Ярослав (Георгий) Мудрый. Как ярослав и святополк за киев сражались

Михеев Василий Александрович

Ярослав Мудрый - борьба за власть. Фальсификации в русских летописях и подлинная хроника событий

Ярослав Мудрый - борьба за власть.

Фальсификации в русских летописях

и подлинная хроника событий.

Вместо вступления.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку. Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Глава 2. О политической борьбе внутри русской церкви.

Глава 3. О великом князе Изяславе

Глава 4. Программа реабилитации жертв эпохи Ярослава.

Глава 5. Программа реабилитации. Канонизация. Почему Борис и Глеб?

Глава 6. Канонизация (продолжение). О православной верности Бориса и его отца Владимира.

Глава 7. Канонизация (продолжение). О Глебе. Куда направлялся Глеб? Лекция по дорожной инфраструктуре Руси. Об Илье Муромце.

Глава 8. О летописцах на Руси и о летописи Никона. "Бомба замедленного действия".

Глава 9. О схеме фальсификации летописи Никона.

Глава 10. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1.

Глава 11. Заточение Святополка в тюрьму и Лжесвятополк-1 (продолжение).

Глава 12. Убийство Бориса и Лжесвятополк-2.

Глава 13. Убийство Бориса (продолжение). Версия по "Саге".

Глава 14. Убийство Бориса (продолжение). Сопоставление двух описаний убийства.

Глава 15. Убийство Глеба, Святослава Древлянского и Лжесвятополк-2.

Глава 16. Смерть князя Владимира и ложь для "опровержения" правды, сохранившейся в памяти народной.

Краткое заключение по итогам первой части книги.

Часть 2. Подлинная хроника событий на Руси в 1013-1018 гг. Летопись из XXI века.

Вместо вступления

Когда-то, достаточно давно, я узнал о существовании "Саги об Эймунде" ("Прядь об Эймунде"), узнал о том, что оказывается не Святополк Окаянный убил князя Бориса (и вкупе с ним и его братьев Глеба Муромского и Святослава Древлянского), а как раз сам Ярослав Мудрый (пусть и не лично, но через своих подручных). Реального убийцу (Ярослава) церковные летописцы представили благородным мстителем за убиенных братьев, а персонаж (Святополк), непричастный ни к одному из предъявляемых преступлений, был объявлен исчадием ада. Вот такая метаморфоза...

Психологически узнать такое для меня было шоком! Все что писали в учебниках по истории Древней Руси, да и до сих пор является официальной исторической версией развития событий на Руси в XI веке оказалось ложью, сознательной и беззастенчивой. Оказалось, что как бы существуют две разных истории - одна для широкой публики, официальная и пропагандистская, поддерживаемая православной церковью, и вторая - для узкого круга, для серьезной науки, для внутреннего потребления в обществе историков. Историки как бы говорят: - "Конечно, все мы понимаем, что официальная версия не совсем правда, а точнее совсем не правда, а все было с точностью наоборот, но... это политическая конъюнктура, веками создаваемые мифы... Пусть Ярослав Мудрый и не самый неприкасаемый в списке мифических героев Руси по сравнению с Александром Невским и Дмитрием Донским, но все они политически преподносятся государством как национальные символы и "памятники". А разрушать памятники у нас никто не позволит..."

Зачем я решил написать эту книгу (статью по первоначальному замыслу)? Отнюдь не для проведения "ликбеза" среди тех, кто не знает или мало знает историю Древней Руси. Также я не собираюсь спорить или доказывать что-то "псевдопатриотам" (я сам себя считаю ярко выраженным патриотом, но ненавижу ложь, и считаю, что любовь к Родине не нуждается во лжи!) и религиозным догматикам, отстаивающими традиционное "видение" истории церковью. Причина в другом. Мне всегда был интересен этот отрезок нашей истории (приход к власти Ярослава), тем более в свете наличия западных источников, противоречащих по ряду пунктов русским летописям. Почему врут летописи, и как все было на самом деле? Этот вопрос меня интересовал. За прошедшие годы прочитал много разных книг и статей, и других материалов (ну, и первоисточники в первую очередь, естественно), встретил много интересного, с какими-то мыслями разных авторов был согласен, с какими-то нет, но... всегда не хватало качественного всеобъемлющего анализа (допускаю, что пропустил какую-то статью, где все это присутствует). Почти всегда присутствовал обычный пиетет перед нашими летописями - находят одну какую-то ошибку или неправду в летописи и этим удовольствуются. Как бы "выдавливают ложь по капле", поэтому вся "невыдавленная" ложь при всех реконструкциях все равно проступает и при анализе видно несоответствие и схем развития событий, и выводов, и гипотез, которые выдвигаются. В то же время, у меня всегда было ощущение, что глубокий критический анализ всех исторических материалов по этому вопросу может позволить вычислить с высокой степенью достоверности, что является в летописях правдой, а что нет, и даст возможность восстановить реальную хронику событий. Подчеркиваю слово "вычислить", потому что это считаю ключевым принципом! Ни в коем случае не следует выдвигать вначале гипотезу, а потом ее проверять или даже сразу доказывать - гипотеза сама должна выкристаллизовываться, вытекать из хода последовательных аналитических выводов! Испытывая такое убеждение и не имея терпения больше ждать, когда все-таки удовлетворяющий меня труд по эпохе Ярослава Мудрого появится, я в конце концов и решил: - "А почему бы мне самому не попробовать этим заняться?" Вот так и родилась мысль написать эту книгу.

Часть 1. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Как и почему фальсифицировали русские летописи.

Какими источниками мы располагаем?

Во-первых, это отечественные: древнерусские летописи ("Повесть временных лет", списки не буду приводить, это не библиографический обзор) и в меньшей степени к ним можно причислить церковные "Чтение о Борисе и Глебе" и "Сказание о Борисе и Глебе".

Во-вторых, западные источники: "Прядь об Эймунде" и "Хроника Титмара Мерзебургского".

Вначале четко определим временные рамки той информации, которая дается в саге и в хронике. В "Саге об Эймунде" сообщается о смерти князя Владимира и о том, что после этого события Эймунд с отрядом поступил на службу к Ярославу (апрель 1016 г.). В апреле1018 года Эймунд ушел на службу от Ярослава к полоцкому князю Брячиславу. То есть по интересующему нас вопросу сага может рассказать только о событиях от 1015 г. до апреля 1018 года. Хроника Титмара Мерзебургского расширяет эти рамки - там рассказывается и о важных событиях на Руси, произошедших как еще при жизни Владимира (1013-1015), так и о том, что было после ухода Эймунда от Ярослава в 1018 г. Изложение событий в хронике заканчивается, насколько можно определить по ее содержанию, событиями ноября 1018 года, а уже в декабре того же года Титмар Мерзебургский умер. Пожалуй, и я в своем анализе событий истории Руси ограничусь названным периодом времени (1013-1018).

Озвучте свое мнение!

