Химия тетрадь для практических работ. Тема: «Очистка воды от загрязнений»

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №20 отдела образования акимата г.Тараза»

Тетрадь

для практических и лабораторных работ по химии

в 8 « » классе

ученика(цы)____________________

Практическая работа № 1

Тема: «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, со стеклянными трубками, нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Правила нагревания жидкости»
Цель: Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование : набор химической посуды, лабораторный штатив.

ТБ : общие правила поведения в химическом кабинете


Ход работы.

    Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите их назначение.

    Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.

    Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.

    Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.

    Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.

    Письменно ответьте на вопросы:

    Каковы правила определения запаха вещества?

    Для чего на склянках с реактивами приведены их формулы?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

Оформление работы

Задание 1. Образцы химической посуды

Назначение Назначение Назначение

_______________ _________________ _________________

_______________ _________________ _________________

Задание 2. Лабораторный штатив.

Основные детали:

1) __________________;

2) __________________;

3) __________________;

4) __________________;

5) __________________.

Задание 3. Ответы на вопросы.

1._________________________

2. ____________________________

Вывод: (вывод делается по цели работы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Практическая работа № 2

Тема: «Очистка загрязнённой соли от примесей»

Цель: очистить поваренную соль от примесей песка и глины методом выпаривания и кристаллизации.

Оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, химический стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, пробирка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, спички.

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы

Что делаем

Что н аблюд аю

Выводы

1.Растворение загрязнённой поваренной соли .

В стакан с загрязнённой поваренной солью прилейте 50 мл воды. Осторожно перемешайте содержимое стеклянной палочкой.

Поваренная соль_________________ в воде, песок _______________ в воде. Через некоторое время он_______________________

Твёрдые и нерастворимые в воде вещества отделяют от раствора______________________________________

_______________________

2.Фильтрование полученного раствора.

Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги сложили на 4 части. Согнули края так, чтобы получился конус. Поместили фильтр в воронку. Вставили воронку в пробирку и аккуратно наливаем мутный раствор по стеклянной палочке.

Частицы песка ______________ на фильтре, в пробирке собирается _________________ (фильтрат)

Фильтрованием отделяют ________________ частицы вещества от жидкости.

3.Выпаривание раствора соли (фильтрата) .

Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили её на кольцо штатива. Нагревали в пламени спиртовки, до полного испарения воды. Полученную соль сравнили с исходной.

По мере испарения воды на стенках чашки появляется__________________________________________________________________________________________

(вид, цвет, название вещества)

Выпариванием разделяют

______________________________________________

вещества и растворитель (воду)

Вывод:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Практическая работа № 3

Тема: «Очистка воды от загрязнений».

Цель: экспериментальным путём очистить воду от загрязнений, закрепить умение разделять смеси.

Оборудование и реактивы: вода, смешанная с песком и жидким маслом; лабораторный штатив с лапкой, воронка, делительная воронка, колба, фильтровальная бумага, стеклянная палочка

ТБ: правила разделения неоднородных смесей.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы.

Что делаем

Что н аблюд аю

Выводы

Задание 1. Очистка воды от песка.

Изготовили бумажный фильтр и поместили его в воронку. Отфильтровали мутную воду в колбу.

Разделили смесь воды и песка методом___________________________________

Задание 2. Очистка воды жидкого масла.

Закрепили делительную воронку в лапке лабораторного штатива. Сверху налили жидкую смесь. Через некоторое время открыли кран капельной воронки и отделили воду от масла.

Разделили смесь воды и масла посредством____________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Практическая работа № 4

Тема: «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей

растворенного вещества»

Цель: приготовить раствор сахара заданной концентрации

Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, колба, весы, сахар, шпатель, стакан с водой, стеклянная палочка.

ТБ: правила работы с весами;

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задания для 1 группы

Задание 1

Приготовить 50 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 50 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Задания для 2 группы

Задание 1

Приготовить 30 г 10%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 20 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 3 группы

Задание 1

Приготовить 50 г 20%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 10 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 4 группы

Задание 1

Приготовить 60 г 20%-ного раствора сахар. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 40 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 5 группы

Задание 1

Приготовить 40 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 30 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Ход работы

Задание 1.

