Тренировочные тесты по русскому языку 5. Критерии для оценивания работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Итоговый тест

по русскому языку за курс 5 класса

Составила учитель

русского языка и литературы

Шестакова Татьяна Петровна

г.Артёмовский

2014г

Пояснительная записка


Итоговый тест за курс 5 класса составлен в формате ГИА, что позволяет формировать необходимые навыки для успешной подготовки к экзамену уже с 5 класса. На выполнение работы отводится 60 минут. Работа включает в себя 17 заданий по всем темам курса русского языка и учитывает возрастные особенности учащихся. Задания А1-А11, В2-В3 представляют собой задания с выбором ответа. Задания В1, В4-В6 – задания с кратким ответом.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками, словарями, иными справочными материалами.

Работа включает два варианта, предлагаются ответы к заданиям.

Вариант 1

Часть 1

А1. Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает 1) дочь 2) съесть 3) боюсь 4) ёжик
А2 1) магазин 2) документ 3) щавель 4) километр
А3 . Укажите слово без окончания 1) красный 2) гора 3) быстро 4) сантиметр А4 Туристы остановились на ночлег на берегу небольшой речонки. 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол 4) наречие
А5. Определите падеж прилагательного в предложении. Все гордились нашей футбольной командой. 1) предложный 2) родительный 3) дательный 4) творительный
А6 . 1) г…лубка, зв…нить 2) шир…ко, м…шина 3) р…синка, м…линка 4) бр…дить, зак…ляться
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) зар…сли, пол…гать, к…ртофель 2) р…стение, вл…жить, к…бинет 3) прир…щение, прол…жить, к…пуста 4) взр…стить, сл…гать, кв…ртал
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) ключ…м, щ…тка, трещ…тка 2) огурц…в, ш…рох, за плащ…м 3) расч…ска, удальц…в, в круж…к 4) ш…рстка, над меч…м, ж…лоб
А9 . В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква – и ? 1) он хвал…т, стел…тся 2) он труд…тся, засе…л 3) он усво…л, ты спрос…шь 4)он сруб…т, скач…т
А10 . В каком ряду во всех словах пропущена буква – ь ? 1) кипуч…, овощ… 2)задач…, шипуч… 3) пахуч…, колюч… 4) молодёж…, ноч…
А11. 1) По словам синоптиков погода будет прекрасная. 2) Мишка сказал что не понял вопроса учителя. 3) Я победил воскликнул спортсмен. 4) Почему ты опоздал Дениска.

Часть 2

1) У птенцов подрастают крылья. 2) Они ещё малы, но смелой молодёжи уже тесно становится в родном гнезде, тянет выбраться из него. 3) Птенцы готовятся к длинным перелётам. 4) Такие птенцы-подростки зовутся слетками, или поршками. 5) Эти поршки есть не только в птичьей семье. 6) Они есть и у людей. 7) В начале жизни наступает пора, когда уже перестаёшь быть ребенком, а до юноши ещё не дорос. 8) «Подросток…»–говорят про тебя. 9) И это очень точно, очень верно сказано. 10) Уже не малыш, но ещё и не взрослый человек, а именно подросток, вот так, как в лесу бывает молодой подлесок. 11) Подросток уже не ребёнок; хочется быть свободным от повседневной опеки, независимым. 12) Но вместе с тем сколько совсем ещё детского остаётся в юной душе. (По Г.Скребицкому)
В1 Запишите номер предложения.
В2 . Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что подростка нельзя считать взрослым человеком?
    Они ещё малы, но смелы. Подросток уже не ребенок, но вместе с тем сколько совсем ещё детского остается в юной душе. В начале жизни наступает пора, когда уже перестаёшь быть ребёнком. Уже не малыш, но ещё и не взрослый человек.
В3 элементами описания
В4. В предложении10) найдите слово со значением «кустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива». Запишите это слово.
В5 в юной (душе) из предложения 12). Запиши этот синоним
В6. Из предложения1)

Итоговый тест по русскому языку за курс 5 класса

Вариант 2

Часть 1

А1. Укажите слово, в котором нет звука й . 1) въезд 2) неясно 3) отутюжить 4) соловьи
А2 . В каком слове ударение падает на второй слог? 1)алфавит 2) километр 3) молодёжь 4) квартал
А3 . Укажите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания
    вымпел 2) воздух 3) монетка 4) побег
А4 . Укажите, слово какой части речи отсутствует в предложении. Наступило прекрасное летнее утро. 1) союз 2) прилагательное 3) глагол 4) существительное
А5. Определите падеж существительного «заросли» в предложении. Молодые ели растут быстро, образуя колючие густые заросли. 1) предложный 2) родительный 3) винительный 4) творительный
А6 . В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1) воскл…цательный, пов…ствовательный 2) восх…щаться, уд…вляться 3) оч…ровательный, ож…вать 4) сдв…гать, загл…деться
А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) прик…сновение, з…ря, к…ртофель 2) выр…щенный, прик..снуться, к…бинет 3) прир…щение, з…гадки, к…пуста 4) взр…стить, кв…ртал, изл..жение
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) ключ…м, щ…тка, трещ…тка 2) огурц…в, ш…рох, за плащ…м 3) расч…ска, удальц…в, в круж…к, 4) ш…рстка, над меч…м, ж…лоб
А9 . В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква и ? 1) он хвал…т, стел…тся 2) он труд…тся, засе…л 3) он усво…л, ты спрос…шь 4) он сруб…т, скач…т
А10 . В каком ряду во всех словах не пишется буква ь ? 1) проч…ти,ноч..ка 2) улуч…шить, тон…ше 3) мач…та, фел…дшер 4) изящ…ный, тес…ма
А11. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены). 1) По словам ученых на планете происходит изменение климата. 2) Брат сказал что не поедет в оздоровительный лагерь. 3) Я сразу спросил Можно войти, Раиса Ивановна? 4) Дядя Гоша сказал, что его слово для нас закон.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6

