Земледельцы аттики теряют землю и свободу конспект. «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

В VIII-VII вв. до н. э. греки населяли южную часть Балкан-ского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не су-ществовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство - город-полис. В каждом таком, очень небольшом по территории, государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основе которых судили население. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей Афинского полиса.

Предыстория

К VIII в. до н.э. греки населяли большую часть Балканского полуострова. Несмотря на то, что на данной территории не сформировалось единое централизованное государство, греческие полисы (города-государства) были тесно связаны между собой благодаря религиозному и культурному единству, а также экономическому и торговому взаимодействию.

Одним из наиболее развитых и сильных полисов были Афины - главный город области . Как и остальные земли Балканского полуострова, Аттика не отличалась особым плодородием: большая часть этой области была занята горами, в долинах выращивали оливки, виноград и злаковые, но это не давало местным жителям достаточного количества продовольствия.

События

VII в. до н.э. - вся политическая власть в Афинах сконцентрирована в руках родовой аристократии (полисом управлял ареопаг - совет знати), которая владела большей частью плодородных земель. Остальное население полиса было вынуждено жить на грани полной нищеты, нередки были и случаи голода. Всё это вынуждало бедных землевладельцев занимать деньги у богатых аристократов, что в конечном итоге приводило к долговому рабству и еще большему имущественному и экономическому расслоению.

Середина VIII в. до н.э. - эпоха древнегреческой колонизации : греки были прекрасными воинами и мореходами, а недостаток плодородной земли побуждал их к ее поискам за пределами Балканского полуострова. Поэтому в течение трех веков греками было основано множество колоний по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Это способствовало бурному развитию торговли и обогащению власть имущих и торговцев, что в свою очередь приводило к усилению имущественного расслоения между демосом (народом) и родовой аристократией.

Законы Афин этого периода отличались суровостью, за многие мелкие провинности приговаривали к смертной казни. По отношению к рабам законы были еще более суровыми, можно сказать, что человек, попавший в рабство из-за долгов, полностью лишался своих прав.

Участники

Почвы для зерновых в Аттике, как и в большей части осталь-ной Греции, были неважные, зато виноград и оливки здесь росли прекрасно. Оливы - вечнозеленые небольшие де-ревья с искривленным стволом и серебристыми листьями. На де-ревьях росли зеленоватые плоды, которые называются оливками, или маслинами. Греки ели оливки свежими, солеными и маринованными, вымачивая их в виноградном уксусе. Из оливок выдавливали золотистое высоко-качественное масло. Лучшие сорта оливкового масла шли в пи-щу, на нем жарили рыбу, им заправляли овощи и ячменную ка-шу. Худшие сорта оливкового масла употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва раз-гонял мрак, но другого способа освещать дом греки не знали. В богатых домах вечерами зажигали десятки светильников, в бедных - один-два. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело при посеще-нии бани, перед спортивной борьбой (кожа становилась скользкой, противнику труднее было сделать захват). Во время сбора оливок срывать их нужно было руками по од-ной. При сборе оливок трясти ветви не следовало: упавшие и по-мятые оливки сохнут и дают меньше масла. Иногда оливки осто-рожно сбивали палками, тут же собирая (рис. 2).

Рис. 2. Сбор олив ()

В Аттике на склонах холмов выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

В VII веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу Аресу, заседал ареопаг - совет знати. Из числа знатных и богатых афинян избирали архонтов - правителей и судей. В Афинском полисе действовали суровые законы, написанные архонтом Драконом. Даже за мелкое воровство приговаривали к смертной казни.

Лучшими землями в Аттике владели знатные люди. Крестьяне Аттики часто голодали, у многих не хватало даже семян для нового посева. Приходилось брать в долг у богатых соседей. На крестьянской земле появлялись долговые камни. На них было вырезано имя знатного человека, дав-шего в долг зерно или серебро, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги. Многим крестьянам грозила участь стать раба-ми. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину. Афинский демос стал вооружаться на борьбу со знатью, требуя отмены долгового рабства и передела земли (рис. 3).

Рис. 3. Борьба демоса против долгового рабства ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Домашнее задание

  1. Опишите природные условия древней Аттики.
  2. Какие земледельческие культуры выращивали жители Афинского полиса?
  3. Кому принадлежала власть в Афинском полисе?
  4. Чем были недовольны простые земледельцы в Аттике?

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики;
  • продолжить работу по формированию обще учебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой;
  • развивать и поддерживать интерес к предмету.

Новые понятия:

  • полисы,
  • ареопаг,
  • архонты,
  • долговой камень,
  • долговое рабство.

Оборудование:

  • карта Древняя Греция,
  • учебные картины,
  • иллюстрации с изображением древнегреческих богов,
  • карточки с новыми словами.

I. Организация класса на работу.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

Викторина “Путешествие в страну мифов”.

1. Разминка. Написать на листке бумаги, имена богов, которые начинаются на букву А.

Разминку можно провести в виде соревнования между рядами, подвести итог.

2. Если бы герои мифов заговорили.

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?

Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло! (Персей).

(Покажите на карте Эгейское море)

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! (Дедал).

Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)

Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).

Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве. (Гермес).

Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.

Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром. (Зевс).

3. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Коротко отвечаем на вопросы:

Почему хромал Гефест?

Как звали сына Зевса, родившегося из его бедра?

Как звали брата- близнеца Артемиды?

Почему Гера боялась спорить с Зевсом?

Расскажите о рождении Афины.

Кого из своих детей не любил Зевс?

Как звали брата Зевса- повелителя морей?

Из его владений нет обратной дороги.

5. Соотнесите имена богов и их символы.

Ученикам раздаются карточки с именами богов, они должны выбрать соответствующий символ, изображённый на рисунке.

Аид – колесница, запряжённая чёрными лошадьми.

