Загадка жизни и смерти жанны д арк. Страшные тайны Жанны д’Арк

Жанна д"Арк встретила смерть на костре, при невероятном стечении народа. По свидетельствам очевидцев, вся площадь была заполнена людьми. В угоду толпе костер был разложен слишком низко от помоста. Палачи заботились не о том, чтобы сломить Жанну предсмертными муками (на это уже никто не рассчитывал). Для них было очень важно, чтобы как можно больше свидетелей увидели казнь во всех подробностях. Это уменьшало вероятность появления самозваных Орлеанских Дев, якобы чудом избежавших гибели. Однако героиня Столетней войны через некоторое время вновь появляется во Франции.

Все величайшие загадки истории / М. А. Панкова, И. Ю. Романенко и др.

Слухи о возможной подмене Жанны д"Арк двойником ходили по Франции еще до того, как она была сожжена. После ее смерти в 1431 году они не только не утихли, а наоборот, обросли новыми подробностями. Никто не хотел верить в то, что освободительница Франции погибла. В Руане толпа на площади ждала чуда. Казалось, Бог услышит молитву Жанны и покарает тех, кто осмелится поднять на нее руку. Но чуда не произошло. Когда костер прогорел, прах Девы развеяли на глазах у собравшейся толпы.

И все же в обстоятельствах этой казни осталось много неясного. Заслуживает внимания прежде всего тот факт, что смерть Жанны не отражена ни в одном из сохранившихся документов. Историк Е. Б. Черняк сообщает: «Нам известны… все детали руанского процесса: сохранились подробные протоколы. Нет лишь одного важного документа: официального акта, удостоверяющего казнь Жанны или даже просто упоминающего об исполнении приговора». Во французских хрониках первой половины XVI века о казни Орлеанской Девы говорится в неопределенных выражениях. В «Бретонской хронике» (1540 г.) сказано, что в 1431 году «Дева была сожжена в Руане или была осуждена на это». Симфориен Шампье в «Корабле для дам» (1503 г.) пишет, что Жанна, по мнению англичан, была сожжена в Руане, но французы это отрицают. В поэме Жоржа Шатлена «Воспоминания о чудесных приключениях нашего времени» говорится, что «хотя, к великому горю французов, Дева была сожжена в Руане, она, как стало известно, потом воскресла». Особенно примечателен дневник одного парижского буржуа, где прямо указывается, что в Руане под видом Жанны была сожжена другая женщина…

Так что же произошло на самом деле? Если предположить, что Жанну в последний момент подменили другой женщиной (а слава Орлеанской Девы была столь велика, что пойти на смерть вместо нее многие почли бы за честь), то все последующие события легко объяснимы. Но дело в том, что та Жанна, которой восхищалась Франция, никогда и ни при каких обстоятельствах не пошла бы на подмену. Мечтой и целью ее жизни было служение Богу, и мученический венец Дева не променяла бы ни на жизнь, ни на иные блага (тем более что основную свою миссию — коронацию Карла VII — она уже выполнила).

По-видимому, так же думали и ее соратники. Когда в Париже появилась Жанна д"Армуаз, выдававшая себя за Орлеанскую Деву, первым их стремлением было разоблачить самозванку. Дальше происходит что-то непонятное. Ближайшие соратники Жанны д"Арк признают в девушке свою предводительницу. Причем не только по внешним приметам, но и по стилю поведения, манере разговора. Свидетельства этих людей было вполне достаточно для того, чтобы парижане носили освободительницу Франции на руках. После триумфального шествия по Парижу Жанна предпринимает поездку в Орлеан. Если она самозванка, такой ход связан с немалым риском: в городе Орлеанскую Деву знали многие. К тому же, услышав о чудесном спасении, в Орлеан приезжают братья и мать Жанны. У них также не возникает сомнений в личности д"Армуаз. Но и это еще не все. Для того чтобы увидеться с Жанной, в город прибывает король. Карл VII, прекрасно знавший Орлеанскую Деву, присоединился к мнению ее матери и братьев.

Надо сказать, что внешность Жанны довольно сложно было «подделать». Она была невысокого роста (менее полутора метров), за ухом у нее было темное родимое пятно. Кроме того, в ходе сражений Жанна несколько раз была ранена. Остались шрамы, которые, безусловно, были прекрасно известны товарищам по оружию. Наконец, особенности речи, движений. Правда, со временем детали стираются из памяти, а с момента смерти Девы прошло уже пять лет.

Неизвестно, где именно Жанна провела эти годы. Существует два наиболее правдоподобных предположения. Многие французские историки считают, что после достижения с англичанами договора об инсценировке казни Жанна должна была (по условиям договора) жить вне Франции и не воевать против англичан. Есть данные, что Жанна, исполняя условия договора, жила в Лотарингии, где вышла замуж за Робера д"Армуаза де Тиммона. Отсюда и новая фамилия. Сохранились копии брачного контракта, согласно которым свидетелями на свадьбе были соратники Девы. По другой версии, Жанну укрывала у себя герцогиня Люксембургская.

Как бы то ни было, вернувшись во Францию, Жанна д"Армуаз свободно разъезжает по стране, встречается с родственниками и бывшими соратниками и собирает богатый урожай пожертвований. Так продолжается до 1440 года.

Уже будучи замужем и родив двух детей, Жанна приезжает в Париж, где ей готовят пышную церемонию встречи. Но вместо ожидаемого триумфа д"Армуаз попадает под арест. Торжества отменили, Жанну выставили у позорного столба как авантюристку и самозванку. Она была публично выпорота и после экзекуции сослана в поместье мужа. В процессе разбирательства Жанна д"Армуаз призналась, что все эти годы выдавала себя за Орлеанскую Деву в поисках славы и денег.

Некоторые историки полагают, что причиной всему была зависть короля. По их мнению, видя любовь народа к Жанне, он решил положить конец славе Девы и единолично присвоить все лавры. Жанна д"Арк, сожженная на костре, была предпочтительнее воскресшей Жанны д"Армуаз. Однако есть веские причины усомниться в этой интерпретации событий.

Прежде всего, Жанне уже во второй раз за ее короткую жизнь приписывают отступничество. Это никак не соответствует тому образу, который складывается при анализе ее собственных слов во время обвинительного процесса. Далее, если бы любовь народа к Жанне была так велика (и доверие к «воскресшей» д"Армуаз, надо заметить), ни о какой публичной казни не могло быть и речи. Да народ просто растерзал бы охрану и освободил Деву (ведь пришлось бы иметь дело не со всемогущей инквизицией, а только со светскими властями). Но почему-то никто не упоминает о каком-либо возмущении. Следовательно, сомнения в «подлинности» воскресшей Девы все-таки были, и немалые.

