Известные русские ораторы. Выдающиеся российские судебные ораторы

Рецепторах человека) раздражитель непосредственно воспринимается специализированными клетками эпителиального происхождения или видоизмененными нервными клетками (чувствительные элементы сетчатки), которые не генерируют нервных импульсов, а действуют на иннервирующие их нервные окончания, изменяя секрецию медиатора. В других случаях единственным клеточным элементом рецепторного комплекса является само нервное окончание, часто связанное со специальными структурами межклеточного вещества (например, тельце Пачини).

Принцип работы рецепторов

Стимулами для разных рецепторов могут служить свет , механическая деформация , химические вещества, изменения температуры , а также изменения электрического и магнитного поля. В рецепторных клетках (будь то непростредственно нервные окончания или специализированные клетки) соответствующий сигнал изменяет конформацию чувствительных молекул-клеточных рецепторов, что приводит к изменению активности мембранных ионных рецепторов и изменению мембранного потенциала клетки. Если воспринимающей клеткой является непосредственно нервное окончание (так называемые первичные рецепторы ), то обычно происходит деполяризация мембраны с последующей генерацией нервного импульса. Специализированные рецепторные клетки вторичных рецепторов могут как де-, так и гиперполяризоваться. В последнем случае изменение мембранного потенциала ведет к уменьшению секреции тормозного медиатора, действующего на нервное окончание и, в конечном счете, все равно к генерации нервного импульса. Такой механизм реализован, в частности, в чувствительных элементах сетчатки.

В качестве клеточных рецепторных молекул могут выступать либо механо-, термо- и хемочувствительные ионные каналы, либо специализированные G-белки (как в клетках сетчатки). В первом случае открытие каналов непосредственно изменяет мембранный потенциал (механочувствительные каналы в тельцах Пачини), во втором случае запускается каскад внутриклеточных реакций трансдукции сигнала, что ведет в конечном счете к открытию каналов и изменению потенциала на мембране.

Виды рецепторов

Существуют несколько классификаций рецепторов:

  • По положению в организме
    • Экстерорецепторы (экстероцепторы) - расположены на поверхности или вблизи поверхности тела и воспринимают внешние стимулы (сигналы из окружающей среды)
    • Интерорецепторы (интероцепторы) - расположены во внутренних органах и воспринимают внутренние стимулы (например, информацию о состоянии внутренней среды организма)
      • Проприорецепторы (проприоцепторы) - рецепторы опорно-двигательного аппарата, позволяющие определить, например, напряжение и степень растяжения мышц и сухожилий. Являются разновидностью интерорецепторов.
  • По способности воспринимать разные стимулы
    • Мономодальные - реагирующие только на один тип раздражителей (например, фоторецепторы - на свет)
    • Полимодальные - реагирующие на несколько типов раздражителей (например. многие болевые рецепторы, а также некоторые рецепторы беспозвоночных, реагирующие одновременно на механические и химические стимулы).

У человека имеются первые шесть типов рецепторов. На хеморецепции основаны вкус и обоняние, на механорецепции - осязание, слух и равновесие, а также ощущения положения тела в пространстве, на фоторецепции - зрение. Терморецепторы есть в коже и некоторых внутренних органах. Большая часть интерорецепторов запускает непроизвольные, и в большинстве случаев неосознаваемые, вегетативные рефлексы. Так, осморецепторы включены в регуляцию деятельности почек, хеморецепторы, восппринимающие pH, концентрации углекислого газа и кислорода в крови, включены в регуляцию дыхания и т.д.

Иногда предлагается выделять группу электромагнитных рецепторов, в которую включают фото-, электро- и магниторецепторы. Магниторецепторы точно не идентифицированы ни у одной группы животных, хотя предположительно ими служат некоторые клетки сетчатки птиц, а возможно, и ряд других клеток .

В таблице приведены данные о некоторых типах рецепторов

Природа раздражителя Тип рецептора Место расположения и комментарии
электрическое поле ампула Лоренцини en:Ampullae of Lorenzini и другие типы Имеются у рыб, круглоротых, амфибий, а также у утконоса и ехидны
химическое вещество хеморецептор
влажность гигрорецептор Относятся к осморецепторам или механорецепторам. Располагаются на антеннах и ротовых органах многих насекомых
механическое воздействие механорецептор У человека имеются в коже (экстероцепторы) и внутренних органах (барорецепторы, проприоцепторы)
давление барорецептор Относятся к механорецепторам
положение тела проприоцептор Относятся к механорецепторам. У человека это нервно-мышечные веретена , сухожильные органы Гольджи и др.
осмотическое давление осморецептор В основном интерорецепторы; у человека имеются в гипоталамусе, а также, вероятно, в почках, стенках желудочно-кишечного тракта, возможно, в печени. Существуют данные о широком распространении осморецепторов во всех тканях организма
свет фоторецептор
температура терморецептор Реагируют на изменение температуры. У человека имеются в коже и в гипоталамусе
повреждение тканей ноцицептор В большинстве тканей с разной частотой. Болевые рецепторы - свободные нервные окончания немиелинизированных волокон типа C или слабо миелинизированных волокон типа Aδ.
магнитное поле магнитные рецепторы Точное расположение и строение неизвестны, наличие у многих групп животных доказано поведенческими экспериментами

