Робеспьер (Рейнин). Описание признаков рейнина

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, статик, квестим, негативист, интуит, логик, стратег, эмотивный.

Описание по функциям:

Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Мое собственное понимание, мое описание мира, моя школа. "Моя логика — самая лучшая логика в мире". Робеспьера трудно в чем-либо убедить, если это "что-то" не совпадает с его системой представлений. Причем ему самому объяснять свою систему представлений довольно трудно.

В том, что касается первой функции, человеку сложно что-либо менять, нужны веские, очень серьезные обстоятельства. Здесь он никогда ничего не принимает просто так, на веру.

Случается, однако, что Робеспьер действительно сталкивается с объективной ситуацией, которую он не может игнорировать, но которая при этом явно не соответствует его представлениям о мире. В этом случае ему всегда необходимо некоторое время, чтобы перестроить свое описание. Для того чтобы жить дальше, ему необходимо снова сделать свою картину целостной. Он при всем желании не может мгновенно согласиться: вы говорите, утверждаете что-то, но Робеспьер должен сам додумать, прокрутить это внутри себя, адаптировать и… либо сделать своим, либо отвергнуть. Сразу согласиться для него невозможно. Первая функция консервативна, ибо это опора, фундамент, а фундамент должен быть крепким, устойчивым.

Наше индивидуальное сознание отграничено, поэтому оно должно на что-то опираться. Человек должен знать и в каждый момент должен быть уверен, что существует.

В данном случае: "Я не могу мыслить, если мое мышление не опирается на четкое описание мира".

А вот то, что касается людей и их отношений, находится в области четвертой функции. В этом Робеспьер, как правило, разбирается плохо. Деление людей у него весьма грубое, приблизительное: эти плохие, а вот эти — хорошие. Черное и белое, без нюансов. Есть типы, которые других людей вообще не склонны разделять на плохих и хороших: "Ведь все на самом деле гораздо сложнее". "Человек такой, какой он есть", — это можно услышать от кого угодно, только не от Робеспьера.

Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.

Принцип “Cogito ergo sum ” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.

Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.

Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”

Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.

Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.

Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

"Мир такой, каким я его понимаю. Если по вашим фактам он не такой, то тем хуже для него. Это ваше дело. Я считаю, что он должен быть именно таким". Часто эти люди и живут в своем выдуманном мире.

Социум, однако, оценивает тебя и твои действия по своим законам, по тому, как и чему ты соответствуешь. Интересно, что в любом социуме всегда есть некоторый зазор. Тебя оценивают, смотрят, соответствуешь ли ты определенным нормам. Если не соответствуешь, тебя изолируют, это одна граница. Вторая граница там, где ты действуешь таким образом, что тебе за это даже зарплату платят. То есть ты делаешь что-то такое, что обществу полезно. Кстати, как раз между этими двумя социальными границами и существуют различные духовные учения. Но это уже совсем другая история.

Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.

Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Место творчества этой личности. Внешняя ситуация должна стать целостной. Продукт: ощущение целостности внешней ситуации.

Мы построим город Солнца и заселим прекрасными, счастливыми людьми. Мир не целостен, и нужно работать, чтобы сделать его гармоничным. Мир должен быть гармоничен, все люди должны быть счастливы, — говорит Робеспьер, — поэтому давайте возьмем гильотину и отрубим головы всем плохим людям, которые мешают нашему строительству, тогда останутся только хорошие и все будут счастливы. Давайте построим такое общество, где не будет плохих людей, не будет угнетения, насилия, несправедливости… Но для этого нужна гильотина. Вот такой творческий момент. Идеи по поводу "города Солнца", "счастья для всех" и исключительно гармоничного, целостного общества, где нет плохих людей, это, конечно, робеспьеровский утопизм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна.

