Высший командный состав тоф 1981 84 год. О проекте Гибель адмиралов

Русский анархизм. М.А. Бакунин о государстве

Работами М.А. Бакунина второй половины 1860-х - начала 1870-х гг. завершается формирование раннего классического анархизма. Но в отличие от индивидуалистического и реформистского анархизма М. Штирнера и П.Ж. Прудона, анархизм в учении Бакунина впервые принял революционную направленность. Если Прудон выступал как сторонник синтеза коммунистического общества и общества, допускающего "частное владение", то Бакунин отрицал частную собственность на средства производства, проповедовал идеи безгосударственного общества, основывающегося на коллективной собственности работников на средства производства.

Анархизм Бакунина как феномен российской и западноевропейской политической мысли XIX в. явился равнодействующей ряда факторов, пересечением нескольких "линий развития" политического сознания. Бакунизм был адекватным выразителем интересов мелкобуржуазных, деклассированных, маргинальных слоев, части рабочего класса ряда стран Европы - Италии, Испании, Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, а также России. Он продолжал линию радикальной политической мысли, представленную в конце XVIII в. начале XIX вв. У. Годвиным, Т. Пейном, И.Г. Фихте, И.Г. Гердером и др. Не являясь анархистами, эти мыслители способствовали вызреванию основ теории анархизма. Определенное влияние на Бакунина оказали идеи его современников - К. Шмидта (М. Штирнера) и особенно П.Ж. Прудона. Соглашаясь порой с критикой К. Марксом П.Ж. Прудона, Бакунин, тем не менее, высоко ценил французского анархиста, называя его "общим великим и истинным учителем", Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. - М., Форум-М, 2005. С. 124. часто ссылался на него в своих сочинениях. В 1864 г., в переломный период эволюции своих взглядов, Бакунин работал с произведениями Прудона. Обращался к ним он и позже (как и к работам О. Конта).

Во взглядах Бакунина-анархиста нашли более системное, последовательное и радикальное выражение элементы анархического сознания, в разной мере и форме проявившиеся в 1830-х гг. у друга Бакунина К.С. Аксакова, известных публицистов 1860-х гг., сотрудников революционно-демократического журнала "Русское слово" В.А. Зайцева и Н.В. Соколова, ученого-биолога и анархиста Н.Д. Ножина, географа и анархиста Л.И. Мечникова. В научной литературе отмечаются элементы анархизма (или "анархическая тенденция") в политических взглядах А.И. Герцена, а также П.Л. Лаврова 9, Н.К. Михайловского.

Методологической основой политических и правовых взглядов Бакунина 1860-х - 1870-х гг. была своеобразная "негативная диалектика" (определенный приоритет момента отрицания, противоположностей, противоречия, релятивизма и т.д.). Материалистический (в определённой мере и механистический) взгляд на природу у Бакунина сочетался с признанием существенного значения в историческом развитии духовных факторов, воли, сознания, науки. В то же время он не раз подчеркивал, что разделяет основную идею исторического материализма К. Маркса об определяющей роли экономики по отношению к политической и юридической сфере. анархизм бакунин безгосударственное

Бакунин исходил из бесконечности исторического прогресса общества и познания. Допускал он и возможность выделения из человеческого общества новой ветви разумных существ, которым суждено продолжить эволюцию разума. Тем самым признавал еще большую относительность и условность значения политических форм и институтов с точки зрения глобального исторического развития.

Мировоззрение Бакунина проникнуто прежде всего гегелевской философией, определенным образом материалистически интерпретируемой. В 1860-х - 1870-х гг. заметно также начало освоения Бакуниным идей позитивизма, в частности, идей О. Конта (во многом критическое). Некоторая несистематичность, свободное перемещение мысли от одного уровня познаваемых явлений к другим, неожиданные повороты мысли, склонность к "откровениям", пророчествам, ориентир на природную и социальную стихию и т.д., в определенной мере роднят методологию Бакунина с более поздним интуитивизмом. Для взглядов Бакунина характерен антитеологизм.

В своих произведениях анархического периода Бакунин обращался к разным темам, но всегда, так или иначе, приходил к критике государства. Будь то проблемы общей теории государства, частные теоретические вопросы, или суждения по конкретным вопросам текущей внутренней и внешней политики, политической жизни различных стран - всегда конечной целью, мишенью его ретроспективных и перспективных теоретических построений оказывалось государство, его различные проявления, формы.

