О вреде мата, сквернословия. Матерная брань — не самые сильные слова

Почему кто-то матерится, а кто-то нет? Так бы я поставил вопрос.

«Человек матерится, потому что жизнь тяжелая», процедят бывалые люди со снисходительными выражениями на лицах. В подтексте явственно прозвучит: «Вот прижмет тебя как следует, ты и не так еще запоешь». Вроде как жизнь тяжелая - вот и матюгаются… Выходит, что у тех, кто «выражается по матушке», жизнь тяжелее, чем у тех, кто обходится без мата? Так что ли? Да совсем не так. Приведу два противоположных примера. Так называемые успешные люди еще как ругаются - просто с души воротит. Ругаются и в узком кругу избранных мультимиллионеров, и на публике. А в тюрьме, наоборот, мат как-то нечасто звучит. Может, в тюрьме лучше условия жизни, чем на личной яхте, плывущей по вечно теплому морю? Не лучше. И значит, не в тяжелой жизни дело.

Почему же люди матерятся? Одна из причин в том, что матерная брань воспринимается как сильные слова. Нужны человеку сильные слова? Разумеется, кто ж спорит. Для выражения сильных чувств мы и подыскиваем соответствующие слова. Вялые и блеклые слова тут не подойдут.

Только вот вопрос: является ли мат самым сильнодействующим средством? И еще одно: является ли мат универсальным средством? Нет, и еще раз нет!

Часто люди матерятся, когда по-хорошему договориться не могут. Вот и договариваются по-плохому, с пеной у рта и нецензурной бранью, так сказать, применяя популярное сильнодействующее средство. Но вот в чем штука: благодаря этой распространенности мат перестает восприниматься со всей остротой. Люди к нему адаптировались, попривыкли и до некоторой степени потеряли чувствительность. Их матом не пробьешь.

По своему опыту и по опыту других скажу, что самые сильные слова - не матюги, а короткая фраза, сплошь состоящая из общеупотребительной лексики. Но сказанная в нужное время точно подобранными словами по вполне конкретному поводу.

Это наблюдение блестяще подтверждает мировой опыт «троллинга». Густо матерящиеся тролли - не самые интересные сетевые персонажи, больше всего «цепляют» автора те, кто его «тонко троллит».

Но и в нормальной жизни складывается примерно та же ситуация с благородными попытками привести в чувство другого человека. А именно: грубо обругать человека оказывается не так эффективно, как задеть за живое и объяснить обстановку без мата. Матерные выражения - самые грубые, но не самые сильные. Выматерился - значит нагрубил, но совсем не значит, что победил.

Без крика на грешной земле не получается! Ничего сделано не будет, ребята расслабляются, пока не наорешь.

Ну да, некоторые и без бутылки ничего не могут сработать. Тут пол-литра, там пол-литра - через год работы получайте готового алкоголика. Дельные люди и без этого дельные. Я вот сталкивался с мемуарами про знаменитых руководителей больших коллективов, которые на подчиненных… голоса не повышали, а порядок при них был отменный. Как-то обходились без атмосферы скандала и перманентной истерики. В сердце впиваются не крикливые многословные послания алкоголика в автобусе, а то немногое, что цедит полушепотом близкий человек посреди шумной ссоры.

* * *

Нам повезло: мы думаем и объясняемся на русском языке. По своим возможностям русский - один из самых богатых и выразительных языков в мире. И мат - лишь пренебрежимо малая часть русской лексики. Некоторые останавливают себя на матерном полуслове и заканчивают готовое сорваться с языка грязное ругательство неожиданно прилично, благозвучно. Это называется эвфемизмами (от греческого «благозвучие»). Некоторые вообще держатся в стороне от мата, от эвфемизмов. Как они живут и выражают свое отношение к жизни?

Отказ от мата никак не обеднит разнообразие нашего языка, не обеднит нашу жизнь. Посмотрите, какие возможности у нашего языка с одними только суффиксами!

Когда я начал заниматься французским, то прочел «Маленького принца» в оригинале. У меня к переводчику Сент-Экзюпери нет претензий, одни благодарности, хотя я пришел к выводу, что название можно бы перевести иначе. Во французском нет привычного нам обильного арсенала суффиксов. Если француз хочет сказать нечто уменьшительно-ласкательное, он вынужден прибавлять «маленький». У него выхода другого нет.

