Занимательная биология для школьников. Занимательные задания по биологии

ОПТИМИЗАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ИЛИ 10 СПОСОБОВ КАК НАЧАТЬ УРОК

Жарких Е.В.

Учитель английского языка 1-ой категории

МБУ гимназии №39 «классическая»

В современной методической литературе появился новый термин, описывающий современных подростков: теперь это не просто тинэйджеры (от английского – teenager - подростoк ) , а скринэйджеры (от английского screen - экран). Проводя большую часть времени в интернете, современные подростки приучились воспринимать с экрана компьютера или мобильного телефона большой объём информации. Порой им кажется, что они знают и умеют абсолютно всё, и что удивить их уже нечем. Увы, но современные технологии пока ещё не всегда доступны на уроках в школе, а материал, изучаемый на уроках бывает и трудным, и скучным, и далёким от подростковой реальности. Поэтому вопрос мотивации учащегося к учебной деятельности стоит очень остро. Так что же остаётся делать учителю в такой ситуации, как привлечь внимание, вызвать интерес современных подростков к урокам английского языка?

Для себя мы нашли ответ на этот вопрос – ключ к успеху это речевая разминка в самом начале урока. Из курса психологии, да и из жизненного опыта мы знаем, что первое впечатление – оно, хоть и бывает обманчивым, но всё-таки, является очень важным и запоминающимся. А старинная русская пословица гласит: «какой настрой - такой покрой». Таким образом, мы придаём большое значение речевой разминки в начале урока.

В традиционной методике преподавания иностранных языков речевой разминке в начале урока всегда отводилась важная роль. Она была призвана для создания особой иноязычной атмосферы на уроке, определённого настроя, переключения учащихся с одного урока на другой, для так называемого «вхождения» в урок. В современных учебниках зарубежных авторов речевой разминке всё также уделяется огромное значение: работа над любым видом речевой деятельности, будь-то аудирование, письмо, говорение или просто введение нового грамматического материала не обходится без « warm-up activities», т.е. речевой разминки. Этот же вид деятельности включён в устную часть государственного экзамена ГИА и ЕГЭ, является обязательной предпосылкой к устному монологическому высказыванию учащегося. И здесь же её функции – снять напряжение, настроить испытуемого на говорение, установить контакт между ним и экзаменатором. Таким образом, для нас речевая разминка – это, во-первых, способ заинтересовать, привлечь внимание учащихся. А во-вторых, это уникальный инструмент обучения языку во всех его аспектах (языковой аспект-лексика, грамматика, фонетика; социо-культурный аспект и др.) одновременно и всего лишь за 5 минут в начале урока.

Современный британский методист, автор многих учебников и пособий по обучению английскому языку Марио Ринволюкри в своих статьях, книгах и лекциях всегда говорит о том, что любой урок надо начинать с анекдота, или с описания реальной ситуации из жизни. Но не просто любой ситуации, а с той, которая имеет непосредственное отношение к учащемуся. Таким образом, мы реализуем главный принцип обучения иностранному языку – персонализацию, который заключается в том, что хорошо усваивается и запоминается только то, что имеет непосредственное отношение к самому человеку. На наших уроках в школе мы всё же не рискуем начинать уроки с анекдотов, но то, что каждый раз речевая разминка тем или иным образом относится к личной жизни учащегося – это факт. И именно этим она интересна и эффективна.

Итак, речевая разминка №1: « How are you feeling today ?» или «Как вы себя чувствуете». Уже с самых первых уроков первого года обучения учащиеся учат вопрос « How are you? » и несколько вариантов ответа. Но мы на этом не останавливаемся. Мы предлагаем учащимся как минимум 30 вариантов ответов на этот вопрос, на пример, exhausted , lovestruck , embarrassed etc . На одном уроке вводится только одно слово. Главная идея данной разминки заключается в том, чтобы ученик объяснил когда, при каких обстоятельствах он чувствует себя именно так, когда он чувствовал себя так в последний раз, почему, и т.д. Таким образом, мы расширяем словарный запас ученика, тренируем его умение монологического высказывания, а также учим его выражать свои чувства и уметь объяснять их причину, что несомненно является хорошим воспитательным моментом.

