Западная европа в конце 17 19 века. Культура Европы XVII века

XVII век в Западной Европе - расцвет идей классицизма, основанного на культе разума и человеческой рациональности. Эти идеи найдут свое развитие и в философских трактатах, и в художественной традиции времени.

В конце XVII - XVIII веках в Европе зарождаются идеи, получившее название Просвещения. Идеи просветителей так же как идеи классицизма проявились в искусстве этого времени и отразились на философии данного периода.

Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности в искусстве, к правдивости чувств. Поэтому мироощущение этого периода тяготеет к возвышенному свободолюбию. В художественных произведениях эти идеи приводили к сентиментальности. Апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Но при этом просвещение имело яркое национальное своеобразие.

Мироощущению эпохи Просвещения присущи:

Научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);

Рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);

Вера в прогресс;

Абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»);

Понимание личности как сложного и противоречивого явления.

Эти изменения проявились в искусстве двояко: с одной стороны -интерес к иррациональному, иллюзорному, динамическому и эмоциональному, с другой - акцент на разумности человека, способном преодолеть свою страстную природу. Первое направление проявилось в таком стиле, как барокко, второе - в классицизме. Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко, которое можно считать переходным этапом к эпохе Просвещения.

Барокко - стилевое направление в искусстве Европы конца XVI -середины XVIII веков, возникшее в Италии и распространившееся в большинстве европейских стран. Барокко тяготеет к эффекту, контрастности, совмещению иллюзорного и реального, к синтезу искусств и одновременно к точному разделению в жанровых характеристиках. Оно связанно с пониманием творчества как процесса овладения художником природой, технического мастерства духа гения, превозмогшего материальность мира.

Понимание мира как разнообразного по своим проявлениям, но конечного с позиций человеческой жизни явления, привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь - не более, чем иллюзия. Излюбленной формой выражения не только поэтов, но и живописцев становится метафора, эмблема, аллегория.


Другое направление - классицизм XVIII века - тоже воспринимается как облегченный классицизм предшествующего периода. Его мироощущение строилось на идее абсолютной монархии. Философской предпосылкой классицизма был рационализм. Главное требование, предъявляемое к художнику классицисту, - «благородность замысла». Классицизм тяготеет к историчности событий. Реальность с ее пейзажностью и портретно-стью выступает вторичной по значимости проблематикой. В основе классицизма лежит обязательность канона по принципу подражания античности. Классицисты ставят проблему социализации личности. Духовная красота начинает превозноситься выше физической, а произведения искусства - выше природы. Природа перестает быть образцом для подражания.

Классицисты стремятся к типизации. В основе принципа создания типа является выделение в характере одной самой яркой черты, которая


преднамеренно выпячивается. Типический образ превращается в абстракцию. Типичный характер у классицистов лишен индивидуальности.

В художественной деятельности на первое место выдвигаются литература и театр как виды искусства, наиболее способные воздействовать на чувственную природу человека. Главными становятся этические темы. Красота рассматривается прежде всего как средство этического воздействия. Наиболее популярными жанрами литературы становятся роман, мемуары и эпистоляры. Среди популярных писателей - Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иоган Вольфганг Гете.

Театр (Пьер Корнель, Мольер, Жан Расин) в XVIII веке становится мощным средством просветительской идеологии. В Англии появляется новый жанр - мещанская драма, где главными героями становятся простые обыватели. Во Франции пишут для театра Вольтер, Дидро и Бомарше. В Италии Карло Гольдони создает комедию нравов, а Карло Гоцци вводит на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»).

XVH-XVIII века - начало расцвета музыкальной культуры (Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, «венские классики» - Гайдн, Моцарт, Бетховен). Особо можно отметить развитие оперного искусства, связанного с именем Глюка.

На протяжении XVIII века музыкальная культура сделала значительные шаги: большое значение приобрела проблема передачи человеческих чувств, наметились основные принципы реалистичности, развитие сонат-но-симфонического мышления, построенного уже не на развитии одного образа в музыкальном произведении, а на сопоставлении нескольких контрастных образов. Основными жанрами в музыке становятся концерт, оратория и сюита. Во Франции развивается танцевальная музыка, что проявилось в творчестве Люлли, который создал не только балет, но и привел танцевальность в оперные спектакли.

В этих условиях зарождается и бурно развивается галантный стиль -рококо, для которого характерны:

Тематика празднества, маскарада, пасторали, легкого флирта,

Изысканность и утонченность,

Внутренняя динамичность,

Миниатюрность форм,

Игрушечность,

Обильность украшений, отделок (особенно в форме завитков). Ярким образцом французского рококо в музыке является расцвет клавесинного искусства.

Архитектура XVIII века находится в состоянии кризиса: мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без

внимания фасады, рококо разбрасывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные узоры, достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

В живописи появляется жанр натюрморта, направленного на постижение сочетаемости цвета, пространства, формы и объемов. В середине XVII века рождается новая живопись, названная теоретиками реалистической. Проявлением специфики эстетики Нового времени в живописи стал «караваджизм». Микеланджело да Караваджо первый ввел в живопись реалистические сюжеты народного быта.


Внешняя политика 17-18 вв. характеризуется тем, что география международных отношений продолжает расширяться. Она выходит за пределы Европы, охватывает Восток, включает допетровскую Московскую Русь, распространяется на Америку, Африку, Дальний Восток, хотя сами международные отношения остаются европо-центристскими. Все судьбоносное решается в Европе.

К середине 17 века на развитие международной жизни и дипломатии в Европе оказывают влияние как традиционные факторы, которые мы уже знаем, такие как династические споры и войны, борьба между различными династиями, Османская угроза с конца 15-начале 16 века, вековое соперничество Франции и Габсбургов, традиционное противостояние Англии и Испании на море.

