Чем знаменит гомер. Жизнь и биография Гомера: чем известен древнегреческий поэт

БИОГРАФИЯ

ГОМЕР (Homeros), греческий поэт, согласно древней традиции, автор Илиады {Ilias) и Одиссеи (Odysseia), двух больших эпопей, открывающих историю европейской литературы. О жизни Гомера у нас нет никаких сведений, а сохранившиеся жизнеописания и "биографические" заметки являются более поздними по происхождению и часто переплетены с легендой (традиционные истерии о слепоте Гомера, о споре семи городов за право быть его родиной). С XVIII в. в науке идет дискуссия как относительно авторства, так и относительно истории создания Илиады и Одиссеи, так называемый "гомеровский вопрос", за начало которого повсюду принимается (хотя были и более ранние упоминания) опубликование в 1795 г. произведения Ф. А. Вольфа под заглавием Введение в Гомера (Prolegomena ad Homerum). Многие ученые, названные плюралистами, доказывали, что Илиада и Одиссея в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. А так называемые унитарии отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность ее автора. Новые сведения об античном мире, сравнительные исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и языковой анализ Илиады и Одиссеи позволил датировать их примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н.э. Они, по-видимому, были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. В настоящее время не подлежит сомнению, что Илиада и Одиссея явились результатом долгих веков развития греческой эпической поэзии, а вовсе не ее началом. Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли Илиаду и Одиссею один поэт или это произведения двух разных авторов (чем, по мнению многих ученых, объясняются различия в видении мира, поэтической технике и языке обеих поэм). Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV-XII вв. до н.э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде. Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходного построения первой и последней песен, благодаря параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих). Но более всего о единстве плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Представляется правдоподобным, что Гомер пользовался уже алфавитным письмом, с которым, как мы сейчас знаем, греки познакомились не позднее VIII в. до н.э. Реликтом традиционной манеры создания подобных песен было использование даже в этом новом эпосе техники, свойственной устной поэзии. Здесь часто встречаются повторы и так называемый формульный эпический стиль. Стиль этот требует употребления сложных эпитетов ("быстроногий", "розовоперстая"), которые в меньшей степени определяются свойствами описываемой особы или предмета, а в значительно большей - метрическими свойствами самого эпитета. Мы находим здесь устоявшиеся выражения, составляющие метрическое целое (некогда целый стих), представляющие типические ситуации в описании битв, пиров, собраний и т.д. Эти формулы повсеместно были в употреблении у аэдов и первых творцов письменной поэзии (такие же формулы-стихи выступают, например у Гесиода). Язык эпосов также является плодом долгого развития догомеровской эпической поэзии. Он не соответствует ни одному региональному диалекту или какому-либо этапу развития греческого языка. По фонетическому облику ближе всего стоящий к ионийскому диалекту язык Гомера демонстрирует множество архаических форм, напоминающих о греческом языке микенской эпохи (который стал нам известен благодаря табличкам с линеарным письмом В). Часто мы встречаем рядом флективные формы, которые никогда не употреблялись одновременно в живом языке. Много также элементов, свойственных эолийскому диалекту, происхождение которых до сих пор не выяснено. Формульность и архаичность языка сочетаются с традиционным размером героической поэзии, которым был гекзаметр. В плане содержания зпосы Гомера тоже заключают в себе множество мотивов, сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать отголоски минойской культуры и даже проследить связь с хеттской мифологией. Однако основным источником эпического материала стал для него микенский период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи. Живший в четвертом столетии после окончания этого периода, который он сильно идеализирует, Гомер не может быть источником исторических сведений о политической, общественной жизни, материальной культуре или религии микенского мира. Но в политическом центре этого общества, Микенах, найдены, однако, предметы, идентичные описанным в эпосе (в основном оружие и инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы, вещи и даже сцены, типичные для поэтической действительности эпопеи. К микенской эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер развернул действия обеих поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход греков (названных ахейцами, данайцами, аргивянами) под предводительством микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Для греков троянская война была историческим фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.). Сегодняшнее состояние знаний позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые элементы троянской эпопеи являются историческими. В результате раскопок, начатых Г. Шлиманом, были открыты руины большого города, в том самом месте, где в соответствии с описаниями Гомера и местной вековой традицией должна была лежать Троя-Илион, на холме, носящем ныне название Гиссарлык. Лишь на основании открытий Шлимана руины на холме