Как перевести название книги Le Petit Prince? На английский однозначно: The Little Prince. На русский вариантов больше. 1. «Prince» можно передать калькой «принц» или же «князь». 2. »Petit» буквально означает «маленький», и в этом буквализме переводчика есть свой резон, поскольку книжка про встречу автора с маленьким мальчиком, который проходит непростой путь взросления. Есть и небуквальный способ перевода. Так, можно придать слову «Prince» уменьшительно-ласкательный оттенок, учитывая, что у автора к персонажу именно ласковое отношение.

Только надо проследить, чтобы уменьшительно-ласкательный оттенок не придал излишних комических нот персонажу: «принчик», «принцуля» тут не подойдет. С формами слова «князь» попроще. «Княжич» все-таки лучше, хотя тут сразу думается о величавом княжеском доме, о придворных с многочисленными слугами… А вот «князек» точно не годится из-за пренебрежительного оттенка. Может, вообще перевести неологизмом «князик»? Помнится, одного персонажа русской литературы «графчик» звали - и без всякой усмешки, с одной лишь нежностью.

По мне, так пусть остается, как было: «Маленький принц», хотя на русском языке просятся и разные другие варианты. С русским переводом больше проблем, чем с английским, потому что в русском языке больше возможностей.

Теперь от досужих мыслей про перевод с суффиксами вернемся к нашей проблеме. Берусь утверждать: можно весь мат заменить на немат на одних только суффиксах к обычным неругательным словам. Я серьезно. Получится нимало не слабее, а вот грубость и отвратительная грязь уйдет. Диакон Павел Сержантов

Вступление.
Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее.Ф.Г.Углов

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Что же такое мат? Является ли он частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?
Словом Бог сотворил все: « И сказал Бог: да будет свет » /Бытие 1, 3/. Словом Бог создал наш мир — всю Вселенную, весь космос (в переводе с греческого — «красота»), слово — это Дар Божий человеку, через него мы уподобляемся своему Создателю, сотворившему им эту красоту. Слово - орудие и человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословие сеет тьму. Апостол учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только доброе…» /Еф. 4, 29/. Слова должны приближать к Богу, а не удалять от Него. Нам Господь уста дал не для того, чтобы диавола прославлять. Наша речь должна быть чистой, мы должны хвалу возносить Господу, величать Матерь Божию и Святых Православной Веры.

В древней Иудее к предостережению против скверно-словия относились очень серьезно, настолько, что даже по сей день в современной еврейской семье можно услышать наш «международный» фольклор разве что в порядке исключения: неупотребление грязной ругани стало национальной традицией.

С древних времен, с первых шагов христианства по российской земле, русские люди особым образом молились Пресвятой Богородице, нигде так часто, как у нас, не просили и не просят Ее помощи. И для этого есть основания. Среди верующих живет предание о том, что Россия — это Дом Богородицы, один из Ее уделов на земле.
И Она особо молит Бога о спасении нашего отечества и православных людей.Но молясь за них, Дева Мария отказывается упоминать в своих молитвах тех, чья речь пересыпана матом, потому-то в народе в прежние времена и называли матерщинников еще и богохульниками. Будем помнить о том, что СКВЕРНОСЛОВИЕ — начало пути к еще большему злу. ЭТО - НАЧАЛО БОГООТСТУПНИЧЕСТВА . Следует всегда помнить слова Господа Иисуса Христа: «… За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37). Каждому из нас предстоит на Страшном Суде ответить не только за все дела наши, но и за каждое сказанное нами слово.

Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианского мира были прекрасно осведомлены о существовании духов, полагая, что все они злые: ничего не зная об ангелах и небесной иерархии, живущие в окружении невидимого демонического мира, они и не могли считать по-другому. И чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.

Контакт этот был двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали специально предназначенными для этого скверными словами, демонстрируя нечистому духу свое собственное, якобы еще большее непотребство…

Аналогичные ситуации сегодня можно наблюдать перед началом драки, когда противники, отвратительно гримасничая, выкрикивают в адрес друг друга матерщину, запугивая друг друга, демонстрируя готовность не просто избить — убить… Ни одна трагедия, если она случается в такой вот ситуации, без подобного «вступления» не обходится.

Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Она широко представлена в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Одновременно с этим матерщина имеет ярко выраженный антихристианский характер. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения.

Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в роли проклятия. Связь с язычеством при этом несомненна. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Слово, начинающееся на букву «х», в древнерусском языка означало волхва. Сочетание этой буквы и окончания, соответствующего окончанию множества русских глаголов, — волховское действие, которое было связано с умершими предками, и этим возгласом на языческих ритуалах вызывали души умерших.

Остальные матерные слова — это имена языческих богов, то есть, бесов. И человек, который произносит эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени — он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве — Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносятся имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются бесы, которые сопровождают чертыхающегося человека и влияют на его настроение, здоровье, финансы, взаимоотношения с другими людьми.

Неслучайно люди, которых бесы связали грехом, слышат «голоса» и свидетельствуют, что в их сознании против их воли звучит поток бранных и богохульных слов. Или возьмём другой пример. У закоренелых матерщинников бранные слова едва ли не полностью вытесняют нормальную речь. Без мата они уже двух слов связать не могут. И не мыслят, что можно как-то говорить по-другому. Рабы мата.

«Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина — это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «СКВЕРНА — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Это определение — результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие — тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

Грех сквернословия был осужден и на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других»… Что же говорить, если сквернословит, да еще в адрес собственного ребенка или просто так, из чистого кокетства, желая выглядеть «раскованной» и «современной», сама мать?.. Но, возможно, все это — действительно не более чем предрассудки, не имеющие под собой оснований? Попробуем выяснить, есть ли у брани мистический источник и каков он. Ведь далеко не каждому современному человеку возможно понять, какая на самом деле беда кроется за бранными словами.

Гнилое слово от гнилого сердца.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и слова гнилые». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Сквернословие — это признак избытка скверны в сердце. Если душа человека не очищена, а переполнена грехом и горечью, то сквернословие льётся из него неудержимым потоком.

Известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нём, становясь проклятием, падающим на собственную голову и головы детей, внуков и правнуков. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику производят блуд, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах, включая аборты, то есть всё то, что Библия именует словом «грех». И этот вывод генетической науки также согласуется с Библией: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов, наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня» (Второзаконие 5:9).
В медицинской практике существует на первый взгляд непонятное явление. Порой при полной парализации речи, когда человек вообще не может выговорить ни одного слова, он тем не менее свободно произносит целые фразы, состоящие из непечатной брани. Явление действительно странное, но отнюдь не редкое. О чем же оно свидетельствует?

И врачи, и священнослужители в этом вопросе единодушны. Получается, что бранные слова проходят путь от мозга к органам речи совершенно по другим нервным цепочкам, чем все остальные.

Мы знаем, что представители дьявольского мира, не говоря о самом Сатане, в значительной степени владеют приемами воздействия на материю, в том числе — на наше тело, устройство которого им хорошо известно. Известно, какие центры человеческого мозга за что отвечают, а какие его участки в случае необходимости могут сдублировать «неработающие», пораженные болезнью. Прекрасная возможность возбудить дублирующие центры, продемонстрировав с помощью этого «благодеяния» свою власть над наполовину омертвевшей плотью… И это здесь, в материальном мире! А что же будет, когда душа, которой овладел бес, окажется за его гранью? Что будет с таким человеком в момент смерти? Власть демона над ним станет полной и окончательной, как выражаются юристы, не подлежащей обжалованию.

Осталось добавить, что по свидетельству церкви, самое распространенное наказание свыше, постигающее сквернослова, — смерть без покаяния, то есть внезапная
смерть. Имеется в виду не то, что она случится раньше времени, а то, что будет такой в конце естественного срока жизни. Для человека верующего это всегда страшно, ведь среди обязательных христианских молитв есть и молитва с просьбой о достойной, сопровождаемой покаянием кончине. Что касается людей неверующих, есть очень простое, но от этого не менее мудрое, чем любая истина, рассуждение.
Допустим, вы в Бога не верите, а ваша подруга верит и, в отличие от вас, боится нарушать заповеди. Если права она — после смерти вас, а не ее ждет ужасная, мучительная вечность. Если правы вы и людей за гранью физического бытия не ждет ничего, верующая подруга никак от этого не пострадает. А вот в здешней жизни выиграет точно, потому что сама эта жизнь уже сотни и тысячи раз успела за всю историю человечества доказать: только люди, сознательно стремящиеся быть добрыми, порядочными, нравственными, действительно в итоге обретают здесь, на земле, судьбу если и не броско счастливую, то уж точно достойную.

Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на них дурные мысли — сеет зло, даже когда сам этого не осознает, Когда мы слышим, что человек матом ругается, то должны ему сказать, чтобы он не употреблял таких слов, но, если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. Как сказано: «отвращаетесь от зла, прилепляйтесь к добру » (Рим. 12,9).

Медицинское доказательство последствий нецензурной брани.

В конце прошлого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности — ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы и вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген — рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье и вызвать болезнь, но и убить человека. И не только слова, но и злые мысли действуют разрушительно.

Слова «мат» и «мать», как бы случайно имеют один корень, но раз с матом связано много отрицательных эмоций, то они передаются и слову «мать». При этом осложняется формирование правильного отношения к матери.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют и процветают. Любопытно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Беда ещё в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении ругающихся.

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют своё предназначение, уничтожая ум и здоровье как тех, кто ругается, так и тех, кто эту ругань слышит. Как в видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и в памяти сквернословие портится, гниёт. Отсюда старческие болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие заболевания.

Если злоба разрушительна, то, напротив, простое доброе слово, сказанное с любовью, врачует. Это ещё один результат исследований П.П.Гаряева, доказанный экспериментально. Особенно же благотворно влияет на организм молитва: силою благодати исправляются дефекты наследственного материала, ремонтируются повреждённые мутациями молекулы ДНК, происходит исцеление человека. Не то же ли говорит Библия? «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притчи 12:18). Итак, генетика подтвердила то, что церковь знает, а многие христиане практикуют уже не одно тысячелетие. Но всё-таки одно дело знать заповедь, а другое дело обнаружить, что злая брань — это воистину меч, вонзающийся в организм человека, разрушающий его на клеточном уровне. Но если дело обстоит столь серьёзно, то как же нам всем нужно беречь и щадить друг друга! И как счастливы те семьи, в которых отсутствуют ругань и ссоры, где царят мир, любовь и согласие!

Всех, кто матом ругается, ждет ад.

Если у кого есть страсть к мату, то надо покаяться, и Господь поможет освободиться от него.

Оскверняясь матом, человек отталкивает от себя Святаго Духа Божия. Устами христианин принимает Пречистое Тело и Кровь Христовы. Оскверняя матерщиною уста, освященные прикосновением к ним Тела и Крови Христовых, человек прогневляет. Христа Спасителя.

Будем помнить, что устами своими мы лобызаем святой Крест, святые иконы, мощи, священные книги, Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освященными прикосновением их к великим святыням!

Необходимо сознавать, что любую речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Матерь Божия, и Сам Господь. Неужели не устережемся сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, Богородицу, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?!

Есть люди, которые думают; «Погрешу пока, а потом покаюсь ». Но Господь может не дать возможности покаяния грешнику, который даже не собирался в своей жизни бороться с грехом.

Покаемся же искренне в этом гнусном грехе (кажущемся некоторым незначительным). Отбросим бесовское и примем Божие. Апостол Павел говорит: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? » /Кор. 6, 14/ Так, где же окажется душа сквернослова по смерти? Горе сквернословам: «Гортань их - открытый гроб » /Рим. 3, 13/.

«Дорогой Иисус Христос, прости меня за то, что я совершал этот грех в своей жизни — матерился. Я прошу Тебя простить и освободить меня. Верю, что Ты — Сын Божий. Прошу Тебя стать Господином моего сердца, уст и всей моей жизни. Верю, что Ты умер и воскрес для моего оправдания. Измени меня и сделай Своим другом. Аминь»

Мысли святых отцов

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.
(Пр. Антоний Великий)

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык.
(Пр. Антоний Великий)

Если будешь помнить сказанное в Писании: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить.
(Прп. Пимен Великий)

Смерть и жизнь — во власти языка…
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою…
(Прит. .13, 3)

Воздержание языка показывает человека мудрого.
(Прп. Авва Исайя)

Известно, что врачи узнают здоров человек или болен осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души.
(Свт. Тихон Задонский)

Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их.

Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо остерегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву.
(Свт Василий Великий)

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
(Пс.38,2)

«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.» Библия, Притчи 18:22.

