3 факторы социализации. Факторы социализации

Хорошо известно широкое применение магнитного поля в быту, на производстве и в научных исследованиях. Достаточно назвать такие устройства, как генераторы переменного тока, электродвигатели, реле, ускорители элементарных частиц и различные датчики. Рассмотрим подробнее, что собой представляет магнитное поле и как оно образуется.

Что такое магнитное поле - определение

Магнитное поле - это силовое поле, действующее на движущиеся заряженные частицы. Размер магнитного поля завит от скорости его изменения. Согласно этому признаку выделяют два типа магнитного поля: динамическое и гравитационное.

Гравитационное магнитное поле возникает только вблизи элементарных частиц и формируется в зависимости от особенностей их строения. Источниками динамического магнитного поля являются движущиеся электрические заряды или заряженные тела, проводники с током, а также намагниченные вещества.

Свойства магнитного поля

Великому французскому ученому Андре Амперу удалось выяснить два основополагающих свойства магнитного поля:

  1. Основное отличие магнитного поля от электрического и его основное свойство состоит в том, что оно носит относительный характер. Если вы возьмете заряженное тело, оставите его неподвижным в какой-либо системе отсчета и поместите рядом магнитную стрелку, то она будет, как обычно, указывать на север. То есть она не обнаружит никакого поля, кроме земного. Если же вы начнете перемещать это заряженное тело относительно стрелки, то она начнет поворачиваться - это говорит о том, что при движении заряженного тела возникает еще и магнитное поле, кроме электрического. Таким образом, магнитное поле появляется тогда и только тогда, когда есть движущийся заряд.
  2. Магнитное поле действует на другой электрический ток. Так, обнаружить его можно, проследив движение заряженных частиц, - в магнитном поле они будут отклоняться, проводники с током будут двигаться, рамка с током поворачиваться, намагниченные вещества смещаться. Здесь следует вспомнить магнитную стрелку компаса, обычно окрашенную в синий цвет, - ведь это просто кусочек намагниченного железа. Он всегда ориентируется на север, потому что Земля обладает магнитным полем. Вся наша планета является огромным магнитом: на Северном полюсе находится южный магнитный пояс, а на Южном географическом полюсе находится северный магнитный полюс.

Кроме этого, к свойствам магнитного поля относят следующие характеристики:

  1. Сила магнитного поля описывается магнитной индукцией - это векторная величина, определяющая, с какой силой магнитное поле влияет на движущиеся заряды.
  2. Магнитное поле может быть постоянного и переменного типа. Первое порождается не изменяющимся во времени электрическим полем, индукция такого поля также неизменна. Второе чаще всего генерируется при помощи индукторов, питающихся переменным током.
  3. Магнитное поле не может быть воспринято органами чувств человека и фиксируется только специальными датчиками.

С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении (если вблизи неё нет магнитов, проводников с током, железных предметов). Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом и основано применение компаса (рис. 115), который представляет собой свободно вращающуюся на оси магнитную стрелку.

Рис. 115. Компас

Наблюдения показывают, что при приближении к Северному географическому полюсу Земли магнитные линии магнитного поля Земли всё под большим углом наклоняются к горизонту и около 75° северной широты и 99° западной долготы становятся вертикальными, входя в Землю (рис. 116). Здесь в настоящее время находится Южный магнитный полюс Земли , он удалён от Северного географического полюса примерно на 2100 км.

Рис. 116. Магнитные линии магнитного поля Земли

Северный магнитный полюс Земли находится вблизи Южного географического полюса, а именно на 66,5° южной широты и 140° восточной долготы. Здесь магнитные линии магнитного поля Земли выходят из Земли.

Таким образом, магнитные полюсы Земли не совпадают с её географическими полюсами . В связи с этим направление магнитной стрелки не совпадает с направлением географического меридиана. Поэтому магнитная стрелка компаса лишь приблизительно показывает направление на север.