Идеи всеобщей гармонии можно встретить у разных философов. Но будь реальный мир абсолютно гармоничным, Робеспьеру в нем нечего будет делать. Ему нужно улучшать мир, пусть даже отрубая временами головы тем, кто в эту гармонию по тем или иным причинам не вписывается, например? Потому, что родился аристократом. Достаточно вспомнить деятельность самого М. Робеспьера или, скажем, Ф. Дзержинского. Причем эти люди были убеждены в своей правоте, неподкупны и бескомпромиссны.

Сейчас проявление творческой функции Робеспьера можно наблюдать в связи с перестройкой общества. Руководя фирмой, человек этого типа начинает создавать что-то, но в один прекрасный момент обнаруживает, что занят построением глобальной структуры, которая все равно не может объять весь мир. В какой-то момент она начинает рассыпаться, и человек попадает в жуткий цейтнот. Тогда проявляются болезни, неврозы и так далее, и в конце концов он все бросает. Робеспьер зачастую тратит массу сил на создание структуры, которая в большинстве случаев оказывается неработоспособной.

Робеспьер, стремящийся к гармонии, часто реализует себя в сочинении музыки. Среди музыкантов много людей этого типа, например, Римский-Корсаков, Рахманинов. Педагоги тоже они: Сухомлинский, Ушинский, Макаренко.

Иногда системы, придуманные Робеспьером, оказываются очень хорошими, иногда плохими. Но когда сам автор этой системы начинает воплощать ее в жизнь, частенько случается, что, созданная для человека, она самого человека как раз и не учитывает или учитывает, но схематично. А поскольку человек не схема и вписываться в схему почему-то не желает, все оказывается гораздо сложнее.

Нет, однако, плохих типов. Иногда кажется: как же так, чем-то они нехорошим занимаются. Да нет же, просто разные все, и живут в разных пространствах. И мы, живя и общаясь друг с другом, не отдаем себе отчета в том, насколько сильно психологические пространства разных типов отличаются друг от друга. Да и невозможно это "понять". А практика перехода в психологическое пространство другого типа — это, пожалуй, одна из самых сложных и редких психологических практик.

Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь че-ловек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.

Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне -“острые” решения.

Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.

Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

В зоне нормативов Робеспьера стандартный набор из нескольких состояний и настроений. Мое состояние всегда адекватно внешней ситуации, а внутренняя ситуация нормативна. Зачем погружаться во внутренние проблемы, когда мы строим гармонию мира? Робеспьер обычно выбирает одно из своих нормативных состояний и проводит в нем большую часть времени. Здесь же, в зоне нормативов, находятся моральные нормы и принципы, приверженность которым обеспечивает представителю этого типа вполне целостную внутреннюю ситуацию.

Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

В зоне проблем — здоровье, самочувствие, ощущения, в том числе секс. Тестовый вопрос: "Как Вы относитесь к утверждению: секс не только вреден, но и полезен?" Здесь почти всегда будет наблюдаться фрустрация.

Робеспьеру необходима 200%-ная сенсорная надежность. Он серьезно увлекается различными методиками укрепления здоровья, закаливания. Даже если человек не занимается этим, он всегда этим интересуется, поскольку "я хороший, если я идеально здоров". Самоутверждением, защитой по третьей функции может быть и повышенная сексуальная активность. Тело должно быть надежным, его надо укреплять и постоянно испытывать, тогда "я — хороший", это защита "в плюс". Но возможна и защита "в минус": "Я хороший, но болею, причем гораздо серьезнее, чем вам кажется".

Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.

Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется во-одушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух -концах.

Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо -понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. -Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться макси-мальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение си-туации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.

Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние -отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.

Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми спо-собами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возник-новения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.

Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.

Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои -солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто вы-глядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!

Проблемы со здоровьем? Надо что-то делать! Кросс по пересеченной местности, карате, прорубь, баня, различные физические упражнения. Диета, голодание, уринотерапия, режим, план тренировок и т. п. Нужно укреплять сенсорную надежность, быть "отдельной боевой единицей".

Показывает, каким способом, в каком ключе решаются проблемы данного типа.

Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Принцип оценки места, область суггестивных воздействий, мотивы, "хочу", отношение людей ко мне. Про это мне должны рассказать другие. Это друг, это враг, а это кто? Хочу, чтобы меня любили. Хорошее место там, где меня любят. Если люди здесь хорошо ко мне относятся, значит, это место хорошее, если плохо - плохое, отсюда надо уходить. И уходит, однако при этом он не в состоянии объяснить, почему именно. А для того чтобы меня все любили, можно, например, создать бригаду, где я буду главным, где все будут слушать меня и кивать: "Да, вы так правы! Это так замечательно! Вы все так логично рассказываете!" При объектной этике на четвертой функции — человек частенько собирает вокруг себя людей для того, чтобы удовлетворить свою потребность в хорошем отношении. Он делает это неосознанно и может в один прекрасный момент запросто оказаться в окружении подхалимов. Мы уже говорили, что по четвертой функции человек мнителен, Робеспьер же подозрителен: "Я не знаю, как на самом деле ко мне относятся. Кто как ко мне относится, знают другие".

Робеспьером можно эффективно манипулировать, питая его подозрительность и пользуясь тем, что он плохо разбирается в отношениях.

Никакой тип ИМ в области своей четвертой функции шуток не понимает, мнительность усиливается, при этом могут возникнуть совершенно неадекватные реакции.

Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7-10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а осталь-ные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.

Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.

Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.

Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начи-нает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь -процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.

Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.

Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.

Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.

Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.

Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.

Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Зона страхов Робеспьера — мое собственное отношение. Зачем об этом говорить? Что об этом говорить? Страх признаться в любви, страх выразить свое собственное отношение. Не обязательно к человеку — вообще к чему бы то ни было. "А каково ваше мнение? Как вы считаете?" Здесь место страха. А уж когда нужно действительно выразить отношение к человеку, если необходимо высказаться прямо, вокруг этого может возникнуть целая трагедия. В целом, Робеспьер склонен к несколько отстраненной, скованной манере общения. Свое мнение старается выразить неявно, намеком, через шутку или анекдот. При этом часто он оказывается совершенно непонятым, подразумевая у других такой же, как и у себя, стиль мышления.

В этой статье мы рассмотрим Признаки Рейнина, которые помогут нам лучше определять и понимать функции, которыми наделен каждый человек.

Как известно, соционический тип определяется 4-мя дихотомиями (базис Юнга):

1 . экстраверсия-интроверсия,
2 . сенсорика-интуиция,
3 . логика-этика
4 . рациональность-иррациональность

Таким образом, все соционические типы можно разбить на 2 группы (по 8 типов в каждой) 4 раза:

8 экстравертов и 8 интровертов,
8 сенсориков и 8 интуитов,
8 логиков и 8 этиков,
8 рационалов и 8 иррационалов.

Однако, как показала практика, для верного определения типа определение 4-х признаков часто бывает недостаточно. Например дуал от конфликтера отличается всего одной дихотомией «рациональность-иррациональность».

Питерский математик Григорий Рейнин используя математические методы доказал, что кроме известного разбиения по 4-м признакам 16 соционических типов можно разбить еще 11-ю способами. С математическим обоснованием этого разбиения вы можете ознакомиться в его работе «Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга».

Введение дополнительных признаков облегчило процесс определения типа.

Таблица признаков Рейнина

Экстраверсия — экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества.

Интроверсия — интроверты ориентированы на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а также между объектами.

Примечание. Признак экстраверсия/интроверсия может зависеть от признака рациональность/иррациональность. Иррационалы иногда проявляют признаки экстраверсии, рационалы — признаки интроверсии.

Сенсорика – сенсорики воспринимают материальную часть мира — вкус, цвет, размер и т.д. Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, «взрослыми».

Интуиция — интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании.

Логика – логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.

Этика – этики оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей.

Статика – статики воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.

Динамика — динамики воспринимают действительность как последовательность событий.