Сквернословие — черное, грязное слово, еще недавно бывшее недопустимым в обществе, сегодня затопило страну. Матерная брань, за которую прежде могли впаять пятнадцать суток, как за оскорбление, сейчас вроде бы уже никого не оскорбляет. И не только не коробит, а даже и не удивляет.

Это свидетельство опасных сдвигов в жизни народа. Давайте разберемся в истоках русской брани: почему светлый, чистый, совестливый народ наш погряз в словесном безобразии и ныне того даже не замечает?

Чем исконно являлась брань? Обороной, первым словесным предостережением тому, кто тебе угрожает. Сначала оборонялись словом, потом пускали в ход кулаки и оружие.

Наши русские по происхождению бранные слова, я не говорю сейчас о мате, который пришел на нашу землю извне, так вот, почти вся русская брань имеет значение «мертвый». Таков смысл, например, слова падло, то есть «падаль». Или стерва, опять же буквально «мертвечина». Вспомните, у нас в русском языке есть слово стервятник — питающийся падалью.

Значение «мертвого» и в слове зараза. Слово это восходит к глаголу «заразить», то есть убить. Так что ругательство зараза исконно обозначало убитого. Похожее значение имеет слово мразь, — погибший от холода. Сволочь — также обозначает покойника, видимо, самоубийцу. Все эти ругательства изначально являются предупреждением обидчику: вот что станется с тобой, если сунешься. Вслед за русской бранью могло следовать только истребление врага.

Согласитесь, с таким значением бранные слова естественно применять только к недругам. Совершенно неестественно, когда сволочью, то есть самоубийцей, или заразой, то есть убитым, или падлой, то есть мертвецом, называют друг друга пусть и поссорившиеся, но все же родные люди, вовсе не имеющие намерения убить друг друга. Но ведь слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мертвым без последствий не получается. Так чего ж удивляться, что после таких слов наши дети, отцы, мужья, жены болеют, хиреют... Немудрено. Сами мы в семейной брани накликиваем на них беду, словом нарекаем их мертвыми.

Страшнее того для души матерная ругань. Это, во-первых, открытое именование детородных органов, что издревле в человеческом обществе считалось признаком наглости, нечистоты. Само слово наглый означало человека, способного обнажиться, явиться нагим на людях. Наглого русские с брезгливостью сторонились, как нарушившего завет целомудрия.

Во-вторых, матерная брань — намеренное оскорбление человека клеветой. Это объявление в нецеломудрии не только его самого, но и его близких, родных. Нас часто пытаются убеждать, что матерщина-де возникла в глубокой древности и не имела оскорбительного смысла. Что-де люди были просты как дети. Их плотские отношения были беспорядочны. И это зеркально отразилось в языке. Ложь, намеренная ложь с целью порушить в человеческих душах остатки чистоты!

На протяжении тысячелетий отношения в семье у славян и русских были основаны на строгой верности. Блуд наказывался лютой смертью или в лучшем случае битием. Блуд являлся несмываемым позором для всего рода. И потому до сих пор сохранилось оскорбительное наименование ублюдок, то есть рожденный в блуде. Даже намек на блуд — оскорбление. А матерщина — это уже не намек, это обвинение, это бесчестие семье и роду оскорбляемого.

Разумеется, и сегодня мы с вами не позволим никому открыто назвать блудниками наших родителей. А вот матерную ругань, которая означает то же самое, только в наглой, вызывающей, грязной форме, мы почему-то переносим равнодушно. Утешаем себя тем, что сквернословцы ругаются по привычке, что они без мата не могут, просто не умеют разговаривать. Дескать, запретив мат, мы рискуем отучить людей говорить. Так пусть лучше вообще не разговаривают, чем ежечасно оскорбляют друг друга, поносят, клевещут, грязно ругаются над самым сокровенным и дорогим для каждого человека. Отстранение от матерной брани есть наша национальная самооборона, сохранение семьи, детей, близких в чистоте и целомудрии.

