Химия тетрадь для практических работ. Тема: «Очистка воды от загрязнений»
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №20 отдела образования акимата г.Тараза»
Тетрадь
для практических и лабораторных работ по химии
в 8 « » классе
ученика(цы)____________________
Практическая работа № 1
Тема:
«Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, со стеклянными трубками, нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Правила нагревания жидкости»
Цель:
Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;
Оборудование : набор химической посуды, лабораторный штатив.
ТБ : общие правила поведения в химическом кабинете
Ход работы.
Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите их назначение.
Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.
Письменно ответьте на вопросы:
Каковы правила определения запаха вещества?
Для чего на склянках с реактивами приведены их формулы?
7. Сделайте вывод по итогам работы.
Оформление работы
Задание 1. Образцы химической посуды
Назначение Назначение Назначение
_______________ _________________ _________________
_______________ _________________ _________________
Задание 2. Лабораторный штатив.
Основные детали:
1) __________________;
2) __________________;
3) __________________;
4) __________________;
5) __________________.
Задание 3. Ответы на вопросы.
1._________________________
2. ____________________________
Вывод: (вывод делается по цели работы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Практическая работа № 2
Тема: «Очистка загрязнённой соли от примесей»
Цель: очистить поваренную соль от примесей песка и глины методом выпаривания и кристаллизации.
Оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, химический стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, пробирка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, спички.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы
Что делаем | Что н аблюд аю | Выводы |
1.Растворение загрязнённой поваренной соли . В стакан с загрязнённой поваренной солью прилейте 50 мл воды. Осторожно перемешайте содержимое стеклянной палочкой. | Поваренная соль_________________ в воде, песок _______________ в воде. Через некоторое время он_______________________ | Твёрдые и нерастворимые в воде вещества отделяют от раствора______________________________________ _______________________ |
2.Фильтрование полученного раствора. Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги сложили на 4 части. Согнули края так, чтобы получился конус. Поместили фильтр в воронку. Вставили воронку в пробирку и аккуратно наливаем мутный раствор по стеклянной палочке. | Частицы песка ______________ на фильтре, в пробирке собирается _________________ (фильтрат) | Фильтрованием отделяют ________________ частицы вещества от жидкости. |
3.Выпаривание раствора соли (фильтрата) . Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили её на кольцо штатива. Нагревали в пламени спиртовки, до полного испарения воды. Полученную соль сравнили с исходной. | По мере испарения воды на стенках чашки появляется__________________________________________________________________________________________ (вид, цвет, название вещества) | Выпариванием разделяют ______________________________________________ вещества и растворитель (воду) |
Вывод:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тема 5. Вода. Растворы
Практическая работа № 3
Тема: «Очистка воды от загрязнений».
Цель: экспериментальным путём очистить воду от загрязнений, закрепить умение разделять смеси.
Оборудование и реактивы: вода, смешанная с песком и жидким маслом; лабораторный штатив с лапкой, воронка, делительная воронка, колба, фильтровальная бумага, стеклянная палочка
ТБ: правила разделения неоднородных смесей.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы.
Что делаем | Что н аблюд аю | Выводы |
Задание 1. Очистка воды от песка. Изготовили бумажный фильтр и поместили его в воронку. Отфильтровали мутную воду в колбу. | Разделили смесь воды и песка методом___________________________________ |
|
Задание 2. Очистка воды жидкого масла. Закрепили делительную воронку в лапке лабораторного штатива. Сверху налили жидкую смесь. Через некоторое время открыли кран капельной воронки и отделили воду от масла. | Разделили смесь воды и масла посредством____________________________________________________ |
Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Вода. Растворы
Практическая работа № 4
Тема: «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей
растворенного вещества»
Цель: приготовить раствор сахара заданной концентрации
Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, колба, весы, сахар, шпатель, стакан с водой, стеклянная палочка.