1) Пришла долгожданная весна, и из южных стран вернулись в отеческие края перелётные птицы. 2) Как счастливы теперь поля и леса! 3) Сколько повсюду радостных песен, весёлого свиста! 4) Над полем высоко в синем небе звенели жаворонки. 5) В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи. 6) Кулик взлетел над болотистой низиной, оттуда – стрелою вниз. 7) Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. 8) Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. 9) Так кулик на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку. 10) Так разные птицы, каждая по- своему, но все одинаково радостно приветствовали весну. (По Г.Скребицкому)
В1 . В каком предложении наиболее точно раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.
В2 . Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что природа рада прилёту птиц? 1) Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. 2) Сколько повсюду радостных песен, весёлого свиста! 3) В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи. 4) Пришла долгожданная весна.
В3 . Какой тип речи представлен в тексте? Запиши этот тип. 1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) повествование с элементами рассуждения
В4. В предложении6) найдите слово со значением «место, расположенное ниже уровня». Запишите это слово.
В5 . Подберите синонимы к прилагательному « отеческие» из предложения 1). Запиши этот синоним.
В6. Из предложения4)выпишите грамматическую основу.
Ответы Вариант 2: А1 – 3 В1 – 11 А2 – 3 В2 – 2 А3 – 3 В3 – 3 рассуждение А4 – 4 В4 – подлесок А5 – 4 В5 – молодой А6 – 1 В6 – подрастают крылья А7 – 4 А8 – 2 А9 – 3 А10 – 4 А11 – 3 Вариант 2: А1 – 3 В1 – 10 А2 – 4 В2 – 2 А3 – 4 В3 – 1 повествование А4 – 4 В4 – низина А5 – 3 В5 – родные А6 – 2 В6 – звенели жаворонки А7 – 3 А8 – 2 А9 – 3 А10 – 1 А11 – 3 А12 – 1 Использованная литература
    Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. 5 класс. М.: ВАКО, 2010. Солодовникова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому
языку.М.:Экзамен 2011.

Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. и др. - Черногрудова Е.П.

М.: 2013. - 144 с.

Пособие содержит тесты для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Книга предназначена учащимся и учителям, работающим по учебнику Т. Ладыженской и др. "Русский язык: 5 класс", однако сборник может быть использован и при работе по другим действующим учебникам, так как учитывает требования общеобразовательного стандарта.

Формат: pdf

Размер: 4,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
ЯЗЫК. ОБЩЕНИЕ. СТИЛИ РЕЧИ 8
Тест 1 8
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 11
Тест 2. Звуки и буквы. Произношение и правописание 11
Тест 3. Правописание проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова 13
Тест 4. Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь 15
Тест 5. Раздельное написание предлогов с другими словами 17
Тест 6. Текст. Тема текста 19
Части речи 24
Тест 7. Глагол. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов 24
Тест 8. Имя существительное 26
Тест 9. Имя прилагательное 28
Тест 10. Местоимение 30
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 33
Тест 11. Словосочетание 33
Тест 12. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске 35
Тест 13. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым 37
Тест 14. Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Распространённые и нераспространённые предложения 40
Тест 15. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 42
Тест 16. Предложения с обращениями. Прямая речь и диалог 44
Тест 17. Простые и сложные предложения 47
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 50
Тест 18. Звуки и их изменение в потоке речи 50
Тест 19. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие 52
Тест 20. Повествование 54
Тест 21. Графика. Алфавит 56
Тест 22. Описание предмета. Способы обозначения мягкости согласных на письме 58
Тест 23. Орфоэпия 61
Тест 24. Фонетический разбор слов 63
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 65
Тест 25. Слово и его лексическое значение (прямое и переносное). Однозначные и многозначные слова 65
Тест 26. Омонимы. Антонимы 67
Тест 27. Омонимы. Синонимы 69
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 72
Тест 28. Изменение и образование слов. Рассуждение 72
Тест 29. Окончание и основа слова 74
Тест 30. Корень слова 76
Тест 31. Суффикс и приставка 78
Тест 32. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов 80
Тест 33. Правописание гласных и согласных в приставках 82
Тест 34. Правописание корней с чередованиями: -ЛАГ-/-ЛОЖ-, -РАСТ-/-РОС- 84
Тест 35. Буквы Ё - О после шипящих в корне, И - Ы после Ц 86
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ 89
Тест 36. Самостоятельные и служебные части речи 89
Имя существительное как часть речи 92
Тест 37. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные 92
Тест 38. Морфологический разбор существительного. Род имён существительных 94
Тест 39. Имена существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. Множественное число существительных.
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 97
Тест 40. Три склонения имён существительных 99
Тест 41. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 101
Имя прилагательное 104
Тест 42. Имя прилагательное как часть речи. Описание животного 104
Тест 43. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных 106
Тест 44. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор прилагательного 109
Глагол 112
Тест 45. Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. НЕ с глаголами 112
Тест 46. Вид глагола. Буквы Е - Ив корнях с чередованием 114
Тест 47. Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Употребление времён 116
Тест 48. Спряжение глаголов 118
Тест 49. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Морфологический разбор глаголов 121
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО 123
Тест 50. Разделы науки о языке 123
Тест 51. Орфограммы в приставках и в корнях слов 125
Тест 52. Орфограммы в окончаниях слов 127
Тест 53. Употребление букв Ъ и Ь 129
Тест 54. Знаки препинания в простом и сложном предложении 132
Ответы 135

5 класс

1 вариант

1) степная 2) якорь 3) мышь 4) среда

1) берег 2) песня 3) лесной 4) дружба

3. Сколько слогов в слове «представление»?

1) 4 2) 5 3) 6 4) 3

4. Слово, имеющее несколько лексических значений, называется

1) однозначное 2) многозначное 3) синоним 4) антоним

1) лист падает 2) смелый солдат 3) степь спит 4) золотой браслет

6. Какая пара слов является синонимами?

1) грамотный 2) побелка 3) самолетик 4) весенняя

8. Какое из слов не является однокоренным слову «водичка»?

1) вода 2) водный 3) водичку 4) водяной

9. Укажите признак, не соответствующий

1) обозначает предмет

10. Какое из существительных не является одушевленным?

1) береза 2) ребята 3) учитель 4) шофер

1) Байкал 2) Жучка 3) деревня 4) «Муму»

12. Какое существительное имеет только форму множественного числа?

13. Укажите существительное I склонения

1) лекция 2) дочь 3) дача 4) окно

14. Какое из слов не является прилагательным?

1) бескрайний 2) бесконечность 3) яркое 4) отважная

1) трудная задача 2) мощный ствол 3) дерево высоко 4) день теплый

16. Укажите неверное утверждение

17. Укажите глагол совершенного вида

1) заработали 2) поднимается 3) чертит 4) диктуем

18. Укажите глагол настоящего времени

1) буду строить 2) развернула 3) подметет 4) играете

19. Укажите глагол II спряжения

1) стелить 2) лаять 3) вертеть 4) колоть

20. Какое из сочетаний слов не является словосочетанием?

