Место человека системе социальных связей. Природное и социальное в человеке

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.
Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.
Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое. Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств, любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.
Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего Я. Человек может от чуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д. Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе. Для этого необходимо представить себе основные этапы взаимодействия чело¬века и общества.
Исторически первой появилась система личной зависимости людей в связи с переходом от охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь усилий многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства и аппарата. Образуется система социальных связей, характеризующихся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального производства.
Вторым этапом было общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления, с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.
Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развития человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

Взгляд на историю человечества выявляет действие двух типов факторов: объективных и субъективных. Под объективными факторами исторического процесса понимают природно-климатические и экономические моменты. Под субъективным фактором исторического процесса понимают деятельность людей, которая совершается в соответствии с какими-то намерениями, идеями, эмоциями и т.п. В отличие от природы, где эволюция происходит независимо от деятельности людей, история не может развиваться помимо человека. Историю творят люди, а не надличностные силы.

Однако, несмотря на то, что законы общества действуют через людей и благодаря людям, они объективны. Общественные законы носят статистический характер (3.11), это законы тенденции, складывающиеся в результате действий отдельных личностей, векторы которых могут быть весьма различными. Своей деятельностью человек смягчает или усиливает действие закона, тормозит или ускоряет его, однако он не может его отменить.

Как писал К. Ясперс, «мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека». Немецкий философ подчеркивает неразрывную связь человеческого и исторического бытия, которые взаимно обусловливают и определяют друг друга.

Может ли отдельный человек повлиять на ход исторических событий? Если исходить из представления, что история фатальна, что в ней действуют жесткие законы, па которые невозможно повлиять, то, очевидно, ответом будет: отдельная личность не может оставить свой индивидуальный след в истории. Однако, думается, более верной является позиция, согласно которой история представляет собой не однолинейный процесс. Исторический цроцесс имеет веерный характер, каждая историческая ситуация оставляет несколько вариантов дальнейшего развития событий. От действий отдельных личностей, которые случайно или закономерно оказались на гребне исторической волны, зависит, какая из возможностей реализуется в данный момент. Люди не марионетки, а активные участники истории. Конечно, человек действует в заданных обстоятельствах, его личность сформирована в определенных условиях и т.п. Но, будучи таким, каков он есть, человек тем не менее свободен, он может предпочесть тот или иной вариант действий и тем самым способствовать развитию ситуации в определенном направлении. В истории нет фатальности, и личность может активно проявить себя. Как считает А. Тойнби, личность равновелика истории, поскольку без личности история не существует.

Следует лишь добавить, что в каждой исторической ситуации действуют множество людей, и все они имеют собственные намерения, замыслы, движимы страстями и т.п. Общий вектор исторического развития складывается из действий миллионов. Но анонимность исторического процесса не отменяет его личностного характера.

Историю делает множество людей. Однако отдельные группы или личности в силу своего положения, власти или случайных обстоятельств могут повлиять на ход исторического процесса серьезнее, чем другие. Люди, оказавшиеся на пике исторических событий, - лидеры, военачальники, религиозные деятели - принимают решения, отдают приказы, подписывают договоры, и эти акты их личной воли оказывают существенное влияние на -ход событий, причем как положительное, так и отрицательное. А если иметь в виду историю человеческого духа, то личностный фактор становится еще более очевидным. Духовную историю делают именно отдельные личности, а не большие массы людей.

Сам факт выдвижения той или иной личности на авансцену истории - случайность. Чтобы оказаться соразмерной обстоятельствам, личность должна обладать определенными свойствами. Конкретная историческая ситуация требует проявления конкретных психологических и личностных качеств. В современной социальной психологии описывается общее свойство, присущее всем великим историческим персонажам: харизма.

Харизма определяется различным образом: дар свыше, исключительная одаренность; исключительные качества личности, вызывающие уважение со стороны окружающих, позволяющие подчинять своей воле; искусство очаровывать окружающих и увлекать их за собой и т.д. «Эта притягательность, - пишет С. Московичи, - заставляет умолкнуть все сомнения нравственного порядка, опрокидывает всякое законное противодействие лидеру и превращает узурпатора в героя».

