пассивна и в критической ситуации склонна паниковать и доверяться более предприимчивым и смелым персонажам (таким как Буратино). Она, сбежав от неэтичного Карабаса, создала себе с помощью дружественных животных маленькое чистенькое королевство, и готова жить в нем сколько позволят внешние обстоятельства.

Пьеро . ET, Гамлет. Ярко выраженный негативист - всегда на грани слёз, в тоске: «Пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в другие края, рыдаю, не знаю, куда мне деваться…». Пьеро как интуит непрактичен, живет возвышенным - пением, стихами, которым предпочитает даже хлеб насущный: «…я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи». Чувство Пьеро к Мальвине - это чувство «идеальное», крайне далекое от физического влечения, чисто поэтическое. Пьеро - послушный объект воспитания Мальвины, он покорно подчиняется чужой воле (F в блоке Суперид). Пьеро движим эмоциями, и только ими; никакие другие стимулы и соображения его не трогают.

Артемон . LF,Максим. Крайне дисциплинированный пес, всё делает как положено и чуть ли не по расписанию - рациональность, логика. При необходимости предприимчив, в частности, оперативно вызвал муравьев для перепиливания веревки, на которой висел Буратино, а затем пригласил докторов для его лечения. В то же время Артемон не инициативен, он воплощает в жизнь не свою волю, а пожелания хозяйки - интроверсия. Пудель весьма ухожен - демонстративная S. И, наконец, он проявил себя в неравном бою с двумя свирепыми псами Карабаса, продемонстрировав хитрость и смекалку, и умение драться нестандартно - не лоб в лоб, а творчески, в результате чего псы свалились в пропасть. Такие выраженные бойцовские качества в сочетании с гибкостью можно считать хорошим признаком творческой F.

Тортилла . Большую часть времени проводит в пассивном состоянии на дне пруда - это признак восприимчиво-адаптивного темперамента. Встретив брошенного в пруд Буратино, не выказывает ему никакого эмоционального сочувствия, зато помогает делом, вручая золотой ключик, - это аргумент за логику. Далее становится известно со слов лягушонка, что Тортилла под угрозой расправы рассказала Карабасу-Барабасу, кому она отдала золотой ключик. Вероятнее всего, сломить волю интуита Карабасу оказалось не так уж сложно… Внешний облик Черепахи - её угрюмость, замкнутость, чопорность - указывают на негативизм. Так что черепаха, по всей видимости, TP (Бальзак).

То, что природа создала людей разными, известно давно… и с древнейших времён люди науки пытались это разнообразие как-то упорядочить, внести в него какую-то закономерность. Так, великий древнегреческий врач разделил людей на 4 категории - в зависимости от того, какая жидкость («сок») преобладает у них в организме: кровь, слизь, жёлтая желчь или чёрная желчь.

Другой знаменитый античный медик - Клавдий Гален - посвятил этой проблеме целый трактат под названием “De temperamentum” - «соразмерность», «соотношение частей». Из идеи «соотношения соков» в организме он вывел 4 психических типа людей, которые с тех пор и именуются темпераментами : сангвиник (от латинского sanguis - кровь), флегматик (от греческого phlegma — флегма), холерик (от греческого chole — желчь), меланхолик (от греческого melas chole — черная желчь), причём преобладание крови делает человека весёлым и подвижным, слизи - спокойным и медлительным, жёлтой желчи - горячим и безудержным, чёрной желчи - мрачным и боязливым.

Такая классификация - при всей фантастичности её основы - оказалась настолько удачной, что ею пользуются и по сей день - разумеется, внеся некоторые коррективы. Так, уже давно никто не связывает тип темперамента со «смешением соков организма» - это совокупность индивидуально-психологических особенностей, связанных с типом нервной системы.

Именно так объяснил природу темперамента академик И.Павлов: тип нервной деятельности определяется свойствами процессов возбуждения и торможения - их силой ( и выносливость нервной системы), их уравновешенность (преобладание возбуждения или торможения или же их равновесие) и подвижность (быстрота «ответа» на действие раздражителя, формирования нервных связей, способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга). Исходя из этого, И.Павлов выделил 4 типа темперамента - да-да, опять четыре, и они, по сути дела, соответствуют галеновской классификации:

Слабый тип (соответствует меланхолику )

Сильные подразделяются на уравновешенных и неуравновешенных . Сильный неуравновешенный тип И.Павлов называет «безудержным» (соответствует холерику ).

