Во дни торжеств и бед народных. Михаил Лермонтов — Поэт: Стих

ВВЕДЕНИЕ
Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать
как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.
Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова – при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Многое взял Державин от правил классицизма. Здесь классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины II, наделенной всяческими добродетелями; в стройности построения; в типичной для русской оды десятистрочной строфе и т.д.

Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединяет оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г.Потемкина, А. Орлова, П.Панина).

Отход от классицизма и в нарушении строгих правил в языке. Для оды полагался «высокий» стиль, а у Державина наряду с торжественным и величавым стилем есть совсем простые слова («Дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного»). А иногда даже встречаются строки «низкого штиля» («И сажей не марают рож»).

Ода «Властителям и судиям» (прочитать)

Державин был свидетелем Крестьянской войны под предводительством Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблением чиновников, грабивших народ.

«Сколько я мог приметить, - писал Державин, - это лихоимство производит в жителях наиболее ропота, потому что всякий, кто имеет с ними малейшее дело, грабит их».

Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость.

В своей оде поэт гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом.
Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым дать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных от оков…

Но, по словам поэта, «Властители и судии»

Не внемлют! – видят и не знают!

Покрыты мздою очеса;

Злодейства землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы».

Стихотворение «Памятник» (прочитать)

«Памятник» - вольное переложение оды древнеримского поэта Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на назначение поэта и поэзии.

Главную свою заслугу он видит в том, что «дерзнул … истину царям с улыбкой говорить».

2.2.2 Жуковский Василий Андреевич (1783 -1852)

«Его стихов пленительная сладость Пробьет веков завистливую даль» (А.С. Пушкин).

Жуковский был одной из самых благородных и обаятельных личностей в русской литературе первой половины 19 века. Современники говорили о его нравственной красоте, о его исключительной честности, чистоте, кроткой натуре, считали его совестью отечественной словесности.

Особая грань личности Жуковского – его заступничество за преследуемых и гонимых людей. Пользуясь своим пребыванием при царском дворе в качестве учителя императрицы и воспитателя наследника престола, он неутомимо ходатайствовал за писателей, художников, свободолюбцев, подвергшихся царской опале. Жуковский не только способствовал формированию гения Пушкина, но и четырежды спасал его от гибели. После смерти великого поэта именно Жуковский способствовал (хотя и с вынужденными потерями) изданию недозволенных пушкинских сочинений.

Это Жуковский помог избавлению Баратынского от невыносимой солдатчины в Финляндии, добивался облегчения участи Лермонтова, содействовал выкупу на свободу не только Т.Г. Шевченко, но и гениального Щепкина. Это он смягчил судьбу Герцена, побудив Николая I перевести его из далекой Вятки в близкий от столицы Владимир (об этом поведал сам Герцен в романе «Былое и думы»); поэт хлопотал за Ивана Киреевского, лишившегося издаваемого им журнала, ходатайствовал за поэтов-декабристов Ф.Глинку, В. Кюхельбекера, А. Одоевского и др. Все это вызывало недовольство, открытое раздражение, даже гнев у членов императорской семьи и осложняло положение самого Жуковского.

Поэт протестовал против крепостного права, сам он в 1822 году освободил своих крестьян от крепостной зависимости.

Его отличали прямота, высокая гражданственность. В 1812 году он, человек сугубо штатский, ушел в народное ополчение и прославил ополченцев в своих произведениях.

Его настойчиво пытались сделать царедворцем, но он не пожелал стать придворным поэтом.

Жуковский исключительно высоко ценил дружбу и был предан ей необычайно.

Поэт был однолюбом и через всю жизнь пронес любовь к одной женщине. Женившись на закате жизни, он все свои силы отдал заботам о неизлечимо больной жене и воспитанию детей.

Последние годы жизни поэт провел за границей, где и умер. Похоронен он в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.