Гиссарлык называют Троей. Не совсем ясно, какой именно из последовательных слоев следует идентифицировать с Троей Гомера. Поэт мог собрать и увековечить предания о поселении на приморской равнине и опираться при этом на исторические события, но он мог и на руины, о прошлом которых мало знал, перенести героические легенды, первоначально относившиеся к другому периоду, мог также сделать их ареной схваток, разыгравшихся на другой земле. Действие Илиады происходит в конце девятого года осады Трои (другое название города Илиос, Илион, отсюда и заглавие поэмы). События разыгрываются на протяжении нескольких десятков дней. Картины предшествующих лет войны не раз возникают в речах героев, увеличивая временную протяженность фабулы. Ограничение непосредственного рассказа о событиях столь кратким периодом служит для того, чтобы сделать более яркими события, решившие как исход войны, так и судьбу ее главного героя. В соответствии с первой фразой вступления, Илиада есть повесть о гневе Ахилла. Разгневанный унижающим его решением верховного вождя Агамемнона, Ахилл отказывается от дальнейшего участия в войне. Он возвращается на поле боя лишь тогда, когда его друг Патрокл находит смерть от руки Гектора, несгибаемого защитника Трои, старшего сына царя Приама. Ахилл примиряется с Агамемноном и, мстя за друга, убивает Гектора в поединке и бесчестит его тело. Однако в конце концов он отдает тело Приаму, когда старый царь Трои сам приходит в стан греков, прямо в палатку убийцы своих сыновей. Приам и Ахилл, враги, смотрят друг на друга без ненависти, как люди, объединенные одной судьбой, обрекающей всех людей на боль. Наряду с сюжетом о гневе Ахилла, Гомер описал четыре сражения под Троей, посвящая свое внимание действиям отдельных героев. Гомер представил также обзор ахейских и троянских войск (знаменитый список кораблей и перечень троянпев во второй песне - возможно, наиболее ранняя часть эпопеи) и приказал Елене показывать Приаму со стен Трои самых выдающихся греческих вождей. И то и другое (а также многие иные эпизоды) не соответствует десятому году борьбы под Троей. Впрочем, как и многочисленные реминисценции из предшествующих лет войны, высказывания и предчувствия, относящиеся к будущим событиям, все это устремлено к одной цели: объединения поэмы о гневе Ахилла с историей захвата Илиона, что автору Илиады удалось поистине мастерски. Если главным героем Илиады является непобедимый воин, ставящий честь и славу выше жизни, в Одиссее идеал принципиально меняется. Ее героя, Одиссея, отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Здесь мы попадаем в иной мир, уже не в мир воинских подвигов, но в мир купеческих путешествий, характеризующий эпоху греческой колонизации. Содержанием Одиссеи является возвращение героев с Троянской войны. Повествование начинается на десятом году скитаний главного героя. Гнев Посейдона до сего времени не позволял герою вернуться на родную Итаку, где воцарились женихи, соперничающие из-за руки его жены Пенелопы. Юный сын Одиссея Телемах уезжает в поиске вестей об отце. Тем временем Одиссей по воле богов отправленный в путь державшей его до той поры при себе нимфой Калипсо, достигает полулегендарной страны феаков. Там в долгом и необычайно красочном повествования он описывает свои приключения с момента отплытия из-под Трои (среди прочего - путешествие в мир мертвых). Феаки отвозят его на Итаку. Под видом нищего он возвращается в свой дворец, посвящает Телемаха в план уничтожения женихов и, воспользовавшись состязанием в стрельбе из лука, убивает их. Легендарные элементы повествования о морских странствиях, существовавшие долгое время в фольклорной традиции воспоминания о древних временах и их обычаях, "новеллистический" мотив мужа, возвращающегося домой в последний момент, когда дому угрожает опасность, а также интересы и представления современной Гомеру эпохи колонизации были использованы для изложения и развития троянского мифа. Илиада и Одиссея имеют множество общих черт как в композиции, так и в идеологической направленности. Характерны организация сюжета вокруг центрального образа, небольшая временная протяженность рассказа, построение фабулы вне зависимости от хронологической последовательности событий, посвящение пропорциональных по объему отрезков текста важным для развития действия моментам, контрастность следующих друг за другой сцен, развитие фабулы путем создания сложных ситуаций, очевидно замедляющих развитие действия, а затем их блестящее разрешение, насыщенность первой части действия эпизодическими мотивами и интенсификация основной линии в конце, столкновение главных противостоящих сил только в конце повествования (Ахилл - Гектор, Одиссей - женихи), использование апостроф, сравнений. В эпической картине мира Гомер зафиксировал важнейшие моменты человеческого бытия, все богатство действительности, в которой живет человек. Важным элементом этой действительности являются боги; они постоянно присутствуют в мире людей, влияют на их поступки и судьбы. Хотя они и бессмертны, но своим поведением и переживаниями напоминают людей, а уподобление это возвышает и как бы освящает все, что свойственно человеку. Гуманизация мифов является отличительной чертой эпопей Гомера: он подчеркивает важность переживаний отдельного человека, возбуждает сочувствие к страданию и слабости, пробуждает уважение к труду, не принимает жестокости и мстительности; превозносит жизнь и драматизирует смерть (прославляя, однако, ее отдачу за отчизну).