ТБ: правила работы с весами;
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задания для 1 группы
Задание 1
Приготовить 50 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 50 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Задания для 2 группы
Задание 1
Приготовить 30 г 10%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 20 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 3 группы
Задание 1
Приготовить 50 г 20%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 10 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 4 группы
Задание 1
Приготовить 60 г 20%-ного раствора сахар. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 40 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 5 группы
Задание 1
Приготовить 40 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 30 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Ход работы
Задание 1.
Перед началом работы необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:
Дано: Решение:
m р-ра =_______г
*Необходимо помнить, что ρ(Н 2 О) = 1 г/мл, m(H 2 O) = V(H 2 O)* 1 г/мл.
Мои действия:__________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Перед началом работы также необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:
Дано: Решение:
m р-ра1 =________г
m в-ва = ________г
V(H 2 O)=_____мл
Мои действия:__________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 3 .
Дано: Решение:
m р-ра1 =________г
m в-ва 1 = ________г
m доб (сахара)= 10 г
Вывод__________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Практическая работа № 5
Тема: «Генетическая связь классов неорганических веществ»
Цель: решить экспериментальные задачи, практическим путём доказать наличие генетических связей между классами неорганических соединений.
Оборудование и реактивы:
растворы H 2 SO 4 , HCl, BaCl 2 , порошок СaO, порошок MgO, порошок Р 2 О 5 , Al (металлический), Mg (металлический), 5 пробирок, шпатель, стеклянная палочка
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы.
Зада ча 1
А) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:
CaO →Ca(OH) 2 → CaCl 2 . Наличие щёлочи докажите с помощью индикатора.
В) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:
P 2 O 5 → H 3 PO 4 →AlPO 4 . Наличие кислоты докажите с помощью индикатора.
Работу оформить в виде таблицы:
Что делаем | Что наблюдаю | Уравнения реакций. Выводы. |
А) После приливаем раствор ____________ кислоты. | СaO + _______→ ___________ Ca(OH) 2 + ______→______ +_________ |
|
В) В пробирку с водой насыпаем на кончике шпателя оксид_____________. Приливаем 1 каплю индикатора___________________________ . После помещаем в раствор гранулы металлического ____________ | P 2 O 5 +_________ → ____________ H 3 PO 4 + _____→ ________ + _____ |
Задача 2. Налейте в пробирку 1 мл серной кислоты и добавьте 0,5 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете?
Ответ обоснуйте соответствующим уравнением реакции:
____________ + _____________ →_____________ + _____________↓
Наблюдение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3 (теоретическая). К 15 г 5%-го раствора хлорида бария прибавили серную кислоту. Какое количество (моль) сульфата бария выпадет в осадок?
Дано: Решение:
Задача 4. Даны вещества: магний, оксид магния, серная кислота. Используя эти реактивы, получите сульфат магния двумя способами. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Mg +_____________→_____________ + _____________
MgO +_____________→_____________ + _____________
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 1(1)
Тема:
Цель: изучить свойства предложенных веществ.
Оборудование : медная проволока, образец глины, порошок серы, железный гвоздь, свинец, поваренная соль стакан с водой
ТБ : общие правила работы в химическом кабинете
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
I Изучение физических свойств веществ.
Задание: охарактеризовать физические свойства веществ.
Свойства | Вещества |
|||||
поваренная соль | ||||||
Плотность | ||||||
Растворимость в воде | ||||||
Электропроводность |
Вывод: Свойства веществ – это_________________________________, по которым вещества_________________________________________, или сходны между собой.
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 1(2)
Тема: «Изучение физических свойств веществ. Физические явления. Химические явления»
Цель: провести опыты, отражающие физические и химические явления.