Перед началом работы необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:

Дано: Решение:

m р-ра =_______г

*Необходимо помнить, что ρ(Н 2 О) = 1 г/мл, m(H 2 O) = V(H 2 O)* 1 г/мл.

Мои действия:__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Перед началом работы также необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:

Дано: Решение:

m р-ра1 =________г

m в-ва = ________г

V(H 2 O)=_____мл

Мои действия:__________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 3 .

Дано: Решение:

m р-ра1 =________г

m в-ва 1 = ________г

m доб (сахара)= 10 г

Вывод__________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________



Практическая работа № 5

Тема: «Генетическая связь классов неорганических веществ»

Цель: решить экспериментальные задачи, практическим путём доказать наличие генетических связей между классами неорганических соединений.

Оборудование и реактивы:

растворы H 2 SO 4 , HCl, BaCl 2 , порошок СaO, порошок MgO, порошок Р 2 О 5 , Al (металлический), Mg (металлический), 5 пробирок, шпатель, стеклянная палочка


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы.

Зада ча 1

А) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:

CaO →Ca(OH) 2 → CaCl 2 . Наличие щёлочи докажите с помощью индикатора.

В) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:

P 2 O 5 → H 3 PO 4 →AlPO 4 . Наличие кислоты докажите с помощью индикатора.

Работу оформить в виде таблицы:

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения реакций. Выводы.

А)

После приливаем раствор ____________ кислоты.

СaO + _______→ ___________

Ca(OH) 2 + ______→______ +_________

В) В пробирку с водой насыпаем на кончике шпателя оксид_____________. Приливаем 1 каплю индикатора___________________________ .

После помещаем в раствор гранулы металлического ____________

P 2 O 5 +_________ → ____________

H 3 PO 4 + _____→ ________ + _____

Задача 2. Налейте в пробирку 1 мл серной кислоты и добавьте 0,5 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете?

Ответ обоснуйте соответствующим уравнением реакции:

____________ + _____________ →_____________ + _____________↓

Наблюдение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3 (теоретическая). К 15 г 5%-го раствора хлорида бария прибавили серную кислоту. Какое количество (моль) сульфата бария выпадет в осадок?

Дано: Решение:

Задача 4. Даны вещества: магний, оксид магния, серная кислота. Используя эти реактивы, получите сульфат магния двумя способами. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Mg +_____________→_____________ + _____________

MgO +_____________→_____________ + _____________

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 1(1)

Тема:

Цель: изучить свойства предложенных веществ.

Оборудование : медная проволока, образец глины, порошок серы, железный гвоздь, свинец, поваренная соль стакан с водой

ТБ : общие правила работы в химическом кабинете

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

I Изучение физических свойств веществ.

Задание: охарактеризовать физические свойства веществ.

Свойства

Вещества

поваренная соль

Агрегатное состояние

Плотность

Растворимость в воде

Электропроводность

Вывод: Свойства веществ – это_________________________________, по которым вещества_________________________________________, или сходны между собой.

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 1(2)

Тема: «Изучение физических свойств веществ. Физические явления. Химические явления»

Цель: провести опыты, отражающие физические и химические явления.

Оборудование : парафиновая свеча, спиртовка, спички, пробирка с водой, зажим,

подставка для пробирок, фарфоровая чашка, растворы: хлорида бария, сульфата натрия, фосфорной кислоты, сухие: хлорид аммония, гидроксид кальция.


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Что делаем

Что наблюдаю

Примеры физических явлений.

1. В фарфоровую чашку поместили небольшое количество парафина и подогрели

Плавление парафина – это _______________________ явление.

2. Держа пробирку зажимом, довели воду в ней до кипения.

Кипение воды – это ________________________

Примеры химических явлений.

1. В пробирку поместили небольшое количество порошка мела и прилили 0,5 мл раствора фосфорной кислоты (H 3 PO 4).

