Статусы без регистрации. Что такое статус и как им пользоваться

от лат. status - положение, состояние] - положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением. Различают социальный и межличностный, или интрагрупповой статус личности. При этом социальный статус индивида, то есть характеристика его положения в обществе, изучается, прежде всего, в рамках социологической и демографической наук. Что касается интрагруппового статуса, то, будучи одним из ключевых понятий социальной психологии, он определяет сущностные характеристики той социальной ситуации развития, в которой находится конкретная личность в столь же конкретном сообществе. Само понятие «статус» также, как и понятие «роль», в лексикон социальной психологии ввел Р.Линтон еще в 1936, но и сейчас социальную ситуацию развития личности в конкретной группе описывают, прежде всего, в координатах статусно-ролевых отношений. Объясняется это тем, что, по словам известного отечественного психолога В. Б. Олшанского, «статус, отвечая на вопрос: “Кто он?”, а роль - “Что он делает?”, задают именно тот ракурс рассмотрения, который позволяет дать психологически сущностную характеристику истинной позиции конкретного индивида в любых референтных для него группах и группах членства. Важной особенностью статуса является то, что этот показатель личностного положения в интрагрупповой структуре может, с одной стороны, быть совершенно различным, а порой и прямопротивоположным в зависимости от того, о какой группе членства данного индивида идет речь, а с другой - и в рамках одной и той же группы качественно меняться и со временем, и применительно к разным сферам групповой активности. Нередко подобные несовпадения и динамика статусной позиции индивида приводят к резким переменам личностью своего ближайшего окружения, к падению референтности одних общностей и выдвижению в этом смысле на первый план других, возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов, неадекватности самооценки, демонстративному поведению, проявлениям агрессии. Статус, будучи в определенном смысле результатом межличностного взаимовосприятия, в то же время представляет собой фактор, достаточно часто решающим образом определяющий характер взаимооценки и личностного видения друг друга людьми как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового взаимодействия.

Формирование статусных различий в неформальном интрагрупповом контексте описывается, в частности, теорией статусных ожиданий, разработанной группой социальных психологов во главе с Д. Бергером в 80-е гг. XX века: «Согласно этому подходу, члены группы стремятся к достижению определенных целей и готовы предоставить высокий статус тем членам, которые могут обеспечить успех группе. Когда члены группы впервые встречаются, они пытаются оценить способность каждого человека содействовать достижению групповых целей, и эти оценки впоследствии формируют основу статуса каждого члена группы»1. При этом, как показывают исследования, на выборы такого рода «...влияют как релевантные задачам характеристики, так и потенциально нерелевантные диффузные статусные характеристики, такие как возраст, этническая принадлежность и престижность профессии». По мнению Ш. Тейлора и его коллег, «как пол, так и раса могут использоваться в группах в качестве диффузных статусных характеристик, работая тем самым против женщин и членов этнических групповых меньшинств»1.

В группах низкого уровня развития, а также в группах асоциальной направленности такого рода первичные статусные ожидания, как правило, консервируются - т. е. члены группы с изначально высоким статусом стараются как осознанно, так и на бессознательном уровне соответствовать ожиданиям, в то время как низко- и среднестатусные члены сообщества укрепляются в убежденности в превосходстве лидеров. При этом достаточно распространенной является практика откровенного подавления высокостатусными членами группы попыток подвергнуть сомнению свой статус, если желающие это сделать имеют место.

То, что статусная позиция оказывает существенное влияние как на межличностное восприятие, так и на самовосприятие индивида подтверждается целым рядом наблюдений и экспериментов. Как отмечает Д. Майерс, «во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе или как более способных к руководящей работе». Так, например, в экспериментах Р. Хамфри, построенных на ролевой симуляции работы бизнес-офиса, «по жребию все испытуемые были разделены на две части: одни стали менеджерами, другие - клерками. Как и в настоящем офисе, менеджеры отдавали распоряжения клеркам и осуществляли руководство на высшем уровне. В конце эксперимента и менеджеры, и клерки стали считать, что фактически равные клеркам по способностям (поскольку отбор осуществлялся случайным образом) менеджеры являются более интеллегентными, настойчивыми и ответственными - как если бы они действительно были более пригодны для руководящей работы»2. Примечательно, что не только «менеджеры» в процессе эксперимента утвердились в собственной «исключительности», но и «клерки» признали свою относительную «неполноценность» по сравнению с ними.