Речевая разминка №2: « Life Instructions ». В нашей методической копилке есть, поистине, ценная книжечка, в которой прописаны коротенькие правила как надо жить, чтобы быть счастливым. Например, 1 . Watch a sunrise at least once a year. 2. Complement three people every day. 3. Remember other people’s birthdays. и т.д. Урок начинается с того, что учащиеся читают «инструкцию», написанную на доске, переводят её, и затем высказывают своё отношение к данному правилу: поступают ли они так в жизни или нет, при каких обстоятельствах, когда последний раз они это делали и т.д. И вновь мы расширяем словарный запас ученика, т.к. в данных инструкциях содержатся много новых слов, но краткость и лаконичность высказывания способствуют их очень быстрому запоминанию. Тренируем речевое умение монологического высказывания, а именно учим выражать своё мнение, отношение, уметь объяснять причину, что, несомненно, является хорошим воспитательным моментом. Впоследствии учащиеся начинают придумывать и предлагать свои собственные Life Instructions.

Речевая разминка №3: List 5 things you did before you left your flat/house. Очень неожиданное задание, но действительно вызывающее неподдельный интерес и стремление высказаться. В данном случае мы напрямую следуем принципу персонализации: учащийся рассказывает именно о себе, а не о ком-то и чём-то абстрактном. Он говорит о своей повседневной рутине, и таким образом, он испытывает чувство успеха, когда понимает, что он может доступно выразить себя на иностранном языке, говоря о простых повседневных вещах. Кроме того в данном случае, мы не только расширяем словарный запас, но и тренируем грамматическую структуру прошедшего времени.

Речевая разминка №4: Новости. Урок начинается с краткого обзора новостей. Как правило, это задание даётся на дом на предыдущем уроке. Новости могут быть абсолютно разного плана, как политические, криминальные, музыкальные, так и новости последней серии какого-нибудь сериала. Выбор остаётся за учащимся. Но, конечно же, существуют учащиеся, которые живут здесь и сейчас и не понимают смысла домашнего задания, а по сему, никогда его и не делают. Такие учащиеся есть в каждом классе, но они также принимают активное участие в докладе новостей, и на помощь им приходят мобильные телефоны. Задание превращается в ролевую игру: первую же новость из интернета надо перевести на английский язык. Таким образом, они примеряют на себя роль устных переводчиков, что доставляет им огромное удовольствие. И вновь здесь расширяем словарный запас, отрабатываем грамматические структуры, особенно к данному случаю хорошо подходит пассивный залог.

Речевая разминка №5: Гороскоп. Уже в начальном звене, когда учащиеся ещё не владеют богатым словарным запасом можно использовать эту речевую разминку. Вариантов несколько, например, повторение дней недели. Чтобы легче было запомнить дни недели и их правописание можно указать учащимся на тот факт, что каждый день недели относится к определённой планете солнечной системы, например, Sunday – The Sun, Monday – the Moon, Saturday – The Saturn и т.д. И что человек, родившийся в определённый день недели, обладает определёнными качествами. Объем вводимой информации зависит от уровня учащихся. В данном случае отработке в речи учащихся находятся такие фразы как “ I was born on Monday”или “My birthday is on the …..” и так далее. Происходит повторение дней недели, названий месяцев, времён года, числительных, предлогов, черт характера, лексики по теме увлечения и т.д.

Речевая разминка №6: использование пословиц и поговорок.

Речевая разминка №7: скороговорки. Речевая разминка №8: песенки и потешки. Речевая разминка №9: загадки на разные темы. Речевая разминка №10: блиц – опросы на самые разные неожиданные темы и т.д.

