Выражение сравнения в русском языке. Выражение сравнения Выражение сравнения в простом предложении

Способы выражения сравнения в поэзии С.А. Есенина

В настоящее время не ослабевает интерес к изучению художественных средств выразительности, определении их места в языке того или иного писателя или поэта.

В статье рассматриваются морфологические и синтаксические средства выражения значений сравнения, выявление их роли и особенностей функционирования в лирике С.А. Есенина.

1. Морфологические способы

а) Творительный сравнения

В языковом материале представлены многочисленные примеры использования в качестве сравнения существительного в творительном падеже (творительного сравнения).

Существительное в форме Т.п. может быть одиночным:

Сыплет черемуха снегом ,

Зелень в цвету и росе . «Сыплет черемуха снегом»

Запад подвернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей . «Весенний вечер»

Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси . «Не ругайтесь. Такое дело!»

Оловом светится лужная голь… «Черная, потом пропахшая выть!»

Листьми звёзды льются

В реки на наших полях . «Небесный барабанщик»

Существительное в форме Т.п. может иметь при себе определение:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег . «Песнь о собаке»

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде . «Я покинул родимый дом»

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень. «Анна Снегина»

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой . «Береза»

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть . « О верю, верю, счастье есть!»

Поэт активно использует данную форму передачи сравнения.

б) Имена прилагательные в сравнительной степени

Такие примеры мы также находим в поэтическом языке Есенина.

О возраст осени!

Ты мне дороже юности и лета . «Пускай ты выпита другим»

Как бы не был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий. «Шаганэ, ты моя, Шаганэ»

Пусть меня ласкают нежным словом,

Пусть острее бритвы злой язык,

Я живу давно на все готовым,

Ко всему безжалостно привык. «Жуть- обман с чарующей тоскою…»

Но я готов поклясться

Чистым сердцем,

Что фонари

Прекрасней звезд в Баку . «Стаксы»

Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят…

Ты пропела: «За Евфратом

Розы лучше смертных дев» «Ты сказала, что Саади…»

в) Предлоги вроде, подобно, наподобие

И снег ложится

Вроде пятачков ,

И нет за гробом

Ни жены, ни друга . «Ответ»

Данный способ выражения сравнения практически не используется Есениным. Из ста примеров встретился только один.

2. Синтаксические способы

а) Сравнительные обороты

Анализ языкового материала показал, что излюбленным приёмом передачи значения сравнения для поэта являются предложения со сравнительными конструкциями. Такие примеры типичны и многочисленны. Мы обратили внимание на разнообразие сравнительных моделей.

Модель «сравнительный союз с существительным в И.п.»

Существительное в И.п. может быть одиночным, а также может иметь при себе зависимыми слова - определения.

Одиночные:

Зацелую допьяна, изомну, как цвет ,

Хмельному от радости пересуду нет. «Выткался на озере алый цвет зари»

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель , черемуха

Машет рукавом. «Край ты мой заброшенный»

Заливались веселые птахи,

Крапал брызгами поп из горстей,

Стрекотуньи- сороки, как свахи ,

Накликали дождливых гостей. «Заглушила засуха засевки»

Зыбко пенились зори за рощей,

Как холстины ,ползли облака,

И туманно по быльнице тощей

Меж кустов ворковала река. «Заглушила засуха засевки»

А из туч глядит, как капля ,

Одинокая звезда . «На небесном синем блюде»

С зависимыми словами:

И березы стоят,

Как большие свечки . «Вот уж вечер. Роса..»

Как снежинка белая , в просини я таю

Да к судьбе- разлучнице след свой заметаю. «Матушка в Купальницу по лесу ходила»

Как захожий богомолец ,

Я смотрю твои поля . «Гой ты, Русь, моя родная»

Как совиные глазки , за ветками

Смотрят в шали пурги огоньки . «Русь»

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг . «Сукин сын»

Модель «сравнительный союз с существительным в косвенном падеже»

И глухо, как от подачки ,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег . «Песнь о собаке»

Потому и грущу, осев,

Словно в листья, в глаза косые «Ты такая ж простая, как все»

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь , собрались «Русь советская»

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме . «Письмо от матери»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром . «Береза»

Ночь, как дыню ,

Катит луну . «Баллада о двадцать шести»

Модель « сравнительный союз с существительным в И.п. + существительное в косвенном падеже»

Я хотел бы в мутном дыме

Той звездой поджечь леса

И погибнуть вместе с ними,

Как зарница в небесах . «На небесном синем блюде»

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных . «Прячет месяц за овинами»)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замираньем летит на звезду

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива ,

Опрокинуться в розовость вод . « Закружилась листва золотая»

Смотрите…

Уже светает.