Выделение ____________ - это признак ________________явления.

2. В пробирку прилили 0,5 мл раствора хлорида бария (BaCl 2) и добавили к нему такое же количество сульфата натрия (Na 2 SO 4).

Выпадение осадка – это признак ______________ явления.

4. В пробирке смешали сухие порошки хлорида аммония (NH 4 Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH) 2). Слегка прогрели смесь. Исследовали запах.

Появление запаха – это признак________________явления

Вывод: физическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________; химическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________.

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 2

Тема: «Опыты на признаки и типы химических реакций. Прокаливание медной проволоки. Разложение малахита. Горение древесной лучины и парафиновой свечи»

Цель: провести опыты, характеризующие признаки и типы химических реакций.

Оборудование: видеоопыт «разложение малахита», медная проволока, зажим, древесная

лучина, спиртовка, спички.

ТБ :

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

А) Держа зажимом медную проволоку прокалите её в пламени спиртовки, определите признак данной химической реакции.

Б) Зажгите древесную лучину, потушив её через несколько секунд, определите признак данной химической реакции.

В) Просмотрев видеоопыт «разложение малахита», определите признак и тип данной химической реакции

Заполните таблицу:

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения химических реакций. Выводы.

Задание 1.

Держа зажимом медную

проволоку прокалили её в пла

мени спиртовки.

Сu + O 2 → __________

Тип реакции:_________________

Признак реакции:______________________________

Задание 2.

Просмотрели видеоопыт «разложение

малахита»

(CuOH) 2 CO 3 →2____ + CO 2 + H 2 O

Тип реакции:_____________________

Признак реакции:________________________

Задание 3.

В одну фарфоровую чашку поместили парафин в другу – древесные опилки и подожгли.

Горение древесных опилок – это ____________явление.

Тип реакции:____________________

Признак реакции:___________________

Плавление парафина – это __________

Явление, так как меняется только ______________________состояние вещества.

Вывод: основными признаками химических реакций являются:__________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая

система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь

Лабораторный опыт № 3:

Тема: «Изучение образцов природных веществ с различным видом химической связи»

Цель: познакомится со строением кристаллических решёток и свойствами веществ с различным типом химической связи.

Оборудование и реактивы: поваренная соль, железный гвоздь, набор «химическая связь» или шаростержневые модели.

Задание:

    Внимательно изучите выданные вам образцы веществ.

    Из предложенных материалов сделать модели веществ с ионной, атомной, молекулярной и металлической кристаллическими решётками.

    Определите тип и характеристику химической связи в указанных веществах.

Тип и характеристика химической связи

Поваренная соль (NaCl)

Углекислый газ

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Воздух. Кислород. Горение

Лабораторный опыт № 4
Тема: «Получение кислорода разложением пероксида водорода в

присутствии катализатора»

Цель: получить газ кислород, изучить влияние катализатора на

скорость химических реакций.

Оборудование и реактивы : измельчённый пероксид водорода, оксид марганца (IV) или перманганат калия, шпатель, 2 пробирки в подставке, зажим для пробирок, спиртовка, спички, древесная лучинка

ТБ:


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1

1. Поместите в пробирку немного, на кончике шпателя, измельченного пероксида водорода, и осторожно нагрейте.

2. Какие изменения происходят с пероксидом водорода?

Что ещё вы наблюдаете?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Повторите эксперимент, добавив к пероксиду водорода небольшое количество оксида марганца (IV) или перманганата калия, но не нагревайте смесь. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запишите уравнения происходящих химических реакций:

H 2 O 2 → ___________+___________;

С + О 2 →______________

Задание 2.

1 1. Какую роль играет оксид марганца(IV) (перманганат калия) в процессе раз­ложения пероксида водорода?_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Как "работает" катализатор?_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Водород. Окислительно-восстановительные реакции

Лабораторный опыт № 5 :

Тема: «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств»

Цель: получить газ водород, изучить его свойства.

Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), 30% раствор соляной кислоты,

пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка (сборник), спиртовка,

спички, лабораторный штатив с лапкой.