Как пишет Д. Майерс, «сходным образом исполнение роли подчиненного может вызвать эффект подавления. Эллен Ланжер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских женщин пары для решения арифметических задач. Вначале женщины решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем одна из женщин назначалась “боссом”, а другая - “ассистентом”. Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «боссам теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как “ассистентам” - меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено в экспериментах с учениками начальных классов: исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность»3.

В этой связи совершенно понятно почему на уровень конформности в классических экспериментах С. Милграма столь сильно влиял статус как экспериментатора и учреждения, под эгидой которого проводилось исследование, так и статус самих испытуемых - «...люди с низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом. Дойдя до 450 вольт, один из испытуемых, 37-летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: “А что включить теперь, профессор?”. Другой же испытуемый, профессор богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: “Я не понимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни”, после чего замучил экспериментатора вопросами об “этичности происходящего”»1.

Большой объем исследований, связанных с проблемой статуса, выполнен в рамках организационной психологии. Это связано с тем, что, как отмечают Д. Ньюстром и К. Дэвис, «...статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе. Если менеджменту удается связать статус работника с действиями по достижению целей компании, направленная на решение задач организации мотивация сотрудников резко возрастает»2. Данный механизм, что называется, «в лоб» задействуется в тех организациях, где продвижение по иерархической лестнице напрямую увязывается с индивидуальными и групповыми показателями результатов деятельности. Более опосредствованным и тонким способом его эксплуатации является участие в доходах и принятии решений, в программах внутрикорпоративного обучения и т. п.

При любом варианте реализации такого подхода для высшего менеджмента компании принципиально важно иметь четкое представление как о факторах, опосредствующих социальный и межличностный статус индивида (в организационном контексте они часто пересекаются), так и о символах статуса, под которыми обычно понимаются «...видимые, внешние признаки, которые принадлежат индивиду или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг»3. Обычно к опосредствующим факторам, или источникам статуса относят: уровень образования, занимаемую должность, тип выполняемой работы и условия профессиональной деятельности, способности индивида, уровень, а также метод оплаты труда, старшинство по стажу, а также физический возраст сотрудника (последний является наиболее амбивалентным фактором - в одних компаниях великовозрастные сотрудники являются наиболее уважаемыми и пользуются определенными привилегиями, в других, напротив, от таких сотруников стараются избавиться). Кроме того, к этим достаточно универсальным источникам статуса в целом ряде случаев добавляются более локальные и, как правило, неформальные аспекты. Так, например, менеджер среднего уровня, женатый на дочери «большого босса» и имеющий в связи с этим доступ к боссу в неформальной обстановке, скорее всего, будет обладать более высоким реальным статусом, чем его коллеги по цеху. Следует добавить, что социальный и интрагрупповой статусы индивида могут пересекаться, создавая резонирующий эффект, тем самым существенно повышая реальный социальный «вес» конкретного человека.

К типичным символам статуса в организационной психологии обычно относят: мебель и другие предметы внутреннего убранства кабинета (как и сам факт наличия оного); расположение рабочего места (наиболее престижными традиционно считаются угловые офисы с красивым видом из окна); оборудование рабочего места, его качество (например, размер и марка компьютерного терминала) и «возраст»; тип рабочей одежды (дресс-код - очень дорогой костюм, просто костюм, джинсы, спецовка и т. д.); служебные привилегии (персональный автомобиль, «ведомственное» жилье, право пользования корпоративной инфраструктурой, связанной с проведением досуга и т. п.); название должности (люди, чья должность называется «менеджер по продажам», как правило, ощущают себя более статусными лицами, чем те, кто числится «продавцом-консультантом», хотя могут практически не отличаться от последних в том, что касается содержания деятельности, оплаты труда и т. д.); наличие прикрепленных работников (секретаря, референта и т. д.) и общее количество подчиненных; право распоряжаться финансами; участие в коллективных и временных органах управления (комитетах, комиссиях, управленческих командах) и т. д. Учет символов статуса при определении кадровой политики компании и разработки программ мотивации сотрудников не только важен, но и необходим, поскольку, «удовлетворенность трудом сотрудников, лишенных “причитающихся” им символов снижается». Понимая это, а также роль статуса в целом, с точки зрения мотивированности сотрудников и их преданности организации, многие топ-менеджеры «...проводят политику, в соответствии с которой сотрудники равных рангов в одном и том же отделе должны получать примерно одинаковые символы статуса, но между отделами может существовать разница, поскольку они выполняют различные функции и ранги их сотрудников могут быть приравнены только косвенно. Как бы то ни было, менеджеры должны иметь в виду тот факт, что различия в статусе существуют и ими необходимо управлять»1.