Заря, как пожар на снегу

Мне что-то напоминает … «Анна Снегина»

Модель « сравнительный союз с наречием»

Притчею мглы ты, как прежде , жива . «Синее небо, цветная дуга»

И тот, кого ты ждал в ночи,

Прошел, как прежде , мимо крова . «Теперь любовь моя не та»

Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале . «Свищет ветер, серебряный ветер»

В качестве наречия может выступать обстоятельство – количественно-именное сочетание:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По- весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад . «Письмо Матери»

Модель «сравнительный союз с именем прилагательным»

Цвела- забубенная, росла- ножевая,

А теперь вдруг свесилась , словно неживая . « Песня»

Намокший дикий виноград

К стене прижался, как бездомный.

Данная синтаксическая модель встречается довольно редко.

б) Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

Режет серп тяжелые колосья,

Как по горло режут лебедей . « Песнь о хлебе»

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья ,

Так я роняю грустные слова. «Отговорила роща золотая..»

У вас под окнами

Теперь метели свищут,

И в дымовой трубе

Протяжный вой и шум,

Как будто сто чертей

Залезло на чердак . «Письмо деду»

Я утих. Годы сделали дело,

Прокатилась во всю страну . «Я помню, любимая, помню»

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна . «Пороша»

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду . «Закружилась листва золотая»

в) Сказуемое со значением сравнения

И любовь, не забавное ль дело?

Ты целуешь, а губы как жесть . «Ты прохладой меня не мучай»

В своей стране я словно иностранец . «Русь Советская»

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя- родина,

Я- большевик. «Иорданская голубица»

Года далекие,

Теперь вы как в тумане . «Мой путь»

Все колосья в поле

Как лебяжьи шеи . «Сказка о пастушонке Пете»

Но люди- все грешные души.

У многих глаза - что клыки . «Анна Снегина»

г) Приложение со значением сравнения

И вызванивают в четки

Ивы- кроткие монашки . «Край любимый»

Осень - рыжая кобыла – чешет гриву . «Осень»

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый - месяц

Гуляет в голубой траве . « За темной прядью перелесец»

О Русь- малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску . «Запели тесаные дроги»

3.Значение и роль сравнений в поэтическом тексте С.А. Есенина.

С.А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное-

Дышит запахом меда и роз.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и в росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

С.А. Есенин был близок к природе и поэтому объектом для сравнений у него также был мир птиц, животных и растений. В этом его творчество схоже с народной поэзией. Употребление сравнений не случайно, это было связано с обстановкой и укладом жизни, которые привычны тому или иному творцу. Сравнения Есенина близки к фольклорным и ведут нас в ту обстановку, где поэт родился и рос, воспитывался. Например, быстро ушедшее из жизни героя счастье и радость сравнивается с бойким вихрем и с бешено мчащейся тройкой («Снежная замять крутит бойко..»). В стихотворении «несказанное. Синее, нежное…» поэт сравнивает свои прожитые годы, которые так быстро пролетели, с тройкой оголтелых коней:

Я утих, годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

В лирике Есенина часто встречаются сравнения в виде описательно-изобразительных картин, отдельных поэтических пейзажных зарисовок. Например, стихотворение «Осень» всё построено на сравнениях.

В лирике Есенина очень много прямых сравнений сравнений, типа:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри , завила.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель , черёмуха

Машет рукавом.

Часто встречаются метафорические сравнения:

Встречаются сравнения-олицетворения:

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.

Синий сумрак как стадо овец.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок , моет.

Встречаются в поэзии Есенина и отрицательные сравнения, характерные для фольклора:

Не заутренние звоны, а венчальный переклик..

