Основателем метода формирующего эксперимента является. Формирующий эксперимент как ведущий метод специальной психологии

Невозможно непосредственно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения .

  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными , например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие, в том числе, делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).
  • Общие сведения

    В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r) ), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная - реакция (R ) испытуемого, его психики (P ) на воздействие этого релевантного стимула.

    Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные , систематические иррелевантные стимулы (St(1) ) и случайные стимулы (St(2) ), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

    Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

    1. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

    Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R =f(St(r) ), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны , время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

    Основная задача экспериментального исследования

    Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R =f(S, P ) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи - причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R - реакция испытуемого, S - ситуация, а P - личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы» . То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента

    В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап - постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

    Второй этап - собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних экспериментов, может оказаться пригодной и для других экспериментов, то есть приобрести универсальное значение.

    Валидность в психологическом эксперименте

    Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности : если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности . Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

    Классификации экспериментов

    В зависимости от условий проведения выделяют

    • Лабораторный эксперимент - условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных - элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
    • Полевой, или естественный эксперимент - эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных - рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

    В зависимости от результата воздействия выделяют

    Констатирующий эксперимент - экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

    Формирующий эксперимент - экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

    Патопсихологический эксперимент - целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

    В зависимости от уровня осознанности

    В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

    • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
    • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
    • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

    Организация эксперимента

    Безупречный эксперимент

    Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» - недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи .

    Безупречный эксперимент - невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами -экспериментаторами в качестве эталона . В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер , автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента .

    Критерии безупречного эксперимента

    Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

    • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные , отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
    • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
    • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

    Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

    Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

    Инструкция испытуемому

    Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта , в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

    • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим - несколько раз,
    • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
    • и т. д.

    Требования к большинству инструкций:

    • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
    • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
    • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

    Проблема выборки

    Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность , из которой была собрана эта выборка . Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы - контрольная и экспериментальная . В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора .

    Этапы психологического эксперимента

    Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода . При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы :

    1. Первичная постановка проблемы
    2. Работа с научной литературой
    3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    5. Планирование экспериментального исследования
      • Выделение дополнительных переменных
      • Выбор экспериментального плана
    6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
    7. Проведение эксперимента
      • Подготовка эксперимента
      • Инструктирование и мотивирование испытуемых
      • Собственно экспериментирование
    8. Первичная обработка данных
      • Составление таблиц
      • Преобразование формы информации
      • Проверка данных
    9. Статистическая обработка
      • Выбор методов статистической обработки
      • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
      • Проведение статистической обработки
    10. Интерпретация результатов и выводы
    11. Фиксация исследования в научном отчёте , монографии , письме в редакцию научного журнала

    Преимущества эксперимента как метода исследования

    Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях :

    • Возможность выбрать момент начала события
    • Повторяемость изучаемого события
    • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
    • Обеспечивается высокая точность результатов
    • Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

    Методы контроля

    1. Метод исключения (если известен определенный признак - дополнительная переменная, то его можно исключить).
    2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
    3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

    Критика экспериментального метода

    Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

    • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
    • Психика обладает свойством спонтанности
    • Психика слишком непостоянна
    • Психика слишком уникальна
    • Психика - слишком сложный объект исследования

    Психолого-педагогический эксперимент

    Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент - это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту .

    Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

    Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента .

    В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется "формирующий") обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

    Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

    Естественный эксперимент ограничены.

    Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором, по мере возможности, обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами , которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами .

    Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

    Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

    Контроль над дополнительными переменными

    В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять: Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить По возможности - сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

    Патопсихологический эксперимент

    Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования - особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол - душа эксперимента» .

    Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки . Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

  • Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51-54.
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.
  • образований разработал и предложил:

    а) П. Жане;

    б) З. Фрейд;

    в) Й. Брейер;

    а) Р. Готтсданкер;

    в) Д. Кэмпбелл;

    г) В. Вундт.

    31. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввёл:

    а) Р. Готтсданкер;

    в) Д. Кэмпбелл;

    г) В. Вундт.

    32. Промежуточный между естественными методами проведения

    исследования и методами, где применяется строгий контроль

    переменных, является:

    а) мысленный эксперимент;

    б) квазиэксперимент ;

    в) лабораторный эксперимент;

    г) метод беседы.

    33. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика

    называется:

    а) независимой;

    б) зависимой ;

    в) внешней;

    г) побочной.