Еще одно косвенное доказательство дают документы, приводимые историками для подтверждения своей версии. Одним из свидетельств является счетная книга Орлеана, где сохранились две записи о выдаче денег. Первая относится к 1436 году, когда брат Жанны якобы ездил в Люксембург для встречи с сестрой. Вторая, датированная 1439 годом, говорит о получении суммы в 210 ливров самой Жанной. Деньги были выданы в благодарность за спасение города. Эти свидетельства сами по себе означают только то, что некто (необязательно сама Жанна) получил на руки определенную сумму. Брачный контракт, в котором указаны имена Жанны и ее соратников, мог быть легко подделан.

Проверенным принципом при изучении запутанных дел служит определение заинтересованных сторон. Кому было выгодно «воскресение» Жанны? Королю? Едва ли, он уже добился всего, чего хотел. К тому же, если бы инициатива исходила от короля, не было бы последующего разоблачения… Каким-то политическим силам? Народу? Но образ Орлеанской Девы, мученицы, отдавшей свою жизнь за Францию, не нуждался в дополнениях. В последнее время историки склоняются к мысли, что наибольшую выгоду от возвращения Жанны получили ее братья. Именно они были инициаторами всей авантюры. Именно они первыми признали в Жанне д"Армуаз свою погибшую сестру. Но, видимо, их предприятие зашло слишком далеко, и король решил положить конец вымогательству.

Трудно сказать, на чьей стороне истина. И кто на самом деле сгорел на костре инквизиции в Руане. Впрочем, кем бы ни была Жанна д"Армуаз, свою роль она сыграла безупречно. Великая актриса, великая самозванка… Бледное подобие Орлеанской Девы.

HistoryLost.Ru - Загадки истории

Во всех учебниках истории и в большинстве энциклопедических статей написано, что французская народная героиня Жанна д’Арк была простой крестьянкой, которая волею судьбы или Бога возглавила в юном возрасте армию короля Карла VII и подняла всю Францию на борьбу с английскими захватчиками.


Видение Жанны д’Арк. Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 г.

Однако уже при первом взгляде на имя героини закрадывается смутное сомнение. Какая-то уж очень не крестьянская у нее фамилия. Ведь фамилии с частицей «де» или «д’» во все времена принадлежали во Франции дворянам. Хотя фамилия д’Арк буквально переводится «из Арка», обычно фамилии такого рода обозначали не место, откуда происходит человек, а место, которым он владеет (или которым владел когда-то его род).


Штильке Герман Антон. Явление святых Екатерины и Михаила Жанне д Арк.
(левая часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Но может быть, эту фамилию Жанна получила не при рождении, а уже потом, когда король даровал ей и ее братьям дворянство? Или даже еще позже. Ведь известно, что при жизни героиню никогда не называли Жанной д’Арк. Ее звали только Жанной Девственницей или Орлеанской Девой. А имя Жанна д’Арк впервые всплывает лишь на процессе по ее реабилитации, через много лет после смерти героини.


Laure de Chаtillon.

Но нет! Хорошо известно, как звали родителей Жанны. Ее отцом был Жак д’Арк, а матерью – Изабелла де Вутон. Обратим внимание – частица «де» встречается в обоих именах. Правда, в некоторых учебниках утверждается, будто мать Жанны звали Изабелла Роме. Но это тоже объясняется просто. Изабелла де Вутон носила прозвище Роме («римлянка»), потому что в деревне Домреми, где она жила с мужем, ходили слухи, будто набожная Изабелла совершила паломничество в Рим. Некоторые историки считают, что это действительно было так, но большинство ученых склоняется к тому, что слухи были несколько преувеличены, и в своих паломнических поездках Изабелла де Вутон посещала только французские святыни.


Дж.Э.Миллес. Жанна д’Арк. 1865г.

Что же получается? В деревне Домреми живет семья, в которой муж и жена носят дворянские фамилии, причем жена имеет возможность совершать паломничество к далеким святыням. Но и это еще не все. Если углубиться в исторические документы, то выясняется, что Жак д’Арк – не простой житель Домреми. Он – комендант крепости, командир отряда лучников, дуайен (староста) округа Вокулёр и близкий друг самого влиятельного местного феодала – Робера де Бодрикура. Больше того – известно, что у Жака д’Арка был герб, но его семья утратила право передачи герба по наследству. Именно поэтому братья Жанны впоследствии получили от короля новый герб и новую фамилию – дю Ли.


Жанна д"Арк. Миниатюра 15 века.

Причина утраты герба вполне прозрачна. Семейство д’Арк слишком обеднело и не могло исполнять один из важнейших законов феодальной службы. По этому закону каждый дворянин в случае войны должен был выставлять для войска короля так называемое «копье» – небольшой военный отряд, состоящий из самого дворянина, его оруженосца и нескольких слуг. Причем на каждого человека в этом отряде полагалось иметь как минимум одну боевую и одну запасную лошадь. Если дворянин не мог выставить такой отряд, то он лишался дворянства. Но это вовсе не делало его простым крестьянином. И утверждать, что Жанна д’Арк – бедная крестьянка, это все равно, что говорить, будто небезызвестный Шарль де Батс Кастельмор д’Артаньян – это гасконский пастух.


Штильке Герман Антон. Жанна д Арк в бою.
(центральная часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Жак д’Арк обеднел, но вовсе не утратил свои связи в кругу сильных мира сего. А о том, насколько широки эти связи, красноречиво говорит один малоизвестный, но многозначительный факт. Дело в том, что французские королевы никогда не выкармливали грудью своих детей. Это делали за них кормилицы – специально подобранные молодые дворянки. И вот удивительное совпадение! На протяжении нескольких поколений королевские кормилицы при французском дворе неизменно носили фамилию д’Арк. А женщина, вскормившая грудью дофина Шарля, ставшего затем королем Карлом VII, вообще была полной тезкой Орлеанской Девы. Эту кормилицу звали Жанна д’Арк. Во французских архивах сохранились счета на ее содержание и оплату ее услуг. В такие совпадения верится с трудом. А если родители Жанны Девственницы были в родстве с королевскими кормилицами, то все становится на свои места. И уже совсем не удивляет та легкость, с которой Жанна попала на прием к королю. На тот самый прием, который открыл героине дорогу к ее великим подвигам.


