Романская группа языков какие языки. Романская языковая группа на балканах
Индоевропейцы |
---|
Индоевропейские языки |
Анатолийские
·
Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Греческие Иллирийские Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские Италийские (Романские ) Кельтские · Палеобалканские Славянские · Тохарские курсивом выделены мёртвые языковые группы |
Индоевропейцы |
Албанцы ·
Армяне ·
Балты Венеты · Германцы · Греки Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы Италики (Романцы) · Кельты Киммерийцы · Славяне · Тохары Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности |
Праиндоевропейцы |
Язык ·
Прародина ·
Религия |
Индоевропеистика |
Романские языки - группа языков и диалектов , входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку - латыни . Название романский происходит от латинского слова Romanus (римский). Наука , изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т. д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика). Народы , говорящие на них, также называются романскими .
Происхождение
Романские языки развились в результате дивергентного (центробежного) развития устной традиции разных географических диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга в результате разнообразных демографических, исторических и географических процессов. Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы - г. Рима - регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название античная романизация в период 3 в. до н. э. - 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат . Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизиться в лексическом и семантическом плане уже в новое время. Считается, что языки романской группы начали отделяться от латыни в 270 году, когда император Аврелиан увел римских колонистов из провинции Дакия .
Классификация
Северодунайские языки
Южнодунайские языки
Официальный статус
См. также
- Списки Сводеша для романских языков в Викисловаре
Напишите отзыв о статье "Романские языки"
Примечания
Литература
- Сергиевский М. В. Введение в романское языкознание. - М .: Изд-во литературы на иностранных языках, 1952. - 278 с.
- Романские языки. - М ., 1965.
- Корлэтяну Н. Г. Исследование народной латыни и её отношений с романскими языками. - М .: Наука, 1974. - 302 с.
Ссылки
- Романские языки / Гак В. Г. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
- // Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
Отрывок, характеризующий Романские языки– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался. – Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера. – Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни. – Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон. – Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец. – Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения. – Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?… – Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти. – Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая… – Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение. – Отчего вы не служите в армии? – После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем. – Стало быть вы служите? – Служу. – Он помолчал немного. – Так зачем же вы служите? – А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился. – А, ну так вот видите! – Да, mais ce n"est pas comme vous l"entendez, [но это не так, как вы это понимаете,] – продолжал князь Андрей. – Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу протоколисту, который украл какие то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же. Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему. |
Все произошли от вульгарной латыни — языка, который был древним италийским языком, принадлежащим к индоевропейской семье языков. В конце 20-го века на романских языках говорило более 800 миллионов человек в 50 странах мира. Основными романскими языками являются испанский, португальский, французский, итальянский и румынский языки. Испанский и французский языки имеют статус официальных языков Организации Объединенных Наций.
Хотя происхождение и развитие романских языков предстает достаточно ясным, все же классификация романских языков – задача сложная, так как связаны они между собой различными и постепенно раскрывающимися особенностями. Классификация, используемая в настоящей статье, совершенно не претендующая на то, чтобы быть единственно правильной, разделяет романские языки на пять подгрупп:
1. Иберороманская
2. Галлороманская
3. Италороманская
4. Ретороманская
5. Балканороманская
Взаимная схожесть романских языков в основном определяется их общим происхождением от вульгарной латыни
и проявляется в многообразии вокабул и форм, подвергаясь воздействию узнаваемых фонетических законов. Более того, на протяжении всей своей истории находились под постоянным влиянием письменной латыни. В средние века широко было распространено мнение, что все были лишь искаженной формой латыни. С тех пор употребление слов, морфологических элементов и синтаксических моделей, заимствованных из письменного латинского языка, в обычной речи считалось престижным. Будучи употребляемыми повсеместно, эти латинизмы претерпели глубокие изменения в части произношения, а также лексики, создавая таким образом второй уровень сходств между романскими языками. В результате были созданы два лексических слоя:
Первый слой состоит из слов, унаследованных от вульгарной латыни, которые в разных местах преобразовались в соответствии с фонетическими законами, и??по этой причине часто различаются по звучанию, ср. исп. hecho [εt∫o] порт. faito [‘faitu], фр. fait , рум. fapt , все произошли от вульг.латыни * factu от классического латинского factum ;
Второй уровень включает в себя заимствования из письменной латыни, случившиеся позже, и которые в произношении очень похожи между собой, ср. исп. factor , Порт. factor , Ф. facteur , Рум. factor [‘fact?r], все произошли от классического латинского factor .