Оборудование : парафиновая свеча, спиртовка, спички, пробирка с водой, зажим,
подставка для пробирок, фарфоровая чашка, растворы: хлорида бария, сульфата натрия, фосфорной кислоты, сухие: хлорид аммония, гидроксид кальция.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Что делаем | Что наблюдаю | |
Примеры физических явлений. |
||
1. В фарфоровую чашку поместили небольшое количество парафина и подогрели | Плавление парафина – это _______________________ явление. |
|
2. Держа пробирку зажимом, довели воду в ней до кипения. | Кипение воды – это ________________________ |
|
Примеры химических явлений. |
||
1. В пробирку поместили небольшое количество порошка мела и прилили 0,5 мл раствора фосфорной кислоты (H 3 PO 4). | Выделение ____________ - это признак ________________явления. |
|
2. В пробирку прилили 0,5 мл раствора хлорида бария (BaCl 2) и добавили к нему такое же количество сульфата натрия (Na 2 SO 4). | Выпадение осадка – это признак ______________ явления. |
|
4. В пробирке смешали сухие порошки хлорида аммония (NH 4 Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH) 2). Слегка прогрели смесь. Исследовали запах. | Появление запаха – это признак________________явления |
Вывод: физическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________; химическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________.
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 2
Тема: «Опыты на признаки и типы химических реакций. Прокаливание медной проволоки. Разложение малахита. Горение древесной лучины и парафиновой свечи»
Цель: провести опыты, характеризующие признаки и типы химических реакций.
Оборудование: видеоопыт «разложение малахита», медная проволока, зажим, древесная
лучина, спиртовка, спички.
ТБ :
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
А) Держа зажимом медную проволоку прокалите её в пламени спиртовки, определите признак данной химической реакции.
Б) Зажгите древесную лучину, потушив её через несколько секунд, определите признак данной химической реакции.
В) Просмотрев видеоопыт «разложение малахита», определите признак и тип данной химической реакции
Заполните таблицу:
Что делаем | Что наблюдаю | Уравнения химических реакций. Выводы. |
Задание 1. Держа зажимом медную проволоку прокалили её в пла мени спиртовки. | Сu + O 2 → __________ Тип реакции:_________________ Признак реакции:______________________________ |
|
Задание 2. Просмотрели видеоопыт «разложение малахита» | (CuOH) 2 CO 3 →2____ + CO 2 + H 2 O Тип реакции:_____________________ Признак реакции:________________________ |
|
Задание 3. В одну фарфоровую чашку поместили парафин в другу – древесные опилки и подожгли. | Горение древесных опилок – это ____________явление. Тип реакции:____________________ Признак реакции:___________________ Плавление парафина – это __________ Явление, так как меняется только ______________________состояние вещества. |
Вывод: основными признаками химических реакций являются:__________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тема 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь
Лабораторный опыт № 3:
Тема: «Изучение образцов природных веществ с различным видом химической связи»
Цель: познакомится со строением кристаллических решёток и свойствами веществ с различным типом химической связи.
Оборудование и реактивы: поваренная соль, железный гвоздь, набор «химическая связь» или шаростержневые модели.
Задание:
Внимательно изучите выданные вам образцы веществ.
Из предложенных материалов сделать модели веществ с ионной, атомной, молекулярной и металлической кристаллическими решётками.
Определите тип и характеристику химической связи в указанных веществах.
Тип и характеристика химической связи |
|
Поваренная соль (NaCl) | |
Углекислый газ | |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Воздух. Кислород. Горение
Лабораторный опыт № 4
Тема:
«Получение кислорода разложением пероксида водорода в
присутствии катализатора»
Цель: получить газ кислород, изучить влияние катализатора на
скорость химических реакций.
Оборудование и реактивы : измельчённый пероксид водорода, оксид марганца (IV) или перманганат калия, шпатель, 2 пробирки в подставке, зажим для пробирок, спиртовка, спички, древесная лучинка
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1
1. Поместите в пробирку немного, на кончике шпателя, измельченного пероксида водорода, и осторожно нагрейте.
2. Какие изменения происходят с пероксидом водорода?
