Главная мысль рассказа девочка и кувшинчик. Спасибо Лариса Алексеевна,я старался

Семья отправилась в лес собирать землянику. Мама дала дочке Жене кувшинчик и показала полянку, на которой много ягод. Девочка походила по полянке, но ягод не нашла.

Она вернулась с пустым кувшинчиком к своим родным. Женя увидела, что мама и папа набрали ягод. Даже у её младшего братика Павлика было две ягоды на блюдце.

Она пожаловалась маме, что ей попалась плохая полянка, на которой нет земляники. Тогда мама посоветовала ей наклоняться и смотреть под листочки.

Женя вернулась на свою полянку. Девочка присела и заглянула под куст с земляникой, там действительно были спелые ягоды. Она набрала восемь ягод и ей надоело. Женя подумала, что если она будет постоянно приседать, она быстро устанет.

Девочка отправилась на поиски полянки, на которой ягодки были бы на виду и не прятались под кустом. Искала она такую волшебную полянку, но не нашла. Женя устала, присела на пенек и подумала о том, чтобы было бы неплохо, если бы кто-то помог ей насобирать ягод.

Вдруг из-под пенька выглянул маленький, но крепкий старичок. Женя пожаловалась ему, что ягоды прячутся от неё под листьями, а нагибаться ей не нравится.

Старик показал девочке волшебную дудочку. Когда она начинает играть, ягоды тот час же показываются из-под листиков.

Девочка обменяла свой кувшинчик на дудочку. Она отправилась на полянку и начала играть. Вся поляна тут же ожила и покрылась красным ковром из ягод.

Женя собиралась было набрать ягод, да вспомнила, что обменяла кувшинчик. Она отправилась к старику и поменялась обратно.

Когда она пришла на полянку ягоды уже попрятались. Женя снова побежала к старику и попросила отдать ей и дудочку и кувшинчик. Старик рассердился, он назвал девочку лентяйкой и исчез.

Женя побежала на полянку и быстро насобирала полный кувшин земляники.

Из сказки можно сделать вывод, что для того, чтобы что-то получить, необходимо хорошо потрудиться.

Картинка или рисунок Дудочка и кувшинчик

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Детство в Архангельске Шергина

    В рассказе описывается жизнь и детство одного мальчика и его матери. Его мать родилась в Соломбале и звали ее Анной. Ее отец руководил мастерским, где на заказ делали паруса для верфи

  • Краткое содержание Носов Живое пламя
  • Краткое содержание Война и мир 2 том по частям и главам

    В этом томе показана жизнь общественности, как раз накануне Отечественной войны, а именно 1806-1811 года. В этом томе показываются и раскрываются отношения между героями, всех чувства и переживания.

  • Краткое содержание Чехов Иванов (пьеса)

    В этой драматической пьесе Чехова, действительно, каждый герой, а точней, персонаж несчастен. У каждого свои проблемы и своя правда. Нет героев, есть только несчастные люди

  • Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев)

    В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса

Сказки в многожанровом творческом арсенале В. Катаева есть и несколько сказок. Они написаны в 40-е годы: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик-семицветик» (1940), «Пень» (1945), «Жемчужина» (1945), «Голубок» (1949). Сказки пронизаны множеством интонаций, то поэтически-светлых, то юмористически-задорных, то иронически-грустных. Действие в них свободно переносится из реального плана в мир фантазии.

Богатство и естественность интонаций , удивительная катаевская конкретность делают аллегорию сказок доступной пониманию маленьких детей. Б. Брайнина в книге «Валентин » вспоминает о том, как она прочла сказочку о пне четырехлетнему мальчику. Он засмеялся и несколько раз повторил нараспев: «Петька-а - пе-ень, Пе-ть-ка - пе-ень, Петька - пе-ень…» и, увидев ее недоумение, пояснил: «Наш Петька говорит, будто самый что ни на есть храбрый и главный, а в самом деле трусище, трусишка… я сразу его узнал». А ведь сатирическая сказка «Пень» первоначально была напечатана в журнале «Крокодил» и с не меньшим правом может считаться произведением для взрослых. Сатира этой философски-мудрой сказки-миниатюры выходит за пределы «детской» аудитории, почти так же как сатира и ирония сказки «Жемчужина». В том и в другом случае вторым, глубинным планом оказывается мотив жизни, проходящей мимо, и старости, оказавшейся вне жизни. В «Жемчужине» даже прослеживается последовательно путь, приведший к такой старости,- путь высокомерного отчуждения от окружающих. Считая себя особенной, любуясь жемчужиной, растущей у нее под плавником, прелестная рыбка Каролинка «с большими изумрудными глазами» и не заметила, как превратилась в старушку.