    34. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к

    переменным эксперимента:

    а) независимым;

    б) зависимым;

    в) побочным;

    г) внешним.

    35. В качестве критерия достоверности результатов валидность , достигаемая

    в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

    а) внутренней;

    б) внешней;

    в) операциональной;

    г) конструктной.

    36. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной

    реальности характеризует валидность:

    а) внутреннюю;

    б) внешнюю;

    в) операциональную;

    г) конструктную.

    37. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается

    валидность:

    а) внутренняя;

    б) внешняя;

    в) операциональная;

    г) конструктная.

    38. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним

    понятия «валидность»:

    а) внутренняя;

    б) внешняя;

    в) операциональная;

    г) конструктная.

    39. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и

    четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:

    а) Р. Готтсданкер;

    в) Д. Кэмпбелл;

    г) В. Вундт.

    40. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю

    валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:

    а) селекцией;

    в) экспериментальным отсевом;

    г) естественным развитием.

    41. Эффект плацебо был открыт:

    а) психологами;

    б) педагогами;

    в) медиками ;

    г) физиологами.

    42. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте

    называется эффектом:

    а) плацебо;

    б) Хотторна;

    в) социальной фасилитации ;

    г) ореола.

    43. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в

    исследованиях:

    а) психофизиологических;

    б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации,

    принятия решения и т. п.);

    в) психологии личности и социальной психологии ;

    г) психогенетических.

    44. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод

    прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного

    воздействия исследователя на испытуемого - это:

    а) пилотажный эксперимент;

    б) формирующий эксперимент ;

    г) включённое наблюдение.

    45. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению

    психического развития следующий эксперимент:

    а) констатирующий;

    б) формирующий;

    в) квазиэксперимент;

    г) естественный.

    46. Синонимами формирующего эксперимента являются:

    а) квазиэксперимент;

    б) контрольный эксперимент;

    в) генетико-моделирующий эксперимент;

    г) проективный эксперимент.

    47. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических

    исследований с педагогическим поиском и проектированием

    эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

    а) наблюдение;

    б) формирующий эксперимент ;

    в) лабораторный эксперимент;

    г) метод анализа продуктов деятельности.

    48. В исследовании предполагается построение или порождение объекта

    внутри его структуры, после чего он и становится предметом

    исследования:

    а) естественнонаучный эксперимент;

    б) формирующий эксперимент ;

    в) констатирующий эксперимент;

    г) естественный эксперимент.

    49. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее

    последовательно использовалась в психологических исследованиях:

    б) В. Вундта;

    г) З. Фрейда.

    50. Психологические приёмы, конструируемые на учебном материале и

    предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и

    навыками, известны как тесты:

    а) достижений;

    б) интеллекта;

    в) личности;

    г) проективные.

    51. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и

    навыками, носящими общий или специфический характер,

    осуществляется с помощью тестирования:

    а) достижений;

    б) интеллекта;

    в) личности;

    г) способностей.

    52. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном

    тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или

    эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

    а) валидности;

    б) достоверности;

    в) надёжности;

    г) репрезентативности.

    53. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия

    области измеряемых психических явлений, представляет валидность

    а) конструктивную;

    б) по критерию;

    г) прогностическую.

    54. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо

    сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру,

    измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно,

    известен как:

    а) конструктивная валидность теста ;

    б) валидность теста по критерию;

    в) валидность теста по содержанию;

    г) надёжность теста.

    55. На данные личностных опросников не должно влиять:

    а) использование обследуемыми неверных эталонов;

    б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;

    в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов

    требованиям опросной процедуры;

    г) личностное воздействие исследователя.

    56. Для установления статистической взаимосвязи между переменными

    применяется:

    а) t – критерий Стьюдента;

    б) корреляционный анализ;

    в) метод анализа продуктов деятельности;

    г) контент-анализ.

    57. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:

    а) Р. Кеттелл;

    б) К. Спирмен;

    в) Дж. Келли;

    г) Л. Терстоун.

    58. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных

    называется:

    а) медианой;

    б) модой;

    в) децилем;

    г) процентилем.

    59. Если психологические данные получены по интервальной шкале или

    шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между

    признаками применяется коэффициент корреляции:

    а) линейной;

    б) ранговой;

    в) парной;

    г) множественной.