Поэзия Жуковского носит ярко выраженный романтический характер. В 1812 году поэт вступил в Московское ополчение, принял участие в Бородинском сражении и несколько позже написал стихотворение

«Певец во стане русских воинов».

Произведение включает в себя множество тостов, провозглашаемых певцом в честь прославленных русских полководцев прошлого и настоящего.

Громадная заслуга Жуковского перед русской поэзией состоит в разработке жанра баллады , получившего широкое распространение в литературе романтизма.

Баллада сюжетна, динамична, она любит обращаться к чудесному и ужасному. В романтических балладах содержание может быть историческим, героическим, фантастическим, бытовым, но каждый раз оно передается через легенду, поверие, предание.

«Людмила» - первая баллада, созданная Жуковским в 1808 году.

«Светлана» (1813 год) – самое радостное произведение Жуковского в балладном жанре.

Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных
Из стихотворения «Поэт» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814-1841):
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Одобрительно об актуальной мысли, лозунге, идее, слове и т. д. или иронически о какой-либо излишне пафосной речи.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных" в других словарях:

    См. Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    КОЛОКОЛ - Металлическое изделие (из меди* или медного сплава) в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем языком. Русь* заимствовала колокола из Европы. Впервые в русских летописях (см. летопись*) они упоминаются в 1066 г.… … Лингвострановедческий словарь

    Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540 рус. … Википедия

    1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

    КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, афористич. и образные речения, созданные Л. в его стихах и прозе и вошедшие затем в устную и письменную речь преим. в качестве поговорок и тем самым пополнившие фразеологич. фонд рус. лит. языка. Судьба лермонт. К. с. неоднородна … Лермонтовская энциклопедия

    - (1832 96), скульптор. Автор памятников Н. В. Гоголю, В. А. Жуковскому и Л., установленных в Петербурге в Александровском сквере у Адмиралтейства [ныне Сад трудящихся им. М. Горького; см. Пахомов (2), с. 208]. Над лермонт. памятником К. работал в… … Лермонтовская энциклопедия

    отзыв - I о/тзыв A сущ см. Приложение II (отклик; условный ответ; мнение; рецензия) о/тзыва мн. о/тзывы о/тзывов Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой И, о/ … Словарь ударений русского языка