В «Пне» внимание писателя сосредоточено не на этапах отчуждения, а на результатах его, на реакции окружающих. Когда старый пень объявил себя царем и потребовал, чтобы ему все кланялись, «деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте». Право на почет и уважение надо заслужить добрыми и нужными для всех делами, иначе останешься одиноким, осмеянным и наступит период, когда пустотой и никчемностью обернется то, что раньше казалось ценным. Так, «жемчужина» Каролинки оказалась большой бородавкой, а люди вовсе не кланялись пню, а просто собирали вокруг него опенки: «Да и тех уже не находят. Давно уже все обобрали».

Три сказки Катаева : «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицпетик» и «Голубок» - объединены общими героями. Развитие сюжета в них связано с девочкой Женей и ее братом Павликом. То Женя и Павлик идут в лес за земляникой («Дудочка и кувшинчик») ; то их не пустили гулять в дождь и они просят маму впустить в окно белого голубка, которому негде спрятаться в непогоду («Голубок»); то с Женей происходят необычные приключения, когда она возвращается домой из булочной («Цветик-семицветик»). Одной из самых характерных для творческой манеры Катаева сказок является «Дудочка и кувшинчик». Начало ее как будто совсем не сказочное: «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». Так сразу читатель оказывается в атмосфере действия, созданного короткими, энергичными предложениями, наполненными глаголами. Ввод в сказочное действие происходит незаметно, во время разговора Жени и старика боровика.

  • «- Здравствуй, девочка,- говорит.
  • - Здравствуй, дяденька.
  • - Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чем вздыхаешь? Кто тебя обидел?»

Этот диалог звучит убедительно и совсем обыденно, а ситуация уже сказочная: старик боровик обладает волшебной силой. Развитие ситуации идет путем, казалось бы, традиционным для многих сказок: сначала Женя меняет кувшинчик на дудочку, потом наоборот. Но этот привычный мотив наполняется новым внутренним смыслом: Женя захотела иметь сразу и дудочку и кувшинчик. И вот тут-то, в споре ее и старика боровика, выясняется, что Женя просто ленивица. Она не хочет собирать ягоды, как все: нагибаться к земле, заглядывать под листья. Перевоспитание ленивицы происходит не с помощью поучительных фраз, а в результате поражения в споре со стариком боровиком. Убедительно и живо нарисована сцена завершения спора: «С этими словами старик боровик, коренной лесовик, топнул ногой и провалился под пенек. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорее побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой». Произошло преображение девочки. И этому веришь, потому что лень не захватила еще целиком ее характера. Эта же сцена является выходом из сказочной ситуации, протекающим так же плавно, как и ввод в сказку. Писатель учит маленьких детей всматриваться в природу, заботиться обо всем живом на земле, активно помогать людям, радостно трудиться. Дидактические идеи сказок В. Катаева не лежат на поверхности - они неотъемлемая часть их поэтического и волшебного мира.

П оспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберет.

Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

– Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит – у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

– Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

– А ты хорошенько искала?

– Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

– А под листики ты заглядывала?

– Не заглядывала.

– Вот видишь! Надо заглядывать.

– А почему Павлик не заглядывает?

– Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

– Ягодки – они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

– Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

– Хорошо, – сказала Женя. – Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвет и приговаривает:

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, – думает. – Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

– Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок – даже дно еще не закрыто.

«Ну, – думает, – так собирать мне совсем не нравится. Все время нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенек отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладет. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка.

– Здравствуй, девочка, – говорит.

– Здравствуй, дяденька.

– Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик – коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чем вздыхаешь? Кто тебя обидел?

– Обидели меня, дедушка, ягоды.

– Не знаю… Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

– Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

– Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик – коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

– Играй, дудочка!

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

– Перестань, дудочка!

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя.

– Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

– Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик – он мне очень понравился.

– Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику – коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

– Играй, дудочка!

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые, любопытные ягодки, еще совсем зеленые. За ними высунули головки ягоды постарше – одна щечка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые – крупные и красные. И наконец с самого низу показались ягоды-старики, почти черные, мокрые, душистые, покрытые желтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко горели на солнце и тянулись к дудочке.

– Играй, дудочка, играй! – закричала Женя. – Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало еще больше – так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

– Играй, дудочка, играй! Играй еще быстрей!

Дудочка заиграла еще быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчелы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего легкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули желтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не проронить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищенная чудной музыкой.