Иногда внезапно возникают так называемые магнитные бури , кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью.

а - на Солнце; б - на Земле

В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое движущимися заряженными частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури - явление кратковременное.

На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии (в пер. с лат. «отклонение, ненормальность»).

Одна из самых больших магнитных аномалий - Курская магнитная аномалия. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.

Земной магнетизм ещё окончательно не объяснён. Установлено только, что большую роль в изменении магнитного поля Земли играют разнообразные электрические токи, текущие как в атмосфере (особенно в верхних её слоях), так и в земной коре.

Большое внимание изучению магнитного поля Земли уделяют при полётах искусственных спутников и космических кораблей.

Установлено, что земное магнитное поле надёжно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.

Полёты межпланетных космических станций и космических кораблей на Луну и вокруг Луны позволили установить отсутствие у неё магнитного поля. Сильная намагниченность пород лунного грунта, доставленного на Землю, позволяет учёным сделать вывод, что миллиарды лет назад у Луны могло существовать магнитное поле.

Вопросы

  1. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении?
  2. Где находятся магнитные полюсы Земли?
  3. Как показать, что Южный магнитный полюс Земли находится на севере, а Северный магнитный полюс - на юге?
  4. Чем объясняют появление магнитных бурь?
  5. Что такое области магнитной аномалии?
  6. Где находится область, в которой наблюдается большая магнитная аномалия?

Упражнение 43

  1. Почему стальные рельсы, долго лежащие на складах, через некоторое время оказываются намагниченными?
  2. Почему на судах, предназначенных для экспедиций по изучению земного магнетизма, запрещается использовать материалы, которые намагничиваются?

Задание

  1. Подготовьте доклад на тему «Компас, история его открытия».
  2. Поместите внутрь глобуса полосовой магнит. С помощью полученной модели ознакомьтесь с магнитными свойствами магнитного поля Земли.
  3. Используя Интернет, подготовьте презентацию по теме «История открытия Курской магнитной аномалии».

Это любопытно...

Зачем нужно магнитное поле планетам

Известно, что Земля обладает мощным магнитным полем. Магнитное поле Земли окутывает область околоземного космического пространства. Эту область называют магнитосферой, хотя по своей форме она сферой не является. Магнитосфера - самая внешняя и протяжённая оболочка Земли.

Земля постоянно находится под воздействием солнечного ветра - потока очень маленьких частиц (протонов, электронов, а также ядер и ионов гелия и др.). При вспышках на Солнце скорость этих частиц резко возрастает, и они с огромными скоростями распространяются в космическом пространстве. Если на Солнце вспышка, значит, через несколько дней следует ожидать возмущения магнитного поля Земли. Магнитное поле Земли служит своеобразным щитом, оберегая нашу планету и всё живое на ней от воздействия солнечного ветра и космических лучей. Магнитосфера способна изменить траекторию этих частиц, направляя их к полюсам планеты. В районах полюсов частицы собираются в верхних слоях атмосферы и вызывают изумительной красоты северные и южные сияния. Здесь же происходит зарождение магнитных бурь.

При вторжении частиц солнечного ветра в магнитосферу, происходит нагрев атмосферы, усиление ионизации её верхних слоев, возникновение электромагнитных шумов. При этом возникают помехи в радиосигналах, скачки напряжения, которые могут вывести из строя электрооборудование.

Магнитные бури оказывают влияние и на погоду. Они способствуют возникновению циклонов и увеличению облачности.

Учёными многих стран доказано, что магнитные возмущения оказывают воздействие на живые организмы, растительный мир и на самого человека. Исследования показали, что у людей, подверженных сердечнососудистым заболеваниям, с изменением солнечной активности возможны обострения. Могут возникнуть перепады артериального давления, учащённое сердцебиение, пониженный тонус.

Наиболее сильные магнитные бури и магнито-сферные возмущения приходятся на период роста солнечной активности.

