Творческий проект по технологии: пример. Творческая работа учащихся

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .

Конкурсное задание

Творческая работа по теме:

«Новые возможности для творчества

в образовательной деятельности» .

Эссе учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №2

Ст. Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края

Шельски Анны Викторовны

Чем больше мы отдаем другим радости и заботы, тем больше счастья приобретаем сами.

Древняя мудрость

Учитель…Современный учитель… Когда размышляю над этими понятиями, думаю о себе, о школе, в которую пришла работать в сентябре этого учебного года, об образовании в целом. Какое место во всем этом занимаю я? Настоящий ли я учитель? Современный?

Уверена: мне об этом говорить еще рано. Ведь жизнь учителя можно сравнить с восхождением на горную вершину. Сначала мечтаешь и думаешь, затем строишь планы и готовишься. А потом начинается долгий и тяжелый подъем наверх.

Я только в начале этого пути. Школьная мечта моя воплотилась в реальность: окончив Армавирский государственный педагогический университет, я получила специальность учителя русского языка и литературы. Начала подниматься в гору. И где? В своей родной Григорополисской МОУ СОШ №2. Рядом со мной – любимый классный руководитель, учитель русского языка и литературы, теперь мой наставник - Гончарова Ирина Викторовна. Я считаю: мне повезло, потому что попала в идеальные условия для начала педагогической деятельности. И все-таки я должна найти новые возможности для творчества в образовательном процессе.

Я проработала несколько месяцев. За это время успела испытать радость первого успеха и первых побед, горечь и слезы неудач и ошибок. Но знаю, чего точно не было. Не было разочарования, не было такого момента, чтобы захотелось опустить руки и бросить все.

Еще учась в педагогическом университете, я знала, что хочу стать хорошим учителем. Знала, что для этого нужно иметь не только отличные знания, но и добрую душу, и чуткое сердце. А теперь еще осознаю, что должна находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему и как учить школьников?»

И вот работаю в школе XXI века. Современные технологии позволяют учителю максимально проявить свое творчество, раскрыть свой педагогический потенциал и привнести разнообразие в свои уроки. В рамках ФГОС в нашей школе созданы условия для того, чтобы ребенку самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе научно-исследовательской деятельности. Я испытываю большое удовлетворение от сознания того, что мне предоставлена возможность быть в центре происходящего.

Да, в XXI веке учитель вошел в век новых технологий. И не вызывает сомнения, что современному педагогу необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Я с удовольствием это делаю. По своему небольшому опыту знаю: уроки с применением мультимедиа и Интернета повышают интерес к изучению русского языка и литературы, благодаря их использованию возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие планы. Это действительно новые возможности для развития творчества в образовательном процессе.

Сейчас вообще трудно представить работу учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера и различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Именно поэтому приходится постоянно самому учиться и много работать. А значит, самообразование является приоритетом для преподавателя в современном мире. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в других сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Перед учителями стоит важнейшая задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия окружающего их мира, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Чтобы этого достичь, нужен инновационный подход, обеспечивающий переход на продуктивно-творческий уровень и создание системы взаимодействия учеников, педагогов, родителей для решения образовательных задач.

Несомненно, главными в этом процессе являются дети. Общаясь с ними, постоянно ощущаю глубокое внутреннее счастье, чувствую себя необходимым тем, кто сидит передо мной. Безусловно, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них самая умная, самая добрая, самая красивая. И в этот момент я понимаю: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю много книг, пробую, экспериментирую, фантазирую - ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше единство. Слова С.Л. Соловейчика отражают мое педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика: «Нет двух отношений к ребенку - педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно,- человеческое».

Помню эти слова известного педагога еще и потому, что я - классный руководитель 5-А класса. Первое сентября. Первый классный час. Первый вопрос себе: «Смогу ли я?» Прозвеневший звонок изменил мою жизнь. Когда в класс забежали мои пятиклассники, я поняла: мое место здесь, в этом кабинете, в этой школе. И вот каждый день я рассказываю им все, что знаю, что умею. И с радостью вижу: что им это нравится. Учатся не только они - вместе с ними продолжаю учиться и я. Ежедневно и ежечасно я для них советчик, информатор, вдохновитель, наставник и, мне кажется, друг. Ежедневно и ежечасно моя деятельность меняется: я то актер и творец, то мастер и исследователь, то организатор и затейник, то путеводитель и даже родитель.