Практический социальный психолог должен уметь выявлять источники и символы статуса в конкретной организации методами включенного и внешнего наблюдения, интервью, а также использовать для этого методики диагностики особенностей корпоративной культуры. И все-таки основными практическим средствами выявления статусно-ролевой позиции индивида в более широком социально-психологическом контексте остаются социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов и методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, детально описанные в третьей части настоящей «Азбуки». Они, как правило, являются первым шагом любой развернутой социально-психологической работы с группой, поскольку практический социальный психолог без знания реального статусного «расклада» в конкретной группе, по сути дела, не в силах реализовать ни одну группообразующую психологическую программу уже хотя бы потому, что его усилия, осуществляющиеся без учета, на кого в статусном плане они направлены, лишь случайно могут оказаться «адресными», а в большинстве случаев могут привести к прямо противоположным желаемым результатам.

Статус определяет положение людей с правовой точки зрения и служит для определения положения в обществе. Но статус в одноклассниках, контакте, icq, qip, skype или в других социальных сетях или программах - это немножко другое понятие - это рисунок и какой-либо текст рядом, собеседники видят этот рисунок и текст, когда просматривают Ваш профиль, или во время общения с Вами.

Что представляют из себя статусы?

Это небольшие высказывания, отражающие душевное состояние человека, его мнения, переживания. Наверняка вы сталкивались с ними – на страницах пользователей в социальных сетях, в аське, в сервисах блогов и дневников. Что же это такое – настолько популярное сейчас, что невозможно не заметить и проигнорировать. Это – статусы, или надписи, которые несут определенную смысловую нагрузку, огромное количество пользователей интернет ресурсов украшают ими свои профили. Статусы бывают серьезные, прикольные, глубокомысленные и статусы, которые ежедневно меняются или копируются из сборников. Вообще, в качестве статуса может быть надпись о каком-либо важном для человека событии – рождение сына, сдача экзамена и т.д.

Разнообразие статусов

Они насчитывают очень много видов. От простой подписи до целой фразы или афоризма. В моду все больше входят интересные статусы. Они могут быть использованы как простой комплимент или намек в адрес собеседника противоположного пола, который вам симпатичен, или могут принадлежать впечатлительной романтической натуре, которая склонная к влюбленности. В нашей жизни каждый день происходит много интересных историй, так как жизнь интересная сама по себе. Поэтому на страницах пользователей социальных сетей и программах, которые созданы для общения людей, часто можно встретить интересные статусы. Если недавно с вами произошла интересная ситуация, заходите в интернет и делитесь с друзьями произошедшим.

Что делать, когда скучно дома? Многие задаются этим вопросом, и только единицы находят решение. А все из-за лени, отсутствия желания думать и фантазии. Вы можете заняться домашней уборкой. Такое времяпрепровождение хорошо снимает стресс и отвлекает от проблем. Пригласите в гости друзей или поговорите по телефону. Или уделите время себе примите расслабляющую ванну, поухаживайте за руками, кожей лица и волосами. Но самый лучший ответ на вопрос, что делать, когда скучно дома - выйдите на улицу. Погуляйте в парке, покатайтесь на роликах, картинге, сходите в кино с друзьями или в театр, в ночной клуб. Да и вообще много вариантов, чем себя занять боулинг, бильярд, верховая езда, сауна, бассейн, шоппинг. Главное - не хандрить. Жизнь - нескучная штука.

Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М. Вебера, который, противопоставляя свои взгляды историч. материализму, утверждал, что стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к обществ. богатству) и политическими (власть , право) , но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С. (он употреблял «Stand», крый обозначает не только положение вообще, но и ) - это людей, основанная на специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая (почёт) , и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать аристократии, и его дети могут усвоить презрит. к экономич. предпринимательству. В буржуазной социологии делаются попытки эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст, этнич. принадлежность, род занятия, и др. ) , на основе которой возникают статусные группы с определенным «стилем жизни». Подобные концепции С. игнорируют классовые отношения как реальную основу С., социальных различий.