А существует ли магнитное поле у планет Солнечной системы? Наличие или отсутствие магнитного поля планет объясняется их внутренним строением.

Самое сильное магнитное поле у планет-гигантов Юпитер является не только самой большой планетой, но и обладает самым большим магнитным полем, превосходящим магнитное поле Земли в 12 000 раз. Магнитное поле Юпитера, окутывая его, распространяется на расстояние 15 радиусов планеты (радиус Юпитера 69 911 км). Сатурн, как и Юпитер, имеет мощную магнитосферу, возникающую из-за металлического водорода, который в жидком состоянии находится в глубине Сатурна. Любопытно, что Сатурн - единственная планета, у которой ось вращения планеты практически совпадает с осью магнитного поля.

Учёные утверждают, что и Уран, и Нептун обладают мощными магнитными полями. Но вот что интересно: магнитная ось Урана отклонена от оси вращения планеты на 59°, Нептуна - на 47°. Такая ориентация магнитной оси относительно оси вращения придаёт магнитосфере Нептуна довольно оригинальную и своеобразную форму. Она постоянно видоизменяется по мере вращения планеты вокруг своей оси. А вот магнитосфера Урана по мере удаления от планеты закручивается в длинную спираль. Учёные полагают, что магнитное поле планеты обладает двумя северными и двумя южными магнитными полюсами.

Исследования показали, что магнитное поле Меркурия в 100 раз меньше земного, а у Венеры оно незначительное. При изучении Марса аппараты «Марс-3» и «Марс-5» обнаружили магнитное поле, которое концентрируется в южном полушарии планеты. Учёные полагают, что такая форма поля может быть вызвана гигантскими столкновениями планеты.

Так же как и у Земли, магнитное поле других планет Солнечной системы отражает солнечный ветер, защищая их от разрушительного воздействия радиоактивного излучения Солнца.

Представляет собой силовое поле, воздействующее на электрические заряды и на тела, находящиеся в движении и имеющие магнитный момент, вне зависимости от состояния их движения. Магнитное поле является частью электромагнитного поля.

Ток заряженных частиц либо магнитные моменты электронов в атомах создают магнитное поле. Также, магнитное поле возникает в результате определенных временных изменений электрического поля.

Вектор индукции магнитного поля В представляет собой главную силовую характеристику магнитного поля. В математике В = В (X,Y,Z) определяется как векторное поле. Это понятие служит для определения и конкретизации физического магнитного поля. В науке зачастую вектор магнитной индукции попросту, для краткости, именуется магнитным полем. Очевидно, что такое применение допускает некоторую вольную трактовку этого понятия.

Ещё одной характеристикой магнитного поля тока есть векторные потенциал.

В научной литературе часто можно встретить, что в качестве главной характеристики магнитного поля, в условиях отсутствия магнитной среды (вакууме), рассматривается вектор напряжённости магнитного поля. Формально, такая ситуация вполне приемлема, поскольку в вакууме вектор напряженности магнитного поля H и вектор магнитной индукции B совпадают. В тоже время, вектор напряженности магнитного поля в магнитной среде не наполнен тем же физическим смыслом, и является второстепенной величиной. Исходя из этого при формальной равенства этих подходов для вакуума, систематическая точка зрения рассматривает вектор магнитной индукции основной характеристикой магнитного поля тока .

Магнитное поле, безусловно, представляет собой особенный вид материи. С помощью этой материи происходит взаимодействие между обладающими магнитным моментом и движущимися заряженными частицами либо телами.

Специальная теория относительности рассматривает магнитные поля как следствие существования самих электрических полей.

В совокупности магнитное и электрическое поля формируют электромагнитное поле. Проявлениями электромагнитного поля является свет и электромагнитные волны.

Квантовая теория магнитного поля рассматривает магнитное взаимодействие как отдельный случай электромагнитного взаимодействия. Он переносится безмассовым бозоном. Бозон представляет собой фотон - частицу, которую можно представить как квантовое возбуждение электромагнитного поля.

