Устное народное творчество искусство народа или фольклор. Многообразие фольклора в творчестве даля

Вплоть до середины 19 века народное художественное творчество развивалось преимущественно в фольклорных формах. К наивысшему расцвету фольклора привели особенности жизненного уклада натурального крестьянского хозяйства в условиях феодального общества. Фольклорные формы были органично связаны с природой, жизнью и бытом людей, отвечали их насущным потребностям. С помощью искусства человек выражал свое отношение к действительности, все значительные события в жизни находили свой отклик в народном творчестве - в народных праздниках и обрядах, песнях, устном народном творчестве.

Гердер видел в оригинальной, естественной и аутентичной народной культуре «выражение либеральной картины человеческого существования» в отличие от «искусственной» современной цивилизации. Он приписывал огромное значение людям и их творениям. Для него люди обладали «более сильными чувствами, более богатым воображением и более оригинальным чувством, чем ученый высший класс». Он превратился в одну из первых художественных стихов в народную поэзию. Народная поэзия имела, по его мнению, и неподдельный национальный характер, на который не влияли иностранные влияния.

Народное творчество, развивавшееся естественных условиях как неорганизованное, имеет свои специфические черты:

    Коллективность творчества, отсутствие авторского начала.

Коллективность творчества указывает в большей степени на способ его бытования, коллективность исполнения, втягивание в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» дал строки, рисующие отношение публики к выступлению народных исполнителей:

Он переходит в свое исследование «О сходствах среднеанглийской и немецкой поэзии». Предложения Гердера продолжали работать в романтике. Шлегель подчеркнул: «Все по-настоящему творческая поэзия может возникнуть только из внутренней жизни народа и от корня этой жизни, религии».

Романтики восприняли популярную поэзию как «поэзию природы», которая контрастирует с «художественной поэзией». Народная поэзия воплощает в себе все естественное, прямое и неожиданное, в отличие от искусственного, неестественного, ученого художественной поэзии. Народная поэзия была, так сказать, подлинной национальной поэзией, в отличие от художественной поэзии, она все еще обладала «национальным духом», по-прежнему была невоспитанна иностранными влияниями. Кроме того, популярная поэзия считалась первобытной поэзией, как «реликтом иначе не переданной архаической поэзии».

Хохочут, потешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

Вовлечение в действо имело большое влияние на личность. Человек, овладевая художественными исполнительскими приемами, овладевал нравственным опытом.

2. Импровизационность в рамках заданной традиции, отсутствие фиксированной драматургии, вариативность.

Романтическое предпочтение народным песням и другим произведениям людей было панъевропейским феноменом. Однако в славянских литературах этот поворот к народной музыке играл гораздо большую роль, чем в других европейских литературе. Поворот в народные традиции в России начинается в начале.

Многие историки и ученые путешествовали по России, исследовали и собирали свидетельства русского народного искусства, ремесел, национальных костюмов и народных традиций, обычаев и традиций. Выдающийся интерес был также популярным словом. Вскоре после этого были представлены песня Игоря и древнерусские строки из собрания Кирши Данилова.

Образцы фольклорного творчества находятся постоянно в движении, существуют как вариации, развиваются и видоизменяются.

Вот как об этом писал Белинский:

«И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению, и видоизменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песней, то сложат другую песню в дополнение к ней».

И, конечно же, патриотические настроения поддерживали интерес к русской истории и фольклору во время наполеоновской войны. Причины, возлюбленные романтики, обратимые к фольклору, бывают как общественно-политичекими, так и литературно-эстетическими. Особенно из-за этого огромного интереса к фольклору и народной поэзии, которые были не только самыми важными факторами, но и источниками вдохновения для романтиков, можно объяснить особое уважение баллады к эпохе романтизма.

Поскольку баллада возникла на модели популярной баллады, она содержала в себе множество признаков популярности, которые либо были взяты из Народной баллады, либо получены различными средствами искусства. Благодаря использованию простого народного языка или вставке хора достигается целенаправленная подражание народной песне. Баллада использует различные мотивы из народной поэзии, такие как народные сказки, народные песни и народные сказки. В художественной балладе часто встречаются различные мотивы популярной мифологии, а также народные обычаи и ритуалы.

Эта черта была обусловлена устным способом передачи ценностей. Первоначально это было предопределено тем, что большинство населения было неграмотным и передавать свое творчество оно было вынуждено устно, со слов, по памяти.

3. Синкретизм во всех его проявлениях.

Неразделимость духовной и практической деятельности, видов и жанров искусства, исполнителей и зрителей, процессов производства, хранения, распространения и потребления.