Жан Огюст Доминик Энгр "Жанна д"Арк на коронации Карла VII"

Жанна д"Арк не была сожжена на костре.

Украинский антрополог Сергей Горбенко утверждает, что Жанна д"Арк не была сожжена на костре и дожила до 57 лет. К такому выводу он пришел после исследования черепов семьи французского короля Людовика XI в базилике храма Нотр Дам де Клери вблизи Орлеана. Череп, считавшийся останками короля, по мнению исследователя, принадлежал женщине. А черепом короля оказался другой, ранее считавшийся черепом его жены Шарлотты Савойской. Позже Горбенко выяснил, что жена короля скончалась в 38 лет, а обнаруженный череп принадлежит женщине 55-57 лет.


George William.

После изучения других останков, переписки членов королевской семьи, гравюр и хроник стало ясно, что "женщина, чей череп почти 100 лет считали черепом короля Людовика XI, 600 лет тому назад была известна как Орлеанская дева - Жанна д"Арк", - рассказывает ученый. К такому выводу украинца натолкнули сомнения относительно способности 16-летней крестьянки носить рыцарские доспехи. Сохранившиеся письма д"Арк свидетельствуют о ее глубоких и обширных знаниях и, прежде всего, о том, что она не могла быть безграмотной крестьянкой из Лотарингии.


Жанна д"Арк у стен Компьена. Миниатюра 15 века.

В плен к англичанам попала и была сожжена на костре совсем другая женщина, а не Жанна д"Арк, считает Горбенко. В пользу того, что Орлеанская дева была похоронена, а не сожжена, говорят несколько фактов. В частности, во время сожжения женщины 30 мая 1431 года, исполнявшей роль д"Арк, ее лицо было закрыто. Также существует надмогильная плита, на которой четко видно герб Орлеанской девы.


Штильке Герман Антон. Жанна д"Арк на костре
(правая часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.


Жанна д"Арк.

Никому не известной девушке-пастушке явился во сне дух и заявил, что она должна спасти родину. Собрав отряд, Жанна д’Арк повела его на врага. В мае 1429 года она освободила город Орлеан, за что ее окрестили Орлеанской Девой. 1429 год…. Во Франции шел 82 год Столетней войны с Англией. Казалось, ничто уже не может остановить английских захватчиков. Но вот среди народа прошел слух, будто волшебник Мерлин предсказал: «Явится девственница (дева) с топором в руке и спасет всех». Пророчество сбылось в точности. Этой девой была 17-летняя Жанна д’Арк. Она родилась в 1412 году в поселке Домреми в семье деревенского старосты. Каким образом крестьянская девушка сумела собрать под свое знамя лучших рыцарей и откуда у нее взялись воинские таланты? Существует немало версий о происхождении Жанны д’Арк. Французский ученый и исследователь Робер Амбелен в своей книге «Драмы и секреты истории» утверждает, что Жанна была незаконнорожденной дочерью королевы Франции Изабеллы Баварской. В качестве доказательства исследователь приводит следующие рассуждения и факты.

Жанна была осыпана почестями еще до того, как совершила свои подвиги. Во-первых, она имела свой боевой стяг, что по тем временам было немалой привилегией. Во-вторых, у нее были золотые шпоры, что дозволялось только рыцарям, в-третьих, у нее была своя свита и свой штаб из знатных дворян, которые ни при каких условиях не пошли бы в подчинение простолюдинке — другое дело служить хоть и незаконнорожденной, но принцессе королевских кровей.

И никакие политические ухищрения не заставили бы короля Франции отдать Жанне меч Бертрана дю Геклена, который она затребовала, явившись ко двору. Геклен был известнейшим рыцарем, прославившимся многочисленными подвигами. И его меч, хранившийся в королевском дворце, считался подлинной реликвией. Но так как меч был завещан покойному герцогу Орлеанскому (который, по мнению Амбелена, являлся отцом Жанны), то оружие выдали деве без возражений — как-никак законная наследница.

Когда королевский медик провел процедуру проверки на девственность (чтобы подтвердить соответствие пророчеству Мерлина), Жанна потребовала еще одно орудие из предсказания — боевой топор. Он был изготовлен специально для нее лучшими мастерами. И, что примечательно, на лезвии была выгравирована буква «J» с маленькой короной наверху. В аббатстве Сен-Дени имеется плита с изображением д’Арк в доспехах и с топором, на котором можно разглядеть эту самую букву «J» с короной.

Насколько можно верить историческим изысканиям Амбелена? Трудно судить. Существуют и другие объяснения странностей, которые действительно просматриваются в истории Жанны. Американский парапсихолог Дж. Уокер утверждает, что все загадки судьбы д’Арк становятся понятными если допустить, что Жанна от рождения обладала паранормальными способностями.

Амбелен, кстати, объясняя успехи Жанны ее высокородством, тоже не отрицает ее ясновидческого дара. По его мнению, это необыкновенное свойство перешло к девушке от отца — Луи Орлеанского, который, как известно, обладал способностью прозревать будущее — он а точности «увидел» картину своей смерти задолго до убийства и в деталях описал ее друзьям. Правда, у герцога Орлеанского этот дар прорезался уже в зрелом возрасте. А у Жанны «контакты» начались еще в детстве.

Как свидетельствуют летописцы, странности с девочкой начались после того, как она… попала в гости к феям. Возле деревни, где она жила, раскинулся лес Шеню, где на берегу Смородинового ручья, согласно местным преданиям, росло дерево фей. Жанна любила гулять в этих местах. И однажды, вернувшись домой, она рассказала родителям, что возле старого бука перед ней открылась дверь в волшебную страну. Маленькую девочку принимала сама королева фей и предсказала ей великое будущее. С той поры Жанну регулярно стали посещать странные видения и голоса…

В воспоминаниях современников Жанны д’Арк то и дело проскальзывают намеки на сверхвозможности девушки. Очевидцы описывают, как некий всадник при виде девы в доспехах выругался, на что Жанна предсказала ему быструю кончину. Так вскоре и случилось. Во время одной из битв д’Арк предупредила соратника, чтобы тот отошел в сторону, иначе его поразит пушечное ядро. Рыцарь отошел, на его место встал другой и тут же был убит.