Понятие «С.»применяется также в качестве соотносительного с понятием роли социальной; С. обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль - динамич. С., т. е. определ. . В бурж. социологии и социальной психологии это понятия «С.» психологизируется, т.к. сводится по существу к представлениям индивида о собств. позиции или представлениям других о его позиции.

Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать членение общества на различные , социальные группы и слои, определять фундаменталь-ные основы С. людей. В социалистич. обществе, где отсутствуют антагонистич. классы, наиболее существ. признаками С. отд. групп являются профессия, квалификация (образование) и, следовательно, заработная плата, а также семейно-возрастные и локально-территориальные различия. С. человека тем выше, чем больше, его трудовые заслуги и усилия.

Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социалдемократов?, ПСС , т. 1; Социология в СССР, т. 1-2, М., 1966 ; Человек и его работа, М., 1967 ; Кон И. С., Социология личности, М., 1967 ; Социальные проблемы труда и производства, М, 1969 ; Аитов?. ?., Технич. и движение рабочих кадров, М., 1972 ; Гордон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972 ; Linton R., The study of , N. ?.-L., 1936 ; Parsons Т., The social system, Glencoe, 19522;

см. также лит. к статьям Классы, Социальная стратификация.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СТА́ТУС

с о ц и а л ь н ы й – соотносительное положение (позиция) индивида (или группы) в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как "социальный тип" личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса , пол, социальное происхождение и т.п.) или благодаря собств. усилиям (образование , заслуги), различаются соответственно "предписанный" и "достигаемый" С. Каждый С. может сравниваться с другим по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая таким образом определ. социальный . Престиж ранжирует С., придает ему своеобразный "вес" в обществ. мнении. Поскольку человека с др. людьми опосредовано психикой участвующих субъектов, С. может быть правильно понят лишь как объективного и субъективного. Абсолютизация субъективного аспекта приводит к психологизму в социологии. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что объективной основой взаимосвязи индивидов в обществе (определяющей не только структуру прав и обязанностей человека, но и человеч. ) является обществ. , совместная людей, принимающая в ходе своего развития определ. историч. формы. В рассуждениям субъективистов об "обществе" и о "личности" вообще К. Маркса означает "...и с с л е д о в а н и е определенных форм устройства общества" и выяснение "...какой социальной обстановкой и как именно обуславливаются их ("живых личностей". – В. О.) действия" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 391). Теория классов и классовой борьбы "...потому именно и составляет громадное приобретение общественной науки, что устанавливает приемы этого сведения индивидуального к социальному с полнейшей точностью и определенностью" (там же, с. 390).

Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать различные формы социального действия, членение общества на различные классы, социальные группы и слои, определять фундаментальные основы С. людей.

Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М. Вебера. Противопоставляя свои взгляды историч. материализму, М. Вебер утверждал, что стратификация общества определяется не только экономич. (доступ к обществ. богатству) и политич. (власть , право), но и социальными (престиж) переменными. Единицей социального действия, по Веберу, является Stand – общность людей, основанная на специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать жизни аристократии, и его дети могут усвоить презрит. отношение к экономич. предпринимательству. Нек-рые последователи М. Вебера отождествляют С. с престижем. Так, "шкала Чэпина" для измерения различия в С. основана на сопоставлении различных стилей жизни, как они проявляются в убранстве жилых комнат. Фактически, здесь измеряются не социальные различия, а имеющихся в семье престижных символов. Такое С. игнорирует существ. классовые признаки и отрицает классовые противоречия в совр. капиталистич. обществе.

Идущее от Вебера С. как объекта ориентации участника действия развил Р. Линтон, предположив, что в каждой культуре существуют "идеальные схемы" поведения взаимосвязанных людей – мужа и жены, работника и работодателя. Полярные позиции в этих схемах и есть С., узнаваемые по любому из значимых в данной культуре признаков. Вступая в новую ситуацию, определяет ее, помещая себя и партнера в одну из таких схем, и избирает подобающее поведение – он исполняет роль социальную, к-рая т.о. оказывается "динамич. аспектом" С. С. – это "предписанная обычаем совокупность прав и обязанностей". С. отвечает на "что?", роль – "что делать?". По Т. Парсонсу, в С. индивид выступает как ориентации участников социального действия, тогда как исполняя роль, он ориентируется на др. действующих лиц. Конфликт возникает, если " С." индивида (как он его определяет сам) не совпадает с его "объективным С." (как его определяют другие). Это возможно потому, что каждый человек участвует (одновременно или последовательно) в неск. сферах и, следовательно, имеет ряд С. Р. Мертон обозначает совокупность объективных С. человека как его "ролевой набор" (role set) – если, напр., Смит , он состоит в определ. отношениях с пациентами, сестрами и др. врачами и т.д. Однако он остается мужем, отцом, членом определ. политич. организации и т.д. – это его набор С. (status set), совокупность его субъективных С. Последняя упорядочивается и интегрируется в Я под влиянием референтной группы – той реальной или воображаемой группы, со стандартами к-рой индивид соотносит свое поведение. Т.о., в отличие от марксистов, сторонники ролей теории не смогли раскрыть субъективного и объективного, а, напротив, свели к интерсубъективному.