Меняясь, понимаю, что неизменным остается одно: учитель обязательно должен знать не только детскую психологию и возрастные особенности ребенка, он должен понимать душу ребенка. Работая в школе, я каждый день окунаюсь во внутренний мир детей и вижу, какое для них имеет значение сопереживание и поддержка учителя. Считаю, что если учитель не способен увидеть внутренний мир своего воспитанника, то ему не место в этой профессии, даже если он прекрасно знает преподаваемый им предмет.

На своих уроках я пытаюсь создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала каждого ученика и своего собственного.

Я верю, что каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему. Моя задача как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ребенка, помочь ему проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности. Именно поэтому ведущей идеей моего педагогического опыта является моделирование выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком и классным часом я понимаю, что мне по душе профессия, которую выбрала. Теперь, как когда-то, мне не удивительно, что учитель, переступая порог школы, открывает для себя новую жизнь, где есть место для бесконечного самосовершенствования, где можно сохранить частичку детской наивности.

Теперь я верю: школа - моя жизнь. Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?», я с особенным трепетом отвечаю: «Учителем!». И особенно горжусь тем, что я сельский учитель. Это не просто слово - это труд. В сельской школе – это труд с утра до вечера. По-другому не получается. По-другому и не хочется. Люблю в школе проводить все свое время, потому что мне нравится моя работа. Как сказал И.Кант, «работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Именно поэтому нельзя останавливаться. Жизнь движется вперед. Мои ученики с широко раскрытыми глазами каждый день ждут от меня чего-то нового, необычного… И раз я выбрала профессию учителя, значит, буду стремиться только вперед, только к новым высотам, чтобы не разочаровать их!


Творческая работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тема: «Мое открытие любимого поэта»


Цели:
Образовательная:
1.Познакомить с творческим наследием поэта, с особенностями художественного замысла его лирических произведений.
2. Обучать искусству творческого прочтения лирического произведения, умению выражать собственную позицию, давать личную оценку своим художественным впечатлениям.
3.Обучать грамотной речи, умению формулировать собственные высказывания.
Воспитательная:
1.Воспитывать любовь к творчеству великого классика поэтического слова.
2. Прививать уважение к родному слову, бережное отношение к его красоте и самобытности.
Развивающая:
1. Развивать художественное воображение, аналитическое мышление, умение художественного пересказа.

Внутренний мир человека всегда являлся и теперь является загадкой, оставаясь за гранью понимания, может быть, даже самых близких людей. Ведь душа-это необъятный простор, целый мир, со своими проблемами и бесконечными поисками их решения, радостью и стремлениями к внутренней гармонии. Каждый из нас, безусловно, мечтает выбрать свой жизненный островок, причал, пытается найти то, что отражает его духовные идеи, мысли, чувства. Именно таким волшебным краем, потаенным уголком служит поэзия. Это богатейшая сокровищница человеческих ценностей. Она так глубока и содержательна, что можно почувствовать в ней что-то свое. Пушкин же один из тех писателей, которые принадлежат к неисчерпаемым тайникам русской культуры, составляют её основу, являются неоспоримыми мастерами в познании внутреннего мира людей. Пожалуй, трудно встретить человека, который бы, соприкоснувшись с творчеством Александра Сергеевича, остался равнодушным, не нашел в его строках отражение своей души, мыслей, каких-то жизненных убеждений:

Это – Пушкин, наше утешенье,
Яркий светоч – в сумраке ночном!
С ним забудем горе и лишенья,
Жить и мыслить сызнова начнем.

