Описание предмета в художественном произведении. Описание предмета в художественном стиле

Добрый день, уважаемые гости и постоянные читатели блога «Русское слово».

Обнаружилась ужасная вещь: статья о том, как писать сочинение-описание самым непостижимым образом… исчезла! У меня в статьях встречаются ссылки на страницу статьи о сочинении-описании, а самой статьи нет! Как же так?! И почему вы молчите?! Прошу вас, не спешите уходить с сайта, если что-либо не нашли или есть вопросы! Оставьте свой отзыв, пожалуйста! Не стесняйтесь критиковать меня, мои статьи, ссылки! Задавать любые вопросы и высказывать замечания! Я буду очень благодарна вам за любой комментарий на сайте!

Пришло время, наконец, исправить досадное недоразумение с пропажей статьи и написать новую.

Итак, с чего начать работу над сочинением-описанием ?
Прежде всего, как и при написании любой работы, надо обдумать цель, тему и основную мысль будущего текста . Как это сделать, можно прочитать

Перед вами стоит задача: написать сочинение-описание.

Значит, вам надо что-либо ОПИСАТЬ . Описать можно что угодно: предмет, природу, человека, животное, явление, процесс, состояние и т.д.

Описать – значит ответить на вопрос: КАКОЙ? Какой предмет? Какая природа? Какой человек? И т. д…

Таким образом, описать – значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику . Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и ПРИЧАСТИЙ, существительных и наречий !!!

Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем НЕ БЫТЬ глаголов или их очень мало. В этом — отличие описаний от

Почему? В описаниях нет движения . Нет развития действия, нет событий. Тексты описание и повествование различаются, как фотография и видео.

Описание — это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор.

Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Мой совет: используйте в описании глаголы несовершенного вида прошедшего времени.

Пример типичного текста-описания

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

(А. И. Куприн)

Каких слов в этом отрывке больше?

Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотые прилагательные.

Освещенные, еще не взошедшего причастия .

Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета , изображают признаки неба.

Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.

Какие бывают описания?

В зависимости от цели текста , для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. () К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания .

Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).

Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».

Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.

Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.

Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются . Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.

Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель . Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать . Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.

Как писать сочинение-описание (план)

  1. Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
  2. Отдельные признаки и детали.
  3. Отношение автора текста к описываемому.

Вот и все на сегодня.

У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!

В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?

Вконтакте

УРОКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Тема 11. УСТНЫЙ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ

ВСПОМНИМ. Что такое описание?

508 И. Есть ли в вашей комнате, во дворе дома или в школе самый красивый или любимый вами предмет? Как бы вы могли его описать?

II. Рассмотрите иллюстрацию. Какой предмет на ней изображен? Подберите слова (словосочетания), с помощью которых можно передать его внешний вид.

Петриковская роспись

«Известное» и «новое»

Описать предмет-значит назвать его признаки, а также признаки его частей.

«Известным» в предложениях описания является название предмета или его частей. «Новым» является название признака. НАПРИМЕР:

Структура

Текст описания должен иметь вступление, основную часть, концовку.

Структура сочинения-описания предмета

Художественное описание

Художественное описание отражает предметы в яркой, образной форме с целью эмоционального воздействия на читателя. В таком описании используем художественные средства (сравнения, эпитеты и др.).

Обратите внимание

К описанию можно поставить общий вопрос какой?

509 И. Прочитайте текст. Определите его стиль речи. Докажите, что в тексте есть описание предмета, а не рассказ о нем.

Я держу в руках новенький карандаш. Он поблескивает на солнце своими шестью гранями. Карандаш одет в желтую рубашку и похож на солнечный лучик. На одежде вышит узор из ярких цифр и буквы. Я застругую карандаш, снимаю с него деревянные кудряшки. Из-под них выглядывает острый, как игла, носик черного цвета со стальным отблеском. Это - стержень, сердцевина неутомимого труженика. А еще карандаш имеет маленькую резиновую шапочку, которой будет исправлять мои ошибки.

С таким помощником я с удовольствием ходить в школу.

II. Проследите, как разворачивается мысль в тексте. Для этого определите, какой предмет описан в тексте. Что нового мы узнаем о предмете с каждого следующего предложения? Укажите «известное» и «новое» в предложениях описания,

III. Найдите использованы в описании художественные средства (эпитеты и сравнения), слова в переносном значении.

510 Выберите один из предметов, который есть в вашем портфеле (доме, квартире, дворе, классе). Внимательно рассмотрите предмет, его части («известно»), назовите его признаки («новое»). Составьте план сочинения-описания этого предмета. По плану устно опишите предмет в художественном стиле. Воспользуйтесь представленным ниже ориентировочным планом.

Ориентировочный план сочинения-описания предмета

1. Как предмет появился у меня?

2. Размер и форма предмета.

3. Цвет (запах, вкус) предмета.

4. Материал, из которого сделан предмет, отделка.

5. Части предмета, их размеры, форма, цвет.

6. Я люблю пользоваться предметом.

511 Вспомните какой-то из фантастических предметов, которые упомянуты в сказках, мультфильмах или кинофильмах (волшебную палочку, шапку-невидимку, меч и тому подобное). Составьте художественное произведение-описание этого предмета. По желанию нарисуйте этот предмет (на отдельном листе).

512 И. Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве известной украинской художницы Екатерины Билокур (параграф 7, упражнение 53)

II. Рассмотрите репродукции картин К. Билокур. Что на них изображено? Или можно какой-то из предметов считать второстепенным, лишним? Какое впечатление производят картины на вас?