В древности Гомеру приписывали и другие произведения, среди них 33 гимна. Войну мышей и лягушек, Маргита. Греки говорили о Гомере просто: "Поэт". Илиаду и Одиссею многие, хотя бы частично, знали наизусть. С этих поэм начиналось школьное обучение. Вдохновение, навеянное ими, мы видим во всем античном искусстве и в литературе. Образы гомеровских героев стали образцами того, как следует поступать, строки из поэм Гомера сделались афоризмами, обороты вошли во всеобщее употребление, ситуации обрели символическое значение. (Однако философы, в частности Ксенофан, Платон, обвиняли Гомера в том, что он привил грекам ложные представления о богах). Поэмы Гомера считались также сокровищницей всяческих знаний, даже исторических и географических. Этого взгляда в эллинистическую эпоху придерживался Кратет из Малл, его оспаривал Эратосфен. В Александрии исследования текстов Гомера породили филологию как науку о литературе (Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский). С перевода Одиссеи на латинский язык началась римская литература. Илиада и Одиссея послужили моделями для римской эпопеи. Одновременно с упадком знания греческого языка Гомера перестают читать на Западе (ок. IV в. н.э.), зато его постоянно читали и комментировали в Византии. На Западе Европы Гомер вновь становится популярным начиная со времен Петрарки; первое его издание было выпущено в 1488 г. Великие произведения европейской эпики создаются под влиянием Гомера.

Греческий поэт Гомер родился приблизительно между XII и XVIII веками до нашей эры. Он знаменит эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея», которые оказали огромное влияние на европейскую литературную традицию. Что еще известно о Гомере, как об их предполагаемом авторе - читайте далее.

Гомеровский вопрос

Биография Гомера до сих пор остается загадкой, поскольку реальные факты из его жизни неизвестны. Некоторые ученые полагают, что это был один человек; другие думают, что эти знаковые произведения были созданы целой группой поэтов.

Литературный стиль Гомера, кем бы он ни был, больше попадает в категорию поэта-сказителя, в отличие от образа лирического поэта, например, как Вергилий или Шекспир. В этих историях есть повторяющиеся элементы, почти как в песенном припеве, что может предполагать наличие музыкальной составляющей. Тем не менее работы Гомера обозначены как эпическая, а не лирическая поэзия.

Определить точное место, где родился Гомер, тоже не удавалось, хотя ученые все еще не оставляют попыток. Издавна говорили, будто семь городов претендовали на звание родного для поэта: это Смирна, Итака, Колофон, Аргос, Пилос, Афины, Хиос. Но ученые близятся к мнению, что Гомер был родом из Смирны (сейчас - Измир в Турции) или жил недалеко от Хиоса, острова в восточной части Эгейского моря.