Рецепторы человека

Рецепторы кожи

  • Болевые рецепторы.
  • Тельца Пачини - капсулированные рецепторы давления в округлой многослойной капсуле. Располагаются в подкожно-жировой клетчатке. Являются быстроадаптирующимися (реагируют только в момент начала воздействия), то есть регистрируют силу давления. Обладают большими рецептивными полями , то есть представляют грубую чувствительность.
  • Тельца Мейснера - рецепторы давления, расположенные в дерме . Представляют собой слоистую структуру с нервным окончанием, проходящим между слоями. Являются быстроадаптирующимися. Обладают малыми рецептивными полями , то есть представляют тонкую чувствительность.
  • Тельца Меркеля - некапсулированные рецепторы давления. Являются медленноадаптирующимися (реагируют на всей продолжительности воздействия), то есть регистрируют продолжительность давления. Обладают малыми рецептивными полями .
  • Рецепторы волосяных луковиц - реагируют на отклонение волоса.
  • Окончания Руффини - рецепторы растяжения. Являются медленноадаптирующимися, обладают большими рецептивными полями .
  • Колба Краузе - рецептор, реагирующий на холод.

Рецепторы мышц и сухожилий

  • Мышечные веретена - рецепторы растяжения мышц, бывают двух типов:
    • с ядерной сумкой
    • с ядерной цепочкой
  • Сухожильный орган Гольджи - рецепторы сокращения мышц. При сокращении мышцы сухожилие растягивается и его волокна пережимают рецепторное окончание, активируя его.

Рецепторы связок

В основном представляют собой свободные нервные окончания (Типы 1, 3 и 4), меньшая группа - инкапсулированные (Тип 2). Тип 1 аналогичен окончаниям Руффини, Тип 2 - тельцам Паччини.

Рецепторы сетчатки глаза

Под воздействием света в рецепторах происходит выцветание - молекула зрительного пигмента поглощает фотон и превращается в другое соединение, хуже поглощающее свет волн (этой длины волны). Практически у всех животных (от насекомых до человека) этот пигмент состоит из белка, к которому присоединена небольшая молекула, близкая к витамину A . Эта молекула и представляет собой химически трансформируемую светом часть. Белковая часть выцветшей молекулы зрительного пигмента активирует молекулы трансдуцина, каждая из которых деактивирует сотни молекул циклического гуанозинмонофосфата , участвующих в открытии пор мембраны для ионов натрия , в результате чего поток ионов прекращается - мембрана гиперполяризуется.

Чувствительность палочек такова, что адаптировавшийся к полной темноте человек способен увидеть вспышку света такую слабую, что ни один рецептор не может получить больше одного фотона. При этом палочки не способны реагировать на изменения освещённости, когда свет настолько ярок, что все натриевые каналы уже закрыты.

12.09.2017

В поисках очередного видеоконтента на Youtube-площадке или на телевидении мы с первых минут просмотра всегда оценивающе подходим к показываемому материалу. В первую очередь в глаза бросается освещаемая тематика, уже после – визуальная составляющая передачи, а затем стиль повествования. Но если с первыми двумя все довольно-таки просто (ведь вы с первых секунд сможете понять, что тема о «захвате мира рептилоидами» вас не интересует и переключите на что-нибудь другое), то понимание насколько хорош способ подачи даже отличного материала приходит к нам уже после нескольких минут. Именно талант ведущего или закадрового диктора является финальным штрихом завершенного знакомства с представляемым материалом. Ведь никому не захочется слушать даже хорошую историю о правлении Римского императора, если её рассказывает человек с заплетающимся языком.

Умение говорить убедительно, красиво и свежо, завоевывать умы слушателей, вести за собой миллионы – именно эта характеристика отличает ведущих мировых дикторов, легендарных политиков и известных деятелей в истории человечества. Порой одним только своим публичным выступлением (вживую или с телеэкранов) эти люди могли изменить ход истории или положение вещей в мире. Временами такие речи не обходятся без ошибок, оговорок и непозволительных ляпов, оказывая еще более взрывной эффект. Как бы там ни было, самые яркие ораторы навсегда входят в анналы истории, а их словам внемлют спустя годы и столетия.

Вы наверняка можете назвать массу примеров, о которых вам уже давно известно, мы же предлагаем вспомнить о тех, которые стали азбучными и вошли в разряд ораторской классики. К примеру, кубинский лидер Фидель Кастро однажды поставил рекорд, сумев удержать слушателей в течение 4 с половиной часов, и не простых зрителей, а зал заседаний Организации Объединённых Наций. Разумеется, он не единственный, кому удалось не просто ошеломить людей своим выступлением, но и создать целый водоворот последствий, меняющих мир – иногда к лучшему, иногда наоборот.


Министр обороны Канады и его «инопланетяне»

Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

В 2013 году в рамках конференции под названием «Гражданские слушания рассекречивания», которая состоялась в столице Соединенных Штатов, Вашингтоне, канадский министр буквально ужаснул присутствовавших на мероприятии слушателей. Он произнес слова, которые произвели эффект сдетонировавшей водородной бомбы, поразив своей взрывной волной всех и каждого. «НЛО и инопланетяне настолько же реальны, как и самолеты, которые летают над нашими головами», - заявил Хеллье перед довольно солидной аудиторией. В этой речь прозвучали и другие пугающие вещи. К примеру, бывший министр обороны рассказал, сколько именно разновидностей инопланетян бывали на Земле, подчеркнув, что некоторые из них живут среди нас. По его же словам, как минимум два представителя инопланетных цивилизаций сегодня работают на американское правительство. Впрочем, такими же заявлениями он отмечался и прежде, но выступление в Вашингтоне стало настоящим хитом среди многомиллионной армии пользователей сети.