Основное качество харизматической личности - вера. Харизматический вождь верит во все, что говорит или делает, для него борьба за власть совпадает с борьбой за интересы народа, революции, партии и т.п. Именно поэтому Г. Гегель говорил, что великие личности не принадлежат сами себе, они выступают лицом, волей и духом народа.

Второе качество харизматической личности - преобладание смелости над интеллектом. Как считает С. Московичи, людей, способных проанализировать ситуацию и предложить решение, в политике достаточно много. Они представляют собой советников, экспертов и исполнителей.

Но теория ничего не значит без воли к действию и умения увлечь людей.

Третье свойство харизматической личности - авторитет. Человек, обладающий им, заставляет повиноваться и, следовательно, добивается того, к чему стремится. С. Московичи различает авторитет должности и авторитет личности. Принадлежа к данной семье или к конкретному классу, человек приобретает частицу авторитета, придаваемого традицией, даже если он не обладает никакой личностной значимостью и никакими собственными талантами, его авторитет связан с местом в социальной иерархии - это авторитет должности. Авторитет личности независим от внешних признаков власти или социального положения, он исходит от личности, которая очаровывает, притягивает, внушает. В стабильных и жестко иерархизированных обществах преобладает должностной авторитет, в современных обществах с большими возможностями горизонтальной и вертикальной мобильности единственным авторитетом становится авторитет личности.

Следует заметить, что насколько харизматическая личность владеет массой, настолько она зависима от нее. Если нет массы, нет вождя. Кроме того, ни одна личность, будь она трижды харизматической, не сможет повлиять на ход истории в одиночку, ее воля должна реализоваться в совместных действиях больших групп людей. Таким образом, личность и массы - два противоположных полюса исторического процесса, определяющие его ход и содержание.

Итак, наличие закономерностей в историческом процессе предполагает свободное действие человека. Из действий отдельных людей складываются исторические события. Причем общий результат может оказаться совершенно неожиданным. Свобода и необходимость в истории оказываются тесно связанными. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельности отдельных людей, преследующих собственные частные интересы. Но, как писал А. Смит, «преследуя свои собственные интересы, он (человек - прим. авт.) часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Смысл жизни человка

«Каждый навеки определен одним единственным мигом своей жизни - мигом, когда человек встречается навеки с самим собой», - написал Х.Л. Борхес, определив центральный вопрос мировоззрения и, следовательно, философии. Действительно, проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания - антропологии. Как мы уже говорили в 1.5, в антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.

Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. «Человек есть мера всех вещей, сущих - что они существуют, не сущих - что они не существуют», - писал Протагор. Антич-. ность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии - часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.

В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия - спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан - в нем нет тайны. Классическая философия XVII-XVIII в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе - разуму, способному преобразовать природу человека.

Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. Б XIX-XX вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.


Тема: Человек в системе социальных связей

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания о личности, о социальном поведении и социализации.

Воспитательные

Развивающие — Развивать умения свободно высказывать идеи и взгляды, умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 7,

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

Письменный опрос: Агностицизм, суждение, понятие, истина, сенсуализм, рационализм

3.Изучение нового материла

Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

Как известно, человеческая природа двойственна – биологическое и социальное. И все же в современных научных дискуссиях отверга­ются крайние точки зрения на соотношение биологическо­го и социального в поведении человека. Сегодня не вызы­вает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Однако следует подчеркнуть: любая природная пред­расположенность человека реализуется в социальных об­стоятельствах. Следовательно, для формирования чело­века как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Общественные свойства человека обычно определяют­ся понятием «личность».