Реакцией на и психологизм в подходе к определению С. в бурж. социологии явились попытки эмпирически установить ту совокупность объективных свойств, на основе к-рой возникают статусные группы как социальной структуры. Информация, характеризующая каждого индивида, размещалась в n-мерном логич. пространстве, где каждому измерению соответствовал один из объективных признаков (пол, возраст, этнич. принадлежность, образование, занятий, собственность и т.д.). Исследования показали, что в отд. областях такого пространства возникают определ. скопления, происходит "кристаллизация" С. в ясно видимые "стили жизни". Пороком такой концепции является производств., классовых отношений как основы С. групп и индивидов. Дж. Ленски, Дж. Хоманс и др. выдвинули гипотезу, что "несогласованность", несовместимость С. индивида (напр., высокое образование и низкий доход) создает у него сильный и субъект либо отступит из данной ситуации, либо попытается так изменить структуру, чтобы повысить согласованность С. Частичное этой гипотезы получено при изучении политич. установок (напр., отношение к переменам в распределении власти), социальной мобильности и спроса на потребит. товары, а также неврозов и личностных расстройств.

В условиях социализма происходят коренные изменения в социальной структуре общества и обществ. сознании и в связи с этим радикально меняется значение составляющих С.

Социологи-марксисты выступают против расширит. использования С., подчеркивая определяющее значение классового деления общества. Категория " " открывает исследования С., особенно в социалистич. обществе, где отсутствуют антагонистич. классы. В СССР структуры рабочего класса показало, что наиболее существ. признаками С. отд. групп являются профессия, квалификация, образование и, далее, должность, заработная плата, обществ. работа. Исследования С. в социалистич. странах связаны с изучением поведения личности в коллективе, различных групп в обществе и способствуют повышению эффективности трудовых и воспитат. процессов.

Лит.: Беккер Г. и Босков А. [сост.], Совр. социологич. ..., пер. с англ., М., 1961; Осипов Г. В., Совр. бурж. , М., 1964; Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Рабочий класс и технич. прогресс, М., 1965; Социология в СССР, т. 1–2, М., 1965; Человек и его работа, М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Кугель С. Α., Новое в изучении социальной структуры общества, Л., 1968; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польского, М., 1969; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Маркс и социология, "Информац. бюллетень Сов. социологич. ассоциации", 1968, No 3; Таганов И. Н., Шкаратан О. И., Исследование социальных структур методом энтропийного анализа, "ВФ", 1969, No 5; Linton R., The study of man, N. Y.–L., 1936; Warner W. L. and Lunt P. S., The status system of a modern community, New Haven, 1942; Parsons T., The social system, , Glencoe, ; Marshall T. H., The nature and determinants of social status, в кн.: The yearbook of education 1953, L.–N. Y., 1953; Davis J. Α., Status symbols and the measurement of status perception, "Sociometry", 1956, v. 19, No 3; Lenski G. E., Social participation and status crystallization, "Amer. Sociol. Review", 1956, v. 21, No 4; Goffman I. W., Status consistency and preference for change in power distribution, там же, 1957, v. 22, No 3; Merton R., Social theory and social structure, , Glencoe, ; Burchard W. W., The status of "status", "Sociology and Social Research", 1960, v. 44, No 6; Ηomans G. С., Social behavior: its elementary forms, N. Y.–Burlingame, 1961; Jackson E. F., Status consistency and symptoms of stress, "Amer. Sociol. Review", 1962, v. 27, No 4; Weber M., Wirtschaft und Gesellschaft, Hlbd 1–2, Köln–В., ; Berger J. , Sociological theories in progress, Boston, 1966. См. также лит. при статьях Классы, Структура социальная, Социальная стратификация, Социальный престиж.

