Основные вещи которые должен знать каждый человек. О чем должен знать каждый человек в современном мире? Если вы подключаете наушники в гнездо компьютера, то они автоматически становятся микрофоном

Документ разработан для руководителей отделов программирования, директоров компаний, занимающихся разработкой собственного программного обеспечения, директоров по качеству, директоров по развитию, аналитиков бизнес-процессов.

Описываются общие подходы к повышению качества выпускаемых программных продуктов. Описанные методы анализа также применимы и к разовым работам по улучшению программ, так называемым «кастомизациям» существующего программного обеспечения.

Бизнес-процессы организации

Любая организация, выполняя свои функции, представляет себе, какие из них являются основными, какие обеспечивающими или дополнительными. Начиная с 2000 года, большинство методических рекомендаций определяет так называемый процессный подход к деятельности любых организаций. Для того, чтобы понять, что обозначает этот термин, необходимо определить понятия Процесс, Функция.

Функция – это элементарное действие (совокупность действий), выполняемое группой сотрудников (одним сотрудником), предназначенное для переработки информации, материалов с целью получения новой информации или новых свойств материалов. Проще говоря, функция, это действие, преобразующее некоторый вход в выход.

Процесс – это конечная последовательность функций, в общем непрерывная, имеющая владельца процесса, цели процесса, регламент и ресурсы, входной и выходной поток информации, материалов.

Отличие функции от процесса существенно и, помимо организации (владельца, цели и т.п.) заключающееся в том, что процесс является непрерывным, а функция имеет начало и окончание. В качестве примера можно привести процесс управления качеством, которые в общем случае начинает выполняться сразу после появления организации и не прекращается до ее закрытия. Одним из выходов процесса управления качеством является поток «записей по качеству». Пример функции – это распечатанный документ, заготовки, собранный автомобиль и т.п. – во всех этих случаях есть начальная информация, материал, который перерабатываясь, превращается в конкретный документ или изделие.

Очевидно, что даже если в организации не определены процессы, они существуют в том или ином виде.

Задачей любого менеджера, в соответствии с современными представлениями об организации, является определение всех процессов (бизнес-процессов) организации в соответствии с определением процесса, а именно описать:

1. Цели и задачи бизнес-процесса (прагматические характеристики);

2. Владельца (хозяина) бизнес-процесса;

3. Последовательность выполняемых функций;

4. Поток входной/выходной информации (материалов);

5. Используемые ресурсы;

6. Регламент бизнес-процесса (руководящие, описательные документы, стандарты).

При анализе бизнес-процессов менеджер (аналитик) должен определить основные производственные бизнес-процессы и вспомогательные. Например, основными производственными процессами являются: сборка автомобилей для сборочного завода, процесс разработки ПО для программистской организации, прокачка газа для газотранспортного предприятия. Вспомогательные (обеспечивающие) процессы, как правило, очень похожи во всех организациях и описаны в стандарте ИСО 9001:2008. Это такие процессы как: управление (включающее управление персоналом), закупки, продажи, складское хранение, контроль (обеспечение) качества продукции и др.

Общность процессов

Все бизнес-процессы организаций известны и определены стандартом ISO 9001:2008.

Список бизнес-процессов включает в себя:

1. Производство;

2. Управление;

3. Документирование;

4. Управление закупками;

6. Корректирующие и предупреждающие действия;

7. Управление качеством;

8. Управление жалобами клиентов.

Уникальность программистских организаций

Описанные выше требования к бизнес-процессам относятся к любой организации. Однако, у компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения, основным производственным процессом является именно процесс разработки программного обеспечения. Уникален не только основной процесс (как, впрочем, и в любом другом производстве), но и обеспечивающие процессы, в частности процесс контроля качества продукции (в том числе тестирование).

Известные программистские организации (Микрософт, Моторола, IBM, ORACLE) уделяют вопросам качества программного кода огромное значение. Как правило, на проверку правильности программ уходит в 5-10 раз больше ресурсов, чем на их производство. В этом как раз и заключается уникальность таких организаций. Трудно себе представить, чтобы измерение детали после токарной обработки занимало в 10 раз больше времени, чем сама обточка этой детали.