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свобод­ных действий, как субъекта познания и изменения мира. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе норма­ми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависи­мости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функции, или ролей. Человек, действуя в об­ществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от об­щественных условий. Так, скажем, при родовом строе вза­имоотношения в семье требуют от старших ее членов од­них действий, а в современном обществе - других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, гражда­нина и др. В своих ролевых проявлениях личность развивается со­вершенствуется, меняется. . Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Для обозначения поведения человека в обществе од­ним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864-1920) было введено понятие «социальное дей­ствие». Социальное действие, как и социальное пове­дение, проявляется в целенаправленной активности в отно­шении других людей. При этом нередко социальное пове­дение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе об­разцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы - такие установки поведения в обществе, ко­торые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступа­ют все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почи­таемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средст­во социализации человека, передачи социального и куль­турного опыта от поколения к поколению, выполняя функ­ции поддержания и укрепления внутригрупповой сплочен­ности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией

Многие социальные психологи выделяют две основные стадий социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах:

деятельность

— общение

— самосознание

Самостоятельно читают стр 71-72 и выписывают что такое самосознание и самореализация

Как определял американский ученый Маслоу самореализацию? (Он определял ее как наиболее полное исполь­зование талантов, способностей, возможностей; эта потреб­ность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.)

Реализация человеком своего социального предназна­чения во многом зависит от возможности выбирать по сво­ему желанию формы жизнедеятельности. Такая возмож­ность определяется понятием «свобода».

В истории общественной мысли понимание свободы за­метно менялось на протяжении веков.

Античность — возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство.

Сократ и Платон — считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком.

Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных фи­лософско-религиозных систем.

Буддизм — не­свобода человека предопределена его кармой.

Христианство — возможность приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к хри­стианскому является и понимание сути свободы в исламе.

Ренессанс — свобода прежде всего связыва­лась с творческим потенциалом человека.

Новое время – человек должен действовать в соответствии с объ­ективными законами мироздания.

ХХ в. — возникло и по­нимание свободы как тяжкого бремени, которое порой ста­новится непереносимым для человека, порождает тревогу и даже стремление бежать от свободы.

Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития челове­ка. Она - и величайший дар, и бремя, от которого чело­век может отказаться. Свобода , таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, не­ся ответственность за свои деяния.

Проблема свободы пересекается с проблемой ответ­ственности. Ответственность - обратная сторона свобо­ды. Она присуща зрелой личности и выражается в осозна­нии себя как причины совершаемых поступков, во внутрен­нем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других лю­дей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интере­сах. Только свободная и ответственная личность может пол­ноценно реализовать себя в социальном поведении и тем са­мым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Таким образом, суммируя сказанное о личности, выде­лим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

1.деятельность, которая предоставляет человеку воз­можности проявить свои способности, задатки;

2. общение, в котором человек вступает в диалог с дру­гими людьми, причем не только в непосредственном кон­такте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нра­вов, обычаев, социальных норм и правил;

3. творчество, выступающее как синоним свободы, про­являющейся в ситуациях выбора способа и форм индиви­дуального и социального ответственного поведения.

Все эти факторы человек реализует в процессе социа­лизации через освоение основных общественных ролей.

4. Домашнее задание: § 7, учить понятия

Человек в системе социальных связей

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Связь и отношение - это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

  1. первичные (материальные, базисные);
  2. вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическая трактовка общества:

  • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. "Порча" идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое .

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Общество (в узком смысле) - это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы , когда она оказывается самодостаточной .

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

  • люди (движущая сила исторического процесса);
  • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
  • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

Сущность общественных связей и отношений:

  • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Социальность - это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность - общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще» , т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Подробнее

Главное в таком анализе - пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы "стягивание" общественных связей и отношений в единый "узел" бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений , в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

Вместе с тем отношения человека к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый "уникальный" феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Основные этапы взаимодействия человека и общества:

  1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.
  2. Общество как система вещных зависимостей , когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к "одномерности" человека.
  3. Следующий (новый) этап - Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Подробнее

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится "узлом" всех типов социальной организации.

Социальная структура общества - совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    • семья,
    • племя,
    • народность,
    • нация.

Подробнее

Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

Класс - большая группа людей, которые отличаются друг от друга

  1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
  2. о их отношению к средствам производства,
  3. по их роли в общественной организации труда,
  4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...