Что ещё вы наблюдаете?____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Повторите эксперимент, добавив к пероксиду водорода небольшое количество оксида марганца (IV) или перманганата калия, но не нагревайте смесь. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите уравнения происходящих химических реакций:
H 2 O 2 → ___________+___________;
С + О 2 →______________
Задание 2.
1 1. Какую роль играет оксид марганца(IV) (перманганат калия) в процессе разложения пероксида водорода?_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Как "работает" катализатор?_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Водород. Окислительно-восстановительные реакции
Лабораторный опыт № 5 :
Тема: «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств»
Цель: получить газ водород, изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), 30% раствор соляной кислоты,
пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка (сборник), спиртовка,
спички, лабораторный штатив с лапкой.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание:
Соберите прибор (§ 41, рис 35)
Что делаем | Что наблюдаем | Уравнения реакций. |
1.В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка и прилейте к 3-4 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Подведите конец трубки к горлышку пробирки, перевёрнутой вверх дном. Соберите водород в пробирку. 2.Заполненную водо родом пробирку поднесите к пламени спиртовки. | ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ При поднесении пробирки с водородом к пламени спиртовки слышен… _________________ ________________ | 1.Составьте уравнение реакции получения водорода: Zn + HCl →__________+ ___________ К какому типу относится данная реакция?_________________________ _________________________________ Почему водород собирают в перевёрнутую пробирку? __________________________________ _________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ 2.Составьте уравнение реакции горения водорода: H 2 + O 2 →______________ К какому типу относится данная реакция?______________________________________________________________________________________________ |
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Вода. Растворы
Лабораторный опыт № 6 (мультимедиа)
Тема : «Химические свойства воды».
Цель: изучить отношение воды к металлам, кислотным и основным оксидам.
Оборудование и реактивы: металлы – натрий, алюминий, медь; оксид кальция, оксид фосфора, 4 химических стакана с водой, наждачная бумага, 2 пробирки в подставке, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, жёлтые лакмусовые бумажки
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы
Что делаем | Что наблюдаю | Уравнения реакций. Выводы. |
Опыт № 1 В 3 пробирки поместили натрий, алюминий (очищенный от оксидной плёнки) и медную проволоку и прилили по 2 мл воды в каждую. Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы. | Na + H 2 O →______________+______ Al + H 2 O→_________+_____ Cu + H 2 O→ |
|
Опыт 2. В 2 пробирки поместили порошки оксидов кальция и фосфора (V). Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы. | CaO + H 2 O →________________ P 2 O 5 + H 2 O→_______________ |
Вывод: вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами
с образованием___________________________ и __________________;
с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов образует _________________________;
с кислотными оксидами взаимодействует с образованием______________________________.
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (1)
Тема : «Изучение химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты»
Цель: провести реакции фосфорной кислоты с металлами, основанием, основным оксидом и солью.
Оборудование и реактивы: растворы H 3 PO 4 , NaOH, AgNO 3 , лакмус, гранулы цинка, 3 пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 3 пронумерованные пробирки налить по 0,5 мл раствора ортофосфорной кислоты.
В 1 пробирку поместить гранулы цинка. Во 2 пробирку прилить 1-2 капли индикатора (лакмус) и гидроксид натрия. В 3 пробирку прилить раствор хлорида бария (BaCl 2).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3 пробирке:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Дописать уравнения реакций:
H 3 PO 4 + Zn →_____________________+__________________
H 3 PO 4 + NaOH →_______________________+________________
H 3 PO 4 + AgNO 3 →_______________________+__________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (2)
Тема: « Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»
Цель: провести реакции гидроксида натрия с кислотой и солью.
Оборудование и реактивы: растворыNaOH , HCl , CuSO 4, индикатор – фенолфталеин, пробирки, подставка для пробирок, шпатель, пипетка, стакан с водой.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 2 пронумерованные пробирки прилить по 0,5 мл раствора гидроксида натрия (NaOH).
В первую пробирку добавить 1-2 капли индикатора (фенолфталеин) и прилить раствор соляной кислоты (HСl).
