Урок «Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действие. Диктант с предварительной подготовкой

Урок русского языка во 2 «В» классе Тема. Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто?, что? Цель: к окончанию урока учащиеся научатся находить слова, которые обозначают предметы и правильно ставить к ним вопросы. Задачи:  познакомить с признаками слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто?, что?;  создать условия для работы по формированию орфографической зоркости, для развития речи учащихся через работу с деформированным текстом, для обогащения словарного запаса;  организовать ситуации для развития навыков исследовательской работы. Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, аудиозапись, бумажные цветы. Ход урока I. Организационно – мотивационный этап Задача: обеспечить психологическую готовность класса к уроку, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе. Учитель. Любое дело надо начинать, находясь в хорошем расположении духа. Но наше настроение порой зависит от погоды, от настроения окружающих, а иногда оно само по себе либо очень хорошее, либо плохое. Вы никогда не слышали кислые стихи? А вот послушайте. Встало солнце кислое. Смотрит – небо скисло. В кислом небе кислое Облако повисло. И спешат несчастные Кислые прохожие И едят ужасно Кислое мороженое. Даже сахар кислый! Скисло всё варенье, Потому что кислое Было настроение. - А у вас хорошее настроение? И у меня настроение хорошее, бодрое. Я делюсь своей бодростью с вами. II. Актуализация знаний. Задача: организовать повторение учащимися знаний о слове. Учитель. На прошлых уроках мы много говорили о слове. Сегодня продолжим эту работу. Давайте вспомним, что вы знаете о слове. В этом нам поможет игра «Грамматическое лото». (У каждого на парте полоски бумаги. На одной полоске начало фразы, на другой – конец фразы. Дети составляют фразы). (Работа в парах). 1.Слово состоит из звуков (и букв) и что-то обозначает. 2. Слово имеет значение. 3. Слова служат для названия предметов, их признаков, действия. 4. Эти слова имеют одно значение, парта, математика. 5. Эти слова имеют несколько значений, ручка, коса. 6. Слова бывают близкими по значению, холодный – студёный. 7. Слова бывают противоположными по значению, день – ночь, высоко – низко. III. Сообщение темы и целей урока. Задача: подвести учащихся к формулировке темы и основных задач урока, определить её значимость. 3.1. Постановка проблемы. - Посмотрите на картинку на доске. Можете сразу отгадать её? (Нет!) Возникают сразу вопросы: что это? Или кто это? Знакомы ли вы с этим существом? Что бы вы хотели узнать? Какие вопросы можно задать? (Кто ты? Как тебя зовут? …) Вы не понимаете? Почему? Правильно нужна информация, нужно изучить информацию, подумать. Гримпотевтис, или, как его ещё называют, осьминог Дамбо, внешне напоминает известного героя Диснея – летающего слонёнка Дамбо, его особенностью являются забавные уши. Он обитает на глубине 900 – 4900 метров ниже уровня моря и считается самым глубоководным осьминогом, когда – либо обнаруженным. Были случаи, когда представителей этого вида находили на глубине 7000 метров. Теперь стало понятно? (Да). На уроке мы попробуем быть маленькими исследователями – будем изучать и наблюдать. Девиз урока: Хочешь грамотным стать – учись думать, мыслить, наблюдать. (на доске). 3.2. Учитель. Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание (на листочках запись, зачеркните повторяющиеся слоги и прочитайте тему урока). Даслодавада, дакодатодарые даободазнадачадаютда дапреддамедатыда. Тема урока: Слова, которые обозначают предметы. (открывается тема урока, приём «Фишбоун – рыбий скелет». Все слова относятся к какой – либо группе (части речи). Мы будем исследовать одну из групп слов – слова-предметы. На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто?, Что? – открываются на доске). Вывод цели: работать со словами, которые обозначают предметы, учиться распознавать их. IV. Работа по теме урока. Задача: в процессе работы по развитию навыков каллиграфического письма, по организации повторения формировать навыки, находить слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто?, что? 4.1. Чистописание. Задача: в процессе сочетания коллективной и индивидуальной форм работы закреплять гигиенические навыки письма, отрабатывать начертания букв и их соединений. Учитель. С какого звука начинается слово снег? Какой буквой обозначается? (с). Будем прописывать букву с и соединения с этой буквой с С с С ссс сн сл со снег снежинка снегирь Загадки: 1.