Фидель Кастро и его рекорд

В 1960 году кубинскому лидеру Фиделю Кастро удалось невообразимое - он сумел удержать столь солидную публику, как зал заседаний ООН, наполненный съехавшимися на 15-ую сессию Генассамблеи ООН главами правительств стран мира, выступая перед ней с беспрерывной речью, длительностью 269 минут. Именно это выступление отца кубинской революции создало прецедент, после которого международная организация внесла в свой регламент изменения, вводящие ограничения по хронометражу выступлений ораторов.

Фидель Кастро давно известен своими пламенными речами и умением зажигать сердца миллионов. И нет ничего удивительного в том, что четверть века спустя он сумел побить собственный рекорд. В 1986 году, во время 3-го съезда Компартии Кубы в Гаване, ему удалось удерживать внимание зала, по некоторым данным, более 7 часов. К слову, были источники, утверждавшие, что это выступление политика продолжалось не 7, а целых 27 часов, но этому утверждению никто не поверил. Примечательно, что все это время команданте, которому на тот момент было, на секундочку, под 80 лет, говорил, исключительно стоя и совсем не сбиваясь, постоянно подчеркивая, что чувствует себя замечательно.


Стив Джобс и его мотивация

«Смерть, пожалуй, - лучшее изобретение эволюции. Именно она – причина всех перемен и любого прогресса. Она всегда очищает старое, чтобы освободить дорогу чему-то новому». Эта легендарная речь была произнесена не менее легендарным главой Apple Стивом Джобсом перед выпускным курсом университета в Стэнфорде летом 2005 года. В тот день Джобс уже давно находился в роли идола современной эпохи научно-технической революции и величайшего «визионера» в истории. Тогда же ему уже было известно о своей смертельной болезни.

Несмотря на то, что глава одной из самых инновационных корпораций на планете и до этого произносил почти исторические речи, именно эти его слова принято считать самыми легендарными. Многие специалисты даже цитируют его речь в мотивационных целях. И ведь действительно есть за что. «Ваше время очень ограничено, не распыляйте его на то, чтобы жить чужой жизнью. Не нужно жить помыслами посторонних людей – это ловушка догмы. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу сквозь пелену чужих мнений. Найдите в себе храбрость, чтобы следовать собственной интуиции и собственному сердцу. Все прочее вторично», - такие слова прозвучали из уст настоящей легенды в мире современных технологий, маркетинга и дизайна.

Примечательно, что именно из-за этой речи Стива Джобса в свое время опозорилась украинский политик Раиса Богатырева. Во время выступления перед слушателями одного из киевских ВУЗов она присвоила себе целые отрывки из этой знаменитой речи главы Apple.


Нельсон Мандела: «Умереть за свои идеалы»

«Я боролся не только против превосходства «белых», но также и против превосходства «черных». Я, не переставая, чтил идеалы свободного демократического сообщества, люди в котором могли бы жить в гармонии и обладать сопоставимыми возможностями и правами. Именно к этому идеалу я стремлюсь, именно ради него я готов жить. Но, если это от меня потребуется, ради этого же идеала, я с той же уверенностью готов умереть».

Эта пронзительная и исполненная эмоций и веры в лучшее будущее речь принадлежит устам Нельсона Манделы – человека, титаническими усилиями которого в ЮАР в свое время была побеждена самая опасная зараза на теле человечества под именем апартеид. Именно эта политика расовой сегрегации проводилась правящей на тот момент в стране Национальной партией.

Ту легендарную речь Мандела осмелился произнести в зале суда, того самого, который днем позднее приговорит его и нескольких его сторонников к пожизненному тюремному заключению. Спустя годы будет и выход на свободу, и крупный политический успех, и завоевание поста президента ЮАР на первых свободных демократических выборах в стране. Но в тот день миллионы слушали героя, готового пожертвовать собой, ради одной лишь цели – равноправия и справедливости.


Уинстон Черчилль и его «железный занавес»

Британский премьер Уинстон Черчилль в свое время умел играть со словами и смыслами так, словно Вивальди, извлекающий замысловатые звуки из скрипки лучшего мастера в истории. Политик был остроумен, красноречив, взвешен, но это только одна его сторона. С другой, он мог мгновенно превратиться в колкого, грубого и опрометчивого оратора, сохраняя при этом неповторимый шарм. И если есть среди вас те, кто все еще считает себя мастером эпистолярного жанра – начинайте кусать губы прямо сейчас. Увы, но имя лучшего давно известно. Таких ораторов, как Черчилль, нет и, скорее всего, больше не будет. Или ваши речи так же разбирают на цитаты до последнего кирпичика, превращая их в миллионы афоризмов, которые тиражируются до сих пор? То-то же.