«Звучал, как колокол на башне вече-
вой…» - этими словами М.Ю.Лермонтова
о стихах своего предшественника хотелось бы
начать рассуждения о политической лирике
А. С. а.
Молодой А. С. , только что окон-
чивший Царскосельский лицей, оказался пе-
ред прозой жизни, столкнулся с несправед-
ливостью крепостнического строя. Россия
после славных побед над Наполеоном начи-
нала поддаваться губительному гниению из-
нутри. Не выдерживая испытания временем,
рушились вековые устои самодержавия, За-
хватническая внешняя политика царя хоть в
какой-то мере должна была затушевать клас-
совые противоречия, отвести взгляд здраво-
мыслящего.человека от проблем внутренних,
разжечь в каждом чувство национализма…
Россия превращалась в «жандарма Евро-
пы», сама задыхаясь под властью тирана.
Увы.! куда ни брошу взор ~-
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Это - ода «Вольность» А. С. а. Но
не только пессимизмом веет от этого произве-
дения поэта. Оно призывает и к борьбе: «Вос-
станьте, падшие рабы!» Стихотворение «К Ча-
адаеву»: - философские раздумья молодого
человека, который должен сделать выбор в
жизни. Выбор этот приходилось делать каждо-
му, избирая дорогу «народного заступника»
или дорогу «раба». Рылеев, Пестель, Кюхель-
бекер, Чаадаев, выбрали первый путь:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
А. С. утверждает и проповедует
не уход от борьбы, не пассивную романтику
со стонами, вздохами, а битву за светлое бу-
дущее Отчизны:
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
«Минута вольности святой» - разве ради
этого не стоит жить?! Верой в грядущее сча-
стье народов России пронизаны последние
строки этого послания:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Гимн свободе, прозвучавший здесь, утверж-
дает еще и необходимость посвятить всего себя
борьбе. Когда все люди осознают эту необходи-
мость, только тогда они сумеют искоренить
«барство дикое», которое «без чувства, без за-
кона присвоило себе насильственной лозой и
труд, и собственность, и время земледельца».
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! - ,
призывает поэт. В стихотворении «Деревня»
поэт использует антитезу, с помощью кото-
рой он противопоставляет красоту русской
природы суровой правде жизни. Этим он до-
бивается такого реального изображения «не-
вежества», что становится страшно и горько
видеть язвы на теле Родины:
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея…
Злые языки обвиняли поэта в отсутствии
патриотизма. Да, действительно, патриотизм
поэта - это не восхваление самодержавия
и царской семьи, не восхваление внешнеполи-
тической деятельности царизма, не преклоне-
ние перед «либерализмом» бюрократического
аппарата государства. Он бичует и обличает
все это. Это патриотизм, который разовьет
М. Ю. Лермонтов в своих произведениях «Про-
щай, немытая Россия!», «Родина» и других.
А. С. никогда не боялся выска-
зывать такие мысли, от которых у царя и его
сановников «ползали мурашки по телу»:
Мы добрых граждан позабавим
,И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
На вопрос Николая I, где был бы поэт 14 де-
кабря 1825 года, если бы находился в Петер-
бурге, ответил: «С друзьями», то есть
с декабристами, на Сенатской площади.
Служение Отчизне - эту идею поэт про-
нес через всю жизнь. В эпоху махровой ре-
акции, последовавшей за разгромом восста-
ния 1825 года, он находит в себе силы за-
явить: «Я гимны прежние пою…» В послании
«В Сибирь» поэт пишет о благородном по-
прище своих товарищей:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Поэт верит, что одиночество его не вечно,
справедливость восторжествует и он снова
увидит своих друзей на свободе.
Поэт всегда вольно или невольно сопри-
касается с государственной властью. Из это-
го, как показала история, не получается ни-
чего хорошего для поэта и ничего полезного
для власти.
Однако надежда на просвещенного прави-
теля никогда не покидала людей искусства.
Поэтому Александр обращается к
Николаю I, только что -взошедшему на пре-
стол, со своеобразной интерпретацией «Фе-
лицы», адресованной в свое время Г.Держа-
виным Екатерине II.
Нужно обладать смелостью и огромным
талантом, чтобы поучать монарха. Но все же
идет и на некоторый моральный
компромисс, проводя параллель между «мя-
тежами и казнями» «начала славных дней
Петра» и кровавым завершением восстания
декабристов, где большинство пострадавших
были близкими поэту людьми.
Как объяснить этот компромисс? Во-пер-
вых, А. С. был истинным сыном своей
монархической эпохи. Он верит в «рабство,
падшее по манию царя».
Во-вторых, поэт, ставя столь высокую
планку Николаю I, желает смягчить участь
своих друзей, внушив монарху, что можно
«правдой привлечь сердца» и «нравы укротить
наукой». Александр мечтает видеть на
троне мудрого царя. Образованный и совестли-
вый самодержец - идеал русского народа.
Однако продолжались гонения на свобо-
домыслящих людей. И не все выдерживали.
Некоторые гнули спины под все ожесточаю-
щимся напором реакции, другие, замаливая
«грехи молодости», переходили в лагерь ца-
ризма. Но неколебимо высилась фигура ги-
ганта - фигура а. Он был одним из
немногих, кто продолжал петь песнь Свобо-
де, Равенству и Братству.