Сильные уравновешенные подразделяются на подвижный тип , который И.Павлов назвал «живым» (соответствует сангвинику ) и инертный , который он именует «спокойным» (соответствует флегматику ).

Присмотримся же повнимательнее к каждому типу. Начнём со слабого типа - меланхолика. Вспомним для начала незабвенного Пьеро из «Золотого ключика» - вот самый что ни на есть типичный меланхолик. Такая нервная система неспособна к длительному сильному напряжению. Эмоции внешне выражаются слабо, но отличаются силой и глубиной. Такие люди ранимы, чувствительны к обидам и похвалам, с трудом приспосабливаются к обстановке и новым людям. По словам И.Павлова, такой человек способен достигать результатов «в оранжерейных условиях» - в реальности же «оранжерейные условия» встречаются достаточно редко… некоторые исследователи даже считают, что изначально такого темперамента не было - ведь такой человек был попросту нежизнеспособен!

Впрочем, есть и противоположная точка зрения: в первобытной «стае» меланхолики тоже имели свою нишу в качестве… пищевого НЗ. В самом деле - кого ещё есть, если не удалось убить мамонта - холерика съесть не так-то просто (сам кого угодно съест!). Впрочем, меланхоликов с успехом «едят» и в наше время (если вернуться к сказке про Буратино - то поставленный Карабасом-Барабасом спектакль, в котором Пьеро получает 22 подзатыльника, вполне адекватно отражает положение меланхолика)… Так что если судьба свела вас с таким человеком, будьте осторожны: от того, что вам кажется невинной шуткой, он может повеситься.

Раз уж мы заговорили о «Золотом ключике» - там ведь есть ярчайший пример и другого темперамента - сангвинического. Это Буратино: жизнерадостный, легко сходящийся с людьми (и выбивающийся в лидеры!), так же легко переживающий неудачи, легко увлекающийся - и так же быстро переключающийся на что-то другое (неустойчив). Такие люди не склонны долго помнить обиды, быстро адаптируются к чему-то новому.

Холерик - человек возбудимый, порывистый, склонный действовать быстро. За дело берётся со страстью и подъёмом - но практически неспособен долго выполнять какую-то работу (особенно если она однообразна, требует сосредоточенности и усидчивости). В общении с людьми холерики нередко бывают вспыльчивы и резки, «заводятся с пол-оборота», тем самым провоцируя конфликты. Яркий пример холерика в литературе - д’Артаньян.

Полная противоположность - флегматик: психические процессы протекают медленно, и в ряде случаев это может мешать (про таких говорят - «доходит, как до утки на девятые сутки»), но уж если «дошло» - значит, усвоил основательно и прочно. Флегматик никогда не покажет мгновенного результата - ему надо дать время (поэтому, например, они не годятся для открытых уроков и мастер-классов), с трудом адаптируются к меняющейся обстановке - зато им нет равных, когда надо выполнять длительную однообразную работу, требующую терпения и продуманности. Пример литературного героя-флегматика - Пьер Безухов.

Будучи самым «общим» свойством нашей психики, темперамент проявляет себя во всём - в мышлении, поведении, деятельности. Так, музыкальные психологи, анализируя творчество композитора, могут сказать, каким темпераментом он обладал: сравните например, симфонии холерика Л.Бетховена с их интонациями песен Франузской революции, постоянно сталкивающимися друг с другом темами - и тонкие, ирреальные миниатюры меланхолика А.Лядова, уводящие в какой-то «затерянный» вымышленный мир собственной души .

Темперамент - это свойство, находящееся «на стыке» психического и биологического: тип нервной системы - свойство врождённое, определяется оно и наследственностью, и протеканием беременности (так, если во время беременности принимать димедрол - велика вероятность родить меланхолика), но так или иначе - даётся это свойство от природы, и воспитать его или переделать нельзя. Об этом следует помнить родителям, которые обожают поругать детей: «Что опять сиднем сидишь со своими книгами - пошёл бы лучше, мяч погонял!» или наоборот: «Что ты ни минуты спокойно посидеть не можешь!»… и это единственное врождённое психическое свойство - всё остальное формируется при жизни! Конечно, характер формируется на основе темперамента (вряд ли у флегматика будет экзальтированный тип), но типов темперамента, как мы уже говорили, четыре, а типов характера - десятки (так что никогда не говорите своим детям: «И в кого у тебя такой характер!» - характер такой, какой вы воспитали, а вот темперамент - такой, какой получил при рождении).