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание:

Соберите прибор (§ 41, рис 35)

Что делаем

Что наблюдаем

Уравнения реакций.

1.В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка и прилейте к 3-4 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Подведите конец трубки к горлышку пробирки, перевёрнутой вверх дном. Соберите водород в пробирку.

2.Заполненную водо

родом пробирку поднесите к пламени спиртовки.

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

При поднесении пробирки с водородом к пламени

спиртовки

слышен… _________________

________________

1.Составьте уравнение реакции получения водорода:

Zn + HCl →__________+ ___________

К какому типу относится данная реакция?_________________________

_________________________________

Почему водород собирают в перевёрнутую пробирку?

__________________________________

_________________________________

______________________________________________________________________________________________________

2.Составьте уравнение реакции горения водорода:

H 2 + O 2 →______________

К какому типу относится данная реакция?______________________________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Лабораторный опыт № 6 (мультимедиа)

Тема : «Химические свойства воды».

Цель: изучить отношение воды к металлам, кислотным и основным оксидам.

Оборудование и реактивы: металлы – натрий, алюминий, медь; оксид кальция, оксид фосфора, 4 химических стакана с водой, наждачная бумага, 2 пробирки в подставке, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, жёлтые лакмусовые бумажки

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения реакций. Выводы.

Опыт № 1

В 3 пробирки поместили натрий, алюминий (очищенный от оксидной плёнки) и медную проволоку и прилили по 2 мл воды в каждую. Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.

Na + H 2 O →______________+______

Al + H 2 O→_________+_____

Cu + H 2 O→

Опыт 2.

В 2 пробирки поместили

порошки оксидов кальция и фосфора (V). Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.

CaO + H 2 O →________________

P 2 O 5 + H 2 O→_______________

Вывод: вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами

с образованием___________________________ и __________________;

с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов образует _________________________;

с кислотными оксидами взаимодействует с образованием______________________________.

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (1)

Тема : «Изучение химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты»

Цель: провести реакции фосфорной кислоты с металлами, основанием, основным оксидом и солью.

Оборудование и реактивы: растворы H 3 PO 4 , NaOH, AgNO 3 , лакмус, гранулы цинка, 3 пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 3 пронумерованные пробирки налить по 0,5 мл раствора ортофосфорной кислоты.

В 1 пробирку поместить гранулы цинка. Во 2 пробирку прилить 1-2 капли индикатора (лакмус) и гидроксид натрия. В 3 пробирку прилить раствор хлорида бария (BaCl 2).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3 пробирке:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

H 3 PO 4 + Zn →_____________________+__________________

H 3 PO 4 + NaOH →_______________________+________________

H 3 PO 4 + AgNO 3 →_______________________+__________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (2)

Тема: « Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»

Цель: провести реакции гидроксида натрия с кислотой и солью.

Оборудование и реактивы: растворыNaOH , HCl , CuSO 4, индикатор – фенолфталеин, пробирки, подставка для пробирок, шпатель, пипетка, стакан с водой.

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 2 пронумерованные пробирки прилить по 0,5 мл раствора гидроксида натрия (NaOH).

В первую пробирку добавить 1-2 капли индикатора (фенолфталеин) и прилить раствор соляной кислоты (HСl).

Во вторую пробирку добавить раствор сульфата меди (II) (CuSO 4).

Задание 2: описать свои наблюдения.

В 1 пробирке:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во 2 пробирке:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

NaOH + H 2 SO 4 → ________________+_____________________

NaOH + CuSO 4 → ________________+______________________

Вывод : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (3)

Тема: «Изучение химических свойств солей на примере сульфата меди (II), карбоната кальция»

Цель: провести реакции солей с металлом, щёлочью, кислотой и солью.

Оборудование и реактивы: растворы CuSO 4 , NaOH, HCl, мел – CaCO 3 , пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 1 пробирку налить 0,5 мл раствора сульфата меди (II) и прилить раствор гидроксида натрия.

Во 2 пробирке провести реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.

