Неосознанное влияние предков. Имя как идентичность


Эта книга - посвященная работе семейного терапевта с семейной историей, трансгенерационными связями, синдромом годовщины, и семейными тайнами. Примеры из жизни, и из истории, которые Анна Шутценбергер приводит, заставляют задуматься - а так ли нужна индивидуальная терапия? Может быть, большинство проблем и сценариев привнесено в наши жизни семьей, как системой, а не папой или мамой, как отдельными людьми?
Например, живет человек, горя не знает. А в 29 лет - ломает позвоночник и не может передвигаться самостоятельно. При анализе генограммы выясняется, что его отец получил точно такую же травму в этом возрасте. А если заглянуть еще дальше, то и среди других предков были такие же травмы. И это вовсе не проклятье, а "синдром годовщины" - а один из ключевых феноменов. Информация о таких событиях, равно как и "программирование" членов семьи находится в коллективном бессознательном этой семьи.
Общеизвестно, что детей лучше не называть в честь родственников, чья судьба сложилось трагически, поскольку существует вероятность, что дети унаследуют их судьбу. Этому есть вполне материалистическое объяснение: если детей называют в чью-то честь, то на них проецируются ожидания, что они будут такими же, как и те родственники, кто отдал им свое имя.
"Николя Абрахам (1968) рассказывает историю об одном пациенте, который совершенно ничего не знал о прошлом своего деда. Этот господин был геологом-любителем. Каждое воскресенье он отправлялся искать камни, собирал их, раскалывал. Кроме того, он охотился за бабочками, ловил их и умерщвлял в банке с цианидом. Что может быть банальнее! Однако этот человек чувствовал себя очень некомфортно и старался найти способ справиться со своим состоянием. Он лечился у нескольких врачей, в том числе у психоаналитика, но без особого успеха. Ему было неуютно в жизни. Тогда он обратился к Николя Абрахаму, которому пришло в голову провести исследование его семьи, поднявшись на несколько поколений выше. И тут он узнает, что у пациента был дед (отец матери), о котором никто не рассказывал! Это было тайной. Терапевт посоветовал клиенту навестить родню своего деда. Тот выяснял, что дед совершал поступки, в которых невозможно признаться, - его подозревали в том, что он ограбил банк и, возможно, сделал еще что-то похуже. Его отправили в африканский батальон, в каменоломни, а затем казнили в газовой камере. И внук об этом ничего не знал. А чем занимался в выходные дни наш пациент? Он как геолог-любитель отбивал камни и, охотясь на крупных бабочек, умерщвлял их в банке с цианидом. Символический круг замыкается, он выражает тайну (принадлежавшую его матери), тайну, неизвестную ему самому."
Неписаные правила, по которым живут семьи, так же находятся внутри коллективного бессознательного. Более того, паттерны семейных отношений, могут передаваться из поколения в поколения, и сильно влиять на жизнь членов семьи. Отдельно следует упомянуть авторскую позицию по поводу неприглядных и трагических случаев в истории семьи. Шутценбергер считает, что замалчивание и избегание упоминания этих случаев приводит к тому, что следующее поколение в семье (внуки) будет расплачиваться за то, что было совершено их предками (дедами).
Из неоспоримых плюсов можно упомянуть примеры, и детальное описание генограмм. Анализ случаев очень подробен. Некоторые примеры настолько интересны и красочны, что временами понимаешь, что жизнь богаче и интереснее любой выдумки писателя.
Из недостатков - низкая структурированность материала, книгу сложно читать неподготовленному читателю. Книга содержит много примеров, которые интересно читать, однако, они не структурированы.
И будьте готовы к тому, что книга изменит ваше представление о собственной семье: у вас вполне может возникнуть желание познакомиться со своими предками поближе.

Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к соб¬ственному удивлению, «оплачивать долги» наших предков. Эта своеобразная «невиди¬мая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных си¬туаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть воз¬можность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.
Эта книга во Франции выдержала 14 изданий. Она является результатом двадцатилетней научной-деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, эмоциональному накалу и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить.
Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода — трансгенерационной психогенеалогической концептуальной терапии. Один из основных его «инструментов» — геносоциограммы — позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

СОДЕРЖАНИЕ
Предупреждение …10
Живущее прошлое. Попугай дедушки …11
От бессознательного к геносоциограмме …13
Уже Фрейд …14
Юнг, Морено, Роджерс, Дольто и другие …16
Мои профессиональные «родственные связи» …18
Этот незнакомец Морено …19
Генограмма и геносоциограмма …21
Фрейд и «тревожащая странность» …22
Семейная терапия и генограмма/геносоциограмма …2S
Группа Пало Альто …26
Стратегическая системная терапия …27
Структурная семейная терапия …27
Семейная психоаналитическая терапия …28
Невидимые лояльности …29
Концепция Ивана Бузормени-Надя …30
Парентификация …31
Семейный миф или сага о семье …32
Личный пример …34
Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность.
Несправедливость …35
Обида …38
Несправедливость судьбы …39
Трансгенерационный страх.
Травматизм «ветра пушечных ядер» …40
«Это несправедливо...». Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость» …40
Пассивная агрессивность …41
Психосоматика/соматопсихика …42
«Body mind connection» …42
Трансгенерационные связи. «Бухгалтерия долгов и заслуг».
Пережитая несправедливость …43
«Зубастые подарки» …47
«Гроссбух» святого Николая …51
Мы все происходим из «смешанных пар» …52
Индивид и семья …53
Синхронная карта семейных событий …54
Контекстуальный и интегративный подход …56
Семейные правила …57
Быть лояльным членом группы …60
Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учебе …61
Склеп и призрак …64
Непризнаваемая, неуловимая тайна …66
Охотник за бабочками …68
Происхождение и смерть …71
Эрже и Тентен …71
Семейные бессознательные повторения в день годовщин: несчастный случай со вдовцом …72
Болезнь приемного ребенка …73
Тайна смерти родителей и своего происхождения: дети депортированных …73
Случай Робера - разрывы и тайны …74
Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство …76
Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины …82
Открытие синдрома годовщины …83
Обмены и взаимодействие …86
Мой стиль работы …87
Синдром годовщины …92
«Невидимые лояльности» и «фракталы» …96
Как строить геносоциограмму? …99
Условные обозначения …99
Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода …103
Основы идентичности: имя и фамилия.
Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?» …106
Значимость имени. Нить Ариадны …109
Важность контекста (исторического, экономического, культурного) …11О
Жизненный контекст (учеба, путешествия, проживание в дальних краях). Имя-код, имя-травести, имя-криптограмма …112
Мы все метисы? Наследники двух культур …113
Внебрачные дети, побочные дети. Примеры социального и семейного «стыда» …114
Задачи геносоциограммы …115
Моя клиническая практика в трансгенерационном методе …117
Группа, Мари и другие …119
Вновь обрести свою идентичность. Передача …125
Запас прочности …126
Базовая безопасность. Жизненный порыв …126
Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти …130
Клинические примеры с упрощенными геносоциограммами …131
Шарль: синдром годовщины и невидимая лояльность семье...131
Марк: семейное повторение несчастных случаев …135
Жаклин: армянский геноцид …139
Валери и Роже: существует ли «наследственная предрасположенность» к дорожно-транспортным происшествиям? …142
Семейная конфигурация и синдром «двойной годовщины» …145
Годовщина — период уязвимости, «стресс годовщины» …145
Два брата, выживший и умерший …147
Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест …149
Две молодые мадам Раванель: непроясненный генеалогический Инцест …151
«Цепочка» семейных союзов …155
Переданное наследство и структура семьи …157
Семья де Мортелак: смерть детей в раннем возрасте в нескольких поколениях …158
Предсказания и проклятия в истории …159
Эффект «сильного слова». Проклятие Катона: «Delenda Carthago est» …161
Священник: эффект неверно понятого «сильного слова» …163
Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребенок и ребенок восстанавливающий …167
Сандрина и другие: помечающая — помеченная годовщина.... 170
Четыре других примера: мусульмане; Жак/Жаклин; понедельник на Пасху 1965 г. — след Севастополя; Изабель... 173 Ноэль: конфликты пищевых привычек и «диетической
идентичности» …175
Выводы. Верхний ярус тропического леса и человек …179
Приложения …189
Определение «склепа» и «призрака» по Николя Абрахаму и Марии Гёрёк …189
Статистические исследования синдрома годовщины, проведенные Жозефиной Хилгард
(работы с 1952 по 1989 гг.) …192
О душе женщины …199
Пример субституционного инцеста, взятый из истории литературы …199
«Я припоминаю»: стигматы семейной памяти о несовершенном трауре …201
Травматизм «ветра пушечных ядер» …202
Инцест и инцест второго типа …203
Синдром годовщины …204
Два клинических случая «синдрома годовщины» …206
Фрейд, или «Оно говорит с другой сцены» …209
Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории Косова: 28июня 1389г. - 28июня 1914г. - 28июня 1989г …210
Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л. Морено).
Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, Карен Хорни, С. X. Фулкс) …212
Типовая рамка для семейной геносоциограммы …213
Типовая рамка для генеалогического древа …214
Некоторые исторические даты, относящиеся к приводимым клиническим случаям …216
Библиография …219