Как всё, что даётся от природы, темперамент нейтрален - нет темпераментов «хороших» и «плохих». Можно лишь говорить о целесообразности в той или иной деятельности - скажем, флегматику или меланхолику тяжело будет на такой работе, где требуется . Каждый темперамент имеет свои подводные камни (холерики легко наживают врагов, сангвиники часто не доводят дело до конца ) - но есть и достоинства. Среди представителей всех темпераментов есть великие люди: холерики - А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, сангвиниками были Н.А.Римский-Корсаков, Наполеон, флегматиками - И.Кант, М.И.Кутузов, меланхоликами - Н.В.Гоголь, П.И Чайковский…

Не стоит пытаться определить темперамент по внешним проявлениям: поведение человека диктуется не только темпераментом, но и многим другим (воспитанием, обстоятельствами и прочим) - надёжнее делать это с помощью специальных тестов. Но определить стоит: зная свой темперамент, вы сможете объективно оценить его сильные и слабые стороны.


Холерик. Это вспыльчивые, раздражительные, невыдержанные люди, зато они могут страстно отдаваться какому-либо делу, мобилизоваться для решения проблемы, быстро выполняют работу, им не занимать смелости и решимости. Это вспыльчивые, раздражительные, невыдержанные люди, зато они могут страстно отдаваться какому-либо делу, мобилизоваться для решения проблемы, быстро выполняют работу, им не занимать смелости и решимости.


Они невозмутимы, медлительны, им трудно принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют, флегматики теперь не могут делать что- либо впопыхах. Зато люди с этим типом темперамента обладают хорошей трудоспособностью, умеют рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях. Они невозмутимы, медлительны, им трудно принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют, флегматики теперь не могут делать что- либо впопыхах. Зато люди с этим типом темперамента обладают хорошей трудоспособностью, умеют рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях. Флегматик.


Сангвиник. Весельчаки, шутники,»лёгкие» люди. Они активно противостоят трудностям, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой работе. Они быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес. Весельчаки, шутники,»лёгкие» люди. Они активно противостоят трудностям, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой работе. Они быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес.


Меланхолик. Им свойственно глубоко переживать неприятности, смену обстановки. Они легко впадают в уныние, испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и паническим настроениям. Но высокая чувствительность позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность. Среди меланхоликов много творческих людей- поэтов, художников, музыкантов. Им свойственно глубоко переживать неприятности, смену обстановки. Они легко впадают в уныние, испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и паническим настроениям. Но высокая чувствительность позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность. Среди меланхоликов много творческих людей- поэтов, художников, музыкантов.




Где встречаются эти типы! В основном примеры встречаются в литературе: Пьеро- это типичный меланхолик, Буратино- сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла - флегматик. В основном примеры встречаются в литературе: Пьеро- это типичный меланхолик, Буратино- сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла - флегматик. Темперамент- качество врождённое. Темперамент- качество врождённое. Характер- формируется, начиная с раннего возраста. Характер- формируется, начиная с раннего возраста.



Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

VIII районный конкурс творческих исследовательских работ учащихся

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Выполнила Рудненва Дарья,

ученица МКОУ СОШ №47,

7 класс

Руководитель:

Чернова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Барабинск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I . Введение…………………………………………………………….3

II .Обзор литературы……………………………………………….....4

III .Организация исследования……………………………………….5

IV .Результаты исследования………………………………………....6

V .Выводы……………………………………………………………..11

VI .Литература………………………………………………………...12

VII .Приложение………………………………………………………13

    ВВЕДЕНИЕ

Все люди любят сказки. Каждому из нас мама читала их в детстве. Сказка – это путешествие в волшебную страну, знакомство со сказочными героями. Когда я была маленькой, мне хотелось, как Элли побывать в Изумрудном городе, как Карлсон полетать по крышам, как Незнайка покататься на газированном автомобиле. Моя сестра, наоборот, представляла себя заточенной в высокой башне принцессой, которую непременно спасет прекрасный принц.

Мне всегда было интересно, почему одни сказочные персонажи (как и люди) более подвижные, а другие − медлительные, одни храбро вступают в борьбу со злом, а у других в таких условиях возникает страх и неуверенность? Почему одни могут безразлично относится к страданиям ближних, а другим необходимо все время защищать кого-то?