Вся эта спекуляция о том, кем он был, в итоге привела к тому, что сейчас известно как «гомеровский вопрос»: действительно ли Гомер вообще существовал? Это на сегодня и считается одной из величайших литературных загадок. Но хотя все эти связанные с авторством вопросы могут так никогда и не разрешиться, поэт по имени Гомер - вымышленный или реальный - все еще пользуется почтением благодаря своим эпическим и оказавшим большое влияние на поэзию всего мира произведениям: «Илиада» и «Одиссея».

На самом деле при таком колоссальном недостатке информации практически каждый аспект биографии Гомера берет свое начало из его творений. Например, то, что Гомер был слепым - данное утверждение основывается исключительно на персонаже «Одиссеи», слепом певце-сказителе по имени Демодок.

Знаменитые поэмы Гомера

«Илиаду» и «Одиссею» можно назвать основой всей современной литературы, а самого поэта - ее праотцом. Эти поэмы олицетворяют собой духовность, мудрость, справедливость и отвагу. Для многих творения Гомера становились самыми первыми книгами - по ним в Древней Греции детей нередко обучали чтению. Переводы этих поэм на латынь появились еще в III веке до н. э., хотя первый перевод на русский язык - аж в XVIII веке.

Название «Илиада» происходит от «Илион» - второго названия города Троя . В поэме Гомер описывает отрывок из истории десятилетней Троянской войны: последние сорок девять дней перед падением Трои. Центральным персонажем поэмы оказывается жаждущий мести за убитого друга Патрокла Ахилл, сильный и доблестный воин.

Несмотря на то, что поэма Гомера «Илиада» изобилует сценами сражений, основной посыл данной поэмы - гуманистический. Здесь даже Зевс признает свою нелюбовь к богу войны, равно как и Ахилл осуждает любую войну, кроме оборонительной.

В «Одиссее» же Гомер рассказывает нам о послевоенном времени - долгом и полном приключений возвращении с Троянской войны. Главный герой поэмы, еще один герой греческой мифологии , Одиссей, спустя десять лет после окончания войны все еще ищет путь обратно на родину и попадает в разные истории. В отличие от сильного и храброго Ахилла из «Илиады», главный козырь Одиссея — это острый ум, благодаря которому ему удавалось выпутаться не из одной передряги, да еще и другим помочь.

Поэма построена в легком, сказочно-бытовом жанре. В ней замечательно раскрываются особенности быта, материальная культура, обычаи и традиции, а также организация общества в Древней Греции.

Хотя в целом современная наука склонна относить к работам древнегреческого поэта только «Илиаду» и «Одиссею», Гомер, по мнению некоторых ученых, считается и автором поэм под названием «Война мышей и лягушек», «Маргит», а также собрания тридцати трех божественных гимнов под названием «Гомеровские гимны».

А теперь предлагаем вам послушать интересное обсуждение поэмы «Илиада» Гомера в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

О личности и судьбе легендарного древнегреческого поэта достоверно ничего не известно. Историкам удалось установить, что Гомер мог жить приблизительно в VIII веке до нашей эры. Место рождения поэта также до сих пор не установлено. 7 греческих городов боролись за право называться его родиной. В числе этих населённых пунктов были Родос и Афины. Время и место смерти древнегреческого сказителя тоже вызывают значительные споры. Историк Геродот утверждал, что Гомер умер на острове Иос.

Диалект, использованный Гомером при написании поэм, не указывает на место и время рождения поэта. Автор «Илиады» и «Одиссеи» использовал сочетание эолийского и ионийского диалектов греческого. Некоторые исследователи утверждают, что при создании произведений был использован поэтический койнэ.

Принято считать, что Гомер был слепым. Однако никаких достоверных подтверждений этому не существует. Многие выдающиеся певцы и поэта Древней Греции были слепыми. Физиологический недостаток не давал им возможности выполнять другую работу. Греки связывали дар поэзии с даром прорицания и относились к слепым сказителям с большим почтением. Возможно, род деятельности Гомера и заставил прийти к заключению о том, что поэт был незрячим.