Гермес - крылатые сандалии.

Артемида – лань, золотой лук и стрелы.

Зевс – молнии, орёл.

Посёйдон – трезубец, дельфин.

Дионис – виноградная лоза.

Гефест – молот, наковальня.

Аполлон – кифара, лавровый венок.

Афина – копьё, щит, сова.

Деметра – колосья, пшеницы.

Арес – щит, меч.

Афродита – золотое яблоко.

Во время проведения викторины, ребята получали фишки за правильные ответы. По окончанию викторины фишки подсчитываются и объявляются оценки.

IV. Работа над новым материалом.

1. Вводится понятие полис.

- можно использовать иллюстрацию

Можно предложить закрыть глаза и представить город, вокруг которого расположены поля, пастбища, виноградники, оливковые рощи, поселения бедных и богатых. Это и есть полис.

Сегодня мы будем говорить об Афинском полисе.

Что вы можете сказать об Афинах (главный город Аттики)

Покажите на карте Аттику и Афины

Вспомните миф о том, почему так назвали город.

Каковы природные условия Аттики? (большая часть покрыта горами, нет полноводных рек, плодородных почв очень мало, недостаток пресной воды)

Небольшие сообщения учащихся об основных культурах выращиваемых греками: оливковых деревьях и виноградниках (задание дается индивидуально на предыдущем уроке).

Можно особо подчеркнуть, что греки резко осуждали пьянство.

Вспомните, какой герой мифов пострадал от вина?

2. Заочная экскурсия по улицам Афин.

Можно использовать учебные картины из пособия по Древнему Миру, авторы Ф.П.Коровин и Д.Н.Никифоров

Посмотрите, ребята, на улицах города довольно многолюдно, повсюду лавки кузнецов, ремесленников, горшечников. Дома афинян стоят очень близко друг к другу, улочки очень узкие, а двери из домов, открываются прямо на улицу и часто афиняне, выходя на улицу, могли ударить дверью прохожего, чтобы этого не происходило, жители домов, прежде чем выйти на улицу, стучали в дверь, предупреждая тем самым проходящих по улице людей.

Население в городе постоянно росло и требовало всё больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Давайте попытаемся разобраться, как же решался этот вопрос правителями Афин.

3. Сюжетный рассказ учителя в объёме учебника.

Перед рассказом учащиеся получают задание записать в тетрадь все новые слова, которые услышат, в ходе рассказа.

Словарная работа.

Какие слова вы выписали? Уточняется значение слов.

Демос- народ

Ареопаг- совет знати

Архонты- правители

Долговой камень

Как вы думаете, доволен ли был демос своим положением?

Попытайтесь сформулировать, требования бедных афинян

Запись в тетрадях.

Требования афинского демоса в 7 веке до н.э.

1. Отменить долговое рабство.

2. Переделить землю.

3. Добиться права самим управлять государством.

V. Закрепление изученного материала.

1. Какие новые слова вы узнали?

2. Найти ошибки в тексте.

Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба . Напротив оливкового масла и вина в Аттике не хватало, их привозили из других стран.

VI. Домашнее задание.

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.»

● подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

● обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;

● продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка письменного ответа по карточке

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися устно.

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

1) Древняя Аттика и ее население

2) Разведение оливок и винограда

3) знать и демос в Афинском полисе.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя .

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская полития

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление изученного на уроке.

Повторим, что мы изучили на уроке нового?

Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

Учащиеся отвечают.

V I . Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VII. Итог урока

Тема урока : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов.

2.Обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты».

3.Продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Учебное оборудование:

карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

На доске тема урока, план.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области ) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины , в Южной Греции —Спарта , на побережье Малой Азии - МилЕт . Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны — Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство ) и их самих, и детей…

…Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

V. Закрепление изученного на уроке.

— Повторим, что мы изучили на уроке нового?

— Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

— Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

— Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опор­ные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему неболь­шая по территории Греция, разделённая на десятки государств, су­мела дать отпор могущественной Персидской державе?

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо.

Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла. В Греции стали возникать небольшие са­мостоятельные государства - полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлеб­ные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.

В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции по­явилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на ос­нове финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые

1 Полис - по-гречески «город».

в истории греки стали обозначать буквами гласные зву­ки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.

1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

В VIII-VII (8-7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, са­пожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земле­дельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.

2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлённы­ми стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упав­шие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осто-


Афинского

Аттика в древности.

государства

Важнейший район

земледелия

рожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок вы­давливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиня­ный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натира- Сбор оливок, ли им тело перед спортивной борьбой, от­чего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьян­ство резко осуждали.

3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой на­род, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Арёсу, заседал совет знати - ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство

Законы Дракбнта

Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.

Некото­рые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же посту­пали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепи­цейеё вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти виногра­да или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.

1 Черепица - пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.



Сапожник снимает мерку с ноги Кузнечная мастерская. С рисунков на женщины. вазах.

присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Дракбнта).

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими зем­лями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и камени­стые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давал­ся им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет

Миф о споре Афины с Посейдоном

Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекрдп основал в Ат­тике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывисты­ми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем горо­да?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и по­бедит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон - забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же от­даст за пользование землёй новому её владельцу.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-долж­ника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, зем­ледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.

Э

Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?

Подготовьте сообщение по древнегреческим мифам (спор Афины с Посейдоном; см. текст на с. 142). Почему Афину признали победитель­ницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике? Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?

Еще по теме §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу:

  1. VI Эклектические теории ответственности. - Относительная свобода воли (ограниченная свобода - идеальная свобода - практическая свобода - противодействующий мотив - индивидуальный фактор). - Свобода разума. - Волеопределяемость. - Устрашимость. - Нормальность. - Индивидуальное тождество и социальное сходство. - Состояние преступности. - Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. - Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...