Единицы морфологии русского языка. Морфология как раздел грамматики

МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме"), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы . В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Если грамматическая семантика является относительно молодой областью лингвистики (цельные концепции грамматического значения начинают появляться только в 50–60 годы 20 в.), то формальная морфология является одной из наиболее традиционных областей науки о языке. Различные концепции формальной морфологии (часто с включением и незначительных элементов грамматической семантики) были выработаны и в древнеиндийской, и в античной, и в арабской грамматических традициях. (Характерно, конечно, что все эти традиции опирались на языки с богатым морфологическим репертуаром.) Так, к античной традиции восходят такие понятия, как «часть речи», «парадигма», «склонение», «спряжение», «категория»; к арабской традиции – понятие корня, к древнеиндийской традиции – многие элементы теории звуковых чередований и морфологического варьирования. Однако сами термины «морфология» и «морфема» (как основная единица морфологического уровня) возникают только во второй половине 19 в.: термин «морфология», первоначально изобретенный великим немецким поэтом и философом Гёте для описания «форм» живой и неживой природы (и с тех пор успешно используемый во многих естественных науках), был заимствован лингвистами в период господства так называемого «натуралистического» направления в языкознании, сторонники которого (Август Шлейхер и др.) считали, что язык следует описывать по аналогии с живыми организмами. До этого соответствующие разделы описательных грамматик обычно носили название «этимология». Термин же «морфема» (в значении, близком к современному) был предложен на несколько десятилетий позже известным русским и польским лингвистом И.А.Бодуэном де Куртенэ.

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) – а именно ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики , в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, т.е. совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Тесная связь понятий морфология и слово (в этом же значении часто употребляется более точный термин «словоформа») ставит само существование морфологии в зависимость от существования слов в конкретном языке. Между тем это понятие является одним из самых противоречивых в лингвистике и, скорее всего, не универсальным. Иначе говоря, слово – это такой объект, который существует, по-видимому, не во всех языках, а значит, не во всех языках существует и морфология как самостоятельный раздел грамматики. В языках, не имеющих (или почти не имеющих) слов, морфология не может быть разделена с синтаксисом: у нее не остается ни самостоятельного объекта, ни самостоятельной проблематики.

Не давая в данном случае точного определения слова, можно указать на то важнейшее свойство, которое составляет его природу. Слово – это синтаксически самостоятельный комплекс морфем, образующих жестко связанную структуру. Слово отличается от сочетания слов тем, что по крайней мере некоторые его элементы не могут употребляться в синтаксически изолированной позиции (например, фигурировать в качестве ответа на вопрос). Кроме того, элементы внутри слова связаны друг с другом гораздо более жесткими и прочными связями, чем элементы предложения (т.е. слова). Чем больше в языке степень контраста между жесткостью внутрисловных и межсловных связей, тем более отчетливой и хорошо выделимой единицей является слово в данном языке. К таким «словесным» языкам относятся, например, классические индоевропейские языки (латинский, древнегреческий, литовский, русский). В этих языках морфемы внутри слова не обладают синтаксической самостоятельностью, т.е. части слова не могут в синтаксическом отношении вести себя так же, как слова. Ср. несколько примеров различного поведения слов и частей слова в русском языке.

(1) Синтаксическая самостоятельность имеется у слов: – Это чай или кофе? – Кофе .

Отсутствует у частей слова: – Это чай или чайник? – *Ник . Он приехал или уехал? – *При.

(2) Возможность опущения однородных элементов имеется у слов: красные шары и белые шары = красные и белые шары; в январе или в феврале = в январе или в феврале .

Отсутствует у частей слова: чайник и кофейник чай и кофейник.

(3) Возможность перестановки имеется у слов: шар упал ~ упал шар.

Отсутствует у частей слова: заехать (в лес ) ехать за

(4) Возможность замены на местоимения имеется у слов: возьми чайник и поставь его [= чайник ] на плиту.

Отсутствует у частей слова: *возьми чайник и налей его [= чай ] в чашку.

Данные примеры не исчерпывают, разумеется, всех свойств, противопоставляющих слова и части слов в русском языке, но дают наглядное представление о том, что выше было названо различием по степени жесткости связей. В языках типа русского слово действительно представляет собой «синтаксический монолит»: никакие синтаксические правила (опущения, перестановки, замены и т.п.) не могут действовать внутри слова. Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что морфологические и синтаксические правила должны составлять два разных «грамматических модуля», а следовательно, в описании языка морфология должна существовать на правах самостоятельного раздела. Описание слова не может и не должно производиться в тех же терминах, что описание предложения.

Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона». Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее четкой. Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) – это явление называется «групповой флексией»; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жесткими правилами. Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабоагглютинативных языков (к каковым относятся тюркские, японский, бирманский, дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах. Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место «морфосинтаксису». С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя, как слова, а предложения ведут себя, как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счет слабой скрепленности морфем друг с другом, а за счет более сильной скрепленности слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются «полисинтетическими»; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения, – так называемая инкорпорация ), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны – эскимосским и чукотско-камчатским, а также многим языкам американских индейцев (распространенным как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах свойственны также многим языкам американских индейцев; они являются отличительной чертой санскрита.

Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых. Это – наиболее яркая черта так называемых изолирующих, или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами: всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет. Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать, – это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем. Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (т.е. синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский, тайский и другие языки Юго-Восточной Азии, а также ряд языков Западной Африки: йоруба, эве, акан, манинка и др.

Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам, т.е. к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса, сонгай); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский, английский, скандинавские, современный персидский).

Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна – по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько четко в данном языке выделяются словоформы.

Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объем и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией , что подчеркивает ее особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию, то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. При этом речь не обязательно идет лишь об изолирующих языках – подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора. Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объеме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно еще античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует учесть, что вплоть до начала 20 в., а нередко и позже раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp. временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.

Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения. На этом основании описание словообразования долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (т.е. считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой. Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения – как в формальном, так и в содержательном аспекте.

Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность. Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (соответствующие значения могут выражаться, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита. Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т.п.), независимо от их грамматического статуса.

Морфология - это одна из составных частей гра мм а - тики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нуж­но уточнить, как понимается в современном языкознании термин «грамматика» (образованный от др.-греч.

Gramma- tike techne ‘искусство правильно писать’).

Этот термин в настоящее время имеет несколько значе­ний. Прежде всего, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и правила использования в речи слов и предложе­ний. Эти грамматические законы и правила изучаются осо­бым разделом языкознания, который также принято на­зывать грамматикой. Следовательно, второе значение термина «грамматика» связано не с членением языковой системы, а с выделением отраслей науки о языке [X] .

Объективные грамматические законы языка проявляются в построении текстов и их частей. Рассмотрим для приме­ра начало одного из стихотворений А. С. Пушкина:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

В этом поэтическом тексте обнаруживают себя все под­системы грамматического строя русского языка.

Во-первых, мы можем наблюдать законы построения связ­ного текста. Любой текст обращен к конкретному адре­сату. Здесь адресат назван трижды: а) в заглавии стихотво­рения, одновременно являющемся и его посвящением: Няне; б) в развернутом обращении: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!; в) в местоименных и глагольных фор­мах 2-го лица: ...Ты ждешь меня; Ты... горюешь... Кроме того, с обозначением адресата связаны и формы определений типа под окном своей светлицы; в твоих наморщенных руках, причем выбор этих определений подчиняется строгим зако­нам организации связного текста - нельзя, например, ска­зать: *Ты под окном твоей светлицы... и тем более *И мед­лят поминутно спицы в своих наморщенных руках.

Итак, грамматика языка проявляется прежде всего в за­конах организации целостного связного текста. Этот раз­дел грамматического строя языка изучается особым разде­лом языкознания - грамматикой текста (или лингвистикой текста).

Другие грамматические законы проявляются в прави­лах построения словосочетаний и предложений. Так, для грамматического строя русского языка (как и многих дру­гих языков мира) характерно соотношение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого, вокруг кото­рых группируются второстепенные члены - определение, дополнение и обстоятельство. Члены предложения сочета­ются между собой по особым правилам, при этом реализу­ются различные виды синтаксической связи - согласова­ние (дней моих суровых, голубка дряхлая моя), управление (подруга дней, ждешь меня, горюешь под окном) и примы­кание (ждешь давно). Та часть грамматического строя язы­ка, которая определяет законы построения словосочетаний и предложений, называется синтаксисом. Так же на­зывается и раздел науки о языке, изучающий устройство словосочетания и предложения.

Наконец, существуют особые законы образования грам­матических разновидностей слов, распределения слов по грамматическим классам. Так, в заглавии стихотворения употреблена грамматическая форма Няне. Мы не найдем эту форму в качестве самостоятельного слова ни в одном толковом словаре русского языка, потому что это только одна из форм слова, а в словарях рассматриваемое слово принято называть по другой («словарной») форме - по именительному падежу единственного числа (няня).