Действительно, каждый раз, открывая томик Пушкина, находишься во власти его поэзии. Перед глазами до боли знакомые строки, полюбившиеся мне еще с детства:


Мороз и солнце; день чудесный…

Какой бодростью и свежестью веет от этой стихотворной строчки, чувствуется прилив сил, ощущение нового дня, уносящего меня в светлые мечтания о дальнейшем будущем. Когда я читаю эти строки, то невольно хочется покинуть душную комнату, наполненную какими-то житейскими трудностями, вырваться на волю, вдохнуть свежего воздуха. Как приятно побродить по глубоким зимним сугробам, насладиться рождением нового дня! И хотя автор не описывает картину пробуждения природы от ночного сна, я произвольно рисую в своем воображении утро, с великолепным заревом, где за тонкой завесой боязливо проглядывают последние звездочки, и, наконец, вижу первые солнечные лучи, как мне кажется, олицетворяющие собой всю прелесть и необычность предстоящего дня.

Читаю дальше….. Невозможно оторваться от этих строк. Как ярко и поэтично Пушкин описывает прекрасный пейзаж родной природы, сравнивая вчерашний вечер, когда «злилась вьюга», «луна, как бледное пятно… желтела» с утром, несущим перемену. Действительно, так изменилось все кругом, что стало просто неузнаваемым:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
… … …
А нынче …. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…


Но, несмотря на эти противопоставления, может быть, даже тайные указания на превосходство одного природного явления над другим, думаю, каждая пора по-своему прекрасна. Пусть вчерашняя непогода, печаль пушкинской героини задают грустный тон всему происходящему, я чувствую всю прелесть этой неугомонной стихии, затмевающей своей яростью даже небесные светила. Так и представляешь себя в маленьком домике, где потрескивают горящие поленья. Их таинственный говор сливается с воем пурги, навевающей своей песней грустные воспоминания и раздумья. Я думаю, олицетворения в художественной ткани помогают воспринимать явление природы как нечто человеческое, близкое, родное: «вьюга злилась», «мгла носилась». Да, за строчками бурлит жизнь, со всеми её страстями: упрямством, властностью, подлостью, любовью.

Ловлю себя на мысли, что автор, сталкивая мрачное, гнетущее, стремился обогатить нашу душу, вливая в нее добро, умиротворение, красоту. «Вечор», «мутное небо», «тучи мрачные» зарождают радостное, несущее гармонию, очищающее душу чувство от великолепной картины зимнего утра, наполненного свежестью и чистотой, оставляющее позади все угрозы и страхи свирепой вьюги. И я, наконец, чувствую успокоение и радость, потому что бездонное небо, ковры снегов, прозрачный лес, зеленеющая ель – все приобретает свою значимость, становится видимым после недавнего господства бурана. Природа вновь наполняется всеми жизненными красками, передавая и мне свое настроение.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…

Подобная картина, как мне кажется, способна согреть не только тело человека, но и его душу, оттаивать замерзшее сердце, впустив туда светлые начала с помощью живительного слога поэта.
Но как приковывают мое внимание, заставляют задуматься вот эти пушкинские строки:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Эти строки пронизаны любовью к жизни, пробуждением самых светлых её начал. Человек, по мнению автора, не имеет морального права просто мечтать о приятном будущем, ничего не делая для осуществления своих желаний. Быстрая езда может встряхнуть дремлющие силы, напомнить о предназначении человека на Земле. Через такие мелочи, мне кажется, познаются истинные ценности. Мы стремимся заглянуть в самих себя, раскрывая неведомые нам качества:

Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня

А этот выразительный эпитет.… Почему конь назван «нетерпеливым»?
Может быть, это слово передает желание лирического героя насладиться зимними ощущениями бодрящего, пощипывающего морозца, раскрывает его нетерпение на пути познания неизвестного, но манящего своей притягательностью.
А вот последние строки стихотворения:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Как много чувств заключено в них! Вроде бы автор не говорит о своих внутренних переживаниях, душевном состоянии, но, читая эти строки, ощущаешь ностальгию по давно опустевшим родным местам, невольно вспоминаешь самые приятные и счастливые мгновения жизни. Несмотря на печальные нотки конца произведения, бодрый и радостный тон стихотворения навевает на меня мысли только о светлом, ничем не омраченном счастье.
Для меня поэзия Пушкина включает в себя целый мир, наполненный различными страстями, эмоциями, чувствами, которые все же побеждает любовь:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.