Не кукушки загрустили – плачет танина родня…

Отрицательные сравнения позволяют поэту показать в одном отрицательном суждении одновременно прошлое, старое, отрицательное – и настоящее, новое, положительное.

Встречаются и развёрнутые сравнения, в которых сопоставляются многие черты:

О месяц, месяц!

Рыжая шапка моего деда,

Закинутая озорным внуком на сук облака…

Для сравнений поэт берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны. Поэт говорит: «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде!» или «Хорошо бы, на стог, улыбаясь, мордой месяца сено жевать» . Или «Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается». Лягушка, морда, медведь – все очень конкретно и сразу и сразу переносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка.

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

С алым соком ягод на коже,

Нежная, красивая, была,

На закат ты розовый похожа,

И как снег, лучиста и светла.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Солнце сравнивается с сохой, месяц с ягненком или пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

Обращение к сравнениям раскрывает глубинную связь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Это и образ страдания – сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня – судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути – дороги, времени.

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно-фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны – вестники несчастья:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор .

Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, еще не осознавшую переход к новой жизни.

Неужели он не знает, что живых коней

Победила стальная конница.

В произведениях Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»: образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях.

Для поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в единении с человеком.

Добрый день, коллеги, добрый день,ребята!

Меня зовут Елена Ивановна, и сегодня урок русского языка

у вас проведу я.

    Прежде чем мы начнем урок, на котором я очень надеюсь, вы будете успешны, я предлагаю вам оценивать свои успехи в дорожной карте урока/ за каждый правильный ответ, выполненное задание вы сами себе будете выставлять баллы (слайд 1)

1) Посмотрите, пожалуйста на экран и,прочитайте внимательно тексты и обратите внимание на выделенные слова и выражения. О чем может пойти речь на уроке? (выполнение заданий в группах).Докажите. Сформулируйте тему урока. Все согласны с формулировкой темы? Я правильно вас поняла, могу я, обобщая ваши слова прийти к выводу, что тема сегодняшнего урока «Сравнение и способы его выражения? Как вы считаете, права я или нет? (А я не согласна. Что надо сделать, чтобы вы, как ия понимали, что тема немного отличается от вашей формулировки? Я предложу свой вариант, а к концу урока мы докажем, права я или нет.

«Сравнения и способы их выражения»

Текст 1 Слайд 2

Откройте, пожалуйста тетради и запишите: 17 апреля, классная работа, «Сравнения и способы их выражения ».

А теперь, работая в парах, заишите в тетради, а потом скажите всё, что знаете по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, отдельные слова) . все ваши ассоциации. Есть у вас какие-то дополнения?

Все ли согласны с данными высказываниями? Почему? Выскажите свое мнение.

Что бы мы хотели узнать по данной теме? Что общего мы нашли?

2) Давайте подведем итоги о том, что мы знаем о сравнении и сравнительных оборотах на сегодняшний день. Пожалуйста, обобщите весь материал, в форме монологического ответа (индивидуально) отвечающие выставляют баллы)

А теперь обратим внимание на доску. Слайд №4

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

Как вы думаете, из скольки частей состоит сравнение? Верно, из трех.

    Скажите, а что здесь сравнивается? Верно, воздух. А какой частью речи выражено это слово? Существительным. А что обозначает существительное как часть речи? Предмет. Так вот, то, что сравнивается , называется тоже предметом .

    А с чем сравнивается предмет «воздух» ? Верно, с «поцелуем ребенка» , и сразу мы представляем некий художественный образ. Значит, то, с чем сравнивается , называется «образ» .

    Скажите, а на основании чего одно сравнивается с другим ? Верно , на основании каких - либо признаков . ( Если не ответят, встречный вопрос, «С помощью чего дается характеристика предмета, на основании чего он будет отличаться от другого такого же предмета»)

Молодцы, ребята. Кто поможет мне повторить, из каких частей обычно состоит сравнение?

      Совершенно верно, а теперь запишите, пожалуйста это предложение в свои тетради. Каквы думаете, каким членом предложения в тексте будет сравнение? Почему вы так думаете? Как вы определяете, какое слово является является тем или иным членом предложения?(По вопросу).