Странная звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала? 2. Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко – красный галстук мой. (Снегирь) (Объяснить правописание, «лишнее» слово, вопросы к словам). - Пусть наши пальчики совершат зимнюю прогулку. Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики), Мы во двор пришли гулять («идём» по парте). Бабу снежную лепили («лепим» ладонями), Птичек крошками кормили (крошащие движения). С горки мы потом катались (рукой спуск), А ещё в снегу валялись (ладошки одной – другой стороной). Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки), Съели суп (движение рукой), и спать легли (руки под щёки). А сейчас пришли учиться, Только просьба не лениться! Правило «Правильно сижу – красиво пишу». - Составим предложения со словом снежинка. (Дети составляют устно предложения. Записывается одно предложение: Пушистая снежинка легла на ладошку и пропала.) - Куда подевалась снежинка? - Найти слова – предметы. Вопросы к этим словам. 4.2. Орфографическая разминка. Учитель. Представьте себе, что вы работаете в редакции газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в компьютере произошёл сбой, в тексте появились ошибки. Найдите и исправьте их. (Работа в парах. Текст на листах. Исправьте ошибки. Объяснить.) Дети рады, что пришла з<>ма. Падают снеж*нки. Р<>бята любят кататься нак*ньках и играть всне*ки. Учитель. Найдите слова – предметы. Поставьте вопросы к ним. Почему? (люди – вопрос кто?, явления природы – что?, на «рыбьем скелете» открываются понятия). 4.3. Работа со словарными словами. Задачи: создать условия для развития воображения и фантазии; содействовать усвоению правописания словарных слов.  Ребусы. Разгадать ребус, открывается словарное слово, правописание сочетаний оро. (40а – сорока).  Загадка. Голодная мычит, сытая жуёт, ребятам молоко даёт. (Корова).  В слове найти лишние буквы (вокросна – ворона). - Какое слово лишнее? (корова – животное). - Какой вопрос поставим к словам – предметам? (Кто?) Физкультминутка. 4.4. Работа с учебником. Учитель. Посмотрите на наш «рыбий» скелет, что ещё не открыто? (хвост). Хвост – вывод, правило. Сформулируем вместе. - Слова – предметы на какие вопросы отвечают? - На вопрос кто? отвечают слова, обозначающие людей и животных. - На вопрос что? отвечают слова, обозначающие остальные предметы. Приведите примеры. - Прочитайте правило в учебнике (стр. 15). - Вы такие умные, сами сказали правило. V. Закрепление. Задачи: организовать закрепление навыка находить слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто?, что?; способствовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся, при необходимости оказать индивидуальную помощь. 5.1. Работа по вариантам. Зимний диктант. I вариант записывают слова – предметы, отвечающие на вопрос кто?; II вариант – слова – предметы, отвечающие на вопрос что? (Два ученика у доски). Диктант: зима, заяц, ёжик, веник, лыжи, дети, муха, лист. (Проверка). 5.2. Работа в парах. Игра «Засели домики». В 1 домик – слова – предметы, отвечающие на вопрос кто?. Во 2 домик – слова – предметы, отвечающие на вопрос что? (Записать слова в тетрадь в два столбика). Слова: лиса, туча, кабан, дерево, метель, чайка, пенал, девочка. VI. Домашнее задание. Задача: проинструктировать учащихся о выполнении домашнего задания, оформлении записи в тетради. Учитель. Повторить правило на стр. 15, записать 5 слов – предметов, отвечающих на вопрос кто? и 5 слов – предметов, отвечающих на вопрос что? Придумайте свои слова. Писать слова в два столбика. VII. Подведение итогов. Рефлексия. Задача: организовать рефлексию с целью выявления усвоения материала урока; сохранить эмоциональный заряд для последующих уроков. 1. Понравился ли вам урок? Научились ли вы различать слова – предметы по вопросам? (Ступеньки успеха). 2. Чтение стихотворения учащимися. Мы хотим узнать, откуда В нашу жизнь пришла посуда. Сколько есть чудес на свете? Почему смеются дети? Что нам в жизни помогает? Что нас часто огорчает? Почему бывает сложно? То нельзя, а это можно? Почему идут дожди? Что там дальше, впереди? Как возникли имена? Почему земля кругла? Чтобы это всё узнать, Много нужно нам читать … И исследовать проблемы По возникшим этим темам. Думать, находить, решать, Рассуждать и доказать. И тогда, конечно, можно Нас учёными назвать. 3. «Цветущее озеро». (на воду положить сложенный цветок, цвета своего настроения). Учитель. Спасибо вам за работу на уроке. Поаплодируйте себе. Урок окончен. М.Н. Сычева учитель второй квалификационной категории; ГУО «Средняя школа №2 г. Ельска»