Позитивизм — позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: «Погода хорошая, небо ясное».

Негативизм — негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: «Неплохая погода, на небе — ни облачка».

Примечание. Психологи советуют в своей речи избегать употребления частицы «не», например, планируя какое-либо изменение в своей жизни, рекомендуется не перечислять те факторы, которые не хотелось бы видеть в будущем, а лишь те, которые желательны. По этой причине иногда негативисты следят за своей речью и тщательно избегают негативистских формулировок. Поэтому, не всегда можно сделать вывод, о том, что человек позитивист, если он не проявляет признаков негативизма.

Квестимность — квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима «многотональная», в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.

Деклатимность — деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.

Примечание. Вертность оказывает влияние на проявление признака квестимность/деклатимность. Интроверсия усиливает квестимность, экстраверсия — деклатимность.

Тактика — для тактика важен путь, движение, последовательность его шагов и действий, при этом цель ставится неосознанно и может корректироваться.

Стратегия — для стратега важна цель, желаемое состояние. При этом путь к ее достижению выбирается неосознанно, и может меняться.

Конструктивизм — конструктивисты получают из внешнего мира фактическую информацию. Общаясь с человеком стараются избежать «эмоциональной подстройки» под его состояние. Для того чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу.

Эмотивизм — эмотивисты стремятся получить из внешнего мира новые эмоциональные впечатления. При общении с человеком стараются ввести его в нужное эмоциональное состояние, либо самим подстроиться под состояние собеседника.

Рациональность – рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.

Иррациональность – иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.

Процесс (правые) — эти люди не осознают себя отдельно от процесса, стремятся каждый процесс доводить от начала до конца не прерываясь. Максимально концентрируют свое внимание на процессе, с трудом отключаются от него и с трудом включаются в прерванный процесс.

Результат (левые) — Легко занимаются несколькими делами одновременно, переключаясь с одного на другое. Им сложно оценить насколько успешен процесс, поэтому они склонны подводить промежуточные итоги.

Уступчивость — уступчивые, реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. В совместных делах могут «давать фору» партнеру, рассматривать встречные предложения.

Упрямость — упрямые для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.

Беспечность — попадая или планируя новую ситуацию, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно.

Предусмотрительность — в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.

Рассудительность – для рассудительным нормальным состоянием является расслабленность, мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела. Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на уровне, удовлетворяющем их.

Решительность – решительные всегда находятся в состоянии мобилизации, наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.

Веселые (субъективизм) — В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную «сверку понятий», предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи. Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.

Серьезные (объективизм) — серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.

Демократизм — демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.

Подробнее о признаках Рейнина:
Результаты исследования, проведенного в в 2002-2003 гг. рабочей группой по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБиПЧ (Санкт-Петербург), в составе: Доспехов С.В., Егоров В.В., Егорова О.А., Иванов П.А., Казакова М.М., Ковалева А.Ю., Кочубеева Л.А., Малкова И.И., Мальская Е.Н., Миронов В.В., Овчинников Е.И., Стоялова М.Л.: Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований .

Одним из ключевых свойств признаков Рейнина является их взаимозависимость, которая имеет эквивалентное математическое отражение в виде операции бинарного произведения. Для группы признаков, связанных такой операцией, удобно построить таблицу умножения . Расстановка признаков в таблице при этом будет определяться порядком их расстановки по осям. В статье представлены таблицы умножения и порядок расстановки признаков к ним, а также рассмотрены способы применения таблиц на практике.

Ключевые слова: соционика, признаки Рейнина, взаимозависимость признаков Рейнина, таблица умножения признаков Рейнина, диагностика ТИМ .

Признаки Рейнина – один из ключевых элементов в фундаменте соционики, наряду с базисом Юнга и моделью А. Их знание и умение оперировать ими позволяет многократно повысить эффективность определения типа информационного метаболизма (ТИМ).