1) летний денек 2) появился справа 3) помощь друга 4) дождь прошел

Яркие лучи солнца осветили лес, поле и речку.

1) яркие лучи 2) лучи осветили 3) осветили лес 4) лучи солнца

Рассказы писателей о родной природе вошли в отдельный сборник.

1) Ночью ветер злится и стучит в окно.

4) Солнце садилось, и его лучи освещали верхушку высокого дуба.

1) пол…жил, выр…стать, р…сток

2) соб…рать, зам…рать, прот…рать

3) ц…рк, станц…я, ц…ган

4) пош…л, ш…колад, ч…рный

1) быть на репетици… 3) в летн…ю ночь

2) туман стел…тся 4) поселиться в город…

1) светлый луч… 3) отец удивляет…ся

2) еж колюч… 4) ты поеш…

29. В каком предложении верно

1) Дима ты прочитал книгу о животных?

2) М.Пришвин написал много сказок рассказов о родной природе.

3) Книга - это надежный источник информации.

4) Площадь наполнилась музыкой а колона автомобилей еще не приехала.

В солнечные, теплые дни мы ходили на дальнее озеро.

Итоговый тест по русскому языку

5 класс

2 вариант

Решите текст, выбрав единственно верный вариант ответа

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) лесная 2) яркость 3) тень 4) правда

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) танец 2) гвоздь 3) деньги 4) душный

3. Сколько слогов в слове «объявление»?

1) 4 2) 6 3) 3 4) 5

4. Слово, имеющее одно лексических значений, называется

1) однозначное 2) многозначное 3) синоним 4) омоним

5. В каком примере слово употреблено в переносном значении?

1) ребенок плачет 2) золотые руки 3) трава высохла 4) летняя жара

6. Какая пара слов является анонимами?

1) смелый - бесстрашный 3) смелый - трусливый

2) смелый - смельчак 4) смелый - храбрость

7. Основа какого слова состоит из приставки, корня и суффикса

1) осенний 2) насмешка 3) пароходик 4) заводы

8. Какое из слов не является однокоренным слову «гора»?

1) горный 2) горочка 3) пригорок 4) горы

9. Укажите признак, не соответствующий признакам имени существительного

1) обозначает предмет

2) в начальной форме отвечает на вопросы Кто? Что?

3) изменяется по родам, числам и падежам

4) имеет три рода: мужской, женский и средний

10. Какое из существительных не является одушевленным?

1) собака 2) рябина 3) водитель 4) ребенок

11. Какое существительное нарицательное?

1) Енисей 2) Иван 3) «Волга» 4) дорога

12. Какое существительное имеет только форму единственного числа?

1) рука 2) щипцы 3) молоко 4) телевизор

13. Укажите существительное II склонения

1) упражнение 2) ночь 3) страна 4) окно

14. Какое из слов не является прилагательным?

1) синий 2) краснота 3) ясные 4) трудная

15. В каком примере употреблено прилагательное в краткой форме?

1) смешная история 2) река глубока 3) дерево высокое 4) ветер холодный

16. Укажите неверное утверждение

1) Глагол обозначает действие предмета

2) Глагол изменяется по временам

3) Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

4) Глаголы в прошедшем времени изменяются по лицам и числам

17. Укажите глагол несовершенного вида

1) прочитали 2) поднимается 3) начертил 4) задвинешь

18. Укажите глагол прошедшего времени

1) буду лепить 2) развернула 3) подвяжет 4) слышите

19. Укажите глагол I спряжения

1) вертеть 2) гнать 3) клеить 4) колоть

20. Какое из сочетаний слов не является словосочетанием?

1) тихий час 2) появился снизу 3) подул ветер 4) проливной дождь

21. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения:

В школьной библиотеке я нашел интересную книгу о путешественниках.

1) я нашел 2) нашел книгу 3) интересную книгу 4) нашел в библиотеке

22. Каким членом предложения является выделенное слово?

Из-за гор медленно выплывал яркий диск солнца.

1) определение 2) дополнение 3) обстоятельство 4) подлежащее

23. Какое из предложений осложнено однородными членами?

1) Ребята, внимательно прочитайте задание.

2) Тучи медленно ползли с востока.

3) Утро нас встретило мелким, моросящим дождем.

4) Особенно мне понравился рассказ о нашем крае.

24. Какое из предложений является сложным?

1) Лучи яркого солнца разбудили лес, и зазвенели кругом птичьи голоса.

2) Лесной ручей звенит, шумит.

3) Волны пенились и с шумом бились о набережную.

4) Сегодня туристы отправятся к дальней горе.

25. В каком варианте ответов в словах пропущена одна и та же буква?

1) пол…гть, выр…стать, р…стение

2) соб…рать, зам…реть, прот…реть

3) ц…фра, полиц…я, ц…пленок

4) ш…в, ш…колад, ж…лтый

26. В каком варианте ответов в словах пропущена одна и та же буква?

1) пр(о/а)брался, з(о/а)двинул 3) бе(з/с)различный, в(з/с)летел

2) о(д/т)ставил, по(д/т)росли 4) (з/с)доровье, (з/с)горел

27. В каком слове пропущена буква И?

1) держать на расстояни… 3) в осен…ю пору

2) свитер кол…тся 4) работать на площадк…

28. В каком слове пропущена буква Ь?

1) пятно виднеет…ся 3) испеч… пирог

2) ветер свеж… 4) футбольный мяч…

29. В каком предложении верно расставлены знаки препинания?

1) Светлана Ивановна здравствуйте?

2) Песни смех доносились из открытых окон.

3) Россия - это огромная страна.

4) Лодка оторвалась от берега но ребята не рискнули плыть дальше.

30. Какая характеристика соответствует предложению:

Под вечер темные, свинцовые тучи грозно нависли над полем.

1) Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными членами

2) Побудительное, невосклицательное, распространенное, простое с однородными членами

3) Повествовательное, невосклицательное, нераспространенное, простое с однородными членами

4) Повествовательное, невосклицательное, распространенное, сложное

Русский язык 5 класс Ответы:

1 вариант

2 вариант

Предварительный просмотр:

1 вариант

1. Выберите правильный вариант продолжения фразы «Имя существительное – это... »

2. В каком варианте ответа все имена сущ. являются собственными

А. стол, матрос, телефон;

В. Хурба, очки, Африка;

С. Комсомольск-на-Амуре, А.С. Пушкин, Василий.

3. В каком варианте ответа все имена сущ. являются одушевленными

А. актер, кот, мама;

В. мыло, здание, замок;

С. брат, дорога, девушка.