Список литературы

  • 1. Артемов В.М. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). М.: МГОПУ, 2006.
  • 2. Артемов В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора философ. наук. М.: МГУ, 2007.
  • 3. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 2004.
  • 4. Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. - М., Форум-М, 2005.

Основополагающие концепции этого учения, формировались на протяжении длительного времени, и еще в 40-х и 50-х годах XIX века начали прослеживаться в работах А.И. Герцена и высказываниях петрашевцев. Учитывая, что в наши дни существует ряд общественных движений, продолжающих традиции партии анархистов, будет интересно в общих чертах воссоздать их историю.

Князь, избравший путь революции

Идеи анархизма, сформулированные в середине XIX века видными западноевропейскими мыслителями П.Ж. Прудоном и М. Штирнером, в России стали элементами массового революционного движения. Они нашли своих последователей в лице таких крупных отечественных идеологов, как М.А. Бакунин и князь П.А. Кропоткин, вступивший в силу своих убеждений на путь политической борьбы. Их призывы к немедленному восстанию рабочих масс были восторженно встречены в кругах радикально настроенной интеллигенции.

Несмотря на то, что партия анархистов в России не была официально учреждена, большой популярностью пользовалась ее программа, составленная Кропоткиным. В ней предусматривалось создание будущего общества на основе «вольных коммун», лишенных центрального государственного управления. В своих последующих работах он развил эту идею и предложил концепцию «анархо-коммунизма». Поскольку для реализации его идей требовалась определенная подготовка населения, Кропоткин призывал к созданию партии анархистов, программу которой он намеревался пополнить дальнейшими разработками, выполненными с учетом всех социально-политических особенностей того времени.

Возникновение первых анархических групп

В 1900 году в Женеве группой российских эмигрантов был создан ряд организаций анархистского толка, и начала издаваться газета «Хлеб и воля», соответствующая их идеологии. В последующие годы, предшествовавшие Первой русской революции, подобные организации появились во Франции, Германии, Болгарии и даже в США. Несмотря на то, что учредительный съезд проведен не был и партия анархистов не была оформлена, ее сторонники заявили о себе как о реальной политической силе.


Новое политическое течение в России

В самой же России ее представители впервые появились в 1903 году на территории Гродненской губернии, и в большинстве своем происходили из числа местной еврейской интеллигенции и учащейся молодежи. Очень скоро ими было создано более десятка групп в таких крупных городах, как Одесса, и Екатеринослав, Белосток и ряде других.

Инициатива гродненских анархистов получила широкую поддержку в обществе, и в период революционных событий 1905-07 гг. в стране уже насчитывалось около 220 подобных ячеек, созданных в 185 населенных пунктах. По некоторым данным, организации анархистов в России объединяли тогда в своих рядах около 7 тыс. человек.

Цели и методы борьбы

Еще за год до начала Первой русской революции, в Лондоне состоялся партийный съезд, на котором были намечены задачи, стоявшие перед всеми анархистами-коммунистами (так они именовали себя, используя термин, заимствованный из работ Кропоткина). В качестве главной цели указывалось насильственное уничтожение всех эксплуататорских классов и установление в стране анархического коммунизма.

Основным методом борьбы декларировалось вооруженное восстание, и при этом вопрос о проведении террористических актов передавался на рассмотрение их непосредственных исполнителей и не требовал дополнительных согласований. Там же в Лондоне Кропоткин выступил с инициативой создания партии анархистов в России. Характерно, что в качестве одного из основных источников ее финансирования предлагалась насильственная экспроприация ценностей у «представителей эксплуататорских классов».


В дальнейшем это вылилось в массовые грабежи банков, почтовых отделений, а также квартир и особняков зажиточных граждан. Известно, что некоторые анархисты, например, такие как знаменитый Нестор Махно, прикрываясь интересами партии, нередко совершали экспроприации в целях личного обогащения.

Плюрализм мнений среди анархистов

По составу своих членов партия анархистов не была однородной. При общей идейной направленности, состоявшей в отрицании всех форм власти человека над человеком, в нее входили сторонники самых различных форм ее реализации. Кроме упомянутых выше анархистов-коммунистов, широким влиянием пользовались также анархо-синдикалисты, проповедовавшие самоуправление и взаимопомощь боевых революционных организаций, а также анархо-индивидуалисты, выступавшие за исключительную свободу личности в ее отрыве от коллектива.

Идейными вдохновителями первых были видные общественные деятели того времени: Б.Н. Кричевский, В.А. Поссе и Я.И. Кириллевский, тогда как их оппонентов возглавили Л.И. Шестов (Шварцман), Г.И. Чулков, а также популярный русский и советский поэт С.М. Городецкий и крупный политический деятель-анархист П.Д. Турчанинов, более известный под псевдонимом Льва Черного.