Порождается магнитное поле либо током заряженных частиц, либо трансформирующимся во временном пространстве электрическим полем, либо собственными магнитными моментами частиц. Магнитные моменты частиц для однообразного восприятия формально сводятся к электрическим токам.

Вычисление значения магнитного поля.

Простые случаи позволяют вычислить значения магнитного поля проводника с током по закону Био-Савара-Лапласа, либо при помощи теоремы о циркуляции. Таким же образом может быть найдено значение магнитного поля и для тока, произвольно распределённого в объёме или пространстве. Очевидно, эти законы применимы для постоянных либо относительно медленно изменяющихся магнитных и электрических полей. То есть, в случаях наличия магнитостатики. Более сложные случаи требуют вычисления значения магнитного поля тока согласно уравнений Максвелла.

Проявление наличия магнитного поля.

Основным проявлением магнитного поля является влияние на магнитные моменты частиц и тел, на заряженные частицы находящиеся в движении. Силой Лоренца называется сила, которая воздействует на электрически заряженную частицу, которая движется в магнитном поле. Эта сила имеет постоянно выраженную перпендикулярную направленность к векторам v и B. Она также имеет пропорциональное значение заряду частицы q, составляющей скорости v, осуществляющейся перпендикулярно направлению вектора магнитного поля B, и величине, которая выражает индукцию магнитного поля B. Сила Лоренца согласно Международной системе единиц имеет такое выражение: F = q , в системе единиц СГС: F = q / c

Векторное произведение отображено квадратными скобками.

В результате влияния силы Лоренца на движущиеся по проводнику заряженные частицы, магнитное поле и может осуществлять воздействие на проводник с током. Силой Ампера является сила, действующая на проводник с током. Составляющими этой силы считаются силы, воздействующие на отдельные заряды, которые движутся внутри проводника.

Явление взаимодействия двух магнитов.

Явление магнитного поля, которое мы можем встретить в повседневной жизни, получило название взаимодействие двух магнитов. Оно выражается в отталкивании друг от друга одинаковых полюсов и притяжении противоположных полюсов. С формальной точки зрения описать взаимодействия между двумя магнитами как взаимодействие двух монополей, является достаточно полезной, реализуемой и удобной идеей. В то же время, детальный анализ свидетельствует, что в действительности это не совсем верное описание явления. Основным вопросом, остающимся без ответа в рамках такой модели, является, почему монополя не могут быть разделены. Собственно, экспериментально доказано, что любое изолированное тело не имеет магнитный заряд. Также эту модель невозможно применить к магнитному полю, созданному макроскопическим током.

С нашей точки зрения, правильно считать, что сила, действующая на магнитный диполь, находящийся в неоднородном поле, стремится развернуть его таким образом, чтобы магнитный момент диполя имел одинаковое с магнитным полем направление. Однако нет магнитов, которые подвержены воздействию суммарной силы со стороны однородного магнитного поля тока . Сила, которая действует на магнитный диполь с магнитным моментом m выражается следующей формулой:

.

Действующая на магнит сила со стороны неоднородного магнитного поля, выражается суммой всех сил, которые определяются данной формулой, и воздействующих на элементарные диполи, которые составляют магнит.

Электромагнитная индукция.

В случае изменения во времени потока вектора магнитной индукции через замкнутый контур, в этом контуре формируется ЭДС электромагнитной индукции. Если контур неподвижен, она порождается вихревым электрическим полем, которое возникает в результате изменения магнитного поля со временем. Когда магнитное поле не изменяется со временем и нет изменений потока из-за движения контура-проводника, то ЭДС порождается силой Лоренца.

Чтобы понять концепцию магнитного поля, нужно подключить воображение. Земля – это магнит с двумя полюсами. Разумеется, величина этого магнита сильно отличается от привычных людям красно-синих магнитов, но суть остается та же. Магнитные силовые линии выходят из южного и уходят в землю у северного магнитного полюса. Эти невидимые линии, словно обволакивающие планету оболочкой, образуют магнитосферу Земли.