Появляются и новые факторы, среди них такие как: усиливающееся соперничество между европейскими странами за контроль над морскими путями и первенство в мировой торговле.

В начале 17 веке стали соперничать за мировую торговлю, за контроль над морскими торговыми путями, помимо Англии и Испании, Англия и Голландия. Начинается соперничество стран, которые в ходе буржуазных революций встают на путь ускоренного развития, на путь рыночной капиталистической экономики.

События английской революции приводят к тому, что создается 2 системы государств: традиционно старая, куда входит большинство стран Европы, где существуют старые режимы, и государства, которые вступили в полосу активной трансформации, буржуазных преобразований, это середина 17 века: Нидерланды и Англия.

Старые факторы:

Османская угроза. Конец 16-начало 17 века. Она временно ослабевает.

С середины-второй половины 17 века Османская угроза на юге и юго-востоке на море и на суше приводит к тому, что получают новое продолжение начавшиеся еще в 15 веке Венециано-турецкие войны, и с начала 16 века на суше на Балканах, в центральной Европе, Австро-Турецкие войны.

В ходе первых Венециано-Турецких войн в 16 веке (их было 4), временно Венеция терпит поражение, и как морская великая держава теряет свою мощь. Утрачивает большинство своих колоний в восточном Средиземноморье, Далмации, Морее и Албании.

Спустя 72 года после завершения 4-й Венециано-Турецкой войны (она закончилась в 1573 году), борьба на море вновь возобновляется. 5-я по счету венециано-турецкая война приходится на 1645-69 год. Начинается она с того, что турки захватывают значительную часть острова Крит, и поэтому одно из названий этой войны Критская война.

Турецкая армия осадила венецианские войска в городе-крепости Канде. Венеции на помощь приходит Испания, папа римский, некоторые французские добровольцы. Христианский флот одерживает ряд побед на море. Однако поражение на Крите приводит к тому, что 30 августа 1669 года Канди захватывают турки, и большая часть острова отныне переходит под турецкое господство.

По мирному договору от 5 сентября 1669 года Венеция на Крите сохраняет только 3 небольших торговых пункта.

Эта 5-я Венециано-Турецкая война по времени совпадает с 7-й Австро-Турецкой войне, поэтому они накладываются.

В конце 17 века начинается 6-я по счету Венециано-Турецкая война. В 1683 году Польша и австрийские Габсбурги создают Священную лигу, к которому в 1684 году присоединяется Венеция, а в 1686 году – Московская Русь. Благодаря совместным усилиям в ходе 6-й Венециано-Турецкой войны (1684-99 годы), венецианцы смогли в значительной мере отвоевать часть своих прежних владений в Греции, получить некоторые острова в Ионическом и Эгейском морях, и в Далмации (это современная бывшая Югославия).

Однако этот Карловицкий мир 1698-99 года оказался недолговечным, и при первой же возможности уже в начале 18 века турки развязывают новую, 7-ю по счету и последнюю из серии Венециано-Турецких войн, 1714-1718 годы.

В ходе 7-й войны туркам удалось ликвидировать последствия Карловицкого мира, выгодного венецианцам, вновь завоевать все отвоеванные венецианцами земли в Морее, Далмации и на островах архипелага, несмотря на то, что Австрия оказывает Венеции помощь.

В конце по Карловацкому миру от 21 июня 1718 года итоги таковы: Венеция практически лишается всех своих владений в греческом архипелаге, в Морее, и на территории Балкан, за исключением отдельных торговых пунктов и укрепленных послений.

Таким образом, к началу 18 века, общим итогом длившихся почти 3 столетия 7 Венециано-Турецких войн, является то, что Венеция утратила почти все свои владения и статус великой торговой морской державы на Средиземноморье.

Венециано-Турецкой войны привели к упадку морской торговли в Средиземноморье, и к упадку одного из христианских государств, которое задавало тон в этом регионе в средние века. Фактически Аристократическая Венецианская республика переходит даже не на вторые, а на третьи роли в политике Европы.

В этот же период на суше, на Балканском полуострове происходят сухопутные войны между Габсбургами и поддерживающими их христианскими силами и Турецкой империей.

7-я Австро-Турецкая война приходится на 1660-64 годы. Началась она нападением Турции на Австрию. По времени она частично совпадает с 5-ой Венециано-Турецкой войной 1645-69 годы.

Для турок эта война оказалась неудачной. Но и австрийцы ничего не приобрели по Вашлавскому мирному договору (город Вашла, на территории Трансильвании). Борьба шла за Трансильванию, а она остается под верховной эгидой турецкого султана. А войска австрийцев и венгров были вынуждены покинуть эту территорию.

Следующая война уже велась коалицией европейских государств, Священной лигой. Для европейских государств она оказалась более-менее успешной. По начавшемуся в 1688 году Карловицкому конгрессу, по его результатам был заключен мирный договор.

В результате Австро-Турецкой войны 1683-99 годов Австрия смогла отвоевать у турок большую часть Венгрии, Трансильванию, это территория современной северо-западной Румынии, почти всю Хорватию, Словению и др. территории. Т.е. фактически на Балканах христиане-австрийцы продвинулись.

Карловицкий конгресс, Карловицкий мир был спровоцирован дирижерами европейской политики, 1699 год, потому что намечалась очередная общеевропейская война, в данном случае война за Испанское наследство, и австрийские войска играли в этой войне немаловажную роль.

Из традиционных войн, которые велись на море:

Противоречия между Англией и Испанией, которые во 2-й половине 17 века отходят на второй план. Эти противоречия привели к тому, что в 1655 году начинается очередная морская война между англичанами и испанцами. Для англичан она оказалась выгодной, потому что они захватили остров Ямайку.

Таким образом, традиционные факторы международной политики достаточно полно освещены.