Со временем появились определенные пары слов, которые часто используются с разным смыслом, ср. фр. raison причина и ration рацион, оба слова произошли от классического латинского ratio, — onis .
Таблица лексического сходства между современными романскими языками (в %)
Фран-цуз-ский |
Испан-ский |
Ката-лан-ский |
Порту-галь-ский |
Рето-роман-ский |
Итальян-ский |
Сардин-ский |
Румын-ский |
|
Француз-ский |
||||||||
Испанс-кий |
||||||||
Каталан-ский |
||||||||
Порту-гальский |
||||||||
Рето-роман-ский |
||||||||
Итальян-ский |
||||||||
Сардин-ский |
||||||||
Румын-ский |
Среди особенностей, присущих современным романским языкам , можно выделитьиспользование двух родов (мужского и женского) существительными и прилагательными, отсутствие падежей, препозитивный артикль, образование сложных времен с помощью причастия прошедшего времени и т.д. Языки балканского региона сохранили категорию среднего рода, но только для неодушевленных объектов (румынский), падежи (в румынском языке есть именительный — винительный и родительный — дательный падежи). В этих языках также развиты постпозитивные артикли.
В развитии романских языков выделяют несколько отдельных этапов:
1. 3-й век до н.э. — 5 в.н.э. — романизация
, то есть замена языков завоеванных римлянами территорий разговорным латинским языком (вульгарной латынью или по-другому романским языком). Разделение будущих романских диалектов было предопределено, в виду времени завоевания территорий [Италия — в середине 3-го века до н.э., Испания — в конце 3- века до н.э., Галлия — (современная Франция) в 1-м в. до н.э., Реция (примерно соответствует территории современной Швейцарии) в 1-м в. н.э., Дакия (современная Трансильвания в Румынии) во 2-м в. н.э.], в виду социолингвистических особенностей самого разговорного латинского, в виду интенсивности контактов с Римом, а также в виду влияния языков-субстратов, т.е. языков местного населения — иберов, кельтов, ретийцев, дако-фракийцев и т.д.
2. 5-й – 9-й в.: Образование отдельных романских языков в период политического распада Римской империи и создания варварских королевств. Романская речь подверглась влиянию языков варваров (так называемых языков-суперстратов): вестготов в Испании, свевов в Галисии и Португалии, франков и бургундов в Галлии, лангобардов в Италии, арабов в Южной Испании и славян на Балканах. К 10 в. были сформированы границы Романии , то есть территории в Европе, где основными языками были романские. Одновременно с этим языковое единство было нарушено, а местные стали считаться отдельными языками.
3. 10 — 16 века. Происходит развитие литературы в устных романских языках и дальнейшее усиление их социальных функций. Первые тексты на французском языке появились в девятом веке, на итальянском, испанском, сардинском и провансальском — в 10-м веке, на ретороманском, каталонском и португальском — в 12 в., на румынском — в 16 в. Тогда же стали появляться над-диалектные стандарты, которые позволяли использовать единый язык в национальном масштабе. Структура некоторых языков, таких например, как французский, претерпела значительные изменения.
4. 16 — 19 вв. Появление национальных языков. В этот период были созданы стандартные языковые нормы для национального использования, причем обогащение словарного состава языков происходило за счет все той же классической латыни. Стандартный французский язык и испанский языки добились национального статуса в 16 — 17 вв. и стали использоваться к тому времени как международные языки, а итальянский и румынский языки приняли стандарт национальных языков только в 19 в. В то же время популярность провансальского и в некоторой степени галисийского сократилась, уступив место французскому и испанскому языкам соответственно. В 20-м в. продолжалось развитие литературы во всех романских языках, а в некоторых из них были разработаны дополнительные меры по укреплению языка. Например, пристальному вниманию подверглись французский язык в Канаде, провансальский во Франции, каталонский и галисийский языки в Испании.
С 16-го века, Испания, Португалия и Франция стали вести активную колониальную политику в отношении заморских территорий, что способствовало распространению романских языков далеко за пределами Европы. Так называемая Новая Романия стала включать Центральную и Южную Америку, Канаду, некоторые районы Африки и т.д. На этих территориях появились местные варианты романских языков, как например, канадский французский, латиноамериканский португальский и испанский. Появились даже креольские языки на основе французского, португальского и испанского языков.