А вот самой известной речью Черчилля можно назвать выступление перед студентами Вестминстерского колледжа в США. Именно после его «фултонской речи», произнесенной в марте 1946 года, в Москве впервые заговорили о предпосылках к началу «Холодной войны», а мировая пресса воодушевленно подхватила словосочетание «железный занавес». В тот день глава британского правительства сказал: «От балтийского Штеттина до Адриатического Триеста, через весь необъятный континент, опустился железный занавес».


Джон Кеннеди и новый вектор

«Не спрашивайте, что ваша страна сделала для вас, спросите: что вы могли бы сделать для вашей страны», - об этой цитате, ставшей частью, без преувеличения, исторической инаугурационной речи 35-го президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди давно слагают легенды. Меж тем, произнесена она была 20 января далекого 1961 года и сегодня считается одним из эталонных выступлений, демонстрирующих всю полноту ораторского искусства.

Во время выступления по случаю своего официального вступления в должность президента страны молодой и прогрессивный хозяин овального кабинета Кеннеди публично и смело провозгласил план, в соответствии с которым должна развиваться новая внешняя политика официального Вашингтона. «Мы хотели бы, чтобы каждая нация знала, что США готовы заплатить самую высокую цену, вынести любую ношу, перенести все сложности, выступить в поддержку любого нашего партнера или сразиться с любым нашим врагом – и все это лишь для того, чтобы суметь выжить и добиться свободы», - говорил в тот день с трибуны новоиспеченный глава государства. Именно в этой речи многие эксперты в свое время узрели предпосылки для зарождения осязаемой и полноценной «Холодной войны», отводя заявления Черчилля на второй план. Рискнем с ними не согласиться и напомним, что самыми важными тезисами в выступлении Кеннеди стали слова о масштабной борьбе против опаснейших врагов каждого человека на планете. Кеннеди имел в виду болезни, неравенство и бедность, войны, конфликты и тиранию. Ответьте себе честно, видите ли вы в этой идее попытку противопоставить США главному на тот момент антагонисту страны на мировой арене – Советскому Союзу?


Мартин Лютер Кинг – права темнокожих на фоне белого Линкольна

«У меня есть мечта...» - эту бессмертную фразу многие современные политики регулярно пытаются обыграть в своих предвыборных пропагандистских речах, но неизменно проваливаются. Почему? Да просто все они не стоят и пяди земли, по которой однажды ступал один из величайших ораторов и умов – афроамериканский проповедник и отчаянный борец за полноценные гражданские права чернокожих американцев Мартин Лютер Кинг.

Его легендарная речь, которая начиналась именно этими словами, была нацелена на новое светлое будущее, в котором у всех людей будут равные права и обязанности вне зависимости от цвета их кожи. В тот день фразу о мечте вживую услышали три сотни тысяч американских граждан. Возможно, кто-то из вас и сам помнит, как она продолжалась? Дадим вам время освежить память и проверить себя.

«Я мечтаю, что однажды, на «красных холмах» в Джорджии потомки рабов и их рабовладельцев, наконец, смогут вместе сесть за один братский стол», - именно в этих волнующих до сих пор словах Кинг видел единственное будущее Америки. Эта речь была произнесена проповедником в августе 1963 году на лестнице мемориала Авраама Линкольна, на фоне ослепительно белого изваяния, сидящего 16-го президента США, добившегося отмены рабства. Произошло это как раз во время исторического «марша на Вашингтон» - важнейшего эпизода в деятельности движения за равноправие и гражданские свободы в Соединенных Штатах. Причем, не только в борьбе за равные права, но и за личные свободы, за рабочие места, за отказ от необоснованных притеснений по одному только расовому признаку. Позднее, это выступление назовут лучшей речью ХХ столетия.

Исторические сводки помнят не один десяток важнейших фраз и предложений, сказанных с трибун, народных вече, подмостков телестудий и просто на улицах городов. Все они, частично или полностью, изменили представления о мире, гражданскую позицию, культуру и многое другое. Теперь времена горячийх ораторских обсуждений перешло на новое поколение. В своих текстах афроамериканские hip-hop исполнители поднимают жизненно важные темы, видеоблоггеры перед камерами предлагают горячие обсуждения, которые собирают под своими сводами тысячи недовольных мнений, а публичные выступления активистов тиражируются с мгновенной скоростью.

Но что необходимо сегодняшнему выступлению, чтобы оно стало революционным и создало исторический прецедент? Мы предлагаем нашим читателям выбрать несколько реально важных высказываний или сильных ораторов, которые сейчас радуют уши многих слушателей по всему миру. Возможно вам по душе обращения политических деятелей и фразы вроде «Make America Great Again» или мотивационные высказывания бизнес-гуру Илона Маска и Джеффа Безоса? Делитесь своими примерами в комментариях, чтобы каждый мог приобщиться к настоящим культурным достояниям современности.

Ораторское искусство - полезный навык для любого человека. Оно дает возможность точно и ярко донести свою мысли до других людей. Все большие личности являлись и являются величайшими ораторами.

Ораторское искусство

Это искусство не просто публичного выступления, а переубеждения. Оно представляет собой правильное комбинирование риторики, психологии и актерского мастерства. Цель ораторского искусства заключается в правильном изложении самим оратором своей собственной позиции перед слушателями и оппонентами.