Итак, нужно учитывать особые законы соотношения раз­личных грамматических разновидностей одного и того же слова, которые не изучает ни грамматика текста, ни грам­матика словосочетания и предложения (синтаксис).

Эти законы составляют основу еще одного раздела грам­матического устройства языка, который и принято называть морфологией (от др.-греч. morphe ‘форма’ и logos ‘учение’). Так же называется и наука, изучающая морфоло­гический строй языка, т. е. грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове» (в отличие от синтак­сиса - учения о грамматических свойствах словосочета­ния и предложения).

Что же конкретно изучает морфология? Одни слова из­меняются (няня, подруга, день, мой, суровый, ждать, медлить), другие - нет (в, под, на, и). Задача заключается в том, чтобы отделить неизменяемые слова от изменяемых, распределить слова по классам в зависимости от их грамматических свойств и определить, по каким правилам происходит из­менение слов и с какой целью мы употребляем разные фор­мы одного и того же слова.

Итак, подведем первые итоги. Грамматикой принято на­зывать ту часть языковой системы, которая реализуется в законах построения текстов, предложений и словосочета­ний, в правилах изменения слов. Термин «грамматика» используется также и для обозначения особого, очень важ­ного раздела языкознания, изучающего грамматический строй языка.

Этот раздел языкознания представлен тремя лингвисти­ческими дисциплинами - грамматикой текста, синтакси­сом и морфологией .

Есть у термина «грамматика» и третье значение. Грам­матикой называются не только грамматический строй язы­ковой системы и раздел языкознания, изучающий этот строй, но и книга, содержащая полное, систематическое описание строя языка. Таковы, например, так называемые «академи­ческие» грамматики русского языка, т. е. авторитетные обоб­щающие грамматические труды по русскому языку, создан­ные ведущими учеными-языковедами в Академии наук России (а до обретения Россией государственной самостоя­тельности - в Академии наук СССР).

Специфика грамматики как особого раздела языкозна­ния становится очевидной при сравнении ее с другими линг­вистическими дисциплинами.

Фонология, изучающая звуковую систему языка, обнару­живает много общего с грамматикой: подобно тому как грам­матика отвлекается от частных различий между лексиче­скими значениями слов и конкретными употреблениями предложений и формулирует общие законы грамматического строя языка, так и фонология отвлекается от частных раз­личий между множеством звуков языка и устанавливает законы соотношения фонем языка, законы фонетического строя. Неслучайно все грамматики русского языка, начи­ная с опубликованной в 1757 г. «Российской грамматики» М. В. Ломоносова, содержат кроме собственно грамматических разделов (морфологического и синтаксического) и описа­ние фонетического строя языка.

И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонологию от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, это незначимая единица языка, тогда как грамма­тика изучает значимые единицы языка - слова, соче­тания слов, предложения и сочетания предложений в тексте.

Однако и лексикология изучает значимые единицы - слова. Почему же лексикологию никогда не включают в состав грамматики? Во-первых, в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова, но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение, а также связный текст). Во-вторых, изучая слово, грамматика и лексикология обращают внимание на разные его стороны. Лексикологию в первую очередь привлекают индивидуальные свойства слова, связанные с его лексическим значением. Граммати­ка отвлекается от нюансов лексического значения слова и анализирует лишь грамматические формальные и смысло­вые свойства слова.

Чем же грамматические свойства языковых единиц от­личаются от иных (неграмматических) свойств? Важнейши­ми признаками грамматических явлений в языке являют­ся обязательность и оппозитивность*.

Обязательность как признак грамматических яв­лений выражается в том, что у единиц грамматики суще­ствуют такие смысловые (семантические) свойства, кото­рые в обязательном порядке должны быть выражены при помощи формальных показателей всеми единицами дан­ного грамматического класса (например, всеми словами данной части речи). Так, число существительного - это грам­матический признак этой части речи, поскольку нет ни од­ного существительного, у которого бы не было формальных показателей единственного или множественного числа: сло­во - слова, книга - книги, окно - окна. Даже если суще­ствительное не изменяется по числам, оно все равно имеет формальные признаки числа: единственного (Москва, Пе­тербург, кефир, синева) или множественного (Фили, Дарда­неллы, белила, хлопоты). А в том случае, если существи­тельное не склоняется, оно тоже выражает грамматический признак числа, но не своими окончаниями, а в формах зави­симых от него слов (ср.: новое АО - новые АО).