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СТАТУС

СТАТУС (от лат. status - положение, состояние, статус) - 1) “статус” из юриспруденции было введено в логику Тертуллианом. Значение статуса со времен ранней патристики придается предикату, образующему единство со связкой. Согласно идее статуса, любое есть одно из свойств субъекта. В идее статуса осуществляется идеи универсальности с идеей субъектности, которой присуща интенциональная конструировать . Статус всегда бытие-чем-то, что означает: всякое в христианском мире присуще чему-то прямо и непосредственно. По Тертуллиану, “быть ничем” значит “не быть вообще”, а “быть” значит быть не-ничем” (Тертуллиан. О воскресении плоти.- Соч. М., 1994, с. 197). Петр Абеляр идее статуса дает логическое . Поскольку субъект осуществляет причащение (communio) себе любой вещи и субстанции (см. Субстанция-субъект), то этот субъект первично - полностью и непосредственно - обладает всеми возможными формами бытия. В силу этого глагол “быть” употребляется двуосмыс

ленно - в экзистенциально-связующем, причащающем Богу, значении. Фундаментальная предложения у Петра Абеляра - А есть = В (или, если “есть = В” обозначить как С, АС). Глагол “быть” выступает в креативно-порождающей функции. В “Теологии Высшего блага”, анализируя “Бог есть Отец, или Сын”, Петр делает такой вывод: “Мы не будем не правы, сказав, что Мудрость рождается Могуществом, т. е. что Мудрый происходит от Могучего”, ибо порождение есть связи, ведущий от существования к существованию. Творение же есть акт, ведущий к существованию из небытия. В этом смысле в высказывании “человек есть” “есть” употребляется на основании переноса, ибо полным бытием может обладать только Бог. В высказывании “восковое изваяние происходит из воска” надо иметь в виду, что “хотя сам воск и восковое изваяние тождественны по сущности”, но не по статусу, который обусловлен разными свойствами вещи и различием идей творения и рождения (Абеляр Петр. Тео-логические трактаты. М., 1995, с. 221-223).

2) Понятие статуса в социологию было введено для того, чтобы разграничить социально-экономическое положение от оценки места человека и группы в обществе. Начиная с М. Вебера статус понимается как характеристика уважения и престижа, который приписывается членам определенной социальной группы (личностный статус), профессиям (профессиональный статус), социальным группам (статусные группы), предполагает определенные ожидания и социальное признание. В теории социальных ролей статус - это положение, занимаемое человеком в социальной группе и сопрягаемое с совокупностью прав и обязанностей (социальная роль), которая принимается им и “разыгрывается”.

С. С. Неретина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СТАТУС" в других словарях:

    Статус (лат. status «состояние, положение») абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта … Википедия

В современном обществе, как и много лет тому назад, человеку важно осознавать свой статус, который на сегодняшний день стал понятием более глубоким и многогранным. Раскрывая суть вопроса о том, что такое статус, мы непременно определим, что статус человека - это совокупность, в первую очередь, стабильных значений характеристик субъекта. И хотя значений и определений слова "статус" достаточно много, например, с точки зрения лингвистики, химии и так далее, для человека важным остается всегда его социальный и правовой статус.

Что такое социальный статус?

То положение, которое занимает индивид или социальная группа в обществе или в отдельной структуре общества, и называется социальным статусом человека. Он определяется посредством объективного соотношения занимаемого им положения с положением других людей. Однако, учитывая тот факт, что каждый человек занимает в обществе целый ряд позиций, то здесь имеет смысл перечислить выделенные социологами подстатусы социальной значимости.

В первую очередь, это статус, полученный человеком при рождении (раса, пол и т.д.), так называемый прирожденный статус. Та позиция, которую человек занимает благодаря своим усилиям и труду, называется приобретенным статусом. Приписываемый статус человек получает без учета своих интересов и желания. Правовой статус также является частью качеств современной личности и гражданина.

Что такое правовой статус?

Правовой статус личности представляет собой юридически закрепленную позицию индивида в обществе и государстве. Перечень видов правового статуса является таким:

  • конституционный (общий) статус человека, гражданина;
  • родовой (специальный) статус конкретной категории граждан;
  • статус лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства и иностранцев;
  • статус индивидуальности определяет возраст, пол, семейное положение;
  • статус физического лица;
  • статусы по правовым отраслям.

В отдельном ракурсе здесь стоит упомянуть и такое правовое положение, как статус-кво. С латинского "status quo" означает "положение, в котором", то есть, имеется в виду положение существующих или текущих дел.