- (от лат. romanus римский). Языки, происшедшие от латинского, румынск., испанск., португ. преимущественно же древне французский язык, которым говорили на юге Европы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Романские языки - РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ. Под этим термином разумеется группа языков более или менее однородного строя, развивавшихся из разговорного латинского яз. (см., так наз. вульгарной латыни) в тех областях Римской империи, где он имел хождение. Латинский яз. в… … Литературная энциклопедия
РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ - (от лат. romanus римский) группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский, португальский, каталанский, галисийский; французский, окситанский; итальянский, сардинский; ретороманские; румынский,… … Большой Энциклопедический словарь
Романские языки - Романские языки группа языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки), связанных общим происхождением от латинского языка, общими закономерностями развития и значительными элементами структурной общности. Термин «романский» восходит к… … Лингвистический энциклопедический словарь
Романские языки - (от лат. romanus римский) группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. Индоевропейские языки) и происходящих от латинского языка. Общее число говорящих на Р. я. свыше 400 млн. чел.; государственные языки… … Большая советская энциклопедия
романские языки - (от лат. romanus римский), группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский, португальский, каталанский, галисийский; французский, окситанский; итальянский, сардинский; ретороманские; румынский,… … Энциклопедический словарь
Романские языки - языки, возникшие из обиходного простонародного латинского языка (lingua latina rustica) в Италии и различных покоренных римлянами провинциях: Галлии, Испании, части Ретии и Дакии. Lingua latina rustica (деревенская латынь) сначала возникла в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
романские языки - Языки, входящие в индоевропейскую семью и образующие в ней ветвь. К романским языкам относятся французский, итальянский, испанский, португальский, румынский, молдавский, провансальский, сардинский, каталанский, рето романский, македоно румынский… … Словарь лингвистических терминов
Романские языки - (лат. romanus римский) Группа индоевропейских языков, развившихся на базе разговорной формы латинского языка (так называемой народной,вульгарной, латыни, в связи с римскими завоеваниями растекшейся в Европе от Пиренейского полуострова до… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
Романские языки - (Romance languages), дочерние яз. латинского языка, на к рых говорят ок. 500 млн. чел. в Европе, Сев. и Юж. Америке, Австралии, а также в нек рых странах на др. континентах. Существуют разл. мнения о кол ве этих языков, поскольку вопрос о том,… … Народы и культуры
Книги
- Купить за 547 грн (только Украина)
- Романские языки в Тропической Африке и постколониальный художественный дискурс. Монография , Сапрыкина О.А.. Монография посвящена изучению функционирования романских языков (французского, португальского и испанского) в Тропической Африке. Дано детальное описание социолингвистического профиля Новой…
РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ, языки, генетически восходящие к латыни. Этнолингвистический термин «романский» восходит к латинскому прилагательному romanus, образованному от слова Roma «Рим». Первоначально это слово имело преимущественно этническое значение, однако после распространения права римского гражданства на все многоязычное население Римской империи (212 н.э.) приобрело политический смысл (так как civis romanus означало «римский гражданин»), а в эпоху распада Римской империи и образования на ее территории «варварских» государств стало общим названием всех латиноязычных народов. По мере увеличения структурных расхождений между классической нормой латинского языка и народными говорами романизированного населения последние получают общее название romana lingua. Впервые выражение romana lingua употребляется не как синоним lingua latina в актах Турского собора 813 (постановившего читать проповеди не на латыни, а на «народных» – романских и германских – языках). Как самоназвание народа и собственного языка romanus имеет прямое продолжение в слове «румынский» (român). От прилагательного romanus в поздней латыни было образовано существительное Románia (в греческом варианте Romanía), употреблявшееся сначала в значении Imperium Romanum, а после падения Римской империи – в значении «область с романизированным населением». К Romanía восходит самоназвание Românía «Румыния», а к Románia – название Romagna «Романья» (область в Северной Италии, остававшаяся в составе Восточной Римской империи во времена господства остготов и лангобардов). Современный лингвистический термин «Романия» обозначает область распространения романских языков. Различаются: «Старая Романия» – области, сохранившие романскую речь со времен Римской империи (совр. Португалия, Испания, Франция, часть Швейцарии, Италия, Румыния, Молдавия), и «Новая Романия» – области, романизированные в результате их колонизации европейскими романоязычными державами (Канада, Центральная и Южная Америка, многие африканские страны, некоторые острова Тихого океана).
Насчитывается 11 романских языков: португальский, галисийский, испанский, каталанский, французский, провансальский (окситанский), итальянский, сардинский (сардский), ретороманский, далматинский (исчез в конце 19 в.), румынский и шесть разновидностей романской речи, которые рассматриваются как промежуточные между языком и диалектом: гасконский, франко-провансальский, арумынский, меглено-румынский, истро-румынский и молдавский (диалект румынского, имевший статус государственного языка в Молдавской Республике в составе СССР).