Оппозитивность грамматических явлений за­ключается в том, что нет и не может быть уникальных (еди­ничных, ничему не противопоставленных) грамматических явлений. Каждое явление грамматики непременно включа­ется в ряды противопоставлений (оппозиций): 1-е лицо гла­гола противопоставлено 2-му и 3-му, совершенный вид - несовершенному, единственное число - множественному и т. п.

Грамматические свойства слов могут проявляться как в его формальных признаках, так и в особенностях его значе­ния. И грамматические значения слова, и формальные сред­ства их выражения представляют интерес для морфологии как «грамматического учения о слове».

Морфология как раздел грамматики. Учение о частях речи

План

    Предмет и задачи морфологии

    Основные единицы морфологического строя языка:

А) словоформа и морфологическая парадигма

Б) грамматическое значение и способы его выражения

    Части речи в современном русском языке

Грамматика русского языка традиционно состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

В системе грамматики между морфологией и синтаксисом много общего. Объясняется это тем, что объектом изучения каждого из этих разделов является слово. Но морфология изучает слово с точки зрения его изменяемости-неизменяемости, а синтаксис изучает отдельные сочетания слов, входящих в состав предложения. Морфология изучает слово как часть речи, а синтаксис исследует слово как член предложения.

Морфология (греч. – «морф» - форма, «логос» - учение) - раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

Морфология – грамматическое учение о слове (В.В.Виноградов)

Морфология исследует части речи как грамматические классы слов и принадлежащие этим классам морфологические категории и формы.

Например: слова «стол, дом, топор» - с позиции лексикологии разные слова, т.к. имеют совершенно разный смысл, а для морфологии эти слова представляют собой одно и то же, так как обладают одинаковыми формальными признаками: м.р., ед.ч., им.-вин. падеж, 2-е склонение, нарицательные, неодушевленные и т.д

ЗАДАЧИ МОРФОЛОГИИ:

    Определение основных понятий морфологии,

    Распределение слов по частям речи, а внутри по лексико-грамматическим разрядам.

    Описание морфологических категорий и формообразования частей речи.

    Рассмотрение вопросов функционирования частей речи, в том числе перехода слов из одного класса в другой.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МОРФОЛОГИИ

СЛОВОФОРМА – конкретное употребление слова.

Выделяют словоформы

    Аналитические (составные): более красивый, буду читать

    Синтетические (простые): руку, читаешь, красивее

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА – упорядоченная совокупность всех словоформ слова.

Различают парадигмы:

    Именные – п. склонения, п. полных и кратких форм

    Глагольные - п. лица, п. времени, п. наклонения.

По количеству членов внутри парадигмы:

Полная – содержит полный набор форм словоизменения, свойственный данной части речи по той или иной категории (лес, прогулка – ф. ед.ч и мн.ч .)

Неполная – содержит неполный набор форм словоизменения конкретного слова по той или иной категории (молоко – нет ф. мн.ч )

Избыточная – содержит большее количество форм, чем в полной (каплет и капает – избыточна по категории лица и числа )

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – характерно для целого класса слов, это самое общее (обобщенно-отвлеченное) значение однотипных словоформ с регулярным морфологическим выражением.

Грамматическое значение бывает:

    Частеречное

Способы выражения грамматического значения

1. Синтетический: - формообразующие морфемы, доп.: ударение, супплетивизм основ

2. Аналитический – вспомогательное слово: глагол буду , частицыпусть, бы, более .

3. Смешанный – флексия и предлог, флексия и ударение, флексия и суффикс, местоимение и окончание

род, число, падеж (у именных парадигм), вид, залог, наклонение, время, лицо (у глаголов)

Бондарко добавляет: одушевленность-неодушевленность, полнота-краткость, степени сравнения.

В Российской грамматике (1755 г.) М.В.Ломоносовым выделено 8 частей речи. С того времени было много споров, которые касались следующих моментов:

    1. Количество частей речи:

Ф.И.Буслаев – 9 частей речи (выделил имя прилагательное);

А.М.Пешковский – 4 части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие);

А.А.Шахматов – 14 частей речи

    2. Состав служебных и знаменательных частей речи:

Ф.И.Буслаев относил числительные и местоимения к служебным словам;

А.М.Пешковский – «счетные слова» (вместо «числительные»)

    3. В 20в. новые части речи:

модальные слова – В.В.Виноградов

Классификация частей речи

Точка зрения на части речи

Сущность частей речи

Представители

Лексико-семантическая

Лексические группы слов, выделяемые на основе их семантики

М.В.Ломоносов

А.А.Потебня

Формально-грамматическая

Формально-грамматические разряды слов, выделяемые с учетом их грамматической структуры и формы слов

Ф.Ф.Фортунатов, Д.Н.Ушаков

Лексико-грамматическая

Лексико-грамматические разряды слов, выделяемые на основе совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков

А.А.Шахматов

Л.В.Щерба

В.В.Виноградов

Части речи по В.В.Виноградову («Русский язык»)

1.Части речи :

Местоимения,

2. Частицы речи :

Частицы в собственном смысле,

Частицы – связки,

Предлоги,

3. Модальные слова

4. Междометия

Характеристика знаменательных частей речи

    Отражают различные явления объективной действительности, т.е. обладают номинативной функцией (кроме местоимения)

    Способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений действительности

    Являются членом предложения. В некоторых случаях могут формировать предложение.