В ходе выступления автор должен защитить собственное мнение и постараться сделать так, чтобы публика приняла его сторону. Все лидеры стран пытаются стать хорошими ораторами. Величайшие главы государств, которые сыграли большую роль в истории человечества, уделяли очень много времени риторике.

Авраам Линкольн

Будущий президент США родился в 1861 году. Он является первым главой государства от республиканцев. Известен Линкольн тем, что освободил американских рабов.

Кроме того, Авраам Линкольн - великий оратор. Его красноречие дало ему возможность заработать хорошую репутацию. Он защищал бедных граждан в американских судах и не брал с них денег.

В 1863 году Линкольн произнес речь, благодаря которой стал известен как один из великих ораторов мира. Это была Геттисбергская речь, которая до сих пор является одной из самых известных в истории США. Она была произнесена во время открытия Национального солдатского кладбища в Пенсильвании. В своем выступлении Авраам Линкольн использовал лишь 272 слова. Сама речь длилась менее трех минут.

Греческие мастера публичного выступления

Большинство величайших ораторов в истории родом из Древней Греции. Это связано с тем, что именно там впервые появилось ораторское искусство.

Первыми в списке мастеров публичного выступления являются жители столицы Греции - Перикл, Лисий, Демосфен и Аристотель. Именно их принято считать наиболее известными ораторами.

Они уделяли большое внимание движению рук и свои позам. Также для убедительности мастера старались быть оригинальными и выразительными. Они всегда продумывали свои речи, чтобы каждая из них была неповторимой, имела четкую структуру и логическое завершение.

Многие спикеры употребляли в своих речах элементы юмора и сатиры. Это позволяло им привлекать больше слушателей и вызывать у них симпатию.

Лисий

Лисий родился и вырос в Афинах. Они с братом имели большое состояние, что стало причиной недовольства со стороны тиранов, которые пришли к власти в Древней Греции. Брат Лисия был убит, а самому оратору пришлось сбежать из города.

Возвращение в Афины случилось после торжества демократии. Лисий принял участие в суде над одним из тиранов, который был виновен в смерти его брата. Оратор вступил с судебной речью, которая стала для него первой. Всего за свою жизнь он выдал более четыре сотен речей, но до наших дней сохранилось менее десятой части.

Перикл

Перикла принято считать одним из основателей демократии и самых великих ораторов Греции. В молодости он принимал участие в народных собраниях и выступал с речами во время судов. В то время ему удалось стать очень популярным в Греции благодаря своему красноречию.

Перикл был одним из лучших мастеров ораторского искусства в период, когда красноречие еще не преподавалось. Как и все спикеры того времени, Перикл полагался на собственную интуицию. В ходе выступлений оратор импровизировал. Свои речи Перикл не записывал. В пятом столетии до нашей эры он начал общаться с софистами, у которых многому научился.

Аристотель

Аристотель - еще один грецкий оратор. Однако стал известным благодаря не дару красноречия, а философским учениям.

Аристотель был учеником Исократа. В академии ритора известный философ обучался ораторскому искусству, поскольку имел большой интерес к риторике. Со временем Аристотель издал несколько книг, на написание которых его подвигло обучение в академии. Наиболее известной из них является работа под названием «Риторика».

Философ изучал искусство красноречия не для того, чтобы применять его на практике во время публичных выступлений. Цель изучения ораторского искусства для Аристотеля заключалась в том, чтобы рассмотреть такие категории как «слог», «звук», «начало речи», «глагол» и другие. Кроме того, он изучал социальное взаимодействие «ритор - аудитория».

Демосфен

Еще одного великого древнего оратора Греции зовут Демосфен. После смерти отца он был отправлен на воспитание к опекунам. Ними же и было растрачено большое состояние, принадлежавшее семье Демосфена. После достижения совершеннолетия юноша принял решение пойти в суд, чтобы ему возместили ущерб. На суде Демосфен представлял себя сам. Процесс закончился тем, что оратор смог отсудить у опекунов лишь часть имущества.

В изучении ораторского искусства Демосфен равнялся на Перикла. У него было множество недостатков, которые мешали ему на пути к славе великого оратора. Но он смог все преодолеть благодаря своей настойчивости.

Ораторы ХХ века

В двадцатом веке ораторское искусство сыграло важную роль в истории многих государств. Оно помогло прийти к власти ключевым историческим личностям, которые оказали большое влияние на ход истории прошлого века.

Яркими представителями ораторского искусства ХХ века считаются премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, первый председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин и Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Джугашвили, более известный как Иосиф Сталин.

Уинстон Черчилль

Уинстон родился в 1874 году в Оксфордшире. Его принято считать одним из самых великих политиков в мировой истории. Именно его британцы считают тем человеком, который сильно поспособствовал окончанию Второй мировой войны.

Уинстон известен не только тем, что просто был премьер-министром Соединенного Королевства. Черчилль - великий оратор. Вершиной красноречия премьера считаются три его речи, которые он произносил на заседании парламента в1940 году. Первая речь называлась «Кровь, пот и слезы». В ней Черчилль объяснил цель и политику Великобритании во время боевых действий.

Вторая речь Уинстона известна под названием «Мы будем сражаться на пляжах». В ней глава правительства Великобритании выразил волю всей нации к победе в войне с фашистами. Черчилль призывал всех оборонять остров, а даже если британские острова будут захвачены врагом, имперская армия и Британский флот продолжать войну с недругом, чтобы вернуть спокойствие в Новый Мир.

