Придумать монолог по русскому языку. Обучение составлению монолога-описания на основе художественного произведения

Диалог и монолог - Учебник по Русскому языку 2 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

В первый раздел «Наша речь» твоей учебной книги «Русский язык. 2 класс» входит тема «Диалог и монолог». Слово «диалог» тебе уже знакомо из программы первого класса. Ты, наверное, помнишь, что «диа» обозначает два. Но на самом деле в диалоге может принимать участие и три, и даже большее число собеседников.
Что же нового для тебя в этой теме? Ты узнаешь, как правильно оформлять диалог на письме – это раз. Познакомишься с новым для тебя словом «реплика» — это два. Научишься отличать диалог от монолога. Это несложно, если запомнить, что «моно» в переводе с греческого языка означает «один». Причем есть несколько вариантов монолога. Говорить может один человек, а остальные слушать. Человек может говорить наедине с собой и не обязательно делать это вслух.
Так что твой багаж знаний пополнится. Научившись на уроках по новой теме правильно записывать диалог и монолог,ты поднимешься ещё на одну ступеньку в освоении знаний по русскому языку.

§ 1 Что такое монолог и диалог?

В этом уроке разберем две формы речевого общения: монологе и диалог.

Оба слова к нам пришли из греческого языка:

Monos - «один» + logos - «речь»;

Монолог - речь одного человека.

Dialogos - «разговор, беседа»;

Диалог - это разговор двух, реже нескольких лиц.

§ 2 Для чего существует монолог и когда мы его используем?

Монолог может быть как устным, так и письменным; чаще всего он обдумывается заранее. Диалог, по сравнению с монологом, создаётся в процессе самого общения, его нельзя предварительно продумать от начала до конца.

Мы создаём монологи, когда хотим сообщить какую-либо информацию воздействовать на слушающего или читающего, побудить к какому-либо действию, например, речь-призыв к действиям, речь-протест. Примерами монологов могут быть рассказ учителя, ответ или сочинение ученика, рассказ о каникулах, о прочитанной книге. Выступления по радио и телевиденью, статьи в журнале и в газете, доклады на конференции - это тоже монологи.

§ 3 Особенности диалога

Если монолог может быть как письменным, так и устным, то диалог обычно употребляется в устной речи во время разговора. Каждый из участников разговора или беседы становится то говорящим, то слушающим, поэтому их высказывания чередуются. Слова каждого участника диалога называются репликами. С французского слово реплика обозначает «возражать, отвечать». Это слова, обращённые к собеседнику.

Реплики диалога тесно связаны между собой. Они могут представлять собой вопросы, замечания, ответы на них.

Примеры письменных диалогов всем нам известны с детства. Многие потешки, шутки, прибаутки представляют собой диалог.

Например, в потешке:

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Например, из произведений К.И. Чуковского:

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

§ 4 Правила оформления диалога на письме

На письме каждая реплика записывается с новой строки и с прописной буквы, перед каждой репликой ставится тире, в кавычки реплики не заключаются.

Реплики в диалогах могут сопровождаться словами автора.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Например:

Ну, придумай рифму на слово пакля, - сказал Цветик.

Шмакля, - ответил Незнайка.

Какая шмакля? - удивился Цветик. - Разве есть такое слово?

Или со строчной буквы, если это предложение первой реплики:

Врёшь ты всё, - сказал Цветик,- такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

Важно запомнить:

1. Диалог, употребляется и в письменной речи - в художественной литературе и представляет собой разговор действующих лиц. Авторы используют диалог, чтобы отразить в произведении естественную разговорную речь.

2. При составлении диалогов, важно обратить внимание на глаголы говорения: сказал-ответил. Постоянно ли их нужно использовать в каждой реплике? Конечно, нет! Кроме того, нужно избегать постоянных повторов, используя и другие глаголы, как заметил, спросил, удивился.

3. В устной речи чаще используется диалог, в письменной - монолог. Диалог состоит из связанных между собой реплик, может включать слова автора. Для оформления диалога на письме существуют определённые правила.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Перевод с немецкого С.Т.Бугло. - 1986. Магистр вежливых наук, или Путешествие в страну Патафию: Сборник прозы польских авторов / Пер. и пересказ с польского Г. Языковой и Д. Гальпериной. – М.
  8. Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.
  9. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 190 с.
  3. Дорохов А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. - Изд-во Педагогика, 1970.
  4. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. - Саратов: Лицей, 2006. - Ч.1.- 64 с.
  6. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  8. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1993. - 287 с.
  9. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.
  10. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.
  11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.:АСТ, 1996. – 480 с.