Катенин сделал фигуру русского суеверия, а именно лесной дух, на тему одной из своих баллад. В «Бесе» Пушкин изображает ситуацию, когда путешественник пугается по пути сквозь бесов, этот предмет приходит также из общепринятого мнения России. Шевченко привлек мотивы своих баллад из украинских народных сказок. Поэтому можно сказать, что фольклоризм играет очень важную роль в романтической балладе, и это особенно важно для него в русской литературе.

Романтики все больше интересовались посторонними, таинственными и иррациональными, в отличие от Просветителей, которые хотели объяснить все необъяснимые законами разума. Это предпочтение романтизма можно отнести к иррациональному и сверхъестественному, а для другого в мире «как к протесту против просветляющей чувствительности и к ее попытке подчинить эмоциональную жизнь интеллекту».

Народное творчество имело самую тесную связь с конкретными видами практики человека. Это обуславливает прикладной характер фольклора, существование песен трудовых, свадебных, хороводных, рекрутских и т.д.. Все эти произведения выражали народную философию, смысл жизни, были эффективны для сохранения и передачи традиций, закрепления коллективного опыта.

В то время как Просвещение воспринимало людей как абсолютных разумных существ, игнорируя иррациональные психические силы и инстинкты и требуя абсолютного разделения между разумом и телом, для романтиков единство тела, души и духа было «естественным предпосылкой их антропологического мышления». Романтики воспринимали душу как целостность, объединяющую сознательное и бессознательное. Поэтому романтики посвятили себя бессознательным силам души. Романтическая психология больше касалась бессознательного.

Ключ к пониманию природы сознательной душевной жизни лежит в области бессознательного. Итак, психология - это история развития души от бессознательного к сознанию. Пока человек спит, он возвращается в это первоначальное состояние. Вот почему сон и мечты стали важными темами в романе. Особым полем романтических исследователей и психологов стала мечта и другие связанные с ней явления, такие как мечты о мечтах, предчувствия, мечты об ужасе, сомнамбулизм и лунатизм. Фрейда, даже рассматриваемого как предшественник его психоаналитической «интерпретации сновидений».

Фольклорное творчество одухотворяло деятельность, придавало ей высокий, эмоционально - нравственный настрой.

4. Саморегулируемость, отсутствие сознательно поставленных целей и организованных форм деятельности.

На всем протяжении своего развития фольклор выступал как самобытное творчество, противодействующее искусственному насаждению официальных моральных заповедей, образа жизни, норм поведения и красоты. Это являлось одной из причин враждебного отношения господствующих классов к народному творчеству, бесконечных гонений на него.

Месмером, и из которой позже развилась гипнотерапия, сыграл особую роль в романтизме. Предпочтение от таких феноменов, как магнитный сон, ночные прогулки, лунатизм, ясновидение и телепатия, свидетельствует о заинтересованности романтиков в экстремальных психических состояниях. Интерес к психическому состоянию, такому как безумие или психическое заболевание, галлюцинации, эпилепсия, состояние опьянения и все вышеупомянутые явления, было подведено в романтический период под термином «ночная сторона души».

Романтические естественные философы видели происхождение всех вещей в единстве разума и природы и стремились восстановить это первоначальное состояние. Человек, его тело, душа и дух в сочетании с природой произвели унитарный организм. Поэтому для романтиков существовала не только «ночная сторона души», но и «ночная сторона природы».

В своей статье «Разрушение личности» М. Горький писал: «Народ, духовно скованный..., все же продолжал жить своей глубокой творческой жизнью, создал и создает тысячи сказок, песен, пословиц, иногда восходя до таких образов, как Фауст...».

Эпоха феодализма отмечена наивысшим расцветом фольклора. Широкое распространение в это время получили театрализованные бытовые обряды и празднества, различные хороводные гуляния, народные игрища и потешные представления.

Природа представляла собой своеобразное зеркало души для романтиков. Сон и сон сочетались с ночей, и это стало любимым временем для романтиков. Ночью луна светит и очаровывает своим волшебным светом, ночью границы между этим миром и миром другого потока. Недаром колдовский час падает до полуночи. Даже время засыпания и распада в природе, поэтому падение стало важным периодом в романтический период. Естественным элементом, благоприятствующим романтике, является вода. Каждое проявление воды, такой как море, водопад, озеро, река и болото, играет особую роль в романтике.

Кульминационной точки развития достигло искусство кукольников и скоморохов. Оно имело огромное воздействие на окружающих. Блестящую попытку на профессиональной основе возродить традиции народных представлений сделал А. Блок, написавший пьесу «Балаганчик».

С изменением условий социальной жизни, сменой общественных формаций, происходило изменение и форм народного художественного творчества.