«. ..отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»

Книга Пророка Иезекииля, глава 18, стихи 1-4

Привет всем «продвинутым», начинающим и просто интересующемся вопросами психологии, а если быть точнее вопросами сценарного перепрограммирования. Наш Клуб уже в течении многих лет занимается этим вопросом и достаточно успешно. При этом достаточно часто мы встречаемся с ситуациями, которые тяжело объяснить, использую традиционный подход. Люди начинают сталкиваться с необъяснимыми вещами, начинают происходить события, которые с точки зрения обычной теории о сценариях не объяснить.

Ну, например как объяснить такое явление, что в семье, в каждом поколении умирает именно старший ребенок, а все последующие остаются жить. Или такое, что женщина каждую ночь просыпается в страшном отчаянии именно с 5 до 6 утра, а потом все резко проходит? Подобных примеров великое множество.

Большинство сразу кидаются искать ответы там, где их просто быть не может. Судьба, карма… Да, такие направления дают «объяснение», и одно круче другого. Почитаешь, и вообще жить не хочется

Так что же это? Мистика? Злые духи? Или еще что не из мира сего?

А все гораздо проще. Это наука, наука о человека и если конкретнее, наука о наших предках. Да, да именно о них. А теперь вернемся в самое начало.

Большинство направлений психологии, работая со сценарными механизмами человека, как правило, детально изучают жизненный путь самого клиента. Идет анализ его ранних лет жизни, воздействия близких людей, оказавших наибольшее влияние на формирование характера, а так же того, как эти механизмы проявляли себя на протяжении всей жизни. Но, кроме этого есть и еще один механизм, которому обычно внимания не уделяют – сценарии «прошлого». Сценарии наших предков. Да, именно, сценарии наших бабушек, прабабушек и т.д. Это направление в психологии получило название «Синдром предков».

Существует такое определение этого явления.

Синдром предков происходящие в одном и том же роду на протяжении нескольких поколений совпадение дат значимых событий, повторение обстоятельств жизни и смерти, а также передача «по наследству» невыполненного семейного долга.

Вот так все просто. Но, все же стоит пояснить ряд моментов.

Действие синдрома предков связано с «бессознательным» семьи, которое незримо присутствует в жизни любого человека, от момента зачатия до смерти. Как оно работает? Еще находясь в «проекте», внутри мамы, ребенок уже становится объектом ожиданий со стороны своей семьи: в кого уродится ребенок, чьи надежды он оправдает своим появлением на свет и т.п. Многие родители заранее хотят узнать пол, чтобы подобрать имя. Нередко у папы или мамы есть желание назвать мальчика или девочку в честь своего предка. А когда ребенок уже родился, в нем непременно отыщут «черты предков».

При внешнем сходстве с кем-либо из родственников, нередко возникают ожидания, что ребенок будет похож на него и поведением, и чертами характера (особенно если речь идет о семейном герое, образце для подражания). Но бывает и так, что с этим человеком связаны не героические поступки, а дурные воспоминания. Тогда о нем стараются говорить пореже или вообще молчать: ведь иначе ребенок может пойти по его стопам. Увы, здесь неизбежно вступают в действие механизмы «синдрома предков»: если ожидания превращаются в опасения, ребенок все равно будет бессознательно копировать поведение злополучного родственника.

Неважно, высказываются ожидания родственников вслух или подразумеваются «по умолчанию». Важно то, что они невольно формируют «сценарий прошлого» будущей жизни ребенка. А семейная тайна всегда лишь повышает вероятность того, что потомки повторят негативный опыт или тяжелую судьбу членов семьи, живших ранее.