Хочется отметить, что речевые разминки №7, 8, 9,10 используются на уроках не только в среднем и старшем звене, но в большей мере в начальной школе. Отличие заключается, разумеется, в уровне сложности представляемого материала. Объединяет все эти речевые разминки одно – строгое соблюдение времени – не более 5 минут. Конечно же, имея большое количество учащихся в классе, не все из них могут принять непосредственное участие, например, в обсуждении. В таком случае, следует отмечать очерёдность говорящих и давать возможность высказаться учащимся на последующих уроках. В целом же большинство представленных речевых разминок предназначены для работы всего класса хором: скороговорки, песенки, стихи.

Опыт работы показывает, что, проводя речевую разминку на каждом уроке, лексический запас учащихся значительно увеличивается, и лексика, используемая в речевой разминке, легче и быстрее переходит в активный словарь учащихся.

Используемая литература:

  1. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 525 с.
  2. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
  3. Rinvolucri, M. Grammar Games (Cognitive, affective and drama activities for EFL students), 1995.-138p.

4. Rinvolucri, M. and Navis, P. More Grammar Games (Cognitive, affective and movement activities for EFL students), 1997- 176p.


Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы не подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities . Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.


5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.


6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.


8) Гибкий план урока

План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.


10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!

В этой книге не рассказано обо всем даже понемногу. Ведь нельзя объять необъятное. Поэтому я старался не писать о том, что так или иначе всем известно, что можно узнать из учебников и справочников. Я избегал анатомии, биохимии, даже физиологии - всего слишком специального и того, что уже не ново (если без этого можно было обойтись).

Зато о генетике, о которой у нас долго не писали, я рассказал подробно, рискуя наскучить однообразным повторением генетических терминов, без знания которых, впрочем, теперь невозможна никакая культурная деятельность человека.

Предпочтение было отдано тем исследованиям последних десятилетий, которые меня поразили, чего я сам не знал до недавнего времени и что интересно.

В работе над книгой мне помогали друзья, которым я хочу сказать здесь большое спасибо!

Жене моей Алине - за умные идеи, которые она так щедро дарила и за главу «Вечная слава воде!».

Моей сестре (и кандидату медицинских наук) Л. И. Приваловой - об аллергии и конец главы о крови написала она.

Н. М. Пожарицкой - за веселый рассказ о том, «Чем люди думают» и «Как это случилось?».

Н. В. Лысогорову (кандидату наук и писателю) - за оптимизм, с которым он уверяет, что «Никто еще не умер от старости».

Поверим ему без спора. Ведь истинная мудрость, говорит философ, состоит в том, чтобы рассуждать о жизни, а не о смерти. Поэтому переверните страницу - в каждой главе вас ждут рассуждения о жизни.

Великий пролог

«Откуда есть пошла Земля»

Десять миллиардов лет назад нам дали основательного пинка, и с тех пор мы летим, «в звезды врезываясь». Летим со скоростью сверхкосмической.

Астрофизики обнаружили, что в спектрах видимых галактик линии поглощения смещены в их красные концы. Это значит, что галактики разлетаются во все стороны. И чем дальше они от нас, тем быстрее летят и тем больше в красный край спектра сдвинуты линии поглощения их газов. Самые далекие мчатся почти так же быстро, как фотоны! А ведь быстрее фотонов (а проще говоря, света) нет ничего во вселенной.

Это значит также, что когда-то, по-видимому, все галактики толпились в одном центре, и плотность вещества здесь была сверхогромной. Потом взрыв, равного которому мир не знал с тех пор, разбросал материю во все концы. Случилось такое, как полагают, 10–13 миллиардов лет назад. Это, утверждают некоторые наши астрономы, «экспериментальный факт, который нельзя игнорировать». Другие же говорят, что никакого взрыва сверхплотного вещества не было: откуда и куда летят галактики, нам неведомо.

С одного или с разных стартов начала звездная материя свой вечный круговорот, не так уж и важно. Важно, что она существует.

В каком же виде существует?