Характеристика служебных частей речи

    Не имеют номинативной функции

    Их употребление несамостоятельно

    Не являются самостоятельным членом предложения (могут входить в состав словосочетания)

    Не могут иметь форму слова

Характеристика модальных слов

    Выражают отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего

    Не изменяются

    Не являются членом предложения

    Грамматически независимы

Характеристика междометий

    Выражают, но не называют эмоций

    Не имеют познавательной ценности

    Не образуют сочетания с другими словами

    Морфологически не членимы

    Обладают интонационным своеобразием

Грамматика.

Термин грамматика имеет несколько значений.

  • Грамматический строй языка, т.е. законы функционирования слов и предложений.
  • Особый раздел языкознания, изучающий грамм. строй языка.
  • Это учебники, книги в которых систематизирован грамм. строй языка.

Грамматика- это система общих закономерностей употребления слов.

Грамматика - раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Первая российская грамматика М.В. Ломоносова 1757.

Для понимания грамматики, как особого раздела языкознания, нужно сравнить ее и с другими лингвистическими единицами. Фонология - изучает функционирование фонем; грамматика устанавливает законы строения и функционирования слов и предложений - они обнаруживают много общего. Не случайно во всех грамматиках (начиная с Л.В. Ломоносова), помимо грамм. разделов, морфологического и синтаксического, и описание фонетического строя языка. Но в теоретическом плане ученые ограничивают фонетику от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка. Однако и лексикология изучает значимые единицы языка -слова. В отличии от лексикологии, грамматика изучает не только слова, но и синтаксические единицы: словосочетание, предложение), кроме того грамм. уходит от лексического значения слова и анализирует лишь его грамм. свойства. Грамм. средства: флексия, аффикс, служебные слова, ударение, интонация, порядок слов в предложении.

Морфология как раздел грамматики.

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики.

Морфология (с греческого учение о форме) - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

Морфология - это часть грамм. строя языка, которая объединяет грамм. классы слов (части речи), присущие этим классам общие грамм. категории и отдельные грамм. значения, характерные для этих классов формы слов. Вслед за грамматику морфологию называют «грамм. учением о слове», синтаксис «учение о грамм. свойствах словосочетания и предложения». Грам. свойствами считаются грамм. значения и формальные средства их выражения. Грам. свойства слов это грамм. значение, грамм. форма, грамм. категория.

Объект морфологии - это отдельное слово,как система (парадигма) его грамм. форм. Наиболее независимое (нейтральное) слово в системе или в этой парадигме носит название начальной формы слова. У неизменяемых слов парадигма считается нулевой (сегодня, завтра, вдоль, вчера).

Грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамм. средствами. Слово обычно имеет несколько грамм. значений. Грамм. значение. Представляет собой абстрактное понятие, заключенное в грамм. форме и отвлеченное от лексического содержания слова, это значение присущее целому классу слов. Грамм. значение предполагает наличие другого (других) грамм. значения (значений), однородного и соотносительного с ним. Отсюда, значение ед. ч предполагает значение мн.ч.; значение наст. в. предполагает наличие прошедшего и будущего.

Грамматическая форма - это внешнее языковое выражение грамм. значения (часто нескольких) в каждом конкретном случае употребления слова. Сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой - это разные грамм. формы одного и тоже слова. Каждую отдельную грамм. форму также называют словоформой. Словоформа, таким образом, служит конкретным «представителем» слова в речи. Вариантные словоформы - это тождественные по своему грамм. значению, но различные по внешнему выражению: чая и чаю, рекой и рекою. Они могут различаться стилистически, как рукой и рукою (книж.), могут быть закреплены различными лексическими значениями слова, как в крае и в краю, различать свободное употребление слова и фразеологически связанное. Грам. форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (буду петь, более новый). Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее, полной парадигмой (если слово обладает всеми «полагающими» ему формами).