Во вторую пробирку добавить раствор сульфата меди (II) (CuSO 4).
Задание 2: описать свои наблюдения.
В 1 пробирке:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во 2 пробирке:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Дописать уравнения реакций:
NaOH + H 2 SO 4 → ________________+_____________________
NaOH + CuSO 4 → ________________+______________________
Вывод : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (3)
Тема: «Изучение химических свойств солей на примере сульфата меди (II), карбоната кальция»
Цель: провести реакции солей с металлом, щёлочью, кислотой и солью.
Оборудование и реактивы: растворы CuSO 4 , NaOH, HCl, мел – CaCO 3 , пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 1 пробирку налить 0,5 мл раствора сульфата меди (II) и прилить раствор гидроксида натрия.
Во 2 пробирке провести реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.
Задание 2: описать свои наблюдения.
В 1 пробирке:__________________________________________________________________
Во 2 пробирке:_________________________________________________________________
Задание 3:
Дописать уравнения реакций:
CuSO 4 + NaOH→______________________+___________________
CaCO 3 + HCl →___________+__________+_________
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.
М.: 201 3. - 6 4 с.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.
Формат: pdf
Размер: 1 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения
с лабораторным штативом, спиртовкой 5
Практическая работа 2
Изучение строения пламени свечи 12
Практическая работа 3
Очистка поваренной соли 16
Практическая работа 4
Получение и свойства кислорода 22
Практическая работа 5
Получение водорода и изучение его свойств 30
Практическая работа 6
Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
Практическая работа 7
Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
Практическая работа 8
Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических
соединений » 48
Практическая работа 9
Получение соляной кислоты и опыты с ней 55
Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении
химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические
работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники
безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая
работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная
работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней
подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы
и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ -
это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много
разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы
нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать
наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения
с лабораторным оборудованием, веществами.
В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не
только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения.
Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль
опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной
жизни.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноярский государственный технический университет
ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ПО ХИМИИ
Красноярск 2004
УДК 546/(076.1)
Химия: Рабочая тетрадь по лабораторным работам для студентов всех специальностей / Сост. Н. Я. Гладкова, Е. В. Грачева, Л. В. Фоменко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 49 с.
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета университета
© КГТУ, 2002
Лабораторная работа № 1
РАСТВОРЫ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ
ОПЫТ 1. Приготовление серной кислоты заданной концентрации.
Расчет количества серной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл 0,1н. раствора H 2 SO 4 из 9% раствора H 2 SO 4 с плотностью =1,059 г/см 3 .
В 1л. однонормального (1н.) раствора содержится один эквивалент вещества.
m э (H 2 SO 4) = = –––––––– = г/моль.
Для приготовления 100 мл раствора потребуется соответственно 0,01 эквивалент H 2 SO 4 , что составит _________г.
Расчет массы 9%-ного раствора H 2 SO 4 , содержащейся в _______г. безводной H 2 SO 4 .
В 100 г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится _________ г H 2 SO 4 ,
в Х г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится ___________ г H 2 SO 4 .
Х = –––––––––––––– = г. H 2 SO 4 . (Масса 9%-ной серной кислоты).
Расчет объема H 2 SO 4 ,который необходимо отмерить пипеткой для проведения опыта:
V = = ––––––– = мл.
ОПЫТ 2. Проверка концентрации приготовленной кислоты.
Проверку соответствия концентрации приготовленного раствора значе–нию 0,1н проводят методом титрованя, в основе которого лежит закон экви–валентов:
––––––– = ––––––– = –––––––––––– .
Концентрация приготовленной кислоты определяется по реакции нейтрализации.
H 2 SO 4 + 2NaOH = 2H 2 O + Na 2 SO 4 .
Точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора метило–вого-оранжевого. В кислой среде он имеет ____________________окраши–вание, а в щелочной _______________________.