Статус в Интернете

Одним из новшеств современного мира стало понятие статуса в Интернете. Этот статус означает короткую емкую фразу объемом обычно не более 160 символов, которая размещается пользователем в собственной анкете в социальной сети, в агенте мгновенных сообщений или в микроблоге. Подобное послание призвано сообщить посетителям об эмоциональном настроении автора.

Статус в Контакте чаще всего представляет собой картинку c текстом или же просто текст, который доступен пользователям для просмотра. Длина послания в Контакте - ровно 140 символов.

Статус в Одноклассниках также может содержать информацию как о самом владельце персонального файла, так и о его настроении, отношении к какому-либо событию и прочее. Максимально допустимое число символов для статуса в Одноклассниках – 255. Высказывания, которые превышают такой объем, обрезаются автоматически. Статус в Одноклассниках позволяет людям, не безразличным к автору статуса, откликнуться на послание.

Прекрасные незнакомки прекрасны пока незнакомки

Обидно, когда у тебя появляется новый iPhone, а подруги думают "насосала". Никто же не знает, что на самом деле ты взяла его в кредит, и всё ещё впереди...

Он был, как обычно, грациозен, отважен и чертовски обаятелен. Одним словом, пьян.

Если вам не удается отремонтировать что-нибудь при помощи скотча, значит у вас мало скотча.

Жена обращается со мной как с богом - вспоминает обо мне, когда ей что-то нужно.

Говорят, что скоро будет хорошо. Кому скоро будет хорошо - не говорят.

Бесит, когда придумал остроумный колкий ответ, но спор был две недели назад.

Как объяснить собаке, что квартира и так наша и метить её необязательно?

Вот ведь никого не удивляет имя Роза Львовна...А как дико звучит Сирень Крокодиловна!

Исследования показывают, что 80 процентов населения страдают от депрессии, а остальные 20 у них ее вызывают.

А в нашем селе всего два развлечения, и обе уже спят...

Решила собраться с мыслями... Ни одна мысль на собрание не пришла.

Спонсор моей бессонницы - х*йня в голове. Х*йня в голове - всегда со мной.

Загадайте двузначное число от 40 до 80. Умножьте на 3. Отнимите 11. Прибавьте 17, разделите на 2 и закройте глаза. Темно, правда?

А вы тоже когда начинаете засыпать дергаетесь, типа споткнулся или упал куда-то?

Вы тоже в детстве бегали по квартирам, звонили в звонок... и убегали?

Кто нибудь пытался хоть раз не наступать на трещины на асфальте или на стыки плиток на тротуарах??))

Вы тоже начинаете жать на кнопки пульта сильнее, когда в нём заканчиваются батарейки?

У Вас бывает, когда уходите из дому, сначала обуетесь, а потом бегаете обутым по дому и выключаете свет.

Все мы такие. Он тебе улыбнулся, а ты уже думаешь, как назвать вашего ребёнка.

я один в выходной могу хоть в 5 утра встать, а в будни еле глаза открываю???))

У кого два раза в году критические дни? У студентов.

Какая разница между лекарством и пивом? Лекарство сначала выписывают, а потом пьют, а пиво сначала пьют, а потом выписывают.

Кто такой "задрот"? Это катящийся по дороге колобок. Зад, Рот, Зад, Рот...

Самое доброе в мире привидение с моторчиком? Запорожец

Маленькая, сморщенная, есть в каждой женщине. Изюминка

Что такое синее золото? Дорогая жена напилась.

Миллионы людей ЭТИМ занимаются по ночам. Что ЭТО? Интернет

Я установил, что все мужчины плавают, а женщины купаются, потому что мужчины носят плавки, а женщины купальники.

Замечено, что мужские рубашки на женщинах смотрятся лучше. Особенно по утрам.

Когда женщина моет пол, она верит что тот станет чище, а когда мужчина моет, то верит, что пол скоро закончится.

По статистике те, кто в 9 классе мешали пиво с водкой, после 11 класса мешают бетон.

Закон подлости: в каком бы направлении вы ни шли, дождь или снег всегда валит обязательно в рожу!

Соседняя очередь всегда движется быстрее...

Чем меньше думаешь - тем больше желающих к тебе присоединиться!

В зависимости от интонации, одно матерное слово автослесаря Иванова может означать до 70 различных деталей и приспособлений.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...