Я никогда был большим любителем содержания. Частица не пишется раздельно

Начнем с небольшого интересного факта: я никогда раньше не был большим любителем чтения, во всяком случае до 22 лет точно. То есть я не читал ничего, кроме того, что полагалось по программе и не находил в этом никакого удовольствия. Однако на младшем курсе мне попалась одна из книг Майкла Льюиса и мне это даже понравилось. Во всяком случае, после этого я взял еще одну книгу и официально присвоил себе звание книжного червя.

Но какой смысл во всем этом? Зачем пытаться читать по одной книге каждую неделю в течение года? Это довольно трудно, к тому же большинство и без этого ведет достаточно напряженную жизнь, в которой есть другие более важные занятия, которым необходимо уделять внимание. Ради чего я это сделал?

1. Идеи, идеи, идеи : это мне помогает генерировать идеи не только для моего сайта, но для моей жизни.

2. Знания / образование : если вы не используете свой мозг, то он атрофируется. Это позволяет мне постоянно быть в курсе тем, которые интересуют меня.

4. Это вызов: кто не любит хороший вызов? Мы всегда должны делать то, что толкает нас вперед и заставляет развиваться. Это хороший способ усилить внутреннюю мотивацию, уверенность, дисциплину и силу воли.

5. Это дешевле, чем обычное обучение: подробнее об этом пункте мы поговорим позже, но все 52 книги стоили мне около 500 долларов в общей сложности, а высшее образование обойдется мне около 21000 $. Кроме этого, я могу сосредоточиться на тех предметах, которые меня больше всего интересуют, и узнать о них за год чтения значительно больше того, что я узнал бы за четыре … или даже восемь с учетом аспирантуры (речь идет об американской системе ) лет формального образования.

6. Вы начинаете видеть дальше вида из своего окна: чтение приучает выходить за пределы своей ментальной зоны комфорта и узнавать новые идеи, теории и верования. Вы сможете оценивать разные позиции и убеждения, видеть вещи и мир с разных точек зрения.

7. Лучшие учителя: вы получите доступ к самым лучшим умам и самым успешным учителям всех времен и народов за … ну, примерно 10-20 баксов за голову. Вероятно, это лучшая сделка в вашей жизни.

8. Коммуникации: чтение позволило мне построить лучшие социальные отношения. Я чувствую, что оно делает меня более интересным человеком, я могу теперь говорить о куче разных предметов в любой момент, мне ничего не стоит начать и поддерживать разговор на самые разные темы.

9. Это просто офигительно интересно и удивительно: я повторяю, это действительно здорово!!!

Для тех, кому этих причин не достаточно…

Хорошо, если вам перечисленные причины показались не слишком убедительными, я открою вам главную причину. Дело в том, что я несколько разочарован в нашей системе образования. Мне не хотелось бы превращать этот пост в арену сражения противников и защитников традиционной системы обучения. Современные учебные заведения делают очень много для того, чтобы научить нас новым знаниям и навыкам, дать новые идеи и направления развития, подготовить к профессиональной деятельности.

Все это так, но я не уверен, что вложенные вами в обучение деньги и, самое главное, время являются оптимальными с точки зрения получаемого результата. Если вам приходится платить за свое обучение, то вы знаете, насколько это нелегко. Многие влезают в большие долги, чтобы продолжать обучение, а потом после его окончания не могут найти работу по специальности или вообще понимают, что выбрали не свое дело. Получается, что они просто выбросили деньги на ветер?

Мне захотелось проверить может ли самообразование с помощью книг заменить собой посещение колледжа, сэкономив при этом более 20 000$, и насколько такой способ будет хорош? Именно поэтому год назад я поставил перед собой цель прочитать за 52 недели ровно 52 книги.

Как реально читать по одной книге каждую неделю

После несколько затянувшегося вступления перейдем к самому интересному. Вы наверняка хотите узнать, как это можно сделать на практике. На самом деле это намного проще, чем вы думаете, и вы можете применять предложенный мной метод для достижения любых целей и обучения чему угодно. Игре на пианино, изучению нового языка, танцам.

1. Ставьте правильные цели. Об этом говорилось уже тысячу раз, но от этого зависит успех всего дела. Цели должны быть значимыми для вас, конкретными, измеримыми, реалистичными. И не забудьте о приятном вознаграждении за их достижение.

2. Выбор книг. Каждую субботу вечером я выбирал книгу, которую буду читать следующую неделю. Я выбирал книги на основе рекомендаций друзей, преподавателей или просто в соответствии со своими личными интересами по предметам, которые я изучал.