Очевидно, Жанна обладала и способностью к гипнозу. Ее голос, как вспоминали современники, буквально завораживал воинов перед битвой настолько, что они бросались даже в заведомо неравную схватку, не ведая страха, а некоторые при этом не испытывали даже боли от ран, продолжая сражаться, уже будучи смертельно раненными. Воины приписывали это божественному покровительству. Дар ясновидения тоже был секретным оружием Жанны дАрк, — считает Дж. Уоркер. — И, судя по всему, ее способности в этом были действительно колоссальны. Сверяя свои поступки с внутренними голосами, она ни разу не ошиблась в прогнозах, блестяще выигрывая одну битву за другой. Битва при Потэ, которую провела юная главнокомандующая, вошла в историю как одна из самых блестящих побед французского оружия, со стороны англичан в ней участвовало около пяти тысяч бойцов, со стороны французов — едва полторы тысячи. Но, несмотря на численное превосходство, англичане потерпели сокрушительное поражение — они насчитали убитыми две с половиной тысячи человек, остальные спаслись бегством или попали в плен. Во французском же войске потери составили всего… десять человек. «Это было похоже на чудо! — восхищались современники Жанны. — Дева словно заранее знала ход сражения, безошибочно посылая отряды в самые опасные точки…»Загадочные голоса предупреждали Жанну буквально обо всем. Даже о том, что ей предстоит попасть в руки врагов она узнала заранее, о чем и предупредила своих друзей. События развивались так.

Войско Жанны готовилось к боевой вылазке. Перед этим в приходской церкви Сен-Жак прошла служба. Когда девушка стояла на коленях, на нее накатилась волна безысходной тоски. Друзья Жанны замерли, едва она качнулась с закрытыми глазами — так всегда бывало, когда к ней приходило видение. Очнувшись, дева сказала: «Меня продали и предали… Я знаю людей, которые сделали это. Я ничем больше не смогу помочь вам, ибо скоро буду отдана в руки смерти!»

Командиры просили Жанну отложить атаку. Но она отказалась. И вскоре во время схватки ее взял в плен бургундский лучник. Предугаданное предательство тоже свершилось — капитан Гильом Флави приказал закрыть ворота и поднять разводной мост крепости, из которой вышел отряд Жанны. И рыцари, которые в ней еще оставались, не смогли прийти на подмогу д’Арк.

Слухи о загадочном даре Жанны, безусловно, дошли и до ее врагов. И поэтому неудивительно, что те прежде всего обвинили ее в колдовстве. Святые отцы и представители инквизиции долго пытали д’Арк, все выспрашивали, что это за голоса помогали ей в трудную минуту? Мучительные допросы продолжались не один месяц. Был момент, когда измученная девушка тяжело заболела. Лекарь, срочно приведенный к ее тюремной постели, лишь развел руками, мол, медицина бессильна. Но произошло чудо. Вновь на Жанну нахлынули замолчавшие было голоса, и через два-три дня она полностью поправилась от лихорадки — неизлечимой по тем временам болезни.

Когда «ведьму» возвели на костер и казнили, снова произошло невероятное. В куче угля и пепла обнаружилось совершенно нетронутое сердце девушки. Со всеми предосторожностями его отнесли на берег Сены и бросили в холодную воду. Это произошло 30 мая 1431 года. Такова официальная версия жизни и смерти Жанны д’Арк. Однако в рамках этой версии невозможно объяснить цепочку дальнейших таинственных событий. В течение нескольких месяцев после кровавой казни в Руане один за другим скончались все свидетели обвинения и судьи: епископ Филибер де Сатиньи, Пьер Луазалер, Николя де Ру — от сердечных приступов, Жак д’Эстиве — утонул в болоте, следователь Ледонтейн и главный инквизитор Жак ле Мейер — вообще бесследно исчезли.

Обладала ли Жанна спонтанным даром или вполне сознательно пользовалась им? Свидетельств этого не сохранилось. Но можно предположить, что у нее были учителя, развившие ее необыкновенные способности. Один из них маршал Франции Жиль де Ре, бывший сподвижником д’Арк во многих ее походах. На некоторых картинах, изображающих коронацию Карла VII, Жанна стоит по правую руку, а Жиль де Ре — по левую. Так вот, этот маршал был также известным алхимиком, знатоком древних эзотерических знаний, вполне мог превратить чудесный дар Жанны в реальное и грозное оружие. Не за это ли вскоре после смерти Жанны был схвачен инквизицией и Жиль де Ре? Его тоже обвинили в колдовстве и отправили на костер.

Была ли Жанна принцессой Франции? Возможно… Но куда важнее, является тот факт, что исследователи признают сегодня паранормальные возможности этой легендарной женщины. Ведь воистину это, пожалуй, единственный достоверно известный случай, когда дар ясновидения использовался в масштабах военных действий и при этом с неизменным успехом. Что касается того, будто умение прозревать будущее относится к колдовским силам, как считают некоторые — ведь назвала же инквизиция Жанну Орлеанскую ведьмой! — то хочется напомнить, что церковь полностью реабилитировала д’Арк, причислив ее в 1920 году к лику святых.

Жанна Д,Арк.

Предисловие.

Столетняя война началась в 1337 году с нападения на Францию английского короля Эдуарда III, заявившего о своих правах на французский престол. Вплоть до 1415 года война шла с переменным успехом: французы терпели жестокие поражения, но всё же им удавалось держать под контролем значительную часть страны, и даже временами отвоёвывать некоторые территории. Но в 1415 году ситуация для французов резко ухудшилась: в Англии прекратилась междоусобица, и король Генрих V из новой династии Ланкастеров начал решительное вторжение на материк. В самой Франции внутренняя ситуация была катастрофическая, страной формально правил безумный король Карл VI, за реальную власть в стране боролись группировки арманьяков и бургиньонов.

25 октября 1415 года французские войска были разбиты в сражении при Азенкуре. В 1416 году бургундский герцог Иоанн Бесстрашный заключил союз с англичанами, вскоре он стал хозяином Парижа и стал править от имени безумного короля совместно с женой последнего - Изабеллой Баварской. Дофин Карл, наследник Карла VI, лишь чудом сумел бежать на юг страны.

В 1420 году был подписан договор в Труа, согласно которому дофин Карл объявлялся лишённым прав на корону. Королём после смерти Карла VI должен был стать Генрих V Английский, обручённый с французской принцессой Екатериной, а за ним - его сын, рождённый от этого брака. Это был смертный приговор независимости Франции. В 1422 году Генрих V внезапно умер, и королём обоих государств стал его девятимесячный сын Генрих VI. Регентом при малолетнем короле стал английский герцог Бедфорд.

