В чем различие репродуктивных и продуктивных методов. Продуктивные и репродуктивные методы обучения

Репродуктивный метод.

Предыдущий метод обучения не формирует умений и навыков использования приобретенных знаний. Эту задачу выполняет репродуктивный метод. Он обеспечивает выработку у школьников умений и навыков применения знаний по образцу или в сходной ситуации (в отличие от творческого применения). На практике это выглядит следующим образом: учитель дает соответствующие задания, а учащиеся их выполняют. А именно:

Воспроизводят объясненный учителем материал (в устной или письменной форме - у доски, с места, по карточкам и т.п.);

Решают сходные задачи, упражнения;

Работают с наглядностью (ранее использованной учителем);

Воспроизводят опыты и эксперименты;

Воспроизводят действия учителя по работе с инструментами, механизмами и т.д.

Таким образом, дидактическая сущность репродуктивного метода состоит в том, что учитель конструирует систему заданий на воспроизведение знаний и действий уже известных и осознанных учащимися благодаря объяснительно-иллюстративному методу. Ученики, выполняя эти задания, вырабатывают у себя соответствующие умения и навыки.

Репродуктивный метод также очень экономичен во времени, но в то же время он не гарантирует развития творческих способностей детей.

Оба метода - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный -являются исходными. Хотя они и не учат школьников осуществлению творческой деятельности, но в то же время являются ее предпосылкой. Без соответствующего фонда знаний, умений и навыков нельзя усвоить и опыта творческой деятельности.

Метод проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания:

Выдвигает возможные пути ее решения (гипотезы);

С помощью фактов и логических рассуждений проверяет их достоверность, выявляет правильное предположение;

Делает выводы.

Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Педагогика - очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?

Описание

Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал. Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний. Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.

Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.

Особенности

Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:

  • Словесные, наглядные и практические Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
  • По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
  • Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
  • Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.

Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.

Отличие от продуктивного метода

Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.

Репродуктивный метод обучения - это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.

В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.

Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.

Примеры

Как уже упоминалось, точные науки - подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.

Рассмотрим, например, обычное математическое Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу - нахождению неизвестного (или неизвестных).

Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) - обоснование (причина).

При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.

Эффективность

В российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться. Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул. Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических средств обучения (аудио, видео, анимация). Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе.

Плюсы

Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.

Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.

Минусы

Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения - это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления. Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний. При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.

Сочетание с другими методами

Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога. Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход. Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада - подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы – репродуктивный позволяет сделать следующий шаг. Он даст возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.

Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих ученых и практиков. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику современной школы, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества или физики, химии, биологии и т.д.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.

Третьим, и не последним обстоятельством, является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия "субъективно нового", часто требует от учащегося незаурядных творческих способностей. У ребенка они объективно не могут быть сформированы на таком высоком уровне, как это может проявляться у выдающегося творца. В этих условиях существенную помощь могут оказать именно репродуктивные методы обучения.

Продуктивные методы

В теории обучения принято рассматривать частично-поисковый, или эвристический, метод, как некий первичный этап, предваряющий использование исследовательского метода. С формальной точки зрения, это справедливо, но не следует думать, что в реальной образовательной практике должна соблюдаться последовательность: с начала используется частично-поисковый, а затем исследовательский метод. В обучении ситуации использования частично-поискового метода могут предполагать значительно более высокие умственные нагрузки, чем многие варианты обучения на базе исследовательского метода.

Так, например, частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи как: выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов частично-поискового метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.

Конечно, в более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе. В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом или преподавателем.

Примечательно, что еще в начале XX в. известный педагог Б. В. Всесвятский предлагал вчитаться внимательно в слова: "преподавание", "преподаватель", и задуматься о том, предусматривают ли эти термины самостоятельные действия детей, их активность в обучении. Преподать – значит преподнести нечто готовое.