3. Разделение на небольшие шаги. Задание прочитать толстую книгу за одну неделю может выглядеть несколько пугающим, но я делил обычно количество страниц на шесть дней (один день -отдых для мозгов). Таким образом, 300-страничная книга подразумевает чтение всего по 50 страниц в день, что звучит не так страшно и трудно.

4. Специальное время. Главное препятствие для всех подобных начинаний — постоянная нехватка времени. Поэтому выделите специальное время в своем распорядке, которое будет предназначено специально для чтения. Для меня единственно свободное время было с утра, поэтому я стал просыпаться чуть раньше и посвящать это время чтению. Кроме этого, ваше настроение, сила воли и решимость утром находится в высшей точке, так что если вам предстоит сложное дело, то лучше делать это именно утром.

5. Гибкость графика. Не каждая книга, которую я прочитал, содержала в себе 300 страниц. Были и значительно более толстые книги, одолеть которые за неделю просто невозможно. В таком случае я компенсировал отставание одной или несколькими более тонкими изданиями, оставаясь таким образом в русле графика без ущерба для восприятия прочитанного.

6. Читайте в любой свободный момент. Несмотря на утренний час чтения, я был готов к этому каждую минуту. Мой iPad был со мной всегда и везде: в транспорте, на остановках, в очередях и даже в туалете. Будьте готовы прочитать пару страниц в любую минуту.

7. Читайте что вам интересно. Если вы занимаетесь любимым делом и узнаете новую информацию на интересующую вас тему, то процесс чтения проходит легко и незаметно. В этом заключается главный секрет.


Copyright Shutterstock

И что в итоге?

По моему личному глубокому ощущению за этот год я узнал о жизни, философии, способах достижения успеха, о себе и о мире вокруг гораздо больше, чем за восемь лет обучения. Это был не легкий год, но по его итогам я чувствую себя совершенно другим, чем раньше и я не уверен, что подобный опыт мог бы мне дать традиционное образование. Более того, чтение дало мне гораздо более широкий кругозор и смелость в творчестве, что не очень приветствуется в запрограммированной на стандартизацию современной системе образования.

Какой же вывод можно сделать из моей истории?

Сегодня существует столько путей для самообразования, начиная от онлайновых курсов и заканчивая традиционными книгами, что крупное вложение денег и времени в формальное образование являются не самым удачным решением. Во всяком случае для меня. А вы что думаете по этому поводу?

Загружено с учебного портала

Щурка

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал у себя веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур - веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.

Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько его любимых орешков. Щурка - так мы все его называли - садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.

Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.

Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой и любовался, как радостно купается мой щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных неожиданных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, пристально глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.

Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.

Так мы с ним прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиной их были любимые щуром кедровые орешки: питаясь маслянистыми орешками, он сильно ожирел.

Пришлось посадить щура на строгую диету и кормить его тертой морковкой и сушеными ягодами. После такого лечения щур скоро поправился и болезненные припадки больше не повторялись.

Я знал, что щуры плохо переносят неволю, не живут долго в клетке, и решил выпустить Щурку ранней весной. Когда весенний лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и, как бы прощаясь со мною, запел свою милую тихую песенку.

Признаюсь, мне было очень жалко моего друга щура и горько с ним расставаться.

На прощание я помахал ему рукою, и он скрылся в вершинах густого темного леса. (452 слова)

По И. Соколову-Микитову

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Жизнь леса

Как-то бродил я с ружьем и собакой по березовым перелескам, охотился на вальдшнепов.

Неожиданно что-то захрустело вдали, затрещали сучья - вот ближе, ближе. Какой-то хриплый, отрывистый рев послышался в тишине. Ревел лесной великан - лось.

А вот и сам он показался на другом конце поляны и широким шагом направился через нее. Какой он могучий, с огромными рогами, будто несет на голове корявый пень с торчащими в стороны сучьями!

На его пути стояла молодая березка. Неожиданно лось изо всей силы ударил ее рогом. Раздался сухой треск будто угасшей свечи, золотая вершинка вспыхнула в последний раз, на землю посыпались листья. И вот уже вместо стройного деревца нелепо торчит обломанный белый стволик.

Мне стало как-то не по себе. «Лесной житель, а сам же портит, ломает лес», - с досадой подумал я, еще раз взглянув на сломанную березку, которая уныло торчала посреди поляны.

Этот маленький, совсем незначительный случай почему-то надолго остался у меня в памяти. Увидишь, бывало, где-нибудь изуродованное деревце и сразу вспомнишь про ту лесную березку.

Так прошло больше года. Однажды весной я снова забрел на ту же поляну. Но теперь кругом все было совсем по-иному, не так, как в тот осенний вечер.