Грамматическая категория - еще более абстрактное понятие (по сравнению с грамм. значением), которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамм. формах. Например, грамм. категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временной точке отсчета и противопоставленностью частных значений - настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения («нечто относится к чему-то») и противопоставленностью частных отношений - объектного, субъектного, определительного и т.д. Грамм. категории существуют не сами по себе, но потому только, что в языке есть несколько (минимум два) соответствующих соотносительных грамматических значений, через формы которых они (категории) проявляются и в результате обобщения значения которых обнаруживаются.

Средства выражения грамм. значений в рус. яз.

Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит

Аффиксам (флексиям, окончаниям: два - двух; книга - книги, книгу; умный, умного, умная; читаю, читаешь, читает)

Формообразующим суффиксам (читал, обсуждал; забить - забивать)

Формообразующим префиксам (приставкам: наилучший, наихудший; строить - построить)

Средствами выражения грамматических значений являются также

Ударения (доска , доски , до ску, доско й; подсказа ть - подска зывать)

Чередования звуков (перестроить - перестраивать; насадить - насаждать)

Предлоги (в доме, в пяти, о тебе, об отце)

Вспомогательные слова («Пусть всегда будет солнце!», «Да скроется тьма!», «Давай пойдем на выставку»)

Суплетивизм (добавочный) - выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова: я, меня, мне; человек - люди.

Способы выражения грамм. значений в рус. яз.

Синтетическим способы , т.е. при помощи средств, «находящихся» в самом слове. Лексическое и грамматическое значение (значения) выражается формой одного и того же слова. К числу средств синтетического способа относятся аффиксы, чередование звуков, ударение. К аналитическому способу выражения грамм. значений, т.е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова (буду думать), а также случаи выражения грамм. значений средствами контекста, т.е. формами окружающих данное слов: «Правительственное коммюнике», красочное шоу. Смешанный способ выражения грамм. значений объединяет признаки синтетического и аналитическому способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений Предложного п. окончание + предлог: в саду, «О доблестях, о подвигах, о славе». А также способом выражения значения сослагательного наклонения: я бы отдохнула, ты бы отдохнула. К смешанному же способу следует отнести и те случаи, когда для выражения необходимого грамм. значения используется определенный порядок слов: Мать любит дочь; Дочь любит мать (без изменения форм слов).

§ 181. Если основной единицей грамматики считать грамматическую форму (в широком смысле этого термина), то основной единицей морфологии следует признать морфологическую грамматическую форму , или, проще, морфологическую форму, т.е. грамматическую форму слова. Морфологическими грамматическими формами (грамматическими формами слов) в современном языкознании называются регулярные видоизменения слов той или иной части речи, выражающие определенное грамматическое (морфологическое) значение или известный комплекс таких значений, например: форма родительного падежа множественного числа имени существительного (домов, окон, друзей и др.), форма сравнительной степени прилагательного (выше, глубже, быстрее, более высокий, более глубокий и т.п.), форма 3-го лица множественного числа настоящего времени глагола (несут, глядят и др.) и т.д. Под грамматическим значением при этом понимается обобщенное значение, присущее определенным классам, разрядам слов или отдельных морфологических форм, отвлеченное от лексических значений соответствующих слов, например: значение предмета в широком, грамматическом смысле, или предметности (у имен существительных), значение признака предмета (у прилагательных), значение процесса (у глаголов), значение единственного или множественного числа, именительного, родительного, дательного или иного падежа существительного, сравнительная или превосходная степени прилагательного или наречия, лица, числа, времени, наклонения, вида, залога глагола и т.д.

Иногда в морфологии различаются общие и частные грамматические (морфологические) значения. Общим, категориальным грамматическим значением называется значение слова как единицы определенной части речи, так называемое "частеречное" значение слова, например, значение имени существительного, прилагательного, глагола; под частным значением понимается грамматическое значение определенной морфологической формы слова той или иной части речи, например, значение множественного числа существительного, 1-го лица глагола и т.д.

Грамматическая (морфологическая) форма слова как единица морфологической системы (морфологического строя) языка в речи выступает в виде отдельных словоформ. Если грамматическая форма представляет собой определенный класс слов или их морфологических видоизменений, то словоформа – это отдельно взятое слово, употребленное в речи в той или иной грамматической форме, например: имя существительное дом в форме родительного падежа единственного числа, прилагательное светлый в полной, местоименной форме именительного падежа единственного числа мужского рода положительной степени сравнения, глагол нести в форме инфинитива и т.д.