Ярослав Мудрый – князь, сделавший Киевскую Русь великой державой

Ярослав (в крещении – Георгий) Мудрый (родился около 980 г. – умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде) – великий князь Киевский (c 1019 г.), во время правления которого Русь достигла наивысшего расцвета. Он был сыном Владимира Великого и полоцкой княжны Рогнеды. Прозвище Мудрый закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине ХІХ в., при жизни его так не называли. Период правления Ярослава считается кульминацией величия Киева, который именно тогда стал одним из крупнейших городов Европы и в летописях был назван «Матерью городов русских». Князь Ярослав правил самой большой страной Европы целых 35 лет и никогда ни до, ни после него древнерусская держава не имела такого могущества. За это время князь проявил себя как выдающийся:

  • полководец (успешно воевал с Польшей, разгромил печенегов, расширил территорию страны на северо-востоке и северо-западе);
  • дипломат (долгое время управлял совместно с братом Мстиславом, обходясь без малейших конфликтов; установил добрые отношения с большинством монарших домов Европы, реально влиял на политику многих стран);
  • государственный деятель (именно при нем окончательно сложилась на Руси властная иерархия, и, по сути, завершился процесс социального структурирования общества);
  • законодатель (был создан первый записанный свод законов – "Русская правда");
  • администратор (разделил земли своего бескрайнего государства между многочисленными сыновьями, утвердил систему престолонаследования);
  • строитель (возводил целые города – Ярославль, Юрьев; в Киеве начал постройку собора Святой Софии, а также возвел множество других храмов по всей своей державе, на границе со степью возвел систему оборонительных сооружений);
  • просветитель (стали появляться первые школы, монастыри, началось летописание, была организована первая библиотека).
  • Этапы правления Ярослава Мудрого.

    Правление в Новгороде и борьба за Киев. Ярославу пришлось побороться за киевский престол. Сначала отец посадил его править в Ростове, а затем – в Новгороде. В 1014 году Ярослав отказался платить дань Киеву, чем вызвал гнев отца. Это, кстати, было первым проявлением сепаратизма среди Рюриковичей. Только скоропостижная смерть помешала Владимиру Святославовичу начать поход на Новгород.

    Сразу после кончины Владимира киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный , сводный брат Ярослава, который приказал убить своих братьев: ростовского князя Бориса, муромского – Глеба и древлянского – Святослава. Ярослав Владимирович был вовремя предупреждён об опасности сестрой Предславой.

    Пользуясь поддержкой новгородцев, в декабре 1015 года он одержал победу над Святополком в битве под Любечем и захватил Киев. В этой битве он зарекомендовал себя как превосходный тактик, сумел напасть внезапно и поставив киевлян практически в безвыходное положение, прижав к реке. Но Святополк не смирился: в 1018 году вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, он нанес поражение Ярославу в сражении при Буге и отбил Киев.

    Ярослав Мудрый бежал в Новгород, откуда намеревался переправиться в Скандинавию и скрыться там навсегда. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и заставили Ярослава продолжить борьбу. Они же собрали денег для найма новой дружины в Скандинавии. В 1019 году в битве на Альте была одержана окончательная победа над Святополком. К тому времени окаянный уже лишился поддержки польского тестя, с которым неосмотрительно рассорился, однако призвал к себе на защиту печенегов, что, впрочем, ему не помогло. Ярослав Владимирович воссел в стольном граде, но междоусобицы на Руси на этом не закончились.

    В 1021 году Ярослав разбил другого претендента на киевский престол – своего брата Брячислава Изяславовича Полоцкого. В 1024 году у него появился новый, значительно более грозный соперник – Мстислав Тмутараканский, который захватил Чернигов. В сражении под Лиственном Ярослав потерпел поражение, но, несмотря на это, братья сумели договориться, разделив отцовское наследие между собой. Двоевластие на Руси сохранялось вплоть до смерти Мстислава в 1035 году, только после этого Ярослав стал полновластным правителем Древней Руси.

    Главные заслуги Ярослава Мудрого как киевского князя.

  • Продолжает укреплять внешние границы Киевской Руси. Совершенствует оборонительную сеть на востоке, на кордоне со степью. Она охватывала 13 городов и крепостей, расположенных преимущественно на левом берегу Днепра. В 1036-37 гг. по приказу Ярослава были построены мощные крепостные укрепления южнее реки Рось, соединенные между собой глубоким земляным валом.
  • Активно занимается строительством. Так же, как и его отец, князь Ярослав развивает столицу. За время его правления площадь Киева увеличилась в семь(!) раз по сравнению с эпохой Владимира Великого. Князь также учреждает и новые города, в основном в отдаленных уголках собственного государства, например, Ярославль.
  • Проводит правовую реформу. С именем Ярослава Мудрого связано создание первого письменного свода законов Киевской Руси – "Русской правды". Она была создана на основе традиционного права древних славян, но наряду с этим имела определенные новые и передовые пункты. Например, была отменена смертная казнь, которая заменялась штрафом. Кроме чисто гуманного аспекта эта реформа позволяла существенно пополнить казну. Что примечательно, среди самых тяжких преступлений, согласно древнерусскому кодексу, были также конокрадство и поджог. "Русская правда" юридически оформила феодальные отношения на Руси.
  • Продолжает политику христианизации. В большом количестве строятся церкви, появляются первые монастыри. Около 1050 года Ярослав Мудрый впервые без согласования с Константинополем назначил Киевского митрополита из славян – им стал Илларион, автор "Слова о Законе и Благодати".
  • Занимается всесторонним развитием культуры. В Киеве возвели Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, 13-купольный храм святой Софии, а в 1051 году был заложен фундамент Киево-Печерского монастыря, впоследствии названного лаврой. Князь заботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. В его правление была написана первая русская летопись.
  • Проводит административную реформу. Разделяет земли государства между своими сыновьями и устанавливает систему престолонаследия по принципу сеньората. То есть трон должен был унаследован самым старшим братом в роду. Таким образом, сложилась т. н. горизонтальная система, которая предусматривала переход власти от старшего брата к младшему.
  • Использует дипломатию как главное средство внешней политики. Князь Ярослав активно прибегал к т. н. брачной дипломатии, то есть женил своих детей с детьми других европейских монархов. За это его даже прозвали "тестем Европы". На правах родственника в дальнейшем Ярослав очень часто вмешивался во внутриполитические дела многих государств. Слава о Киевской Руси в этот период достигла самых дальних стран. Дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы: Францией, Норвегией, Данией, Венгрией, Византией. Сам князь был женат на дочери шведского короля.
  • Ликвидирует угрозу со стороны печенегов. В 1036 году русские войска полностью разгромили печенегов под Киевом.
  • Ведет войны с Польшей. Поляки поддерживали претензии на Киевский престол главного соперника Ярослава Мудрого его брата Святополка Окаянного и захватили Червенские земли (современную Галичину) на западе Украины. Ярославу удалось отвоевать назад Перемышль, Червен, Белз и другие города.
  • Завещание Ярослава Мудрого.

    Скончался Ярослав 20 февраля 1054 года. Перед смертью он завещал киевский престол новгородскому князю Изяславу, а остальным сыновьям оставил в удел другие княжества, наказав всем жить в мире.