А. задира, подлиза;

В. зевака, путь;

С. картина, договор.

5. Определите, какой вариант состоит из слов, которые имеют форму только ед. ч.

А. сани, Карпаты, огород;

В. бензин, брюки, город;

С. молоко, дружба, листва.

6. Определите, в каком падеже употреблено слово «школа» в предложении «Я рано пришла из школы»

А. Вин. п.

В. Пр.п.

С. Род. п.

7. Определите, в каком ряду все слова относятся ко 2 скл.

А. окно, море, стол;

В. мама, дядя, сестра;

С. моль, рожь, речь.

8. Определите, в каком ряду у сущ. в окончаниях пишется «е»

А. пробираться по пустын.. , на полках библиотек..

В. работать в аптек.. , говорить о побед..

9. Какое существительное в род., дат. и предл. падежах имеет окончание и?

А. медведь

В. рейд

С. постель

А. в алле…

В. к березк…

С. в арми…

5 класс. Контрольный тест по теме «Имя существительное».

2 вариант

1. Выберите правильный вариант продолжения фразы «Имя существительное – это...»

А. самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении выполняет роль подлежащего, дополнения, обстоятельства, сказуемого.

В. служебная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении выполняет роль подлежащего, дополнения, обстоятельства, сказуемого.

2. В каком варианте ответа все имена сущ. являются нарицательными

А. гора, Батуми, телевизор;

В. дискета, ворона, берег;

С. Хабаровск, Сахара, Алена

З. В каком варианте ответа все имена сущ. являются неодушевленными

А. машина, гора, собака;

В. подушка, ребенок, фамилия;

С. дерево, кино, свеча.

4. Определите, в каком варианте ответа все имена сущ. общего рода.

А. вид, газета;

В. неряха, ученица;

С. забияка, ябеда.

5. Определите, какой вариант состоит из слов, которые имеют форму только множественного числа.

А. Карпаты, бензин, город;

В. очки, ножницы, чернила;

С. молоко, дружба, листва.

6. Определить, в каком падеже употреблено слово «книги» в предложении «Саша положил свои книги в сумку»

А. Им.п.

В. Вин. п.

С. Род. п.

7. Определите, в каком ряду все слова относятся к З скл.

А. борода, аптека, дедушка;

В. печь, тишь, рожь;

С. сон, окно, море.

8. Определите, в каком ряду у сущ. в окончаниях пишется «и»

А. поставить на балкон.. , радоваться свобод...

В. путь к побед.. , не запятнать чест..

С. предаваться груст.. , петь от радост..

9. Укажите существительное, у которого в род., дат. и предл. падежах ед. числа пишется на конце и ;

А. территория;

В. батарея;

С. аллея.

10. Какое существительное имеет окончание е?

А. о приземлени…

В. в ущель…

С. о детал…

Предварительный просмотр:

1 вариант

1. В каком слове все согласные обозначают ТВЕРДЫЕ звуки?

  1. дело
  2. звук
  3. щука

2. В каком слове пишется Е:

  1. уд…вительный
  2. скр…пучие
  3. д…ловой
  4. св…стеть

3. Укажите лишнее слово:

  1. прекрас…ный
  2. прелес…ный
  3. влас…ный
  4. страс …ный

4. В каком ряду все слова пишутся С Ь:

  1. доч…, рощ…, врач…
  2. лож…, помощ…, глуш…
  3. ключ…, товарищ…, задач…
  4. меч…, грач…, мяч…

5. В каких словах пишется разделительный Ъ?

  1. с…ехать с горы
  2. об…учить ремеслу
  3. двух…этажное здание
  4. зимняя в…юга
  1. топорик
  2. подписали
  3. посадка
  4. красивый

7. В каком слове НЕВЕРНО выделена ударная гласная?

  1. зАвидно
  2. докумЕнт
  3. твОрог
  4. фОрзац

8. В каком ряду все слова пишутся с буквой А?

  1. пол..гать, изл…жение, вл…жить
  2. отл…жение, предпол…жить, предл…гать

9. В каком ряду все слова пишутся с буквой О?

  1. р…сли, выр…щенный, отр…стить
  2. р…сток, зар…сли, пор…сль
  3. отр…сль, подр…стать, водор…сли
  4. р…стение, прор…сли, отр…щу

10. Укажите лишнее :

  1. ж…лтый
  2. ш…рох
  3. ч…рствый

11. В каком ряду все слова пишутся с буквой С?

  1. …десь, во…лагать, и…бежать

12. В каком слове пишется И?

  1. ц…ган
  2. птиц…
  3. авиац…я
  4. сестриц…н

13. Укажите ВЕРНОЕ определение вида орфограммы в корне:

  1. лесной – непроверяемая безударная гласная в корне
  2. подросли – проверяемая безударная гласная в корне
  3. глаз - непроизносимая согласная в корне

14. Что изучает фонетика?

  1. слово как часть речи
  2. правописание
  3. строение слова
  4. звуки речи

15. Как называются слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению?

  1. многозначные
  2. синонимы
  3. омонимы
  4. антонимы

16. Какое слово является ОДНОЗНАЧНЫМ?

  1. кисть
  2. игла
  3. богатырь
  4. монолог

17. В каком предложении есть СИНОНИМЫ?

  1. Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
  2. Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
  3. В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
  4. Яблоки не кислые, а сладкие.

18. В каком словосочетании слова употреблены в ПРЯМОМ значении?

  1. бегающие дети
  2. тяжелый характер
  3. часы бегут
  4. дождь уснул

19. Какое слово из предложения Говядину можно тушить с овощами

На краю опушки выросло маленькое деревце образовано ПРИСТАВОЧНЫМ способом? Выпишите это слово.

Контрольный тест по русскому языку в 5 классе (за 1 полугодие).

2 вариант

1. В каком слове все согласные обозначают МЯГКИЕ звуки?

  1. цель
  2. перо

2. В каком слове пишется А:

  1. х…хотать
  2. к…лендарь
  3. гр…хотать
  4. пром…лчать

3. Укажите лишнее слово :

  1. прекрас…ный
  2. вкус…ный
  3. грус…ный
  4. чудес…ный

4. В каком ряду все слова пишутся БЕЗ Ь:

  1. доч…, рощ…, врач…
  2. лож…, помощ…, глуш…
  3. ключ…, товарищ…, задач…
  4. меч…, рож…, мяч…

5. В каких словах пишется разделительный Ь?