«Вот теперь-то я начну собирать!» – подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

– У, глупая дудка! – сердито закричала девочка. – Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику – коренному лесовику и говорит:

– Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

– Хорошо, – отвечает старик боровик – коренной лесовик, – я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику – коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно – одни только листики. Вот несчастье!

Дудочка есть – кувшинчика не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику – коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

– Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

– Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

– Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

– Ну так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

– Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

– Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдешься и без дудочки, одним кувшинчиком.

– Не обойдусь, дедушка.

– А как же другие-то люди обходятся?

– Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

– Ах вот как! – сказал старик боровик – коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала черная-пречерная. – Ах вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки!

С этими словами старик боровик – коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенек.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берет, на другую смотрит, третью замечает, а четвертая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

– Вот умница, – сказал Жене папа, – полный кувшинчик принесла. Небось устала?

– Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.

И пошли все домой: папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

В. Катаев написал небольшой рассказ "Дудочка и кувшинчик", который учит детей тому, что нужно потрудиться, чтобы получить хороший результат. В этом произведении переплетается бытовой сюжет и волшебные персонажи - это вызывает интерес у маленьких читателей. Ниже представлено краткое содержание "Дудочка и кувшинчик".

Главные персонажи

Начать краткое содержание "Дудочки и кувшинчика" следует со знакомства с героями данного рассказа.

Женя - ленивая девочка, не хотела постоянно нагибаться, чтобы найти ягоды. Поэтому попросила у старика-боровика волшебную дудочку.

Старик-боровик - главный начальник надо всеми ягодами и грибами. Не любит ленивых людей.

Семья отправляется за ягодами

Девочка ходила по полянке, но так ничего и не нашла. Когда она приходит, то видит, что у всех есть ягоды. Папа собрал четверть кружки, у мамы было полчашки, а у маленького брата Павлика на блюдце лежало две ягодки.

Родители учат Женю искать ягоды

Далее в кратком содержании "Дудочка и кувшинчик" девочка жалуется, что она не нашла земляники, потому что ей посоветовали самую плохую полянку. Мама спросила у дочки, заглядывала ли она под листики. Женя говорит, что нет. Ей рассказали, что нужно обязательно смотреть туда.

Девочка спросила, а почему ее маленький брат не смотрит. Взрослые ей объясняют, что он - маленького роста, а Женя уже высокая, поэтому ей придется нагибаться, чтобы найти землянику. Папа показал девочке как правильно собирать ягоды. Женя поблагодарила отца и пошла на свою полянку.

Поиск земляничной поляны

Но ей скоро надоело сидеть на корточках и Женя решила, что она уже много насобирала. Но, заглянув в кувшинчик, она увидела, что там лежит всего четыре ягодки. Девочка расстроилась и продолжила собирать дальше. Но снова быстро устала, подумала о том, что теперь точно в кувшинчике много земляники. А увидела всего восемь ягод.

Жене не нравилось все время нагибаться, поэтому она решила поискать другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшинчик собирается. Ходила, но так и не нашла такого места. Девочка проголодалась и съела все ягоды.

Встреча со стариком-боровиком

Интересным моментом в кратком содержании "Дудочка и кувшинчик" Катаева является встреча девочки Жени и лесного дедушки. В тот момент, когда девочка не знала, как ей собрать землянику, из-под пенька вылез небольшой старичок крепкого телосложения.

Он представился девочке стариком-боровиком и сказал, что он заведует всеми ягодами и грибами. Женя рассказала ему, что ее обидели его ягоды. Старичок удивился, потому что они у него всегда смирные. Девочка рассказала о том, как они прячутся под листиками, а ей не хочется постоянно нагибаться. Тут лесной дедушка рассказывает девочке про волшебную дудочку.

Если заиграть на этой дудочке, то все ягоды тут же появляются из-под листочков. Он попросил, чтобы она начала играть. И, услышав волшебные звуки, земляника тут же появилась на поляне. Когда боровик попросил ее перестать играть, ягодки снова спрятались.

Женя захотела получить волшебную дудочку. Дедушка предложил ей обмен: она ему - кувшинчик, а он ей - инструмент. Девочка обрадовалась и с радостью отдала ему кувшинчик, а сама решила, что с помощью дудочки она сможет собрать много ягод.

Как Женя собрала землянику

Заканчивается краткое содержание сказки "Дудочка и кувшинчик" тем, что девочка стала делать так, как показывал ей старик-боровик. Ягод становилось все больше, но Жене было мало ягод, поэтому дудочка играла все дольше и дольше, пока вся поляна не стала усыпана ягодами.