Значение имени

На ионийском диалекте слово «гомер» звучит как «омирос». Впервые таинственное имя было упомянуто в VII веке до нашей эры. Учёные до сих пор спорят, является ли слово «гомер» именем собственным, или же это просто прозвище. В разное время имени поэта давались различные толкования: «слепец», «заложник», «идущий за», «аккомпаниатор», «слагатель» и другие. Однако все эти варианты толкования выглядят неубедительно.

  • в честь великого древнегреческого поэта был назван одни из кратеров на Меркурии;
  • упоминание о Гомере можно встретить в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Данте поместил своего «коллегу» в первый круг ада. Древнегреческий поэт, по мнению Алигьери, был добродетельным человеком при жизни и не заслужил мучений после смерти. Язычник не может попасть в рай, но ему нужно найти особое почётное место в аду;
  • приблизительно в III веке до нашей эры было создано сочинение о поэтическом поединке между Гомером и Гесиодом. Предание гласит, что поэты встретились на играх на одном из греческих островов. Каждый читал лучшее из своих произведений в честь трагически погибшего Амфидема. На стороне Гомера была симпатия слушателей. Однако выступавший на поединке в качестве судьи царь Панед объявил победителем Гесиода, призывавшего к мирной жизни в то время, как Гомер призывал к побоищам.

Гомеровский вопрос

Так называют совокупность проблем, связанных с созданием и авторством поэм «Одиссея» и «Илиада».

В период античности

Согласно легенде, распространённой в античный период, основой для гомеровского эпоса послужили поэмы, созданные во времена Троянской войны поэтессой Фантасией.

Новое время

До начала XVIII века авторство «Илиады» и «Одиссеи» не вызывало никаких сомнений. Первые сомнения стали появляться уже в конце XVIII века, когда Ж. Б. Вилуазоном были опубликованы так называемые схолии к «Илиаде». Они превзошли поэму по объёму. Схолии содержали огромное количество вариантов, которые принадлежали многим известным античным филологам.

Публикация Вилуазона указывала на то, что филологи, жившие до нашей эры, сомневались в том, что одно из самых известных произведений античной литературы было создано Гомером. Кроме этого, поэт жил в бесписьменную эпоху. Автор не смог бы создать такую длинную поэму без записи уже сочинённых фрагментов. Фридрихом Августом Вольфом была выдвинута гипотеза о том, что и «Одиссея», и «Илиада» были существенно короче на момент создания. А поскольку произведения передавались только устным путём, каждый следующий рассказчик добавлял в поэмы что-то от себя. Следовательно, говорить о каком-то конкретном авторе вообще невозможно.

Согласно Вольфу, гомеровские поэмы были впервые отредактированы и записаны при Писистрате (афинский тиран) и его сыне. В истории редакция поэм, инициатором которой стал афинский правитель, называется «писистратовой». Окончательный вариант известных произведений был необходим для их исполнения на Панафинеях. В пользу гипотезы Вольфа говорят такие факты, как противоречия в текстах поэм, отступления от основного сюжета, упоминание событий, произошедших в разное время.

Существует «теория малых песен», созданная Карлом Лахманном, полагающим, что первоначально произведение состояло всего из нескольких песен, которые легко запомнить. Их число со временем увеличилось. Похожую теорию выдвинул и Готфрид Германн. Однако, по мнению Германна, песни в поэму не добавлялись. Уже существовавшие фрагменты просто были расширены. Гипотеза, выдвинутая Германном, называется «теорией первоначального ядра».

Противоположных взглядов придерживаются так называемые «унитарии». По их мнению, отступления от основного сюжета и противоречия не могут считаться свидетельствами того, что произведение было написано несколькими сочинителям в разное время. Возможно, такова была задумка автора. Кроме этого, унитарии отвергали «писистратову редакцию». Вероятно, легенда о том, что правитель Афин дал указ отредактировать поэмы, появилась в эллинистическую эпоху. В то время монархи старались приобретать и хранить наиболее ценные рукописи известных авторов. Таким образом, появлялись библиотеки, например, Александрийская.