  1. с…экономить деньги
  2. в…ехать во двор
  3. шустрые вороб…и
  4. об…явить выговор

6. В каком слове нулевое окончание?

  1. читаешь
  2. подружка
  3. слепил
  4. окно

7. В каком слове ВЕРНО выделена ударная гласная ?

  1. зАвидно
  2. докУмент
  3. красивЕе
  4. позвонИт

8. В каком ряду все слова пишутся с буквой О?

  1. пол..гать, предл…гать, вл…жить
  2. подл…жить, сл…гаемое, пол…гать
  3. распол…гать, возл…гать, сл…гать
  4. отл…жение, предпол…жить, изл…жение

9. В каком ряду все слова пишутся с буквой А?

  1. р…сли, выр…щенный, отр…стить
  2. р…сток, зар…сли, пор…сль
  3. отр…сль, подр…стать, отр…щу
  4. р…стение, прор…сли, водор…сли

10. Укажите лишнее:

  1. ш…рох
  2. капюш…н

11. В каком ряду все слова пишутся с буквой З?

  1. ра…гибать, ра…пилить, ра…ставить
  2. в…пылить, …делать, бе…чувственный
  3. …десь, во…лагать, и…бежать
  4. ра…писание, ра…дел, во…рождение

12. В каком слове пишется Ы?

  1. ц…ркуль
  2. ц…фра
  3. авиац…я
  4. сестриц…н

13. Укажите НЕВЕРНОЕ определение вида орфограммы в корне:

  1. подрастать – непроверяемая безударная гласная в корне
  2. списать – проверяемая безударная гласная в корне
  3. лестница - непроизносимая согласная в корне
  4. предположить – чередующаяся гласная в корне

14. Что изучает лексика?

  1. слово как часть речи
  2. слово и его лексическое значение
  3. строение слова
  4. звуки речи

15. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?

  1. многозначные
  2. синонимы
  3. омонимы
  4. антонимы

16. Какое слово является МНОГОЗНАЧНЫМ?

  1. монолог
  2. диалог
  3. цвести
  4. тюль

17. В каком предложении есть АНТОНИМЫ?

  1. Корень учения горек, а плод его сладок.
  2. Хлеб мягкий, свежий.
  3. Ищи не дом, а соседей.
  4. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

18. В каком словосочетании слова употреблены в ПЕРЕНОСНОМ значении?

  1. золотые часы
  2. горячий чай
  3. холодный взгляд
  4. мягкое кресло

19. Какое слово в предложении Норка – ценный пушной зверёк имеет ОМОНИМ? Выпишите это слово.

20. Какое слово в предложении Каждый человек хочет быть счастливым образовано СУФФИКСАЛЬНЫМ способом? Выпишите это слово.

Ключ к контрольному тесту по русскому языку в 5 классе (за 1 полугодие).

1 вариант

  1. тушить
  2. выросло

2 вариант

  1. норка
  2. счастливым

Предварительный просмотр:

Тест по теме « Глагол» (5 класс) 1 вариант

Ф.И._____________________________ класс___________ дата___________

  1. Что обозначает глагол? _______________________________________________________________________

а) не/здоровиться

Б) не/ простил

В) не/ достал

Г) не/ слышал

  1. строить- 6. плавать-
  2. выгнать - 7. клеить -
  3. обмануть - 8. терпеть -
  4. разрезать - 9. вертеть -
  5. услышать - 10. лаять -
  1. плыть- 4. вставать- 7. идти-
  2. шепнуть - 5. кричать - 8. взять-
  3. запивать - 6. прочитать- 9. вставать-

Б) допивать б) отгадывать

2. прыгать а) прыгнуть

Б) запрыгнуть

  1. напишу 4. буду отдыхать 7. испечь
  2. глажу 5.пылесосит 8. собирает
  3. прочитаю 6.племенеет 9. лает
  1. терпеть 4. зависеть
  2. выгнать 5. смотреть
  3. дышать 6. стелить
  1. смеяться 4. гордиться
  2. браться 5. карабкаться
  3. бояться 6. рваться
  1. жгуч…
  2. смеёш…ся
  3. тиш…
  4. испеч….

1. смотр…т

2. подмета…т

3. постел…т

4. почу…т

Собираться ползти сгибаешь чихнуть

Раста…л, чит…л, увид…л, постро….л

Тест по теме « Глагол» (5 класс) 2 вариант Ф.И._____________________________ класс___________ дата___________

1. Что обозначает глагол? _______________________________________________________________________

  1. В каком случае НЕ пишется с глаголом слитно? Отметьте нужный вариант

а) не/ мог

Б) не/ доумевал

В) не/ видел

Г) не/ нравится

3. Определите спряжение глагола:

  1. обидеть - 6. сеять -
  2. хлестать - 7. клеить -
  3. искать - 8. терпеть -
  4. разрезать - 9. вертеть -
  5. слышать - 10. колоть -
  1. Какого вида следующие глаголы?
  1. решить - 4. встать - 7. плестись-
  2. шептать - 5. крикнуть - 8. косить-
  3. вздыхать - 6. захотеть - 9. беречь -

5. К указанным глаголам подберите парный глагол другого вида.

1. допить а) пить 3. отгадать а) гадать

Б) допивать б) отгадывать

2. прыгать а) прыгнуть

Б) запрыгнуть

6. Отметьте глаголы в форме настоящего времени.

  1. пишу 4. прочитаю 7. работает
  2. гладил 5. бегает 8. готовит
  3. буду читать 6. горит 9. сеет

7. Отметьте глаголы 2 спряжения.

  1. терпеть 4. зависеть
  2. выгнать 5. смотреть
  3. дышать 6. стелить

8. Отметьте глаголы, которые не употребляется без частицы –ся.

  1. смеяться 4. гордиться
  2. браться 5. карабкаться
  3. бояться 6. рваться

9. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо

1. брош…

  1. пахуч…
  2. береч…
  3. пасеш….

10. В каком случае нужно вставить букву И?