Задание 2: описать свои наблюдения.

В 1 пробирке:__________________________________________________________________

Во 2 пробирке:_________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

CuSO 4 + NaOH→______________________+___________________

CaCO 3 + HCl →___________+__________+_________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.

М.: 201 3. - 6 4 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой 5
Практическая работа 2
Изучение строения пламени свечи 12
Практическая работа 3
Очистка поваренной соли 16
Практическая работа 4
Получение и свойства кислорода 22
Практическая работа 5
Получение водорода и изучение его свойств 30
Практическая работа 6
Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
Практическая работа 7
Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
Практическая работа 8
Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических соединений » 48
Практическая работа 9
Получение соляной кислоты и опыты с ней 55

Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами.
В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский государственный технический университет

ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ПО ХИМИИ

Красноярск 2004

УДК 546/(076.1)

Химия: Рабочая тетрадь по лабораторным работам для студентов всех специальностей / Сост. Н. Я. Гладкова, Е. В. Грачева, Л. В. Фоменко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 49 с.

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

© КГТУ, 2002

Лабораторная работа № 1

РАСТВОРЫ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ

ОПЫТ 1. Приготовление серной кислоты заданной концентрации.

Расчет количества серной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл 0,1н. раствора H 2 SO 4 из 9% раствора H 2 SO 4 с плотностью =1,059 г/см 3 .

В 1л. однонормального (1н.) раствора содержится один эквивалент вещества.

m э (H 2 SO 4) = = –––––––– = г/моль.

Для приготовления 100 мл раствора потребуется соответственно 0,01 эквивалент H 2 SO 4 , что составит _________г.

Расчет массы 9%-ного раствора H 2 SO 4 , содержащейся в _______г. безводной H 2 SO 4 .

В 100 г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится _________ г H 2 SO 4 ,

в Х г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится ___________ г H 2 SO 4 .

Х = –––––––––––––– = г. H 2 SO 4 . (Масса 9%-ной серной кислоты).

Расчет объема H 2 SO 4 ,который необходимо отмерить пипеткой для проведения опыта:

V = = ––––––– = мл.

ОПЫТ 2. Проверка концентрации приготовленной кислоты.

Проверку соответствия концентрации приготовленного раствора значе–нию 0,1н проводят методом титрованя, в основе которого лежит закон экви–валентов:

––––––– = ––––––– = –––––––––––– .

Концентрация приготовленной кислоты определяется по реакции нейтрализации.

H 2 SO 4 + 2NaOH = 2H 2 O + Na 2 SO 4 .

Точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора метило–вого-оранжевого. В кислой среде он имеет ____________________окраши–вание, а в щелочной _______________________.

Таблица результатов титрования

Таблица 1.1

Объем кислоты,

Объем щелочи, мл

Среднее значение объема щелочи, мл

Расчет концентрации приготовленного раствора серной кислоты по формуле:

С к V к = С щ V щ, отсюда С к = ––––––––––––– = ––––––––––––– = н.

Расчет титра приготовленного раствора по формуле:

Т = ––––––––––––––––––– = –––––––––––––––––––– = г/мл.

Расчет относительной ошибки опыта в %:

= –––––––––––––– 100 = %.

Подпись преподавателя _______________________________

Лабораторная работа № 2

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ УМЯГЧЕНИЯ

ОПЫТ № 1. Определение временной жесткости воды.

Уравнение для определения жесткости воды титрованием раствором

HСl: ___________________________________________________________ .

Таблица результатов опытов

Таблица 2.1

Номер опыта

Объем воды,

Объем израсхо–дованной кисло–ты, мл

Среднее значение объема кислоты, мл

Цвет индикатора метилового-оранжевого до титрования ____________________, после титрования __________________.

Расчет величины временной жесткости по формуле:

Ж вр. = ––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––– = мэкв/л. (1)

ОПЫТ 2. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.

Таблица результатов опытов

Таблица 2.2

Объем кислоты,

Объем трилона Б мл,

Среднее значение объе–ма трилона Б, мл.