К. Билокур. Натюрморт с колосками и кувшином

К. Билокур. Богдановские яблоки

III . Составьте устно сочинение-описание яблоки или кувшина за картиной Екатерины Белокур (в художественном стиле). Воспользуйтесь справкой и памятником, представленным ниже.

СПРАВКА. Яблоко червонощоке, свежее, большое, круглое; чувствуешь аромат яблок; цвета яркие, сочные.

ПАМЯТНИК

Как составлять сочинение-описание предмета или животного по картине

1. Внимательно рассмотреть картину. Определить, что на ней изображено, ощущение настроения художника. Обратить внимание на цветовые особенности картины.

2. Рассмотреть предмет (животное), который вы хотите описать. Обратить внимание на детали, которые раскрывают его образ.

3. Определить тему и основную мысль будущего высказывания. Составить план.

5. В основной части описать предмет (животное).

6. В заключении передать свое впечатление от предмета (животного): понравился ли он вам? Почему?

Урок развития речи «Описание предмета» 5 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса : высокий.

Цели урока:

Познавательные:

​ повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;

​ познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;

​ показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;

​ познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;

​ показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

Практические:

​ совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;

​ формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;

​ формировать умение отличать художественное описание от научного;

​ учить рецензировать написанное;

​ формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Общепредметные:

​ развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

​ воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

Вопросы к классу

1.​ Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

2.​ Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?

3.​ Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?

4.​ На какой вопрос отвечают описательные тексты?

5.​ Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

6.​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

7.​ А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

Цель урока - учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Открывайте тетради по развитию речи, записывайте число и тему урока "Сочинение-описание предмета". Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Задание № 1.

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

(По К.Бальмонту.)

Вопросы после прослушивания текста:

1.​ О чем говорится в этом тексте?

2.​ На сколько частей по содержанию он распадается?

3.​ О чем говорится в первой части?

4.​ Во второй?

5.​ В третьей?

С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи).

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

Описание предмета

1.​ Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).

2.​ Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)

3.​ Концовка (отношение).

Задание № 2.

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

1. Какие признаки часов описывает автор? (в процессе обсуждения этого вопроса учитель на доске, а дети в тетрадях пополняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу...).

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Задание № 3.

Цель: Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Задание: Сравните два текста, описывающих один и тот же предмет - лыжи. Один текст помещен в упр. 134, другой – в упр146

Вопросы после чтения текстов:

1.​ В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком - автор делится своими впечатлениями о нем?

2.​ Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

3.​ Что именно в устройстве перочинного ножика восхищало автора, когда он был мальчиком?

4.​ Почему таких слов нет во втором тексте?

5.​ Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести "Белый пудель".

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествия в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать.

(А.И. Куприн.)

Задание № 4 .

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Задание № 5.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Фрагмент № 1.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2.

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3.

Это не заяц, а чудо! Этого зайца мне подарил папа. Заяц похож на белый комочек.

Вопросы:

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Итоги урока:

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

Вопросы:

1.​ Из каких частей состоит описание?

2.​ О чём говорится в первой части?

3.​ В основной?

4.​ В конечной?

5.​ Чем художественное описание отличается от научного?

Домашнее задание:

Упр. 296. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему "Моя любимая игрушка", "Самый дорогой подарок" и т. п.

Урок окончен! Всем спасибо!

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса: высокий.

Цели урока:

Познавательные:

  • повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;
  • показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
  • познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;
  • показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

Практические:

  • совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
  • формировать умение отличать художественное описание от научного;
  • учить рецензировать написанное;
  • формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Общепредметные:

  • развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

Вопросы к классу

  1. Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.
  2. Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?
  3. Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?
  4. На какой вопрос отвечают описательные тексты?
  5. Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?
  6. Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?
  7. А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

Цель урока - учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Открывайте тетради по развитию речи, записывайте число и тему урока "Сочинение-описание предмета". Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Задание № 1.

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

(По К.Бальмонту.)

Вопросы после прослушивания текста:

  1. О чем говорится в этом тексте?
  2. На сколько частей по содержанию он распадается?
  3. О чем говорится в первой части?
  4. Во второй?
  5. В третьей?

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

Описание предмета

  1. Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
  2. Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)
  3. Концовка (отношение).

Задание № 2.

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, нои показывают, что автор удивлен, пораженихразмером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Задание № 3.

Цель: Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Задание: Сравните два текста, описывающих один и тот же предмет - перочинный нож. Один текст помещен в упр. 126 на с. 54 пособия по развитию речи, другой - на карточке № 1 у вас на партах.

Перочинный нож.

Перочинный нож - это небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально, он служил для чинки гусиных перьев.

Вопросы после чтения текстов:

  1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком - автор делится своими впечатлениями о нем?
  2. Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.
  3. Что именно в устройстве перочинного ножика восхищало автора, когда он был мальчиком?
  4. Почему таких слов нет во втором тексте?
  5. Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести "Белый пудель".

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествия в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать.

(А.И. Куприн.)

Задание № 4 .

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Задание № 5.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Фрагмент № 1.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2.

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3.

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Итоги урока:

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

  1. Из каких частей состоит описание?
  2. О чём говорится в первой части?
  3. В основной?
  4. В конечной?
  5. Чем художественное описание отличается от научного?

Домашнее задание:

Упр. 295. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему "Моя любимая игрушка", "Самый дорогой подарок" и т. п.

Урок окончен! Всем спасибо!

Литература

  1. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка - М.: Московский лицей, 2002.
  2. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. средн. шк. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...