Силовые поля, плазма, протоны, нейтроны, электроны, фотоны, атомы…

Среди атомов - две трети водородных, почти треть гелия и лишь сотая часть всех других элементов, известных на Земле. Значит, мир, в котором мы вращаемся, в основном водородно-гелиевый.

Мир занят синтезом: при жарище в сотни миллионов градусов и под давлением в миллиарды атмосфер в недрах звезд (а их миллионы миллиардов!) из ядер легких элементов «куются» ядра тяжелых.

Но на Солнце, которое так жарко светит в летний полдень, созидается лишь гелий: из водорода. Почему? Да потому, что температура там - увы! - слишком мала для синтеза тяжелых элементов. Так почему же они все-таки есть в атмосфере солнца и в недрах его спутников? Железо, свинец, уран? А потому, что когда-то очень давно вещество, из которого теперь сложена вся солнечная система, было «телом» гигантской звезды. В ее утробе тяжелые элементы и родились. Потом звезда взорвалась, и из осколков «слиплось» Солнце и планеты. Значит, все мы состоим из атомов, бывших уже в употреблении.

Итак, 5 миллиардов лет назад Солнце светило ярко и жарко. Но светило, можно сказать, попусту, никого не радовало: ведь Земли тогда еще не было. Не было и других планет. Только пыль космическая кружилась вокруг одинокого желтого карлика (так непочтительно называют астрономы наше Солнце).

Пыль была холодная: минус 200 градусов! Все плотнее сжималась она и плотнее. Медленно сгущалась. А затем расслоилась, и каждый слой слипся в твердый, бешено вертящийся шар. Родились планеты.

На третьем вертящемся шарике мы с вами и живем. Сначала он был очень холодный. Но радиоактивные вещества - уран да радий, - распадаясь, разогрели земные породы. Шар начал плавиться. А потом снова остыл, но только с поверхности.

Когда шар плавился, более легкие минералы всплывали на поверхность, тяжелые погружались в глубины. Поэтому, когда новоиспеченная Земля покрылась корочкой, оказалось, что затвердевшие на ее поверхности горные породы сложены из двух слоев - легкого верхнего и тяжелого нижнего . Их называют «сиалем» и «симой». Слова эти ввел в науку известный австрийский геолог Эдуард Зюсс. Первый слог обоих терминов «си» образован от принятого в химии обозначения кремния - «Si». Последние слоги «аль» и «ма» - от «Al» и «Ma», начальных букв в названии алюминия и магния.

Легкие породы земной коры сложены, оказывается, преимущественно из кремния и алюминия. (Легкие они весьма относительно, так как удельный вес сиаля равен приблизительно 2,67, а симы - 3,27.) Нижний тяжелый слой - сима - из кремния и магния.

Сиаль называют также гранитной оболочкой, потому что его образуют в основном граниты и гранодиориты. Толщина сиаля - 10–30 километров, но местами тоньше: например, на северо-западе Германии - 3–5 километров.

Верхний слой симы (до глубины примерно в 30–60 километров) составляет базальт. Здесь встречаются уже расплавленные породы, которые называют магмой. Под базальтом залегает еще более плотный перидотит (удельный вес его 3,6–4) - это царство магмы: температура здесь уже так высока , что все минералы и породы расплавлены. Но они не жидкие! Колоссальные давления, которые здесь господствуют, пишет советский геолог С. Кузнецов, «удерживают вещества магмы в пластическом, а местами твердом состоянии». Магма в переводе с греческого означает «густая мазь, тесто».

Это природный силикатный, то есть каменный, раствор. Он нагрет выше точки плавления, и, если давление в земных недрах по какой-либо причине ослабевает, магма сейчас же переходит в жидкое состояние, ее объем увеличивается и она с чудовищной силой прорывается в верхние слои земной коры, а иногда и на ее поверхность. Так происходят извержения вулканов. Излившуюся магму называют лавой.