Маленький пример, для раскачки.

А., 42 года, автомеханик сервисного центра крупного автодилера. Его семилетний сын попала в автокатастрофу. Авария произошла в конце августа. При анализе прошлого выяснилось следующее. Когда А. было 7 лет и он первый раз шел в школу, произошла авария, которая его сильно напугала. Удивительно, но и его отец, когда первый раз шел в школу, попал в дорожное происшествие. А вот у деда А. аварий по дороге в школу не было по той причине, что он туда не ходил. Его отца убили на Второй мировой, семья осталась без средств к существованию, и шестилетнего сына вместо школы отправили работать на поля в колхоз. С тех пор в каждом поколении начало учебного года омрачалось происшествием по пути в школу. И это не случайность. Чувство обиды, которое пережил прадед А., когда его вместо школы отправили заниматься тяжелым трудом, стало передаваться по наследству. Оно вызывало неосознанное чувство вины у последующих поколений и стремление как бы наказать себя за возможность получать образование. Причем особенно ярко в этой ситуации следующее: все аварии происходят в конце августа, начало сентября - месяца начала школьных занятий

Вот как то так. Но, не будем печалиться, а пойдем дальше и потихоньку все разберем.

Каковы механизмы передачи «сценария предков»?

Необходимо разделять две формы передачи «семейных сценариев».

Первый – это наследование от предыдущих поколений, основанное на личном общении (то, что мы узнали, общаясь с родителями, бабушками, дедушками, какие семейные ценности и установки они заложили в нас в процессе воспитания). Эта форма передачи в большей степени основана на вербальном способе общения. И если с детства девочка видела как мама, бабушка (да и прабабушка тоже) жили по формуле — «кухня-муж-дети», то скорее всего, главным ее достоянием будет: сковородка Tefal, пылесос Samsung, парочка сериалов, домашние задания по математике и русскому и «вечная» надежда, что все таки сегодня «милый» ей купит цветов. И вряд ли для нее профессиональная самореализация будет приоритетной.

Чтобы распознать сигналы прямой передачи, достаточно проанализировать самые повторяемые фразы вашей мамы или бабушки. Как чаще всего называли в детстве ребенка - «ах, моя красавица!» (программирование на экстраверсивный стиль поведения), «ах, моя умница!» (закладка важности интеллектуальных особенностей), «ты наш первенец и любимчик!» (программирование на лидерскую позицию) - и т.д. Причем очень часто оценка и ожидания родителей могут кардинально расходиться с истинными личностными особенностями ребенка. Кроме того, могло часто произносится, что-то типа «в нашей семье не принято выходить замуж раньше двадцати пяти лет» или «мы - работники умственного труда, никогда в нашей семье не будет артистов и прочих комедиантов»…

Что бы перейти ко второму типу передачи, рассмотрим следующий момент.

Как и большинство сценарных моментов, «синдром предков» относится к неосознаваемым человеком механизмам.

В 1978 году два французских психоаналитика Николя Абрахам и Мария Тёрёк ввели такое понятие как «склеп» и «призрак». Авторы объясняли эти явления следующим образом:

«Призрак – это образование «бессознательного». Его особенность состоит в том, что оно никогда не было осознанным (то есть, мы так можем и не знать, что есть какая-то тайна, однако наше бессознательное считывает и воспринимает информацию, которая является тайной). «Призрак» является результатом передачи из бессознательного родителя в бессознательное ребенка.

«Призрак» – это работа в бессознательном «тайны» другого, в наличии которой нельзя признаться (инцест, преступление, внебрачный ребенок,…). Навязчиво преследуют не усопшие, а те пробелы, которые остаются в нас из-за тайн других. Его проявление, его преследование – это возвращение «призрака» в странных словах и поступках, в симптомах и болезнях. Так проявляется и прячется то, что покоится как «живая — мертвая» наука тайны другого».

Немного запудрено, теперь попробую «покороче» и «по-русски»! Бессознательное уже присутствует в ребенке, когда он находится в утробе мамы. И в этом бессознательном выделяется некая область (типа «черного ящика»), куда происходит закладка «тайны» или «призрака», который потом, на протяжении жизни человека будет периодически выползать на свет.

И вот теперь поговорим о втором типе передаче!