    60. Табулирование, представление и описание совокупности результатов

    психологического исследования осуществляется:

    а) в описательной статистике;

    б) в теории ститистического вывода;

    в) в проверке гипотез;

    г) в моделировании.

    61. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в

    психологии допускает квантификация показателей в шкале:

    а) наименований;

    б) порядка;

    в) отношений;

    г) интервальной.

    62. Дисперсия является показателем:

    а) изменчивости;

    б) меры центральной тенденции;

    в) среднеструктурным;

    г) среднестепенным.

    63. К многомерным статистическим методам не относится:

    а) многомерное шкалирование;

    в) кластерный анализ;

    г) корреляционный анализ.

    64. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,

    описываемыми большим количеством разнообразных переменных,

    обеспечивает:

    а) многомерное шкалирование;

    б) факторный анализ;

    в) кластерный анализ;

    г) структурно-латентный анализ.

    65. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых

    переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между

    этими признаками называется:

    а) многомерным шкалированием;

    б) факторным анализом;

    в) кластерным анализом;

    г) структурно-латентным анализом .

    66. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные

    вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений:

    а) беседа;

    б) анкета;

    в) тест;

    г) контент-анализ.

    67. Метод, который заключается в получении информации в процессе

    непосредственного общения исследователя и испытуемого:

    а) беседа;

    б) анкета;

    г) наблюдение.

    68. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого

    делается попытка оценить тот или иной психический процесс или

    личность в целом:

    а) беседа;

    б) анкета;

    в) тест;

    г) эксперимент.

    69. Вариант метода анализа продуктов психической деятельности,

    позволяющий выявить психологические характеристики человека на

    основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:

    а) графология;

    б) анкета;

    г) контент-анализ.

    70. Сущностью экспериментального метода является:

    а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально

    созданных экспериментальных условиях;

    б) тестирование объекта исследования для получения определённой

    информации в ходе эксперимента;

    в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на

    модель независимыми переменными для измерения

    экспериментальных переменных;

    г) создание константных условий.

    71. К основным формам экспериментального исследования относятся:

    а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;

    б) лабораторный и естественный эксперимент;

    в) реальный эксперимент, моделирование;

    г) научный и житейский эксперимент.

    72. Под «моделью» понимается:

    а) образец или подобие какого-либо предмета (объекта исследования);

    б) способ переноса объекта исследования в экспериментальные

    условия;

    в) схема объекта исследования, применяющаяся в ходе

    планирования эксперимента;

    г) идеальный эксперимент.

    73. К основным структурным элементам экспериментального метода

    относятся:

    а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация

    результатов;

    б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;

    в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение

    эксперимента, подтверждение гипотезы;

    г) гипотеза, планирование, моделирование, интерпретация.

    74. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя

    переменная»:

    а) система экспериментальных воздействий, которая является

    причиной определённого экспериментального эффекта;

    б) система психологических переменных, которые регистрируются в

    ходе эксперимента;

    в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и

    являющаяся причиной артефактов;

    г) репрезентативная выборка.

    75. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:

    «Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное

    воздействие»:

    а) репрезентативная выборка;

    б) экспериментальная выборка;

    в) контрольная выборка;

    г) эквивалентная выборка.

    ОТКРЫТЫЕ ТЕСТЫ:

    1. В методах конкретизируется …………………., которую обычно понимают

    как систему принципов научного исследования. (методология).

    2. Основными группами методов в классификации выделены:

    организационные методы, …………………. группа методов, методы

    обработки данных, и интерпретативные методы психологических

    исследований.

    3. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное

    исследование.

    4. Научный …………………. - это конкретизация мировоззренческих

    позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

    (принцип).

    5. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную

    6. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

    нахождении среднего арифметического.

    7. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

    нахождении наиболее часто повторяющегося значения.

    8. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории

    является ………………

    9. Метод самонаблюдения в психологии называется ……………..

    10. «Идеальным экспериментом» в психологии называется ……………..

    11. «Реальным экспериментом» в психологии называется ……………..

    12. ……………… - метод психологической диагностики, использующий

    стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу

    значений.

    13. ……………… - метод психологии, заключающийся в преднамеренном,

    систематическом и целенаправленном восприятии внешнего поведения

    человека с целью последующего анализа и объяснения.

    14. ………………… - это выборка испытуемых, на которую направлено

    15. ………………… - это выборка испытуемых, на которую не направлено

    экспериментальное воздействие.