Таблица результатов титрования
Таблица 1.1
Объем кислоты, | Объем щелочи, мл | Среднее значение объема щелочи, мл |
|
Расчет концентрации приготовленного раствора серной кислоты по формуле:
С к V к = С щ V щ, отсюда С к = ––––––––––––– = ––––––––––––– = н.
Расчет титра приготовленного раствора по формуле:
Т = ––––––––––––––––––– = –––––––––––––––––––– = г/мл.
Расчет относительной ошибки опыта в %:
= –––––––––––––– 100 = %.
Подпись преподавателя _______________________________
Лабораторная работа № 2
ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ УМЯГЧЕНИЯ
ОПЫТ № 1. Определение временной жесткости воды.
Уравнение для определения жесткости воды титрованием раствором
HСl: ___________________________________________________________ .
Таблица результатов опытов
Таблица 2.1
Номер опыта | Объем воды, | Объем израсхо–дованной кисло–ты, мл | Среднее значение объема кислоты, мл |
Цвет индикатора метилового-оранжевого до титрования ____________________, после титрования __________________.
Расчет величины временной жесткости по формуле:
Ж вр. = ––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––– = мэкв/л. (1)
ОПЫТ 2. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.
Таблица результатов опытов
Таблица 2.2
Объем кислоты, | Объем трилона Б мл, | Среднее значение объе–ма трилона Б, мл. |
|
Цвет индикатора трилона Б до титрования _________________________,
после титрования ________________________.
Расчет величины общей жесткости воды по формуле:
Ж общ. = –––––––––––––––––––– = ––––––––––––––– = мэкв/л. (2)
ОПЫТ 3. Устранение временной жесткости и определение постоянной.
Реакция устранения временной жесткости воды кипячением:
Расчет величины постоянной жесткости титрованием трилоном Б по формуле I:
Ж пост. = –––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л (3)
Расчет величины временной жесткости воды по формуле:
Ж вр.. = Ж общ. (2) – Ж пост. (3) = = мэкв/л (4)
Сравнение результаты Ж вр. , рассчитанной по формулам (1) и (4):
ОПЫТ 4. Умягчение воды катионированием.
Реакции протекающие на катионите в ионообменных колонках при пропускании через них воды:
Расчет жесткости воды титрованием трилоном Б после пропускания через колонку с катионитом:
Ж = –––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л.
Вывод: после пропускания воды через колонку с катионитом жесткость воды ____________________________________.
Дата выполнения работы ______________________________
Подпись преподавателя ________________________________
Лабораторная работа № 3
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
ОПЫТ 1. Электропроводность растворов.
Рис. 3.1. Прибор для сравнения электропроводности растворов
К сильным электролитам относятся растворы веществ:
__________________________________________________________________
Уравнения диссоциации сильных электролитов:
К слабым электролитам относятся растворы веществ: _____________
Уравнения их диссоциации и выражения констант диссоциации:
К д (CH 3 COOH) = –––––––––––––––––––––––––– = 1,86 10 –5 ,
К д (H 2 O) = –––––––––––––––––––––––––––––––– = 1,8 10 –16 ,
К д (NH 4 OH) = ––––––––––––––––––––––––––––– = 1,79 10 –5 .
Вывод: чем меньше К д, тем _________________ электролит распадается на ионы.
Гидроксид аммония и уксусная кислота при сливании образуют _________________ электролит.
Уравнение реакции: CH 3 COOH + NH 4 OH
ОПЫТ 2. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации.
Уравнение диссоциации уксусной кислоты:
СН 3 СООН =
Вывод: с разбавлением раствора уксусной кислоты электропроводность _______________________.Равновесие диссоциации смещается ________________________________________________________________ .
ОПЫТ 3. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита.
I. а) CH 3 COOH + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________ ,
б) CH 3 COOH + CH 3 COONa + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________________________.