Второй тип – трансгенерационная передача. Она происходит через несколько (иногда сильно удаленных друг от друга) поколений и базируется на невербальном языке. Чтобы понять механизм трансгенерационной передачи, надо вникнуть в суть семейных невербальных установок. К примеру, вы можете ничего не знать о своей прабабушке, потому что ни ваша мать, ни бабушка никогда ничего о ней не говорили. Но подсознание гораздо внимательнее вас, оно не пропускает ни одного жеста-поступка, косвенно выдающего связь между каким-либо событием и вашей родственницей. Допустим, прабабушка овдовела в 31 год, через год после рождения ребенка. Причем каким-то образом она стала причиной гибели своего мужа и больше замуж не выходила. Разумеется, подробности трагедии в семье замалчиваются. И даже ваша бабушка может быть не в курсе того, что случилось с ее отцом. Но ровно через год после рождения вашей матери она разводится со своим мужем. И больше не выходит замуж. Ваша мать в свою очередь теряет своего мужа - вашего отца. Будет ли неожиданным тот факт, что вы до сих пор не обрели семейное счастье или имели опыт неудачных отношений?

Установки предков могут быть разными. Но как бы они ни звучали, всегда вызывают у человека высокую степень доверия. Ведь мы слышим их с самого раннего детства и от самых значимых для нас людей.

О чем еще хотелось сказать. Как и в традиционной сценарной теории, здесь тоже выделяют несколько направлений. Не буду приводить их все. Скажу для примера следующие.

«Замещающий ребенок и ребенок восстанавливающий»

«Необъяснимые факты замечены и в тех случаях, когда речь идет о «замещающем ребенке», т. е. том, когда зачинают ребенка, чтобы заменить недавно умершего маленького ребенка иди родственника. Часто новорожденного называют именем покойного и/или он рождается в годовщину смерти, хотя траур не был совершен. Если об этом покойном не вспоминают и не оплакивают его, то жизнь замещающего ребенка проходит не самым счастливым образом…»

Анн Анселин Шутценбергер

Эффект «сильного слова»

«Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильного слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходящего от авторитетной фигуры — священника, родителя, учителя. Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела — пространства — времени -будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества). Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы. Но от отрицательного предсказания может возникнуть стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде…»

Анн Анселин Шутценбергер

«Синдром годовщины»

«У бессознательного хорошая память, и, как нам кажется, оно любит семейные связи и помечает важные события жизненного цикла повтором даты или возраста: это синдром годовщины.

Мы нередко наблюдали, что рождение часто происходит тогда, когда как будто надо напомнить о важном событии в семье, грустном или веселом.

Очень многие дети рождаются как бы для того, чтобы отметить годовщину (дня рождения или смерти) матери мамы (Я преднамеренно говорю и пишу «мать матери», а не бабушка, так как для бессознательного это меняет смысл. Оно слышит то, что произносят.), как бы напоминая о связи матери с ее собственной матерью (или отцом), о том же самом месте рождения, - как будто существовала договоренность между бессознательным матери и предсознанием ее будущего ребенка о том, чтобы эти даты рождения стали значимыми.

Таким образом, часто можно расшифровать смысл преждевременного или запоздалого рождения по отношению к важному члену семьи - мертвому либо живому…»

Анн Анселин Шутценбергер

Существует еще несколько «сценариев прошлого». Но, главный вопрос:

«что теперь с этим совсем делать»?

Приведу несколько вариантов работы с этим синдромом. Учтите, что это только для примера, т.к. в самостоятельных условиях это сделать трудно.