«Илиада» и «Одиссея»

Историческая основа

В XIX веке в науке господствовала точка зрения о том, что 2 самых известных произведения, приписываемые Гомеру, не имеют исторической основы. Опровергнуть неисторичность поэм помогли раскопки Генриха Шлимана. Немного позже были обнаружены египетские и хеттские документы, в которых описаны события, имеющие сходства с событиями Троянской войны.

Поэмы имеют целый ряд художественных особенностей. Многие из них противоречат логике и заставляют думать, что произведения созданы несколькими авторами. Одним из главных «доказательств» того, что Гомер не единственный сочинитель, принимавший участие в создании поэм, является «закон хронологической несовместимости», сформулированный Ф. Ф. Зелинским. Исследователь утверждает, что Гомер изображал параллельные события идущими друг за другом. В результате, у читателя может создаться впечатление, что действия героев «Одиссеи» и «Илиады» были выполнены в различные промежутки времени и не связаны между собой. Данная особенность заставляет думать о противоречиях, которых на самом деле нет.

Для обеих поэм характерны сложные эпитеты, например, «розоперстая». При этом эпитеты характеризуют не временное, а постоянное качество, присущее предмету даже в тот момент, когда оно никак не выражено, и зритель не может его видеть. Ахиллеса называют «быстроногим» даже во время отдыха. За ахейцами закрепился эпитет «пышнопоножные». Автор характеризует их таким образом постоянно, вне зависимости от того, в доспехах они или нет.

В своей поэме В своей поэме изобразил один из эпизодов Троянской войны, раскрыв характер персонажей и показав все интриги, предшествовавшие началу конфликта.

Поэма описывает события, произошедшие через 10 лет после победы над Троей, где главный герой Одиссей попадает в плен к нимфе, возвращаясь после войны домой, где его ждет жена Пенелопа.

Влияние на мировую литературу

Поэмы древнегреческого автора оказали огромное влияние на литературу разных стран. Гомера любили не только на его родине. В Византии его произведения были обязательными к изучению. До настоящего времени в архивах сохранились рукописи поэм, свидетельствующие об их популярности. Помимо этого, учёные мужи Византии создавали комментарии и схолии к произведениям Гомера. Известно, что комментарии к поэмам епископа Евстафия заняли не менее семи томов. После того, как Византийская империя прекратила своё существование, некоторые рукописи попали в Западную Европу.

Краткая биография таинственного Гомера


Гомер - знаменитый древнегреческий поэт, чье творчество не просто являлось образцом для всех античных творцов - его считают прародителем европейской литературы. У многих представителей современных поколений именно с его именем ассоциируется античная культура, а знакомство с мировой литературой обычно начинается с поэм «Илиада» и «Одиссея», принадлежащих (или приписываемых) этому легендарному автору. Гомер является первым древнегреческим поэтом, творческое наследие которого дошло до наших дней, причем около половины обнаруженных на сегодняшний день древнегреческих папирусов литературного содержания представляют собой фрагменты его произведений.

Достоверные, подтвержденные исторически данные о личности Гомера, его жизненном пути отсутствуют, причем они были неизвестны даже в древности. В эпоху античности было создано 9 биографий Гомера, и все они основывались на легендах. Неизвестны не только годы его жизни, но и столетие. По мнению Геродота , это был IX в. до н. э. Ученые нашего времени называют ориентировочно VIII в. (или VII в.) до н. э. Нет никаких точных сведений и о месте рождения великого поэта. Считается, что жил он в одной из местностей Ионии. Легенда гласит, что целых семь городов - Афины, Родос, Смирна, Колофон, Аргон, Саламин, Хиос - оспаривали друг у друга честь называть себя родиной Гомера.

Согласно традиции, великого поэта изображают слепым стариком, однако ученые придерживаются мнения, что это влияние представлений древних греков, особенности биографического жанра. Греки видели взаимосвязь поэтического таланта и пророческого дара на примере многих знаменитых личностей, которые были лишены зрения, и полагали, что и Гомер принадлежал к этой славной когорте. Помимо этого, в «Одиссее» есть такой персонаж, как слепой певец Демодок, который отождествлялся с самим автором произведения.