Было утро, весеннее утро в лесу. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы. Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каждой капле росы будто зажегся ослепительно яркий фонарик. Все они были разные: синие, розовые, голубые. Но больше всего розовых. Весь лес сиял розовым светом.

Как не похож был этот лес на тот, осенний! Теперь вся поляна была покрыта не желтыми опавшими листьями, а нежными весенними цветами. Это был настоящий праздник в лесу, праздник рождения новой жизни.

А вот посреди поляны и сломанная березка. За тот долгий срок, который прошел с нашей первой встречи, деревце уже успело оправиться. Вместо обломанной лосем верхушки оно выпустило вверх целый пучок тоненьких молодых побегов.

Я очень обрадовался, что деревце не погибло. На месте, где березка была сломана, побеги росли очень хорошо: будто кто-то начал плести зеленую корзиночку, заготовил прутья, собрал их в пучок, да не успел загнуть концы и как следует сплести их.

«Славная работа», - подумал я, трогая деревце. И вдруг из его густой зеленой вершины выпорхнула птица - лесная малиновка.

Я осторожно наклонил березку. Так и есть: в развилке ветвей было свито гнездо. Самочка малиновка сидит, затаившись в гнезде, а самец пристроился неподалеку среди ветвей и распевает громкую песню.

И тут я вспомнил старого лося и его «злую» проделку. Да он, оказывается, вовсе не погубил березку, не навредил лесу. Случилось совсем иное: лесной богатырь, сам не зная того, простонапросто помог птице устроить гнездышко. (453 слова)

По Г. Скребицкому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Катя

Живописец написал бы ее портрет так: Катя стоит и улыбается, тонкие ее волосы растрепаны, будто ими шалит майский ветер, ситцевому платьицу приятно быть надетым на такую стройную девушку. Позади нее между облаками пробиваются теплые лучи солнца сквозь лазурь, под ногами - что-нибудь вроде подорожника с одуванчиками. Но самое важное в портрете - лицо: вопросительно приподнятые брови; уверенно вздернутый носик; сверкающие неугасаемой жизнью, мечтательные, умные, невинно страстные глаза; свежий, чуть-чуть припухлый рот. Лицо такое, что живописец, даже не закончив портрета, сам бы должен влюбиться в эту замечательную восемнадцатилетнюю девушку, если у него в голове есть хоть капля здравого смысла.

Катя не любила ничего несправедливого, жестокого и бурного. Иной человек от одного пустого любопытства соскочит с трамвая, чтобы вмешаться в какой-нибудь скандал на улице. Катя считала, что хорошо тогда, когда кругом дружелюбные люди, добрые, веселые, энергичные. От диких криков на улице у нее закатывалось сердце. Все злое она не принимала, оно было ни к чему в ее жизни.

Кате было восемнадцать лет, и она еще продолжала расти, поэтому и жизнь кругом нее также должна была расти. Катя верила, что все тяжелое и темное должно было исчезнуть, так же как на московских улицах исчезали гнилые домишки и на месте их быстро вырастали громады или «комплексы». Когда Катя рано поутру пробегала Красной площадью по пути в школу, ничто бы не могло убедить ее в том, будто золотые стрелки часов на башне двигаются к худой жизни. Ничего подобного! Время уверенно вело стрелки часов к Катиному счастью.

Но началась война. Нацистская душа вырвалась на свободу, чтобы досыта насладиться злом. Немцу-фашисту была, наконец, разрешена кровь, разрешено редкое «удовольствие» - убивать людей. Настал богатый праздник фашистского пиршества: идти с засученными рукавами, жечь, взрывать, топтать, вонзать, глядеть на дымы и дымы по горизонту, на зарева, зарева, глядеть на лужи крови, на искаженные предсмертным ужасом лица человеческие. «Вперед! - кричали фашисты. - Вот это полноценная жизнь!»

В это лето Катя окончила школу, но вместо университета пришлось служить. Война не пощадила ее семьи. Отец стал жаловаться на тошноту и слабость, в сентябре его отвезли в больницу, вскрыли живот и опять зашили. Через несколько дней он умер. У Катиной мамы стали трястись голова и руки. Брат ее Леонид ушел добровольцем с артиллерийским полком на фронт. Катя, как большинство московских девушек, добросовестно работала сначала в каком-то учреждении, потом на оборонном заводе. Когда немцы подходили к Москве, она копала вместе с другими траншеи и противотанковые рвы. Хотя одних фугасок да грохота зенитной артиллерии было достаточно, чтобы внушить ей вещественность войны, все же война не стала для нее ощутимо понятной, должно быть, потому, что такое великое зло не помещалось в ее светлом сердце.