    1. Ярослав не был завоевателем, война не привлекала его. Причиной тому была, вероятно, его хромота. По одной из версий, Ярослав получил травму во время борьбы с братьями: обследование останков показало, что у него была перерублена нога. Однако это не мешало ему быть отличным наездником и часто водить в бой своих воинов. Викинги, которые составляли значительную часть дружины князя Ярослава, кстати, считали его природным скандинавом, называли конунгом Ярицлейвом и очень уважали.

    2. Из всех сыновей Владимира Великого лишь Мстислав (около 983-1036 гг.) более всего был похож на своего воинственного деда, знаменитого Святослава Игоревича. Он правил в далеком Тмутараканском княжестве, постоянно воюя с соседними племенами ясов и косогов (современные черкесы и осетины). Войско очень любило Мстислава за его характер, храбрость и простоту. Все тяготы военного похода, равно как и радости побед, Мстислав поровну делил со своими дружинниками. Существует легенда, как перед одной из войн Мстислав, во избежание кровопролития, вышел драться один на один против главаря косогов – великана Редеди. Поединок происходил на глазах у враждующих армий и Мстислав победил. Косоги без боя подчинились грозному князю-воину.

    В 1024 году пересеклись пути двух братьев – Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого. Последний привел из Новгорода варягов и хотел с их помощью окончательно утвердиться в Киеве. Мстислав стоял во главе большого войска, состоявшего из черниговцев, северян и косогов. Две дружины сошлись ночью у Лиственной под проливным дождем и вспышками молний. Войско Мстислава полностью победило наемников с севера, а сам Ярослав бежал в Новгород. Однако Мстислав послал к нему гонца с призывом: "Садись в своем Киеве. Ты старший брат, а мне пусть будет та сторона". Только в 1025 году Ярослав во главе большого войска пришел из Новгорода в Киев и заключил с братом мир. Мстиславу отошли земли по левый берег Днепра, а Ярославу – Правобережье. Так они вдвоем и правили Русью, и, как пишет летописец: "... была великая тишина на Земле". В 1035 году князь Мстислав погиб во время охоты, и Ярослав стал единовластным правителем великой державы.

    3. Породниться с великим киевским князем считали за честь не только европейские монархи, но и византийский императорский двор. Ярослав активно вмешивался в международные конфликты, защищая интересы собственного государства.

    Жена Ярослава – Ингегерда (в крещении Ирина), дочь короля Швеции Олафа Шьотконунга. В приданое принцесса принесла "земли Ингигерды" (Ингерманландию) с городом Ладога. Их дети разъехались по всей Европе. Изяслав женился на дочери польского короля Казимира І Гертруде. Всеволод – на византийской царевне Анне, от брака с которой родился Владимир Мономах. Вячеслав и Игорь поженились с немецкими принцессами Одой Штаденской, и Кунигундой Орламиндской. Старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Смелого, а после его гибели – женой короля Дании Свена Эстидсена. Мужем Анастасии был король Венгрии Андрей. Младшая дочь Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Король Польши Казимир I, которого Ярослав Мудрый поддержал в борьбе за трон, женился на его сестре Марии (Добронеге). Существует мнение, что у Ярослава Мудрого была еще одна дочь – Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника английского престола, который сбежал на Русь от гнева короля Кнута Великого.

    4. Анна (Агнесса) Ярославна – самая известная дочь великого киевского князя, вошла в историю как Анна Русская, королева Франции. Будучи младшей в семье, она в 1049 году обвенчалась в Реймсе с французским королем Генрихом І Валуа, который искал поддержки Ярослава в борьбе против германского императора. После смерти мужа в 1060 году Анна стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Это редкий случай, когда Францией правила женщина. Интересно, что некоторые грамоты королева Анна подписывала кириллицей.

    В 1062 году Анна соединила свою судьбу с наследником Карла Великого графом Валуа де Крепи. Этот союз не был безупречным: мало того, что граф при жизни Генриха І был его политическим противником, он к тому же уже был женат. Анна осталась с графом, несмотря на то, что церковь объявила их брак незаконным. Только после смерти второго мужа королева снова появилась при дворе. Этот факт, однако, стал причиной того, что Анна не была похоронена в королевской усыпальнице. Ее могила находится в основанном ею аббатстве в местечке Санлис. Там на портале церкви св. Винсента есть скульптурное изображение Анны Ярославны во всем блеске ее красоты. Памятью об Анне стало и привезенное из Киева Реймское Евангелие, написанное кириллицей, на котором до 1825 года присягали все французские короли.

    5. Как сообщает автор "Повести временных лет", Ярослав Мудрый "... собрал писцов много, и переводили они с греческого на словенский язык и письмо. И написали они много книг, и славу этим получили... Ярослав имел любовь к книгам и много переписал их, и собрал в церкви святой Софии". Писали в то время на пергаменте, который производили из шкур телят или овец. Для создания одной книги требовалось целое стадо. Сафьяновые обложки украшали золотом, алмазами, изумрудами и жемчугом.

    Следы легендарной библиотеки исчезли после захвата Киева монголо-татарами. Возможно, она была ограблена, или спрятана во время осады, продолжавшейся десять недель. В подземных коридорах Софийского собора, расположенных на глубине шести метров, нашли надпись: "Аще кто найдет сей ход, тот найдет большой клад Ярослава". Однако ни одной книги там не было, а надпись оказался подделкой. Можно только гадать где находится библиотека. После смерти Ярослава Иларион, лишенный митрополичьего сана, мог забрать немало церковных книг с собой в Печерский монастырь. Не менее вероятно, что библиотека спрятана в Зверинецких пещерах неподалеку от Выдубецкого монастыря, который был одним из центров летописания (и до сих пор исследованы не все подземные галереи). После смерти Ярослава книги могли попасть и в Межигорский монастырь под Киевом, расположенного неподалеку от княжеской резиденции.

    Историческая память о Ярославе Мудром.

    Памятники Ярославу Мудрому установлены в Киеве, Харькове, Белой Церкви и Ярославле.

    Образ князя запечатлен на украинской денежной купюре номиналом две гривны и российской купюре номиналом в тысячу рублей.

    В Украине существует государственная награда – Орден Ярослава Мудрого.

    Национальная юридическая академия в г. Харькове носит имя Ярослава Мудрого.

    Новгородский государственный университет назван в честь Ярослава Мудрого.

    В 2008 году князь Ярослав Мудрый занял первое место в телепроекте «Великие украинцы».

    Образ киевского князя неоднократно воссоздавался в музыке, литературе и кино.

    Ярослав Мудрый в социальных сетях.

  • "Вконтакте": 20 сообществ;
  • "Одноклассники": 5 групп;
  • Facebook;
  • В Youtube по запросу "Ярослав Мудрый" – 2020 результатов поиска.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Ярославе Мудром?

    Для анализа популярности запроса "Ярослав Мудрый" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 11 июня 2016 г., количество запросов за месяц составило 68 183, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Ярослав Мудрый" зарегистрировано в феврале 2015 г. – 126 875 запросов за месяц.

    В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
    Так они выразили свое желание сражаться за него.

    Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.

    А началась эта история 15 июля 1015 года.
    В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

    Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников — Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

    Что стало причиной ареста не совсем ясно.

    Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского. И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

    Возможно имелась какая-то другая причина — точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

    На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

    И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

    Новгород против

    Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он — будем честны — не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

    Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная дружина, которой командовал конунг Эймунд Хрингссон. Если верить , он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

    Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и новгородского князя, усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

    Возвращение Окаянного

    Святополк не спустил брату обиды.
    Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

    Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

    Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

    Это сделал Болеслав.
    Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

    Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
    Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

    Избиение поляков

    В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

    Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

    Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были .

    Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

    И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой – что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

    В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

    Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

    Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы — сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

    Топоры новгородцев

    Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

    И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

    Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

    Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

    Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

    Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром — с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр — по 18 гривен.

    Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

    Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

    К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат — князь Борис.

    В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
    Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

    Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

    Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
    Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

    Что было дальше?

    Святополк

    Его не убили.
    Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

    Болеслав

    Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

    Ярослав

    В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств — она только входила в свою золотую пору.

    Уже через год на владения Ярослава поднимет собственный племянник — Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

    Ярославу придется спешить.
    За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

    И это будет совсем не последнее в жизни князя Ярослава Мудрого…

    * * *

    Фото — Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов.
    Также использованы снимки из социальной сети «Вконтакте».

    Главный редактор интернет-журнала "Людота". Увлечения - история оружия, военного дела, интернет-журнал "Людота".

    Рост феодального землевладения, усиление феодальной эксплуатации и классовой борьбы, рост городов, превращающихся в экономические и политические центры лежавших вокруг них областей, - все это не могло не сказаться на характере политического развития древней Руси в XI - XII вв. Общая линия этого развития характеризуется нарастающим стремлением окрепших местных феодальных сил но главе со своими местными князьями к отделению от Киева. Сохранение государственного единства Руси становится все более трудным делом. Возникшая тенденция к раздроблению древнерусского государства, усиливаясь из десятилетия в десятилетие, в конце концов одержала победу.

    Первые признаки феодального сепаратизма обнаружились уже в конце княжения Владимира, когда сидевший в Новгороде его сын Ярослав, выражая стремления новгородского боярства, прекратил уплату дани Киеву. Это был вызов общерусскому государственному единству со стороны второго по величине и значению города древней Руси - Новгорода. Намерения Новгорода не изменились и тогда, когда стало известно о подготовке Владимиром карательного похода против него. Отстаивая свои интересы, новгородские верхи во главе с Ярославом готовили Владимиру достойную встречу, которая, однако, не состоялась, так как Владимир в приготовлениях к походу умер.

    После смерти Владимира киевский престол оказался в руках нелюбимого им сына - Святополка. Стремясь к единовластию, Святополк, прозванный «окаянным», убил своих братьев Бориса, Глеба Муромского, Святослава Древлянского и рассчитывал, видимо, истребить остальных. «…Избыо братию мою и приму власть русскую един» - таковы были, по словам летописца, замыслы Святополка.

    Против Святополка выступил Ярослав. Новгородцы решительно поддержали своего князя, боясь, что победа Святополка приведет к восстановлению прежних отношений между Новгородом и Киевом.

    Ярослав с дружиной около 4 тысяч человек Двинулся к Киеву и близ Любеча разбил полки Святополка. Тогда Святополк бежал к своему тестю - королю польскому Болеславу и при помощи поляков, а также немецких и венгерских наемников вернул себе Киев. Ярослав возвратился в Новгород. Однако борьба на этом не прекратилась. Союзники Святополка - поляки, немцы, венгры - вызвали в Киеве возмущение народа. Их стали тайно истреблять. Болеслав вынужден был уйти из Киева восвояси, правда, захватив при этом города Червень и Перемышль.

    Ярослав тем временем набрал новую дружину из новгородцев и, явившись к Киеву, снова изгнал ненавистного Киевлянам Святополка. Последний на этот раз нашел приют в печенежской орде. В союзе с печенегами Святополк в 1019 г. сделал последнюю попытку остаться великим киевским князем, но он и его союзники потерпели решительное поражение на реке Альте. Ярослав окончательно утвердился в Киеве.

    Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на укрепление власти киевского князя, внутреннее сплочение, расширение и укрепление международного положения древнерусского государства. В условиях пробудившегося феодального сепаратизма и обострения классовой борьбы разрешение этих задач связано было с большими трудностями, и тем не менее время Ярослава Мудрого мы считаем одной из ярких страниц древнерусской истории.

    После победы над Святополком у Ярослава появился новый соперник - его родной брат Мстислав, князь Тму­таракани. В сражении в 1024 г. при Листвене (около Чернигова) победил Мстислав. Результатом этой победы явился раздел древнерусского государства на две части. Правобережье Днепра с Киевом и Новгород оставались за Ярославом, а земли к востоку от Днепра переходили к Мстиславу.

    После смерти Мстислава (1036) обе части древнерусского государства вновь объединились под властью Ярослава.

    Ярослав проводил энергичную внешнюю политику. В 1030, 1031 гг. в результате походов на Польшу им была возвращена захваченная Болеславом Храбрым Червонная Русь. Он ходил на Ятвягов (1038), на Литву (1040), на Чудь (1030), Емь (1042). В результате этих походов были укреплены и несколько раздвинуты западные и северо-западные границы древнерусского государства. В земле Чуди, к западу от Чудского озера, возник заложенный Ярославом город Юрьев (ныне Тарту).

    С востока к границам Киевского государства двигались полчища новых врагов - печенегов, торков, берендеев и других. Для защиты южных границ Ярослав усиливает укрепленную полосу в Поросье. А в 1036 г. он нанес решительное поражение печенегам и отбросил их в Прндунайские степи.

    В 1043 г. произошло последнее столкновение Руси с Византией. Византийское правительство пыталось использовать единство религии для подчинения Киевской Руси в политическом отношении. Эта попытка встретила упорное сопротивление со стороны Ярослава Мудрого, вплоть до открытия военных действий. Ярослав отправил к Византии большой флот. Однако буря рассеяла русские корабли, а сухопутные войска потерпели неудачу.

    В 1046 г. был заключен мир, и дружественные связи с Византией закреплены браком сына Ярослава - Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха.

    Ярослав добился внутренней самостоятельности Киевской митрополии и даже самостоятельно поставил в 1051 г. митрополитом образованного проповедника Иллариона, русского по происхождению.

    Во внутренней политике Ярослав продолжал борьбу за единство Русской земли и укрепление древнерусской государственности. Заподозрив своего брата Судислава в кознях, он заточил его в тюрьму. Ярослав урегулировал отношения с Новгородом, посадив там своего старшего сына Владимира. Источники тех времен подчеркивают большую законодательную деятельность Ярослава, направленную на укрепление государства.

    В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло первое, из известных по летописям, восстание смердов. Во главе восставших стояли волхвы, стремившиеся использовать антифеодальные настроения крестьян для борьбы за старую языческую веру против христианства. Ярослав, охраняя интересы феодалов - князей, бояр и церкви, сам ходил с дружиной в Суздальскую землю и жестоко подавил народное восстание.