Есть еще одна категория скверных слов, которые принято называть жаргоном. На самом деле это специальное наречие преступного мира, скрывающего за непонятными для непосвященных словами свои тайные, опасные для окружающих намерения и планы. Такой жаргон называется блатным. А кто себя именует блатными? Сегодня это уголовный мир России без разбору народов и сословий, но само слово блат имеет давнюю историю. Оно ведет свое происхождение из идиша, еврейского жаргона немецкого языка. Блат означает кровь. Так с советских времен сохраняются у нас выражения доставать по блату или у него там блат. По блату достать — когда твои единокровные, евреи то есть, тебе помогают добыть желаемое, а иметь блат — это когда в нужном месте в нужное время встречаешь своего, опять же еврея, и он тебе помогает. Когда уголовников называют блатными, — тоже понятно, ведь они повязаны между собой кровью, только не собственной, а кровью своих жертв. Из блатного жаргона пришли в русский язык многие слова, которые сейчас кажутся вполне безобидными, на самом же деле они имеют оскорбительный смысл. Так из блатного жаргона мы восприняли слово быдло, польское по происхождению, означает — скот, приуготовленный к убою. Жаргон вбросил в употребление и слово лох, оно тоже заимствовано из польского, где «льоха» означает свинья. Ребятишек на жаргоне называют пацаны, в переводе с идиш — рабы, слуги. Попытка унизить и оскорбить, причем совершенная в тайне от непосвященных. Блатной жаргон — не только и не столько язык, недоступный непосвященным, сколько тайное оскорбление непосвященных, к примеру, чужих для евреев народов, в данном случае — русского. Тайно оскорбить, издеваться за глаза — повадка подлая, трусливая, низкая. И она, как нельзя ярче, отразилась в карточной игре. Наиболее популярна карточная игра в так называемого «дурака», а кто дурак? В этом надо разобраться. Игральные карты созданы специально для поругания Христа со стороны самих же не ведающих о том христиан. Вся символика карт — христианская символика, знаки мученичества и смерти Господа нашего Иисуса Христа на кресте. Сам святой Крест в картах именуется крести или трефа, причем трефный на идиш означает скверный. Знак бубны — символ четырехугольных римских гвоздей, которыми пригвоздили Господа к кресту. Пики — символ римского оружия, которым было пронзено Святое Тело Господа на кресте. Знак черви — образ губки, смоченной уксусом и желчью, той, что пытались напоить Спасителя во время его смертных мук. А мы, христиане, в это «играем», да еще крест называем, прости Господи, трефой, не ведая, что это означает, да еще козырем, то есть кошерной картой (кошерный означает — очень хороший, годный именно для евреев), «побиваем», то есть подвергаем поруганию крест. Такое тайное поругание Христа в обычае у сил зла. Сейчас жаргон вбросил в русский язык новое словцо для обозначения выходцев с Кавказа, преимущественно мусульман: хач или хачик. Но хач по-армянски означает крест, хачик — это армянское имя христианин, и мы, русские христиане, с брезгливостью и раздражением именуя мусульман, заселивших русские города и села, хачами, невольно ругаем крест и христианство, исполняя тайный замысел, с которым вброшены эти слова в русский обиход.

Так что выбирайте, люди русские, как говорить и что говорить. И думайте, прежде чем говорить. Ибо слово наше строит нашу судьбу, направляет к добру и ко злу, а отстранение от сквернословия, матерщины, жаргона — наша национальная самооборона.

Татьяна Миронова
(Из книги «КРЕСТ И МЕЧ»)

skvernoslovie.narod.ru

В Екатеринбурге суд приравнял матерные слова к междометиям, и нашел допустимым употреблять их в общественных местах, сообщает Regions.ru . Суд постановил, что «нецензурные оскорбления являются всего лишь междометиями в современном русском языке» и потому употребляющий их не совершает правонарушения.

Как отмечает в связи с этим издание, за последние 20 лет матерная брань почти перестала быть табуированной . Она проникла в кино, литературу и телевидение, она не считается зазорной в устах женщин и подростков, а также в смешанных компаниях. Согласно опросу ВЦИОМ, 61% россиян используют ненормативную лексику в своей повседневной жизни. Но наши сограждане пока еще не готовы признать это положение нормальным. Лишь 11% опрошенных не видят в использовании нецензурной брани ничего зазорного. 61% считают, что нужно бороться за чистоту русского языка всеми доступными средствами.

Прокомментировать решение суда и ответить на вопрос, в чем причина того, что матерная брань перестает быть запретной, издание попросило православных священнослужителей.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, считает, что решение суда свидетельствует об общей варваризации и общем распаде, достигшем предела, положенного инстинктом нравственного самосохранения человечества. «Люди уже не воспринимают предупреждение Божие о том, что каждый человек ответит на Суде не только за каждое скверное слово, но и за каждое "слово праздное". И вот скверна уже входит в нашу жизнь как нормальное явление. Грех становится нормой. Ниже пасть невозможно», - отметил пастырь.