Чтобы полностью подчинить Францию, англичанам достаточно было соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Ключевым пунктом, мешавшим им это сделать, был город Орлеан, операция по взятию которого началась в 1428 году. Защитники оборонялись храбро, но исход осады казался предрешённым.

Биография.

Традиционная дата рождения Жанны - 1412 год, однако в декрете папы Пия X от 6 января 1904 года, принятому вслед за торжественным заседанием, на котором было рассмотрено дело о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409/1408 года.

Семья Жанны д’Арк - включала родителей, трех братьев, сестру и несколько дальних родственников, в той или иной степени принимавших участие в истории национальной героини Франции.

Несмотря на все усилия исследователей, не существует единого мнения о происхождении семьи д’Арк из Домреми. В средневековой Франции существовало два селения, называемые Арк - это Арк-ан-Барруа (департамент Верхняя Марна, Шампань в шести милях от Шомона), и Арк-ан-Тий, в нынешнем департаменте Кот-д’Ор, недалеко от Дижона. Фамилия д’Арк также была достаточно распространена, её носили крестьяне, священники, горожане, дворяне, в том же Арк-ан-Тий владела замком некая Жанна д’Арк. Сторонники альтернативной версии происхождения Жанны, возводят эту фамилию к гипотетическому гербу семьи - луку (фр. аrc) и стрелам на лазоревом фоне, «традиционалисты» видят в ней указание на имя селения, из которого происходила семья. Не существует также единообразия в написании самой фамилии - в хрониках отмечаются варианты «Тарк», «Дарк», «Дай» и «Дей», что обычно объясняется особенностями лотарингского произношения, в котором звук «р» практически растворяется и записью фамилии на слух.

Отец.

Жак д’Арк родился в 1375 или 1380 г. в Сеффоне, диоцез Труа, департамент Верхняя Марна как о том свидетельствовал его потомок - Шарль дю Лис. Дом, где он родился, позднее перешел к младшему сыну - Жану д’Арк. Как и музей Жанны в Домреми, этот дом, украшенный соответствующей мемориальной доской сохранился до нынешнего времени.

Женившись на Изабелле Роме, перебрался в Домреми, где занимался хлебопашеством, владел «двадцатью гектарами земли, из которых 12 составляла пашня, четыре - луга, и еще четыре - леса», лошадьми и достаточно большим стадом овец и коров. Семья д’Арк считалась весьма зажиточной, так в 1419 г. Жак приобрел в пользование замок Иль (ныне разрушенный), и в 1423 г. был старостой деревни Домреми, подчиняясь непосредственно местному прево. В его служебные обязанности входил, в частности, налоговый сбор и наблюдение за порядком, так подпись Жака д"Арк стоит на документе об уплате налогов местному землевладельцу.

В 1427 г. представлял деревню Домреми во время некой тяжбы, судьей в которой выступал Робер де Бодрикур, будущий соратник Жанны.

До конца жизни не одобрял решения дочери и всеми силами препятствовал ее уходу из дому, в частности, пытаясь выдать замуж. Присутствовал на коронационных торжествах, причем король полностью возместил ему дорожные расходы и подарил коня для возвращения домой. Отцу Жанны было вменено в обязанность сообщить односельчанам о том, что отныне они свободны от королевского налога.

В 1429 г. получил дворянское звание и вместе с ним аристократическую фамилию дю Лис. Умер в 1431 г., и по свидетельству сельчан, до конца сокрушался о судьбе дочери.

По свидетельству самой Жанны на Руанском процессе:

«Когда я еще жила с отцом и матерью, моя мать не раз говорила мне о том, что отцу снились сны, будто я, Жанетта, его дочь, уехала куда-то в сопровождении солдат, так он рассказывал об этом. Мои отец и мать делали все возможное, чтобы этого не случилось, и буквально не спускали с меня глаз. Я повиновалась им во всем, кроме того случая в Туле - когда речь пошла о замужестве. Я слышала от своей матери, что отец говорил братьям: «Клянусь, я был готов, если бы мой сон, что я видел о дочери, действительно сбылся, приказать вам ее утопить, а если бы вам не хватило духу - утопил бы ее собственными руками.» Он был вне себя от гнева, из-за того, что я уехала в Вокулер.»

На вопрос, было ли это до или после того, как Жанне явилось предполагаемое откровение, она ответила: «Да, это случилось через пару лет, после того, как я впервые услышала Голос.»

Мать.

Изабелла (Забийета) Роме (1385-1458) родилась в деревне Вутон (по месту рождения, в документах она иногда именуется Изабеллой де Вутон), в 7 милях к западу от Домреми. Считается, что Роме - не фамилия, а прозвище семьи, полученное после того, как один из предков совершил паломничество в Рим (фр. Rome).

По свидетельству её брата Паскереля, во время, когда Жанна отправилась к королевскому двору, её мать предприняла паломничество к святыням Пюи. Вместе с дочерью возведена в дворянское достоинство в декабре 1429 года.

После смерти мужа перебралась в Орлеан, к старшему сыну. В счетных книгах города сохранились отчеты об оплате за лечение «Изабелле Роме, матери Девы». Город выделил ей постоянную пенсию «48 су парижской чеканки в месяц», и в Орлеане она оставалась до смерти, в доме Анрие Анкетиля, причем опять же, по инициативе и за деньги городского совета, ей отдал свою служанку мессир Бертран, местный врач.

Формально выступила в роли истицы на совете реабилитации, который открылся 7 ноября 1450 года в Париже, в церкви Нотр-Дам.

Сестра.

Катрин д’Арк (младшая?) сестра Жанны. Родилась, согласно принятой версии в 1413 г. Вышла замуж за Жана Колена, сына «Колена из Грё». Умерла совсем юной, еще до того, как Жанна покинула родной дом. Приблизительные даты жизни - 1413?-1429? гг.

Братья.

Пьер

Пьер или Пьерло родился в 1408 г., год смерти неизвестен (некоторые исследователи называют дату 1501 г. - но она является чисто предположительной). Последовал за сестрой «во Францию», участвовал в осаде Орлеана, причем жил с ней в одном и том же доме, присутствовал в Реймсе на коронации и вместе со всей семьей был возведен в дворянское достоинство и получил фамилию дю Лис. Во время битвы при Компьене вместе с ней попал в плен, и вынужден был уплатить огромный выкуп, что довело его практически до разорения.