В данной статье представлены таблицы умножения признаков с порядком расстановки признаков к ним, представляющие собой инструментарий, который может быть использован непосредственно в работе соционика-диагноста; также рассмотрены некоторые практические ситуации, в которых они могут найти применение. Чтобы внести ясность в предмет и цели работы, необходимо будет сделать краткий экскурс в теорию признаков Рейнина.

В 1984 г. математик Г.Р. Рейнин рассмотрел приложение теории групп к соционике, представив социон как математическое множество S , состоящее из 16-и независимых элементов Т 1..Т 16 (типы информационного метаболизма). Результатом такого рассмотрения стал вывод о существовании 15 дихотомических признаков (или сечений), которым было присвоено имя Рейнина, и разработка на их основе теории малых групп .

В данной статье по возможности будут сохранены все обозначения и формулировки, введенные в . Итак, несколько начальных определений.

Признаки Рейнина – это группа из 15 попарно ортогональных сечений социона S , включающая в себя 4 базовые дихотомии Юнга.

Чтобы полностью раскрыть это определение, необходимо ввести еще два – для понятий "сечение" и "ортогональные".

Для взятых выше в качестве примера признаков инвариантность к перестановке будет отражена наличием еще двух равенств в дополнение к уже имеющемуся:

Соционическая интерпретация: первое равенство утверждает, что уступчивые экстраверты и упрямые интроверты - логики, а упрямые экстраверты и уступчивые интроверты – этики; второе – что уступчивые логики и упрямые этики - экстраверты, а упрямые логики и уступчивые этики - интроверты.

Взаимосвязь всех 15-и признаков Рейнина через операцию умножения удобно представить в виде таблицы умножения . Расстановка элементов в такой таблице будет определяться порядком расстановки (фактически, нумерацией) признаков по осям, горизонтальной и вертикальной, и порядок этот, вообще говоря, может быть выбран совершенно произвольным образом. На данный момент практически используются два порядка расстановки: один был выбран из теоретических соображений Г.Р Рейниным, второй – из практических А. Аугустинавичюте.

В основу первого порядка расстановки были положены 4 признака Рейнина, составляющие базис Юнга:

Х 1 =<экстраверсия, интроверсия>

Х 2 =<логика, этика>

Х 3 =<интуиция, сенсорика>

Х 4 =<иррациональность, рациональность>

остальные 11 были введены путем их последовательного перемножения :

Пройдя определенный таким образом Г.Р. Рейниным путь самостоятельно, можно восстановить исходную нумерацию оставшихся признаков (в работах Рейнина она не указана, что лишает возможности воспользоваться такой таблицей на практике):

Таблица умножения для такого порядка расстановки признаков приведена в :

Таблица умножения признаков Рейнина №1

Таблица заполнена наполовину ввиду инвариантности операции бинарного умножения: X i * X j = X j * X i ;

Символ Е обозначает единичный оператор: E =< S , O > , где S – это весь социон, т.е. множество, содержащее все 16 элементов, O пустое множество, т.е. множество, не содержащее ни одного элемента.

Второй порядок расстановки признаков представлен в широко известной и наиболее часто применяемой на практике таблице признаков Рейнина:

Нумерация признаков в таком порядке была выбрана для разбиения признаков на индивидуальные, диадные, квадровые. Вследствие смены нумерации, таблица умножения №1 недействительна, поэтому необходимо заполнить ее заново (поменять признаки в клетках местами) в соответствии с измененной нумерацией:

Таблица умножения признаков Рейнина №2


Опыт практического применения таблиц показал, что наиболее удобной является раскрытая таблица умножения признаков Рейнина, в которой используются не нумерованные символьные обозначения, а непосредственно сокращенные названия признаков (см. Раскрытая таблица умножения признаков Рейнина).

Итак, необходимый инструментарий для диагностики - таблицы умножения с указанием нумерацией признаков – представлен. В каких же ситуациях он может найти применение? Теория признаков Рейнина и практика их применения позволяют выделить следующие :

1. Дополнительная проверка истинности определения двух признаков третьим.