«Сквернословие - это печать диавола и антихриста. И следствием добровольного приятия этой печати станет уничтожение человека как духовного и нравственного явления. А такая смерть гораздо страшней смерти только физической», - предупредил отец Александр.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко назвал передергиванием утверждение, что ненормативная лексика является естественным и необходимым элементом русского языка, а матерные выражения суть всего лишь междометия. «Вся наша классическая литература свидетельствует о том, что великий русский язык может совершенно спокойно обходиться без грязи», - сказал он. «Подобными судебными решениями судьи и судебные эксперты дискредитируют не только самих себя, но и всю судебную систему, у которой кредит народного доверия и так невелик», - отметил отец Борис.

«Сквернословие - это грех. Нарушение заповедей Божиих будет иметь для каждого человека серьезные последствия. А вот отказ от употребления в речи ругательств и скверных слов является залогом не только душевного, но и физического здоровья и долголетия. И этому есть немало подтверждений», - добавил пастырь.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что для оценки данного случая следует вспомнить значение слов «сквернословие» и «правосудие». «Мы должны вспомнить, что скверные слова оскорбляют не только того, к кому они обращены, но и того, кто их произносит и сам себя оскверняет. А правосудие - это правый суд, а правда - у Бога. В данном случае нельзя, к сожалению, сказать, что правосудие совершилось», - сказал он. «Решение суда вызывает и удивление, и резкий протест. Объявление скверны нормой свидетельствует о невысоком духовном уровне тех, кто так считает. Это свидетельство падения нравов», - констатировал отец Александр.

«Мне кажется, что общество должно неизменно выражать резкое отрицательное отношение к подобным неправосудным решениям. И мы обязаны следить за чистотой собственной речи, что бы там ни решали некоторые судьи, считающие матерную брань допустимой», - заключил он.

Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена протоиерей Артемий Скрипкин отметил, что матерная брань - это первый признак бескультурности. «Всем понятно, что ненормативная лексика - это брань, а не междометия. Я полагаю, что с этим согласится каждый нормальный культурный человек», - заметил он. «Употребление матерщины свидетельствует или об отсутствии культуры у человека, или о проявлении агрессии. Бывает, что среди молодежи ее используют нарочито в знак протеста», - сказал отец Артемий.

«Кризис языка - это показатель кризиса ментальности и самоидентификации нашего народа. Он, прежде всего, свидетельствует о больной русской душе. А больную душу надо лечить. И здесь надо действовать не только запретами, а смотреть в корень этой проблемы», - заключил священник.

Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, считает решение суда неверным как с моральной, так и с юридической точки зрения. «Матерная брань в общественных местах, в присутствии других людей, особенно детей, должна квалифицироваться как нарушение общественного порядка и мелкое хулиганство. Оскорбление человека, каким бы образом оно ни выражалось, остается оскорблением», - сказал он.

«Распространение сквернословия в обществе связано, конечно, с падением уровня общей культуры, чему, кстати, весьма активно способствуют СМИ. Снятие запретов на матерную брань будет иметь самые печальные последствия. Уже сейчас в этой связи можно говорить о самой настоящей национальной трагедии», - добавил священник.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края, напомнил слова Анны Ахматовой: «Когда на улице кричат "Дурак!", не обязательно оборачиваться». «Легализация матерной брани свидетельствует о глобальном процессе энтропии в обществе. Снимая запреты и табу, мир постепенно деградирует», - считает он. «Можно описать простую схему жизни: человек пытается быть счастливым, но не достигает желаемого, тогда возникает мысль о том, что, если он нарушит какое-то табу, то счастья прибавится. Так он начинает "катиться" по нисходящей», - заметил священник.

«Всегда считалось, что за матерный язык унижает вполне определенные святыни: он оскорбляет Богородицу, родную мать и мать-землю, - то есть сам образ матери в ключевых ее проявлениях», - сказал он. «Слово обладает великой силой. Им можно созидать и можно разрушать. Не случайно Христос именуется "Бог-Слово". Что же касается матерной брани, то я поддерживаю церковное мнение, что она имеет демоническое происхождение», - заключил отец Сергий.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...