В. Изменения в дворянском быту

Строительство новой столицы Санкт- Петербурга, основанного в 1703 году, проводилось по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом и стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Следует отметить, что первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д.Трезини), призванная защищать земли, отвоёванные в ходе Северной войны. Были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Строительство города велось по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. Петр 1 пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 122,5 метра, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Санкт-Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720 года доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И.К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И.П. Зарудный - церковь «Меньшикова башня». Под руководством русского архитектора П.М. Еропкина был составлен генеральный план Санкт-Петербурга. В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке, характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII века при реконструкции провинциальных городов. Для решения этих задач в области грандиозного строительства необходимостью стало привлечение иностранных мастеров. Пётр I приглашает в Россию на службу архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера: Леблон, Трезини, Фонтана и другие. Однако такое быстрое развитие строительства имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства Санкт-Петербурга, Пётр I приказал в 1714 году запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы. Ещё до 1714 года в Москве в начале XVIII века строились здания Арсенала, Суконного и Монетного дворов, здание Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни. Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра Великого, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы Петра I были ориентированы на искусство северных стран. Столичный город Санкт-Петербург застраивался по образцу Амстердама. До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий - архитектор Д.Трезини, Кунсткамера - архитекторы Г. И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявели, М.Г. Земцов (1718-1734 гг.).



Доменико Трезини (около 1670-1734гг.) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся на границе Италии со Швейцарией. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Д. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Д. Трезини.По проектам Д. Трезини заложены Кронштадт (1704г.) и Александро-Невская лавра (1717г.), в 1706 году была начата перестройка Петропавловской крепости в камне. Архитектором выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715г.), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711гг.), Петровские ворота (первоначально деревянные, а затем каменные – 1714-1717гг.) и Петропавловский собор (1712-1733гг.) в Петропавловской крепости. Было построено здание Двенадцати коллегий (1722-1736гг.) - теперь главное здание Петербургского университета, Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный Двор на Васильевском острове, Второй Зимний дворец и др.).Д.Трезини, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717-1721гг.). Постройки Д. Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехав в Россию, Д. Трезини оставил свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Д.Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х годах поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (сохранился в перестроенном виде).

Умер Доменико Трезини в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Леблон Жан Батист Александр (1679-1719гг.) - французский архитектор, ученик Жирара. Прославился написанной совместно с Аржанвиллем книги «Теория и практика садоводства», изданной в 1709 году и переиздававшейся в разных странах 12 раз. Ж.Б.Леблон написал также «Дополнения» к «Курсу архитектуры» Давилье с предложением новых конструкций, новых способов планировки зданий и их оформления, изданной в 1710 году и несколько раз переиздававшейся. Наиболее известные практические работы Ж.Б. Леблона в Париже - реконструкция отеля «Вандом» с садом и постройка отеля «Клермон» (1713-1714гг.). По приглашению Петра I Ж.Б. Леблон поступил на русскую службу с чином главного архитектора и окладом 5 тысяч рублей в год. Он приехал в Санкт-Петербург в августе 1716 года с большой группой французских мастеров разных специальностей. Здесь он организовал комплекс мастерских как базу строительства и школу для обучения русских мастеров новым методам работы. Ж.Б. Леблон разработал «Генеральный чертеж Санкт-Петербурга» (1717г.), вобравший в себя передовые градостроительные и фортификационные идеи, но не учитывавший реальные природные и материальные условия Санкт-Петербурга того времени и потому не имевший практического значения. За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге Ж.Б. Леблон создал проекты мазанкового (деревянные с оштукатуренными и побеленными стенами здания) фасада двухэтажного жилого особняка для городской застройки (1716г.) и ансамбля в Стрельне (1717г.). Архитектором были созданы проекты скульптурного оформления Большого Грота в Петергофе, интерьеров Петергофского дворца (1717г.), Летнего сада (1717г.), дома Ф. Апраксина (1716-1718гг.). Деятельность в Санкт-Петербурге не принесла Ж.Б. Леблону признания. Он рассорился с князем А. Меншиковым, а своими проектами несколько раз вызывал разочарование и недовольство Петра I, грустные последствия которого, согласно донесению французского посланника де Лави, Ж.Б. Леблон «почувствовал на себе», что ускорило его кончину. Достоверных построек Ж.Б. Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки.

Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

Еропкин Петр Михайлович (около 1698 -1740гг.) - русский архитектор. В 1716-1724 годах обучался в Италии. В 1737 году был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741гг.), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740гг.).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным П.М. был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом. В 1740 году П.М. Еропкин с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работы А. М. Опекушина).

Земцов Михаил Григорьевич (1686 – 1743гг.) – замечательный русский архитектор. Родился в Москве. Учился при Оружейной палате в Москве. В 1709 году переехал в Санкт-Петербурге. Обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу императора Петра I был назначен помощником и учеником Доменико Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы. В 1720 году М.Г.Земцов был переведен из учеников в гезели (помощники). В (1720-1722гг.) он работал в Ревеле помощником Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорга). В 1723 году был отправлен в командировку в Стокгольм. С 1723 года М.Г.Земцов работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Он участвовал в разработке планировки Летнего сада и ряда построек в нем, в том числе «Зала славных торжествований». М.Г.Земцов также принимал участие в создании дворцово-паркового ансамбля Петергофа. В 1730-х годах он был назначен архитектором Александро-Невского монастыря. Также он является одним из авторов Генерального плана Санкт-Петербурга 1737 года. После казни П. М. Еропкина в 1740 году М.Г.Земцов был прикомандирован к «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» для редактирования и завершения (совместно с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным трактата «Должность архитектурной экспедиции». В трактате им были написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». С 1741 годаМихаил Григорьевич исполнял обязанности придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Земцов М.Г. является первым русским архитектором Санкт-Петербурга, воплотившим наряду с Доменико Трезини основные замыслы императора Петра I. Архитектор работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

В 1742 году М.Г. Земцов получил чин полковника. Имел свою архитектурную «команду». Из работ Михаила Григорьевича Земцова в Санкт-Петербурге сохранилась церковь Святого Симеона и Анны (позднее частично перестроенная). В Царском Селе в конце 1742 - начале 1743 года М.Г. Земцовым была составлена программа реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля. В этот период времени М.Г. Земцов вел наблюдение за всеми строительными работами в Царском Селе, которые после его смерти возглавил Андрей Васильевич Квасов. М. Г. Земцовым был разработан план павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке. Продолжил строительство павильона Франческо Бартоломео Растрелли. По проектам М.Г.Земцова велась застройка Невского проспекта, Большой Морской и Миллионной улиц. Архитектор является автором проекта Итальянского дворца на Фонтанке (1726-1728гг.), который не сохранился, дворца Строгановых на Невском проспекте (перестроен Ф. Б. Растрелли), Аничкова дворца, Спасо-Преображенского собора и Князь-Владимирского собора (достроены и переделаны после смерти архитектора).

М.Г.Земцов завершал отделку парадных залов Кунсткамеры, заканчивал строительство Конюшенного ведомства, здания Двенадцати коллегий («Петровский» зал заседаний Сената). Архитектору принадлежит также проект алтарной части Сампсониевского собора. Дата смерти М.Г. Земцова сохранилась в одном из протоколов «Канцелярии от строений»: «... архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре».

Михаил Григорьевич Земцов был похоронен у Сампсониевского собора. Могила его со временем затерялась.

Коробов Иван Кузьмич (1700 или 1701–1747гг.) - русский архитектор и инженер. Родился в Переяславле-Залесском. Послан Петром I, как пенсионер, в Голландию, учился также в Бельгии. Занимался у архитектора Иоганна (Яна) Питера ван Баурсшейта-старшего. В 1727-1741 годах И.К. Коробов становится архитектором Адмиралтейского ведомства. Выстроил в духе раннего русского барокко здание Адмиралтейства, строил Партикулярную верфь на Фонтанке (начата в 1735г., затем разобрана), возможно, церковь Пантелеймона (1735–1739гг.). Участвовал в составлении первого русского архитектурного трактата-кодекса (1728–1738гг.). Архитектор занимался также отделкой кораблей. Из работ И.К. Коробова дошёл до наших дней шпиль Адмиралтейской башни. Сохранилась церковь Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге (предположительно его авторства), являвшаяся частью Партикулярной верфи на Фонтанке. К творчеству архитектора относится Богословская церковь с колокольней в Кронштадте, которая простояла до 30-х годов XX века, также Триумфальные ворота на Тверской улице, возведённые к коронации Елизаветы Петровны, сгорели в 1752 году. Сохранился созданный И.К. Коробовым канал вдоль северной границы Новой Голландии, ныне известный как Новоадмиралтейский канал. И.К. Коробов после казни Петра Еропкина, вместе с которым он работал, переезжает в Москву. С 1741 года, И.К.Коробов, работая в Москве, воспитал ряд известных архитекторов (С. И. Чевакинский, А. Ф. Кокоринов, Д. В. Ухтомский).