    Время Ярослава примечательно культурными успехами древнерусского общества. Собранные Ярославам писцы переводили на славянский язык многие греческие книги. Сам Ярослав недаром назывался Мудрым. По словам летописи, он любил книгу и «почитал в нощи и дне». Есть основа­ние считать, что в 1037 г. в церкви Софии в Киеве Ярославом была основана первая на Руси библиотека.

    При Ярославе выросли и украсились постройками (церквами, соборами) многие древнерусские города. Столица государства - Киев - была обнесена новыми мощными укреплениями. В стене имелось несколько монументальных ворот. Главные из них, южные, назывались «Золотыми». Киев представлял собой огромный город - один из мировых центров ремесла и торговли. По словам Адама °Ременского, он был достойным соперником Константинополя.

    Богатство и сила древнерусского государства обеспечила ему завидное международное положение. Королевские дворы ^Ропы стремились войти в сношения с великой восточной державой, породниться с ее княжеским домом.

    Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку дочери его Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава были женаты на иностранных принцессах - например, Всеволод на греческой (византийской) принцессе, дочери императора Константина Мономаха. При дворе Ярослава находили приют и защиту норвежский король Олаф Святой и сто сын Магнус Добрый. Сестра Ярослава Мария (Доброгнева) была замужем за польским королем Ка­зимиром I, его вторая дочь, Анна - за королем французским Генрихом I.

    Внучка Ярослава Евпраксия вышла замуж за германского императора Генриха IV; другая внучка Евхимия - за венгерского короля; внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери английского короля.

    Все это также ярко характеризует международные связи Киевского государства. Но не только дипломатические нити тянулись на Запад. По оживленным дорогам шли в Киев целые караваны торговых повозок - из Регеисбурга (Германия) приезжали немецкие купцы для покупки мехов; в Западной Европе далее существовала специальная гильдия купцов, руссариев, ведших торговлю с Киевом. Сохранилась грамота венгерского короля, дарованная одному монастырю, через владения которого проезжали купцы для торговли с Киевом. В грамоте говорится о предоставлении привилегий этим купцам.

    Блестящее княжение Ярослава, когда Русь выступала еще могущественным единым государством, было вместе с тем и временем нарастания угрозы феодального раздробления. После его смерти признаки феодального дробления государства стали особенно очевидны.

    В летописи находим имена двенадцати сыновей Владимира , но без определения, в каком порядке они один за другим следовали по старшинству: в одном месте, при исчислении жен Владимировых, молодые князья поставлены по матерям; в другом, где говорится о рассылке сыновей по областям, они следуют в другом порядке. Постараемся по некоторым данным определить порядок старшинства между ними.

    В Новгород был отправлен Вышеслав : мы знаем, что сюда посылался обыкновенно старший в семье великого князя; из этого можем заключить, что Вышеслав был старший сын Владимира, тем более что в известии о рассылке по областям он поставлен первым. Но в предшествующем исчислении жен Владимировых Вышеслав поставлен после сыновей Рогнединых и гречанки, вдовы Ярополковой, и назван сыном чехини: если Вышеслав был старший, то должен был родиться от первого брака Владимирова, заключенного или в Новгороде или во время пребывания Владимира в Скандинавии, когда ему было лет 18; но странно, что чехиня зашла так далеко на север; Иоакимовская летопись и здесь объясняет дело удовлетворительно, а именно: мать Вышеслава называет Оловою, женою варяжскою.

    Потом следует сын Рогнеды, Изяслав , получивший волость деда своего по матери - Полоцк. Тотчас после брака на Рогнеде Владимир женился на вдове брата своего Ярополка, и потому рожденного от последней Святополка имеем право поставить в-третьих после Вышеслава и Изяслава; этот Святополк получил Туровскую волость и по смерти Вышеслава и Изяслава оставался старшим в роде, на что ясно указывают слова св. Бориса: "Не подниму я рук на брата старшего".

    За Святополком мы должны дать место Ярославу , также, по летописям, сыну Рогнеды; Ярослав получил сперва Ростов, а потом, по смерти старшего Вышеслава, переведен в Новгород. Этот перевод Ярослава в Новгород мимо старшего Святополка туровского объясняется свидетельством Дитмара, что Святополк в это время был под гневом отца и даже в заключении.

    Всеволод , также сын Рогнеды, получил Владимир-Волынский; Святослав и Мстислав , которых мать в начальной Киевской летописи названа чехинею другою в отличие от мнимой матери Вышеслава, получили: первый - землю Древлянскую; второй - Тмутаракань. Мать Святослава Иоакимовская летопись называет Малфридою; что это имя одной из жен Владимировых не вымышлено, доказательством служит известие начальной Киевской летописи под 1002 годом о смерти Малфриды, которая здесь соединена с Рогнедою; мать же Мстислава Иоаким называет Аделью, или Адилью.

    Второго сына Адели, Станислава , этот же летописец, равно как и некоторые другие, отсылает в Смоленск, а Судислава - во Псков. Теперь остается определить мать и возраст Бориса и Глеба . В начальной Киевской летописи матерью их названа болгарыня, волостью первого - Ростов, второго - Муром. Но ясно, что здесь упоминается уже второе распоряжение, потому что при первом распределении волостей Ростов был отдан Ярославу; поэтому в некоторых списках, бывших в руках у Татищева, прибавлено, что сначала Борис получил Муром, а Глеб - Суздаль. Несмотря на это, молчание древнейших дошедших до нас списков летописи о первоначальных волостях Бориса и Глеба, равно как их молчание о волостях Станислава, Судислава и Позвизда , ведет нас к заключению, что во время первой рассылки сыновей Владимировых по волостям все эти князья или были очень малы, или некоторые из них, быть может, еще не родились. Любопытно, что в летописи Иоакима матерью Бориса и Глеба названа Анна - царевна, причем Татищев соглашает свидетельство киевского летописца о болгарском происхождении матери Борисовой тем, что эта Анна могла быть двоюродною сестрою императоров Василия и Константина, которых тетка, дочь Романа, была в супружестве за царем болгарским. Если б так было, то для нас уяснилось бы предпочтение, которое оказывал Владимир Борису, как сыну царевны и рожденному в христианском супружестве, на которое он должен был смотреть как на единственное законное. Отсюда уяснилось бы и поведение Ярослава, который, считая себя при невзгоде Святополка старшим и видя предпочтение, которое оказывал отец Борису, не хотел быть посадником последнего в Новгороде и потому спешил объявить себя независимым. Как бы то ни было, Борис единогласно описывается человеком в самой цветущей юности: "Аки цвет в юности своей... брада мала и ус, млад бо бе еще". Если предположить, что он был первым плодом брака Владимирова с Анною, то в год отцовой смерти ему было 25 лет; но по описанию можно судить, что он был гораздо моложе. Летописец прибавляет, что Борис светился царски, желая, быть может, указать на его царственное происхождение по матери. Отец любил его более других сыновей и держал при себе, в чем видно было намерение передать ему старший стол киевский.