Магнитные полюса расположены относительно недалеко от полюсов географических. Периодически магнитные полюса меняют местонахождение – каждый год они передвигаются на 15 километров.

Этот «щит» Земли создается внутри планеты. Внешнее металлическое жидкое ядро вырабатывает электрические токи за счет движения металла. Эти токи и порождают силовые линии магнитного поля.

Зачем нужна магнитная оболочка? Она держит частицы ионосферы, которые, в свою очередь, поддерживают атмосферу. Как известно, слои атмосферы защищают планету от смертельно опасного космического ультрафиолетового излучения. Сама магнитосфера тоже защищает Землю от радиации, отталкивая несущие ее потоки солнечного ветра. Не будь у Земли «магнитного щита», не было бы и атмосферы, и жизнь на планете не возникла бы.


Значение магнитного поля в магии

Эзотерики давно интересуются земной магнитосферой, считая, что ее можно использовать в магии. Давно известно, что магнитное поле влияет на магические способности человека: чем сильнее влияние поля, тем слабее способности. Некоторые практики используют эту информацию, влияя на своих неприятелей с помощью магнитов, которые тоже уменьшают колдовскую силу.

Человек способен ощущать магнитное поле. Как и с помощью каких органов это происходит, пока непонятно. Однако некоторые маги, изучающие возможности человека, считают, что этим можно пользоваться. Например, многие считают, что возможно передавать друг другу мысли и энергию посредством подключения к потокам.

Также практики считают, что магнитное поле земли влияет на ауру человека, делая ее более или менее видимой для ясновидящих. Если подробнее изучить эту особенность, можно научиться скрывать свою ауру от чужих глаз, тем самым усиливая собственную защиту.

Маги-лекари часто используют обычные магниты в исцелении. Это называется магнитотерапия. Однако если можно лечить людей с помощью обычных магнитов, то гигантская магнитосфера Земли может дать еще большие результаты в лечении. Возможно, уже есть практики, которые научились использовать общее магнитное поле в таких целях.

Еще одно направление, в котором используется магнитная сила – поиск людей. Настраивая магнитные приборы, практик может обнаружить с их помощью место, где находится тот или иной человек, не обращаясь к другим измерениям.

Биоэнергетики тоже активно используют магнитные волны в своих целях. С его помощью они могут очищать человека от порчи и подселенцев, а также чистить его ауру и карму. Усиливая или ослабляя магнитные волны, которыми связаны все люди на планете, можно совершать привороты и отвороты.

Влияя на магнитные потоки, можно управлять потоками энергии в человеческом теле. Так некоторые практики могут влиять на психику и активность мозга человека, внушать мысли и становиться энергетическими вампирами.


Однако важнейшее направление магии, в развитии которого поможет понимание силы, заложенной в магнитном поле – это левитация. Способность летать и перемещать предметы по воздуху давно будоражит умы мечтателей, но практики считают такие навыки вполне вероятными. Правильное обращение к природным силам, знание эзотерической стороны геомагнитных полей и достаточное количество сил могут помочь магам полноценно перемещаться в воздухе.

Еще электромагнитное поле Земли обладает одним любопытным свойством. Многие маги предполагают, что это еще и информационное поле Земли, из которого можно почерпнуть всю нужную практику информацию.

Магнитотерапия

Особо интересным методом использования силы магнитных полей в эзотерике является магнитотерапия. Чаще всего такое лечение происходит за счет обычных магнитов или магнитных приборов. С их помощью маги лечат людей как от болезней физического тела, так и от разнообразного магического негатива. Такое лечение считается крайне эффективным, так как показывает положительный результат даже в запущенных случаях губительного воздействия черной магией.