Недавно я прочитала, что человеку с самого рождения присущ набор качеств, который определяет его реакцию на то или иное событие. Это – темперамент. Темперамент делает нас и наше поведение уникальными в своем роде. Мне захотелось узнать, каким темпераментом чаще всего обладают герои сказок. Ведь на примере сказочных персонажей возможно поближе познакомиться с особенностями поведения в различных жизненных ситуациях.

ЦЕЛЬЮ исследовательской работы явилось изучение типа темперамента у сказочных персонажей.

Мною были выдвинуты следующие ГИПОТЕЗЫ :

В сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента;

Положительные и отрицательные герои сказок имеют разные темпераменты.

Для достижения поставленной цели, мне предстояло решить следующие ЗАДАЧИ :

Познакомиться с историей изучения темперамента и его типами;

Сравнить темпераменты главных героев, отрицательных и второстепенных персонажей.

Сделать выводы по теме исследования.

ОБЪЕКТ исследования: сказки.

ПРЕДМЕТ исследования: темперамент сказочных персонажей.

МЕТОДЫ исследования:

Изучение литературы по теме исследования;

Анализ сказок.

II . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема, которой мы посвятили данное исследование, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. В повседневной жизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Большинство исследований темперамента посвящено изучению факторов, влияющих на его формирование, а также взаимосвязям темперамента с другими качествами . Некоторые авторы сопоставляли разницу внешности, поведения и движений . Особенно часто наблюдают за поведением учеников или студентов . Мы нашли работы по исследованию темперамента даже у младенцев . С типом темперамента связывают успехи в адаптации к школе. Так благополучными с точки зрения адаптации считаются общительные и имеющие высокую познавательную активность дети . Тип темперамента предлагают учитывать при устройстве на работу . Интересно, что среди руководителей (начальников цехов, участков, прорабов, мастеров) чаще встречаются сангвиники. Для этих же категорий наименее подходят меланхолики, для них – творческие профессии. Холерику подходят профессии, связанные с риском и быстрым реагированием (летчики, водители, машинисты). Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера.

Знание темперамента даёт возможность родителям лучше понять своего ребенка, учителю – учеников, одноклассников или друзей – друг друга.

Для изучения темперамента в школе часто используют сравнение типов с героями сказок и других литературных произведений, а также знаменитыми людьми. Классическим примером является сказка «Золотой Ключик»: Буратино – сангвиник, Пьеро – меланхолик, Арлекин – холерик, Черепаха Тортилла – флегматик . Сказка обладает воспитательным эффектом, формируя характер становящейся личности, повествуя знания о жизни, столь необходимые растущему человеку.

Таким образом, тема темперамента достаточно хорошо изучена. Однако, в литературе мы не нашли сведений о том, какие темпераменты чаще встречаются в сказках. Поэтому нами были выдвинуты две гипотезы: во-первых, в сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента; во-вторых, положительные и отрицательные герои сказок имеют разные темпераменты.

III . ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Непосредственно перед исследованием нам с мамой предстояло перечитать и выбрать из нашей домашней библиотеки сказки, в которых присутствуют персонажи, поведение которых можно как-то оценить. К примеру, мы не включили в работу сказку «Репка», поскольку не можем сказать про героев, какие они (добрые или злые, медлительные или активные и так далее). Таким образом, нами были выбраны 30 сказок.

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

Б.Заходер. «Винни Пух».

Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок».

Н.Носов. «Незнайка».

Ш.Перро. «Ослиная шкура».

Э.Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Ш.Перро. «Кот в сапогах».

А.Толстой. «Буратино».

Ш.Перро. «Золушка».

В. Катаев. «Цветик-Семицветик».

Ш.Перро. «Красная шапочка».

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Г-Х.Андерсен. «Дюймовочка».

Л.Лагин. «Старик Хоттабыч».

Г-Х. Андерсен. «Огниво».

С.Михалков. «Дядя Степа».

Г-Х. Андерсен. «Дикие лебеди».

Т. Александрова. «Домовенок Кузя».

Г-Х. Андерсен. «Снежная королева».

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

В. Гауф. «Карлик нос».

К.Чуковский. «Айболит».

Т.А.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне». «Царевна-лягушка».

Дж. Родари. «Чипполино».

«Снегурочка».

Д.Р. Кипплинг. «Маугли».

«Колобок».

«По-щучьему веленью».

На втором этапе исследовательской работы мы в библиотеке и сети «Интернет» нашли информацию о том, что такое темперамент, об истории его изучения и исследованиях в этой области.