Использованные изображения:

В данном диалоге каждая реплика начинается с новой строки и тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры (рис. 3).

Рис. 3. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог ()

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок» (рис. 4).

Рис. 4. Пример диалога в сказке «Теремок» ()

Мы познакомились с диалогом и монологом, узнали, что монолог - это речь одного человека, а диалог - двух или нескольких.

Домашнее задание

  1. Что такое монолог и его цель?
  2. Что необходимо для диалога?
  3. Придумайте диалог к рисунку.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Shpora07.narod.ru ().
  2. Thedifference.ru ().
  3. Detskiysad.ru ().

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

5б,к

Тип урока

урок развития речи

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге.

Цель

Знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.

Основные термины, понятия

Диалог, монолог

Планируемый результат

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности в индивидуальной, групповой, парной формах работы, участвовать в творческом, созидательном процессе с целью развития рефлективно-аналитических способностей.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; конструирует общую парную коррекцию для определения взаимосвязи между двумя понятиями: диалог и монолог .

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Этапы урока

Дидактические задачи

1. Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3. Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач .

5. Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

6. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

7. Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

8. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Л. Положительно относиться к учению, позн-ой деят-ти

П. осознают познав-ую задачу

Р. планируют необходимые действия

Приветствие, проверка готовности к уроку

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

П. выполняют упд в умственной ф-ме, осуществляют логические задачи

Р.Принимают и сохраняют учебную задачу

К.Задают вопросы, отвечают, слушают, формулируют собственные мысли, обосновывают и высказывают собственную точку зрения

Записываем число, классная работа.

Проверка д/з. № 78

Сколько прилагательных встретилось в упражнении?

Какие?

Докажите, что названые слова действительно являются прилагательными.

!!! Три ученика готовятся выразительно прочитать текст.

Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания, читают тексты, оценивают работу одноклассников

3,4

П. Извлекают необходимую информацию из высказывания учителя, одноклассников, систематизируют собственные знания

К. формулирует свои мысли, высказывает собственную точку зрения

А сейчас послушаем небольшую сказку.

---------

Сколько персонажей участвует в данном разговоре?

А в рассуждении о прилагательном?

Итак, мы видим, что может быть речь одного лица или разговор нескольких лиц.

Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Записываем тему урока. Диалог и монолог.

Но сегодня на уроке мы должны не только вспомнить, что такое диалог и монолог, но и выяснить, где эти формы речи встречаются в тексте, как диалог оформляется на письме.

Вернёмся к сказке. Как вы думаете, это диалог или монолог?

Почему так решили?

Итак, диалог - разговор двух или нескольких лиц, а монолог- речь одного лица.

Мы сказали, что в сказке два персонажа: дедушка и его внук. А кто заметил ещё одно действующее лицо?

Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев

Отвечают на вопросы, работают над составлением плана работы на уроке

П. Извлекает информацию из учебника

Л. желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

К. строит понятные для партнеров монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах

Откроем учебник стр. 13. прочитаем п.3.

?Что ещё узнали из параграфа?

А как вы думаете, когда мы чаще используем диалог? монолог?

Что чаще используем в письменной? устной речи?

Слушают учителя, одноклассников, строят монологические высказывания

Читают статью учебника

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-

Упр. 11. В парах восстановите порядок реплик, приготовьтесь читать.

Обратим внимание на оформление диалога на письме. ?В чём особенность?

Упр.12

Строим схемы.

Можно поставить после реплик? Прочитаем. Записываю схемы, переписываем предложение в соответствии со схемами.

В парах составьте диалог на тему "В школьной столовой", (схемы на доске) запишите.

Проверяем.

А сейчас поработаем с текстом. Читаем.

Можно назвать это диалогом? Почему? Отсутствуют ответы.

Давайте сначала устно дополним предложения, чтобы у нас получился диалог. Прочтём

Нет ли здесь ошибки? Неоправданный повтор слов. Запишите диалог, устраняя повторы слов.

Выполняют упр, оценивают работу одноклассников, формулируют собственные высказывания, обозначают для себя трудные моменты

Личностные:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итак, что узнали сегодня на уроке?

Диалог -

Монолог -

Каждая реплика пишется

Диалог используется

Нужно правильно подбирать слова в диалоге, избегая повторов.