    16. ………………… - это выборка испытуемых, отражающая качественные и

    количественные характеристики генеральной совокупности.

    17. ……………….. - это система внешних факторов, привносимых в

    эксперимент со стороны испытуемого или экспериментатора и влияющий

    на его результаты.

    18. Системой научных догадок, основанной на косвенных эмпирических и

    теоретических сведениях называется …………………..

    19. ………………… - основной метод психологического исследования.

    20. К ……………….. типу выборки испытуемых относится следующее

    суждение: «Выборка испытуемых, исследуемые характеристики которой

    идентичны экспериментальной выборке».

    21. ………........ психологии - основные пути и приёмы научного познания

    психических явлений и их закономерностей. (методы)

    22. Важными характерными признаками науки являются: систематический

    характер входящих в её состав знаний; пользование лишь допускающими

    проверку объяснительными гипотезами; пользование определёнными

    …………….. исследования. (методами)

    23. Научная ……………………. - это вытекающая из мировоззренческих

    позиций и усвоенных принципов специфическая система

    аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание

    изучаемой реальности и предопределяющая стратегию её изучения. (концепция)

    24. Научный ……………….. - в широком значении, это олицетворение

    определённых концептуальных позиций и принципов, а в узком - это

    процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в

    зависимости от уже определённых предмета и задач исследования. Но

    именно она определяет ход исполнения исследовательского процесса, в

    том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора,

    обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. (подход)

    25. ……………….. можно охарактеризовать как совокупность сведений о

    целесообразном проведении метода в конкретных условиях. Отражает

    оперативный уровень научного познания. (методика).

    26. …………………… является теоретико-мировоззренческой основой

    научного познания. Выступает как учение о методе познания. (методология).

    27. Познавательными приёмами, которые могут быть использованы в любой

    области знаний и любой наукой и которые позволяют вскрыть наиболее

    общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов и

    предметов называют …………………… методами. (Всеобщими).

    28. Методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях

    знания и использоваться многими, но не всеми науками называют

    ………………. методами. (общенаучные).

    29. Методы, применяемые в отдельных областях знания, которые характерны

    для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук называют

    ……………. методами. (конкретно-научные; специальные).

    30. По типу ответов исследуемого методы психологических исследований

    делят на: субъективные, объективные и …………….. (проективные).

    31. С помощью исследовательских методов психологического исследования

    возможна не только констатация и объяснение какого-либо

    психического явления, но и ……………. его развития. (прогноз).

    32. Данная группа методов психологического исследования нового знания о

    предмете не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или

    уровень развития каких-либо заведомо известных психических

    характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий

    характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их

    обычно называют ……………… методами. (психодиагностическими).

    33. Методы психологического …………….. - это способы взаимодействия

    консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в

    его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической

    сферы. (консультирования).

    33. Согласно делению методов психологического исследования по степени

    унификации они подразделяются на: стандартизированные,

    нестандартизированные и ………………… (полустандартизированные).

    34. Методы психологических исследований, которые предполагают то или

    иное техническое оснащение и специальное оборудование; применение

    которых эффективно обычно в определённых стационарных условиях

    называют ………………….. методы. (аппаратурные).

    35. Методы, которые не предусматривают в своей организации жёсткой

    привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или

    бланкового обеспечения и обеспечение которых зависит в большей

    степени от возможностей исследователя и решаемых им задач

    называются …………… методами. (Свободными).

    36. Деление методов по их познавательным возможностям подразделяет

    методы объяснительной, описательной и ………………. психологии.

    (Практической).

    37. Согласно классификации методов психологического исследования

    и в основе которой заложена идея

    соотношения между субъектом (исследователем) и ……………… в

    познавательном процессе. (объектом «исследуемым»).

    38. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и

    обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили название

    ……………….. методы. (Бланковые).

    39. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является

    классификация психологических методов, предложенная …………….

    40. Организационные методы психологических исследований включают в

    себя методы сравнительного изучения, лонгитюда и …………… подхода.

    (Комплексного).

    41. Эмпирическая группа методов психологических исследований

    подразделяется на деление в этой группе методов на: основные и

    …………….. (Дополнительные).

    42. К интерпретационным методам в психологии относят: генетический

    метод, структурный, функциональный, комплексный и ………………

    (Системный).