Необходимость таких усилий определяется необходимостью увеличения технологичности процесса создания ПО. Не секрет, что большинство программистов считают свой труд сродни искусству. Именно для повышения технологичности и разрабатываются известные стандарты разработки ПО, такие как SW-CMM, внутрифирменные стандарты и методики программистских организаций. Как правило, внутрифирменные методики разработки ПО строго засекречены, и каждая компания использует собственные методики. Однако общее есть и во внутрифирменных методиках. Описанию этого «общего» и посвящен следующий раздел, в котором говорится только об организациях, разрабатывающих ПО.

Уникальность процесса производства

Руководителям различных уровней организаций известно, что главный метод повышения рентабельности предприятия заключается во всемерном увеличении производительности труда. На машиностроительных предприятиях приветствуется изобретательская и инновационная деятельность, позволяющая резко увеличивать производительность труда. Например, на заводах ручные операции заменяют роботизированными, производство новых изделий после их ручной обработки в начале производства стараются производить с использованием новых инструментов и технологий (иногда мотивируя рабочих простым уменьшением норм времени и материалов).

Как поступить с производством ПО? Ведь программа – это не кусок железной заготовки, которую можно обрабатывать сначала напильником, потом токарным резцом вручную, а потом с помощью робота. В институтах преподаватели часто учат программистов именно искусству программирования (с точки зрения надежности, оптимальности, быстродействия кода, например). В результате на производство приходят единичные «люди искусства», которые программируют быстро и даже корректно, но на которых нельзя положиться в критических производственных ситуациях, потому что их максимум производительности никак не совпадает с максимумом потребностей клиентов.

Большая часть оставшихся выпускников производит «сырой» продукт, который подчас страшно отдавать клиенту. Развивать бизнес, основываясь на тех или других типах программистов нереально и все чаще российские руководители программистских организаций задумываются над вопросами технологичности производства ПО.

Первые шаги в этом направлении, как правило, натыкаются на полное отсутствие российских методик и технологий, непонятность западных методологий, большую ресурсоемкость подобных работ. Данная статья предназначена как раз для помощи руководителям программистских коллективов в выборе стратегии инновации через увеличение технологичности программистского труда.

Итак, как уже было определено выше, существуют и иностранные, и локализованные стандарты, позволяющие даже при прямом их использовании существенно повысить производительность труда. А при известных затратах на разработку собственной методики удается повысить производительность (а вместе с ней и надежность, и эффективность, и безопасность, и стоимость ПО) на порядок. Эти стандарты перечислены в Источниках, в начале статьи.

С чего начать разработку собственной фирменной методики производства ПО?

Естественно с целей, которые должны достигаться применением данной методики. В настоящей статье мы делаем упор на качество программного кода, поэтому рассмотрим только те цели, которые связаны с увеличением качественных характеристик ПО, остальные цели мы рассмотрим в следующих публикациях.

В области качества программного продукта цели ставятся достаточно стандартные. Это:

1. Уменьшение сроков и стоимости разработки;

2. Корректность кода;

3. Исключение ошибок;

4. Повышение надежности;

5. Повышение эффективности автоматизируемых функций;

Все эти цели (или подцели) полностью соответствуют целям более высокого уровня:

1. Уменьшение издержек производства и технической поддержки;

2. Увеличение прибыли;

3. Увеличение производительности труда;

4. Захват большей доли рынка;

5. А также различных социальных целей, как работников предприятия, так и клиентов.

Известно, что технология разработки любого продукта включает в себя методику и инструмент, обеспечивающий выполнение методики. В свою очередь, методика включает в себя описание жизненного цикла программного продукта, регламент его производства, шаблоны проектных и организационных документов и записи по качеству. Помимо производственной методики, как уже упоминалось выше, должны быть стандартизованы обеспечивающие (поддерживающие) процессы. Ниже мы также определим обеспечивающие процессы, специфические для программистских организаций.

Большинство компаний-производителей программ, так или иначе, стандартизуют жизненный цикл. Но для целей улучшения качественных характеристик ПО необходимо детализировать соответствующие стадии и этапы разработки программ в соответствии с действующими стандартами. Как правило, все методики предусматривают следующие стадии работ (их названия могут отличаться значительно, однако последовательность работ примерно одинакова, и определена в стандартах):

1. Определение требований клиента (клиентом могут быть и внутренние структуры организации);

2. Системное проектирование (разработка требований, спецификаций, анализ и синтез будущей системы с точки зрения элементного состава, межэлементных и внешних связей, границ системы, функциональных требований и т.п.);

3. Техническое проектирование (детализация требований, спецификаций, проектирование и разработка отдельных элементов и т.д.);

4. Разработка системы;

5. Верификация (тестирование, опытная эксплуатация и т.п.);

6. Выпуск системы (релиз, версия);

7. Сопровождение системы.