В преддверии октябрьского переворота

Первая мировая война внесла раскол в ряды анархистов. Это было вызвано тем, что Кропоткин, находившийся тогда в эмиграции, и ближайшие его единомышленники требовали ее продолжения «до победного конца», тогда как набравшее к тому времени силу крыло анархистов-интернационалистов выступало за немедленное подписание мирного договора. В этот период общая численность партии анархистов, в начале 20 века объединявшей в своих рядах до 7 тыс. человек, по разным причинам катастрофически уменьшилась, и, вероятно, едва достигала 200 – 300 человек.

После февральской революции из эмиграции возвратились многие видные политические деятели России, в числе которых находился и Кропоткин. По его инициативе в Петрограде и Москве из оставшихся анархических групп была создана конфедерация, в состав которой вошли 70 человек – в основном, представители радикально настроенного студенчества. Ими был налажен выпуск московской газеты «Анархия» и петербургской «Буревестник».

В этот период члены партии анархистов активно выступали за социальную революцию и свержение временного правительства, представлявшего, по их словам, лишь интересы буржуазии. После создания в большинстве крупных городов Советов рабочих и крестьянских депутатов, они всеми силами пытались ввести в их составы своих представителей.

Первые послереволюционные годы

После октябрьской революции ряды анархистов вновь значительно увеличились, однако, это произошло во многом за счет разного рода экстремистов, желавших воспользоваться сложившейся в стране обстановкой, а также выходцев из уголовной среды. Достаточно сказать, что только в Москве весной 1918 года ими было самовольно захвачено и разграблено не менее 25 богатых особняков.


В 20 веке партия анархистов – официально, так и не учрежденная, но всегда существовавшая «де факто», претерпела немало разного рода бед. Начало им было положено вскоре после октябрьского вооруженного переворота. Как потом стало известно, руководство ВЧК получило сведения о том, что многие группы анархистов являются на самом деле законспирированными ячейками белогвардейского антибольшевистского подполья. Соответствовала такая информация действительности или нет, теперь трудно сказать, но весной 1918 года Чрезвычайная комиссия устроила широкомасштабную операцию по их ликвидации. В ночь с 11 на 12 апреля от рук чекистов погибли несколько десятков анархистов, и более сотни были арестованы.

В котле политических страстей

Однако, благодаря усилиям Кропоткина и ряда его соратников, к осени того же года в Москве и Петрограде возобновилась деятельность ранее созданной конфедерации, и началась работа по созыву Всероссийского съезда анархистов. Как свидетельствуют многие архивные документы той поры, партия анархистов 1917 –1918 годов представляла собой «кипящий котел» политических страстей. В ее состав входили сторонники самых различных путей дальнейшего развития России. Объединяло их лишь отрицание верховной власти, но в остальном они не могли прийти к общему мнению. Трудно даже представить все многообразие возникших в их среде идеологических направлений.

Некоторые видные представители анархического движения оставили заметный след в истории Гражданской войны. Одним из них был украинский политический деятель Нестор Иванович Махно, поддерживавший вначале Советскую власть, и сражавшийся за нее во главе созданного им партизанского отряда. Но впоследствии он изменил свою позицию, и после того, как подконтрольные ему вооруженные формирования начали бороться с продотрядами и созданными в деревнях комитетами бедноты, он вошел в конфликт с большевиками и стал их непримиримым врагом.

Окончательный разгром российских анархистов

В январе 1919 года в Москве произошел крупный террористический акт: в помещение комитета РКП (б) была брошена бомба, от взрыва которой погибло 12 человек, и многие из присутствовавших были ранены. В ходе следствия удалось установить причастность к случившемуся членов партии анархистов в России.


Это дало толчок к началу жестких репрессивных мер. Очень многие из анархистов оказались за решеткой, и даже на похороны своего идейного руководителя – Кропоткина, скончавшегося в феврале 1921 года, были отпущены властями под честное слово. Кстати, после завершения траурной церемонии, все до единого добровольно вернулись в камеры.

Следующим удобным предлогом для тотального уничтожения движения анархистов стало участие ряда его членов в Кронштадтском мятеже. После этого последовала сплошная полоса арестов, расстрелов и принудительной высылки за рубеж десятков, а впоследствии и сотен сторонников отмены всех форм государственной власти. Некоторое время в Москве еще продолжал действовать их центр, созданный на базе музея Кропоткина, но в 1939 году и он был ликвидирован.