По поводу присоединения России к Священной лиге: Это был дебют Петровской России в международных отношениях. Карловицкий конгресс 1698 года показал, что наши западные союзники: Австрия, Венеция, Польша оказались негодными союзниками, вероломными. Они на этом конгрессе договорились с турками о своих интересах, а Московскую Русь они оставили ни с чем. Поэтому пришлось 2 года дипломатии Петра 1 вести сепаратные дополнительные переговоры, прежде чем был заключен Константинопольский (Стамбульский) мирный договор, который осветил продвижение России в сторону Черного моря.

Международные отношения после окончания 30-летней войны с середины 17 века характеризовались действием ряда важнейших факторов, которые вносили нечто новое в ход общеевропейской борьбы и дипломатии отдельных стран.

1 новое направление международной политики:

Понятие европейской системы государств с середины 17 века расширяется географически за счет того, что все более активной силой к концу века становится Допетровская и Петровская Русь. России и Русскому государству приходится на западе, северо-западе и на юге отстаивать свои интересы, границы, прорубать окна к морям. Соответственно эти интересы сталкиваются со Швецией, Польшей и Турцией.

В свою очередь Швеция, Польша и Турция ведут агрессивную, экспансионистскую политику и на Балтике, на территории Украины и Белоруссии.

Все это приводит к тому, что Россия вынуждена воевать со своими ближайшими соседями. Отсюда войны, которые на севере Россия ведет против Польши и Швеции, на юге против Турции. Эти военные столкновения так или иначе сказываются на ходе европейской политики и все в большей степени учитываются организаторами этой европейской политики.

Россия, Польша и Австрия вынуждены противостоять турецкой агрессии и обеспечивать безопасность своих рубежей от турецкой агрессии. Поэтому турецкий фактор и борьба России, Польши и Австрии против Турции начинает все более сказываться на ходе европейской политики.

2 новое направление международной политики:

После 30-летней войны среди европейских государств происходит значительное перемещение, изменение соотношения сил. В соперничестве двух династий: Габсбургов и Бурбонов, все больший успех сопутствует Бурбонам. Если в 1-й половине 17 века главенствующая роль в европейской политике все еще принадлежала австрийской и испанской ветвям Габсбургов, то по итогам 30-летней войны и в последующем доминирующим становится влияние французских Бурбонов. И гегемония в международных отношениях переходит ко двору Людовика 14.

В рамках борьбы двух династия политическая система, которую олицетворяли Габсбурги, а это идеи воплощения универсалистской, мировой католической монархии, эта идея начинает проигрывать в столкновении с более передовой политической формой, а это национальная абсолютная монархия в лице Бурбонов. Хотя до конца 17 века Австрия и Испания продолжают еще оставаться серьезной силой в международных отношениях.

3 новое направление международной политики:

В результате победы Английской революции в Европе возникают 2 страны с республиканской формой правления: Английская республика и Нидерланды. Это 2 государства, которые активно развиваются на путях рыночной экономики. Их мощь, военная, экономическая, финансовая быстро растет.

В Европе таким образом образуется 2 системы государств. Большая часть Европы – это старая система государств, основанных на принципах абсолютной власти, по сути феодальной. И система государств республиканского, конституционно-монархического устройства, которая является более передовой, и зиждется на основе быстрого развития рыночной экономики.

Но сложилось так, что первоначально противоречия сложились внутри рождающейся новой системы государств, между Нидерландами и между Английской республикой. Эта борьба за контроль морских путей, за первенство в мировой торговле, за колониальное преобладание, получила название Торговых войн. В 17 веке эти торговые войны между Нидерландами и Англией привели к тому, что из этих 2-х стран большее преимущество получила Англия.

Англо-Голландские войны 17 века.

1 война 1652-1654 годы. Этой войне предшествовали активные переговоры между Английской и Голландской республиками на предмет заключения унии или союза, или объединения в единое государство. Но в этом государстве Нидерландам отводилась роль ведомого, поэтому англичане не смогли добиться согласия Нидерландов. Они принимают Навигационный акт 1651 года, который не разрешает Нидерландам участвовать в морской торговле между Англией и другими государствами Европы и колоний. К этому моменты голландский флот является крупнейшим. И Нидерланды справедливо носят прозвище Морского извозчика. Они осуществляют морскую торговлю большинства европейских стран. Вытеснение из английской торговли – это опасный прецедент и очень лакомый кусок. Все это приводит к 1-й Англо-Голландской войне 1652-54 годов.

Для англичан это более успешная война. Потери на море у голландцев больше, поэтому по Вестминстерскому мирному договору в 1654 году Голландия вынуждена согласиться с действием Навигационного акта, лишающего голландский флот очень активного, выгодного направления деятельности – обеспечения английских перевозок на море.

2 Англо-Голландские война: 1665-1667 годы. Но фактически она началась раньше, в 1664 году. Причины: захват нидерландских колоний Новые Нидерланды, нового Амстердама в Северной Америке англичанами. Они захватили эти территории и переименовали в город Нью-Йорк.

Итоги: по мирному договору в городе Предо в 1667 году Новый Амстердам переходит во владения Англии. Голландия теряет свою колонию в Северной Америке.