Параллельно с процессом производства ПО выполняются следующие процессы:

Общие для любого производства:

  1. Управление;
  2. Управление качеством;
  3. Документирование;
  4. Управление закупками/продажами;
  5. Управление маркетингом;

Специфические для производства ПО:

  1. Управление конфигурацией;
  2. Управление требованиями;
  3. Тестирование (модульное, интегральное, нагрузочное и т.п.).

Эти, последние процессы определяются достаточно подробно стандартами. Именно эти процессы и их взаимодействие мы и будем рассматривать далее.

Управление конфигурацией

Основы процесса Управление конфигурацией определены локализованным в России стандартом: ГОСТ Р ИСО 10007-2007. К сожалению, локализованный стандарт в силу языкового (и процессного) барьера нетривиален в своем применении, поэтому мы попытаемся в упрощенной форме изложить его требования. Благодаря такому изложению любая компания может построить процесс управления конфигурацией в течение 2-3 месяцев.

Начнем с терминологии, причем приведем термин конфигурация в контексте действующих российских компаний, не противореча в то же время стандарту.

Базовая конфигурация - целостная совокупность данных о продукте, прошедшая процедуру утверждения и принятая в качестве базового описания конфигурации (эталона). Базовые конфигурации периодически обновляются, образуя новую базовую линию в последующий момент времени путем учета истории авторизуемых изменений. Например, часто программистские компании выпускают версии своих продуктов под номерами 3.02, 3.03, … 3.10… 4.00. При этом подразумевается, что целая часть числа обозначает базовую конфигурацию программного продукта, десятые и сотые части – обозначают промежуточные версии программного продукта, отличающиеся от базовой конфигурации исправленным кодом (вследствие устранения ошибок), добавлением небольших модификаций для конкретного предприятия-клиента или для группы предприятий.

Управление конфигурацией – действия, направленные на формирование базовой конфигурации и контроль над изменениями конфигурации (версии).

Как и все процессы, процесс Управления конфигурацией состоит из следующих подпроцессов:

1. Планирование;

2. Идентификация конфигурации;

3. Управление изменениями;

4. Аудит конфигурации.

Нет смысла в такой небольшой статье описывать подробно действия, выполняемые в каждом из подпроцессов. Все они описаны подробно в указанном стандарте.

Главное, что следует понимать – это то, что базовыми конфигурациями (если хотите, версиями) продукта необходимо управлять. Большинство специалистов знают, какой хаос происходит обычно в программистских коллективах, причем с возможностью параллельного развития продукта этот хаос возрастает в степенной функции.

Управление требованиями

Целями процесса Управления требованиями является получение окончательного продукта, соответствующего актуальным требованиям заказчика на момент выпуска этого продукта. Если говорить проще, то процесс Управления требованиями предназначен для отслеживания постоянных изменений требований заказчика, учета новых требований в производимом продукте и выпуске соответствующего продукта.

Большинство специалистов любого производства скажут, что такое невозможно, ведь требования к продукту могут меняться на противоположные уже по ходу производства, что исключит выполнение таких критериев качества, как стоимость и сроки разработки продукта. Но в том и заключается окончательный результат процесса Управления требованиями – ведь если требования изменились на противоположные относительно начала работ, следовательно, заказчику уже не нужен продукт с начальными характеристиками и требованиями. Какой смысл производить то, что уже не нужно?

В процесс Управления требованиями входят следующие подпроцессы:

1. Планирование;

2. Определение начальных требований;

3. Выявление пропущенных требований (например, тех, которые заказчик предполагал в силу своего собственного контекста);

4. Проверка требований на: выполнимость (принципиальную возможность или в рамках заданных бюджетов), корректность, непротиворечивость (в общем случае в списке требований всегда присутствуют противоречивые требования, которые необходимо или исключить или выбрать оптимальное соотношение между ними), тестируемость (возможно ли в результате работы доказать, что требования выполнены, в случае если протестировать требования невозможно, их детализируют до уровня когда возможность тестирования появляется);

5. Отслеживание требований. В случае изменения требований, проводится специальная процедура изменения требований, в результате которой, как правило, часть работ по идентификации требований необходимо выполнить повторно;

6. Проверка выполнения требований в продукте (верификация, валидация).