II а) NH 4 ОН + фенолфталеин. Цвет _______________________________ ,
б) NH 4 ОН + NH 4 Cl + фенолфталеин. Цвет _______________________.
Вывод: при добавлении одноименных ионов равновесие смещается ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
ОПЫТ 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита.
Уравнения реакций в молекулярной (1), молекулярно-ионной (2) и сокращенной ионной (3) формах:
1. CH 3 COONa + H 2 SO 4
При нагревании появляется слабый запах _________________________.
1. NH 4 Cl + NaOH
При нагревании по запаху определяется___________________________.
ОПЫТ 5. Реакции нейтрализации.
1. NaOH + H 2 SO 4
1. NaOH + СH 3 COOH
В I -й пробирке на нейтрализацию раствора NaOH пошло _______
капель H 2 SO 4 , а во II-й _________ капель CH 3 COOH.
Вывод: обесцвечивание раствора щелочи наступило быстрее с H 2 SO 4 , так как ________________________________________________________ .
ОПЫТ 6. Реакции, идущие с образованием газа.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:
1. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4
В ходе реакции выделяется __________________ газ.
ОПЫТ 7. Реакции, идущие с образованием осадка.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и сокращенной ионной формах (3):
1. Pb(NO 3) 2 + KCl
Цвет выпавшего осадка PbCl 2 _________________________ .
ПР (PbCl 2) = 2,4 10 –4 .
1. Pb(NO 3) 2 + KI
Цвет выпавшего осадка PbJ 2 __________________________ .
ПР (PbJ 2) = 8,7 10 –9
Вывод: сравнивая значения ПР для выпавших осадков_________
_______________________________________________________.
ОПЫТ 8. Условия растворения осадков.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:
1. FeSO 4 + (NH 4) 2 S
Цвет осадка FeS __________________. ПР (FeS) = 3,7 10 –19 .
CuSO 4 + (NH 4) 2 S
Цвет осадка CuS _________________. ПР(CuS) = 8,5 10 –45 .
Уравнения реакций взаимодействия осадков с соляной кислотой.
Осадок ____________ растворяется. Это можно объяснить ____________
_____________________________________________________________ .
Лабораторная работа № 4
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ
ОПЫТ 1. Определение реакции среды различных солей с помощью универсального индикатора.
Результаты опытов по определению реакции среды растворов солей.
Таблица 4.1
Испытуемая соль | Реакция среды (написать: кислая, щелочная или нейтральная) | рН раствора (написать рН > 7 или рН < 7) |
|
Уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1.а) Na 2 CO 3 + H 2 O =
2.а) Al 2 (SO 4) 3 + H 2 O =
3.а) (NH 4) 2 CO 3 + H 2 O =
4.а) CH 3 COONa + H 2 O =
Вывод: раствор соли KCl гидролизу ____________________________ ,
так как эта соль образована _________________________________________ .
При гидролизе карбоната натрия углекислый газ не выделяется, так как _________________________________________________________________ .
ОПЫТ 2. Влияние температуры на степень гидролиза.
А.а) CH 3 COONa + фенолфталеин. Цвет раствора ___________________ .
б) CH 3 COONa + фенолфталеин + нагрев. Цвет раствора____________ .
Уравнение реакции гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1) CH 3 COONa + H 2 O =
Вывод: при нагревании раствора интенсивность окраски _____________, так как_________________________________________________.
Б. Уравнение реакции в молекулярной форме:
Al 2 (SO 4) 3 + CH 3 COONa =
Уравнения реакции гидролиза образующейся соли в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
Вывод: появление осадка ___________, обусловлено __________ _________________________________________________________________ .
ОПЫТ 3. Влияние разбавление раствора на степень гидролиза.
Уравнения реакций в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1.SnCl 2 + H 2 O =
Выпадает осадок ____________ .
1. SnOHCl + HСl (к) =
При подкислении концентрированной HCl осадок растворяется.
Вывод: согласно принципу Ле Шателье при разбавлении раствора и добавлении концентрированной HСl гидролиз _________________________ .