Цели.

  1. Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и признаки предметов.
  2. Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Свинья - (символ 2007 года) , снежинки, снеговики, картинки с изображением старичка-волшебника и художницы, звукозапись музыки “ Январь” П. И. Чайковского.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок русского языка. Открыли тетради, запишите дату.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке будем продолжать учиться ставить вопросы к словам, которые обозначают

предметы и признаки предметов, будем учиться различать эти слова и находить их в тексте.

3. Минутка чистописания.

Урок, как всегда, начнем с минутки чистописания.

Чтобы пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для рук.

Сегодня будем учиться писать безотрывно букву с. Взяли ручки правильно, пишем в воздухе букву с. Пишем эту букву безотрывно в тетради.

Снег, снежинка, сугроб.

Прочитайте эти слова. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

1) Правило проверки слов с безударными гласными;

2) Правило проверки слов с парными согласными;

3) Правило правописания сочетания жи.

Пишем эти слова в тетради.

Давайте поставим вопросы к этим словам.

Что обозначают эти слова? Снег, сугроб, снежинка – когда это бывает?

Зима вам подарила снежинки (Рисунок 1) , которые лежат у вас на партах. Это подарок, которым нас одаривает природа зимой.

4. Путешествие в город “ Речь”

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город “Речь” и эти снежинки

будут путешествовать вместе с нами в течение всего урока.

Но прежде, давайте вспомним, какой год наступил? (год свиньи) .

Он будет следить за вашей работой на уроке. В конце урока вас ждёт сюрприз, который находится в конверте у волшебника. У волшебника есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет.

Ребята, назовите предметы.

Почему мы к одним словам ставим вопрос кто? А к другим – что?

(Кто? – так спрашивают про людей, про животных.

А на вопрос что? отвечают все остальные предметы.)

Волшебник спрятался в загадках, найдём его.

В 1 столбик записываем отгадки, которые отвечают на вопрос кто? Во 2столбик – отгадки, отвечающие на вопрос – что?

Что обозначают все эти слова? (предметы) .

К словам заяц, ёжик подберите слова, обозначающие признаки.

Заяц (какой?) белый, пушистый. Ёжик (какой?) колючий, сердитый.

И вот нас встречает 2 житель этого города. Это весёлая художница (Рисунок 4) . Всё, к чему прикасается её волшебная кисточка, всё преображается. Каждый предмет становится особенным.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие

Какая? Какое? Какие?

Какое платье у нашей гостьи? (красивое, нарядное, зелёное)

Эти слова украшают нашу речь, делают её выразительной. Художница будет следить сегодня на уроке за вашей речью, как вы умеете употреблять такие слова.

Проверяем, какие слова выписали. Если согласны, поднимаем снежинки.

(Русская, белоснежная, зимний, хороший, пушистый, снежная)

Жители города очень любят делать зарядку. Сейчас и мы с вами отдохнём.

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

Что обозначают слова, которые вы записали? (признаки предметов)

На какой вопрос они отвечают? (Какая? Какой?)