Живописец теперь бы уже не стал, пожалуй, писать Катиного портрета. Она стала молчаливой, ходила глядя под ноги, сдвинув брови, точно все время напряженно думала и пыталась что-то понять. (452 слова)

По А. Толстому

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

То, что пугало в детстве, сейчас было вовсе (НЕ)СТРАШНО.

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в (НЕ)ВОЛЕ, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы.

Сизый ковыль, ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ, стелился по необозримой равнине.

(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, Михаил уверенным шагом прошёл к сцене.

«(НЕ)ЛУЧШЕ ли тебе, сынок, отложить поездку?» − осторожно спросила мать.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

То, что пугало в детстве, сейчас было вовсе НЕ СТРАШНО.

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в НЕВОЛЕ, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы.

Сизый ковыль, ещё НЕ РАСПУСТИВШИЙСЯ, стелился по необозримой равнине.

НЕ СМОТРЯ по сторонам , Михаил уверенным шагом прошёл к сцене. ДО!

«НЕ ЛУЧШЕ ли тебе, сынок, отложить поездку?» − осторожно спросила мать. Со сравнительной степенью прилагательного раздельно.

Ответ: неволе.

Ответ: неволе|неволя

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 13

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица не пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй-утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак "глубокое" и утверждается признак "мелкое").-Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака: "и мелкое, и широкое"; "хотя мелкое, но широко е") .

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. 3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. Иначе они не будут причастиями, а будут отглагольными прилагательными. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то... не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением 7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется. а) Существительные : небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них : небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы : невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать. 2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством. 3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.

4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени. 6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно. 7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Частица НЕ используется Частица НИ используется
1) для выражения отрицания:

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

Во рту ни росинки.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

(А. Пушкин)

Разве не правда, что мы поумнели?

С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)

5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни.. , где бы ни.. и т.д.).

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:
НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один ; не раз и ни разу . Сравните:
Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.

Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а..)

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто... не; ничто... не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые - раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый ) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый ). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем , болезнь неизлечима , эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не , если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни , или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо . Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Примечание.

Следует различать написание не со словами на -мый , образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором - слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок - нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом - невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)скошенные луга источают дивный аромат.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Человек, (не)ведающий, что творит.
Меня огорчило (не)вежливое, грубое замечание приятеля.
Нимало (не)смущённая, она только улыбнулась в ответ.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.
Это (не)законченная работа, а какие-то наброски.
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Живопись И.К.Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.
Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки - (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки.
Днём в городе всегда было очень (НЕ)СПОКОЙНО.
Солнцева сидела в купе, (НЕ)СНИМАЯ пальто и платка.
Диван оказался вовсе (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, и двое грузчиков без труда внесли его в квартиру.
(НЕ)ЛАСКОВО посмотрела на Егорушку Нина, а как-то зло, отчуждённо.
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глубокая, (НЕ)ТРОНУТАЯ даже шелестом сухого листа тишина простиралась в лугах.
У этого водоёма были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ твёрдые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов.
Я (НЕ)РАЗ в своей жизни попадал в сложные ситуации, но всегда на моём пути встречались хорошие люди, которые помогали мне.
За окном горел, никак не мог погаснуть (НЕ)ЯРКИЙ, но очень красивый закат.
Разговор был ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, когда в кабинет вошла секретарша и сообщила, что Николая Сергеевича просят срочно спуститься в цех.
6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К полуночи все гости разъехались, Мария осталась одна, но теперь ей было уже (НЕ)ТАК грустно.
Новый знакомый Натальи Петровны оказался человеком далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.
Ещё (НЕ)ОБСТАВЛЕННАЯ мебелью комната казалась пугающе огромной, чужой и холодной.
(НЕ)ВДАЛЕКЕ от нашего дома находилась берёзовая роща, и я мог дни напролёт гулять там.
Максимка, (НЕ)ДУМАЯ об опасности, бросился на помощь другу.
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.
(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.
Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.
(НЕ) ДОЖИДАЯСЬ разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату.
Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.




9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.


(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство
с матерью.

10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.
В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.
Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.
Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.
11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Грибоедов вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко (НЕ)ИДЕАЛЬНА и из влюблённых соперников выбирает худшего.
Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.
Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.
Наш дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали глаз.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.