При чтении сказок (следующий этап) мы внимательно изучили поступки и поведение персонажей и попытались сопоставить их с отличительными чертами различных типов темперамента.

Методы исследования включали и изучение литературы по теме исследования и анализ сказок.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием ПЭВМ: Intel Pentium 4, под управлением операционной системы Microsoft Word XP Professional , в программе Microsoft Excel . Для обработки результатов исследования нами использовался метод сравнения по процентам.

IV . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Теоретическая часть.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от латинского temperament - надлежащее соотношение частей) - это врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие протекание его психических процессов и поведения (общая активность, двигательные проявления, эмоциональность).

История изучения темперамента .

Уже в Древнем Китае в 8-7 вв. до нашей эры медики делят людей на различные типы в зависимости от преобладания у них воздухо-подобного начала, желчи или крови, и, наконец, слизи. С преобладанием желчи или крови - сильный, храбрый, подобный тигру; с преобладанием воздухо-подобного начала - неуравновешенный, подвижный, подобный обезьяне; с преобладанием слизи - медлительный, малоподвижный.

Официально создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных "соков" организма - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), - входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека.

Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в организме. Он описал основные типы темпераментов, которые и в наше время пользуются широкой известностью.

Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь Клавдием Галеном (II век до н. э.). Он впервые дал развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием в организме одного из соков.

И.П. Павлов в 19 веке создал теорию о взаимосвязи темперамента и нервной системы. Он выделял 3 сильных типа темперамента и 1 слабый. Сильные: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, неподвижный – флегматик; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик и слабый – меланхолик.

Итак, существует 4 типа темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Они различаются между собой по быстроте возникновения и силе эмоциональных реакций .

Сангвиник - человек быстрый, веселый, живо и легко откликается на все, что его окружает, с живой мимикой и выразительными жестами. Он работоспособен, в работу включается легко. Быстро переключается с одного задания на другое - это не вызывает у него дискомфорта. Легко сходится с людьми.

«Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре…

Склонностью он обладает к наукам любым и способен,

Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом.

Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.»

Флегматик - человек медлительный, спокойный, неторопливый, его нелегко вывести из себя. Жесты и мимика его невыразительны. Флегматик с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, при этом очень работоспособен, терпелив.

«Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,

Лень порождает она и ленивое крови движенье,

Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…»

Холерик - взрывной, порывистый, с бурными реакциями, вспыльчив. Но его чувства остывают так же быстро, как и возникают, поэтому он способен бросить дело на полпути просто потеряв к нему интерес.

«Желчь существует – она необузданным свойственна людям,

Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;

Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,

Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.»

Меланхолик - тихий, тревожный, чувствительный. Глубоко переживает любое событие, принимает все близко к сердцу, легко утомляется. Жесты и мимика его невыразительны, голос тихий.

«Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.

Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.

Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.»

В таблице 1 представлены свойства различных темпераментов .

Свойства различных темпераментов

Психические свойства

Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

сильный, уравновешенный, подвижный

сильный, неуравновешенный, подвижный

сильный, уравновешенный, инертный

слабый, неуравновешенный, малоподвижный

Скорость психических реакций

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

Сила психических реакций

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

Эмоциональная возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

Сила эмоций

Средняя

Очень большая

Слабая

Большая

Эмоциональная устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

Чувствительность

Пониженная

Малая

Малая

Высокая

Активность

Повышенная

Высокая

Низкая

Пониженная

Темп реакции

Быстрый

Быстрый

Медлителен

Медлителен

Не бывает плохих и хороших типов темперамента. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.

2. Практическая часть.

Оказалось, что в сказках представлены все 4 типа темперамента (рис.1).

Рис.1. Распределение типов темперамента среди сказочных героев.

При анализе темперамента положительных главных героев мы установили, что чаще это – сангвиники, чуть реже – меланхолики (рис.2).


Рис.2. Распределение типов темперамента среди положительных сказочных героев.

При этом имел значение пол главного героя. Оказалось, что если главный герой – мужского пола (искатель приключений, защитник), то это сангвиник. А если главный персонаж – женского пола (жертва) – то это меланхолик.

Например. Одним из ярких главных героев – сангвиников является Вини-пух. Его можно охарактеризовать как жизнерадостного, подвижного, общительного героя.

Примером героини – меланхолика может служить Дюймовочка – слабая, грустная, тревожная.