Будучи последовательным сторонником исследовательского подхода к обучению Б. В. Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое, в итоге, при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов, а не слов, для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс наиболее полно отвечает потребностям активной детской натуры, он непременно окрашивается положительными эмоциями.

Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность учеников носит характер алгоритма.

Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей школьного возраста, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Учителя при помощи системы заданий грамотно организует учебную деятельность школьников по многократному воспроизведению данных им знаний либо продемонстрированных указанных методов школьной деятельности. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность учителя. Квалифицированный учитель практикует печатное и устное слово, предметные средства обучения, его учащиеся используют эти же средства для правильного выполнения заданий, как бы имея образец, который им сообщил, или продемонстрировал учитель. Репродуктивный метод вырисовывается во время устного воспроизведения сообщенных ученикам знаний, в ходе репродуктивной беседы, во время решения сложных физических задач. Такой метод применяют и при организации работ лабораторного и практического характера, исполнение которых подразумевает наличие достаточно точных и подробных инструкций.

Для того чтобы повысить эффективность репродуктивного метода учителями и методистами разрабатывается специальная структура репродуктивных методов обучения, включает она упражнения и задания (под названием «дидактические материалы») , программированные материалы, которые смогут установить обратную связь и полный самоконтроль. Однако необходимо помнить давно известную правду о том, что количество повторений совсем не всегда прямо пропорционально качеству усвоенных знаний. При общем значении репродукции использование большого объема заданий, задач, упражнений одного типа понижает интерес учеников к усвояемому материалу. Потому необходимо строго дозировать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей школьников. Во время обучения в школах, репродуктивный метод, обычно, используют в плавном сочетании с объяснительно-иллюстративным. На протяжении одного стандартного урока опытный учитель в состоянии объяснить ученикам новый материал, применяя объяснительно-иллюстративный метод, провести закрепление вновь изученного, организовывая его репродукцию, также может опять продолжить объяснение новой информации. Такая примерная смена способов обучения содействует смене вида и формы деятельности учеников, делает школьный урок более динамичным, увеличивает таким способом интерес учеников к изучаемому предмету.

Для обретения навыков, умений и знаний через систему специальных заданий организовывается деятельность обучаемых учеников по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. Педагог должен знать, что такое репродуктивный метод обучения – он преподносит задания, а обучающийся в свою очередь их выполняет — решает задачи, активно составляет планы и так далее. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучаемого напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения. Такой метод обучения обогащает школьников знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.

Репродуктивное обучение школьников обычно включает в себя полное восприятие фактов и явлений, их процесс осмысления (установление необходимых связей, выделение основного и главного момента и так далее) , что соответственно ведет к его пониманию. Главная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы правильно передать ученикам некоторые очевидные знания. Ученик обязательно должен запоминать новый учебный материал, перегружать свою память, в то самое время как прочие психические процессы, такие как альтернативное, а также самостоятельное мышление, в свою очередь должны блокироваться. Репродуктивный характер мышления характеризует активное принятие и запоминание преподносимой учителями и прочими источниками новой информации. Использование данного метода не возможно без применения словесных, практических и наглядных способов и приемов обучения, являющиеся материальной основой таких методов. В технологиях обучения репродуктивного направления выделяют следующие основные признаки. Главное и значимое преимущество такого метода – это экономность. За счет этого обеспечивается возможность передачи немалого объема знаний за минимальный срок с весьма небольшими затратами собственных усилий. При многоразовом повторении прочность полученных знаний может быть крепкой.