Сегодня глаза Сергея смотрели холодно и н(1)подвижно. Его слова звучали н(2) тепло и ласково, как прежде, а холодно и жёстко. Мы были н(3)чуть н(4) рады такой перемене в нашем товарище.
16. Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.
Откуда н(1) возьмись, выскочил щенок, который н(2)чуть н(3) испугался лошади, наоборот, принялся отчаянно нападать на неё, чем н(4)мало развеселил прохожих.
17. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

И.А. Бунин подводит к мысли о том, что, очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, (НЕ)ПОДДАЮЩЕМСЯ денежной оценке или эстетской мудрости.
По малозаметным, (НЕ)ЗНАЧАЩИМ, казалось бы, деталям специалист способен точно атрибутировать археологическую находку.
В лесу, помимо всем известных подберёзовиков, Маша нашла гриб, никому из дачников (НЕ)ЗНАКОМЫЙ.
(НЕ)ТОЛЬКО на кухне, но и в комнатах стоял восхитительный запах печёных яблок.
(НЕ)ЖЕЛАЯ огорчать мать, Наташа не решалась рассказать ей о болезни Алексея.
18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Раскольников – (НЕ)ЗАУРЯДНЫЙ убийца, а одарённый молодой человек с философским складом ума.
В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М.Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.
Я расскажу всё так, как было на самом деле, (НЕ)ИСКАЖАЯ ни единого слова.
Всё было: море музыки, красивые костюмы, роскошные декорации и та самая атмосфера Большого театра, которая вот уже долгие годы хранит никем (НЕ)РАСКРЫТЫЙ секрет.
Петька спал много, но ему почему-то хотелось спать ещё, и часто казалось, что всё вокруг него (НЕ)РЕАЛЬНОСТЬ, а длинный неприятный сон.
19. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЖЕЛАВШИЕ идти на компромисс партнёры решили разорвать контракт.
До ближайшей станции оказалось вовсе (НЕ)БЛИЗКО, так что я изрядно устал, пока добрался до неё.
Новый поклонник Вари оказался (НЕ)КРАСИВЫМ, но невероятно харизматичным человеком.
Одна тайна во всей этой истории так и осталась (НЕ)РАСКРЫТА.
Из-за травмы спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша: сошёл с дистанции на первом круге.
20. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.
После всего, что Никита услышал в тот вечер, он понял, что его положение отнюдь (НЕ)ВЫГОДНО.
Старый дом, украшенный деревянной резьбой, стоял на (НЕ)ВЫСОКОМ, но почему-то выделявшемся на фоне остальных пригорков холме.
Некоторые фрагменты рукописи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
(НЕ)РЕШАЯСЬ подойти к отцу, Дениска стоял и переминался с ноги на ногу.
21. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
22. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Новобранцы были (НЕ)ПОХОЖИ на местных жителей.
Германн услышал (НЕ)ЗНАКОМУЮ походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями.
Я стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак (НЕ)МОГ меня понять.
Хотя стояла холодная осень, солдаты вынуждены были ночевать в давно уже (НЕ)ОТАПЛИВАЕМЫХ бараках.
Окно в маленькой комнате было (НЕ)ЗАНАВЕШЕНО.
23. Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫХ учёными территорий.
Отнюдь (НЕ)ПРАЗДНОЕ любопытство привело нас в этот город.
Сквозь (НЕ)ЗАДЁРНУТЫЕ шторы видно было большую ярко освещённую комнату.
Книга до сих пор (НЕ)ПРОЧИТАНА.
(НЕ)БОЛЕЕ трети учащихся дали верные ответы на задания повышенной сложности.
24. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

То, что пугало в детстве, сейчас было вовсе (НЕ)СТРАШНО.
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в (НЕ)ВОЛЕ, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы.
Сизый ковыль, ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ, стелился по необозримой равнине.
(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, Михаил уверенным шагом прошёл к сцене.
«(НЕ)ЛУЧШЕ ли тебе, сынок, отложить поездку?» − осторожно спросила мать.
25. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