Процесс Управления требованиями подробно описан в стандарте SW CMM, Уровень 2.

Тестирование

Процесс Тестирование проводится постоянно и частично включен в другие обеспечивающие процессы, обсуждаемые выше. Однако его выделение в отдельный процесс необходимо, т.к., как правило, программный продукт является сложной системой и проверка качества производимого продукта только в рамках отдельных процессов не приведет к желаемому результату – удовлетворению потребителя.

Процесс тестирование также состоит из подпроцессов:

1. Планирование;

2. Разработка отдельных тестов для каждого требования, подсистемы, модуля и т.п.;

3. Управление изменениями тестовых процедур и тестов по мере изменения требований;

4. Тестирование отдельных элементов (требований) системы;

5. Интегральное тестирование, нагрузочное тестирование (если предусмотрено техническим заданием).

На первый взгляд, это нетрудоемкий процесс, однако, необходимо понимать, что перед реализацией элементов системы сначала разрабатываются сами тесты с целью доказательства правильности реализации требований, затем тесты модифицируются с модификацией требований, затем проводятся тесты по подсистемам и только потом интегральное тестирование.

Помимо линейного тестирования (элементы-подсистемы-система) обязательно необходимо разрабатывать стандарты многоуровневого тестирования. Например, в программистской организации должны быть предусмотрены следующие уровни тестов:

1. Разработчика (программист проверяет собственный код);

2. Независимого разработчика (проверку исполнения алгоритмов проводит программист, не занимающийся данной реализацией);

3. QA (Quality Assurance) – проверку кода осуществляет специальная тестовая группа в соответствии со стандартными правилами;

4. Пользовательский (до выпуска продукции необходимо, чтобы тестирование провел специалист предметной области, например, бухгалтер).

По оценкам специалистов Motorola, ORACLe трудоемкость (затраты) тестирования должны составлять не менее 100% от трудоемкости (затрат) на собственно кодирование.

Существует нормальное распределение отношения затрат к количество выявленных ошибок. Из этого распределения следует, что после некоторой суммы затрат на тестирование, дальнейшие затраты на выявление каждой ошибки растут экспоненциально. Обычно эта зависимость возникает после затрат, превышающих в 5-10 раз затраты на производство кода. То есть, оптимальное соотношение тестирование/производство должно составлять от 1 до 5.

Выводы

Таким образом, если процессы управления требованиями и конфигурацией являются для некоторых специалистов чем-то новым, то, как тестировать, вроде бы все знают. На практике же получается совершенно обратное: после реализации стандартных процессов и процедур в рамках Управления требованиями и конфигурацией, затраты на эти процессы становятся минимальны (хотя их исполнение предотвращает появление серьезных ошибок на 80-90%), а на тестирование тратится совершенно недостаточно ресурсов, что приводит к тому, что оставшиеся 10-20% ошибок не выявляются процедурами тестирования и продукт выпускается «сырой». Это, в свою очередь, приводит к тому, что продукт не устраивает потребителя, исправление ошибок в «чужом» коде превосходит все разумные затраты и в конечном итоге предприятие откладывает большую часть этих ошибок до реализации новой базовой конфигурации продукта.

Очевидно, что это приводит уже к потере качества продукта, потере клиентской базы и, как следствие, к потере прибылей компании.

Рост любой успешной компании предусматривает ее структурное наполнение. Расширяются отделы и подразделы, появляются многочисленные филиалы, параллельно растет штат работников организации. Это приводит к возникновению проблем, связанных с коммуникацией, обменом информацией, трудовой сплоченностью, мотивацией работников, и преодолеть эти барьеры руководству бывает очень нелегко.

Казалось бы, каждый сегмент компании безупречно выполняет свои функции, работники славятся профессионализмом и отменным трудолюбием. Однако результат их деятельности не радует.

Рассмотрим пример. Компания занимается пошивом и продажей деловых костюмов. В процессе производства используются лучшие материалы, качественная фурнитура, однако в результате модель выходит неудачной, плохо сидит по фигуре. Есть ли претензии к качеству материала или фурнитуре? Конечно же, нет, так как они – безупречны. Но по отдельности они не нужны потребителю, так как его интересует результат – красивая и удобная вещь, обладающая набором отменных характеристик. Клиенту не нужны пуговицы или ткань, его интересует конечный продукт – костюм.