1. та…т

2. вспомина…т

3. выровня…т

4. вид…т

11. Разберите по составу слова

Учиться идти сберечь выбираешь

12. Вставьте пропущенные буквы

Пон…ла, подкле…л, вылет…л, услыш…л

Предварительный просмотр:

5 класс

Вариант № 1

  1. Выбери слова, в которых неправильно выделен ударный гласный звук.
  1. дОговор
  2. каталОг
  3. звонИт
  4. тортЫ
  1. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква А.
  1. выр..сла, предл..гать
  2. предпол..гали, подр..стали
  3. изл..жить, к..сание
  4. к..снуться, водор..сли
  1. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.
  1. ч..рствый, ч..рный
  2. сч..т, ш..рох
  3. ж..кей, ш..в
  4. ч..лка, реш..то
  1. бесшумный
  2. зжигать
  3. вскипеть
  4. бесдельник
  1. Укажите имя существительное общего рода.
  1. плакса
  2. ученик
  3. фасоль
  4. повидло
  1. ц..фра, ц..пленок
  2. сестриц..н, спиц..
  3. ц..ган, ц..ркуль
  4. ц..трусовый, акц..я
  1. В каких словах допущена ошибка?
  1. внучек
  2. карандашик
  3. кирпичек
  4. горошик
  1. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.
  1. на дач.., на перрон..
  2. из библиотек.., о рябин..
  3. у речк.., из песн..
  4. с ветк.., к земл..
  1. В каком глаголе нужно писать суффикс -ыва- ?
  1. выгляд..вать
  2. проб..вать
  3. след..вать
  4. команд..вать
  1. Укажи словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1) тонкое сукно

2) тонкая нитка

3) тонкий ум

4) тонкие пальцы

11. В каком словосочетании есть существительное в форме Род. п., мн.ч.

1)поднять шум

2) ехать по дорогам

3) наслаждаться музыкой

4) распевать песни

После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.

1) внезапно пришли

2) теплой, ясной погоды

3) пришли заморозки

4) после теплой

13. Укажи предложение, которое соответствует схеме А: «П». (Знаки препинания не расставлены.)

1) Дежурный сказал (К,к)ласс к уроку готов.

2) Ребята заявили что в поход пойдут все.

3) Разве страус не летает (У,у)дивилась девочка.

4) Даша написала записку маме.

  1. Два желтых глаза, огромный клюв, белая в крапинах шуба – редкой красоты птица! (2) Встреча с ней - праздник для всех, кто любит природу. (3) Не любят эту красавицу зайцы и куропатки. (4) Как огня боятся её острых когтей. (5) Никому не даёт пощады полярная гостья: ни зверю, ни рыбе, ни птице. (6) С весенним теплом покидает полярная птица наши края. (7) Её родина тундра. (По В. Пескову)

14. Определите стиль речи.

1) разговорный

2) научный

3) художественный

4) деловой

15. Определите тип речи.

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) повествование и описание

1) 1

2) 2

3) 5

4) 7

Итоговый контрольный тест по русскому языку

5 класс

Вариант № 2

1. Выбери слова, в которых неправильно выделен ударный гласный звук.

1) досУг

2) красивЕе

3) кухОнный

4) щавЕль

2. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.

1) прик..сновение, подр..сток

2) предл..гать, к..сание

3) выр..щивать, р..сток

4) к..снуться, подр..стать

3. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ё.

1) ж..лтый, капюш..н

2) печ..нка, ч..рточка

3) ш..рты, ш..колад

4) ш..пот, ш..рох

4. В каких словах допущена ошибка?

1) бездумный

2) воспевать

3) бесрукавка

4) безправие

5. Укажите имя существительное общего рода.

1) парта

2) портфолио

3) неряха

4) учебник

6. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ы.

1) на ц..почках, ц..ркуль

2) синиц..н, из таблиц..

3) акац..я, ц..рк

4) братц.., ц..нга

7. В каких словах допущена ошибка?

1) мячик

2) братек

3) кустик

4) замочик

8. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.

1) на чужбин.., об иде..

2) на ветк.., в гостиниц..

3) в тетрад.., об акци..

4) в Москв.., в музе..

9. В каком глаголе нужно писать суффикс -ова- ?

1) совет..вать

2) танц..вать

3) утрач..вать

4) разбрас..вать

10. Укажи словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1) солнечный день

2) солнечное настроение

3) солнечный луч

4) солнечная система

11. В каком словосочетании есть прилагательное в форме жен.р. , Тв. п., ед.ч.

1) зеленый мяч

2) добрыми людьми

3) любимых песен

4) маленькой книжкой

12. Укажите грамматическую основу предложения:

Ветер приносил с собой пылинки с черной земли.

1) приносил с собой

2) с черной земли

3) приносил пылинки

4) ветер приносил

13. Укажи предложение, которое соответствует схеме «П!» - а. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Виталик сказал что придет домой поздно.

2) Женя сказал (О,о)й как хорошо!

3) Дениска ответил (Н,н)а светлячка! Вот он, в коробочке живет.

4) Мой дед землю пахал с гордостью ответил Базаров.

Прочитай текст и выполни задания 14-16.

  1. Я люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. (2) Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. (3) Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. (4) Я люблю строить пилить я умею лепить головы древних воинов и бизонов. (5) Я люблю посмеяться. (6) Иногда и не хочется смеяться, но я себя заставляю – смотришь и через пять минут и вправду смешно. (7) Я много чего люблю. (По В. Драгунскому)

14. Определите стиль речи.

1) разговорный

2) научный

3) художественный

4) деловой

15. Определите тип речи.

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) повествование и описание

16. Укажи предложение, в котором отсутствуют необходимые знаки препинания.

1) 1

2) 2

3) 4

4) 7

Предварительный просмотр:

Контрольный тест

Вариант 1

  1. Укажите способ образования слова лесник

А) Сложение

В) Суффиксальный

Д) Приставочный

2. Укажите правильный ответ:

Основой называется:

В) Часть слова без окончания

3.

А) Русская печь – железная печь

В) Мечты о мире – мечтать о мире

С) Скрипичный ключ – железный ключ

Д) Рубить дрова – дрова для печки

4. Укажите многозначное слово

А) Флаг В) Кольцо

С) Муха Д) Боцман

5. Звонкий согласный звук, который не имеет парного глухого

А) Д В) Л

С) З Д) Г

6. Укажите синонимы к слову надёжный

А) Верный, умный Д) Талантливый, замечательный

В) Преданный, верный

С) Терпеливый, дружественный

7.

А) Золотое кольцо

В) Золотая осень

С) Золотой ключ

Д) Золотая цепочка

8.

А) Пел он свою песню задорно и весело

В) Постель у бабушки была мягкая и пышная

С) Мягко стелет, да жёстко спать

9. Значимая часть слова, которая находиться перед корнем и служит и служит для образования новых слов, называется:

А) Корнем

В) Суффиксом

С) Окончанием

Д) Приставкой

10. Укажите слово, в котором буква обозначает два звука

А) Мёд В) Песня

С) Вьюга Д) Друзей

11. Укажите форму слова мебель

А) Мебельный В) Мебельщик

С) Мебелью Д) Мебельного

12. Какой раздел языка изучает звуки?