Жизнь в походных условиях далеко (НЕ)ЛЕГКА.
На берёзах и кустах сверкали капли (НЕ)ВЫСОХШЕЙ росы.
В окнах было темно, хотя ставни были (НЕ)ЗАКРЫТЫ.
Гроза была (НЕ)ДАЛЕКО, а совсем близко: небо раскалывалось на части, грохотало так, что земля под ногами дрожала.
Ничего (НЕ)ВИДНО, только слышен шум ветра в кронах деревьев.
26. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я (НЕ)РАЗ бывал на Кавказе, но всё же каждый приезд открывал для меня что-то новое, и я больше и больше любил это край.
Русское крестьянство перед реформой представляло собой далеко (НЕ)ОДНОРОДНУЮ массу.
Говорят, глупость - болезнь (НЕ)ИЗЛЕЧИМАЯ.
Утренний воздух, (НЕ)РАСКАЛЁННЫЙ жгучим солнцем, был свеж и приятен.
Мария стояла в галерее и смотрела на великую картину (НЕ)ДЫША, с благоговением и трепетом.
27. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Если человек привык бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно.
Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ шум беспокойных волн.
Блюдо было ещё (НЕ)ГОТОВО, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат.
Для жителей тайги охота была (НЕ)ЗАБАВОЙ, а способом выживания.
От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
28. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
29. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Щенок, ещё (НЕ)НАУЧИВШИЙСЯ лаять, жалобно поскуливал.
Иван был человеком (НЕ)ДАЛЁКИМ, но в высшей степени самоуверенным.
Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.
(НЕ)УСПЕВ как следует отдохнуть от одной работы, мастер тут же принялся за другую.
Во время раскопок археологи обнаружили (НЕ)ЧТО иное, как склад для хранения продовольствия.
30. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка.
Люся отвечала на вопросы отца бессвязно, (НЕ)ВРАЗУМИТЕЛЬНО.
Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом.
Птенец хоть и (НЕ)СОВСЕМ окреп, но уже пытался летать.
Слушать заново ту же самую историю мне было вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНО, поэтому я пожелал всем доброй ночи и отправился в свою комнату.
31. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
Ключ
№ п/п№ задания
Ответ
1
6842
нескошенные
2
6959
невежливое
3
9990
необыкновенно
4
10357
неспокойно
5
10382
неяркий
6
10407
невдалеке
7
10432
негромкий
8
6015
нетерпеливого
9
6054
неправильные
10
6235
неразрывно
11
6274
невозможно
12
6313
недоумении13
6352
небольшом
14
7439
незабываемые
15
9187
124
16
9251
34|43
17
9307
незначащим
18
9332
неоконченной
19
9357
некрасивым
20
9385
невысоком
21
9894
неясные
22
9940
незнакомую|незнакомый23
9965
незадёрнутые|незадернутые24
10650
неволе|неволя25
10675
невысохшей
26
10769
неизлечимая
27
10794
неумолкающий
28
10827
неправильные
29
10879
недалёким
30
10904
невразумительно
31
10957
нетерпеливого