Лес, ветер и туман также важны в романтизме. Сфера природы напрямую связана с царством духов. Каждая область природы имеет свой собственный набор духов. Романтическая концепция «ночной стороны» души и природы породила в романтизме веру в возможность синтеза двух миров, этого мира и в будущем, во вмешательстве различных сверхъестественных сил и существ в человеческих делах. В романтической литературе эта тенденция проявляется в представлении самого другого в различных формах и жанрах. Проявление этой тенденции можно обобщить под термином «фантазия сверхъестественного».

Основными причинами, обусловившими старение фольклора, стали:

    появление новых классов и социальных групп;

    изменение характера их быта, духовного уклада жизни;

    интенсивное распространение профессионального искусства, его некоторая демократизация.

Таким образом на протяжении длительного времени фольклорное творчество выступало одной из важных форм сохранения и передачи социально-исторического опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. С его помощью передавались морально-эстетические нормы, наблюдения о явлениях природы, информация о наиболее значимых исторических событиях, войнах, бедствиях, праздниках.

Этот термин относится к литературным текстам с фантастическими сверхъестественными мотивами, которые вызывают реакцию читателя на страх или страх. Также Цветан Тодоров говорит в своей важной работе «Введение в фантастическую фантастику» о жанре фантастически страшного и присваивает им такие тексты, которые порождают у читателя нерешительность относительно онтологического статуса фантастического, где в ожидании, необъяснимые события, связанные с сверхъестественными причинами или естественным объяснением.

Шанс, мошенничество, сон, влияние наркотиков или безумие. В эпоху романтизма или до романтизма, начала таких литературных жанров, как фантастическая повесть и роман ужасов, также называемый готическим романом. Это явления так называемого Шауэрромантика.

При анализе и характеристике традиционного народного творчества, связанного с деревенским, крестьянским трудом и бытом, пользуются различными терминами. Для обозначения устного народного творчества (поэзии и прозы) используют понятие «фольклор», что значит «народная мудрость». Применительно к жанрам искусства употребляют термины «музыкальный фольклор», когда речь идет народной песне и инструментальной музыке; «фольклорный танец» - о народном танце, «фольклорный театр» - о драматических действиях в народном искусстве.

Как близость баллады выражается в фантазии о сверхъестественном? Баллада часто касается нуминозных веществ. В так называемой многозначной балладе представлено столкновение человека с лишним или сверхчеловеческим. Существует конфликт между человеком и внечеловеческими существами и силами, которые вмешиваются в его судьбу.

В романе появилось много нумистических баллад: баллады-призрак, баллады мертвой магии, баллады природы и баллады судьбы. Мертвая магическая баллада изображает конфликт между человеком и внечеловеческим в форме мертвых. Здесь сняты границы между миром живых и мира мертвых. Бюргера, который дал толчок традициям славянской багровой магии. Эрбена на чешском языке или «Жальта лжи» Дж. Ботто в словацкой литературе. Баллада о природе-магии также связана с конфликтом между человеком и внечеловеческим. В балладах такого рода естественная магия представлена ​​водным или лесным элементом.

Изобразительные формы творчества принято называть декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами, т.к. это не относится к устному народному творчеству. Но независимо от условного обозначения ясно одно, что речь идет о традиционном народном творчестве, зародившемся в глубокой древности и дошедшем до нас как уникальное свидетельство жизни и быта, мировосприятия и мироощущения народа.

Это будет рассмотрено более подробно в главе о балладе природы-магии. Мицкевича в польской литературе и «Лили», Дж. Эрбеном в чешской литературе. Три фактора, объясненные выше, объясняют особую оценку баллады в эпоху романтики. Конечно, эти факторы, как правило, относятся ко всей эпохе романтики. Но они зависят от соответствующих национальных литератур и фаз романтизма. Тенденция баллады к одному из основных жанров варьируется в зависимости от периода. Роль фольклоризма и склонность к фантазии сверхъестественного доминируют в разных фазах.

Календарно-обрядовые формы бытования фольклора.

Основные моменты трудовой жизни крестьянства отмечались празднествами. Они были приурочены к смене времен года, определяющих цикл работ земледельца в поле и в домашнем хозяйстве. Празднества следовали друг за другом соответственно различным состояниям природы: зимнему солнцевороту, первым праздникам возрождения, оживлению природы, полному цветению, осеннему и зимнему замиранию.

На основе этих предыдущих объяснений можно судить, что баллада - типичный романтический жанр. Это своего рода нуминозная баллада, а именно баллада с природой. Этот тип особенно культивировался в романе. Причина, по которой этот тип баллады была одобрена романтиками и как прошел их процесс развития, показана в оставшейся части этой работы.