 1566 г. – в Нидерландах началось стихийное восстание, сопровождавшееся разгромом католических церквей. 1572 г. - Северные Нидерланды полностью освобождаются от оккупационных войск и провозглашают своим правителем принца Вильгельма Оранского. 1588 г.- Северные провинции провозгласили себя самостоятельным государством - Республикой Соединенных Провинций. 1641-1688 гг. – Английская буржуазная революция. 1642 – 1646 гг. - Гражданская война в Англии. 1644 г. - победа при Марстон-Муре. 1645 г. - победа при Нейзби. 1646 г. - Карл I выдан парламенту, гражданская война завершилась, отменен принцип «рыцарского держания». Январь 1649 г. – казнь Карла I. Май 1649 г. - в Англии провозглашается республика. Декабрь 1653 г. парламент был распущен, а Кромвель провозглашен главой государства с титулом лорда-протектора. Режим протектората просуществовал до 1660 г. 1669 - 1688 гг. - временная реставрация королевской династии Стюартов. 1688 г. - «Славная революция», в ходе которой последний Стюарт - Яков II был свержен и престол занял правитель Голландии - Вильгельм III Оранский. Значение революции: - мощный удар по феодализму. - 1689 – Билль о правах ограничил компетенцию короля в законодательной сфере в пользу парламента; заложил основы буржуазной конституционной монархии. Правящей становится партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. - Ускорение процесса ломки феодальных отношений и формирования буржуазных отношений в Западной Европе. Наибольшее значение для западной цивилизации имела Великая французская буржуазная революция. Король Франции Людовик XVI созывает Генеральные Штаты. 5 мая 1780 г. – начали работу Генеральные Штаты. После того, как Генеральные Штаты провозгласили себя Национальным Собранием, то есть, органом, представляющим интересы всей нации, король начал стягивать войска к Парижу. 14 июля 1780 г. - захват Бастилии. Это событие стало символом начавшейся революции, явилось переходом к открытой борьбе с правящим режимом. Историки выделяют несколько этапов в ходе Французской буржуазной революции: первый (лето 1789 г. - сентябрь 1794 г.) - конституционный этап; второй (сентябрь 1792 г. - июнь 1793 г.) - период борьбы якобинцев и жирондистов; третий (июнь 1793 г. - июль 1794 г.) - якобинская диктатура и четвертый (июль 1794 г. - ноябрь 1799 г.) - упадок революции. Август 1789 г. - Национальное Собрание приняло ряд важнейших постановлений, разрушающих устои феодального общества во Франции: безвозмездно отменялась церковная десятина, остальные повинности крестьян подлежали выкупу, ликвидировались и традиционные привилегии дворянства. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в рамках которой провозглашались общие принципы построения нового общества - естественные права человека, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета. К осени 1791 г. завершилась подготовка первой французской Конституции, которая провозглашала в стране конституционную монархию. Важной особенностью революции во Франции было то, что контрреволюция действовала преимущественно извне. Французское дворянство, бежавшее из страны, сформировало в германском городе Кобленце «армию вторжения», готовясь силой вернуть «старый режим». Апрель 1792 г.: начало война Франции против Австрии и Пруссии. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание; Людовик XVI и его окружение были арестованы. Законодательное Собрание изменило избирательный закон (выборы стали прямыми и всеобщими) и созвало Национальный Конвент. 22 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Первый этап революции завершился. События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. Ведущие позиции в Конвенте занимает наиболее радикальная группировка якобинцев. Борьба между жирондистами и якобинцами. 6 апреля 1793 года для борьбы против контрреволюции и ведения войны был создан Комитет общественного спасения, впоследствии ставший главным органом новой революционной власти. 2 июня 1793 года якобинцы организовали восстание против жирондистов, в ходе которого последние были уничтожены. Началась более чем годичная якобинская диктатура. Переработанная Конституция (24 июня 1793 г.) полностью уничтожила все феодальные повинности, превратив крестьян в свободных собственников. Хотя формально вся полнота власти сосредоточивалась у Конвента, реально она принадлежала Комитету общественного спасения, обладавшему фактически неограниченными полномочиями. С приходом к власти якобинцев Францию захлестнула волна широкомасштабного террора: тысячи людей, объявленные «подозрительными», были брошены в тюрьмы и казнены. Во многом благодаря этим мерам французская революционная армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, в 1793 - 1794 гг. смогла одержать ряд блестящих побед, отразив наступление английских, прусских и австрийских интервентов и локализовав опасное роялистское восстание в Вандее (на северо-западе Франции). Депутаты Конвента, которых не устраивала и пугала жестокость Робеспьера, организовали антиякобинский заговор. 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю) он был арестован и казнен. Якобинская диктатура пала. В 1795 году была разработана новая Конституция. Вновь создавалось Законодательное Собрание; исполнительная власть переходила в руки Директории, состоящей из пяти членов. В интересах крупной буржуазии были отменены все чрезвычайные экономические постановления якобинцев. 1796 - 1799 гг. - грандиозные Итальянский и Египетский походы, в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. произошел государственный переворот (Директория лишена власти. Создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом).

Практически во всех странах Европы, центральной и западной эти все крупные страны в 16-17 веках разными темпами, разными путями, со своими особенностями, но постепенно втягивались в процесс вызревания и формирования рыночной экономики, рыночных отношений. Рыночная экономика – основана на принципах частной собственности и рыночных отношений, частно-капиталистическая, когда не просто собственность, а капитал, т.е. собственность, которая работает, приносит прибыль.

Рыночные отношения вызревали в недрах старой экономики, постепенно разрушая старую экономику, вытесняя и заменяя ее.

Соответственно в общественной жизни формировались буржуазные отношения, основанные на рыночных принципах.

Темпы и пути были разные. Но, несмотря на это, практически все европейские страны этот процесс испытывали. И для 16-17 века характерен процесс первоначального накопления капитала. Этот процесс первоначального накопления был в каждой из этих стран. В некоторых очень заметно, в некоторых не очень. Заметно было там, где переместились торговые пути, и эти страны оказались на острие торгово-экономического развития.

Что такое процесс первоначального накопления капитала? Нужно выделить социально-экономический аспект и исторический. Как социально-экономическое явление процесс первоначального накопления капитала – это формирование стартового капитала, в первую очередь денежного капитала, который превращается затем в физический капитал, который является основой нового предприятия. Будь-то торговое, промышленное, ремесленное и т.д.