Аналогичная ситуация происходит и в бизнесе. Клиент не нуждается в отдельной функции, производимой организацией. Он заинтересован в конкретной услуге (продукции), которая является результатом работы точных бизнес-процессов всего предприятия. Поэтому руководству в первую очередь нужно организовать управленческую систему, которая будет охватывать все рабочие процессы и приводить к высоким показателям эффективности бизнеса.

Нужен новый взгляд: настройка бизнес-процессов

Бизнес-процесс – это систематически повторяющийся цикл операций, направленных на создание ценного для клиента продукта или услуги из ресурсов компании.

Нельзя назвать процессом все, что движется, так как в этом варианте упускается его важная характеристика – повторяемость действий. Так как в любой компании одновременно происходит несколько масштабных направлений, при настройке бизнес-процессов руководству необходимо проанализировать каждый из них.


Анализ рабочих процессов позволяет оценить эффективность работы персонала компании, повысить стратегическую эффективность, наладить деятельность всех внутренних отделов и привести экономический потенциал предприятия до степени автоматизма.

Процессный подход к бизнесу дает организации следующие преимущества:

  • наглядное и прозрачное отображение всех производственных операций для менеджеров, владельцев;
  • определение задач и главных целей, рациональное применение резервов, возможность грамотной расстановки приоритетов;
  • полную координацию между всеми процессами в разных подразделениях компании;
  • организацию слаженной работы штата рабочих в соответствии с целями компании;высокое качество продукции (услуг);
  • возможность регулярного контроля за рабочими операциями, анализ эффективности каждой из них;
  • успешность и стабильный рост всего бизнеса.

Лиха беда – начало: как настроить рабочие процессы

Когда перед компанией встает вопрос о настройке управления процессами, задача руководства – определить, с чего начать, ведь на предприятии число операций может исчисляться сотнями или даже тысячами!
Сначала необходимо произвести их разделение на виды и определить «планку» зрелости каждого. В соответствии с концепцией менеджмента, выделяют три блока операционных процессов:

  • управленческие (к ним относятся цели, стратегии, отчетность, сбор и анализ информации, финансирование);
  • основные (циклические действия организации, приносящие прибыль);
  • сервисные (обеспечивают работу первых двух).

Все процессы проходят несколько этапов зрелости:

1. Стартовый . Системность отсутствует, формируется контроль за исполнением основных функций организации.

2. Циклический . Компания разрабатывает и вводит регламенты, налаживает течение основных процессов.

3. Измерительный. Внедрение автоматизации в производственные операции (происходит с запуском ИТ-систем).

4. Управляемый . Есть возможность трансформации и видоизменения отдельных этапов, каждый из них обретает гибкость.

5. Появление собственника процесса. Ход производственных операций полностью соответствует общей стратегией компании.

Приведя все процессы бизнеса в соответствии с этой иерархией, повысив степень зрелости каждого из них, компания повышает свой экономический уровень и встает на новую ступень развития. Распределив все процессы на важные и второстепенные (дорогие или дешевые), выделяются области, которые требуют улучшения в первую очередь. Не нужно браться сразу за все, охватывая массу рабочих процессов компании. Выделив главные направления и улучшив их работу до 4-5 уровней зрелости, руководство увеличит экономическую мощность компании со стратегической и операционной сторон.

Рассмотрим схему, которой можно придерживаться при выявлении процессов, важных для организации.


Система управления рабочими операциями любой компании должна охватывать 4 уровня деятельности – именно этот фактор способствует ее бесперебойной и правильной работе.

1. Взаимодействие целей и бизнес-процессов компании как единого целого.
2. Контроль за производительностью процессов, отслеживание результата.
3. Качественное исполнение заданных процессов.
4. Повышение профессионального уровня персонала, мероприятия по мотивации.


Управление циклическими процессами в компании не может проходить без анализа, контроля метрик и последующей оценки продуктивности операций.