Не все романские языки обладают всей полнотой функций и качеств, совокупность которых отличает язык от диалекта (употребление в сферах государственного, официального и культурного общения, существование длительной литературной традиции и единой литературной нормы, структурная обособленность). Сардинский язык, как и исчезнувший далматинский, не имеет перечисленных выше отличительных черт, кроме последней; современный окситанский и современный галисийский фактически представляют собой группу говоров, и их причисление к «языкам» основано лишь на старопровансальской и старогалисийской литературных традициях. Области распространения романских языков не совпадают с границами романоязычных государств. Общее число говорящих на романских языках – ок. 550 млн. (из них ок. 450 млн. говорящих на испанском и португальском).
Образование романских языков и их противопоставление латыни относится к 8 – началу 9 вв. Однако структурное обособление от латыни и друг от друга началось значительно раньше. Первые письменные памятники романской речи – итальянские Веронская загадка 8 в. и Тяжбы монастыря Монтекассино 10 в., французские Страсбургские клятвы 842 и Кантилена о Св. Евлалии 9 в., испанские Глоссы монастырей Сан Мильян и Силос 10 в. – уже содержат отчетливо выраженные фонетические и грамматические черты, характерные, соответственно, для итальянского, французского и испанского языков.
Структурная дифференциация, которая привела к образованию разных романских языков из народной латыни, началась уже в самой народной латыни с момента романизации областей, присоединяемых к римскому государству. Образование романских языков связано с возникновением «варварских» государств и складыванием этнокультурной общности между завоевателями – германскими племенами – и побежденным населением бывшей Римской империи (5–8 вв.). Разговорная латынь, усвоенная варварами, претерпела глубокие изменения и превратилась к 8 в. в различные романские диалекты (языки).
Основные изменения в области фонетики, общие для всех романских языков, сводятся к следующим. В классической латыни система простого вокализма была представлена пятью качественно различными гласными, каждая из которых могла быть долгой или краткой, т.е. признак долготы гласного был фонологическим (при этом различие по долготе сопровождалось некоторыми качественными различиями). Однако уже в народной латыни, в связи с закреплением долготы за ударным открытым слогом, противопоставление по долготе/краткости теряет свою различительную функцию (дефонологизуется); эту функцию берет на себя другой признак – открытость/закрытость (который из сопутствующего превращается в ведущий, т.е., наоборот, фонологизуется). Одновременно почти по всему романскому ареалу произошло слияние бывших i краткого и e долгого, u краткого и o долгого, превратившихся, соответственно, в e закрытое и о закрытое. На территории Сардинии все долгие и краткие гласные совпали попарно; на Сицилии i долгое, i краткое и e долгое совпали в звуке i, так же как u долгое, u краткое и о долгое совпали в звуке u (в результате, напр., лат. слово solem в сардинском звучит sole, а в сицилийском – suli). Вторым этапом становления романского ударного вокализма явилось превращение кратких и в восходящие дифтонги – соответственно, ie и uo или ue (в стороне от этого процесса остались лишь такие периферийные области, как Сардиния, Сицилия и Португалия). В балкано-романских языках дифтонгизация обусловлена наличием конечного безударного гласного переднего ряда ( или e), т.е. связана с метафонией, ср. рум. sec «сухой», но «сухая». Явление метафонии характерно также для некоторых диалектов Северной и Южной Италии, например ломбардского и неаполитанского.
Латинская система согласных усложнилась во всех романских языках благодаря процессу палатализации, который привел к образованию новых фонем – аффрикат, шипящих и палатальных сонорных. Согласные t, d, k, g в позиции перед j, а несколько позднее также перед гласными переднего ряда i и e превратились, соответственно, в аффрикаты ts, dz, . В некоторых областях Романии сочетания dj, и gj, а также tj и kj слились в одном звуке – соответственно, dz или и ts или . Сонорные согласные l и n в позиции перед j палатализовались, дав, соответственно, l и h . В дальнейшем во многих областях Романии произошло ослабление артикуляций: аффрикаты упростились, превратившись в шипящие () или свистящие (s, z, q ), мягкое l перешло в j. Дальнейшее распространение палатализаций, происходившее уже после распада Римской империи и по-разному в разных областях, охватило сочетания kl-, pl-; -kt-, -ks-, -ll-, -nn-. Только во французском палатализации подверглись сочетания mj, bj, vj, ka, ga, только в испанском – ll, nn, только в румынском – сочетания di, de. Следующим этапом развития системы западно-романского консонантизма было ослабление интервокальных согласных (фрикативизация взрывных, озвончение глухих, упрощение удвоенных согласных). Этот процесс, так же как и отпадение конечных безударных гласных, не затронул диалект Тосканы (и возникший на его основе литературный итальянский язык), а также все центральные и южные итальянские диалекты, включая сицилийский.