"Слово существует в языке как система форм. Форма слова – это принадлежащее языковой системе то или иное его грамматическое видоизменение, несущее, наряду с общим категориальным значением, комплекс частных грамматических значений или одно такое значение. Отдельно взятая форма конкретного слова является его словоформой ".

В зависимости от способа образования, или лексического состава, среди грамматических форм слова различают формы простые , или синтетические , и сложные , описательные , или аналитические . Простыми (синтетическими) называются грамматические формы слов, "представленные одной словоформой". В русском языке это, например, падежные и числовые формы имен существительных, формы рода, числа, падежа прилагательных, все формы настоящего и прошедшего времени глагола и многие другие. Сложными (аналитическими) называются формы слов, "представленные сочетанием форм знаменательного и служебного слова", например: формы будущего времени глаголов несовершенного вида, все формы сослагательного наклонения.

§ 182. Совокупность словоформ определенного слова, одной и той же лексемы, называется парадигмой данного слова (от греч. paradeigma – "пример, образец"), а точнее – грамматической, или морфологической, или словоизменительной, парадигмой.

Различаются грамматические парадигмы слов общие (обычно называются полными, или большими) и частные (или малые). Общая парадигма слова представляет собой совокупность всех его грамматических форм. Так, например, общие парадигмы большинства имен существительных современного русского языка насчитывают по 12 словоформ, общие парадигмы качественных прилагательных включают до 29 словоформ, относительных и притяжательных прилагательных, не имеющих кратких форм и форм степеней сравнения, – по 24 словоформы. Наиболее сложные парадигмы у глаголов, образующих формы лица, числа, времени, наклонения, вида, залога, причастий, деепричастий, а также родовые формы (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении и у причастий), падежные формы (у причастий). Частные парадигмы представляют собой определенные части общей парадигмы слова, "определенным образом организованные группы форм" данного слова. Например, общая парадигма существительного включает две частные парадигмы – единственного и множественного числа; общая парадигма качественных прилагательных распадается на частные падежные парадигмы мужского, женского, среднего рода и множественного числа, родочисловую парадигму кратких форм и парадигмы форм степеней сравнения.

Грамматические парадигмы слова могут быть полными и неполными, или дефектными. Полными являются парадигмы слов, содержащие все возможные в данном языке словоформы, например, парадигмы существительного дом, прилагательного веселый, местоимения мой и многие другие. Неполными (дефектными) считаются общие парадигмы, в которых отсутствуют отдельные частные парадигмы, или же парадигмы (общие и частные), в которых отсутствуют одна или больше словоформ, имеющихся в аналогичных полных парадигмах. В русском языке неполными являются, например, парадигмы существительных с вещественным значением: белила, дрожжи, коисервы, сливки, чернила и др. (отсутствуют формы единственного числа), собирательных существительных: зверье, ребятня, студенчество и др. (отсутствуют формы множественного числа), некоторых существительных с оценочным значением: глазенки, глазеночки, глазыньки и др. (отсутствуют формы единственного числа), письмецо (отсутствуют формы множественного числа), существительных башка, мгла, мечта, мзда, мольба и др. (отсутствует форма родительного падежа множественного числа), зло (отсутствуют все формы множественного числа, кроме формы родительного падежа), дровец, щец (единственно возможной является форма родительного падежа множественного числа), парадигмы местоимений себя (нет формы именительного падежа), некто (нет форм косвенных падежей), глаголов гнести (нет форм прошедшего времени), дерзить (нет формы 1-го лица единственного числа настоящего времени), победить (нет формы 1-го лица единственного числа будущего времени) и т.д.

В каждой грамматической парадигме слова выделяется одна словоформа в качестве главной, основной, исходной. Все остальные формы, относящиеся к данной парадигме, рассматриваются как производные по отношению к исходной. В современной русистике исходной формой склоняемых слов считается форма именительного падежа. Для имен существительных – это форма именительного падежа единственного числа (при отсутствии у существительного форм единственного числа – форма именительного падежа множественного числа), для прилагательных и слов других частей речи, склоняемых по типу прилагательных, – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (для местоимения себя, у которого форма именительного падежа отсутствует, – форма родительного падежа). Для глагола в русистике исходной формой считается инфинитив, который признается исходной формой в разных современных европейских языках. В семитологии исходной формой глагола считается форма 3-го лица мужского рода перфекта (одного из прошедших времен). Для латинского и греческого языков – это форма 1-го лица единственного числа настоящего времени, для санскрита (одного из основных древнеиндийских языков) – форма 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Исходная форма представляет слово (лексему) в словарях, указывается в заголовке словарной статьи (поэтому называется еще словарной формой). Она также представляет слово в лингвистических описаниях и в других случаях, когда необходимо назвать слово без указания его грамматической формы.