Как пример возьмем конкретную операцию – обработку заказа в компании. Мы должны проконтролировать его эффективность, взяв за основу метрики. Этот сегмент объединяет время обработки заказа, согласование с менеджером и различными подразделениями, сумму всех заказов, формирование и подписание документации.
Чтобы осуществить контроль результативности процесса, необходимо дополнительно проанализировать его показатели. Рассматриваются объемы продаж за определенный период, количество продукции на складе, анализируется среднее время обработки заказа.
Данные два сегмента взаимосвязаны между собой. Причем чем сложнее операция, тем больше метрик она содержит, и, в конечном итоге, тем ощутимее влияние, которое она производит на результативность основных процессов.
В нашей ситуации, если в течение 2-3 часов компания не предоставит клиенту счет, он откажется от услуг, выбрав более организованную компанию. Другими словами, метрика по выставлению счета оказывает влияние на результат всего процесса заказа.

Медленно, но уверенно: настройка рабочих процессов и их оптимизация

Перед руководителем компании рано или поздно встает вопрос, как настроить рабочие процессы, чтобы получить максимальный результат. На этапе формирования необходимо поставить на правильные «рельсы» действующую систему управления компании, используя детальную инструкцию перехода.

Шаги, которые следует предпринять в процессе настройки:

  • сформировать процессный офис в качестве основного управляющего органа (его задачи – диагностика, моделирование процессов, оптимизация, регламентация, внедрение новых программ, направленных на усовершенствование рабочих операций;
  • подробно описать и классифицировать все рабочие операции компании, создать их модели в графическом отображении;
  • выявить «черные дыры», проблемные области, провести экспресс-анализ, направить меры на их искоренение;
  • оптимизировать бизнес-процессы, устранить имеющиеся проблемы;
  • получить и проанализировать информацию об эффективности производства;
  • распределить главные звенья, которые будут нести ответственность за правильное протекание рабочих процессов, контролировать их работу;
  • пересмотреть оргструктуру организации, разработать и регламентировать документы в отношении функциональной подчиненности сотрудников.

Управление процессами в крупной компании выглядит так:


Правила работы системы управления:

1. Чтобы система управления процессами работала, в первую очередь нужно определить цели ее деятельности. Если есть цели, то должны быть и определенные показатели, которые отображают степень их реализации. Анализируйте показатели!

2. Бизнес-процессы проводятся исключительно по регламенту компании! Чтобы достичь целей, организация придерживается определенных правил производства. Значит, данные правила обязательно должны быть указаны в нормативно-правовой базе.

3. Наполните оргструктуру предприятия персоналом и распределите ответственность за протекание каждого бизнес-процесса по подразделениям. Позаботьтесь об эффективности работы сотрудников – стимулируйте их на достижение точных целей компании. Разрабатывайте и применяйте в работе системы мотивации персонала!

Достойный уровень управления процессами: внедряем автоматизацию

При развитии управления бизнес-процессами до уровня 4 и 5 внедряется автоматизация исполнения. Она охватывает не только процесс исполнения, но также включает показатели текущих метрик, KPI бизнес-процессов. Это помогает своевременно вносить изменения в операции, следить за результатами и направлять их в соответствии с целями организации.

Для компании применимы три варианта внедрения автоматизации в систему управления:

  • Бизнес-процессы проводятся в формате регламентов и ручных операций.
  • Автоматизация внедрена в часть процессов (лоскутный вид автоматизации). Часть операций выполняется в ручном режиме, в важные процессы внедрены системы BPM, ERP, BPMS.
  • Произведена автоматизация всех процессов с применением нескольких ИТ-систем, интегрированных между собой.

Сегодня много говорят об автоматизации управления процессами и сложных ИТ-системах, которые применяются при ее внедрении. Что представляют собой эти программы? Это мощные операционные системы: ECM, CRM (необходимые операции встроены в программы) и BPM (современные ИТ-системы, позволяющие автоматизировать документооборот и обслуживание клиентов). Рассмотрим самые известные виды данных систем, которые применяются для автоматизации и управления процессами в компании.