Начальная ситуация: в процессе диагностики были определены 2 признака Рейнина – X i и X j , но остаются сомнения в правильности интерпретации.

Вопрос: как повысить достоверность определения признаков X i и X j ?

Решение: по таблице умножения найти признак X k , являющийся взаимозависимым к ним, провести его независимую диагностику и сравнить с результатом бинарного умножения признаков X i и X j :

Если они совпадают ("="), то признаки X i и X j определены верно (либо оба неверно);

Если они не совпадают ("?"), то один из признаков X i или X j определен неверно.

2. Определение труднодиагностируемого признака через два других (опосредованно)

Начальная ситуация: в процессе диагностики не удается однозначно интерпретировать признак X i .

Вопрос: можно ли определить X i не напрямую, опосредованно?

Решение: по таблице умножения найти признаки X j и X k (всего возможно 7 их разных комбинаций), являющихся взаимозависимыми к X i , провести их независимую диагностику и определить X i через операцию бинарного умножения X j и X k .

3. Проверка четверки признаков на достаточность для определения ТИМ

Возможность этой ситуации строится на еще одном свойстве признаков Рейнина :

Любые 4 взаимно независимых признаков Рейнина являются базисом, достаточным для определения ТИМ.

Начальная ситуация: в процессе диагностики были определены 4 признака Рейнина: X i, X j, X k, X l .

Вопрос: является ли эта четверка базисом?

Решение: проверить все возможные тройки признаков: X i, X j, X k ; X i, X k, X l ; X j, X k, X l - на взаимозависимость по таблице умножений.

Если каждая из троек является независимой, то данная четверка признаков является базисом;

Если хотя бы одна из троек является взаимозависимой, то данная четверка признаков не является базисом.

Вообще говоря, для этой ситуации есть и другой способ решения, указанный Г.Р. Рейниным: искать эту четверку в списке из 840 возможных базисов. Но он представляется гораздо более трудоемким и потому менее эффективным.

Итак, подведем итог: в представленной статье подробно рассмотрено свойство взаимозависимости признаков Рейнина, представлены таблицы умножения признаков, обусловленные этим свойством, в символьной и раскрытой форме, а также рассмотрены способы применения таблиц на практике.

Следует отметить еще пару моментов, касающихся применения представленных таблиц. Во-первых, форма представления таблиц, раскрытая и символьная, естественным образом определяет область их применения: раскрытая более удобна при диагностике "вручную", символьная - при разработке компьютеризованных вариантов диагностики. Во-вторых, очевидно, что вышеуказанные способы – не единственные возможные, поэтому автор будет признателен любой информации, касающейся применения таблиц.

Список литературы

Г.Р. Рейнин, «Соционика: Типология. Малые группы» - СПб: Изд-во «Образование-Культура», 2005

Т.Н. Прокофьева, Методика диагностики типов информационного метаболизма. // Менеджмент и кадры, №2, 2004.

Раскрытая таблица умножения признаков Рейнина.

В середине 80-ых годов, после открытия модели А создательница соционики А. Аугустинавичюте обнаружила, что некоторые группы ТИМов имеют между собой общие признаки, не связанные напрямую с дихотомиями Юнга. Математик Григорий Рейнин сформулировал формальные правила вывода этих признаков, в результате чего они и получили его имя.

Всего существует 15 признаков Рейнина, причем они условно группируются по порядкам от первого до четвертого. Признаками первого порядка являются дихотомии Юнга, признаки более высоких порядков называются дополнительными (и зачастую когда говорят «признаки Рейнина», имеют в виду только их). Признаки более высоких порядков образуются так: берется то количество признаков первого порядка, которое соответствует порядку, и к ним применяется операция взаимоисключающего ИЛИ (XOR). Иными словами, к первому полюсу нового признака будут отнесены те ТИМы, у которых оба исходных признака относятся к первым полюсам дихотомий, либо наоборот, оба – ко вторым, а смешанные варианты будут отнесены ко второму полюсу нового признака.