  1. 1. Если семья является источником психических травм, то можно преодолеть многие проблемы, «погрузившись» в историю семейных отношений и разрешив там изначальные конфликты. Если с историей рода связана наша судьба, то можно «переиграть» события прошлого, ослабив влияние роковых обстоятельств. Можно «встретиться» с кем-то из предков, прояснить с ним отношения, получить от него разрешение или другое послание, используя его как ресурс. Одной из методик, решающих подобные задачи, является заимствованное из трансактного анализа «родительское интервью», которое заключается в терапии родительского эго-состояния и «прояснении» отношений с реальным родителем. Психодраматический «диалог с предком» похож на родительское интервью, но у него другая задача — ослабить пагубную психологическую связь с проблемами предков, развести свою и чужие судьбы или, например, освободиться от «проклятия рода».
  1. 2. Одна из форм работы с ранними сценарными решениями заключается в методике «терапии перерешения», хорошо реализуемой с помощью техник психодрамы. Для этого находится ранняя детская сцена, в которой ребенок принимает сценарное решение, становящееся основой будущих сценарных убеждений. Эту сцену нужно психодраматически переиграть, помогая «ребенку» принять новое решение, «отменяющее» прежние пагубные сценарные убеждения. С помощью таких техник можно работать с любыми сценарными запретами. Для преодоления запрета «не живи», например, «переигрывают» сцену рождения человека, организовывая игру таким образом, чтобы человек получил новый опыт принятия его миром.
  1. 3. Многие наши проблемы имеют более длинную историю и связаны с контекстом истории рода. Мы получаем из глубины рода послания, среди них есть положительные (играющие роль наших ресурсов) и отрицательные (создающие неконструктивные страхи и ограничения). Некоторые из положительных ресурсных посланий не доходят до нас по разным причинам. Как посылки «до востребования» они ждут своего адресата. Это происходит из-за нарушенной системы коммуникации в системе рода, когда важная информация замалчивается, вытесняясь в область родового бессознательного. Очень интересным методом является «реконструкция рода» — синтез методов психодрамы и геносоциограммы, позволяющий наиболее полно работать с родовой системой. С помощью «воссозданного» рода можно решить много терапевтических задач, прежде всего получить мощную ресурсную поддержку от предков, принять инициацию, «взять» позитивное из группового бессознательного и «отдать» негативное, которое таким образом может быть осознано. Психодраматический разговор со значимым предком, который является частью этой методики, должен состоять в укреплении тех ресурсов, которые он дает нам, и в одновременном отделении своей судьбы от его судьбы, в автономизации собственной жизни.

Согласен, многое не понятно. И именно с этой целью я запускаю семинар-тренинг и цикл вебинаров. Кроме того, по итогам семинаров и вебинаров будет создана группа в контакте, где я буду помогать разбирать появляющиеся вопросы.

На мой взгляд в психологической практике, будь то индивидуальная или групповая работа, большое значение имеет контекст, в котором человек живет сейчас и в котором он рос и воспитывался, прежде всего — обстоятельства жизни его семьи и рода в целом. Без учета этой информации психологическая помощь может оказаться неполной, а иногда и неэффективной. Как писала А.А. Шутценбергер, «если мы лечим индивида, не обращаясь к семье в целом, если мы не поняли, что существуют трансгенерационные повторения, значит, мы ничего значимого не сделали в терапии. В лучшем случае мы можем получить только временное облегчение ». Наоборот, учет этой важной информации дает новые возможности для психологического вмешательств, предоставляет ресурсы для решения многих проблем, которые без этого контекста являются трудноразрешимыми.

This entry was posted in . Bookmark the .

19 111

Случалось ли вам испытывать вину, неловкость, одиночество и не понимать, откуда эти чувства взялись? Задумывались ли, почему родственники всегда ссорятся накануне определенных дат? А может, в роду всех девочек называли одинаково, хотя уже никто не помнит, почему: просто традиция? Возможно, дело в синдроме предков - влиянии на жизнь бессознательных семейных сценариев, передавшихся от предыдущих поколений.

История любого человека, который приходит на психотерапию, - история целого рода. Каждый из нас - часть большой семейной системы, все члены которой, даже те, с кем мы давно не общаемся или кого уже нет в живых, оказывают влияние друг на друга. Внутри нашего внутрипсихического поля нет времени: вся история семьи и рода передается и воспроизводится сквозь поколения.

Об этом впервые заговорила известный психолог Анн А. Шутценбергер. В книге «Синдром предков» она рассказывает о результатах двадцатилетних научных исследований в области психогенеалогии, невербальной коммуникации и семейных связей. Анн Шутценбергер составляла с клиентами геносоциограмму - дерево рода. На ней можно было увидеть, как связи между поколениями, семейные истории и давние трагедии влияют на всех членов семьи. Межпоколенческие связи нагружены огромным количеством информации: памятью о травматических событиях, конфликтах и потерях. Все это хранится в общем бессознательном поле, которое можно назвать родовой памятью.

Как это может проявляться в жизни?