      Теперь еще раз посмотрим на доску. Слайд 5

    3) Каждая группа соотносит следующие предложения, со способами выражения сравнения.

1.Правда дороже золота. (Слайд 6)

2. Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

3. Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.

4. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вдруг вернулось.

5. Оскалить зубы по-волчьи.

6. Подобен старинной иконе...

Запишите свое предложение и подчеркните сравнение как член предложения.

    Каким членом предложения и почему является дороже в 1 предложении,...а точно в сказке во 2-м? А улиткой в 3-м, по-волчьи. -в 5-м? Какой вывод мы можем сделать?

    Каким членом предложения чаще всего является сравнение?Сделайте вывод. Оцените свой ответ.

4)А теперь, чтобы проверить наши знания, каждый из вас выберет понравившуюся картинку, постарается создать и записать предложения, используя как можно больше способов сравнения за 2 минуты. Все способы вам представлены с обратной стороны дорожной карты. Читаем получившиеся предложения. Ставим себе баллы.

Кто хочет сказать о своем результате.

Итак, о чем сегодня мы с вами говорили и чему учились? Можно ли утверждать, что полученные знания и умения вам достаточны для правильного употребления сравнений в устой и письменной речи. Как вы думаете, какие вопросы вы будете рассматривать на следующем уроке?

Дома, пожалуйста, составьте свой кластер, схему всего, что вы на сегодня знаете о сравнениях и способах его выражения, а на следующем уроке, я думаю, вы сделаете общий кластер, который сможете использовать не только вы, но и те, кто будет учиться после вас.

В сложном предложении, кроме сравнительного придаточного, сравнение может выражаться предложением, распространенные предикативные части которого образуют период со словом так на границе основных частей (при понижении).

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. А.И.Ефимов относит к развернутым только «спадающие», представляющее собой своеобразную антитезу.

По мысли ученого, такое сравнение «обычно состоит из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений (и, может быть, даже абзацев), которые как бы противопоставляются друг другу. Обычно вторая часть такого сравнения начинается со слова так». Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания и придают им особую выразительность.

Иные, кроны поднимая к небесам,
Как бы в короны спрятали глаза,
И детских рук изломанная прелесть,
Одетая в кисейные листы,
Еще плодов удобных не наелась
И держит звонкие плоды.
Так сквозь века, селенья и сады
Мерцают нам удобные плоды.
(Н.Заболоцкий «В жилищах наших»)

Еще один пример. Стихотворение «Незрелость» замыкают строки: «Так он урок живой науки / Душе несчастной преподал». В поэтических текстах встречаются также неопределенные сравнения; в них дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения: «Не то сирены, не то девки, / Но нет, сирены, - на заре, / Все в синеватом серебре, / Холодноватые…».

Стилистические функции сравнений разнообразны. Так, сравнение может помогать образному описанию самых различных признаков предметов, качеств, действий.

Очень часто сравнение дает точное описание цвета («В бокале плавало окно. / Оно, как золото, блестело», «Ночь легла / Вдоль по траве, как мел бела») ; звука («Звук самодержавный, / Глухой, как шум Куры», «Глухим орлом / Был первый звук»); формы («Меж камней тела устроя, / Змеи гладки, как стекло», «Руки крепкие, как палки, / Груди круглые, как репа», «Подумай только: среди ручек, / Которы тонки, как зефир»).

Сопоставляемые предметы могут сближаться также на основании сходства по функции, назначению («На долю этому герою / Осталось брюхо с головою / Да рот большой, как рукоять, / Рулем веселым управлять». Сравнения могут уточнять характер действия («И снаряды междометий / Рвутся над головами, / Как сигнальные ракеты», «Стоит, как башня, часовой».

Вместе с тем, по мысли А.И.Ефимова, необходимо установить, при каких лексических единицах, при каких частях речи употребляются сравнения. «Сравнение дополняет смысловую структуру слов образными ассоциациями.

Если бы Пушкин просто сказал, что Ольга скромна, послушна и весела, то эти прилагательные без сравнений были бы обычными характеристиками. Но когда Пушкин говорит, что Ольга, как утро, весела, что она простодушна, как жизнь поэта, то качественные характеристики лица становятся более экспрессивными».