Путешествуя по северным нашим лесам, я не раз видел оляпок, живущих обыкновенно возле чистейших ручьев, ключей и маленьких водопадов. Идешь, бывало, по берегу такого ручья или небольшой быстрой речонки с прозрачной и чистой водою - услышишь пение птички, очень похожее на журчание маленького ручейка. Если подойти осторожно, можно увидеть и самое оляпку. Это небольшая, очень подвижная и быстрая птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, острыми крепкими коготками. Она шустро перебегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями, над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущей водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками, оляпка бежит по каменистому дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою веселую песенку.
Возле незамерзающих быстрых горных ручьев оляпки остаются иногда на всю зиму. Странно видеть эту птичку в морозный зимний солнечный день. Вокруг лежат снега, стоят покрытые снежной нависью высокие деревья, а маленькая оляпка по-прежнему поет и бегает по обледенелым камешкам у самого ручья или маленького шумного водопада. Она то и дело скрывается под водою и опять появляется.
Оляпка очень осторожная и чуткая птичка. Наблюдать ее близко не всегда удается. Оляпки не живут возле больших городов на ручьях и речках с загрязненной водою. Их можно видеть в безлюдных местах, у чистых ключевых ручьев и прозрачных быстрых речек. Оляпки не любят затяжную дождливую погоду, когда в ручьях и реках вода замутняется. В такую погоду оляпки перестают петь, перелетают в тростники и осоку, быстро бегают по широким листьям кувшинок, плавают и ныряют, собирают на подводной части растений водяных присосавшихся насекомых. Как только прояснится погода, оляпки возвращаются на свои любимые места, и опять над ручьем или рекою слышится их веселая песенка. Кормятся оляпки водяными насекомыми, а зимою иногда ловят мелких рыбешек, вытаскивают их на берег и разбивают о камень на мелкие кусочки.
Оляпку можно увидеть и в средней части России на чистых, незагрязненных речках и ручьях. Помню, в детстве я любовался оляпками, жившими у водяной мельницы на нашей деревенской речонке Гордоте. Гнездо оляпок было скрыто у большого мельничного колеса, с которого шумным пенистым водопадом скатывалась вода. Они летали почти под самыми вертевшимися колесами.
Нужно быть умелым наблюдателем природы, чтобы увидеть чудесную птичку оляпку. Если вам придется побывать в безлюдных лесных или горных местах, присматривайтесь и прислушивайтесь хорошенько. На чистом и быстром ручье или речке, быть может, вам посчастливится увидеть оляпку.
ЗИМОРОДОК
Я шел крутым берегом знакомой реки. Под обрывистым песчаным откосом текла вода. Внизу, над быстрой водою, склонялись зеленые ветви ив. У самой поверхности нет-нет да и поблескивал на солнце, сверкая серебром чешуи, бок мелких рыбешек-верхоплавок. Смотря вниз, я увидел небольшую голубовато-лазурную птицу, стрелою кинувшуюся с высокого песчаного откоса в прозрачную воду реки. На несколько мгновений птица исчезла под водою. Это был зимородок - удивительная птичка, редкая в наших местах. Зимородка я узнал по яркому оперению, по длинному клюву, по быстрому полету и умению нырять. Вынырнув из воды, неся в клюве маленькую серебряную рыбку, зимородок скрылся у края песчаного берегового откоса.
Живут зимородки по берегам быстрых и прозрачных рек с крутыми песчаными берегами. Свои гнезда они делают в глубоких норах, вырытых в песке на крутых откосах. В самой глубине норы находится гнездо, устланное сухими рыбьими костями и рыбьей чешуею. Здесь зимородки выводят и выкармливают своих птенцов.
Зимородки непохожи на наших обычных певчих птиц. Они умеют нырять, плавать и ловить мелких рыбешек. Замечательно оперение взрослого зимородка, так похожего на редкостную экзотическую птицу. Народное название - зимородок - наверное, произошло оттого, что даже в зимнюю стужу подобно оляпкам зимородки иногда остаются на берегах быстрых незастывающих рек и ручьев. В суровые зимы зимородки улетают на юг, как и другие перелетные птицы. На птичьих зимовках, в заливе Кизыл-Агач, на южном Каспии, я часто наблюдал зимородков. Там они держались в высоких, шелестящих на ветру камышах, зорко высматривая в воде добычу. Весною зимородки улетали на север, на знакомые берега малых и больших рек. В средней России я только два или три раза наблюдал красивых зимородков, и мне четко запомнились эти редкие встречи.
КУЛИКИ
Из самого давнего детства мне запомнился маленький куличок-перевозчик. Мы жили у берега широкого мельничного пруда. Мать водила меня купать на песчаный отмелистый берег. Раздевшись, я барахтался в нагретой солнцем воде, собирал росшую на берегу землянику, в мокрой горсти приносил ее матери. Над гладкой поверхностью пруда, отражаясь в воде, с берега на берег то и дело с криком перелетал, трепеща крылышками, маленький куличок-перевозчик. Мне очень нравился этот веселый куличок.
Вряд ли в птичьем мире есть такое разнообразие видов и пород маленьких и больших птиц, как в обширном семействе куликов. Живут кулики почти повсеместно на севере и на юге. Летом они долетают до самого Крайнего Севера, до побережья Ледовитого океана, гнездятся и живут в голой тундре. Русский простой народ добродушно относился к веселым, быстрым куликам, шутливо говорил: "Кулик невелик, а все-таки птица".
Я не был ученым-натуралистом и не знаю названия всех пород и видов куликов. Знаю, что есть совсем маленькие песочники-кулики, бегающие по песчаным берегам наших рек и озер. Есть и крупные кулики, живущие обыкновенно на больших болотах и нескошенных зеленых лугах. Громкий крик этих куликов крестьяне, помню, так переводили на человеческий наш язык: "Жгите сено, жгите сено, новое поспело!"
Слова эти обозначали начало покоса, уборки нового сена.