А физический капитал – это те материализованные денежные средства, которые начинают производить определенную продукцию, какие-то услуги и операции и приносить соответствующий доход. Т.е. это не просто средства, а работающие средства на рынок, и приносящие владельцу этого капитала соответствующие доходы, дивиденды.

Соответственно появляются носители этого капитала, владельцы, способные его использовать в расширяющейся, развивающейся рыночной экономике. Т.е. формально появляется предбуржуазия и буржуазия.

С точки зрения исторической процесс первоначального накопления это комплексный процесс, разрушение старой социально-экономической структуры, старой экономики, которая имеет две тенденции. Одна из них – разрушение старой экономики, отделение средств производства от мелких производителей, города и деревни. Мелкий производитель – фермер, крестьянин, ремесленник, владелец трактира. Он теряет эти средства производства и вынужден выходить на рынок труда в качестве продавца своей рабочей силы или рабочей головы.

Образуется слой наемных работников, предпролетариат и пролетариат.

Одновременно владельцы капитала, денежных и материальных средств, категория предпринимателей, обладающей соответствующей социальной психологией, направленностью, которые этот капитал использую по назначению в рыночной экономике, для собственного обогащения и развития экономики, удовлетворения всевозможных запросов. И также она в процессе первоначального накопления использует различные методы и пути получения изначального капитала. В разных странах это разные пути.

С конца 15 века,16,17 да и 18 век – один из важнейших путей получения начального капитала это колониальная экспансия, использование ресурсов колоний, неэквивалентный обмен с аборигенами, будь то индейцы, индийцы, черное население Африки и т.д., прямой захват материальных ценностей, драгоценных металлов, работорговля.

Все европейские страны: Испания, Португалия, Италия, Франция, Голландия шли по этому пути. Россия в какой-то степени тоже так себя вела, осваивая Дальний Восток, Сибирь, облагая пушным налогом местное население.

Второй способ аккумуляции денежных средств, первоначального капитала – финансово-банковская система, практика государственных займов и ростовщичества. Ростовщичество было везде, во всех странах. Практика гос. займов и банковская система – это Франция и Италия, где эти банки и появились.

Третий путь накопления первоначального капитала – тоже был во всех странах, но особенно развит во Франции – это налоговая система. Франция имела самое большое население, поэтому налоги было с кого собирать. И система откупов.

Четвертый путь – политика государственного протекционизма, защита, покровительство своим торговым и промышленным предприятиям и создание монополий, протежируемых королем, бароном, властителем. Наиболее выделялись Франция и даже Англия до великой английской революции 1640 года.

Пятый путь – использование феодальных привилегий, в том числе землевладения в качестве основы для формирования стартового капитала. Процессы огораживания в Англии.

Шестой путь, который давал существенные поступления денег – катарство, пиратство, военная добыча. Фактически все страны занимались пиратством. Англия и Голландия больше всех злоупотребляли этим. Франция тоже. В какой-то степени даже английские колонии в Америке.

Вот так создавались стартовые капиталы. Фактически в каждой стране использовались крайние формы эксплуатации. 18 часов рабочий день, от зари до зари. Хорошая палка или плеть в качестве меры поощрения. Эксплуатация практически во всех странах.

В основе процесса первоначального накопления капитала в качестве идейной базы или теоретических предпосылок лежали различные концепции европейской мысли. Эти концепции обосновывали процесс. Если мы вспомним протестантизм и различные доктрины, то внутри этих протестантских учений мы можем найти несколько завуалированное, но довольно ясное оправдание этому: экономия, бережливость, все должно идти в дело, все должно приносить какую-то пользу.

Произошла контрреформация идей, обновление католицизма в борьбе с Реформацией. Тридентский собор этот вопрос рассматривал. Внутри католической церкви развивалась тенденция, когда один начальник в своих руках сосредотачивал не одну, а несколько должностей, которые приносили ему определенный доход. Тридентский собор постановил, что эта практика противоречит идеалам религии.

Самое важное – это зарождение идеи или учения меркантилизма. Начиная с 16 по 18 век учение меркантилизма как крупное направление экономической мысли формировалось в Европе и лежало в основе развития европейской рыночной экономики в наиболее передовых странах, а затем и во всех странах.

Разделяют 3 стадии развития учения меркантилизма. Суть учения – этот предмет анализирует сферу рыночного обращения для того, чтобы обосновать наиболее эффективные средства увеличения национального или личного богатства.

На ранней стадии, 16 век, монетаристская стадия меркантилизма – Жан Моден 1568 год он обосновал французский вариант раннего монетаристского меркантилизма. В Англии аналогичную функцию выполнял Вильям Страффорд. Суть концепции заключается в том, что золото считается абсолютной формой богатства. Надо стремиться получить как можно больше золота. Накопить внутри страны денежные запасы. Каким путем? Административная регламентация – принять такие решения и законы, чтобы денежки шли в королевскую казну и никуда не растекались. Т.е. регламентация денежного обращения, запрет на вывоз звонкой монеты за пределы страны или резкое ограничение такого вывоза. А чтобы лишнего не тратить, нужно стоять на своей почве, своими товарами и услугами обходиться, поменьше импорта (завозить чужого) и побольше экспорта (вывозить свое).

17 век – начинается более развитая стадия меркантилизма – протекционистская. Жан Батист Кольбер при Людовике 14 – немало сделал для развития экономики Франции, ее военной мощи, упрочения режима абсолютизма. Золото выступает как абсолютная форма богатства. Стратегическая задача – обеспечить растущий и стабильный приток денег в страну. Для этого нужно развивать собственные мануфактуры, ремесленные, торговые предприятия, поднимать собственную экономику, стимулировать внешнюю торговлю, с упором на экспорт (вывоз) своих товаров. А импорта поменьше.