Иван Кузмич Коробов умер в Москве в 1747 году.

исторический государь военный реформа

ь Экономические реформы

ь Преобразования в области культуры и быта

ь Военная реформа

ь Церковная реформа

ь Реформа управления

Экономическая реформа. В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Преобразования в области культуры и быта. Наука и просвещение.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных -- солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Появились новые учебники, самый знаменитый -- «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея -- Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2--3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля -- 112 м, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный -- церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника -- «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой -- смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «истории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

После возвращения «великого посольства» из Европы Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, остальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.

В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи -- торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней. Возник глубочайший разрыв между образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие крестьянина к любому образованному человеку.

Военная реформа. Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали значительной вооруженной силы для их подавления. Активная внешняя политика российских царей заставляла укреплять вооруженные силы государства. В этих целях и проводились реформы военного устройства. Основной чертой военной реформы, проводимой Петром Великим, явилось создание регулярной армии. Постоянные войска существовали, конечно, и до Петра, но в форме стрелецких полков и наемников. Войска эти были далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники -- о жалованье. Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск -- рекрутский, набор. В 1699 г. формируется рекрутская система набора в армию (каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута). Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно. С 1723 г. после переписи введена подушная раскладка рекрутов. Это позволило создать сильную армию. Солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них 21 -- основной набор и 32 -- дополнительных. В армию было взято около 285 тыс. человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек), два-три полка составляли бригаду. Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек). В этот же период создана система военных гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 1 5 тыс. артиллерийских стволов. К моменту окончания Северной войны Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов. Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (школа бомбардиров, Морская академия, артиллерийская, инженерная школы), но главной военно-практической школой подготовки офицеров служили элитные гвардейские полки: Преображенский и Семеновский. К концу царствования Петра I в стране обозначились две структуры управления: гражданская и военная. Гвардия стала элитой военной власти и управляла гражданским аппаратом. Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии. В 1716 г. был введен Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи. Также он ведал вопросами формирования полков, назначением офицеров, устанавливал план и порядок ведения боевых действий. Церковная реформа.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления.

В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии) , от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%) . Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью

В последние годы жизни внимание царя было приковано преимущественно к гражданским делам.

К ним относятся организация коллегий и реформа Сената.

Реформа управления. В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр I основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. Сенат был образован указом 2 марта 1711 г. Он заменил старинную Боярскую думу. С 1717 началось создание коллегий -- центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти -- исполнительные, финансовые, судебные и контрольные -- создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент -- детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

Значение петровских реформ

  • 1) создание регулярной армии и мощного флота укрепило безопасность страны;
  • 2) Россия стала крупной морской державой, получив побережье Балтики;
  • 3) реформы укрепили Российское государство, поставив его в ряд великих европейских держав;
  • 4) усовершенствование системы местного управления, стирание граней между боярством и дворянством, введение выборных начал в управлении городами, превращение церкви в один из государственных инструментов.
  • 1) несмотря на прогрессивность реформы проводились очень круто, без оглядки, требовали большого напряжения сил, многих жертв;
  • 2) средства на реформы порой тратились бездумно и расточительно;
  • 3) развитие страны произошло ценой дальнейшего закрепощения крестьян и усиления и без того огромной роли государства;
  • 4) процесс преобразований был прерван смертью Петра.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Россия в 30-е-50-е годы 18 века. «Дворцовые перевороты».

После смерти Петра I стал вопрос о престолонаследии. Из претендентов на трон по мужской линии был лишь один внук Петра I, сын царевича Алексея - Петр Алексеевич (будущий Петр II). По женской линии наибольшие шансы имела последняя супруга Петра - Екатерина. Екатерину поддерживали: Меньшиков, Ягужинский, Толстой, Макаров, Прокопович, Бутурлин. Внука Петра поддерживали: Голицины, Долгорукие, Шереметьев, Репнин. При поддержке гвардии на престол взошла Екатерина.

Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меньшиков. Он стал фактическим правителем России. 1726 г. – создание Верховного тайного совета. Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа.

В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Ее приемником стал 12-летний царевич Петр. Но страной по прежнему фактически правил Меньшиков. Меньшиков рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы восстановили Петра II против него. Он был сослан в сибирский город Березов, где и умер.

После смерти Петра II(1730)- было решено пригласить племянницу Петра I - Анну Ивановну(1730-1740). В сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их затея провалилась. Анна восстановила самодержавие. Началась печально известная «бироновщина». Дворяне были недовольны этим режимом.

Г.-Анна умерла. Наследник-Иван IV Антонович, а регентом при нем стал Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут Минихом. В ноябре 1741 г. гвардейцы-заговорщики возвели на престол дочь Петра I-Елизавету. Все дела она передоверила министрам и фаворитам - А.Г. Разумовскому и И.И. Шувалову. Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович. В июне 1762 г. Петр III был свергнут, на престол возведена его жена - будущая Екатерина Великая(1762-1796).

Внутренняя политика Екатерины 2

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Внешняя политика Екатерины 2

Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (наподобие кондиций 1730 г.). Екатерина отвергла проект создания Совета, увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть, но при этом понимала, что реформа государственного управления необходима. Был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Ивановной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел Определенные полномочия. Тем самым Екатерина ослабила Сенат, превратив его из законодательного в простой административный орган. За департаментами наблюдал генерал-прокурор князь А. А. Вяземский, известный своей неподкупностью.

Было ликвидировано гетманство на Левобережной Украине, которой стал управлять генерал-губернатор Малороссии полководец П. А. Румянцев. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель, забрав их в казну. Духовенство теряло экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд чиновничества.

Близкое знакомство Екатерины II с трудами знаменитых философов (Вольтера, Дидро) привели царицу к мысли о необходимости создания нового свода законов. Соборное уложение 1649 г. давно устарело, накопилось много царских указов, манифестов. Екатерина решила создать Комиссию для составления нового Уложения; возникли проекты Посошкова, Голицына, Татищева. В Уложенную комиссию избрали по всей России 564 делегата (дворяне, горожане, казаки, инородцы, государственные крестьяне и др.) для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона. В течение двух лет (1764-1765) Екатерина II работала над составлением «Наказа», своего рода руководства для депутатов, в основу которого были положены трактаты Монтескье и других западноевропейских философов-просветителей. «Наказ» провозглашал, что цель власти - содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. В «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше человеческой личности, что права каждого человека вытекают из его сословной принадлежности и в соответствии с этим определяются законами монарха. В этом документе отвергались пытки, казни (лишь в особых случаях), говорилось о предупреждении преступлений. «Наказ» раздали депутатам Уложенной комиссии, которую созвали в 1767 г.

В составе Комиссии преобладали представители дворян, и неудивительно, что в начале своей работы Комиссия преподнесла Екатерине титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», титул стал законом. Члены Комиссии читали наказы с мест и обсуждали статьи будущего Уложения. Но в среде депутатов возникли серьезные разногласия, какие возникают между представителями разных сословий. Работа Комиссии ярко свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Санкт-Петербург - очаровывает не только местных жителей, но и тысячи гостей, желающих посетить город мостов и белых ночей. Чем так привлекателен Санкт-Петербург и кто сделал его таким, каким мы знаем его сейчас?

Начало строительства Санкт-Петербурга

Основателем города был великий реформатор и царь Петр I. Впечатленный архитектурой и развитостью западных стран, которые он посещал, Петр I решил возвести в России город, не уступающий по красоте и изысканности европейским столицам. Так началось строительство Санкт-Петербурга.

Царь не был фанатичным приверженцем всего западного, но он умел извлекать самое важное из увиденного и приспосабливать это к условиям России. Архитекторы Санкт-Петербурга, которых он пригласил на работу из-за рубежа, были известными мастерами этого ремесла в европейских странах.