Естественная магическая баллада как тип нуминозной баллады

Этот термин происходит от Рудольфа Отто, он впервые использует его в своей фундаментальной работе над священным в контексте религиозных исследований. В этой работе ученый впервые спрашивает, какова природа религиозного объекта, святого. Отто утверждает, что слово «святой» часто используется в некотором смысле, совсем не оригинальном. «Мы обычно понимаем это, как абсолютный нравственный предикат, как совершенно хороший». Таким образом, священное имеет две стороны: рациональную, моральную и иррациональную, истинную, оригинальную.

С утверждением христианства к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествование какого-либо святого. Эти даты стали как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ. Таким образом, зародившись еще в родовом обществе как игрища, как магические действия, связанные с языческим культом, постепенно некоторые из них превратились в христианские календарные обряды с обязательными элементами.

Народные празднества представляли собой как бы цепь приветствий возрождающейся природы с соответствующими обрядами. Они должны были способствовать плодородию земли, хорошему урожаю, приплоду скота, благополучию семьи через различные магические действия, обращения к высшим силам и природе.

Особенно значительными были земледельческие празднества в дни зимнего солнцестояния. После принятия христианства они стали называться «святками». За ними следовали празднества в честь весеннего равноденствия, впоследствии названные «масленицей», и летнего солнцестояния. На такие праздники стекалось большое число участников и зрителей. Устраивались они на открытом воздухе или в закрытом помещении в зависимости от времени года.

Музыкально-песенный фольклор.

Песенный фольклор наиболее ярко представлен в хороводах. Хороводные песни подразделялись на два вида: хороводно-игровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождалось какими-нибудь игровыми действиями в соответствии с содержанием. Собственно хороводные исполнялись просто в хороводном движении.

Кроме хороводов были распространены песни, непосредственно связанные с теми или иными обрядами и составляющие их часть. Это трудовые песни, также песни, сопровождавшие семейно-бытовые празднества и обряды.

До сих пор в Белоруссии и некоторых областях России остались пережитки языческих празднеств, и все еще песни и хороводы исполняются. На лицах исполнителей календарно-обрядовых песен застывшая важность, у девушек непоколебимая томность. Это говорит о том, что в сознании людей глубоко отложилось серьезное отношение к различным обрядам, которые в Древней Руси имели очень важный, магический характер.

Танцевальный фольклор .

Древние формы танца и ритмизованной пантомимы зародились в процессе трудовой деятельности народа. В них были отражены условия быта людей, их мироощущение. Искусство танца было неотделимо от музыки и слова, они передавали различные состояния людей, а плясовые движения и жесты помогали глубже раскрыть эти чувства.

Изначально существовало два основных танцевальных жанра - хоровод и пляска, в свою очередь они имеют много разновидностей.

Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество.

Изначально жизнь и быт людей были связаны с изобразительным искусством. Как и исполнительское художественное творчество, оно было синкретично, не существовало самостоятельно и имело прикладной характер. Отсюда и название народного изобразительного искусства Древней Руси - декоративно-прикладное.

К моменту образования Киевской Руси декоративно-прикладное творчество достигло высокого уровня. Оно особенно было распространено среди крестьянского населения, в деревнях. Изготавливалось практически все, все то что нужно для домашнего обихода, земледелия, своими руками изготавливалась одежда.

Уже в то время среди ремесленников выделяются мастера-ювелиры, создающие различные украшения, подсвечники и т.п.

Также были распространены и другие формы декоративно-прикладного искусства, это искусство вышивки, кружевоплетение, узорное ткачество, узорное вязание на спицах. Нельзя обделить вниманием различные работы по дереву, так как этот материал был самым распространенным на Руси, из него были сделаны почти все вещи домашнего обихода.

Что такое фольклор в творчестве русских композиторов

Ответ:

Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, в опере «Садко» Н. А. Римского–Корсакова. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» . Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр. Чудесная музыка «Лебединого озера» (1876г.), «Спящей красавицы» (1889г.) и «Щелкунчика» (1892г.) и в наши дни вызывают восхищения. К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» (1855г.) Римский – Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. В опере сказка «О царе Салтане» (1900г. по Пушкину) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Музыкальное творчество русских композиторов XIX века было прочно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века. С раннего детства мы слушаем фрагменты из балетов «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица» , пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Арагонскую хоту» М. И. Глинки. В них звучат различные танцы: испанский, неаполитанский, китайский, арабский и другие. Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях. А иногда композиторы сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий. Русские композиторы XIX века выступили как смелые новаторы. Пролагая новые пути для развития русской оперы, балета, симфонической и камерной музыки композиторы обогащали музыкальный язык, обращаясь к фольклору других народов



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...