Во время репродуктивного построения рассказа преподаватель в готовой форме преподносит факты, важные определения некоторых понятий, плавно акцентирует внимание школьников на основных вещах, которые следует усвоить в первую очередь, а главное – чтобы усвоение прошло прочным образом. При репродуктивных методах наглядность школьного обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, навыков владения компьютером, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу. В особенной степени применяют репродуктивные методы в таких случаях, когда содержимое школьного учебного материала несет информативный характер, являет собой точное и подробное описание способов всех практических действий на компьютерах, является наиболее сложным для того, чтобы школьники могли осуществить самостоятельный поиск и обработку знаний. На основе репродуктивного метода чаще всего происходит программированное обучение. Метод репродуктивного направления на уроке информатики применяется при работе с использованием программ тренажёров, например, такие как клавиатурный тренажёр, обучающих и контролирующих программ, например, принцип функционирования компьютера, контроль знаний практического и теоретического материала, выполнении всевозможных видов вводных и тренировочных заданий, упражнений с дальнейшим комментированием.

Упражнения вводного характера применяются при первом знакомстве с программными средствами и исполняются, обычно, под чутким руководством своего учителя. Задания с комментированием используются при выработке у обучаемых учеников умений правильно работать с операциями, которые сложны для нормального усвоения. Таким образом, комментирование будет полезно во время деятельности над форматированием, а также копированием взятого текста. Комментирование подводит ученика к четкому осмыслению каждого его действия, дает возможность учителям вносить весомые поправки в различные действия учащихся, грамотно устранять неправильные действия и трактовки. Тренировочные задания нацелены на многократное повторение необходимых действий и операций, для того чтобы выработать умения и навыки. Подобные упражнения соединяют в одну систему преподносимых заданий, которые предполагают постепенный нарост степени сложности, а также творческой самостоятельности в деятельности учащихся.

С целью повышения результативности репродуктивного способа методисты и дидакты вместе с психологами разрабатывают такие системы заданий, упражнений, программированные материалы, которые обеспечивают должный самоконтроль, другими словами — обратную связь. Огромное внимание уделяют совершенствованию методов инструктажа всех учащихся. Кроме устных объяснений и демонстрации приемов работы, именно для этих целей применяют письменные инструкции и подробные схемы и конструкции, показ кинофрагментов и другие, на уроках трудовой деятельности — такие тренажеры, которые предоставят полную возможность быстро овладеть нужными навыками и умениями. В общем, репродуктивный метод обучения не дает возможность в должном объеме развивать умственное мышление школьников, а особенно это касается самостоятельности и гибкости мышления, формирования у учеников навыков исследовательской деятельности. При интенсивном использовании данных способов зачастую встречаются случаи, когда это ведет к формализации учебного процесса усвоения новых знаний, а иногда и просто-напросто к обыкновенной зубрежке.

Следовательно, вместе со способом обучения, рассмотренным выше, нужно применять ещё и такие методы обучения, которые организуют активную поисковую деятельность учеников.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений.

Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но и способов действий.

В данном случае большое внимание следует уделить инструктажу с демонстрацией (на уроках художественного труда) и объяснение последовательности и приемов работы с показом (на уроках изобразительного искусства). При выполнении практических заданий репродуктивная, т.е. воспроизводящая деятельность детей выражается в форме упражнений. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обуславливается сложность учебного материала. Известно, что в младших классах дети не могут выполнять одни и те же тренировочные упражнения. Следовательно, следует постоянно вносить элементы новизны в упражнениях.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит в задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания.

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

5. Проблемные методы обучения .

Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемную ситуацию, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемных методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.

Проблемные методы применяются преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики можно вводить на уроках художественного труда в 3 классе.

Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые ставят перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный водой, помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается на дно.

Почему фольга тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга – тяжелый материал, поэтому она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут, не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще раз кусочек фольги и коробочку из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги имеет плоскую форму, а коробочка из фольги – объемную пустотелую форму. Чем заполнены пустотелые предметы? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес.

Он легкий. Какой можно сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, как металл, заполненные (легким (воздухом, не тонут.) Почему не тонут большие морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем, если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.)

Таким образом, учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить гипотезы, проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов.

Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала приближает учебный процесс в общеобразовательной школе к научному поиску.

Применение проблемных методов на уроках художественного труда и изобразительного искусства наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...