Среди них Жан-Батист Леблон из Франции и Доменико Трезини из Италии. Их задача заключалась не только в проектировании зданий в соответствии со вкусами и потребностями жителей города, но и в обучении архитекторов империи этому нелегкому искусству. Для поощрения иностранцев Петр I платил им гораздо большее вознаграждение, чем русским мастерам.

Архитекторы Санкт-Петербурга

Одним из первых зодчих в Петербурге в период с 1703 по 1716 год был Доменико Трезини — представитель раннего барокко. Среди его проектов - сооружение Кроншлота (артиллерийского форта для защиты от шведов); первый генеральный план города; план застройки Васильевского острова; планы возведения собора Петропавловской крепости, Летнего дворца, Стиль архитектора менялся под влиянием окружающей его действительности. Первые проекты (в частности, колокольня Петропавловского собора) воплощали суровую скандинавскую манеру в зодчестве. Однако под влиянием традиций и стиля русских мастеров архитектурные формы Трезини приняли более мягкие очертания.

Такому же влиянию подверглись и другие архитекторы Санкт-Петербурга: особенности русского духа и манера жизни народов Российской империи вносили значительные коррективы в творческий процесс и эстетические взгляды зодчих.

Не менее важный вклад в градостроительство внес Георг Иоганн Маттарнови, немецкий зодчий, прибывший в Санкт-Петербург в 1714 году. Он вел строительство нескольких зданий — второго Зимнего дворца, здания Кунсткамеры, Исаакиевского собора. Но после его внезапной смерти в 1719 году завершать начатое пришлось архитектору Николаусу Гербелю.

Еще один выдающийся архитектор, работавший в Северной столице, - француз Жан-Батист Леблон. Он был автором первого генерального плана города. Кроме того, зодчий создал планировку а также парков и садов в Стрельне и Петергофе (в частности, он построил Эрмитаж, Монплезир, и павильоны Марли).

Одним из первых монументальных проектов стал Дворец Меншикова, возведение которого началось в 1710 году по разработке Джованни Мария Фонтана и было закончено в 1720 году уже Иоганном Шеделем. Здание было сооружено специально для любимца царя — князя Александра Меншикова.

Архитекторы, построившие Санкт-Петербург, работали целыми поколениями. Так, в 1716 году в город вместе с семьей и помощниками прибыл Бартоломео Карло Растрелли, заключивший трехгодичный контракт с царем. Зодчий занимался созданием целой группы барельефов для Большого каскада в Петергофе; создал конный монумент Петра I (установленный перед Михайловским замком), а также несколько портретов царя и его «восковую персону».

Главный архитектор Санкт-Петербурга

Сын Бартоломео-старшего — Бартоломео Франческо Растрелли — приехал в город вместе с отцом в возрасте 15 лет. Обучение он проходил у таких выдающихся зодчих, как Д. Трезини, Н. Микетти, М. Земцов и А. Шлюттер. Растрелли-младший творил в Санкт-Петербурге порядка пятидесяти лет, создав за этот период известные на весь мир сооружения: Екатерининский дворец в Царском Селе, дома графа Строганова и Воронцова, в Санкт-Петербурге — так называют Бартоломео Растрелли, воплотившего в этом комплексе все свое мастерство. Строительство велось с 1754 по 1762 год. После его завершения дворец стал главной зимней императорской резиденцией. Здание выполнено в стиле барокко. Оно является последним монументальным сооружением, воплощавшим манеру мастеров, работавших в этом направлении.

Произошло так потому, что вторая половина XVIII века характеризуется резкими изменениями в экономических отношениях и вкусах общества, которые привели к быстрому угасанию популярности барокко.

Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге испытал настоящую трагедию в связи с резкой потерей интереса к архитектурному стилю всей его жизни, уступившему место классицизму. Редко бывает так, чтобы мастер пережил эпоху течения, в котором он творил. Для Растрелли это стало настоящим ударом.

Влияние иностранцев на русское зодчество

Первая половина XVIII века стала знаковой в истории русского зодчества. Несмотря на то что знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга были иностранцами, они во многом определили развитие зодчества в Российской империи, наделив его отчасти западными тенденциями. В то же время сами мастера под влиянием окружающей среды, нравов и традиций русского народа и его мировоззрения меняли стиль своей работы, подстраиваясь под вкусы и пристрастия заказчиков.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...