Поражает то, что лишь одно воспоминание о чудесных мгновениях, память об образе красавицы, способно зажечь новый душевный огонек, несмотря на все жизненные неурядицы и проблемы. Я чувствую переживание автора от новой встречи, несущей радость, возвращающей в молодость, насыщающей душу новыми чувствами и страстями:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Да слезы, любовь, вдохновенья – живительная сила, призванная возродить у каждого стремление к гармонии.
Но вот рядом со мной и другое стихотворение, темой которого стала незабвенная и величественная любовь:


Я вас любил: любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем…

Каким противоречием наполнено это произведение! Автор говорит о своей любви, как о далеком прошлом, стараясь, как мне кажется, лишь успокоить любимую, избавить её от назойливых ухаживаний, не причиняя и тени огорчения:

Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем…

Как поучительны и благородны мысли в этих строках. Я уверена, многие испытывают неразделенность любви, ее жестокую безответность. Но все ли смиряются с этим, не ставят эгоистические желания превыше всего, не требуют от любимых невозможного, обрекая только себя на муки и страдания? Наверное, нет. Мне кажется, Пушкин здесь хотел показать лишь одно: сам тот факт, что мы любим – это уже большая радость, счастье, которое дано не каждому. И важно помнить, что оскорбленные чувства, уязвленная гордость, безразличие не дают нам право жить в гармонии с собой.

Я вас любил так искренно, так нежно
Как дай вам бог любимой быть другим.

Вот урок, который пытается преподать нам поэт. Читая эти строки, удивляюсь парадоксу: пожелание своей любимой счастья с другим человеком, когда сам так беззаветно любит?! На самом ли деле, все так просто и бескорыстно? Может быть, здесь говорит лишь одно смирение, принятие своей безрадостной судьбы без борьбы? Я думаю, что нет. Ведь в строках, которые говорят, что «любовь еще, быть может,… угасла не совсем» прослеживается какая – то тайная надежда, ощущается внутренний протест, возможность еще побороться за свое счастье. Это чувство не принесло, к сожалению, ожидаемых желаний, не смогло утолить всю жажду сердца, но ведь всегда есть вера в то, что человек еще найдет свою настоящую любовь, которая подарит радость жизни. И в этом стихотворении, я думаю, это нашло свое отражение.
Пишу о Пушкине, но ловлю себя на мысли, что невозможно раскрыть все грани его живительного стиха.
Да, по-моему, стоит согласиться с литературными критиками, ценителями его таланта в том, что Пушкин у каждого свой. И не один. Он меняется с годами. Он меняется несколько раз за нашу жизнь, как меняемся мы сами. Но для меня его гений всегда остается всезнающим, как Бог, никогда не ошибающимся в понимании души человеческой.

Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.

Виды творческих заданий

Рисование

Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.

Можно сделать эту работу групповой.

Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее

Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.

Создание книги

Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.

Научные проекты по предметам или интегрированные

Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.

Примеры исследовательских проектов:

  • «Самая грязная поверхность в кабинете биологии».
  • «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».
  • «Самые популярные имена в нашей школе».
  • «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов».
  • «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».

Примеры практико-ориентированных проектов:

  • «Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят».
  • «Словарь молодежного сленга нашего села».
  • «Проект автомата для посыпания льда реагентом».
  • «Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород».
  • «Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».

Сочинение-характеристика

Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:

  • Что это (или кто)?
  • Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»).
  • Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, теоремы, реакции, формулы, выигранные битвы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…

Сочинение-сравнение

И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.

Сочинение проблемного характера

Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:

  • Устарело ли понятие чести?
  • Можно ли было избежать революции в 1917 году?
  • Атомная энергетика: за и против.
  • Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири?
  • Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?

Эссе в формате ЕГЭ

Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.

Буриме и другие стихотворные произведения

Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм

«Перевертыши»

Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.

Составление задачника или сборника упражнений

По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.