Синдром годовщины

Бывает, что бессознательное «напоминает» о важных событиях жизненного цикла повтором даты или возраста. Это могут быть повторы несчастных случаев, браков, разводов, рождения детей, болезней в одном и том же возрасте в двух, трех, пяти поколениях.

Некоторые из нас каждый год в один и тот же день чувствуют тревогу, подавленность, одиночество, но не могут понять, почему, пишет Анн Шурценбергер. Не знают они и о том, что на этот день приходится годовщина трагического события далекого прошлого. Такие совпадения встречаются тогда, когда связи между поколениями сильно заряжены эмоционально, много невысказанных слов и невыплаканных слез. Весь груз передается следующим поколениям.

«Провалы» в семейной истории

В истории семьи могут быть временные отрезки, о которых никто не знает или не принято говорить. В этом «семейном склепе» могут храниться целые десятилетия, пишет Анн Шутценбергер.

Возможно, среди ваших предков были репрессированные или без вести пропавшие. Об этом невыносимо было помнить, а говорить вообще невозможно. Такие тайны уходят вместе со старшим поколением, но продолжают влиять на судьбы детей. Например, в семьях, где бабушки или дедушки пережили блокаду, с особым трепетом относятся к еде, никогда не выбрасывают излишки. Это передается не только детям, но внукам, правнукам.

«Изгои»

Во многих семьях есть родственники, о которых ничего не известно или которых сознательно вычеркнули из семейной истории. Как правило, это люди, ведущие маргинальный образ жизни, нарушившие моральные законы общества, те, за кого стыдно или в чьей жизни произошли трагические события - внезапная смерть, тяжелая болезнь.

Если такого человека «изгоняют», рано или поздно в семье обязательно родится ребенок со схожими чертами характера, а иногда судьбой «изгоя», пишет в своей книге Анн Шутценбергер. Все невысказанное и тайное бессознательно проявляется через жизнь потомков.

Имя как идентичность

Знаете ли вы, кому обязаны своим именем? Может, вас назвали в честь одного из родителей, бабушки или дедушки или в честь героя романа? А может, в вашей семье принято так называть детей? Какой смысл вкладывали в это имя родители?

Это может послужить разгадкой вашего поведения и событий, которые происходят в жизни. Например, вас назвали в честь дедушки, которым все гордились, и у родственников вы невольно с ним ассоциируетесь. От вас ждут таких же успехов в математике или незаурядных организаторских способностей. И вы всю жизнь пытаетесь достичь того, что не интересно и не близко.

Ощущение сиротства, отсутствия корней, связи с предками

Бывает, что мы чувствуем оторванность, изолированность, не понимаем, какое место занимаем в роду, семье и вообще в жизни. Возможно, кто-то из ваших был сиротой, жил при семье родственников «из милости», чувствовал себя обузой. Это восприятие себя могло передаться через поколения и закрепиться как семейная черта характера.

Эти симптомы лишают жизненной энергии. Психика пытается справиться с чувствами, накопленными за много поколений до нас. Унаследованный груз печалей, тревог, скорби, чувства одиночества тянет назад. Мы можем не замечать его, но он оказывает на нас огромное влияние: нам трудно даются простые вещи, мы чувствуем себя неудачниками, теряем смысл жизни. Собственным желаниям нет места, их замещают стремления, предписания и установки предыдущих поколений нашего рода. В результате мы живем не своей жизнью.

Как избавиться от синдрома предков

Вернуть свою жизнь вполне возможно, но для этого нужно проделать работу. Вам придется:

  • Углубиться в семейную историю, поговорить с родственниками о жизни предков, понять, есть ли темы или люди, о которых не принято говорить, сделать запросы в архивы
  • Быть готовым к тому, что всплывут совершенно неожиданные факты из жизни семьи, не всегда однозначные и приятные.
  • Совместно с психотерапевтом, который работает в психогенеалогическом подходе, составить геносоциограмму вашей семьи.
  • При его поддержке переработать груз семейных тайн и тяжелых чувств, связанных с ними.

Эти шаги помогут озвучить то, что замалчивалось, прожить, что было не прожито, наладить эмоциональные связи между поколениями, улучшить отношения с родными и встретиться с самим собой.

Об авторе

Психолог, работает в направлении парной и семейной психоаналитической психотерапии. Ее страница .



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...