Для чего нужны эти слова?

Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной, чтобы подтвердить эту мысль, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу.

Звучит музыка. П. И. Чайковский “Времена года” Январь.

Положите головки на парты и закройте глазки. Зима…Мы с вами в лесу. Тишина. Кругом белым – бело. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.

Открыли глазки.

Рассмотрите, какие птички, какие снежинки.

Составьте словосочетания по этой картине. В словосочетаниях найдите слова, которые обозначают признаки предметов. (Пушистые снежинки, красногрудые снегири, ёлочные игрушки, зелёные иголки, нарядная ветка)

7. Работа по карточкам.

Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нём. Это вы узнаете, когда составите предложения на карточках, которые лежат у вас на столе.

Составьте предложение, запишите в тетрадь. Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркните волнистой линией.

Проверяем. Читаем предложение. Называем слова, которое обозначает предмет. Если согласны, поднимаем снежинки.

Прочитаем предложение без слов, которые обозначают признак предмета.

Какое стало предложение? (некрасивое, неточное)

Без этих слов нам никак нельзя, без них не обойтись, они делают нашу речь точной, красивой, выразительной.

Над какими словами мы сегодня работали на уроке?

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов?

Придумайте слова, которые обозначают признаки предметов.

Наши гости: старичок-волшебник и весёлая художница следили за вашей работой на уроке и хотят поблагодарить вас за ваш труд. Давайте посмотрим, что в волшебном конвертике у нашего гостя.

За отличную и хорошую работу на уроке волшебник и художница дарят вам этих замечательных снеговиков. Молодцы, спасибо вам за работу.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня необычное. Вам нужно провести наблюдение за природой и составить устно рассказ на тему “Зима”. Может быть кто – то из вас сочинит небольшое стихотворение о зиме. На следующем уроке мы с вами проведём конкурс о зиме на лучший рассказ или стихотворение о зиме.

Кряжева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОКУ г. Холмска
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Холмск
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок закрепления знания по теме: "Слова, обозначающие действия предметов"
Дата публикации: 02.02.2016
Раздел: начальное образование

Конспект открытого урока по русскому языку

(3 класс IV четверть)

Урок закрепления знания по теме «Слова, обозначающие действия

предметов».