При анализе персонажей второго плана мы заметили, что среди них часто встречаются флегматики (рис.3).


Рис.3. Распределение типов темперамента среди персонажей второго плана.

Мы думаем, что использование этого темперамента (неподвижного, спокойного) еще больше выделяет активность главного героя. При этом можно выделить флегматиков-помощников главного героя, например, Черепаха Тартилла. Она рассудительная, спокойная, малоподвижная. Или же это флегматики – безвольные, безразличные, пассивные, как отец у Золушки.

Мы заметили, что отрицательные персонажи часто имеют темперамент холерика (рис.4). Выбор авторами сказок данного темперамента в качестве отрицательного можно объяснить следующим образом. Во-первых, чтобы противостоять сильному и подвижному положительному герою, необходим также сильный и подвижный темперамент. Во-вторых, среди эмоций холерика преобладает гнев, который к тому же он не умеет сдерживать (очень большая сила эмоций). Но это не значит, что холерик – плохой темперамент, а сангвиник - хороший. Сказка должна быть понятна для маленького читателя и поэтому автор выделяет наиболее яркие черты того или иного темперамента. Пример холерика – это Баба-Яга – активная, злая, беспокойная.

Рис.4. Распределение типов темперамента среди отрицательных сказочных героев.

Распределение сказочных персонажей с учетом темперамента представлено в приложении 1.

V. ВЫВОДЫ

В сказках можно встретить все 4 типа темперамента.

Главные положительные герои сказки чаще всего сангвиники (герои – искатели), а сказочные героини – меланхолики (герои – жертвы).

Среди персонажей второго плана много флегматиков, пассивность которых более выделяет активность героев.

Отрицательные сказочные герои, как правило, холерики.

Подтвердились первая и вторая гипотезы.

Данная научно-практическая работа позволила мне узнать о темпераменте и его типах, а также лучше понять различия между ними на примере сказочных героев. Результаты исследования могут быть использованы на уроках или дома для изучения темперамента.

В дальнейшем я бы хотела изучить темпераменты моих друзей и одноклассников, и может даже сопоставить их с темпераментами сказочных героев.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 88 с.

    Галкина Т. Проблема выбора профессии на основе индивидуальной предрасположенности старшеклассников. – 28 с.

    Маклаков А.Г. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 198 с.

    Панферова О.В. Анферова О.В. Особенности индивидуальности и адаптация к школе ребенка. - Дис. ... канд. психол. наук: Москва, 1996. - 167 c.

    Русалов В. М.О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. - Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19 - 33.

    Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 26 с.

    Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 162 с.

    Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – 59с.

    Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2001.- 215с.

    Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"? – Интернет. - .

    Цетлин М.М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев (Исследование близнецов) : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 2000. - 167 c.

VII . ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темпераменты сказочных персонажей

Сказочный герой

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Темперамент

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Малыш

Карлсон

Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

Пеппи

Ш.Перро «Ослиная шкура»

Принцесса

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Кот

Хозяин

Ш.Перро «Золушка»

Золушка

Мачеха

Отец

Ш.Перро «Красная шапочка»

Красная Шапочка

Волк

Г-Х.Андерсен «Дюймовочка»

Дюймовочка

Г-Х. Андерсен «Огниво»

Солдат

Г-Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Эльза

Г-Х. Андерсен «Снежная королева»

Герда

В. Гауф «Карлик нос»

Карлик Нос

Колдунья

Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Мари

Дж. Родари «Чипполино»

Чипполино

Синьор Помидор

Д.Р. Кипплинг «Маугли»

Маугли

Балу

Багира

Б.Заходер «Винни Пух»

Винни Пух

Ослик

Сова

Н.Носов «Незнайка».

Незнайка

Знайка

Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Дядя Федор

Пес

Кот

А.Толстой «Буратино»

Буратино

Пьеро

Карабас Барабас

Черепаха Тартилла

В. Катаев «Цветик-Семицветик»

Женя

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Элли

Дровосек

Лев

Страшила

Колдунья

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Старик Хоотабыч

С.Михалков «Дядя Степа»

Дядя Степа

Т. Александрова «Домовенок Кузя»

Домовенок

К.Чуковский «Айболит»

Айболит

Бармалей

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старуха

Старик

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Царевна

Мачеха

«Царевна-лягушка»

Царевна-лягушка

Иван-царевич

Баба Яга

«Снегурочка»

Снегурочка

«Колобок»

Колобок

«По-щучьему веленью»

Емеля

Несмеяна



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...