Возвращение к жизни

В период перестройки возродились многие политические движения, заявлявшие о себе в прежние времена, но прервавшие свою деятельность по вине коммунистов. В 1989 году к ним присоединилась и партия анархистов. Год создания ее общероссийской организации, получившей название «Конфедерация анархо-синдикалистов», совпал с важным периодом в истории страны, когда намечались основные направления ее дальнейшего развития.


В поисках решений по наиболее актуальным вопросам, возрожденное анархическое движение вновь претерпело раскол. Представители его правого крыла, выступавшие за максимальную политическую свободу и автономию, избрали своим символом изображение перечеркнутого доллара, а их левые оппоненты, частично примкнувшие затем к КПРФ, выступили под флагом «Веселого Роджера», являвшимся традиционным знаком анархии со времен революции.

Партия анархистов России в 21 веке

Объединившиеся под знаменем борьбы со всеми формами управления человека человеком, последователи князя П.А. Кропоткина так и не смогли создать ничего кроме политического движения, лишь косвенным образом влиявшего на происходившие исторические события. Тщетно будет искать в справочниках год образования партии анархистов. Она так и не была официально учреждена, и само ее название существует лишь в силу установившейся традиции, не имея на то юридических прав.

Тем не менее определенные признаки развития анархического движения заметны. В 2000-х годах на его базе была создана международная антикапиталистическая организация левого толка, получившая название «АнтиФа». Ее участники во многом разделяют взгляды марксистов. Кроме того, в 2002 году появилось на свет либерально-коммунистическое полуанархическое движение «Автономное действие», стоящее на крайне левой платформе. В целом же, эти направления серьезного влияния на политику России не оказывают и носят характер молодежной субкультуры.

Наряду с большевизмом в России существовало и еще одно леворадикальное течение - анархизм. Его сторонники, отмежевываясь от всех других политических учений, призывали к свержению не только существующего российского самодержавного государства, но и к уничтожению государства вообще, поскольку, по их мнению, любое государство ограничивает свободу человека.
Наиболее видные представители анархизма в России - Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), которые полагали, что всякое государство есть зло, так как оно мешает естественному существованию человека.

М.А Бакунин П.А Кропоткин

Бакунин считал, что анархия - это «общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств». Он критиковал идею Маркса о необходимости установления диктатуры пролетариата, считая ее лишь одой из форм подавления одной части общества другой.
Свой идеал общественного устройства Кропоткин называл «анархическим коммунизмом», под которым он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого станет свободное соглашение людей. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые бы понимали, зачем и для кого они все это делают. Для него анархизм представлялся философией человеческого общества.
Конечно, как показала жизнь, взгляды анархистов утопичны, но резкая критика ими всех современных государств, в том числе и социалистического государства, сыграла положительную роль в утверждении в современной политической практике одной из главных демократических идей - идеи прав и свобод личности.
Подводя итог характеристике данного периода, следует отметить, что на XIX - начало XX в. приходится время расцвета русской политической мысли. Именно в это время сформировались ее основные направления: либерализм, консерватизм, радикализм, а также такие своеобразные, присущие только России течения, как западничество, славянофильство, евразийство.
Важнейшей отличительной чертой российской политической мысли с момента ее возникновения было стремление обосновать положение о необходимости строгого соблюдения принципов общечеловеческой морали в сфере политики. Если основатель западной политологии Макиавелли вошел в историю своей формулой «цель оправдывает средства», разделявшей политику и мораль, то русская политическая мысль признавала приемлемой только такую политику, которая основывается на нормах общепринятой морали, на требованиях православной этики. Имевшие место исключения в виде антигуманных установок некоторых крайне левых течений народничества, а также идеологии ленинизма и сталинизма не отменяют справедливости этой общей оценки. Именно общечеловеческие нравственные нормы использовались русскими политическими мыслителями для оценки деятельности как властвующих, так и подвластных, а также для оценки правомерности целей и методов политической деятельности вообще.
Это, надо честно признать, выдающееся достижение отечественной политической мысли, которая смогла устоять перед многими соблазнами политической мысли Запада. Российская политическая позиция имела прочную мировоззренческую основу в содержании русской философской и религиозной традиции, которая считала, как отмечал русский философ И. Киреевский, что «истина не дается нравственно ущербному человеку». Даже широко обсуждавшиеся на рубеже веков идеи социализма привлекали к себе многих сторонников прежде всего своим высоким этическим зарядом.
Специфика русских политических учений вытекала не только из духовно-нравственных устоев русской жизни, но и из присущих ее социально-экономическому укладу общинно-коллективистских традиций. Эти особенности связаны и с промежуточным местоположением России между западной и восточной цивилизациями, а также другими особенностями исторического развития нашей страны.