Жан

Годы жизни - 1409-1440. Сопровождал Жанну с начала ее миссии, в Невшатель, затем к королевскому двору, принимал участие в боевых действиях. Вместе с братом Пьером, жил вместе с ней в Орлеане в доме у Жака Буше. В 1429 г. получил дворянство и затем - должность прево Вокулера.

Опять же, вместе с братом Пьером, «признал» в Жанне дез Армуаз сестру, пытался убедить в том короля. Во время процесса реабилитации, стоял во главе комиссии, опрашивавшей сельчан в Домреми, ездил в Руан, сопровождал мать в Париж, к королевскому двору.

Последовательно сменил должности бальи Вермандуа, капитана Шартра и наконец сменил де Бодрикура на посту прево Вокулера. Его сын стал кюре в приходе Домреми.

Жакмен.

Жакмен или по другим сведениям Жакло (1402-1430) - названный в честь отца, родился в 1402 г. в Водрее. О нем известно немного. Был женат на Катерине Корвисе, которая была на три года его младше, причем венчание произошло в церкви Сен-Реми, в родной деревне жениха. Какое-то время жил в Вутоне, на родине матери. Имел, по всей видимости, дочь и сына, которого назвал в честь брата Жаном. Умер молодым, около 28 лет от роду.

В 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они якобы открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда Жанне исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, поражённый её настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селёдочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю, а также снабдил мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами, причем Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, объясняя, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать нездорового внимания к себе со стороны солдат. В это же время к отряду Жанны присоединились два её верных спутника - рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.

За 11 дней преодолев расстояние по неприятельской бургундской территории между Домреми и Шиноном, 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок - резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему в письме, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав короля. Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, - требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, проводившихся на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (с франц. гнев), Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под её командование. Начальником её штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла. реля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая её армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.

После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» (фр. la Pucelle d’Orléans). День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города

Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам Луары Жанна выступила лишь 9 июня. Однако и в этот раз армия, возглавляемая ею, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре - Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня - на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.

Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблем Ришмоном, опытным военачальником, что ещё более сплотило французов. 29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июля король был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.

После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Атака на столицу была предпринята только в сентябре, однако наступление было быстро прекращено. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.

Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре - декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан. Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.

Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто - девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки. Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось - например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.

В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно - Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости - предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.

Прочитав множество источников мы определили, что история сожжения на костре равна 3%.Вместо Жанны там была другая девушка.Её имя Маргарита Валуа. Ученные доказали что останки после сожжения принадлежат именно ей. Хотя в её семье было четверо детей: она старшая, близняшки Анна и Катрин и её младший брат. В частности, выдвигается гипотеза о королевском происхождении Жанны. Якобы она была внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской и родилась Жанна в ноябре 1407 ,а это на пять лет позже. Где же находилась всё это время Жанна? Впервые эта версия была выдвинута неким супрефектом Бержерака 1805 году. Данные хронистов разнятся: ребёнок, рождённый Изабеллой Баварской 10 ноября 1407 года во дворце Барбетт, называется либо сыном Филиппом, либо дочерью Жанной. По официальной версии, ребёнок прожил от нескольких часов до суток и был похоронен в усыпальнице Сен-Дени.

Сторонники альтернативной версии считают, что Изабелла опасалась мести обманутого мужа, и именно поэтому ребёнок от связи Изабеллы с тогдашним, как предполагают, её любовником Людовиком Орлеанским был подменён другим младенцем и отдан в семью д’Арк.По мнению сторонников альтернативной версии, д’Арки не были землепашцами. Жак д’Арк (предполагаемый отец Жанны) родился в 1375 году в Сеффоне (Шампань) и принадлежал к ветви д’Арков, которая разорилась в результате войны и моровой язвы и временно утратила дворянское достоинство. Мать (приёмная, по мнению сторонников королевского происхождения) Жанны, Изабелла де Вутон.Обстоятельства появления Жанны в Шиноне, где она была принята самыми высокопоставленными лицами, ей были выделены слуги, назначена свита, где она имела право разворачивать боевой стяг (привилегия сеньоров-баннеретов), её умение владеть оружием - всё это сторонники альтернативной версии считают подтверждением её королевского происхождения.Доказательством того, что Жанна была дочерью Людовика Орлеанского они считают и то, что она была известна под именем Орлеанская девственница ещё до освобождения Орлеана. Жак Желю, архиепископ Амбрёнский в своём сочинении «Мадемуазель д’Орлеан», обращённом к Карлу VII и написанном весной 1429 года, то есть накануне освобождения Орлеана,уже называет её Орлеанской девственницей.

Известны также версии, согласно которым Жанна вообще не была сожжена на костре. Отсутствие протокола о казни в архивах Нижней Сены и Руанского архиепископства объясняется некоторыми исследователями тем, что казнь так и не была совершена.

Согласно одной из версий, Жанна, проведя около четырёх лет в заточении, вернулась к королевскому двору и вновь получила под командование войска. Спустя некоторое время она вышла замуж за некоего Робера дез Армуаза. Вторая версия утверждает, что сожжение на костре имело место, но сожжена была другая женщина, а именно Маргарита. Тогда как Жанну умертвили тайно с помощью яда, а тело спустили в Сену. Англичане не решались казнить Жанну публично, так как опасались возможного чуда во время казни.

Попыток отравить её было две - после первой Жанна выжила, а вторая достигла своей цели. Чтобы никто не смог разоблачить подмену, голову женщины, казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, её окружали 120 (по другим сведениям - 800) солдат, толпу зрителей оттеснили на край площади Сенного рынка, костёр был частично загорожен деревянным щитом, на котором был написан приговор.

Судя по сохранившимся протоколам руанского судилища, Жанна в одиночку и весьма успешно противостояла нескольким теологам, не давая загнать себя в ловушку и обвинить в колдовстве и поклонении идолам. Известно также, что её не подвергали пытке (Кошон объяснял это тем, чтобы «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведённый процесс»). Оказалось, что формального приговора Жанне вынесено не было, это подтвердил на процессе реабилитации помощник руанского бальи Лоран Жерсон. Из 12 присутствовавших на процессе реабилитации членов руанской судейской комиссии пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое - что не присутствовали при казни, ещё двое - что обо всём успели забыть за прошедшие годы. Если верить «Хронике» Жоржа Шастеллена, осуждённая взошла на костёр с закрытым лицом, или (как иногда интерпретируют этот отрывок) ей косо надвинули на лицо чепчик или митру с изображением чертей.