Рассказывают о приобретённых знаниях, оценивают свою работу на уроке

Урок русского языка для учащихся 9 класса на тему: «Текст-монолог». Конспект

Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Урок «Текст-монолог» для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Материалы урока можно использовать как на уроках культуры речи, так и для подготовки к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учащихся.

Цель. Воспитание нравственных качеств, патриотизма через исследование специфики художественного текста, а именно монологической и диалогической речи героев произведений К. Воробьева и М.Шолохова.
Задачи.
1.Систематизировать знания по речеведению, полученные учащимися в 5-8 классах.
2.Развивать орфографическую зоркость и навыки применения схем и алгоритмов при решении орфографических и пунктуационных задач.
3.Изучить особенности монолога и диалога в речи.
4.Доказать, что монологическая речь тесно связана с диалогической речью.
5.Совершенствовать рецептивно-аналитичесие текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический, анализ способов и средств связи предложений, филологический, полный и комплексный анализ текста.
6.Воспитывать чувство патриотизма через художественную литературу, уважение к историческому наследию народа, чувство ответственности за свою Родину.
7.Создав коллаборативную среду, развивать коммуникативные навыки и умения ведения диалога.
8.Побудить учащихся к организации и проведению исследовательской работы «Вклад моих земляков (родственников) в Великую Победу».
Описание методической разработки.
Количество часов на изучение данной темы: 2 часа.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока : комбинированный.
Синтез : русский язык – литература – история – информатика – ИЗО.
Внутрипредметные связи : лексика – орфография – орфоэпия – синтаксис – культура речи.
Методические приёмы : информационные, иллюстративно-объяснительные, наглядные методы обучения, аналитическая беседа, составления кластера, лексическая работа.
Повторение.
Стили речи, типы речи. Углубление знаний о тексте: способы и средства связи.
Приобретаемые навыки учащихся.
Отработка навыков орфографической зоркости, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельный поиск и обработка полученной информации, формулировка выводов и монологического ответа; навыки работать в группе, самостоятельное целеполагание, самооценка.
Результаты обучения.
Иметь представление о различных средствах связи предложений в тексте. Языковой анализ текста. Выразительное чтение и устный пересказ соответствующих текстов. Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе.
Приложение к уроку.
Презентация, маршрутная карта урока. Презентация выполнена специально на темно-красном красном фоне по нескольким причинам: хотелось объединить все мероприятия проводимые в канун празднования Победы символическим цветом - красным,на 5-6 уроке очень ярко в кабинете,поэтому фон не будет угнетать.
Технологические особенности урока.
Урок с применением ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, фотоаппарат Canon.
Дидактический материал – для учащихся: маршрутная карта урока для учащегося, карта отслеживания эффективности урока; рабочий лист урока для учителя; книжная выставка «Подвигу народа жить в веках».
Организация работы:
- Организационный момент. Позитивный настрой на работу.
- Орфографическая пятиминутка.
- Работа над новым материалом.
- Отработка полученных знаний: работа с текстом, беседа, самооценивание.
- Инструктаж по подготовке домашнего задания.
- Выводы и обобщения.
- Саморефлексия урока.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Позитивный настрой на урок. Задачи урока.
Основополагающий вопрос урока: «С каким стилем речи связаны монолог и диалог речи?».
Проблемный вопрос урока: «Может ли диалогический текст быть текстом-повествованием?»
1. Орфографическая пятиминутка.
Художестве(н, нн)ый текст, м...нолог, д...алогический, д...баты, п...лемика, ди...ку(с,сс)ия, с(а,о)б...седник, инт...рвью, публ...цистика, а(н,нн)отац(и,ы)я, р...цензия, аргум...нтирова(н,нн)ость, аф...ристичность, т...зис, р...торический прием, к...нтакт, к...нц(е,и,ы)птуальный, пере(с,сс)каз, а/о(п,пп)оненты (20 слов).


Учащимся раздается маршрутная карта, в которой они работают на протяжении всего урока. Так как учащиеся вписывают пропущенную букву, то работа проходит быстро, все учащиеся начинают работать одновременно.
Данную работу можно провести, организовав групповую – парную – индивидуальную работу.
Самопроверка, взаимопроверка, вызов одного ученика – все зависит от цели и задачи, которую поставит учитель на данном этапе уроке.

Саморефлексия. После проверки словарного диктанта все ученики самостоятельно выставляют себе оценку в маршрутном листе. Для того чтобы у учеников не возникали вопросы о процедуре оценивания, на маршрутном листе указан критерий оценивания работы.