Общие грамматические романизмы затрагивают почти все основные категории как имени, так и глагола (все они направлены в сторону возрастания аналитизма). В системе имени произошло сокращение числа типов склонения до трех; сокращение падежной парадигмы; исчезновение морфологического класса имен среднего рода; увеличение частотности употребления указательного местоимения в анафорической функции (впоследствии оно превратилось в определенный артикль); возрастание частотности употребления предложных конструкций ad + Acc. и de + Abl. вместо падежных форм датива и генитива.
В системе глагола произошло распространение перифраз типа habeo scriptum и est praeteritus вместо форм простого перфекта scripsi, praeteriit; утрата латинской формы простого будущего и образование на ее месте новых футуральных форм на основе латинских сочетаний модального характера inf. + habeo (debeo, volo); образование новой, отсутствовавшей в латыни формы кондиционала на базе латинского сочетания inf. + habebam (habui); утрата синтетической латинской формы пассива на -r, -ris, -tur и образование на ее месте новой формы страдательного залога; смещение временной отнесенности латинских аналитических форм пассива (напр., лат. перфект amatus sum соответствует итал. презенсу sono amato, плюсквамперфект amatus eram – имперфекту ero amato); смещение временной отнесенности латинской формы плюсквамперфекта конъюнктива (amavissem), которая в романских языках приобрела значение имперфекта конъюнктива (франц. aimasse, исп. amase и т.д.).
Генетическая основа классификации романских языков была намечена в начале 20 в. Г.Гребером и В.Мейер-Любке, которые в своих работах объясняют различие эволюции народной латыни в разных областях Романии, а также структурные совпадения и расхождения романских языков целым рядом исторических и социолингвистических факторов. Основные из них сводятся к следующим: 1) время завоевания данной области Римом, отражающее этап развития самой латыни в период романизации; 2) время изоляции данной романизованной области от Центральной Италии в период распада Римской империи; 3) степень интенсивности политических, экономических и культурных контактов данной области с Центральной Италией и соседними романскими ареалами; 4) способ романизации данного ареала: «городской» (школа, администрация, приобщение местной знати к римской культуре) или «сельский» (колонии латинских или италийских поселенцев, в основном бывших воинов); 5) характер субстрата (кельтский или некельтский) и степень его воздействия; 6) характер суперстрата (германский или славянский) и степень его воздействия.
Совпадения и расхождения по перечисленным признакам позволяют выделить два резко противопоставленных друг другу ареала: восточнороманский (балканский) и западнороманский. Позднее присоединение Дакии к Римской империи (106 н.э.), ранняя ее изоляция от остальной Романии (275 н.э.), отсутствие устойчивых контактов ее романизированного населения с германцами и интенсивное воздействие славянского (древнеболгарского) суперстрата, а также греческого и венгерского адстратов предопределили также и структурную обособленность восточнороманских языков. Романизация Дакии носила преимущественно «сельский» характер, так что латынь, принесенная римскими легионерами, содержала ряд новшеств народного разговорного языка Италии 2–3 вв. н.э., не успевших распространиться на другие ранее романизированные провинции, где латинская образованность уже пустила глубокие корни. Отсюда отдельные структурные совпадения итальянского языка с балкано-романскими ареалами: наличие имен обоюдного рода, образование мн. числа существительного по моделям номинатива I и II склонения (а не аккузатива, как в других романских языках), замена -s на -i в флексии 2 л. ед. ч. глаголов. На этом основании некоторые лингвисты относят итальянский язык вместе с балкано-романскими языками к восточнороманскому типу. Однако структурное разнообразие итальянских диалектов столь велико, что в области фонетики и грамматики, не говоря о лексике, всегда можно обнаружить в каком-либо диалекте совпадения как с балкано-романскими, так и с западнороманскими языками. Таковы, например: существование личного (спрягаемого) инфинитива в старонеаполитанском диалекте и в португальском языке, употребление предлога a(d) при прямом дополнении-лице во многих южноитальянских диалектах и в испанском языке, прогрессивная ассимиляция nd > nn (n); mb > mm (m) почти во всех южноитальянских диалектах и в каталанском языке (ср. лат. unda «волна» > сиц. unna, кат. ona, н.лат. gamba «нога» > сиц. gamma, кат. cama «нога»), превращение интервокального -ll- в какуминальный звук в сицилийском и в сардинском, превращение начальной группы kl-, pl- в š в сицилийском и в португальском языке (лат. clamare > порт., сиц. chamar) и т.п. Это обстоятельство дает основание выделить итало-романский языковой ареал, распадающийся на три зоны – центральную, южную и северную. Последняя охватывает бывшую Цизальпийскую Галлию, где народная латынь испытала сильное воздействие кельтского субстрата, а в эпоху распада Римской империи также и германского (лангобардского) суперстрата.