А) Морфология Д) Синтаксис

В) Фонетика

С) Лексика

13. Лексика – это

14.

А) Дорожник С) Специалисты

В) Приморский Д) Школьникам

15.

А) 31 В) 33

С) 42 Д) 21

16.

А) 33 В) 10

С) 12 Д) 8

17.

А) 33 В) 42

С) 21 Д) 10

18.

19.

Д) Редкий, меткий, отвесный

20.

А) Словарь русского языка

В) Словарь омонимов

21.

А) Словарная статья

В) Словарный рассказ

С) Словарный очерк

Д) Словарная работа

22.

А) Сергей Иванович Ожегов

В) Владимир Иванович Даль

Д) Абай Кунанбаев

23.

А) Подводный, водяной, вода

В) Гора, о горах, под горой

С) Скажу, скажешь, скажут

24.

25. спутник

26.

27. Морфема – это

С) Часть слова Д) слог

28.

А) Приставка В) Корень

С) Суффикс Д) Окончание

29. подбором родственных слов?

А) Приставка В) Корень

С) Суффикс Д) Окончание

30. Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучаются

А) Значение слов В) образования слов

С) Звуки речи Д) Слова как части речи

Контрольный тест

Вариант 2

  1. выучить

А) Сложение

В) Суффиксальный

С) Приставочно – суффиксальный

Д) Приставочный

2. Укажите правильный ответ:

Окончанием называется:

А) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

С) Значимая часть слова, которая находиться перед корнем и служит и служит для образования новых слов

Д) Значимая часть слова, которая находиться после корня и служит для образования новых слов

3. Укажите словосочетания с омонимами:

4. Укажите многозначное слово:

А) Герб В) Ария

С) Кнопка Д) Олень

5.

А) П В) Ш

С) Х Д) Т

6. Укажите синонимы к слову смелый

А) Верный, храбрый

В) Преданный, верный

С) Терпеливый, мужественный

Д) Храбрый, мужественный

7. . Укажите словосочетание с переносным значением слова

А) Золотое кольцо

В) Золотая осень

С) Золотой ключ

Д) Золотая цепочка

8. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А) Рассказывал он свою историю с жаром, увлекательно

С) Солнце сияло, светило изо всех сил

Д) Беседа с молодым человеком была живая и увлекательная

9. Значимая часть слова, которая находиться после корнем и служит и служит для образования новых слов, называется:

А) Корнем

В) Суффиксом

С) Окончанием

Д) Приставкой

10.

А) Гулять В) Тепло

С) Свежо Д) Ясно

11. Укажите форму слова стол:

А) Столик В) Столяр

С) Застолье Д) Столов

12.

А) Морфология Д) Синтаксис

В) Фонетика

С) Лексика

13. Фонетика – это

А) Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав

В) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи

С) Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи

Д) Раздел науки о языке, в котором изучаются состав (строение) слова

14. Какое слово соответствует схеме приставка, корень, суффикс, окончание

А) Подорожник С) Пришкольный

В) Заморский Д) Школьнику

15. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31 В) 33

С) 42 Д) 21

16. Сколько гласных звуков в русском алфавите?

А) 33 В) 10

С) 12 Д) 8

17. Сколько всего звуков в русском алфавите?

А) 33 В) 42

С) 21 Д) 10

18. Определите строку с омонимами

А) Сражаться мечом – мечи дальше

В) Солнечный свет – объехал весь свет

С) Пилю дрова – железная пила

Д) Длинная коса – косить траву

19. Укажите ряд слов с непроизносимым согласным звуком

А) Лестница, грустный, праздник

В) Ровесник, опасный, вирусный

С) Вкусный, запасный, чудесный

Д) Редкий, меткий, отвесный

20. Владимир Иванович Даль создал

А) Словарь русского языка

В) Словарь омонимов

С) Толковый словарь живого великорусского языка

Д) Школьный словарь иностранных языков

21. Как называется пояснение лексического и грамматического значений слова с примерами в толковом словаре

А) Словарная статья

В) Словарный рассказ

С) Словарный очерк

Д) Словарная работа

22. Автором «Словаря русского языка» является

А) Сергей Иванович Ожегов

В) Владимир Иванович Даль

С) Александр Сергеевич Пушкин

Д) Абай Кунанбаев

23. Укажите ряд однокоренных слов

А) Подводный, водяной, вода

В) Гора, о горах, под горой

С) Скажу, скажешь, скажут

24. Укажите ряд слов, соответствующих схеме приставка, корень, окончание

А) Приход, перезвон, застолье

В) Привет, пришкольный, загорать

С) Переработка, убежать, лесной

Д) Памятка, прибывать, отправка

25. Укажите переносное значение слова спутник

А) Тот, кто совершает путь вместе с кем – нибудь

В) Небесное тело, обращающееся вокруг планеты

С) То, что сопутствует чему – нибудь, появляется вместе с чем – нибудь

Д) Космический аппарат, запускаемый на околопланетную орбиту

26. Определите ряд слов с прямым значением

А) Молоко убежало, золотые руки, ветер уснул

В) Глухой переулок, вскипело сердце, успеваемость снизилась

С) Золотое кольцо, самолёт снизился, глухой старик

Д) Крапива кусается, погода злится, отговорила роща

27. Морфема – это

А) Часть предложения В) звук

С) Часть слова Д) слог

28. Часть слова, которая образует форму слова

А) Приставка В) Корень

С) Суффикс Д) Окончание

29. Какая часть слова определяется

Вариант 1

  1. Лексика – это …

а. слово, выражение; б. образное, устойчивое выражение;

в. изучение словарного состава языка; г. произношение слов;

д. изучение употребления и произношения слов.

2. Слова с одним лексическим значением называются …

а. многозначными; б. простыми; в. синонимами;

г. однозначными; д. гипонимами.

3. Антонимы – это …

а. слова разные по звучанию; б. слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением; в. исключения;

г. слова одной и той же части речи с одинаковым лексическим значением; д. слова термины.

4. Слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению называются…

а. омонимы; б. синонимы; в. гипонимы; г. паронимы; д. термины.

6. Лексическое значение слова – это …

7. Как называются такие слова? Добрый – злой

8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

9. Лексикон – это

а. словарный состав языка, б. запас слов и выражений человека, в. значение слова.