На этой стадии протекционистского меркантилизма наступает либерализация денежного обращения. Потому что если слишком все зарегламентировано, то деньги обращаются медленно, прибыль сложно получить. А когда они начинают беспрепятственно крутиться, то с оборота получается больше, чем можно накопить запретами и ограничениями.

Поздняя стадия меркантилизма – аналитическая. Систематизируются все предшествующие теории, научные концепции. Эти все концепции применяются к эпохе мануфактурного капитализма. Основной становится идея обращения как главного источника богатства. Т.е. мощная работающая рыночная машина: купил – продал, купил – продал. Чем больше оборот, тем больше денег поступает и владельцу капитала, и отчисления в казну. И богатеет государство.

Естественно, что появление новой экономики, новых социально-экономических доктрин так или иначе сказывается на развитии сферы права и государственной жизни. 16-17 века для стран Европы – это особый период. Не все с этим согласны, что европейская цивилизация в 16-17 веках – период расцвета абсолютистской формы правления. Т.е. унаследованная от позднего средневековья сословная монархия постепенно преобразуется в абсолютную монархию.

Что такое сословная монархия вы должны знать. Вы все феодалы, а я король. Я первый среди вас, я правлю от вашего имени. А абсолютная монархия – вы мои подданные, а я ваш начальник. Что хочу, то и делаю. При сословной монархии король-монарх опирается только на собственные ресурсы, свой домен. А основная мощь государства – это линия вассалитета, и экономическая и военная. Я завишу от вашей поддержки.

При абсолютной монархии ситуация меняется. Абсолютная монархия это политический режим с юридически неограниченной властью. Государство – это я. Это юридически неограниченная форма правления одного монарха. Абсолютизм как историческое явление – особая социально-политическая система, которая складывается в период перехода от средневековья к эпохе нового времени, т.е. от традиционного к индустриальному обществу.

Эта особая социально-политическая система переходного периода отражает временный баланс социально-политических сил. Абсолютный властитель является как бы противовесом между различными категориями общества, между обычным дворянством и титулованной знатью, между дворянством и церковью. В некоторых государствах церковь очень сильна.

Опираясь на растущее городское население, новую экономику, и служивое дворянство, постепенно абсолютная монархия подчиняет все категории и слои общества.

Абсолютная монархия характеризуется следующим: создание общегосударственной власти. Создается общегосударственный чиновничий аппарат, бюрократическая машина.

Формируется постоянная, подчиненная монарху армия. Он уже не зависит от военной поддержки своих вассалов. Образуется общегосударственная налоговая система. Т.е. на все слои, территории распространяется общегосударственная налоговая система. Монарх теперь в финансовом отношении не зависит от поддержки своих подданных.

Развитие экономики и государственные интересы требуют провести унификацию законодательства, административного устройства и системы мер и весов. Например, во Франции мера веса – ливр. Парижский ливр – 490 граммов, а ливр в Марселе другой.

Создание общегосударственной судебной системы и постепенное вытеснение местных судебных систем. Образование государственной церкви – тоже мощная опора абсолютной власти. Абсолютную монархию отличает проведение единой общегосударственной экономической политики.

Решение всех эти проблем позволяет государю сломить своеволие крупных феодалов и превратить эту знать в придворную знать, которая зависит от благоволения монарха. И некогда свободные феодалы постепенно вырождаются в «мосек», которые бегают при дворе и смотрят как бы им что-то пожаловали. И спорят, кто из своей среды подсунет королю очередного фаворита, своих жен, дочерей, лишь бы приобрести влияние на короля, и приобщиться к жирному пирогу.

Абсолютизм имел оправдание и в правовой и в политической сфере. И многие мыслители так или иначе выступали с обоснованием введения абсолютной формы управления.

В Англии не только королем, но и теоретиком абсолютизма выступил Яков 1 Стюарт в начале 17 века.

А также мыслитель Томас Гобс.

Во Франции Жан Моден. А в России – Феофан Прокопович и Симеон Полоцкий.

Каждая страна в Европе имела свои особенности в развитии абсолютизма. Разные формы абсолютистских режимов рождались.

В частности есть понятие деспотический абсолютизм . Наиболее яркое проявление – Людовик 14, король-Солнце, 2-я половина 17-начало 18 века. Это не восточный деспот, конечно. Он не мог приказать зарыть живьем население Парижа, перебить полстраны. Это персонифицированная государственная система. Государство – это я. Эта система ориентируется на проведение политики либо в интересах самого монарха, либо в интересах придворной гвардии, либо в интересах династии.

Во Франции деспотический абсолютизм продержался до середины 18 века. Затем его сменил ненадолго просвещенный абсолютизм. А в конце 18 века он эволюционировал в консервативную сторону, и его можно назвать консервативный абсолютизм . Это государственная система правления, которая ориентирована на проведение охранительной политики, сохранение статус-кво режима, консервацию социальных, политических, идеологических постулатов в интересах каких-то феодальных кланов, группировок и т.д, с опорой на идеалы традиционной ментальности, т.е. царь-батюшка, это порождение воли господа, его наместник на земле. И использование сложившихся веками ритуальных форм поведения при дворе, церемониалов, когда король раздевается, одевается публично, публично зачинает наследника, чтобы не было сомнений, что это наследник. Это использование ритуальных стереотипов для укрепления режима. Ни о каком прорыве вперед, о прогрессе здесь не говорится.

Это Франция, незадолго до того как просвещенный абсолютизм потерпел фиаско, и произошел крен в сторону консерватизма, и что привело к великой французской революции.

Теологический абсолютизм . Глава светской власти одновременно является и главой духовной власти. Англия – монарх одновременно является главой светской власти и англиканской церкви.