Третья знаменитая речь величайшего оратора получила название «Их звездный час». В ней Черчилль говорил о предстоящей битве за Англию, от которой зависела жизнь всей Британии, а также судьба цивилизации.

Уинстон сказал, что Гитлер обрушит всю свою мощь на Великобританию, потому что та является его основным противником в Европе. Поражение Британской короны в битве с нацизмом будет означать конец всего, что дорого британцам. Победа Гитлера будет означать начало Темного века не только для Европы, но и для всего мира.

22 июня 1941 года, когда фашистская Германия напала на СССР, Черчилль выступил с заявлением, в котором осудил действия Гитлера. Уинстон сказал, что Германия является общим врагом Великобритании и Советского Союза. Правительство Королевства пообещало всяческую поддержку СССР, но подчеркнуло, что не отрекается от негативного отношения к коммунистической идеологии, которую проповедует Советский Союз.

Владимир Ленин

Владимир Ильич родился в 1870 году в Симбирске. 6 июля 1923 года он был назначен председателем Совета народных комиссаров Советского Союза. Эту должность Ленин занимал менее одного года. С 1917 по 1924 год Владимир Ильич был председателем Совета народных комиссаров РСФСР.

Ленин на пути к власти был вынужден развивать свое ораторское мастерство. Он много общался с советскими людьми на понятном для них языке. Его отличительной чертой было умение понимать толпу, чувствовать ее настроение и манипулировать ею в собственных интересах. Ленин не часто выступал с монологами. Обычно он старался вести со своими слушателями диалог. Владимир Ильич был всегда очень лаконичен, четко выражал свои мысли, используя для большего воздействия на слушателей направляющие жесты рук. Множество фраз, произнесенных Лениным на его выступлениях, со временем стали афоризмами.

Иосиф Сталин

Иосиф Джугашвили родился в 1878 году в Российской империи. Практически никто не упоминает Сталина, когда разговор заходит о великих мировых ораторах. Иосиф запомнился большинству людей жестоким вождем Советского Союза. Некоторые иностранные ученые откровенно заявляли о том, что Сталин - плохой оратор. Причиной такого утверждения выступал тот факт, что Иосиф не владел иностранными языками. Однако российского языка ему вполне хватило, чтобы стать одним и самых великих глав государств в мировой истории.

Свое красноречие Джугашвили продемонстрировал в 1917 году, после того как ушел в подполье Ленин. Сталин выступил с докладом ЦК. После Октябрьской революции Иосиф был представлен в качестве народного комиссара по делам национальностей в СНК. Эту должность ему удалось получить благодаря написанной в 1913 году книге о марксизме. 3 апреля 1922 года Сталин стал Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

Секреты великих ораторов

«Говори как Черчилль, держись как Линкольн» - название книги Джеймса Хьюма, в которой он раскрывает секреты самых знаменитых в мире ораторов. Хьюм помогал писать речи для пяти президентов Соединенных Штатов Америки. Книга состоит из 191 части, в которых рассказывается о важности правильной подготовки сцены, смелости, поведении и других аспектах, которые необходимо принимать во внимание, готовясь к публичному выступлению.

Все мастера публичного выступления обладают собственными техниками овладения вниманием толпы. Настоящий оратор обязан обладать множеством качеств, которые сделают из него асса публичных выступлений.

Во-первых, необходимо быть начитанным. Это позволит быстро подбирать нужные слова и избегать длительных пауз в ходе выступления. Речь оратора должна быть четкой, логичной и последовательной. Необходимо, чтобы «спич» с первых минут заинтересовал слушателя, в противном случае аудитория будет потеряна.

Для качественного и уверенного выступления следует множество раз перечитать свою речь. Стоит убрать из нее сленговые выражения и жаргонизмы, чтобы сделать «спич» более строгим и серьезным. Во время выступления не надо упоминать ненужные факты. Следует использовать только те доводы, которые прямо относятся к теме выступления.

Также необходимо вести себя спокойно и сдержано. Ораторское искусство предполагает гармоничное сочетание спокойствия и уверенности.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