В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно - Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости - предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму. Известны также версии, согласно которым Жанна вообще не была сожжена на костре. Отсутствие протокола о казни в архивах Нижней Сены и Руанского архиепископства объясняется некоторыми исследователями тем, что казнь так и не была совершена.

Согласно одной из версий, Жанна, проведя около четырёх лет в заточении, вернулась к королевскому двору и вновь получила под командование войска. Спустя некоторое время она вышла замуж за некоего Робера дез Армуаза. Вторая версия утверждает, что сожжение на костре имело место, но сожжена была другая женщина, тогда как Жанну д’Арк умертвили тайно с помощью яда, а тело спустили в Сену. Англичане не решались казнить Жанну публично, так как опасались возможного чуда во время казни. Попыток отравить её было две - после первой Жанна выжила, а вторая достигла своей цели. Чтобы никто не смог разоблачить подмену, голову женщины, казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, её окружали 120 (по другим сведениям - 800) солдат, толпу зрителей оттеснили на край площади Сенного рынка, костёр был частично загорожен деревянным щитом, на котором был написан приговор.

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.

Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию, простых жителей Орлеана.

7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.

В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти - 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д’Арк. Орлеанская дева изображается в мужском костюме, с мечом в руке.

Правда, эта теория также предполагает повальное лжесвидетельство на оправдательном процессе, где показания после клятвы на Евангелии дало множество свидетелей, включая нуайонского епископа. Упоминания о казни Жанны есть и в документах той эпохи, например, в «Дневнике парижского горожанина». Согласно легенде, на месте казни было обнаружено сердце, которое не сгорело. Робер Амбелен, считающий, что вместо Жанны казнили другую женщину, предполагал, что ей дали наркотическое средство, и ссылался на сообщение Светония в «Жизни двенадцати Цезарей», что существовал яд, который делал сердце несгораемым, что с точки зрения современной науки немыслимо.

Объяснение того, что англичане отпустили свою добычу, Пьер де Сермуаз видит в том, что Анна Бедфордская, супруга главнокомандующего, также состояла в третьем францисканском ордене, и, соответственно, могла договориться с королевой Иоландой, а через неё - с Карлом VII о возможных уступках, которые будут сделаны. К тому же, зять губернатора Руана пребывал в то время в плену у французов, и Карл открыто грозил расправиться с пленником, если Жанна будет казнена.

Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» - трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне д’Арк, хотя, по исследованиям учёных, эти мощи ей не принадлежат.

Примечания.

1 Её имя писалось по-разному вплоть до середины XIX века. [Р. Перну. М.-В. Клэн. Жанна д’Арк: с. 220-221]. Сама она писала своё имя как Jehanne.

2 Традиционно считается, что речь идёт о святой Маргарите Антиохийской, однако, как отмечает В. И. Райцес в книге «Жанна д’Арк. Факты. Легенды. Гипотезы» (Ленинград, «Наука», 1982, Серия «Научные биографии»), никаких пересечений её жития и культа с жизнью Жанны обнаружить не удаётся. Исследователь, отмечая, что Жанна, по его мнению, не различала этих двух женщин, ссылается на легенду о «Маргарите именуемой Пелагаем», изложенную в «Золотой легенде» Якова Ворагинского под датой 8 октября. «Золотая легенда» никогда всерьёз не воспринималась теологами, однако была одной из самой читаемых (и, как следствие, весьма известной в устных пересказах) книг в XIV-XVI вв. В ней рассказывается, что Маргарита была очень красивой девушкой, но была воспитана в столь великом благонравии и целомудрии, что избегала даже взглядов мужчин. К ней посватался знатный юноша, родители дали согласие на свадьбу, но Маргарита, приняв решение сохранить свою девственность, остригла волосы и надела мужской костюм и под именем брата Пелагия укрылась в мужском монастыре, подверглась там несправедливым гонениям, но терпеливо вынесла все испытания и окончила жизнь в святости, открыв свою тайну только перед смертью. В 1455-1456 гг., накануне реабилитации Жанны, несколько авторитетных богословов написали специальные трактаты об оправдании Жанны, собрав все сведения о святых женщинах, которым пришлось по каким-то причинам носить мужскую одежду. «Маргарита-Пелагий» ими не упоминается, поскольку никогда не была канонизирована, а её жизнеописание Якова Ворагинского, по мнению исследователей, представляет собой вольное изложение жития других святых.

3 По мнению В. И. Райцеса, перевод с французского «Орлеанская дева», является не совсем корректным, так как эпитет «Дева» (фр. la Vierge) в средние века в Западной Европе применяли исключительно к Богородице.

Всё это доказывает, что Жанна не была сожжена,а выжила и продолжила жить на краю государства со своим мужем.

Память.

Каждый год 8 мая во Франции отмечается «День Жанны Д’Арк»

В честь Жанны Д’Арк назван астероид (127) Жанна, открытый в 1872 году.

Именем национальной героини назван французский крейсер-вертолетоносец «Жанна Д’Арк». Спущен на воду в 1964 году.

«Это уникальный случай в истории человечества — Жанна д’Арк единственная женщина, которая состоялась как верховный главнокомандующий вооруженных сил нации в возрасте семнадцати лет» (Лайош Кошут)

Самый известный мировой лидер, Жанна д’Арк — предмет восхищения французов. Военный поход Джоан длился год; затем ещё один год лишения свободы — за этот короткий промежуток, несмотря на все трудности, она освободила Францию ​​от английских оккупантов. Что мы знаем фактически о реальной жизни Жанны д’Арк?

Она возглавила французскую армию, провела серию впечатляющих военных успехов, привела армию к победе. Учёные, историки, религиозные деятели, психологи изучают этот необыкновенный феномен, пытаясь объяснить невероятную силу духа французской героини. Проявить мужество в роковые годы, когда большинство сограждан теряют надежду и храбрость — не в этом ли заключается тайна Жанны д’Арк?

В 17-ть она ушла из дома, в 19-ть её сожгли на костре (30 мая 1431) — её имя становится национальным символом: Жанна д’Арк объявлена святой в 1920 году, а во время Второй мировой войны — образ стал эмблемой французского сопротивления. Джоан не продукт легенды, не экстраполяция воображения — её путь хорошо известен.