ОПЫТ 4. Влияние силы кислоты и основания, образующих соль на степень ее гидролиза.
I пробирка: Na 2 SO 3 + фенолфталеин. Цвет _________________________.
II пробирка: Na 2 CO 3 + фенолфталеин. Цвет ________________________ .
К д (H 2 CO 3) по I ступени = 4,5 10 –7
К д (H 2 SO 3) по I cтупени = 1,7 10 –2 .
Вывод: интенсивность окраски в I-й пробирке ________________ ,чем во II-й. Это можно объяснить __________________________________________ .
Уравнения гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1. Na 2 SO 3 + H 2 O =
ОПЫТ 5. Полный (необратимый) гидролиз.
Реакция взаимодействия солей в молекулярной форме:
Al 2 (SO 3) 3 + Na 2 CO 3 =
Уравнения гидролиза соли, которая подвергается полному гидролизу в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
Выделяется ____________________ газ и выпадает осадок ___________.
Вывод: при реакции не образуется карбонат алюминия, так как. __________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Дата выполнения работы _________________________________
Подпись преподавателя ___________________________________
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами объектами для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)
ПрограммаУчебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Стандарт... измерительные Оборудование для фронтальных лабораторных работ : Тематические наборы Приборы по механике Приборы по молекулярной...
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям новою государственного стандарта.
Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.
Примеры.
Из набора веществ - железо, кислород, поваренная соль, уксусная кислота, водород, спирт - выберите два и добавьте одно свое со следующими физическими свойствами:
а) газы
б) жидкости
в) твердые вещества
г) имеют запах
д) температуры кипения:
78 °С, 119 °С, 100 °С
Растворимость твердых веществ (например, солей - нитратов) при нагревании увеличивается, правда, растворимость поваренной соли NaCl практически не изменяется с температурой, а вот растворимость газов при нагревании уменьшается. Обозначьте буквой а кривую растворимости нитрата KN03, б - кривую растворимости соли NaCl, в - кривую растворимости сернистого газа S02 (рис. 1).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Лабораторный опыт 1
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
Разделение смеси порошков железа и серы 9
Лабораторный опыт 3
Примеры физических явлений 13
Лабораторный опыт 4
Примеры химических явлений 19
Лабораторный опыт 5
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
Лабораторный опыт 6
Разложение основного карбоната меди(И) 27
Лабораторный опыт 7
Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
Лабораторный опыт 8
Ознакомление с образцами оксидов 36
Лабораторный опыт 9
Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
Лабораторный опыт 10
Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
Лабораторный опыт 11
Отношение кислот к металлам 47
Лабораторный опыт 12
Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
Лабораторный опыт 13
Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
Лабораторный опыт 14
Взаимодействие щелочей с кислотами 56
Лабораторный опыт 15
Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
Лабораторный опыт 16
Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
Лабораторный опыт 17
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
Лабораторный опыт 18
Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
Лабораторный опыт 19
Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
Лабораторный опыт 20
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Тетрадь для практических работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013
- Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», ФГОС (к новому учебнику), Микитюк А.Д., 2015
Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.
Примеры заданий:
В чем сущность проведенной реакции?.
Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.
Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 1
Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
Лабораторный опыт № 2
Разделение смесей.
Лабораторный опыт № 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
Лабораторный опыт № 4
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 5
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Лабораторный опыт № 6
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Лабораторный опыт № 7
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Лабораторный опыт № 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
Лабораторный опыт № 10
Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
Лабораторный опыт№ 11
Химические свойства солей.
Лабораторный опыт N° 12
Реакции, характерные для основных оксидов.
Лабораторный опыт № 13
Реакции, характерные для кислотных оксидов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Практическая работа N? 4
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Практическая работа № б
Ионные реакции.
Практическая работа N° 7
Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
Практическая работа № 8
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач.
Приложения.
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Определение ионов.
4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
Следующие учебники и книги.