Самый распространенный метод лечения магнитом связан с возмущением энергетических полей в момент столкновения одноименных полюсов магнита. Такое простое воздействие магнитных волн биополя заставляет энергетику человека резко встряхнуться и начать активно вырабатывать «иммунитет»: буквально разрывать и выталкивать из себя магический негатив. То же касается и болезней тела и психики, а также кармического негатива: сила магнита может способствовать очищению от любых загрязнений души и тела. Магнит своим действием похож на энергетик для внутренних сил.

Лишь некоторые практики способны использовать силы огромного земного инфополя. Если научиться грамотно работать с энергоинформационным полем, можно добиться потрясающих результатов. Маленькие магниты крайне эффективны в эзотерических практиках, а уж сила всего земного магнита даст куда большие возможностей для управления силами.

Состояние магнитного поля в настоящее время

Осознавая значение геомагнитного поля, нельзя не ужаснуться, узнав, что оно постепенно исчезает. Последние 160 лет его сила сокращается, причем в ужасающе быстром темпе. Пока еще человек практически не ощущает на себе влияние этого процесса, но момент, когда начнутся проблемы, все ближе с каждым годом.

Южно-атлантическая аномалия – так называют огромный участок поверхности Земли в южном полушарии, где геомагнитное поле сегодня ослабевает заметнее всего. Никто не знает, с чем связано это изменение. Предполагают, что уже в 22 веке произойдет очередная глобальная смена магнитных полюсов. К чему это приведет, можно понять, изучая информацию о значении поля.

Геомагнитный фон сегодня ослабевает неравномерно. Если в целом на поверхности Земли она упала на 1-2%, то в месте аномалии – на 10%. Одновременно с уменьшением напряженности поля, исчезает и озоновый слой, из-за чего возникают озоновые дыры.

Ученые пока не знают, как остановить этот процесс, и считают, что с уменьшением поля Земля будет постепенно умирать. Однако некоторые маги уверены, что в течение периода упадка магнитного поля неуклонно растут магические способности людей. Благодаря этому к тому времени, когда поле почти полностью исчезнет, люди смогут управлять всеми силами природы, тем самым спасая жизнь на планете.

Еще многие маги уверены, что из-за слабеющего геомагнитного фона происходят природные катаклизмы и сильные перемены в жизни людей. Напряженная политическая обстановка, изменения в общих настроениях человечества и растущее количество случаев заболевания они связывают именно с этим процессом.


  • Магнитные полюса меняются местами примерно раз в 2,5 века. Северный переходит на место южного, и наоборот. Никто не знает причин происхождения этого явления, и как такие перемещения влияют на планету, тоже неизвестно.
  • Из-за образования внутри земного шара магнитных токов существуют землетрясения. Токи вызывают движение тектонических плит, которые и вызывают землетрясения с высокими баллами.
  • Магнитное поле является причиной возникновения северного сияния.
  • Люди и животные живут под постоянным влиянием магнитосферы. У людей это обычно выражено реакциями организма на магнитные бури. Животные же под влиянием электромагнитного потока находят правильную дорогу – например, птицы при миграции ориентируются именно по ним. Также черепахи и другие звери чувствуют, где находятся, благодаря этому явлению.
  • Некоторые ученые считают, что жизнь на Марсе невозможна именно из-за отсутствия у него магнитного поля. Эта планета вполне пригодна для жизни, но неспособна отталкивать радиацию, которая губит на корню все живое, что могло существовать на ней.
  • Магнитные бури, возникающие из-за вспышек на Солнце, влияют на состояние людей и электронику. Сила магнитосферы Земли не настолько велика, чтобы полностью противостоять вспышкам, поэтому 10-20% энергии вспышек ощущаются на нашей планете.
  • Несмотря на то что явление перемены магнитных полюсов изучено мало, известно, что в период изменения конфигурации полюсов Земля больше подвержена радиационному облучению. Некоторые ученые считают, что именно в один из таких периодов вымерли динозавры.
  • История развития биосферы совпадает с развитием электромагнетизма Земли.