Цвет индикатора трилона Б до титрования _________________________,

после титрования ________________________.

Расчет величины общей жесткости воды по формуле:

Ж общ. = –––––––––––––––––––– = ––––––––––––––– = мэкв/л. (2)

ОПЫТ 3. Устранение временной жесткости и определение постоянной.

Реакция устранения временной жесткости воды кипячением:

Расчет величины постоянной жесткости титрованием трилоном Б по формуле I:

Ж пост. = –––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л (3)

Расчет величины временной жесткости воды по формуле:

Ж вр.. = Ж общ. (2) – Ж пост. (3) = = мэкв/л (4)

Сравнение результаты Ж вр. , рассчитанной по формулам (1) и (4):

ОПЫТ 4. Умягчение воды катионированием.

Реакции протекающие на катионите в ионообменных колонках при пропускании через них воды:

Расчет жесткости воды титрованием трилоном Б после пропускания через колонку с катионитом:

Ж = –––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л.

Вывод: после пропускания воды через колонку с катионитом жесткость воды ____________________________________.

Дата выполнения работы ______________________________

Подпись преподавателя ________________________________

Лабораторная работа № 3

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

ОПЫТ 1. Электропроводность растворов.

Рис. 3.1. Прибор для сравнения электропроводности растворов

К сильным электролитам относятся растворы веществ:

__________________________________________________________________

Уравнения диссоциации сильных электролитов:

К слабым электролитам относятся растворы веществ: _____________

Уравнения их диссоциации и выражения констант диссоциации:

К д (CH 3 COOH) = –––––––––––––––––––––––––– = 1,86 10 –5 ,

К д (H 2 O) = –––––––––––––––––––––––––––––––– = 1,8 10 –16 ,

К д (NH 4 OH) = ––––––––––––––––––––––––––––– = 1,79 10 –5 .

Вывод: чем меньше К д, тем _________________ электролит распадается на ионы.

Гидроксид аммония и уксусная кислота при сливании образуют _________________ электролит.

Уравнение реакции: CH 3 COOH + NH 4 OH

ОПЫТ 2. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации.

Уравнение диссоциации уксусной кислоты:

СН 3 СООН =

Вывод: с разбавлением раствора уксусной кислоты электропроводность _______________________.Равновесие диссоциации смещается ________________________________________________________________ .

ОПЫТ 3. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита.

I. а) CH 3 COOH + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________ ,

б) CH 3 COOH + CH 3 COONa + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________________________.

II а) NH 4 ОН + фенолфталеин. Цвет _______________________________ ,

б) NH 4 ОН + NH 4 Cl + фенолфталеин. Цвет _______________________.

Вывод: при добавлении одноименных ионов равновесие смещается ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

ОПЫТ 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита.

Уравнения реакций в молекулярной (1), молекулярно-ионной (2) и сокращенной ионной (3) формах:

1. CH 3 COONa + H 2 SO 4

При нагревании появляется слабый запах _________________________.

1. NH 4 Cl + NaOH

При нагревании по запаху определяется___________________________.

ОПЫТ 5. Реакции нейтрализации.

1. NaOH + H 2 SO 4

1. NaOH + СH 3 COOH

В I -й пробирке на нейтрализацию раствора NaOH пошло _______

капель H 2 SO 4 , а во II-й _________ капель CH 3 COOH.

Вывод: обесцвечивание раствора щелочи наступило быстрее с H 2 SO 4 , так как ________________________________________________________ .

ОПЫТ 6. Реакции, идущие с образованием газа.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:

1. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4

В ходе реакции выделяется __________________ газ.

ОПЫТ 7. Реакции, идущие с образованием осадка.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и сокращенной ионной формах (3):

1. Pb(NO 3) 2 + KCl

Цвет выпавшего осадка PbCl 2 _________________________ .

ПР (PbCl 2) = 2,4 10 –4 .

1. Pb(NO 3) 2 + KI

Цвет выпавшего осадка PbJ 2 __________________________ .