Рождение люльки

Вернемся к сиалю. Казалось бы, толщина его всюду на поверхности Земли должна быть одинаковой. На самом деле это не так. Сиаль наиболее толст там, где континенты. Чем ближе к их краям, тем тоньше, а на дне океанов почти совсем его нет. Ложе Тихого океана (а как показали работы советских ученых, возможно, также и Северного Ледовитого) выстлано фактически только симой. Поэтому говорят иногда, что континенты - это гигантские блоки легких пород, всплывшие на поверхность более тяжелой, но менее твердой массы минералов. Сима, как я уже говорил, очень пластична.

Данная игра направлена на расширение кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить, находить верное реше¬ние при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.

Оборудование : карточки, календарики, семена фасоли, компьютер, слайды.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия (лист с картой путешествия вывешивается на доску). У нас сформировались две команды. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри. Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.

1-й конкурс: «Отгадай цветочное название команды»

Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды показывают изображение этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.

Команда 1.

Загадка:

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы ………….

(Ромашка).

Стихотворение:

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Команда 2.

Загадка:

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.

И зовут его, ребята, просто ………….

(Одуванчик).

Стихотворение:

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна,

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес...

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране Занимательная биология! Готовы! В добрый путь!

Первая остановка – «Корзина загадок». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки. Учитель загадывает командам загадки о растениях и животных. Если загадка разгадана, балл получает команда, разгадавшая загадку, если ответ не найден – ход переходит к другой команде. Жюри, считайте!

Желтая курица
Под тыном дуется.
Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа.

(Тыква.)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картофель.)

В земле сидит,
Хвостом вверх глядит,
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить.

(Свёкла.)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит.

(Крапива.)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела.)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.

Кто же это?

(Стрекоза.)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг.

(Паук.)

Прыг-скок трусишка,

Хвост - коротышка.

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето.

(Заяц.)

Землекоп почти слепой

Строит город под землей.

(Крот.)

Великан в бору живет.

Он сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать - да на полгода.

(Медведь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей.)

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче.

(Дятел)

Слово жюри.

Вторая остановка: «Ягодная»

Командам нужно решить «Ягодный кроссворд», вписав в клеточки названия плодовых и ягодных растений. Задание нужно выполнить как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.

Например, слива, малина, ежевика, клубника, земляника, костяника.

Слово жюри.

Третья остановка «Цветочная» - конкурс капитанов «Рассказ о своем цветке»

Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы.

Капитан команды «Ромашка»:

Ромашка - однолетнее травянистое растение. Растет в полях, в огородах, около жилища человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Корневая система стержневая, стебель сильноветвистый.

Ромашка - лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах, ларингитах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Капитан команды «Одуванчик»:

Одуванчик - многолетнее растение. Травянистое, с золотисто-желтыми цветами. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, в парках, садах и огородах. Цветет в апреле - июне, плоды созревают в мае - июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, стержневая корневая система.

Одуванчик находит применение в медицине. Об этом говорит даже его научное название - «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средство для лечения болезней пищеварительной системы. Молодью листья одуванчика используют для приготовления салатов. Соцветия - для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний.

Слово жюри.

Четвертая остановка - «Овощная арифметика»

Нужно быстро и правильно решить задачку.

1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней.
Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка
в грунт 1 июня?

Пятая остановка: «Песенная».

Команды приготовили частушки с биологическим уклоном. Послушаем?

Мы, Авзянские девчата,

Красоты рекорды бьем.

Красоты своей рецепты

В огороде мы берем.

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не буду есть котлеты,

Мне пожарьте кабачок!

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты.

Вся в царапинах ты, Зина!

Кошка, что ль, тебя драла?

Ох, ходила по малину,

На пирог вот набрала.

В синих шариках, ура,

Бабушкина слива!

Буду жить теперь под ней

Сладко и счастливо.

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем.

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

Воду нужно кипятить,

Чтоб микробы в ней убить.

Ах, ты, мама, хочешь, чтобы

Пил я дохлые микробы!

Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко:

Нам поможет убирать

В огороде репку.

Следующая остановка «Научная».

Нужно отгадать кроссворд "Наука о растениях".

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей растения (ботаника) . Члены команд по очереди выходят к доске и вписывают в кроссворд названия растений. Команда, выполнившая задание, получает максимум 4 очка.

Ответы:

  1. рябина
  2. шиповник
  3. капуста
  4. ландыш
  5. пшеница
  6. земляника
  7. кукуруза
  8. василек

Слово жюри.

Следующая остановка «Экологическая»

Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. Летом он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как они вели себя в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.

Рассказ ученика.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.) Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.)

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Следующая остановка «Зоологическая»

От каждой команды участвуют по одному человеку. Командам показывают картинку с изображением животного. Команда описывает животное, не называя его. Задача ученика – быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке. За каждое правильно отгаданное животное – очко.

Остановка: «Поймай птицу»

Командам раздают наборы карточек с цветными буквами. За одну минуту нужно собрать название птиц.

1 команда: СОРОКА, ГРАЧ, ЛАСТОЧКА, ПАВЛИН, ГАЛКА.

1 команда: СОЛОВЕЙ, ДЯТЕЛ, СОВА, КЛЕСТ, ВОРОБЕЙ.

Остановка «Всезнайка»

Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.

1. «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один
из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в.
Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это?

(Морковь).

2. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из
дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?

(Лук).

3. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»?

(Перец).

4. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к
мясу. Что это за растение?

(Фасоль).

5. Что означает слово «помидор»?

(В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).

6. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в
пишу?

(В них образуется ядовитое вещество соланин).

7. Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,
«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?

(Картофель).

По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.

Жюри подводят итоги.

Победители награждаются медалями «Знаток природы».

Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?

Хоть и путь недолог,

Возвращаться нам пора,

Но на следующем занятье

Вновь продолжится игра!

Всем спасибо!


«Занимательная биология»

Внеклассное мероприятие по биологии в 5 классе.

(Подготовила учитель биологии МБОУ «Тегешевская ООШ» Иванова С.Н.)

Цель: формировать познавательный интерес к изучению биологии; развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

Образовательные задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, экологии, географии;

Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;

Воспитывающие задачи: формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.

Оборудование : карточки, компьютер, мультимедийный проектор, слайды.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. У нас сформировались две команды. Та команда, которая наберет больше жетонов, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри.

    Конкурс «Карта мира»

Каждой команде дается карта мира, на которой они должны отметить название материков и океанов.

Кто быстрее выполняет задание

    Оостановка: «Кроссвордная»


Нужно выполнить кроссворд как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.

1. Кто полгода живёт без обеда?

2. Кто на зиму сушит ягоды и грибы?

  1. Предок человека.

    Самое крупное млекопитающее?

    Животное, которое может сделать фонтан?

    Рыжая охотница до кур.

    Кто бежит задними ногами вперёд?

    Горбатое животное.

    Так зовут дитя собаки.

    Полосатая лошадка.

Ответы: медведь, белка, обезьяна, кит, слон, лиса, заяц, верблюд, щенок, зебра.

    Остановка «Языкознание»

Знаете ли вы названия животных на родном языке?

    Остановка «Экологическая»

Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провел выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.) Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

    Остановка «Найди чей это след?»

    Следующая остановка «Биологическое ассорти».

Мы начинаем игру, вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 секунд. Какой вопрос вам достанется, будет зависеть только от вас. Капитан команды посовещавшись с командой выбирает сектор вопроса. Открывая сектор, вы видите номера вопросов. Выбираете любой. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. Выбор сектора вопроса происходит по очереди каждой командой. Всем удачи!