____________________________________________________________________________________

Контрольный тест по теме «Лексика»

Вариант 2

1.Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий…

а. произношение слова; б. употребление слова;

в. лексическое значение, употребление и происхождение слов;

г. звуки речи; д. устойчивые сочетания слов.

2. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются

а. однозначными; б. синонимами; в. омонимами;

г. многозначными; д. гипонимами.

3. Омонимы – это …

а. слова с противоположным лексическим значением;

б. слова, ограниченные в употреблении; в. слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению; г. слова сходные по звучанию;

д. перенос названия с одного предмета на другой.

4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи называются…

а. гипонимы; б. паронимы; в. многозначными; г. синонимы; д. говор.

5. Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется…

а. омоним; б. многозначность; в. метафора; г. метонимия; д. говор.

6. Грамматическое значение слова – это …

а. характеристика слова, как части речи, б. значение слова по толковому словарю

7. Как называются такие слова? День-ночь

а. омонимы, б. синонимы, в. антонимы, г. паронимы.

8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

а. омонимы; б. синонимы; в. гипонимы; г. паронимы; д. термины

9. Запас слов и выражений человека называется

а. лексика, б. лексикология, в. лексикон, г. лексическое значение

Предварительный просмотр:

1.Фонетика – это …

2. Алфавит – это …

8. Фонетический разбор слова Съел.

________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Фонетика»

1.Фонетика – это …

2. Алфавит – это …

3. Сколько букв в алфавите, сколько звуков?

4. Какие согласные всегда твёрдые?

5. Какие согласные всегда мягкие?

6. Сколько гласных букв в алфавите, сколько гласных звуков?

7. Какие гласные буквы обозначают два звука?

В каких случаях они дают два звука?

8. Фонетический разбор слова Съел.

_______________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Фонетика»

1.Фонетика – это …

2. Алфавит – это …

3. Сколько букв в алфавите, сколько звуков?

4. Какие согласные всегда твёрдые?

5. Какие согласные всегда мягкие?

6. Сколько гласных букв в алфавите, сколько гласных звуков?

7. Какие гласные буквы обозначают два звука?

В каких случаях они дают два звука?

8. Фонетический разбор слова Съел.

__________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Фонетика»

1.Фонетика – это …

2. Алфавит – это …

3. Сколько букв в алфавите, сколько звуков?

4. Какие согласные всегда твёрдые?

5. Какие согласные всегда мягкие?

6. Сколько гласных букв в алфавите, сколько гласных звуков?

7. Какие гласные буквы обозначают два звука?

В каких случаях они дают два звука?

B. Часть слова без окончания

C. Значимая часть слова, которая находиться перед корнем и служит для образования новых слов

D. Значимая часть слова, которая находиться после корня и служит для образования новых слов

4. Укажите словосочетания с омонимами:

A. Русская печь – железная печь

B. Мечты о мире – мечтать о мире

C. Скрипичный ключ – железный ключ

5. Укажите многозначное слово

A. Флаг B. Кольцо C. Муха D. Боцман

6. Звонкий согласный звук, который не имеет парного глухого

A. Д B. Л C. З D. Г

7. Укажите синонимы к слову надежный

A. Верный, умный

B. Преданный, верный

C. Терпеливый, дружественный

D. Талантливый, замечательный

8. Укажите словосочетание с переносным значением слова

A. Золотое кольцо

B. Золотая осень

C. Золотой ключ

D. Золотая цепочка

9. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

A. Пел он свою песню задорно и весело

B. Постель у бабушки была мягкая и пышная

C. Мягко стелет, да жестко спать

D. Беседа с молодым человеком была живая и увлекательная

10. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, называется

A. корнем B. Суффиксом C. Окончанием D. приставкой

11. Буква обозначает два звука в слове

A. Мёд B. Песня C. Вьюга D. Друзей

12. Укажите форму слова мебель

A. Мебельный B. Мебельщик C. Мебелью D. Мебельного

13. Какой раздел языка изучают звуки?

A. Морфология B. Фонетика C. Лексика D. Синтаксис

14. Лексика – это

A. Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав

B. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи

C. Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи

D. Раздел науки о языке, в котором изучаются состав (строение) слова

15. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание

A. Подорожник B. Приморский C. Специалисты D. Школьникам

Контрольный тест

Вариант 2

  1. Укажите слова – паронимы

А) Тёплый – холодный

В) Шторм – ураган

С) Обидный – обидчивый

Д) Грустный – задумчивый

2. Укажите способ образования слова выучить

А) Сложение

В) Суффиксальный

С) Приставочно – суффиксальный

Д) Приставочный

3. Укажите правильный ответ:

Окончанием называется:

А) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

В) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении

С) Значимая часть слова, которая находиться перед корнем и служит для образования новых слов

Д) Значимая часть слова, которая находиться после корня и служит для образования новых слов

4. Укажите словосочетания с омонимами:

А) Топить печь – топить судно

В) Хитрые лисички – съедобные лисички

С) Исполнение мечты – исполнение желаний

Д) Мечтать о мире – мечтание о мире

5. Укажите многозначное слово

А) Герб

В) Ария

С) Кнопка

Д) Олень

6. Глухой согласный звук, который не имеет парного звонкого

А) П

В) Ш

С) Х

Д) Т

7. Укажите синонимы к слову смелый

А) Верный, храбрый

В) Преданный, верный

С) Терпеливый, мужественный

Д) Храбрый, мужественный

8. Укажите словосочетание с переносным значением слова

А) Золотое кольцо

В) Золотая осень

С) Золотой ключ

Д) Золотая цепочка

9. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А) Рассказывал он свою историю с жаром, увлекательно

В) Самое сладкое – язык, самое горькое – язык

С) Солнце сияло, светило изо всех сил

Д) Беседа с молодым человеком была живая и увлекательная

10. Значимая часть слова, которая находиться после корня и служит для образования новых слов, называется

А) Корнем

В) Суффиксом

С) Окончанием

Д) Приставкой

11. Буква обозначает два звука в слове

А) Гулять

В) Тепло

С) Свежо

Д) Ясно

12. Укажите форму слова стол:

А) Столик

В) Столяр

С) Застолье

Д) Столов

13. Какой раздел языка изучает словарный состав языка?

А) Морфология

В) Фонетика

С) Лексика

Д) Синтаксис

14. Фонетика – это

А) Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав

В) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи

С) Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи

Д) Раздел науки о языке, в котором изучаются состав (строение) слова

15. Какое слово соответствует схеме корень, суффикс, окончание?

А) Подорожник

В) Заморский

С) Пришкольный

Д) Школьнику




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...