Еще по теме Русский анархизм:

  1. 14.4. Жажда вольности и анархизм в психологии и национальном сознании русских
  2. 14.5. Этатизм и анархизм как взаимосвязанные свойства национального характера и сознания русских
  3. Глава 28 Попытки приписать идеи Сионских протоколов русскому народу. - «Красная библия» Г. Аккермана. - «Русские вожди мечтают о мировом господстве».

Сегодня у нас сложилась настороженное отношение к анархизму. Он с одной стороны считается разрушительным и хаотичным, а с другой - даже модным. Между тем эта политическая идеология всего лишь пытается избавиться от принудительной власти одних людей над другими.

Анархизм пытается дать человеку максимальную свободу, ликвидировать все типы эксплуатации. Общественные же отношения должны основываться на основе личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности.

Анархизм призывает ликвидировать все виды власти. Не стоит считать, что такая философия появилась в XIX-XX веках, корни такого мировоззрения лежат еще в трудах античных мыслителей. С тех пор появилось немало видных анархистов, которые развили теорию и облекли ее в современные формы. О самых выдающихся философах такого толка и пойдет речь.

Диоген Синопский (408 г. до н.э.-318 г. до н.э.). Этот философ появился в богатой семье в городе Синоп на побережье черного моря. Будучи изгнанным из родного города за мошенничество, 28-летний Диоген прибыл в Афины, тогдашний центр мировой философии. Будущий мыслитель стал самым знаменитым учеником школы Антисфена, поражая всех своими отточенными речами. Учитель признавал только то государство, которое состоит из хороших людей. После смерти Антисфена его взгляды были развиты Диогеном, который радикализировал взгляды киников. А ведь это учение отрицало рабовладение, законы, государство, идеологию и мораль. Сам философ проповедовал аскетизм, носил самую простую одежду и ел самую простую еду. Именно он и жил в бочке, не нуждаясь в большем. Диоген считал, что добродетель куда важнее законов государства. Он проповедовал общность жен и детей, высмеивал богатство. Диоген смог даже восхитить самого Александра Македонского, попросив у него всего лишь не загораживать солнце. Школа киников заложила основы анархизма, а просуществовала она в Римской империи до VI века, став модной во II столетии. Презирающий же власть, частную собственность и государство Диоген, стал по сути первым нигилистом и первым мыслителем-анархистом.

Михаил Бакунин (1814-1876). Бакунин родился в богатой семье, но военная его карьера не сложилась. После переезда в Москву молодой Бакунин стал изучать философию и активно участвовать в салонах. В Москве мыслитель познакомился с революционерами, с Герценом и Белинским. А в 1840 году Бакунин уехал в Германию, где сошелся с младогегельянцами. Вскоре в своих статьях философ начал призывать к революции в России. Вернуться на родину Бакунин отказался, так как его ждала там тюрьма. Философ призывал людей освободиться от всего, что мешает им быть самим собой. Неслучайно Бакунин стал активным участником европейских революций середины XIX века. Его видели в Праге, Берлине, Дрездене, он играл важную роль на Славянском съезде. Но после ареста анархист был приговорен сперва к смертной казни, а потом и к пожизненному заключению. Из сибирской ссылки мыслитель бежал, добравшись до Лондона через Японию и США. Анархист вдохновил Вагнера на создание образа Зигфирида, с него писал своего Рудина Тургенев, а в «Бесах» Достоевского Бакунина олицетворяет Ставрогин. В 1860-1870 годах революционер активно помогает полякам в ходе их восстания, организует анархические секции в Испании и Швейцарии. Активная деятельность Бакунина привела к тому, что Маркс с Энгельсом стали интриговать против него, боясь утраты влияния на рабочее движения. А в 1865-1867 годах революционер окончательно стал анархистом. Исключение Бакунина из Интернационала в 1872 году вызвало резкое противодействие рабочих организаций Европы. Уже после смерти мыслителя анархистское движение континента получило мощный импульс. Нет никакого сомнения, что Бакунин являлся важной фигурой мирового анархизма и главным теоретиком этого течения. Он не только создал единое мировоззрение, но и сформировал самостоятельные организации. Бакунин считал, что государство является самым циничным отрицанием всего человеческого, мешая солидарности людей. Коммунизм он ненавидел, так как тот отрицал свободу. Бакунин выступал против партий, авторитетов и власти. Благодаря его деятельности анархизм широко распространился в России, Италии, Испании, Бельгии, Франции.