Вопросы сектора «Цветы»:

    Какой цветок является символом Японии? (Хризантема)

    Какой цветок стал национальным символом Голландии? (Тюльпан)

    Какой цветок посвящен богоматери - деве Марии? (Лилия)

    Название какого цветка произошло от слова звезда? (Астра)

Вопросы сектора «Птицы»:

    Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек)

    Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)

    У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

    Какая птица может летать хвостом вперед?(Колибри)

Вопросы сектора « Ягоды»:

    Сочные гроздья этой ягоды служат превосходным десертом, а вьющиеся лианы украшают беседки и стены домов. О какой ягоде идет речь? (Виноград)

    Многие думают, что это - фрукт. На самом деле это огромная ягода, которая может достигать по весу более 1 кг. Она похожа на толстую шишку с зеленым хохолком на макушке. (Ананас)

    Какая ягода особенно полезна для зрения и роста?(черника)

    Кисти каких ягод радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасают от голода? (Красная рябина)

Вопросы сектора «Рыбы»:

    Какая самая крупная рыба России? (Белуга)

    Какая рыба названа именем человека?(Карп)

    Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)

    У какой рыбы глаза на одном боку?(Камбала)

Вопросы сектора «Овощи»:

    Он бывает горьким и сладким, а его плоды имеют разную форму и цвет. Славится не только как своеобразная еда, но еще как ароматический и лекарственный продукт. Витамина С в нем в пять раз больше, чем в лимоне. (Перец)

    Этот овощ - давний символ здоровья и благополучия. Не случайно во многих домах, овощных магазинах, на рынках и по сей день вывешивают косы и венки, сплетенные из него. (Лук)

    В каком овоще содержится очень много крахмала?(Картофель)

    Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь)

Вопросы сектора «Лекарственные травы»:

    Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.(Подорожник)

    Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник)

    Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. А также сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)

    Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение (Крапива)

Вопросы сектора «Насекомые»:

    Какое насекомое «слышит» ногами? (Кузнечик)

    Какое насекомое является «чемпионом» по прыжкам? (Блоха)

    Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем? (Сверчок)

    Как называют самца пчелы, не участвующего в сборе меда? (Трутень)

Вопросы сектора «Деревья»:

    Как называется самое высокое дерево на Земле? (Секвойя)

    Листьями какого дерева питается сумчатый медведь коала? (Эвкалипт)

    Плоды этого дерева вырастают прямо на стволе из отвратительно пахнущих цветов, опыленных навозными мухами. А напиток из семян мы пьем с удовольствием. (Какао)

    Какое дерево живёт дольше всех? (Дуб)

Вопросы сектора «Звери»:

    Какого зверя называют хозяином полярного края?(Белый медведь)

    Какой зверёк из хищных животных самый мелкий?(Ласка)

    Кто из зверей бежит задними ногами вперёд? (Заяц)

    Самое крупное животное в Росси?. (Лось)

Вопросы сектора «Грибы»:

    Какой гриб считается одним из лучших по вкусовым качествам и часто именуется "царём грибов"? (Белый гриб)

    Какой гриб ищут с помощью специально обученных собак и свиней?(Трюфель)

    Какой из грибов смертельно ядовитый? (Бледная поганка)

    Название какого гриба в переводе с французского языка означает просто гриб? (Шампиньон)

    Остановка «Всезнайка»

Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.

1. В средние века франк получал среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зрение, слух. Что это за растение? (Лук).

2. «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это? (Морковь).

3. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ? (Лук).

4. В Румынии этому растению поставлен памятник. А в Брюсселе есть его музей. Что это за растение? (Картофель).

5. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»? (Перец).

6. Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения?

(Тыква, она может храниться почти год).

7. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?

(В них крахмал превращается в сахар).

8. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. Что это за растение? (Фасоль).

9. Что означает слово «помидор»? (В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).

10. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пишу?

(В них образуется ядовитое вещество соланин).

11. Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,
«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение? (Картофель).

По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.

Жюри подводят итоги. Победители награждаются медалями «Знаток природы».

Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?

Хоть и путь недолог,

Возвращаться нам пора,

Но на следующем занятье

Вновь продолжится игра!

Всем спасибо!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...