Франция времён Джоан находилась в плачевном положении: страна в состоянии войны против Англии в течение 115 лет (1338 по 1453) — Столетняя война с многочисленными интервалами перемирия. Английская оккупация и гражданская война раздирают страну.

Тело Жанны д’Арк было сожжено англичанами трижды: на костре в Руане она умерла от отравления угарным газом. Кардинал Винчестера приказывает её сжечь второй раз. Когда органы пережили и этот огонь, третьим сжиганием предполагали полностью уничтожить тело. Пепел подножия костра и её останки должны были быть брошены в Сену.

Тем не менее, в 1867 пепел и остатки Жанны д’Арк были найдены на чердаке парижского аптекаря. Они были переданы в музей Шинон , где до сих пор хранятся.

Неграмотная крестьянская девушка из небольшой деревни Домреми, Лотарингии, с востока Франции, Жанна д’Арк переоделась мужчиной, чтобы участвовать в военных компаниях против английских войск и армии герцога Бургундского. Джоан уверяла, что слышит голоса святых — она была убеждена в своей миссии спасения Франции ​​от врагов. Ей пришлось преодолеть сопротивление отца, который был недоволен решимостью дочери: он считал, что в мужском армейском обществе могут находиться только девицы сомнительной добродетели и предполагал, что её поступок может стать позором для семьи.

Жанна д’Арк выходит на историческую сцену в начале 1429. Вооружённая мечом и в сопровождении небольшого эскорта она оставила Вокулер, 13 февраля, и прошла более 60 миль вражеской территории. Шансы были ничтожны. Тем не менее, Джоан приехали в Шинон в полдень и приветствовала народ — это было подобно чуду.

Орлеан уже считался потерянным — город 7 месяцев находился в осаде, и его жители вели переговоры с англичанами о капитуляции. Карл VII был подавлен материально и морально. Жанна встала на колени перед дофином и заявила, что он будет истинным королём Франции.

Жанна д’Арк сняла осаду Орлеана за 9 дней, обратила противника в бегство. Это был долгожданный реванш французской армии.

Блистательные и быстрые победы Орлеанской Девы открыли ворота бургундских городов, таких как Труа, Шалон-сюр-Марн и Реймс — это привело к коронации короля в Реймсе.

Английские гарнизоны были изгнаны из Шато-Тьерри, Суассон, Крей, Пон-Сен-Maxence, Senlis, Бове и Компьене. Жанна умело управлялась копьём и мечом, но предпочитала держать в руках знамя — быть вдохновляющим талисманом для мужчин. По меньшей мере дважды она была ранена в сражениях: стрелой в плечо при битве за Орлеан и снарядом из арбалета в бедро — при освобождении Парижа.

Фамилия отца Tark или Dark — записана в официальных документах того времени. Благородную форму d’Аrс фамилия приобрела уже в наши дни. Жанна д’Арк принимает непосредственное участие в разработке военной стратегии и дипломатических решений. Она продвигается с войсками (конечная цель — Нормандия) — арманьяки преследуют английскую армию в долине Луары.

18 июня произошла знаменитая битва у села Patay. Французский авангард атаковал подразделение английских лучников, заблокировав дорогу. Разгром последовательно уничтожил основную часть английской армии, убита либо захвачена большая часть их командиров. Fastolf бежал с небольшой группой солдат и стал козлом отпущения за обидное английское поражение. Потери англичан — 6000 человек. Французы понесли минимальные потери.

Неразгаданная тайна Жанны д’Арк

В те времена существовало поверье, что Францию спасёт девственница. «Орлеанская дева» — под этим именем её знали современники. Сейчас этот термин кажется странным, но себя она называла — Жанна Дева и приходила в гнев, когда её девственность подвергалась сомнению и насмешкам. Её часто оскорбляли: один «благородный» рыцарь велел ей «возвращаться к своим коровам». По свидетельству оруженосца, на слова, что никакая она не дева, а шлюха, Джоан ответила: «Сейчас я спешу, но когда вернусь, тебя уже не будет в живых — смерть близко от тебя». В тот же день обидчик утонул в реке.

Среди исторических фактов есть записи, которые свидетельствуют, что она обладала даром предвидения. Так, при погрузке барж дул встречный ветер, который мешал успешному продвижению. Но Жанна велела продолжать погрузку, поскольку направление ветра скоро изменится — так оно и случилось.

Из её пророчеств: В марте 1429, Джоан сказал Чарльзу VII «Моя миссия должна длиться год, и немного дольше. Мы должны успеть сделать хорошую работу в этом году, чтобы изгнать англичан.» Позже она сказала, что будет схвачена в середине лета, но не знает точной даты: «Я ничего не боюсь, кроме предательства.»

23 мая 1430 она была схвачена, во время атаки лагеря Margny, близлежащего укрепления Компьене — членами бургундской фракции. Похитителям, Жан де Люксембург, член Совета герцога Филиппа Бургундского, заплатил сумму 10000 ливров Tournois , чтобы заполучить её. Позже она была передана англичанам, а затем суду про-английского епископа Бове, Пьера Кошона — против неё было выдвинуто 70 обвинений, от колдовства до кражи лошадей.

Она предприняла несколько попыток побега, в том числе, прыгала с башни, высотой 21 метр. Арманьяки пытались спасти её несколько раз, предпринимая военные кампании в направлении Руана, в то время как она была там: одна зимой 1430-1431, другая в марте 1431, последняя в конце мая, незадолго до её казни. Эти попытки были неудачными. Карл VII пригрозил «отомстить» за неё бургундцам и англичанам.

Судебный процесс стал битвой умов. Против обвинений трибунала девушка защищала себя сама. Собравшиеся юристы и богословы были уверены, что с лёгкостью смогут при перекрёстном допросе запутать девушку, которая не сильна в теологии. Судебные допросы длились десять недель, но обвинения отпадали одно за другим. На вопрос священника, говорившего на плохом региональном наречии, «на каком языке с ней общались голоса» — она ответила: «Они говорили по-французски лучше, чем вы!»

В обмен на покаяние ей предложили пожизненное заключение и переодели в женские одежды. Но вскоре, она вновь одевает мужскую одежду, поскольку могла подвергнуться насилию со стороны охранников. Судьями это было воспринято как рецидив еретика. Казнь состоялась уже на следующий день.Палач, Жоффруа Thérage, позже заявил, что очень боится быть проклятым.


Суд и казнь были актом более политическим, нежели религиозным.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...