Выводы и обобщения.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Предлагаю дать учащимся домашнее задание в начале первого урока, чтобы не нарушить ту трепетную, душевную атмосферу, которая может возникнуть к концу второго урока.
Запись домашнего задания может занять много времени, поэтому предлагаю его распечатать и выдать вместе с маршрутной картой урока.

- Выучить. § 47. Монолог и диалог в тексте и пересказе. Страница 264-266.
- Выучить слова и записать их в словарь-справочник (словарь каждый ученик ведет индивидуально с 5-го класса) по изученной теме на страницах 241, 246, 268, 269 – учебник 9 класса.
- Письменно. Упражнение №2 44 (по заданию) страница 262 – 9 класс.
-Устно. Подготовить монологический ответ об особенностях текста-монолога, текста-диалога.
- Творческое задание. Создать свою презентацию: текст-монолог или текст-диалог, используя для иллюстрации примеров предложения/отрывки из произведений о войне.
3. Подготовка к осознанному восприятию новой темы.
Контрольные вопросы, которые составлены по принципу тестов. Всего 3 вопроса.
Вопрос 1. Назовите художественный прием.


Вопрос 2. Укажите стиль текста.


Вопрос 3. Укажите тип текста.


Ответы на вопросы: 1с; 2 д; 3 б.
Выводы и обобщения.
Учитель. Мы продолжаем изучать интересный раздел русского языка «Текст. Особенности организации текста в разных стилях», тема урока «Текст-монолог». Учащиеся записывают тему урока в словарь справочник.

II. Объяснение новой темы.

Беседа.
- Чем отличаются отдельные слова, не связанные между собой от предложения?
Ответ. Отдельные слова, не связанные между собой, не выражают законченной мысли.
- Что глубже раскрывает лексическое понятие слова?
Ответ. Словосочетание.
- Что называется предложением?
Ответ: Сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль.
Задание. Создайте алгоритм, как отдельные слова могут образовать текст.
Учащиеся обсуждают в группе. Предлагают свои алгоритмы связи слов в предложении, записывают ответы в
в словарь-справочник.


Выводы и обобщения.
Групповая работа.
Задание. Дать толкование слову, используя в своей работе толковые словари, Интернет-словари. На выполнение задания 3 минуты.
Задание для групп:
1 группа – слово;
2 группа – словосочетание;
3 группа – предложение;
4 группа – текст.
Роль учителя: наблюдает, координирует работу.
После выполненного задания спикеры групп озвучивают полученную информацию.
Пример записи и ответа группы.


Выводы и обобщения.
Учитель.
- В чем может быть выражен общий замысел автора?
Ответ. В тексте общий замысел автора может воплощаться в форме рассказа, делового письма, стихотворения, расписки, пословицы, дипломатической ноты, телеграммы, рекламы.
- Что такое тема текста?
Ответ. Тема текста – это предмет, основное содержание текста.
- Что ещё может включать в себя тема?
Ответ. Тема текста может включать в себя микротемы.
Задание. Изучите информацию, помещенную в учебнике на странице 226-227 учебника. Изучив информацию § 40, на страницах 226-227, представьте ответ в виде схемы-процесса.
Полученные ответы учащиеся вносят в словарь-справочник.


Учитель.
- Что такое монолог? диалог? Ответы учащихся.
- Уточните информацию по учебнику § 47, страница 264-266. Чтение информации 2-3 минуты.
- В каких видах текстов используется монолог, а когда диалог? Ответы учащихся.
Выводы и обобщения.

III.Отработка полученных знаний.

Работа с художественным текстом.
Задание. Не задумываясь, назовите слова-ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите или читаете «1941год».
Учащиеся называют слова-ассоциации. Ученик или учитель фиксирует на доске.


Вывод-обобщение.
Задание.


- Прочтите подготовленный текст.
- Определите стиль текста.
- Объясните знаки препинания в первом предложении.
- Как вы понимаете дневниковую запись, последнее предложение?
- Почему повесть «Это мы, господи…» так долго шла к читателю?
Учащиеся читают текст, который находится в маршрутной карте урока. 2-й вариант. Материал подготовлен на слайде, можно прочесть или прослушать, если добавлен в презентацию голос за кадром.
Работа над текстом: обсуждение в группе → ответы спикеров → вывод-обобщение.
Учитель. Послушайте высказывание К. Воробьева.