    43. В психологии методы обработки данных представлены количественными

    и …………………. Методами. (Качественными).

    44. Согласно классификации методов психологических исследований,

    предложенных, группировка методов произведена в

    соответствии с ………………… психологического исследования.

    (Этапами).

    45. Процессом, организующим и регулирующим совместную

    экспериментальную деятельность называется …………….. (Общение).

    46. Эффекты, которые могут привноситься в эксперимент со стороны

    исследователя и испытуемого и влияют в дальнейшем на его результаты

    в психологии принято называть ………………… (Артефактами).

    47. Эффект …………….. был обнаружен медиками и возникает в результате

    действия самой атмосферы проведения эксперимента, а не выделенная

    независимая переменная. (Плацебо).

    48. Эффект ………………… заключается в том, что испытуемый старается

    угодить экспериментатору, старается ему понравиться, боится обидеть,

    что в свою очередь влияет на выбор стратегии экспериментальных

    задач. (Хотторна).

    49. Влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним

    (перенос) - обучение в ходе эксперимента, усталость, остаточное

    возбуждение, адаптацию, попытку угадать правильный ответ сводят в

    психологии к содержанию эффекта …………… (Последовательности).

    50. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности

    экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека,

    выполняющего ту или иную работу. Данный механизм описывается с

    позиций эффекта ……………… (Аудитории - фасилитации).

    Одним из методов научного исследования в педагогической психологии является формирующий эксперимент. В частности, его активно используют психологи и педагоги.

    В чем суть формирующего эксперимента в психологии

    Формирующий эксперимент в психологии предполагает формирование у человека тех или иных заданных качеств в специально созданных экспериментатором условиях. Происхождение результата в таком случае не вызывает никаких сомнений, так как совершенно ясно, что он стал следствием формирующего эксперимента.

    Для чего используется формирующий эксперимент в психологии

    В психологических и педагогических исследованиях формирующий эксперимент, используется для того, чтобы глубоко изучить процесс формирования личности в ходе его протекания. Кроме того он является эффективным способом испытания новых технологий и методик воспитания.

    Техника проведения формирующего эксперимента в педагогической психологии

    Проведение формирующего эксперимента в педагогической психологии всегда реализуется по плану. Сначала определяется проблема исследования, затем формулируется гипотеза, создается программа исследования и проводится ее испытание.

    За ходом процесса ведется пристальное наблюдение, а результаты строго фиксируются для дальнейшего осмысления и формулирования выводов.

    Как правило, в формирующем эксперименте участвуют два человека или две группы людей. Одна является экспериментальной, а вторая – контрольной.

    Перед объектом эксперимента ставится определенная задача, выполнение которой экспериментатор считает необходимым для формирования того или иного заданного качества. А контрольная группа (или человек) такого задания не получает.

    По завершению эксперимента проводится сравнительный анализ двух групп (или людей) с целью произвести оценку полученных результатов.

    Примечательно, что формирующий эксперимент предполагает активные действия, как со стороны своего объекта, так и со стороны субъекта. И испытуемый, и экспериментатор в ходе исследования не могут оставаться пассивными. Первый выполняет поставленную перед ним задачу, а второй строго контролирует процесс и вмешивается по необходимости (что случается часто).

    Корни эксперимента

    Корни формирующего эксперимента уходят в психолого-педагогические разработки А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина, в основе которых лежит теория о том, что действие по отношению к развитию психики первично. То есть, определенная активность индивидуума формирует его личность, а не наоборот. Что и пытаются доказать исследователи в ходе проведения экспериментов формирующего типа.

    Хотя факторный эксперимент позволяет изучать совместное влияние многих факторов, но данный способ требует применения сложных математических методов анализа получаемых данных, что всегда ведет к определенной погрешности в вычислениях.

    Отечественными учеными был предложен метод естественного научного эксперимента - исследования, проводимого в реальных условиях (А.Ф. Лазурский ). Позднее был разработан метод генетического эксперимента (Л.С. Выготский ), в ходе которого раскрывались не только результаты воздействия, но вскрывался бы сам процесс формирования у человека новых понятий и операций. На основе генетического эксперимента и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальпериным был разработан метод формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент - метод, вскрывающий закономерности работы психики человека в процессе формирования у него новых психических функций и умственных действий.

    Формирующий эксперимент - это метод исследования, подразумевающий формирование у участников исследования нового понятия, качества или умственного действия. Формирующийэксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/71338).