Сравним, например, следующую выдержку из вузовского учебника: "Переходные глаголы могут иногда употребляться без прямого дополнения...: Он читает польскую книгу; Он читает по-польски; Он хорошо читает – во 2-м и 3-м примерах, несмотря на отсутствие прямого дополнения, глагол читать сохраняет свою природу переходного глагола". Сравним также следующий диалог из романа К. Федина "Необыкновенное лето", где главный герой романа Петр Рагозин объясняет сыну Ване значение слова "польза":

" – Когда тебе хочется сделать так же хорошо, как другие. Чтобы твоей работой другие тоже любовались, как ты. Это и будет польза для них, а как же?

  • – Чудно как архирейте, – с насмешкой сказал Ваня.
  • – Это что еще за “архиреить"?".

§ 183. При объяснении вопроса о единицах грамматики говорилось о том, что в качестве грамматических единиц, наряду с грамматическими формами, часто рассматриваются грамматические категории. Соглашаясь с этим, можно утверждать, что одной из важнейших морфологических единиц является морфологическая грамматическая категория, или, проще, морфологическая категория. Морфологическими являются такие грамматические категории, которые, в отличие от синтаксических, "закреплены за словами независимо от их положения в высказывании". В современном отечественном языкознании морфологическая категория рассматривается как "одна из основных обобщенных характеристик данного разряда слов, имеющая морфологическое выражение"; она определяется как "система форм слова, обладающих общим грамматическим элементом значения", как "система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями".

Морфологические грамматические категории различаются по разным признакам. В современной лингвистической литературе они чаще всего классифицируются в зависимости от возможности или невозможности выражения формами одного и того же слова, в рамках парадигмы данного слова. По этому признаку они делятся на две группы: 1) грамматические категории слов и 2) грамматические категории словесных форм. Первые называются еще лексико-грамматическими категориями, классифицирующими (классификационными) категориями, категориями классифицирующего типа или несловоизменительными морфологическими категориями, последние – собственно грамматическими категориями, формообразовательными категориями или словоизменительными морфологическими категориями. Грамматическими категориями слов являются такие морфологические категории, члены (компоненты) которых представлены разными словами (лексемами) и не могут быть представлены формами одного и того же слова, например, категория членов предложения, категория рода существительных. К грамматическим категориям словесных форм относятся морфологические категории, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова, например, категории числа и падежа существительного, рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного, лица, числа, времени, наклонения глагола и др.

По количеству членов, представляющих морфологические грамматические категории, последние подразделяются на двучленные, или бинарные (например, категории числа, вида в современном русском языке), трехчленные (например, категории рода, лица, времени) и многочленные (например, категории падежа).

Возможны и иные классификации морфологических грамматических категорий.

К числу важнейших морфологических грамматических единиц, естественно, относятся морфологические граммемы как члены соответствующих морфологических грамматических категорий.

§ 184. Многие лингвисты склонны рассматривать в качестве важнейшей, основной единицы морфологии слово, или лексему (как уже отмечалось при объяснении понятия морфологии). Авторы некоторых работ категорически заявляют, сто слово "стоит в центре морфологии", является "основной элементарной единицей М. (т.е. морфологии. – В. Н.)", "основным объектом морфологии".

Очевидно, признание слова основной морфологической единицей носит условный, относительный характер. Слово можно считать основной единицей (или одной из основных единиц) морфологической системы постольку, поскольку оно является выразителем морфологического значения (выражает общее морфологическое, "частеречное" значение, о чем уже говорилось выше) и представляет собой совокупность, систему словоформ, выражающих разные частные морфологические значения. "Основной единицей М. (т.е. морфологии. – В. Н .) является слово как та единица языка, в к-рой слиты воедино звуковой материал, лексическое значение и формальные грамматические характеристики; эти последние стоят в центре внимания М.". В целом же слово является основной единицей лексики и объектом лексикологии, о чем подробно говорилось в разделе "Лексикология". Сравним: "Слово представляет собой одновременно единицу и лексики, и грамматики. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица , или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений".

Что касается морфем, морфемного состава языка, которые иногда рассматриваются как основной объект морфологии (о чем говорилось выше), то их следует рассматривать не как единицы морфологии, а как одно из важнейших средств образования морфологических единиц, или морфологических средств (о чем речь пойдет ниже). Они представляют собой основной объект морфемики как особого раздела языкознания.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...