Во дни торжеств и бед народных
см. Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Во дни торжеств и бед народных" в других словарях:

    Из стихотворения «Поэт» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814 1841): Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И… … Словарь крылатых слов и выражений

    Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… … Литературная энциклопедия

    КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, афористич. и образные речения, созданные Л. в его стихах и прозе и вошедшие затем в устную и письменную речь преим. в качестве поговорок и тем самым пополнившие фразеологич. фонд рус. лит. языка. Судьба лермонт. К. с. неоднородна … Лермонтовская энциклопедия

    Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540 рус. … Википедия

    1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

    - (1832 96), скульптор. Автор памятников Н. В. Гоголю, В. А. Жуковскому и Л., установленных в Петербурге в Александровском сквере у Адмиралтейства [ныне Сад трудящихся им. М. Горького; см. Пахомов (2), с. 208]. Над лермонт. памятником К. работал в… … Лермонтовская энциклопедия

    отзыв - I о/тзыв A сущ см. Приложение II (отклик; условный ответ; мнение; рецензия) о/тзыва мн. о/тзывы о/тзывов Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой И, о/ … Словарь ударений русского языка

    КОЛОКОЛ - Металлическое изделие (из меди* или медного сплава) в виде полого усеченного конуса с подвешенным внутри него для звона стержнем языком. Русь* заимствовала колокола из Европы. Впервые в русских летописях (см. летопись*) они упоминаются в 1066 г.… … Лингвострановедческий словарь

    - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание 1 Предприятия и учреждения культуры 2 История 3 Ансамбли … Википедия

Книги

  • Во дни торжеств и бед народных. Острые вопросы в юбилей Победы , Бушин Владимир Сергеевич. Владимир Сергеевич Бушин, - писатель, публицист, литературный критик и поэт, - прошел войну и поэтому сегодняшний день во многом оценивает с позиции фронтовика. Он ведет беспощадную борьбу со…

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал -
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене -
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал)» Лермонтова

После стихотворения Лермонтов получил скандальную славу. Высшее общество во главе с императором видели в нем угрозу существующему режиму. Революционные и демократические круги считали его достойным наследником Пушкина, воспевающим в своем творчестве лучшие идеалы. Лермонтов действительно продолжил и развил многие темы, затронутые Пушкиным. Одна из них – место и роль поэта в обществе. В 1838 г. он написал стихотворение «Поэт», которое можно считать его программным заявлением.

Произведение построено на сравнении кинжала с поэтом. Первая часть посвящена описанию «клинка надежного». Кинжал много лет выполнял свое непосредственное предназначение, заключающееся в убийстве людей. Его ценность заключалась только в остроте. Страшное орудие не нуждалось в бессмысленных украшениях. После убийства хозяина кинжал долгое время пролежал у торговца, пока не был куплен. Теперь он стал безобидной «игрушкой золотой», висящей на стене. Он нужен только для того, чтобы радовать чей-нибудь взгляд. Боевое оружие превратилось в декоративное украшение.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с современным поэтом. Явно виден намек на эпоху декабристов. Автор считает, что после убийства Пушкина не осталось настоящих поэтов, которые могут призвать народ на битву. Продавшись власти, современники предпочитают не затрагивать в своем творчестве острых вопросов, ограничиваясь описанием природы или великих деятелей. Литературная деятельность стала источником дохода, она не способна на подвиг. Лермонтов использует символический образ вечевого колокола, который был популярен среди декабристов. Он напоминает о древнерусских традициях народной вольности.

Поэт считает, что в современном лживом и порочном обществе не могут появиться гении и пророки. Люди настолько испорчены, что предпочитают не замечать правды и скрывать ее за «блестками и обманами».

В последней строфе образы кинжала и поэта сливаются воедино. Лермонтов выражает надежду на то, что настанет день пробуждения «осмеянного пророка», который найдет в себе силы обнажить кинжал и направить его острие против прогнившего общества. До тех пор кинжал будет все больше и больше покрываться «ржавчиной презренья».

Стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике. Обычно Лермонтов придерживался темы противостояния поэта и толпы, его одиночества. Но в этом случае он указывает на гражданский долг и прямое предназначение поэта. Большое влияние на него оказала смерть Пушкина и реакция общества на это событие. Лермонтов осознал, насколько значимой может быть роль поэта и какой силой обладает его творчество.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...