    Мы должны сказать также несколько слов о волостях сыновей Владимировых; сравнив эти волости с волостями сыновей Ярославовых, мы замечаем, что так как у Владимира было вдвое более сыновей, чем у Ярослава, то и волости первых должны быть гораздо более размельчены: Новгородская волость была разделена на две - Новгородскую и Псковскую; здесь начало отделения Пскова от Новгорода. Ростов является самостоятельным столом, Муром - также; в Киевском княжестве являются две особые волости - Древлянская земля и Туров. Но странно, что, размельчая так волости на севере и западе, Владимир не дал волостей на восток от Днепра, ибо не упоминается ни о Чернигове, ни о Переяславле как особых волостях. Мстислав сидел в Тмутаракани, но Чернигов не мог принадлежать ему, он его завоевал впоследствии уже при Ярославе.

    Владимир умер на Берестове; окружающие скрыли его смерть, потому что Святополк был в Киеве; и в ночь уже, проломав пол между двумя клетьми, на канатах спустили на землю тело, обвернутое в ковер, положили на сани, привезли в Киев и поставили в Десятинной церкви. Когда в городе узнали об этом, то бесчисленное множество народа сошлось в церковь и начали плакаться по нем: знатные - как по заступнике земли своей, убогие - как о заступнике и кормителе своем; положили тело в мраморный гроб и с плачем похоронили. По всем вероятностям, хотели утаить смерть Владимира для того, чтобы Святополк узнал о ней не прежде граждан киевских, ибо тогда ему труднее было действовать.

    Как скоро в Киеве разнеслась весть о смерти Владимира , то Святополк сел на отцовском месте, созвал киевлян и начал раздавать им подарки - это уже служило знаком, что он боялся соперничества и желал приобресть расположение граждан; граждане принимали подарки, говорит летописец, но сердце их не было с Святополком, потому что братья их находились на войне с Борисом. Следовательно, граждане были равнодушны; они опасались одного что как вдруг братья их провозгласят князем Бориса, а Святополк потребует от них помощи против последнего? Их пугало это междоусобие.

    Борис , не нашедши печенегов, был уже на возвратном пути и стоял на реке Альте, когда пришла к нему весть о смерти отцовской. Бывшая с Борисом дружина Владимирова, бояре, старые думцы предпочитали Бориса всем его братьям, потому что он постоянно находился при них. Привык с ними думать думу, тогда как другие князья привели бы с собою других любимцев, что и сделал Святополк, если обратим внимание на намек летописца о поведении последнего: "Люте бо граду тому, в нем же князь ун, любяй вино пити с гусльми и с младыми советниками". Вот почему отцовская дружина уговаривала Бориса идти на стол киевский; но молодой князь отвечал, что не поднимет руки на старшего брата, который будет ему вместо отца: тогда войско разошлось, оставя Бориса с малым числом приближенных служителей. Святополк очень хорошо понимал опасность, могущую грозить ему со стороны Бориса, и потому на первых порах хотел и с ним поступить так же, как с гражданами, послал сказать ему, что хочет иметь с ним любовь и придаст еще к волости, которую тот получил от отца; узнав же, что войско разошлось от Бориса, он решился на убийство последнего. Мы не станем объяснять этого поступка Святополкова желанием отомстить за смерть отца своего Ярополка, во-первых уже потому, что это объяснение кажется нам натянутым само по себе; во-вторых, основывается на странном толковании слов летописца, который, желая объяснить себе зверский поступок Святополка, предполагает, что он был от двоих отцов, тогда как, кроме этого предположения, нет в рассказе ни малейшего намека на то, чтоб Святополк не был сыном Владимира; вводить какое-то усыновление для предотвращения мести странно, когда мы знаем, что дядя без всякого усыновления считался отцом племяннику; потом еще новое предположение, что это усыновление охраняло Владимира от мести, но не охраняло от нее сыновей и проч. Давняя ненависть Святополка к Борису как сопернику, которому отец хотел оставить старший стол мимо его; явное расположение дружины и войска к Борису, который мог воспользоваться им при первом случае, хотя теперь и отказался от старшинства; наконец, что, быть может, важнее всего, пример соседних государей, с одним из которых Святополк находился в тесной связи, объясняют как нельзя легче поведение Святополка: вспомним, что незадолго перед тем в соседних славянских странах - Богемии и Польше, обнаружилось стремление старших князей отделываться от родичей насильственными средствами. Первым делом Болеслава Храброго польского по восшествии на престол было изгнание младших братьев, ослепление других родичей; первым делом Болеслава Рыжего в Богемии было оскопление одного брата, покушение на жизнь другого, а Святополк был зять Болеслава польского; почему ж то, что объясняется само собою в польской и чешской истории, в русской требует для своего объяснения какого-то кодекса родовых прав?

    Летописец так рассказывает об убиении Бориса . Святополк ночью пришел в Вышгород, тайно призвал какого-то Путшу и вышегородских боярцев - Тальца, Еловита и Лешька, и спросил их: "Привержены ли они к нему всем сердцем?" Путша с вышегородцами отвечали: "Можем головы свои сложить за тебя". Тогда он сказал им: "Не говоря никому ни слова, ступайте и убейте брата моего Бориса". Те обещались исполнить его желание как можно скорее. Здесь останавливает нас одно обстоятельство, почему Святополк обратился к вышгородским боярцам с предложением убить Бориса? Нам кажется очень вероятным, что по освобождении из темницы Владимир уже не отдал Святополку волости Туровской, как ближайшей к границам польским, а посадил его где-нибудь подле Киева, чтоб удобнее наблюдать за его поведением, и что новая волость была именно Вышгород, куда теперь Святополк и обратился к старым своим слугам, которые были готовы сложить за него свои головы.

    Путша с товарищами пришли ночью на Альту и, подошедши к шатру Борисову, услыхали, что князь поет заутреню; несмотря на осторожность, Святополк не мог утаить своих замыслов, и Борис знал, что сбираются погубить его. Убийцы дождались, пока князь, помолившись, лег в постель, и тогда бросились на шатер, начали тыкать в него копьями , пронзили Бориса и вместе слугу его, который хотел защитить господина собственным телом; этот отрок был родом венгр, именем Георгий. Борис его очень любил и дал ему большую золотую гривну, в которой тот и служил ему; убили тут же и других многих отроков Борисовых, а у этого Георгия отсекли голову, потому что не могли скоро снять гривны с шеи; Бориса, еще дышавшего, убийцы завернули в шатерное полотно, положили на воз и повезли. Но Святополк, узнав, что Борис еще дышет, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце ; тело его принесли тайно в Вышгород и положили в церкви св. Василия.