«Угадай, кто это»

Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.

Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:

  • ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными;
  • одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • соревнуются две команды, а слово для загадывания определяется по жребию (путем вытягивания одной из заготовленных учителем карточек);
  • иногда ученикам предлагается постоянно вести тетрадь-угадайку и писать в нее по одной загадке про любого персонажа или понятие из каждого параграфа.

«Шесть шляп»

РАФТ

Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:

  • R — role (роль).
  • A — audience (аудитория).
  • F — format (форма).
  • T — topic (тема).

Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.

  • Роль: Репортер.
  • Аудитория: Читатели журнала «Женская доля».
  • Формат: Проблемная статья.
  • Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.

Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.

МБОУ «Углицкая СОШ»

Творческая работа

«Как говорят мои сверстники»

Челябинская область

Чесменский район

п. Углицкий

МБОУ Углицкая СОШ

6 класс 12 лет

Руководитель: Голощапова Галина Алексеевна,

учитель высшей категории

МБОУ «Углицкая СОШ» Чесменского района Челябинской области

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий»,- писал В.Г. Белинский.

Я согласен с высказыванием известного критика. Сколько слов можно найти для выражения мыслей, описания природы, да и просто для общения!

На уроке русского языка я узнал, что учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля имеет 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, а 4-томный словарь под редакцией Д.Н. Ушакова – 85 тысяч слов.

Но, к сожалению, последнее время мои сверстники совсем не интересуются богатством нашего родного языка, засоряют его различными иностранными словами, например, «хай», «бай-бай», «хелоу». Также к месту и не к месту используют бессвязные слова «типа», «короче», «как бы», что делает речь порой бессмысленной.

Если внимательно посмотреть на некоторые слова молодёжного сленга, то можно увидеть, что одни из них заимствованы из блатного жаргона («ксива», «мочить»), другие образованы сложением корней (чикфаер – «зажигалка»), третьи – просто от аббревиатур (чмо – «дурак», «тупица»). В нашей школе учащиеся используют в своей речи сокращённые слова: «матика» (математика»), «лит-ра» (литература»), «физ-ра» (физкультура).

Почему возникает молодёжный сленг? Я думаю, чтобы сделать свою речь непонятной для других, показать, что ты свой в компании, или это просто желание выглядеть взрослым.

А ещё мне кажется, эти слова часто употребляются моими сверстниками потому, что такие выражения вносят в язык особый «аромат»: скажешь «кайф», и становится понятно – это здорово, красиво, интересно, а скажешь «отстой» - значит всё наоборот.

Совсем недавно я услышал от моих одноклассниц новое (по крайней мере, для меня) слово «няша». « Он такой няша», - говорят они, то есть «милый», «прелестный». Открыв словарь Даля, прочитал, что «няша» - это грязь с тиной, вязкая жидкая топь. Ничего общего. Видимо, просто красивое слово взяли за основу, даже не узнав лексического значения.

Кстати, слова молодёжного сленга проникают и в речь взрослых, и в средства массовой информации. Например, я часто слышу такие слова, как тусовка (компания), калаш (автомат Калашникова), респект (выражение симпатии), фишка (что-то интересное, необычное).

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет успехов в учении и хорошего общения. В речи человека видна его воспитанность. Неразвитая речь, малый словарный запас, нецензурная лексика являются показателем неразвитости человека. Последнее время всё чаще в речи старшеклассников (а иногда и младших учеников) звучит бранная речь. Я считаю, это недостойно для человека, в конце концов, это просто некрасиво.

Развитие речевой культуры зависит от семьи, повседневного окружения. Мои родители, бабушка, дедушка имеют высшее образование, они очень любят читать. В доме у нас имеется неплохая библиотека, в которой много справочной литературы. И, когда мне что-то непонятно, я открываю энциклопедию или словарь и нахожу нужный ответ.

К сожалению, в нашем небольшом посёлке не очень много семей, где есть библиотеки или хотя бы полочки книг. Жаль. Ведь именно поэтому словарный запас многих моих сверстников скуден.

И закончить свою работу я хочу словами К. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...