СЭД для автоматизации бизнеса и CRM системы для автоматизации клиентской базы:

  • СЭД Docsvision – производит автоматизацию всех процессов, а также интегрирует их между собой;
  • СЭД Directum – управление деловыми связями и процессами, обеспечение коммуникации и взаимодействие между внутренним штатом работников;
  • СЭД «ДЕЛО» – автоматизация документооборота компании;
  • 1С: CRM – производит разработку и использование бизнес-процессов любой сложности;
  • Terrasoft CRM – ИТ-система, предназначенная для сервиса, продаж, маркетинговых операций, позволяет моделировать и автоматизировать бизнес-процессы, протекающие внутри компании;

Современные системы BRMS для управления бизнес-процессами:

  • NAUMEN – создана для автоматизации управления закупками, товарооборота, документации, коммуникации;
  • ELMA – включает приложение для автоматизации и упорядочения документации ECM и приложение для обслуживания клиентов CRM;
  • SBM – полный пакет решений автоматизации процессов типовых услуг и отраслей, а также автоматизация документооборота компании.

В первую очередь программа для автоматизации процессов и решения конкретных задач выбирается в соответствии с потребностями и уровнем компании. В зависимости от масштаба организации может быть выбрана программа BPM с широким функционалом или более узкоспециализированная CRM. Это не значит, что крупные компании должны выбирать более развернутые и современные программы, игнорируя простые. Дело в том, что каждая из них предназначена для выполнения конкретных задач, поэтому на этапе внедрения необходимо точно знать, чего вы ожидаете от этого «автоматизирующего ноу-хау». Безусловно, разработчик может дополнить любую программу недостающим функционалом, однако это зависит от того, сколько времени, сил и средств вы готовы потратить на этот процесс и нужно ли это вам в принципе.

Многие современные устройства действительно чрезвычайно сложны, так что лезть в их внутренности с молотком и плоскогубцами было бы верхом самонадеянности. Но это касается отнюдь не всех ситуаций. Очень часто проблема оказывается настолько простой, а её решение лежит настолько близко к поверхности, что только наша внутренняя убежденность в том, что «я это не умею» мешает её увидеть и решить. Многие люди даже приблизительно не представляют себе устройства и принципы работы окружающих их вещей и, что самое главное, даже не стремятся их узнать.

Навык использовать свою память

Судя по тому, с какой скоростью плодятся заметочники, записочники, телефонные книги, календари и планировщики, память человека будущего будет постепенно отмирать за ненадобностью. Уже сейчас редко можно найти знакомого, который на память знает хотя бы несколько значимых телефонных номеров. А на смену нам идёт поколение, неспособное выучить простого стихотворения и запомнить даты важнейших исторических событий. И действительно, зачем им это, когда есть Google?

Навык готовить дома

Я твёрдо убежден, что вред для человечества от дешевого фастфуда и присутствия на наших кухнях может быть соизмерим с ущербом от нескольких последних войн. Да, это очень удобно и быстро, но не надо потом жаловаться на ожирение, диабет, язву желудка и целый букет сопутствующих болезней. Умение готовить самостоятельно — это не вопрос вкуса или экономии, это вопрос выживания.

Навык отказываться от лишнего

Способность отказаться от ненужных покупок, от безумной и бездумной погони за новыми моделями и брендами является не столько признаком нехватки финансовых ресурсов, сколько признаком психической зрелости. Скажите все те, кто меняет каждый раз модель своего смартфона и автомобиля, так ли это необходимо было на самом деле? И может быть лучше было потратить эти средства на более приятные и полезные вещи? Например, на посещение курсов иностранного языка или путешествие.

Чем меньше средств мы тратим на барахло, тем больше сможем потом потратить на окружающих нас людей и получение новых впечатлений.

Навык расширять свой кругозор

«Я программист, мне это не нужно». «Я спортсмен, это для меня лишнее». «Я музыкант, меня интересует только музыка».

Вам приходилось слышать подобные утверждения? Да, наш век — это век узких специалистов. Но нельзя же искусственно ограничивать рамки своих интересов только тем, что необходимо для профессионального роста. В конце-концов, работа — это только часть жизни, к тому же, не самая большая. Старайтесь всегда стремиться узнать как можно больше всего нового, даже тогда, когда это кажется вам не слишком полезным в данный момент. Никогда не знаешь, что пригодится завтра.

Навык выживания

Мы живем в настолько спокойное время, что умение самостоятельно разжигать костер, ориентироваться по звездам и находить воду может показаться чудовищным анахронизмом. Тем не менее, эти и другие навыки выживания вполне могут однажды вам пригодиться. Причем совсем не обязательно где-нибудь в туристическом походе или путешествии. Нестандартные ситуации происходят с людьми довольно часто, причем иногда совершенно непредсказуемо. Вы можете заблудиться на прогулке, ваш автомобиль может заглохнуть на зимней ночной дороге, да и от стихийных бедствий никто не застрахован. Всегда лучше быть заранее готовым к нештатным ситуациям, чем потом беспомощно разводить руками.