Каждому человеку важно владеть хотя бы основной информацией о геомагнитном поле Земли. А тем, кто практикует магию, тем более стоит уделить внимание этим данным. Возможно, уже скоро практики сумеют познать новые методы использования этих сил в эзотерике, тем самым увеличив свою силу и подарив миру новые важные сведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социальнозначимые качества личности.

Социализация -- непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы-- экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

Мега Факторы

Объективные, неуправляемые

Макро Факторы

Внутренние

Объективные, неуправляемые

Объективные

Субъективные

неуправляемые

управляемые

управляемые

Мезо Факторы

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Микро Факторы

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:

а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;

б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;

в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;

г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений по месту жительства, в семье и др. социализация личность общественный индивид

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в <дневном> или <ночном> режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов.

Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

Внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

Внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.).Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме (рис. 5.1.).

Рис. 1 Факторы социализации личности

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Социум ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды: дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком “территория” социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю “площадь круга” -- освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может “мигрировать” из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде -- положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук -- социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Научные исследования среды 80-х - 90-х годов способствовали выделению в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

К мезофакторам относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом, этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военных кадров. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие. Одни из них являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации вызовам среды, выполняемым функциям и т.д.

Часть из факторов - управляемые (доступ к ресурсам, этнические и социальные ценности, воспитание, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, соответствие организации вызовам среды и т. д.), другие - неуправляемые. К неуправляемым факторам относятся расовые и этнические особенности, субкультура, стереотипы этнического поведения и другие.

Главным объектом систем данного уровня является личность и первичные объединения людей. В силу этого система воспитания патриотизма военных кадров, с одной стороны, воздействуя на личность как объект воспитания, учитывает приоритетно ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать влияние на нее микро- и макросреды.

Личность формируется в конкретной социальной среде и активно влияет на состояние микросреды, является частью факторов, изменяющих ее.

К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.

Часть личностных факторов относится к управляемым: профессиональный и социальный статус; состояние здоровья; мировоззрение; ценностные ориентации; интересы и потребности.

Другие: генетическая наследственность; прошлый социальный опыт; этнокультурная традиция - к неуправляемым.

Человеческий фактор является совокупностью сущностных сил, качеств, способностей, физических и духовных возможностей человека, реализующейся в их деятельности преобразующей общество и его системы.

Человеческий фактор представляет собой сложное структурное образование. По мнению А.И. Сацуты, с учетом причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих основу общественных отношений и человеческой жизни, его взаимосвязанными компонентами являются: потребности, интересы, убеждения человека; физические и социальные качества; навыки и умения; целенаправленная деятельность.

2. Основные факторы развития личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпера-Ментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше. общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

3. Поведение людей в общественных местах

К великому сожалению, сегодня мало кто знает, как правильно вести себя в общественных местах. Редко люди пропускают друг друга вперед или у двери говорят с улыбкой: «Проходите, пожалуйста». Лишние церемонии не приняты. По традиции мужчина должен пропустить вперед женщину, младший обязан уступить дорогу старшему, а подчиненный - начальнику.

Если идут два человека одной возрастной группы, первым проходит тот, кто ближе к двери. Суть правил поведения в общественных местах можно выразить одной фразой: относитесь к окружающим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Иными словами, не нужно делать ничего, что не понравилось бы нам самим.

Поведение каждого человека должно быть таким, чтобы никто не испытывал от него дискомфорта. Мы не должны быть в тягость никому, не должны никого оскорблять или унижать. Если вести себя именно таким образом, это и означает проявлять хорошие манеры, быть учтивым. Причины, породившие большинство принятых сегодня норм поведения, в основном ушли в прошлое. Это касается главным образом взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

В общественном транспорте

Че ловек, которому уступили место, должен вежливо с улыбкой выразить благодарность.