ПР (PbJ 2) = 8,7 10 –9

Вывод: сравнивая значения ПР для выпавших осадков_________

_______________________________________________________.

ОПЫТ 8. Условия растворения осадков.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:

1. FeSO 4 + (NH 4) 2 S

Цвет осадка FeS __________________. ПР (FeS) = 3,7 10 –19 .

    CuSO 4 + (NH 4) 2 S

Цвет осадка CuS _________________. ПР(CuS) = 8,5 10 –45 .

Уравнения реакций взаимодействия осадков с соляной кислотой.

Осадок ____________ растворяется. Это можно объяснить ____________

_____________________________________________________________ .

Лабораторная работа № 4

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

ОПЫТ 1. Определение реакции среды различных солей с помощью универсального индикатора.

Результаты опытов по определению реакции среды растворов солей.

Таблица 4.1

Испытуемая соль

Реакция среды (написать: кислая, щелочная или нейтральная)

рН раствора (написать рН > 7 или рН < 7)

Уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1.а) Na 2 CO 3 + H 2 O =

2.а) Al 2 (SO 4) 3 + H 2 O =

3.а) (NH 4) 2 CO 3 + H 2 O =

4.а) CH 3 COONa + H 2 O =

Вывод: раствор соли KCl гидролизу ____________________________ ,

так как эта соль образована _________________________________________ .

При гидролизе карбоната натрия углекислый газ не выделяется, так как _________________________________________________________________ .

ОПЫТ 2. Влияние температуры на степень гидролиза.

А.а) CH 3 COONa + фенолфталеин. Цвет раствора ___________________ .

б) CH 3 COONa + фенолфталеин + нагрев. Цвет раствора____________ .

Уравнение реакции гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1) CH 3 COONa + H 2 O =

Вывод: при нагревании раствора интенсивность окраски _____________, так как_________________________________________________.

Б. Уравнение реакции в молекулярной форме:

Al 2 (SO 4) 3 + CH 3 COONa =

Уравнения реакции гидролиза образующейся соли в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

Вывод: появление осадка ___________, обусловлено __________ _________________________________________________________________ .

ОПЫТ 3. Влияние разбавление раствора на степень гидролиза.

Уравнения реакций в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1.SnCl 2 + H 2 O =

Выпадает осадок ____________ .

1. SnOHCl + HСl (к) =

При подкислении концентрированной HCl осадок растворяется.

Вывод: согласно принципу Ле Шателье при разбавлении раствора и добавлении концентрированной HСl гидролиз _________________________ .

ОПЫТ 4. Влияние силы кислоты и основания, образующих соль на степень ее гидролиза.

I пробирка: Na 2 SO 3 + фенолфталеин. Цвет _________________________.

II пробирка: Na 2 CO 3 + фенолфталеин. Цвет ________________________ .

К д (H 2 CO 3) по I ступени = 4,5 10 –7

К д (H 2 SO 3) по I cтупени = 1,7 10 –2 .

Вывод: интенсивность окраски в I-й пробирке ________________ ,чем во II-й. Это можно объяснить __________________________________________ .

Уравнения гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1. Na 2 SO 3 + H 2 O =

ОПЫТ 5. Полный (необратимый) гидролиз.

Реакция взаимодействия солей в молекулярной форме:

Al 2 (SO 3) 3 + Na 2 CO 3 =

Уравнения гидролиза соли, которая подвергается полному гидролизу в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

Выделяется ____________________ газ и выпадает осадок ___________.

Вывод: при реакции не образуется карбонат алюминия, так как. __________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Дата выполнения работы _________________________________

Подпись преподавателя ___________________________________

  • Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами объектами для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)

    Программа

    Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Стандарт... измерительные Оборудование для фронтальных лабораторных работ : Тематические наборы Приборы по механике Приборы по молекулярной...

  • Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
    Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям новою государственного стандарта.
    Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

    Примеры.
    Из набора веществ - железо, кислород, поваренная соль, уксусная кислота, водород, спирт - выберите два и добавьте одно свое со следующими физическими свойствами:
    а) газы
    б) жидкости
    в) твердые вещества
    г) имеют запах
    д) температуры кипения:
    78 °С, 119 °С, 100 °С

    Растворимость твердых веществ (например, солей - нитратов) при нагревании увеличивается, правда, растворимость поваренной соли NaCl практически не изменяется с температурой, а вот растворимость газов при нагревании уменьшается. Обозначьте буквой а кривую растворимости нитрата KN03, б - кривую растворимости соли NaCl, в - кривую растворимости сернистого газа S02 (рис. 1).

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 5
    Лабораторный опыт 1
    Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
    Разделение смеси порошков железа и серы 9
    Лабораторный опыт 3
    Примеры физических явлений 13
    Лабораторный опыт 4
    Примеры химических явлений 19
    Лабораторный опыт 5
    Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
    Лабораторный опыт 6
    Разложение основного карбоната меди(И) 27
    Лабораторный опыт 7
    Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
    Лабораторный опыт 8
    Ознакомление с образцами оксидов 36
    Лабораторный опыт 9
    Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
    Лабораторный опыт 10
    Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
    Лабораторный опыт 11
    Отношение кислот к металлам 47
    Лабораторный опыт 12
    Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
    Лабораторный опыт 13
    Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
    Лабораторный опыт 14
    Взаимодействие щелочей с кислотами 56
    Лабораторный опыт 15
    Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
    Лабораторный опыт 16
    Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
    Лабораторный опыт 17
    Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
    Лабораторный опыт 18
    Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
    Лабораторный опыт 19
    Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
    Лабораторный опыт 20
    Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Тетрадь для практических работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013
    • Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», ФГОС (к новому учебнику), Микитюк А.Д., 2015

    Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.

    Примеры заданий:
    В чем сущность проведенной реакции?.
    Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
    5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
    6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
    7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
    8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.

    Предисловие.
    Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
    ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
    Лабораторный опыт № 1
    Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
    Лабораторный опыт № 2
    Разделение смесей.
    Лабораторный опыт № 3
    Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
    Лабораторный опыт № 4
    Прокаливание меди в пламени спиртовки.
    Лабораторный опыт № 5
    Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
    Лабораторный опыт № 6
    Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
    Лабораторный опыт № 7
    Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
    Лабораторный опыт № 8
    Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
    Лабораторный опыт № 9
    Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
    Лабораторный опыт № 10
    Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
    Лабораторный опыт№ 11
    Химические свойства солей.
    Лабораторный опыт N° 12
    Реакции, характерные для основных оксидов.
    Лабораторный опыт № 13
    Реакции, характерные для кислотных оксидов.
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    Практическая работа № 1
    Приемы обращения с лабораторным
    оборудованием и нагревательными приборами.
    Практическая работа № 2
    Наблюдение за горящей свечой.
    Практическая работа № 3
    Анализ почвы и воды.
    Практическая работа N? 4
    Признаки химических реакций.
    Практическая работа № 5
    Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
    Практическая работа № б
    Ионные реакции.
    Практическая работа N° 7
    Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
    Практическая работа № 8
    Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
    Практическая работа № 9
    Решение экспериментальных задач.
    Приложения.
    1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
    2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
    3. Определение ионов.
    4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
    • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
    • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
    • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014

    Следующие учебники и книги.



    Последние материалы раздела:

    Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л
    Анализ рассказа «Жизнь Василия Фивейского» Андреева Л

    Повесть Л. Н. Андреева “Жизнь Василия Фивейского” можно поставить в один ряд с такими произведениями писателя, как “Иуда Искариот”, “Христиане”,...

    100 нужных фраз на немецком
    100 нужных фраз на немецком

    О необходимости учить не просто слова иностранного языка, а целые фразы - вы уже слышали много раз и, наверняка, не сомневаетесь в пользе этого....

    Константа скорости вычисляется по формуле Нулевой порядок реакции
    Константа скорости вычисляется по формуле Нулевой порядок реакции

    Вопрос№3 От каких факторов зависит константа скорости химической реакции? Константа скорости реакции (удельная скорость реакции ) - коэффициент...