Навык справляться с длинными задачами

Бешеный темп современной жизни диктует нам свои правила. Мы стараемся быстро реагировать, быстро принимать решения и хотим видеть моментальные результаты своей работы. Тем не менее, в жизни часто встречаются проблемы, решение которых может занять несколько месяцев или даже лет настойчивых усилий. Умение работать «в долгую», терпеливо ждать всхода ростков своего дела сегодня присуще далеко не всем людям. Нет, ничего плохого в быстрой реакции и нацеленности на результат здесь и сейчас нет, но иногда именно терпение и настойчивость является главным условием достижения успеха в жизни.

А какие важные качества и умения вы добавите в этот список? Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы не прослыть слюнтяем и неумехой?

1. Мир хочет, чтобы вы оставались тупыми…
Чем вы тупее, тем вам проще продать продукты и услуги. Размер диагонали телевизора обратно пропорционален коэффициенту интеллекта.

2. Не надо слепо верить в образовательную систему.
Учебная программа устарела в первый день начала вашего обучения. (Исключение – фундаментальные программы, но только в точных науках; вопрос применения фундаментальных знаний в обычной жизни остается открытым.)

3. Читайте без остановки, читайте как можно больше.
Вы никогда не знаете, когда вам пригодятся новые знания и концепции, но вы будете намного лучше подготовлены к жизненным неожиданностям.

4. Научитесь общаться с окружающими.
Избегать людей, считая их недостойными своего общения, – значит не найти клиентов, друзей или работу в дальнейшем.

5. Быть застенчивым – это пустая трата времени. Не давайте эмоциям рулить процессами принятия решений.

6. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, – в случае вашего разрыва это “что-то” и будет причиной.

7. Как можно больше общайтесь с людьми старше себя. Пытайтесь понять их систему ценностей, их кругозор и логические связи между обстановкой и принятыми решениями.

8. Найдите людей, которыми можно восхищаться, и старайтесь их превзойти.

9. Со временем люди становятся более консервативными. Если хотите сделать рисковые вещи – делайте их, пока молодые. Я давно пришел к выводу, что реформаторство – это следствие отсутствия знаний, а не наличия фокуса.

10. Не тратьте деньги на ерунду: скопите их на что-то серьезное (в т.ч. и свой стартап). Это вас также научит тратить деньги и в бизнесе: с умом и ради цели.

11. Выбирая между тратой денег на вещи или впечатления, выбирайте впечатления. Радость от впечатлений и воспоминаний выше.

12. После того, как вы научились экономить, научитесь зарабатывать.

13. Научитесь программировать.
Проще самому сделать прототип, нежели тратить время и деньги на то, чтобы его объяснить кому-то еще. Не хотите программировать – научитесь что-то делать руками, чтобы можно было производить что-то полезное.

14. Не набирайте лишний вес в молодости. Это сократит вашу активную жизнь на 10-20 лет.

15. Научитесь готовить еду. Лучшее время для обдумывания чего-то – когда вы режете ингредиенты на салат или суп.

16. Высыпайтесь ночью. Недостаток сна сильно влияет на качество принятия решений.

17. Записывайте свои дела. Памяти недостаточно, какой бы фантастической она ни была.

18. Имейте большую мечту. Быть гибким отлично, но без мечты это может превратиться в бег по кругу.

19. Станьте специалистом своего дела перед тем, как менять сферу деятельности. Тут дело и в правиле 10000 часов, и в том, что хороший генералист должен в прошлом быть хорошим специалистом.

20. Не старайтесь исправить людей. Ищите тех, кто еще не испорчен.

Бонус:
Учите 2-3 иностранных языка. Знание языка также дает понимание культуры и разнообразных точек зрения и ценностей.
Учитесь культурно разговаривать и писать без ошибок. Умение говорить складно и по делу пригодится тогда, когда вы будете доносить свою точку зрения людям, а также управлять людьми.
Научитесь этично конкурировать в нужных вам областях жизни. Жизнь – очень конкурентная штука, и неумение конкурировать снижает ваши шансы на изменение своего положения или социального статуса.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...