Если он не хочет присаживаться или скоро его остановка, тем не менее должен ответить: «Благодарю вас, мне скоро выходить». Когда родители едут с детьми, на освободившееся место они должны садиться сами, а не усаживать детей. Любому человеку, старшему по возрасту, также следует уступать место. В часы, когда пассажиров в транспорте много, маленького ребенка нужно посадить на колени, чтобы кто-нибудь мог сесть на свободное место.

В дождливый сезон люди носят с собой зонтики. Спицы и центральное острие могут поранить тех, кто близко подошел Зонтик требует аккуратного и осторожного обращения. Не следует размахивать им на ходу. Зонтик следует держать поближе к себе, острием вниз. В раскрытом виде он должен быть на безопасном расстоянии от глаз других людей, не закрывать им обзор. Если зонтик имеет «семейную» - двойную конфигурацию, его следует держать за ручки обоим владельцам. Это и безопасно, и удобно. Кроме зонтика мы переносим или перевозим в общественном транспорте много различных вещей, о каждой из которых следует позаботиться: упаковать или завернуть так, чтобы не доставлять неудобств окружающим. Нельзя, например, вносить в общественный транспорт жидкости с едким запахом или горючие вещества, не запечатанные должным образом.

В магазине

Люди посещают магазины практически ежедневно, но не каждый раз что-то покупают. Они могут прийти, к примеру, на распродажу, прицениться, изучить ассортимент и новинки продукции, получить консультационную помощь продавцов. При входе в магазин прежде всего следует пропустить выходящих из дверей людей, а затем входить самим. Это поможет не допустить заторов и пробок в помещении.

Мужчина может не снимать шляпу, находясь в местах массового скопления людей, но в заведениях индивидуального обслуживания это более чем желательно. Помимо этого, следует поздороваться с обслуживающим персоналом.

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве -- политические события и закономерности, психология -- психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии -- ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя Друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.

Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами (ср. Park & Burgess, 1969). Указанная в ней этнология (этнография) соответствует в некоторых странах социальной или культурной антропологии. Близкой к этнологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

На схеме приведены в качестве примеров некоторые существенные области социального поведения, которые помимо социологии изучаются и более конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда осложняет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметов исследования, в дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.

Психология изучает прежде всего индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.

Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

На следующей схеме представлено место социологии среди наук, при этом «точкой отсчета» является философия.

В таблице (ср. Nobbs, Hine & Flamming, 1975) математика, история и география названы общими науками, которые необходимы в исследованиях других наук. К ним обращаются также общественные науки. С другой стороны, ввиду обширности области исследования социологии как общественной науки ее теории и результаты исследований используются, в свою очередь, специальными науками.

Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.

Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Список литературы

1. Андрущенко В.П, Волович В.И, Горлач Н.И, Головченко Г.Т, Добрускин М.Е, Заздравнова О.И; «Социология. Наука об обществе. Учебное пособие» 687 с.

2. Лопуха Александр Дмитриевич- кандидат социологических наук, директор научно-исследовательского центра проблем обычного права(Новосибирск)

3. http://www.uni-altai.ru/Resources/Journal/pedagog/pedagog_11/of.htm

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

5. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

6. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. Изд-во: АЛЕТЕЙЯ.2000-256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений. Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Личность как социальная проекция человека. Формирование личности в условиях различного устройства общества. Варианты поведения человека. Важнейшие формы социализации. Исторические типы личности в контексте разных эпох. Способы человеческого существования.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Понятие личности и основные факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Сущность и этапы процесса социализации, его значение в обществе. Групповой и уникальный индивидуальный опыт, направления его использования. Роль культуры в социализации.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2014

    Личность человека и различные подходы к ее изучению. Понятие социализации как сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Факторы, механизмы и этапы социализации. Зависимость между развитием личности и обществом.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Процесс формирования личности человека. Сущность понятия "личность" в социологии. Иерархическая структура личности. Понятие "формирование личности человека", природные и социальные факторы формирования личности, особенности процесса социализации.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...