    Отличие от эксперимента

    Что происходит в процессе построения эксперимента? Мы стараемся выявить влияние одного фактора на другой, естественно при этом нам необходимо избавиться от влияния всех остальных факторов. При этом экспериментатор идет на различные ухищрения как, например бессмысленный материал, сокрытие от испытуемого реальной цели требуемого действия, введение ограничений в условия эксперимента - все это ставит вопрос о возможности обобщения результатов исследования для естественных условий.

    В формирующем эксперименте процесс исследования протекает в реальных условиях и является не процессом обезличивания испытуемого, а «процессом раскрытия его возможностей, становления новой деятельности и развития его личности» (В.Б. Хозиев ВП5, 2002.с.67).

    Схема эксперимента : мы предсказываем реакцию человека (или животного) на определенное воздействие и проверяем, правильно ли мы ее предсказали. Только в ходе формирующего эксперимента нас не интересует простое (кратковременное) изменение реакции или поведения, в процессе формирующего эксперимента с его участниками должны произойти не только количественные, но качественные изменения. Если эксперимент П.Я. Гальперин охарактеризовал как метод изучения того, что есть, то формирующий метод он назвал методом изучения того, что может быть.


    Логика

    Формирующий эксперимент направлен на поиск условий, приводящих к качественным изменениям в психике участников исследования. Предварительно проверяется, есть ли действие которое мы хотим сформировать у людей данной группы (например, детей 5 лет), если умственное действие (например, операция измерения, т.е. наблюдаются феномены Ж. Пиаже ), то есть поле для исследования. Этот этап во многих исследованиях называется констатирующим экспериментом. Если данного умственного действия у людей данной группы нет, а в ходе эксперимента оно появилось, значит, оно появилось в результате экспериментального воздействия.

    Остановимся теперь на вопросе, а что значит сформировать умственное действие? Умственное действие - это разнообразные действия человека, выполняемые без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая слышимую речь. Таким образом, необходимо найти условия, которые приведут к тому, что человек научиться решать познавательные или эмоциональные задачи без опоры на материальные объекты или речь.

    Возможно ли сформировать умственное действие? Если в качестве теоретической основы для исследования использовать деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), то ответ будет однозначным - Да. Как пишет в подтверждение этого Н.Ф. Талызина "Умственная деятельность человека - это преобразованная форма его внешней практической деятельности. И нет другого источника получе-ния новых психических действий, кроме внешних действий, материальных.").

    Положительные стороны формирующего эксперимента :

    Возможность проведения исследования на малом количестве испытуемых.

    Возможность повысить и внутреннюю и внешнюю валидности . Понятно, что раз у практически всех детей 5 лет наблюдаются феномены Пиаже , а у детей, посещавших специальные занятия, их нет, это не может быть вызвано естественным развитием детей или каким-либо другим фактором. При этом, если проводить формирующий эксперимент в естественных условиях, то никаких проблем с его внутренней и внешней валидностью не должно быть.

    Возможность практического применения полученных научных результатов.

    Формирующая процедура, несмотря на кажущуюся простоту, является сложней-шим психотехническим процессом, учи-тывающим и решающим одновременно широкий спектр задач обучения, иссле-дования, развития.

    В процессе формирования нельзя переоценить значение мотивации, ведь реальные интересы участников исследования всегда имеют преимущество над операционно-технической стороной интеллектуальной деятельности. С ростом культуры все более увеличи-вается расстояние между тем, что ребенок должен изучить, и тем, что ему не-посредственно интересно, все более заостряется необходимость строить обуче-ние не на соображениях о том, что это знание ему пригодится в будущем, а на том, чтобы сделать это знание интересным уже сейчас, в процессе его приоб-ретения — на познавательном интере-се, имманентном знанию, непосредствен-но связанному с его применением (П.Я. Гальперин).

    Таким образом, искусство планомерно-поэтапного формирования - это не освобождения от субъекта, как оно представляется в экспериментах Дж. Кэмпбеллу, но, напротив, явля-ется активной тенденцией принятия и приближения к испытуемому, учету его психологии для раскрытия возможнос-тей, становления новой деятельности и развития его личности.

    Хотелось бы надеяться, что произойдут изменения и в скором времени предмет "Экспериментальная психология", будет называться - "Экспериментальное формирование в психологии и педагогике".



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...