В России конца XVIII - начала XIX в. складывается риторическая школа российских академиков, давшая импульс развитию университетской школы красноречия. Среди риторических сочинений особое место занимают «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, написанные в 1792 г. При жизни автора рукопись не была напечатана, и только через пять лет после смерти Сперанского, в 1844 г., «Правила» подготовил к публикации профессор Санкт - Петербургской духовной академии И.Я. Ветринский.
Первым условием успеха оратора Сперанский считает природное дарование: красноречие «есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Природному дару помочь в этом может наука. Сравнивая хорошую речь с драгоценными камнями, Сперанский говорит, что необходимо изучать, каким образом усилить сияние этих камней, очищая, отделывая их и располагая в наиболее удачном месте.
Для возбуждения страстей, считает Сперанский, «оратор должен быть сам пронзен страстью». Но при этом не умаляется значение мысли как неотъемлемой стороны истинного словесного мастерства.
Исходя из древнего афоризма Поэтами рождаются, ораторами становятся, Сперанский советовал усиливать собственное красноречие чтением правил, изучением образцов и упражнениями в сочинении. Сам автор, бесспорно, владел тайнами слова.
На рубеже XVIII—XIX вв. в развитии риторической науки в России одно из видных мест занимают труды академика И.С. Рижеского. Славу ему принесли «Логика», «Опытриторики». «Политическое состояние Древнего Рима». Книги Рижского были признаны классическими. Первый ректор Харьковского университета и первый профессор красноречия, стихотворства и языка российского в этом университете, он читал курсы по теории красноречия, истории российской словесности. Продолжая работать над риторикой, автор внес немало исправлений и дополнений, так что третье издание книги вышло под названием: «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (1809). Это издание риторики оказалось самым популярным.
Книга начинается с главы, посвященной вопросам чистоты языка, отношению к двуязычию — смешению славянской и русской речи. Это было продиктовано необходимостью нормализации и усовершенствования литературного языка. Оратор должен в совершенстве владеть родным языком, для чего необходимо, считает Рижский, чтение книг, общение с просвещенными людьми и частое обращение к Словарю российского языка.
Необычно построение риторики: книга содержит четыре части, материал в них расположен по - новому. Наиболее традиционной является вторая часть - «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или О изобретении» (главой об изобретении обычно начинались другие риторики). Третья часть — «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» - представляет собой изложение теории жанров прозаической литературы XVIII в. (от жанра писем до исторических сочинений). Четвертая часть называется «О слоге, или О совершенствах слога». Авторы риторик обычно включали раздел о слоге в главу об украшениях, но И.С. Рижский выделил тему о слоге в отдельную часть, и тому были весомые основания. Теория слога в истории русского литературного языка конца XVIII в. была чрезвычайно актуальна в связи с проблемой двуязычия.
Риторика Рижского близка по содержанию к практической стилистике. Свидетельство тому - параграфы о пристойности слов и выражений, оточности слов, о ясности сочинения, о плавности и благозвучии речи. Вот один из советов для «витии»: «Должно остерегаться стечения многих согласных или гласных букв, например. "Приношение жертв в страхе" или "Знание философии и истории". Обучение красноречию имело практическую направленность и считалось обязательным в высших учебных заведениях того времени. По мнению Рижского, внимательное упражнение в российском слове способствует задаче «хорошо изъяснять свои мысли и здраво рассуждать».
Благодаря трудам Рижского культура русской речи стала одной из центральных проблем эпохи.
Рассматривая великих русских риториков нельзя не упомянуть А.С. Никольского, который в истории риторики известен как ученый-словесник и переводчик. Самым популярным был его перевод Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений». В 1802 г. ученый был удостоен звания академика.
Особенность трудов Никольского в том, что грамматика и риторика у него дополняли одна другую. Автор рассматривал их как фундаментальные основы курса словесности. Он поставил во главу угла анализ текста и его синтаксических компонентов, стараясь дать системное представление о разных, но взаимообусловленных частях произведения.
Отличительная черта риторики Никольского — обостренное внимание к проблемам жанров. Автор характеризует прозаическую, ораторскую и стихотворную речи, что определило специфику всего теоретического курса. Рассуждая о сходстве «слога с родом сочинений», автор классифицировал слог в зависимости от жанра: философский трактат, история, басня, роман, театральная пьеса должны быть написаны по-разному.
В последней главе риторики «О произношении» автор показывает преимущества звучащей речи, рассуждая о правильности выговора «речений и периодов», о темпе речи, интонации, о повышении и понижении голоса, его напряжении и ослаблении. Это обращает внимание на особенности публично произнесенного слова.
А.Ф. Мерзляков (1778—1830) профессор Московского университета, один из самых видных представителей филологической науки в первой половине XIX в. Он был в свое время известным поэтом, переводчиком, литературным критиком. Его риторика, предназначенная учащимся светских учебных заведений, пользовалась большой популярностью. Первое издание книги вышло в Москве в 1809 г. под названием « Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона». В пособии детально разработана теория слога.
О своеобразии слога можно рассуждать, учитывая характер писателя; «сущность материи, которую избрал, и цель, которую он поставил». К существенным признакам хорошего слога автор относит «правильность, ясность, пристойность и приличие, благородство, живость, красоту и благозвучие».
Ясность является важнейшим свойством слога. Автор перечислил основные погрешности «против чистоты и правильности языка». Во-первых, не следует использовать слова, «которые необыкновенны, т.е. или слишком стары, или слишком новы, или образованы не свойственно гению языка». Во-вторых, необходимо соблюдать правила синтаксиса. В-третьих, не следует употреблять слова в несвойственном им значении или вводить «провинциализмы», которые не известны широкому кругу людей.
Отдельные главы учебника посвящены правилам сочинения писем, диалогов, ораторских речей.