К куликам относятся большие и малые кроншнепы - строгие птицы с загнутыми книзу клювами. Застрелить сторожкого кроншнепа удается не всякому охотнику. Многие из вас, наверное, видели длиннокрылых чибисов, живущих на кочковатых болотах, на вспаханных полях. Махая длинными крыльями, они кувыркаются в воздухе, звонко кричат: "Чьи вы? Чьи вы?" Так переводит народ на человеческий язык их громкий крик.
Путешествуя по пустынному Таймырскому полуострову в безлесной, голой тундре, где до нас еще, наверное, не были люди, летом я видел и слышал великое множество куликов. Некоторые из этих куликов мне были совсем неизвестны. Я слушал их странные голоса, раздававшиеся над пустынной тундрой. Небольшие кулички срывались иногда из-под самых моих ног.
В маленьких, неглубоких озерках я видел куличков-плавунчиков, близко подходил к ним, любовался, как бойко они плавают меж небольших тростинок, купаются и ныряют. До смелого куличка-плавунчика можно было дотянуться рукою, но он не позволял взять себя в руки и перелетал на новое место.
Там же я наблюдал красиво и пышно одетых куликов-турухтанов, в весеннее брачное время устраивавших между собою смешные поединки. Кулички эти носили пышные воротники, и каждый самец-куличок отличался особенностью своей брачной одежды.
Множество куликов наблюдал я и на птичьих зимовках на южном Каспии, в Кизыл-Агачском заливе. Отлогие берега залива были исписаны множеством больших и малых птичьих следов. Тут вертелись кулики самых разнообразных видов и пород. Ни малейшего внимания не обращали они на грозных орланов-белохвостов, неподвижно сидевших на берегу залива и ожидавших легкой добычи. Здесь я видел крупных куликов с загнутыми кверху клювами-носами. Этими изогнутыми клювами они ловко поднимали мягкий ил, разыскивая червей, улиток и насекомых.
Осенью и весною многие породы куликов совершают далекие перелеты. Знакомых нам куликов зимою видят на берегах рек и озер Центральной Африки. Поразительны перелеты кочующих птиц, их умение безошибочно находить дорогу к местам своих гнездований.
У берегов Земли Франца-Иосифа однажды мы высадились со шлюпки на небольшой отлогий островок, покрытый гнездами гаг. Известно, что крупные гаги устилают свои гнезда легким и мягким пухом, который самки гаг выщипывают из своей груди. Слетая с гнезда, гага прикрывает яйца этим теплым пухом.
На маленьком островке кроме гагачьих гнезд оказалось множество гнездившихся крачек - небольших птиц, похожих на чаек. Птицы эти близки к породе куликов. Они храбро вились над нашими головами, садились на наши шапки, стараясь защитить свои гнезда. Ученые-зоологи рассказывали мне, что маленькие крачки каждый год совершают далекие путешествия в южное полушарие Земли, перелетают экватор. Весною вновь возвращаются на берега холодной арктической земли.
О куликах и близких к ним птицах рассказать можно многое. Я ограничиваюсь тем, что пришлось видеть самому. Бродя в юности с охотничьим ружьем, я любовался веселыми куликами, следил за их жизнью. Кроме вальдшнепов, дупелей, бекасов и гаршнепов, я не убивал маленьких куличков, оживлявших родной пейзаж. Из всех больших и малых куликов мне больше всех запомнился виденный в детстве куличок-перевозчик. Я и теперь иногда вижу его во сне; просыпаясь, невольно радостно улыбаюсь.
ЩУР
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Случалось, я держал веселых чижей, всю зиму летавших свободно по комнатам нашей квартиры, радовавших меня своими песнями. Жили у меня краснозобые и важные снегири, нарядные и хлопотливые щеглы, но больше всех полюбился некогда живший у меня щур веселая птичка с нарядной, брусничного цвета грудью.
Гнездятся щуры в лесах нашего Севера, в глухих и безлюдных местах и только зимою прилетают в наши подгородные леса.
Щур очень добродушная и милая птичка. Живет он в безлюдных лесных местах и человека почти не боится. Даже самым неопытным птицеловам удается ловить зимою прилетевших щуров, идущих на самую бесхитростную приманку. Обычно щуры зимой держатся небольшими дружными стайками. Бывало так, что к накрытым ловчею сетью щурам добровольно забирались оставшиеся на свободе их верные товарищи-друзья. Пойманный щур очень быстро привыкает к неволе и к хозяину, если тот заботится о птице, кормит ее сушеными ягодами, тертой морковкой и семенами. Тихое пение щура похоже на звук маленькой флейты.
Мой щур жил в небольшой клетке, подвешенной над окном. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Особенно любил щур вкусные кедровые орешки. На моем письменном столе всегда лежало несколько таких орешков. Щурка - так мы все его называли - садился ко мне на стол. Я в пальцах раздавливал орешек и кормил щура с ладони.
Он очень любил сидеть на ветвистом лосином роге, прибитом к стене над моею головою. На этом лосином роге висели мое ружье и охотничьи принадлежности: патронташи, сумки, бинокль.
Щурка очень любил купаться. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водою и любовался, как радостно купается щур. Искупавшись и отряхнувшись, закусив сладким орешком, он усаживался над моею головою и начинал тихонечко петь. Под его тихую песенку мне было приятно писать рассказы о лесных похождениях, о радостных встречах. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Иногда Щурка садился на мою пишущую машинку, глядел на меня, как бы желая сказать ласковое и доброе словечко на птичьем своем языке.
Щур очень радовался, когда после прогулки я возвращался в свою рабочую комнату. Случалось, он садился на мое плечо и опять взлетал на свой любимый лосиный рог.
Так мы прожили почти целую зиму. Однажды, перелетая с лосиного рога в клетку, щур вдруг упал на пол, забил крылышками, и мне показалось, что он умирает. Я поднял его с пола, положил на ладонь. Он скоро опомнился, пришел в себя и стал летать, по-прежнему петь и весело купаться. Болезненные припадки повторялись все чаще и чаще. Я догадался, что причиною их были любимые щуром кедровые орешки.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...