Очаговый или региональный абсолютизм . Это Италия. На территории Священной Римской империи масса таких государств, владений, городов-государств. Это форма правления или государственная система, формирующаяся в ситуации государственной децентрализации, которая проецируется на локальные политико-правовые, конфессиональные, социальные и прочие особенности этих небольших территорий. Как винегрет: здесь сильный монарх, там военный и т.д. Вроде бы большая страна Германия, а владений много, поэтому переезжая в течение дня несколько княжеств, вы можете несколько форм правления обнаружить.

Просвещенный абсолютизм . Это режим или форма правления или государственная система, которая ориентирована на общенациональную консолидацию. В обществе появляется некоторый раздрай. Благодаря развитию рыночной экономики, появляются купцы – они хотят одно, появляется интеллигенция – она хочет другое. Надо проводить политику, направленную на консолидацию народа, и гибкую ассимиляцию новых социальных групп, того же купечества, владельцев мануфактур, ученых, которых надо како-то прикрепить к системе, чтобы они были не критиками, а дополнительным колесом, в том числе и перед проведением активной внешней завоевательной политики или протекционистской политики в интересах развития капитала, собственных мануфактур, защита торговли. А также через поддержку просветительской идеологии, чем прекрасно занималась Екатерина Великая. Ученые на какой-то период выступают скорее союзниками, чем противниками режима.

В каждой из стран могла быть своя форма абсолютизма.

Национальные особенности абсолютизма:

Франция :

Высокая роль государственной бюрократии

Активная протекционистская политика

Активная внешняя экспансия, строительство колониальной империи, расширение пределов королевства, обеспечение безопасных границ

По мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта, отход от конфессионально ориентированной политики

Англия :

Отсутствие постоянной армии в сравнении с Испанией, Францией, Австрией. Можно сказать, что Англия – немилитаризованная страна.

Отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии, чиновников

Очень много на самоуправлении

Сохранение значительной политической роли представительного органа власти – Парламента. Самый старый представительный орган, зародившийся в Европе. Сохранение значительной политической роли представительной власти.

Англия характеризуется активной конфессиональной политикой. Англиканская церковь, борьба с католицизмом. В 17 веке – столкновение с пуританскими течениями, привело к великой Английской революции.

До Английской революции Англия проводила пассивную протекционистскую политику, но начиная с революции 1651 год – переход к активной протекционистской политике.

Германия :

Абсолютизм характеризуется зависимостью от конфессиональных факторов в политике

Ориентация на сохранение региональной автономии. Германия раздроблена до середины 19 века. Эти земли чуждались друг друга

Значительная дифференциация региональных абсолютистских режимов. Вот 2 германских государства. Одно с деспотическим режимом, второе консервативное, третье – просвещенный абсолютизм. И все в пределах одного района.

Испания :

Жесткая централизованная власть

Активная конфессиональная охранительная политика (вспомните инквизицию, католическую церковь)

Высокая политическая роль дворянства, особенно грандов и бездельников идальго

Активная внешняя политика, создание за 50-60 лет самой крупной колониальной империи

Войны против Турции, в других европейских странах. У режима не хватило ума, сил для развития внутренней экономики