Петр Кропоткин (1842-1921). Этому теоретику удалось создать мировое движение анархо-коммунизма. Интересно, что сам Кропоткин являлся выходцем из древней княжеской семьи. Будучи молодым офицером, он поучаствовал в географических экспедициях в Сибири. В 25 лет уйдя в отставку, Кропоткин стал студентом Петербургского университета, опубликовав около 80 работ в области географии и геологии. Но вскоре студент увлекся не только наукой, но и революционными идеями. В подпольном кружке Кропоткин познакомился в частности с Софьей Перовской. А в 1872 году мужчина поехал в Европу, где и сложились его анархистские взгляды. Князь вернулся с нелегальной литературой и начал формировать свою программу нового строя. В ней планировалось создать анархию, заключавшуюся в союзе вольных коммун без участия власти. Бежав от преследования властей, князь уехал в Европу. Как член Интернационала, он под надзором полиции разных стран, но вместе с тем его защищают лучшие умы Европы - Гюго, Спенсер. Будучи ученым, Кропоткин пытался обосновать анархизм с помощью научных методов. Он видел в этом философию общества, доказывая, что взаимная помощь лежит в основе развития жизни. В 1885-1913 годах выходят основные работы Кропоткина, в которых он говорил о необходимости свершить социальную революцию. Анархист мечтал о свободном обществе без государства, где люди помогали бы друг другу. В феврале 1917 года философ вернулся в Россию, где его восторженно встречали. Однако в политику Кропоткин не окунулся, отказавшись и от сотрудничества с единомышленниками. До последних своих дней князь убеждал в идеалах добра, веры, мудрости, пытаясь призвать к смягчению революционного террора. После смерти философа проводить его в последний путь пришли десятки тысяч человек. Но при Сталине его последователи были разогнаны.

Нестор Махно (1888-1934). Крестьянский сын с раннего детства привык к самой сложной и грязной работе. В молодости Махно вступил в союз анархистов-хлеборобов и даже поучаствовал в террористических актах. К счастью, 22-летнего парня власти не решились казнить, отправив на каторгу. Находясь в заключении в Бутырке, Нестор Иванович познакомился с видными российскими анархистами - Антони, Семенютой, Аршиновым. После Февральской революции политический заключенный Махно вышел на свободу. Он возвращается в родное Гуляйполе, где изгоняет государственные органы и устанавливает собственную власть и передел земли. Осенью 1918 году Махно объединив несколько партизанских отрядов, избирается батькой и начинает бороться с захватчиками. К декабрю 1918 году под властью анархиста уже шесть волостей, которые сформировали республику Махновия. А в феврале-марте 1919 года Махно активно воюет с белыми, помогая Красной армией. Но к весне назрел конфликт с большевиками, ведь батька отказывался пускать чекистов в свой вольный район. Несмотря на охоту, анархист к октябрю 1919 года сумел создать войско в 80 тысяч человек. Партизанская борьба с красными продолжилась и в 1920 году. А в 1921 году окончательно потерпев поражение, батька ушел в Румынию. С 1925 года Махно жил во Франции, где издавал анархистский журнал, публиковал статьи. Тут он установил связи со всеми ведущими лидерами этого движения, мечтая создать единую партию. Но тяжелые ранения подорвали здоровье Махно, он умер, так и не доведя своего дела до конца. Великий анархист в условиях революции сумел на Украине бросить вызов еще и диктатурам партий, монархических и демократических. Махно создал движение, которое намеревалось построить новую жизнь на принципах самоуправления. Махновщина стала антиподом большевизма, который не смог с этим смириться.

Пьер Прудон (1809-1865). Прудона называют отцом анархизма, ведь именно этот общественный деятель и философ и создал по сути теорию этого явления. В молодости он мечтал стать литератором, получив небольшой опыт типографского дела. Главная работа всей его жизни, о собственности и принципах правления и общественного порядка, вышедшая в 1840 году, была встречена прохладно. В это время Прудон знакомится с интеллигентами-интеллектуалами, которые мечтают о новом устройстве общества. Его постоянными собеседниками становятся Маркс и Энгельс. Революцию 1848 года мыслитель не принял, осудив за нежелание менять общество и за соглашательство. Прудон пытается создать народный банк, став членом Национального собрания пытается изменить систему налогов. Издавая газету «Le peuple» он критиковал порядки в стране и даже нового президента Наполеона. За свои революционные статьи Прудон даже был заключен в тюрьму. Новая книга философа «О справедливости в революции и церкви» заставила его бежать их страны. В эмиграции Прудон пишет трактаты по международному праву, по теории налогов. Он утверждает, что единственной возможной формой социального устройства является свободная ассоциация с соблюдением свобод и равенства в средствах производства и обмена. В конце жизни Прудон признал, что его анархические идеалы остаются недостижимыми. И хотя философ сформировал новое мировоззрение, его модель общества не предусматривала такого привычного для революций террора. Прудон считал, что человечество сможет перейти к новому миру постепенно и без потрясений.