Например, возьмем дихотомии логика/этика и интуиция/сенсорика. Признак второго порядка на их основе получил название демократизм/аристократизм, при этом демократизм будет у ТИМов с признаками логик-интуит и этик-сенсорик, тогда как ТИМы с признаками этик-интуит и логик-сенсорик относятся к полюсу аристократизм.

Признаки первого порядка (базис Юнга)

  • Логика/этика
  • Интуиция/сенсорика
  • Экстраверсия/интроверсия
  • Иррациональность/рациональность

Признаки второго порядка

  • Демократизм/аристократизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Беспечность/предусмотрительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признаки третьего порядка

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак четвертого порядка

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Смысловое наполнение признаков было изучено позже экспериментальным путем, в частности, путем наблюдений и опросов представителей ТИМов, относящихся к различным группам и сравнения их ответов. Появление признаков Рейнина значительно расширило возможности типирования, так как появилась возможность выдвинуть или проверить версию ТИМа через дополнительные признаки, если дихотомии базиса Юнга не дают однозначной определенности. Таблицу признаков Рейнина для всех ТИМов и описание их смыслового наполнения можно посмотреть на сайте REININ.RU .

Следует отметить, что не все соционические школы и направления признают признаки Рейнина. Причин этому несколько:

  1. Неправильное понимание на методологическом уровне, что такое признаки Рейнина вообще (в частности, вместо поиска общих черт у ТИМов начинают, наоборот, искать особенности проявления признака у каждого ТИМа, например, «особенности аристократизма у ЭИЭ-Гамлета», естественно, не находят и в результате объявляют сами признаки не существующими).
  2. Непонимание того, что из математического равноправия признаков не следует равноправия в плане смыслового наполнения, а так же того, что как и базовые дихотомии, признаки у конкретного человека могут иметь разную степень выраженности.
  3. Различия в толковании смыслового наполнения признаков в разных соционических школах.

Кроме того, среди начинающих социоников распространенной ошибкой является буквальное понимание названий признаков, которые на самом деле весьма условны и служат преимущественно для удобства их запоминания.

Также важно отметить, что не все признаки подходят для всех видов типирования. Так, например, признаки правость/левость и тактика/стратегия затруднительно надежно определять по соционической анкете, так как на ответы будет сильно влиять восприятие человеком себя и влияние психософского типа, но вполне можно увидеть при непосредственном наблюдении за человеком. Признак квестимность/деклатимность может быть хорошо виден при живом общении или в мессенджерах (программах текстового общения в реальном времени, например, ICQ, Jabber, Skype), но искажается при заполнении анкеты или типировании по блогу или статье ввиду того, что там сам по себе предполагается деклатимный стиль изложения. А вот признак негативизм/позитивизм в письменном изложении увидеть проще, чем при личном общении.

Кроме признаков Рейнина существуют так же малые группы Рейнина. Каждая разновидность малых групп представляет собой 4 группы, в каждой из которых содержится по четыре ТИМа. Образуются они так: выбирается два признака Рейнина и каждой их возможной комбинации сопоставляется одна из групп данной разновидности. Так же, как и у признаков Рейнина, смысловое наполнение групп изучается экспериментально (или делаются попытки вывести его из наполнения признаков, на основе которых группа сформирована), но на данный момент оно изучено далеко не для всех групп (а для некоторых групп, возможно, его и вовсе не существует).

С практической точки зрения наибольший интерес представляют следующие разновидности малых групп: квадры, клубы (так же называются установками на вид деятельности) и кольца ревизии.