    За этим убийством следовало другое - у Бориса оставался единоутробный брат Глеб , сидевший в Муроме. "Бориса я убил , как бы убить Глеба? " - говорит Святополк в рассказе летописца; но Глеб был далеко, и потому Святополк послал сказать ему: "Приезжай поскорее сюда: отец тебя зовет, он очень болен". Глеб немедленно сел на коня и пошел с малою дружиною. Когда он пришел на Волгу, к устью Тмы, то конь его споткнулся на поле во рве и намял ему немного ногу, после чего князь пришел к Смоленску, а отсюда поплыл в барке и остановился в виду города на Смядыне. В это время настиг его посланный от брата Ярослава из Новгорода: "Не ходи, велел сказать ему Ярослав: отец умер, а брата твоего Святополк убил". Глеб сильно тужил по отце, но еще больше по брате. Между тем явились и убийцы, посланные от Святополка; они овладели Глебовою баркою и обнажили оружие. Глебовы отроки потеряли дух; тогда главный из убийц, Горясер, велел немедленно зарезать Глеба, что и было исполнено поваром последнего; этого повара звали Торчин: имя указывает на происхождение. Сперва тело Глеба бросили на берег между двумя колодами, потом свезли в Вышгород и положили вместе с братом, уже в княжение Ярослава. Страдальческая кончина и прославление двух братьев-друзей не остались без сильного влияния в последующей истории. Русская земля и преимущественно род княжеский приобрели святых покровителей "молитвенников за новые люди христианские и сродники свои, земля благословилась их кровию!" Но кто же эти новые светильники? Это два князя, погибшие от родного брата, который хотел единовластия! Можно думать, что святость Бориса и Глеба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали впоследствии братоубийственные руки; мы увидим, как после стесненный князь останавливал притеснителя напоминанием, что он хочет быть вторым Святополком. Святые Борис и Глеб и проклятый убийца их Святополк были беспрестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало случая напоминать им о них. С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к родовым понятиям, погиб оттого, что не хотел поднять руки на старшего брата и своею смертию освятил эти родовые понятия; пример его должен был сдерживать попытки младших пользоваться обстоятельствами и вооружаться против старших для отнятия у них этого старшинства.

    Ближайший к Киеву князь, Святослав , сидевший в земле Древлянской, узнав о гибели Бориса и Глеба, не стал спокойно дожидаться такой же участи и бежал в Венгрию; но Святополк послал за ним в погоню, и Святослав был убит в Карпатских горах.

    Тогда, по словам летописца, Святополк начал думать: "Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси ".

    Но гроза пришла на него с севера.

    Ярослав новгородский для защиты от отца призвал к себе заморских варягов; те стали обижать новгородцев и жен их, тогда новгородцы встали и перебили варягов на дворе какого-то Парамона. Ярослав рассердился и задумал отомстить хитростию главным из убийц; он послал сказать им, что на них не сердится более, позвал их к себе и велел умертвить; по некоторым известиям, убито было 1000 человек, а другие убежали. Но в ту же ночь пришла к нему весть из Киева от сестры Предславы: "Отец умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его". Ярослав стал тужить по отце, по брате и по новгородцам, которых перебил вовсе не вовремя. На другой день он собрал остальных новгородцев на вече в поле и сказал: "Ах, любимая моя дружина, что вчера избил, а нынче была бы надобна, золотом бы купил", и, утерши слезы, продолжал: "Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев, помогите мне на него". Новгородцы отвечали: "Хотя, князь, братья наши и перебиты. однако может по тебе бороться". Причину такого решения новгородцев объяснить легко. Предприятие Ярослава против Владимира было в выгоде новгородцев, освобождавшихся oт платежа дани в Киев: отказаться помочь Ярославу, принудить его к бегству - значило возобновить прежние отношения к Киеву, принять опять посадника киевского князя, простого мужа, чего очень не любили города, а между тем Ярослав если убежит, то может возвратиться с варягами, как Владимир прежде, и уже, конечно, не будет благосклонен к гражданам, выгнавшим его от себя, тогда как в случае победы Ярослава над Святополком они были вправе ожидать, что Ярослав не заставит их платить дани в Киев, уже потому, что сам прежде отказался платить ее. Что же касается до поступка Ярославова с убийцами варягов, то мы должны смотреть на его следствия по отношениям и понятиям того времени; из летописного рассказа мы видим уже всю неопределенность этих отношений: новгородцы ссорятся с варягами, дело доходит до драки, в которой граждане бьют варягов, князь хитростию зазывает к себе виновников убийства и бьет их в свою очередь. В понятиях новгородцев, следовательно, все это было очень естественно, и потому трудно было им за это много сердиться; у нас нет никакого основания принимать убийство варягов за дело целого города; это была частная ссора и схватка, на что указывает определение места - двор Парамонов; число жертв мести Ярославовой явно преувеличено: трудно было обманом зазвать такое количество людей, еще труднее перерезать их без сопротивления в ограде княжеского двора; мы видим, что не все знатные новгородцы были перерезаны, оставались бояре и старосты, которые после собирают деньги для найма варягов. Отвечали на вече те, которые остались в живых, остались в живых те, которые не участвовали в убийстве варягов, а те, которые не участвовали в убийстве варягов, были по этому самому равнодушны к делу. Поступок Ярослава был совершенно в понятиях того времени: князь должен был каким бы то ни было способом схватить убийц варяжских и отдать их на месть варягам, родственникам убитых. Итак, если это было частное дело и обыкновенное, то целому городу не для чего было много обращать на него внимания; Ярослав жалеет не о том, что перебил новгородцев, но о том только, что этим убийством отнял у себя воинов, которые в настоящих обстоятельствах были ему очень нужны, и новгородцы отвечают в этом же смысле: "Хотя наши братья и перебиты, но у нас все еще достаточно народа, чтоб биться за тебя".

    Впрочем, это место летописи нуждается еще в другом объяснении: почему Ярослав так испугался следствий своего поступка с новгородцами? Отчего так жалел об избиении дружины? Ведь она была нужна ему и прежде, ибо он готовился к войне с отцом; для чего же он не подумал об этом прежде убиения новгородцев? Дело объясняется тем, что Ярослав знал о медленных сборах Владимира, о его болезни, которая мешала ему спешить походом, мог надеяться на борьбу Святополка с Борисом, которая надолго оставила бы его в покое. Но теперь дела переменились: Владимир умер, Святополк начал княжить, убил Бориса, послал убить Глеба, хочет бить всех братьев, подобно соседним государям; опасность, следовательно, наступила страшная для Ярослава; сестра писала: "Берегись!" Оставаться в бездействии - значило жить в беспрестанном страхе от убийц, нужно было или бежать за море, или выступить немедленно против Святополка, предупредить его, одним словом, поступить по примеру отца своего Владимира.

    После того как новгородцы решились выступить в поход, Ярослав собрал оставшихся у него варягов, по одним известиям - тысячу, по другим - шесть тысяч, да новгородцев 40000, и пошел на Святополка, призвавши имя божие; он говорил: "Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной тоже сделает".

    Мы слышим здесь те же самые слова, которые летописец влагает и в уста Владимиру, шедшему против Ярополка, с тем только различием, что христианин Ярослав призывает бога в мстители неповинной крови и отдает свое дело на суд божий. Святополк, узнав, что Ярослав идет на него, собрал множество войска из Руси и печенегов и вышел к Любечу; он стал по ту сторону Днепра, а Ярослав - по эту. Ярослав, без сомнения, приплыл в лодках, а Святополк пришел из-за Десны с печенегами. В третий раз Днепр видел враждебное движение Северной Руси на Южную; оба первые раза при Олеге и Владимире сопротивления было мало со стороны юга, но теперь он собрал свои силы, и как север явился с естественными своими союзниками - варягами, так юг соединился с печенегами.