Употребляемые при качественных прилагательных сравнения помогают уточнять заложенные в них качественные признаки. Такие сравнения обычно используются поэтами и писателями для создания портрета (описания внешности, характера персонажа):

«Подумай только: среди ручек, / Которы тонки, как зефир, / Он мог бы жить в условьях лучших / И почитаться как кумир»; «Прижаться к палевым губам и неподвижным, как медали»; «Безобразный, конопатый, / Словно толстый херувим, / Дремлет дядя Волохатый / Перед домиком твоим»; «Меж камней тела устроя, / Змеи гладки, как стекло» (Н.Заболоцкий).

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал, дать определение сравнения.
  2. Проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения.
  3. Выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, справочная литература.

ХОД УРОКА

1. Учитель: Представьте, что вы смотрите в летнее небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной. Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. (слайд 1)

Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками.

Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты)

2. Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы изучим сравнение как одно из языковых средств выразительности. (слайд № 2)
Скажите, как можно изучать? (Прочитать, спросить, наблюдать, проанализировать, сопоставить и т.д.)
Я написала на доске возможные ваши действия. Вам не кажется, что все перечисленные вами действия можно отнести к одному виду деятельности? К какому, на ваш взгляд?

3. Учитель: У каждого из вас есть карта исследования. На столах есть папки с материалами по исследовательской работе, которые вам помогут на занятии.

Карта исследования

Учитель: Мы уже не в первый раз исследуем средства выразительности, поэтому вам, думаю, не составит труда заполнить первые три позиции в карте.
Проверяем: (слайды № 3, 4)
Предположим, что сравнение имеет свои изобразительно-выразительные функции в речи (слайд № 5)
Как вы думаете, какие задачи вам нужно будет выполнить, что бы добиться цели всей исследовательской работы. (слайд № 6)

4. Работа в группах по изучению теоретического материала.

Учитель: На ваших столах лежат разные источники, из которых вы можете взять для себя необходимый теоретический материал. Работаем в группах по следующему плану (слайд № 7)

  1. Внимательно прочитайте теоретический материал
  2. Найдите в тексте ключевые слова
  3. Ответьте на вопрос: «Что называется сравнением?»
  4. Обсудите определение в группе
  5. Сделайте общий вывод (определение, схема, схематический рисунок и т.д.)

Выступление от групп (слушаем определения, схемы)

5. Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

Работа в группах

Задание группе № 1

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
5. И далёко меж курганов
Темно-серою змеёй
До бледнеющих туманов
Пролегает путь домой.

Задание группе № 2

  1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
  2. Ответьте на вопросы:

3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

Примеры из текстов для анализа

1. Как океан разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море…
2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
4. Точно старушонки, накренились избы на бок.

Задание группе № 3

1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
2. Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?
3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

Примеры из текстов для анализа

1. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась.
2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч

Задание группе № 4

1. Изучите теоретический материал
2. Постройте схему «Основные способы выражения сравнения»
3. Оцените ответы выступающих от 1, 2, 3 группы
4. Сделайте вывод об основных способах выражения сравнения.

Текст для изучения

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. Эти способы относятся к лексическим, синтаксическим и морфологическим единицам. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить три способа:

1. Творительный падеж существительного (Варька тенью бродила по опустевшему двору.)
2. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно (Белей, чем снеговые горы , идут на запад облака.)
3. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий. (Ее любовь к сыну была подобна безумию .)

6. Выступление групп:

Выступление 1 группы (слайд № 8)

Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Вспомните героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием.
Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите, растекашился мысью по древу, серым волком по зимли, шизым селезнем под облакы…»
Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией".
Сравнение в форме творительного падежа является характерной чертой устного народного творчества, но и в художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности.

Выступление 2 группы (слайд № 9)

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии.
Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.

Выступление 3 группы (слайд № 10)

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные конструкции со словами подобный , похлжий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».
Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.

4 группа – группа экспертов оценит выступление первых трех групп.

6. Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.

Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Группы сообщают предложения к основному выводу. Выступление от групп записывают на доске:

Сравнение помогает более точно представить предмет или явление
- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы
- речь становится более яркой и выразительной
- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны
- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи
- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

Записываем общий вывод

7. Учитель: Я думаю, что наше сегодняшнее исследование может найти продолжение в следующих творческих работах:

  1. Сравнения в русских пословицах и поговорках.
  2. Роль сравнений в творчестве М.Ю. Лермонтова.
  3. Сравнения в разговорной речи молодежи.
  4. Развернутое сравнение, его роль в тексте. (слайд № 11)

8. Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию. Предлагаю каждой группе написать сиквейны на тему «Сравнение» (слайд №12). Слушаем сиквейны.

9. Домашнее задание :

Индивидуальное задание

1 уровень

Найдите в тексте сравнения, укажите их способ выражения.

1. Горит восток зарёю новой …
2. …И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
3. Страсти в нем пылали подобно костру.
4. Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.
5. Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба.
6. Его слова прозвучали для меня приговором.

2 уровень

Дополните текст сравнениями.

Солнце ____________________________ выкатилось из-за горизонта. На траве ____________________________ заблестели капли росы. Лес просыпался. Голоса птиц зазвенели ________________________. Вдруг слева от тропинки я увидел старое дерево. Оно было похоже на ______________
______________________.

3 уровень

Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.


Выражение реального сравнения Средства выраженияПримерыКомментарии КАКВ воскресенье, как обычно, они поехали за город. Жизнь её проходила не как у всех. Указывает на: а) реальное сравнение в общем виде; на сходство (несходство), подобие (не подобие) предметов, лиц, явлений; СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ + (ЧЕМ) Брат был младше сестры. Чехов ему нравился больше, чем Толстой. Французское искусство они знают лучше, чем английское. б) наличие признака или качества в большей или меньшей степени; КАК ИДжон, как и Ричард, приехал из Англии. Как и отец, сын стал строителем. в) подобие предметов и лиц по одному и тому же признаку; ТАКЖЕ КАК ИАндрей, так же как и остальные студенты, ездил на экскурсию в Дудутки. КАК… ТАК ИКак в будни, так и в праздники он вставал в 6 часов утра. г) полное сходство явлений и лиц.


Выражение предполагаемого сравнения Средства выраженияПримерыКомментарии БУДТО (БЫ) КАК БУДТО (БЫ) КАК (БЫ) Птицы летали низко, будто (бы) перед дождём. Она двигалась медленно, как будто во сне. Он заговорил медленно, как бы нехотя. Указывают на приблизительное сравнение.


В предложениях, выражающих сравнительные отношения, устанавливается подобие, тождество или сходство двух ситуаций. Сравнение может быть реальным (достоверным) или предполагаемым (недостоверным). В предложениях с реальным сравнением ситуация придаточной части представляется как достоверный факт объективной действительности или как общеизвестное явление: Груши были сладкие, как мёд. В предложениях с предполагаемым, нереальным сравнением придаточная часть называет явление, которое не существует в действительности. Это субъективное мнение говорящего, его личная интерпретация: Он говорил громко и торжественно, будто генерал на параде. Сравнение может быть выражено лексически. Наиболее часто употребляются выражения: - похож (-а, -е, -и) на + В.п. – указывает на сходство предметов и лиц: Девочка была похожа на свою старшую сестру. - напоминает + В.п. – указывает на отдалённое сходство: Своей формой здание напоминало Колизей.


Другие сравнительные конструкции Средства выраженияПримерыКомментарии СЛОВНО (БЫ)От температуры тело горело, словно в огне. Она говорила тихо, словно по секрету. Указывает на значительное сходство явлений, предметов. ТОЧНО (книжное)У тебя руки холодные, точно лёд.


Союз точно чаще всего используется при уточнении значения признака: Волосы на голове старика были тёмными и плотными, точно кошачья шерсть. Солнце медленно разгоралось в небе, точно пожар. Союз словно используется при сопоставлении предметов: Вода в реке была прозрачна, словно стекло. В городе было тихо, словно в глухом лесу. Союзы как и будто входят в состав многих сравнительных оборотов, ставших устойчивыми сочетаниями: Он молчал, будто в рот воды набрал. Сёстры были похожи, как две капли воды. Сообщение это прозвучало, как гром среди ясного неба. Писал он как курица лапой. С экзамена он вернулся мрачный как туча.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...