Квадры – это группы ТИМов с одинаковыми аспектами в блоках Эго и СуперИд, то есть с одинаковыми соционическими ценностями. ТИМы из одной квадры обладают наилучшей совместимостью: из-за схожего видения мира общаться оказывается легко и комфортно, очень просто найти общие интересы и темы для разговора. Иногда говорят также и об общих квадральных ценностях во внесоционическом понимании этого слова, но тут следует помнить, что соционика – это учение об информационном метаболизме, а вопрос ценностей лежит в области применения психософии. Формально квадры определяются как комбинации признаков рассудительный/решительный и демократизм/аристократизм.

Соционические клубы (так же часто называются «установками на вид деятельности») – малые группы с одинаковыми аспектами в сильных блоках Эго и Ид. Такие группы наилучшим образом подходят для проведения «мозгового штурма» или просто обсуждения для решения какой-то конкретной задачи (если, конечно, она лежит в области сильных функций данного клуба), так как участники группы имеют возможность увидеть ее с самых разных сторон. Формально клуб представляет собой комбинацию признаков «демократизм/аристократизм» и «логика/этика».

Ревизные кольца – группы, в каждой из которых один ТИМ является подревизным другого и ревизором третьего, а с четветым находится в отношениях СуперЭго. Несмотря на то, что отношения ревизии могут быть весьма некомфортными, у всех ТИМов ревизного кольца одинаковый тип мышления, что позволяет каждому из его участников так преобразовывать информацию, чтобы донести ее до следующего в понятной ему форме. В результате ревизное кольцо оказывается структурой, хорошо подходящей для совместной долгосрочной работы, которая позволяет использовать в равной мере все четыре соционических аспекты своего ментального кольца. Формально ревизные кольца определяются как комбинация статики/динамики и правости/левости.

Существует 11 пар признаков типов (истинных признаков Рейнина). Как признаки функций, признаки типов делятся на первичные, вторичные и третичные. Они образуются путём наполнения блоков функций информационными аспектами.

Например, признак рациональность относится к тем социотипам, у которых в акцептном блоке функций находятся рациональные аспекты информации, а в продуктивном – иррациональные.

Первичные признаки типов являются базой восприятия каждого типа, они закладываются первичными признаками функций, через которые задаётся работа функций модели А каждого социотипа. Вторичные и третичные признаки типов являются лишь следствием работы первичных признаков функций.

К первичным признакам типов относятся:

  1. Статика/Динамика;

Вторичные признаки типов образуются путём наполнения аспектами первичных признаков функций. К ним относятся:

  1. Интроверсия/Экстраверсия;
  2. Беспечность/Предусмотрительность;
  3. Уступчивость/Упрямство.

Третичные признаки типов образуются путём наполнения единственного третичного признака функций, определяющего ценностные/неценностные функции типа. К этим признакам относятся:

Каждый соционический тип характеризуется одним из признаков из представленных пар – для каждого социотипа их будет одиннадцать. Комбинация двух независимых признаков определяет ещё один признак, что находится на их пересечении. Например:

Рациональный динамик обязательно будет экстравертом, а рациональный статик – интровертом. Так же иррациональный динамик является интровертом, а иррациональный статик – экстравертом.

Для того, чтобы верно определить социотип, необходимо правильно определить признаки типа. Начинать типировать всегда нужно с первичных признаков. Другие признаки применимы лишь в тех случаях, когда необходимо подтвердить сомнительный первичный признак, либо когда определение одного из первичных признаков затруднено. Например:

В ходе типирования были определены признаки “стратегия”, “рациональность” и “эмотивизм”, но при этом имеются сомнения на счёт признака “динамика/статика”. На пересечении найденных признаков мы имеем типы “Робеспьер” и “Джек Лондон”. Чтобы узнать точный тип необходимо определить один из следующих признаков: “интроверсия/экстраверсия”, “беспечность/предусмотрительность”, “уступчивость/упрямство”, “весёлость/серьёзность” и “решительность/рассудительность”. Также, чтобы подтвердить уже найденные признаки, необходимо проверить признаки “логика” и “интуиция”, что находятся на пересечении рациональности со стратегией и эмотивизмом.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...