Вильям Годвин (1756-1836). Этот английский писатель в свое время очень сильно повлиял на формирование анархизма. Вильяма изначально готовили к карьере в духовенстве. Однако куда больше теологии его заинтересовали общественно-политические проблемы. В 1780-1790-х годах под влиянием работ французских просветителей Годвин в Англии сформировал школу социальных романистов. В 1783 году произошел его окончательный разрыв с церковью, в Лондоне писатель стал идейным вождем социальных романистов. В эпоху Французской революции Годвин смог внести в политическую азбуку страны новые веяния. Члены его кружка симпатизировали событиям в соседней стране, сам он в своих трактатах начал рассматривать проблемы неравенства и возможности введения справедливой анархии. Та работа писателя даже стала предметом рассмотрения правительства и была изъята из обращения. Идеи Годвина похожи на взгляды анархистов-коммунистов начала XX века. Писатель считал, что существующее устройство общества и является главным источником мирового зла. По мнению Годвина государство просто помогает одним людям угнетать другим, собственность является предметом роскоши и пресыщения. По мнению философа государство несет человечеству вырождение, а религия только помогает порабощать людей. Причина же всех бед человека - незнание истины, открытие которой поможет добиться счастья. На пути к светлому будущему Годвин предлагал отказаться от насилия и революций. В последнюю часть жизни из-за реакции в Англии и материальных проблем философ оставил литературу и занятие общественными проблемами.

Макс Штирнер (Шмидт Каспар) (1806-1856). Этому выдающемуся мыслителю приписывают создание анархизмо-индивидуализма. Получив диплом по филологии, молодой учитель начинает посещать пивную Гиппеля в Берлине, где собиралась либеральная молодежь «Вольной группы». Среди завсегдатаев можно отметить хотя бы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Каспар тут же окунулся в споры, начал писать оригинальные философские труды. С первых же шагов он заявил о себе, как об индивидуалисте-нигилисте, жестко критикуя демократию и либерализм. За свой высокий лоб анархиста прозвали «Лбом», а вскоре он взял себе псевдоним Штирнер, что дословно означает «лобастый». В 1842 году мыслитель отметился своими статьями об образовании и религии. Главный же труд его жизни, «Единственный и его собственность», вышел в 1844 году. В этой работе Штирнер развил идею анархизма. По его мнению человек должен искать не социальную, а личную свободу. Ведь любое социальное преобразование направлено на удовлетворение чьих-то эгоистичных замыслов. В 1848 году в Германии вспыхивает революция, ее философ принял прохладно, не примкнув не к одному из союзов. Штирнер резко критиковал Маркса, коммунизм и революционную борьбу, а его идеи заметно повлияли на Бакунина и Ницше. Анархист с усмешкой писал об участниках восстания, которые купились на очередную ложь и восстанавливали потом то, что сами и разрушили. Умер философ в нищете и безвестности, но в конце 1890-х его труды обрели актуальность, он стал считаться пророком левого нигилизма. В представлениях анархиста общество представляет собой союз эгоистов, каждый из которых видит в другом лишь средство для достижения своих целей. Важно, чтобы в обществе конкурировали личность, а не капиталы, как это происходит сейчас.