Из жизнеописания Гомера известен такой эпизод, как поэтическое соревнование с Гесиодом на острове Эвбей. Поэты читали свои лучшие произведения на играх, организованных в память о погибшем Амфидеме. Победа, согласно воле судьи, досталась Гесиоду, поскольку тот воспевал мирную жизнь и труд земледельцев, однако предание гласит, что публика больше симпатизировала Гомеру.

Как и все остальное в биографии Гомера, доподлинно неизвестно, принадлежат ли знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея» именно его перу. В науке с XVIII в. существует так называемый гомеровский вопрос - так называется полемика вокруг авторства и истории написания легендарных произведений. Как бы там ни было, именно они принесли автору славу на все времена и вошли в сокровищницу мировой литературы. Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне, т.е. о военных действиях греков-ахейцев против жителей малоазиатского города, и представляют собой героический эпос - масштабное полотно, действующими лицами которого являются и исторические персонажи, и герои мифов.

Древние греки считали эти поэмы священными, торжественно исполняли их на государственных праздниках, с них начинали и ими же завершали процесс обучения, видя в них сокровищницу самых разнообразных знаний, уроки мудрости, красоты, справедливости и других добродетелей, а их автор почитался едва ли не как божество. По словам великого Платона , духовным развитием Греция обязана именно Гомеру. Поэтика этого мастера слова оказывала огромное влияние на творчество не только античных авторов, но и признанных классиков европейской литературы, живущих многие столетия спустя.

Существуют так называемые Гомеровы гимны, которые в древности приписывали великому слепцу, но ни они, ни другие произведения, автором которых называли Гомера, не относятся к его творческому наследию.

По данным Геродота и Павсания, смерть настигла Гомера на острове Иос (архипелаг Киклады).

ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос), древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.

Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы - поэм "Илиада " и "Одиссея ". В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы "Батрахомахия" и сборника "гомеровских гимнов". Современная наука закрепляет за Гомером только "Илиаду" и "Одиссею", причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал "гомеровский вопрос", который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

Время создания поэм. История текста

Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. "Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины" - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы "Маргит" и "Война мышей и лягушек", цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: "Киприи", "Эфиопида", "Малая Илиада", "Взятие Илиона", "Возвращения" (т. н. "киклические поэмы", сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием "Гомеровские гимны" существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания "бичом Гомера". Ксенон и Гелланик, т. н. "разделяющие", высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной "Илиады"; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора.

Гомеровский вопрос

Вопрос об авторстве "Илиады" и "Одиссеи" был поставлен в 1795 немецким ученым Ф. А. Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате. Ученые разделились на "аналитиков", последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф с его теорией "малых эпосов"; Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их "теорией основного ядра", в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский), и "унитариев", сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера И. Г. Фосс и филолог Г. В. Нич, Ф. Шиллер, И. В. Гете, Гегель в Германии, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России).

Гомеровские поэмы и эпос

В 19 в. "Илиада" и "Одиссея" сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов ("быстроногий" Ахиллес, "пастырь народов" Агамемнон, "многоумный" Одиссей, "сладкоречивый" Нестор) давали возможность сказителю "импровизируя" исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

"Илиада" и "Одиссея" всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. "До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много" (Аристотель). Главное отличие "Илиады" и "Одиссеи" от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, - в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Язык поэм

Язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, "наддиалектный" - никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни "Илиады" и "Одиссеи" уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр - стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

Гомер и археология

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14-13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры "героического века", как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших.

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают "Каталог кораблей" ("Илиада", 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: "Илиада" отражает представления о человеке "героического периода", "Одиссея" стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Гомер в античности

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты "составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы" (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы "крохами от великих пиров Гомера".

Греческие дети учились читать по "Илиаде" и "Одиссее". Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список "Илиады", который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Переводы Гомера

В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел "Одиссею" на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты "Илиады" на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим - т. н. александрийским - стихом М. В. Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен "Илиады" (1787); были изданы прозаические переводы "Илиады" П. Екимова и "Одиссеи" П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод "Илиады" (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод "Одиссеи" В. А. Жуковского (1842-49). В 20 в. "Илиада" и "Одиссея" были переведены В. В. Вересаевым.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...