Беседа.
- Что вы можете сказать о том, что говорит писатель? Ответы учащихся.
Учитель. Для того чтобы установить контакт со слушателями, для эффективности речи используются различные средства диалогизации: риторические вопросы, обращения, вводные слова, частицы, междометия, вопросы-ответы.
- Что использует писатель для того, чтобы читатель его услышал?
Ответ. Авторор использует внутренний диалог и монолог.
Учитель. Познакомимся с еще одним отрывком из произведения К. Воробьева.


Учитель.
- Почему Сергей говорит: «…Смерть есть смерть!», и вдруг обрывает свои мысли, и отвечает себе: «Значит, просто струсил? Ответы учащихся.
Ни один из учащихся класса не сказал, что это была трусость.
Выводы и обобщения.
Учитель. Ребята, я предлагаю вам посмотреть отрывок из произведения, которое мы изучали в 7 классе.
Просмотр кадров из художественного фильма «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова. Режиссер-постановщик: С. Бондарчук.


Отрывок, в котором А. Соколова вызывают на допрос, но после честных ответов, немецкий генерал главному герою дарит не только жизнь, она не имеет цены в концлагере, а булку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов приносит хлеб и сало в барак и падает обессиленный.
Беседа.
- Кто назовет автора и название произведения, отрывок которого мы сейчас с вами посмотрели?
Ответ. М.Шолохов «Судьба человека».
- Что вы думаете об Андрее Соколове?
Ответы. Смелый, храбрый, стойкий, настоящий солдат, преданный родине, неподкупный, честный…
Это главные слова, которые звучали в ответах учащихся. В этот момент не надо добиваться дисциплины (поднятая рука, ответ «солдатика»). Пусть ученики говорят, все вместе. Пусть говорят. Это очень важно, чтобы дети не остались равнодушными к увиденному на экране, прочитанному.
- Почему генерал не убивает Соколова?
Ответы. Они празднуют «победу». У них хорошее настроение. Им хотелось показать свою силу и мощь. Смелые ответы русского военнопленного вызвали уважение у генерала.
- Почему Соколов вздрогнул, когда что-то щелкнуло за его спиной?
Ответ. Фашисты любили стрелять в спины.
- Почему заключенные не посчитали его предателем, ведь он вернулся живым, да еще и с хлебом?
Ответ. Не он настучал на своих друзей, а именно его слова передали немецкому генералу. Такой русский солдат как Соколов не мог предать Родину за кусок сала и булку хлеба.
- Что говорит Соколов, падая без сознания? Ответ. На всех.
Вывод-обобщение.
Учитель. Познакомимся еще с одним сюжетом из произведения К. Воробьева.



Задание. Проведите сравнительный анализ сюжетов рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и повести К.Воробьева «Это мы, господи…» Время на обсуждение – 4 минуты.
Работа в группах. Учащиеся обсуждают, делятся впечатлениями, аргументируют свои выводы, заполняют диаграмму Венна.
Роль учителя: наблюдателя.
По истечении времени учащиеся обсуждают, выдвигают свои гипотезы, формулируют вывод.
Выводы и обобщения.
Учитель. Познакомимся со следующим сюжетом произведения.


После того как прочитаны слова из данного отрывка (этот эпизод читаю сама, чтобы ни одно слово не было потеряно ради экономии времени!), учитель включает песню «Саласпилс». Музыка: А. Тимошенко, Э.Кузинер. Слова Я. Голякова.
Можно прочесть стихотворение Б. Слуцкого "Кельнская яма", но лучше посоветовать это сделать дома, чтобы не отвлекать внимание учащихся от главной идеи и темы урока.
Учащиеся слушают песню впервые. Смотрят подготовленные кадры к песне (6 кадров презентации).
Ученик. В 1941 году Константин Дмитриевич защищал Москву вместе с другими кремлевскими курсантами. Под Клином попал в плен, так он оказался в концлагере в Литве. Саласпилс – лагерь смерти на территории, оккупированной нацистами Латвии. В 1943 году ему удалось бежать из лагеря и затем организовать партизанскую группу. В 1943 году К. Воробьев написал первую свою повесть «Дорога в отчий дом», которая в 1986 году была опубликована под названием «Это мы, господи!».
Учитель. Урок завершен. Но не завершен наш разговор о тех, кто отдал свою жизнь за наши будущие жизни, за наше счастье, за любовь. Спасибо всем. С нетерпением жду на мероприятии «Живым поверка – мертвым слава».

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...