Эмма Гольдман (1869-1940). Среди анархистов встречались и женщины. Эмми Гольдман хотя и родилась в Каунасе, прославилась, как знаменитая американская феминистка. Приобщилась Эмма к радикальным идеям еще в юности, проживая в России. В Америке она попала в 17 лет, пережив неудачный брак, развод и тяжелой фабричной работой. В 1887 году девушка попала в Нью-Йорк, не познакомилась с группой анархистов. В 1890-х она активно разъезжала по Америке, читая лекции. За такую пропаганду радикальных взглядов женщину неоднократно арестовывали и даже сажали в тюрьму. С 1906 года Эмма выпускает журнал «Мать Земля», где публикует свои работы по анархизму, феминизму, сексуальной свободе. Совместно со своим другом Александром Беркманом она основала первую школу интимного просвещения. Благодаря деятельности анархистов в Америке стали популярными коммунистические красные идеи, Эмма открыто призывала к бунту и неподчинению государству. Она поднимала профсоюзы на борьбу с капиталистами. В итоге власти просто взяли и депортировали 249 наиболее радикальных активистов из страны, отправив их в Россию. Но при новом режиме анархисты чувствовали себя неуютно, быстро разочаровавшись в большевиках. Американские гости стали открыто критиковать тоталитарные методы новой власти, в результате их выдворили уже и из России. В 1930-х Эмма ездила по Европе и Канаде с лекциями о женском вопросе, в Америку ее пустили только при условии отказа от политических тем. «Красная Эмма» 30 лет не сходила со страниц газет. Блестящий оратор, критик и журналист, она сумела пошатнуть основы американской государственности.

Рокер Рудольф (1873-1958). В юности Рудольф понял, что значит быть сиротой и нищим, на себе ощутил неравенство, царящее в обществе. В 17 лет юноша активно включился в работу социал-демократической партии, но в 1891 году покинул ее, присоединившись к анархистам. В 1892 году Рокер переехал в Париж, где вошел в общество европейских радикалов. А в 1895 году преследуемый властями анархист переехал в Лондон, где стал учеником самого Кропоткина. Тут немец вступило в Федерацию еврейских анархистов Великобритании, одной из самых влиятельных организаций такого толка в Европе. К концу 1890-х Рудольф возглавил еврейское рабочее анархистское движение в Англии. Он настолько хорошо выучил идиш, что даже начал писать на нем стать. Евреи признали в этом немце своего духовного лидера. Почти 20 лет Рудольф выпускал анархистскую газету «Друг рабочих», пока ее не закрыла полиция за антимилитаристские взгляды в годы Первой мировой войны. В начале 1900-х Рокер открыл анархистский клуб, печатал брошюры, став видным теоретиком этого движения. В 1918 году после арестов и тюрьмы в Англии Рокер переехал в Германию, где активно включился в революционные события. Анархист критикует диктаторскую революцию в России и призывает построить в Германии новое общество, путем захвата синдикатами экономической власти. Но в 20-х активисты Берлинского Интернационала подверглись репрессиям, а к 1932 году анархо-синдикалистов в Германии уже никто не поддерживает. Рокер поборолся еще с фашизмом, критиковал сталинизм, а затем переехал в США, где продолжил публиковаться. Однако в 1940-х деятельность анархистов пошла на спад, и возродить это движение в Европе Рокер уже не смог.

Эррике Малатеста (1853-1932). А этот видный теоретик анархизма работал в Италии. Уже в 14 лет Эррике оказался под арестом из-за своего письма королю, жалуясь на несправедливость жизни в стране. В 1871 году начинающий революционер познакомился с Бакуниным, который и воодушевил его своими идеями. Так Малатеста стал горячим приверженцем анархизма и членом Международного Интернационала. В 1877 году вместе с несколькими единомышленниками итальянец с оружием в руках выступает против короля и даже объявляет о свержении власти в нескольких деревнях Кампании. Бежав из страны, анархист пропагандирует свое учение в разных странах Европы, борется с колонизаторами Египта, создает группировку в Аргентине. Жизнь Малатесты напоминает приключенческий роман - погони властей, аресты, побеги, перестрелки. В 1907 году итальянец признается одним из лидеров Международной анархической конференции в Амстердаме, признанным теоретиком, как и Кропоткин с Бакуниным. После очередных арестов по обвинению в ограблениях и убийствах Малатеста вернулся в Италию, где принял активное участие в антиправительственных манифестациях. Первую мировую войну, в отличие от Кропоткина, Малатеста не принял. Удивительно, но он предрекал, что явной победы ни одной из сторон не будет, а после потери ресурсов установится шаткий мир. Страны же начнут готовиться к новой, более убийственной войне. Его слова стали пророческими. В 1920 году Италия стояла на пороге социальной революции - рабочие начали захватывать фабрики. Однако нерешительные профсоюзы свернули забастовку. С 1922 года Малатеста включился в борьбу против Муссолини. В 1924-1926 годах фашистская цензура даже давала выходить легально анархистскому журналу. До последних лет жизни Малатеста участвовал в деле своей жизни, публикуя статьи и брошюры в Женеве и Париже.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...