К разряду учебных риторик принадлежит и книга «Основания красноречия, преподаваемые учителем Малиновским». Интересно, что с правилами красноречия автор знакомит, используя метод Сократа. Родоначальник диалектики, Сократ учил молодежь постигать истины в споре. в столкновении мнений. Малиновский по его примеру в основу изложения материала положил метод вопросов и ответов. Центральное место в пособии отводится культуре речи. Автор убежден, что речь должна быть ясной. чистой, правдивой, одушевленной по мысли, разнообразнойи полной по содержанию. В книге Малиновского прослеживается связь с античной риторикой, теорией ораторского искусства Древнего Рима.
На разработку риторических знаний в России оказал влияние новый этап развития литературного языка и художественной литературы, связанный с деятельностью Н.М. Карамзина. В центре внимания писателей и филологов, принявших активное участие влингвистической полемике начала XIX в., оказалось учение о слоге, которое предусматривало «рассмотрение эстетического совершенства мыслей и языка». Наиболее яркое отражение идеи этого направления нашли в сочинениях по риторике Н.Ф. Кошанского.
Н.Ф. Кошанский - доктор философии и свободных искусств, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее. Его учебники «Общая риторика» и «Частная риторика» были широко известны в России.
«Общая риторика» состоит изтрехтрадиционныхразделов: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». По Кошанскому, изобретение - это умение с разных сторон во множестве аспектов увидеть и понять избранный предмстописания. Автор называет «источники изобретения», которые развивают мысли, рождают ассоциации. «Они укажет вам, с какой точки зрения должно смотреть на предмет, или на мысль; вы взглянете, и в юном уме вашем пробудятся новые мысли, согласные с вашею, близкие к ней, соседние, знакомые, дружественные, родные». В этой части риторики анализируются также способы соединения мыслей, или предложений, в периодах. Раздел «Изобретение» завершается размышлением автора о свойствах изящной прозы, которая требует особого подхода. Автор формулирует правила создания прозаических произведений.
Вторая часть «Обшей риторики» учит, как создавать ораторское сочинение. Важно, чтобы все было на своем месте, естественно, занимательно.
Третья часть - «Выражение мыслей» - посвящена проблеме слога, он должен соответствовать предмету изложения и быть закреплен за определенным жанром. Например, отличительные особенности простого слога - «простота в мыслях, в чувствах, в словах и выражениях». По мнению Кошанского, простым слогом следует писать письма, романы, «ученые сочинения», басни, сказки, комедии, стихотворные произведения «пастушеской поэзии» и мелкие стихотворения. Средним слогом обычно пишут «о простых предметах с некоторым достоинством и благородством и о важных с некоторой умеренностью». Сфера применения этого слога - деловые бумаги, исторические сочинения, послания. В ораторских речах, в похвальных и надгробных словах, в поэмах и трагедиях звучит возвышенный слог. Он помогает выразить высокие мысли и чувства. Автор настаивает на соответствии стиля изображаемому предмету. Слог должен соответствовать предмету: простои предмет описывается простым слогом, важный — высоким. Если же простое описывается высоким слогом, а важное - простым, то произведение получается шуточным.
Другая книга Н.Ф. Кошанского —«Частная риторика», в ней представлены пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство» и «ученость». Труды этого автора внимательно изучались современниками, вызывая среди них споры. В. Г. Белинский относился к риторическим сочинениям Кошанского критически.
Автор сочинений по риторике в первой четверти XIX в. А.И. Галич — один из самых ярких представителей русского просветительства. Он преподавал в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и в Царскосельском лицее, был любимым учителем А.С. Пушкина. А.И. Галичу принадлежали широко известные работы по философии, эстетике («История философских систем», «Всеобщее право», «Черты умозрительной философии» и др.). Книга Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) представляет собой фундаментальное теоретическое исследование по риторике. Автор показывает общие свойства «совершенного, или... ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность - единство, сила и выразительность, благозвучие.
А.И. Галичем была предложена оригинальная классификация стилей («родов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусственный; 3) цветущий, щеголеватый, кудрявый; 4) растянутый, обильный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный. Автор учитывал своеобразные формы общения, выделяя монологи, разговоры, письма, деловые бумаги, исторические сочинения, сочинения поучительные, ораторские речи.
Вызывает интерес специальная глава книги, в которой Галич рассматривает особенности деловой прозы («деловых бумаг»). К числу «деловых» автор относил широкий круг текстов. Это государственные договоры, манифесты, министерские документы, грамоты, прошения, жалобы, указы, завещания, заявления и т.п.
А.И. Галич отказался от традиционного разделения на «фигуры слов» и «фигуры мыслей». Он выделил три типа фигур по их функции и характеру образования — грамматические, ораторские и поэтические. Различие между ними автор видит в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами».
Интересным учебным пособием для гимназий и университетов стал учебник профессора К. П. Зеленецкого, вышедший в Одессе в 1849 г. под названием « Курс русской словесности для учащихся». Первую часть книги составила «Общая риторика», а вторую — «Частная риторика».
Особенность первой книги втом, что автор отказался от традиционного учения об «изобретении» и «распространении», а подробно разработал вопросы, связанные с логической основой речи и с се языковыми особенностями. Автор считает, что необходимыми «условиями любой письменной речи являются ясность, естественность и благородство». Наиболее значимая часть этого пособия К.П. Зслснсцкого — раздел «О чистоте письменной речи русской "в лексическом отношении"». Здесь дана оценка заимствованиям, архаизмам, областным словам, неологизмам и т.д.
В «Частной риторике» Зеленецкий охарактеризовал жанры повествований разного рода истории, летописи, жизнеописания, анекдоты и т.д. Частная риторика показывала, как в пределах определенного жанра можно удачно выразить мысль и чувство. При этом нужно помнить о тех этических, эстетических и языковых нормах, без соблюдения которых сочинение не может получить одобрения и автор не достигнет своих целей.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...