17-18 века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.
Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине 17 века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в 16 веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.
К середине 18 века завершается в основном процесс так называемого первоначального накопления капитала. Разорение крестьянства, невиданный по масштабам и жестокости грабеж колоний содействовали накоплению крупных капиталов, обеспечивали капиталистические мануфактуры необходимой рабочей силой и сырьем. В 17-18 веках мануфактурная стадия развития капитализма в ряде европейских стран достигла полной зрелости. В Англии в середине 18 века начался промышленный переворот. Однако в большинстве европейских стран все еще господствовали феодальные отношения. Даже в Голландии и Англии буржуазия была вынуждена делить власть с земельной аристократией. Повсеместно сохранялась поземельная зависимость крестьян. Крупные землевладельцы приспосабливались к требованиям капиталистического рынка.
Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В 17 веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция 16 века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако могущество Голландии, основанное на колониальном грабеже и транзитной торговле, оказалось непрочным. В конце 17 века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.
Абсолютистская Испания - в 16 веке одно из могущественных государств Европы - в 17 веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной.
Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины 16 века частично утратившая свою национальную независимость.
Общей тенденцией эпохи было нарастание противоречий между новым, капиталистическим строем и разлагающимся феодализмом. Крестьянские восстания расшатывали феодально-крепостническую систему, но уничтожить ее могли только буржуазные революции. «...Движение буржуазии против феодально-абсолютистских сил» , - писал В. И. Ленин, - было «главной пружиной» исторического процесса. Это было время, когда буржуазия - носительница нового, прогрессивного способа производства - переживала самую героическую пору своей истории. Главной движущей силой буржуазных революций был трудовой народ, но идеологом и руководителем выступала буржуазия, решившаяся, наконец, по выражению Маркса, «действовать заодно с крестьянами» .
Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.
В. И. Ленин писал о французской буржуазной революции: «Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век... прошел под знаком французской революции» .
Но и эта революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи - «цепи капитализма».
В конце 18 века в передовых странах Европы назревает рабочее движение. В основном это движение мануфактурных рабочих, но в Англии уже начинает борьбу рождающийся промышленный пролетариат.
Развитие буржуазных отношений в передовых странах Европы нашло свое отражение в идеологической и культурной жизни. С середины 17 века в Европе начинается широкое культурное движение, получившее название движения Просвещения. С одной стороны, оно было обусловлено успехами естественнонаучных и технических знаний, сопутствовавшими быстрому развитию производительных сил, с другой стороны, многообразной оппозицией феодально-абсолютистскому строю. Массовые народные движения будили передовую общественную мысль. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике... Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» .
Просветители выступали как идеологи буржуазии, но они не были однородны. Одни стояли близко к народу, составляли демократическое и революционное крыло движения, развивали идеи, выражавшие чаяния самых угнетенных слоев общества (Радищев, Мелье, Мабле, Морелли), другие же придерживались более умеренных, ограниченных взглядов (Вольтер, Монтескье). Родиной Просвещения стала Англия, где революция середины 17 века создала благоприятные условия для развития буржуазной идеологии.
Но английская буржуазная революция была последним крупным общественным движением, которое, подобно многим социальным движениям средневековья, проходило еще в религиозной оболочке. Английская буржуазия, одержавшая победу под знаменем пуританизма, использовала это знамя и в дальнейшем, открыв в религии средство для того, чтобы держать в узде своих «естественных подданных» (Маркс), оправдывая капиталистическую эксплуатацию «неисповедимым промыслом божьим». Ограниченность религиозного мировоззрения сковывала передовую общественную мысль. Атеизм и материализм иногда становились идейным оружием аристократии. В результате материалистическая философия (Гоббс, Джон Локк) часто сочеталась с робкими, а иногда и просто реакционными политическими теориями. И, несмотря на это, именно в Англии зародились многие идеи, получившие затем развитие в философии и политической мысли эпохи Просвещения. Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом и затем развитая Локком. В ней нашел выражение растущий интерес к человеку, его внутреннему миру, его месту в обществе. Английская литература подняла на щит нового героя, простого «естественного человека», сбросившего оковы феодального мира (Робинзон Крузо Даниеля Дефо), и тут же развенчала этого героя и современную ему буржуазную цивилизацию в едкой сатире Джонатана Свифта. В середине 18 века ведущим жанром английской литературы становится реалистический роман. Летописцы буржуазной Англии (Филдинг, Смоллетт) в своей реалистической честности запечатлели не только прогрессивные, но и отрицательные черты нового строя. Обострение общественных противоречий в результате начавшейся промышленной революции породило, с одной стороны, остросатирическую драматургию Шеридана, а с другой - новое течение просветительской литературы - сентиментализм, в котором смутный протест против уродливых черт побеждающего капитализма выражался в сентиментальной грусти о «доброй, старой Англии», в обращении к природе, к чувству, но не к разуму (Лоуренс Стерн, Оливер Голдсмит). Передовые деятели английской культуры положили начало движению Просвещения, но высшего своего расцвета это движение достигло во Франции в период назревания буржуазно-демократической революции 18 века. Именно французские просветители Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, энциклопедисты стали «властителями дум XVIII века». Они обрушили на феодальный мир и его христианскую идеологию лавину научных фактов, едких сарказмов, разоблачений и философских опровержений. Созданная ими атеистическая литература до сих пор остается классическим образцом антирелигиозной пропаганды. А их политические теории и материалистическая философия, несмотря на всю историческую и классовую ограниченность, сыграли решающую роль в идеологической подготовке революции.
Старый мир боролся с наступлением нового разными средствами. Абсолютизм стремился подчинить своему влиянию и контролю самые яркие таланты, рожденные народом. Создавались специальные учреждения, руководившие научной деятельностью, литературой и искусством. Таланты покупались, контролировались. Двор абсолютного монарха пытался выступать в роли законодателя вкуса и идей для всего образованного общества. В этом ему помогала церковь - все еще грозная идеологическая сила. В середине 18 века популярной становится идея «союза государей и философов», идея «просвещенного абсолютизма», идея «католического возрождения». Особенно глубокий отпечаток в 17 и. 18 веках наложила католическая реакция на культурную жизнь Италии и Испании. На кострах и в застенках инквизиции погибли лучшие люди Италии - гордость ее науки, литературы и искусства. После того как церковь расправилась с Джордано Бруно, Кампанеллой, Антонио Палеарио, заставила Галилео Галилея публично отречься от своих взглядов, Италия потеряла ведущее положение в европейской науке и развитие прогрессивной мысли было приостановлено в ней больше чем на столетие. Победа невежества и мракобесия привела к тому, что в науке пытливую творческую мысль заменили педантизм и бесплодное умствование, в литературе распространились увлечение внешней формой, подражание старым образцам («петраркизм») и жеманный, вычурный стиль - так называемый «маринизм», по имени поэта Марине, использовавшего мифологические и пасторальные мотивы для прославления чувственной любви и легких радостей жизни. Только во второй половине 18 века Италия начинает выходить из состояния оцепенения, в которое ее погрузили иностранный гнет и церковное иго. Оживление экономики, подъем капиталистической промышленности в Ломбардии и Тоскане, проникновение капиталистических отношений в итальянскую деревню создают условия для начавшегося и в Италии движения Просвещения. В Милане образовался кружок философов, экономистов, литераторов, юристов, в который входили такие прогрессивные ученые, как братья Верри, известный юрист Беккария и другие. Итальянские просветители не только критиковали феодализм, но и ратовали за национальное объединение страны. Однако большинство из них возлагало все надежды на «просвещенный абсолютизм». Новые голоса зазвучали в литературе, обратившейся к злободневным проблемам повседневной жизни. До сих пор не сходят со сцен мирового театра комедии Карло Гольдони и Карло Гоцци. Большое влияние на современников оказали тираноборческие и патриотические трагедии Альфиери.
Мертвому не удалось задушить живое. В борьбе с религией и идеализмом набирала сил материалистическая философия, прошедшая сложный путь от Гоббса и Локка до французских материалистов-энциклопедистов. Выдающихся успехов достигла наука в творчестве Ньютона, Лейбница, Ломоносова, Лапласа, Линнея и других. Период блестящего и многообразного расцвета переживает в это время художественная культура многих европейских стран.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...