    Три месяца, а по другим известиям - только три недели, стояли враги по обеим сторонам Днепра; ни те, ни другие не смели перевезтись и напасть. Был в то время обычай поддразнивать врагов, чтоб побудить их начать дело к своей невыгоде. Видя, что главная сила Ярослава состояла из новгородцев горожан и сельчан, воевода Святополков ездя подле берега, бранил новгородцев, называл их ремесленниками, а не воинами. "Эй вы, плотники, - кричал он им, - зачем пришли сюда с хромым своим князем? Вот мы вас заставим рубить нам хоромы". Новгородцев сильно рассердила насмешка, и они сказали Ярославу: "Завтра перевеземся на них, а если кто не пойдет с нами, того сами убьем".

    В лагере у Святополка Ярослав имел приятеля, к которому послал ночью спросить: "Что делать? Меду мало варено, а дружины много"; тот отвечал, что пусть Ярослав к вечеру отдаст мед дружине; новгородский князь догадался, что ночью должно сделать нападение. Была заморозь; Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною, а Ярослав перед рассветом исполчил свое войско и перевезся на другой берег, причем новгородцы, высадившись из лодок, оттолкнули их от берега, чтоб отнять у себя всякую возможность к побегу; Ярослав приказал дружине повязать головы платками, чтоб в сече узнавать своих. Враги сошлись, была сеча злая ; печенеги, стоявшие за озером, не могли помочь Святополку, который был притиснут с своею дружиною к озеру, принужден вступить на лед, лед обломился, и Ярослав одолел . Святополк бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском, проживя на севере 28 лет. Новгородцы были отпущены домой и оделены щедро: старосты получили по 10 гривен, смерды - по гривне, а горожане все - по 10.

    Но Святополк был жив, и потому Ярослав не мог успокоиться. Для Болеслава польского открылись такие же теперь виды на восток, какие он имел прежде на запад; на Руси, как прежде у чехов, семейные раздоры приглашали его к посредничеству и к утверждению своего влияния, тем более, что теперь Болеслав должен был помочь своему зятю. Он воспользовался благоприятным случаем: по его наущению печенеги напали на Киев; под самым городом была злая сеча; едва к вечеру Ярослав мог прогнать варваров. С своей стороны Ярослав выступил к польским границам, заключив союз с врагом Болеславовым, императором Генрихом II; но поход русского князя кончился неудачною осадою Бреста; поход императора против Болеслава также не удался, он принужден был заключить с ним мир и, желая избавиться от опасного врага, обратить его деятельность на восток, сам советовал ему вооружиться против русского князя.

    В 1017 году Болеслав выступил в поход, усилив свое войско 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов, и 22 июля достиг берегов Буга, разделявшего польские владения от русских; Ярослав ждал его на другом берегу с русью (жителями Южной Руси), вырягами и славянами (новгородцами). Здесь повторилось то же явление, какое видели на берегах Днепра у Любеча: воевода Ярославов Будый, ездя по берегу, начал смеяться над Болеславом; он кричал ему:"Вот мы тебе проткнем палкою брюхо твое толстое!" Был Болеслав, говорит летопись, велик и тяжел, так что и на коне с трудом мог сидеть, но зато был смышлен. Не вытерпел он насмешки и, обратившись к дружине своей, сказал: "Если вам это ничего, так я один погибну", - сел на коня и бросился в реку, а за ним - и все войско. Полки Ярослава, вовсе не ожидая такого внезапного нападения, не успели приготовиться и обратились в бегство; Ярослав ушел в Новгород , а Болеслав с Святополком почти беспрепятственно вошли в Киев 14 августа. В городе нашли они мачеху, жену и сестер Ярославовых, из которых за одну (Предславу) сватался прежде Болеслав, получил отказ и теперь в отмщение взял ее к себе в наложницы. Часть своего войска он отпустил назад, другую велел развести по русским городам на покорм.

    Но и в Киеве повторились те же явления, какие мы видели в Праге у чехов, и, как видно, по тем же причинам. Русские вооружились против поляков и стали убивать их; летописец приписывает это приказу Святополка, но очень вероятно известие, что поляки вели себя и на Руси так же, как в Богемии, и возбудили против себя восстание; очень вероятно также, что и Святополк, наскучив неприятным гостем, слишком долго зажившимся в Киеве на его счет, не был против народной мести полякам. Это заставило Болеслава уйти из Киева; пример чешских событий научил его быть осторожнее в подобных обстоятельствах. Половину войска он отослал домой, разосланные по русским городам поляки истреблены, трудно было противиться, если бы вспыхнуло восстание; притом же, вероятно, он слышал уже о новых приготовлениях Ярослава. Но Болеслав ушел не без выгоды: он захватил себе все имущество Ярослава, к которому приставил Анастаса: хитрый грек умел подольститься к каждому сильному и менял отечество, смотря по выгодам; Болеслав ему вверился лестию, говорит летопись. Польский князь повел также с собою бояр Ярославовых, двух сестер его и множество пленников, взятых в бою; на дороге Болеслав захватил и Червенские города, приобретение Владимира Святого; впрочем, вероятно, что эти города были уступлены ему Святополком в награду за помощь.

    Между тем Ярослав, явившись в Новгород без войска, хотел бежать за море; но граждане вместе с посадником Константином, сыном Добрыни, рассекли княжеские лодки, приготовленные для бегства, и объявили: "Хотим еще биться с Болеславом и Святополком ". Такая решительность понятна: им нечего было теперь ожидать хорошего от Святополка, а защищаться от него без князя было также невыгодно. Они начали сбирать деньги - с простого человека по 4 куны, со старост - по 10 гривен, с бояр - по 18 гривен, привели варягов, дали им эти деньги, и таким образом у Ярослава набралось много войска, и он двинулся против Святополка; тот был разбит, бежал к печенегам и привел огромные толпы их против Ярослава в 1019 году . Ярослав вышел навстречу и сошелся на реке Альте, где был убит Борис. Место благоприятствовало Ярославу по воспоминанию о преступлении Святополка; летописец говорит, что Ярослав молил бога об отмщении новому Каину. Он же говорит, что сеча была злая , какой еще не бывало на Руси , - секлись, схватываясь, руками, трижды сходились биться, по удольям текла кровь ручьями; к вечеру одолел Ярослав , а Святополк бежал в пограничный польский город Брест, где, вероятно, умер от ран, полученных в битве; по скандинавским преданиям, он пал от руки варяга Эймунда, служившего в войске Ярослава, а по русским, - погиб злою смертию в пустыне между Польшею и Богемиею.

    Ярослав сел в Киеве , утер пот с дружиною, по выражению летописца, показав победу и труд великий.

    Таким образом, северное народонаселение в четвертый раз доставило победу своему князю над югом.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...