Южная граница распространения североитальянских (галло-романских) диалектов проходит через г.Специя на Лигурийском побережье и г.Римини на Адриатике. К северу от линии «Специя – Римини» располагается следующий пучок изоглосс, противопоставляющих галло-романские языки (и в меньшей степени – иберо-романские) итальянскому (и отчасти балкано-романским): 1) упрощение латинских двойных согласных; 2) озвончение глухих взрывных согласных в интервокальной позиции; 3) фрикативизация или исчезновение звонких неударных гласных; 4) тенденция к исчезновению неударных и конечных гласных, кроме a; 5) появление в начале слова протетического гласного (обычно e) перед группой согласных, начинающихся с s; 6) переход -kt- > -it-.
За исключением последнего изменения, все эти фонетические процессы взаимосвязаны и обычно объясняются сильным экспираторным ударением, свойственным как кельтам, так и германцам, выделявшим ударный слог за счет неударных. Принимая перечисленные признаки за основные, некоторые лингвисты считают линию «Специя – Римини» языковой границей между Западной и Восточной Романией (В.Вартбург). Условность подобного членения становится очевидной при учете других изоглосс, образующих размытые границы и доказывающих постепенность переходов от центральной Италии к северной, от нее к Провансу и далее к Каталонии, Испании и Португалии, – факт, находящий объяснение в непрерывной циркуляции населения между этими областями. Поэтому некоторые лингвисты предпочитают, вслед за Амадо Алонсо, противопоставлять не Западную Романию Восточной, а Романию непрерывную (Romania continua), или центральную, Романии обособленной (Romania discontinua), или периферийной, маргинальной.
Маргинальные языки, развившиеся в относительно изолированных ареалах, сохраняют отдельные архаизмы и создают специфические инновации, не распространяющиеся за пределы данного ареала. Безусловно маргинальными являются балкано-романские (восточнороманские) языки, а также диалекты Сардинии, особенно логудорский, отличающийся максимальным структурным своеобразием. К маргинальному типу относят также некоторые оказавшиеся в стороне от языкового развития Центральной Италии южноитальянские диалекты, в структуре которых обнаруживаются архаизмы и инновации, свойственные также балкано-романским языкам (сокращение сферы употребления инфинитива, отсутствие романской формы будущего времени, восходящей к inf. + habeo; продуктивность флексии мн. числа существительных обоюдного рода -ora, рум. -uri, возникшей в результате морфологического переразложения слов типа corpora, tempora). Эти совпадения объясняются как общностью греческого адстрата, так и сохранением контактов Юга Италии с романоязычными балканскими областями Восточной Римской империи. Принимаемое некоторыми учеными отнесение Северной Галлии (Франции) к романской периферии, а французского языка – к маргинальным, по-видимому, следует признать неправомерным. Во-первых, лингвистические границы между Севером и Югом Франции достаточно размыты – существует даже промежуточный язык (сейчас представляющий собой группу говоров) – франко-провансальский; во-вторых, радикальные инновации французского языка (резкое сокращение фонемного состава слова, ударение на последнем слоге, почти полная утрата флексии) являются лишь крайним проявлением тенденций, свойственных всем языкам галло-романской группы. Наконец, ряд лингвистов обращают внимание на тот факт, что само явление «непрерывности», т.е. общности некоторых изоглосс у соседствующих романских языков, не ограничено западнороманским ареалом: исчезнувший в 19 в. далматинский язык объединял черты как восточнороманских, так и западнороманских языков. Наиболее распространенной в настоящее время является классификация К.Тальявини, в которой отражен промежуточный характер некоторых языков и диалектов (так называемые «языки-мосты»; в таблице они помещены в промежуточных строках):