Цели:
1.Закрепить умения выделять слова, обозначающие действия предметов. 2.Закрепить умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. 3.Закреплять правописание словарных слов. 4.Воспитывать культуру учебного труда, формировать навык самопроверки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Внимание, проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? - Я вижу, что все готовы, мы можем начать урок. 2. Пальчиковая гимнастика. А, чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет принесём. - Молодцы! Теперь вы все будете писать красиво и правильно. 3. Проверка домашнего задания.
- Открыли тетрадочки и проверяем домашнее задание. - Какое задание нужно было выполнить? (с.164 упр. 5) - Давайте проверим, какие предложения у Вас получились? - Какие слова обозначающие действия предмета вы подчеркнули? - Молодцы! 4. Словарная работа. - Открываем тетрадочки. Давайте запишем число и классная работа. Какая орфограмма в слове «классная», не забываем подчеркивать. Задание № 1 словарь. - Сегодня мы с вами будем разгадывать кроссворд. Ребята я вам буду показывать на проекторе картинки, вы называете предметы, а слова, их обозначающие вы будете записывать в кроссворд. - Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. -А теперь давайте вы поработаете учителями, поменяйтесь кроссвордами и проверти, правильно ли записал ваш сосед словарные слова. 5. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы будем учиться выделять слова обозначающие действие предметов. Продолжим тренироваться в постановке вопросов к словам, обозначающим действие предметов. 6. Повторение пройденного. Нас с вами окружают предметы. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? Как мы подчеркиваем слова предметы?
Каждый предмет выполняет какое-то действие. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия? - Хорошо. Молодцы! - Посмотрите внимательно, на доске написано стихотворение. Давайте его прочитаем: Отшумели все метели. И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. - Давайте подчеркнём слова обозначающие действия предметов. А как мы их подчеркиваем слова обозначающие действия предметов? - Выпишите слова обозначающие действия предметов в 2 столбика. В первый столбик слова отвечающие на вопрос «что сделали?», а во второй столбик слова, которые отвечают на вопрос что делают? отшумели не трещат закапали висят - Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик, во второй столбик. - Молодцы! 7. Физминутка. А теперь настало время немножко отдохнуть. Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп. Сели, травушку покушали, Тишину вокруг послушали.
Выше, выше, высоко, Прыгай быстро и легко. - Молодцы. Какие слова обозначающие действия предметов вы услышали в стихотворении? 8. Закрепление пройденного материала. Работа с учебником Стр. 166 упр 10 (в тетради и на доске) Спиши предложения без вопросов, изменяя выделенные слова 9. Дидактическое упражнение. - А сейчас настало время интересного задания. Посмотрите, на экране картинка и схема к ней. - Кто изображен на картинке? Придумайте предложение о медведе по схеме. Дидактическая игра «Третий лишний». - Вы быстро выполнили задание, теперь немного поиграем. - Посмотрите, на экране три слова. Подумайте, все ли слова являются действиями предметов и назовите «лишнее» 1) научился, ученик, учит; 2) шелестит, летает, листопад; 3)прыгает, прибежал, рисовал; 4) рисунок, рисование, рисовал; 5)лист, листочек, листопад; 6) зеленеет, блестит; капелька; 7) дежурный, помощник, помогает. - Молодцы! Итог урока. - Сегодня мы учились выделять слова, обозначающие действие предметов. Тренировались в постановке к ним вопросов.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие? - Как мы подчёркиваем слова, обозначающие действия? - Скажите, правописание, каких словарных слов мы отрабатывали сегодня на уроке? - Молодцы! После урока я проверю тетрадочки и поставлю оценки. (Оценка деятельности учащихся на уроке). Домашнее задание. Стр.166 упр. 11 (списать предложения, вставляя пропущенные слова действия по смыслу)

Тема: «Слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия»

Цели урока:

1. Образовательные:

Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названия действий; закреплять умения учащихся находить данные слова в тексте по вопросам кто? что? что делает?

2. Коррекционно-развивающая:

Развивать и корригировать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес, активность и любознательность.

Оборудование:

У учащихся:

Учебник, тетради;

Письменные принадлежности.

У учителя:

Учебник;

Наглядный и демонстрационный материал (картинный словарь, карточки-слоги, рисунок «Начало весны», ребусы).

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой на урок. (Солнышко)

Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!

Поработать час настал.

Так что время не теряем и работать начинаем!

2. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить всё, что мы знаем о словах-названиях предметов и словах-названиях действий, поэтому надо быть внимательными, старательными и аккуратными.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание.

Ребята, а давайте узнаем какое слово мы будем писать на минутке чистописания. Для этого один ученик должен пойти к доске и прочитать слово, затем поменять слоги местами и прочитать новое слово.

на-сос сос-на

а) звуко-буквенный анализ

С какой буквы начинается слово, прописанное на доске? Какой звук она обозначает?

Назовите слова, которые начинаются с этого звука.

Разделите слово на слоги. Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько всего звуков? А букв?

Пропишите в тетради слово, правильно соединяя буквы.

2. Словарный картинный диктант.

Учитель поочередно прикрепляет рисунки, ученики называют то, что на них изображено, один ученик комментирует у доски.

Корова, берёза, собака.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

III. Обобщение по теме: «Слова-названия предметов».

1. На доске написаны заранее слова: чашка, кот, книга, стол, волк, врач.

Что обозначают эти слова? (Слова-названия предметов)

На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? (слова-названия предметов отвечают на вопросы кто? или что?)

На какие два столбика можно разделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?)

На доске: Кто? Что?

кот чашка

волк книга

врач стол

Повторите, какие слова отвечают на вопрос кто? что?(1. слова, обозначающие неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос что? 2. Слова, обозначающие живые существа- животных, людей, отвечают на вопрос кто?

IV. Физминутка

V. Обобщение



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...