Только девочка хотела начать собирать землянику, но вспомнила, что кувшинчик она отдала лесному дедушке. Рассердилась Женя на инструмент и побежала к старичку-боровичку. Они поменялись обратно. Девочка хотела собрать ягоды, а они снова спрятались. Тогда она стала просить у волшебного старичка и дудочку, и кувшинчик.

Боровик не согласился и спросил, зачем ей дудочка. Женя объясняет ему, что ей не нравится постоянно нагибаться за ягодами. Рассердился лесной дедушка, что она оказалась ленивой, и забрал дудочку, исчезнув под пеньком. Жене пришлось собирать землянику, как учили родители.

Она вернулась на свою полянку и начала собирать ягодки быстро, потому что ее ждали родные. И насобирала девочка полный кувшинчик земляники. Похвалил Женю папа и спросил, как же она смогла собрать так много ягод? Девочка ответила, что ей помогал кувшинчик. Про дудочку она не стала никому говорить. И все смогли собрать много ягод и довольные пошли домой.

Полезным будет краткое содержание "Дудочка и кувшинчик" для 1 класса. Потому что детям еще интересны сказки с волшебными элементами. Казалось бы, простой сюжет - семья решила собрать в лесу ягоды. Но благодаря старику-боровику и волшебной дудочке, детям становится интереснее читать рассказ. Читатели понимают, что для того, чтобы получить результат, нужно потрудиться.

О трудолюбии - вот о чем рассказ. Поэтому это произведение изучают в начальной школе. Дополнить рассказ можно и пословицами и поговорками про труд. Можно спросить о том, какие еще сказки и рассказы дети знают о трудолюбии. Также на занятии можно поговорить о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о братьях меньших и растениях. Благодаря таким беседам у детей формируют любовь к труду, ответственности, бережному отношению к окружающему миру.

Не случайно обратилась к проблеме выбора в любой жизненной ситуации.В соответствии с требованиями ФГТ и ФГСО ребенок должен уметь осознанно и самостоятельно делать свой выбор, в перспективе- строить свой жизненный путь.Какие принципы лягут в основу этого выбора- честность или ложь, труд или желание жить за счет других- в этом мы должны помочь разобраться детям.

Тема: «Все и сразу!?»

Цель: формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление, воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Образовательные области: "Художественная литература", "Социализация", "Коммуникация","Музыка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦРР МКДОУ д/с №10

Конспект

интегрированного занятия

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной (логопедической) группе

По сказке В. Катаева « Дудочка и кувшинчик»

Воспитатель ВКК - Копцева Е.Н.

Россошь. 2013г.

Тема: «Все и сразу!?»

Цель: формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление, воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Предварительная работа: чтение сказок В.Катаева « Цветик- семицветик», « Пень», « Голубок».Чтение сказок с открытым сюжетом- Дж. Родари « Сказка, у которой три конца». Анализ ситуаций и ресурсов знакомых сказок.(Приемы ТРИЗ)

Подготовка. Запись р.н. мелодии на дудочке. Старичок-боровичок (кукла).

Карты Проппа.

Организация НОД.

1. Вхождение в тему.

Пом. воспитателя вносит в группу небольшой мешочек, стянутый веревкой и спрашивает у детей, не знают ли они, чей это мешок, то ли рюкзак? Он лежал в раздевалке…

Дети подходят, осматривают, но не знают чей. «Какой-то он странный, ни у кого такого не видели»

В: - Как же найти хозяина? (Предположения детей, кому он может принадлежать?)Дети предлагают заглянуть внутрь, что там?

В: - А разве можно открывать и рассматривать чужие вещи? (Нет, это не этично и небезопасно).

В: Я, кажется, знаю чей это мешочек. Попробуйте и вы догадаться. для этого нужно расшифровать имя владельца, которое спрятано в картинках. Давайте попробуем взять первую букву каждого слова и выложить из них слово, которое получится.

Д/игра «Расшифруй слово»

картинки: солнце, топор, арбуз, рыба, игла, карандаш. (с-т-а-р-и-к) 2) картинки - люстра, ель, солнце (лес.) , (пень,гриб,ягоды- слова отгадки)

Дети предполагают, что это Старик –лесовик из сказки.

В.:- Давайте поищем его, может, он где- то здесь прячется?(находят за картиной, изображающей лес.)

Старичок-Лесовичок:-.Кхе-кхе, здесь так много людей, что я растерялся, потерял свою котомку. (Дети отдают.)

2. Проблема . Старик: -Я пришел поведать вам одну историю (дает книжку)

Я в затруднительной ситуации и не знаю, как поступить. Меня озадачила одна девочка, может, вы мне поможете разобраться?

2) Восп: - Кого –то он мне напоминает, из какой же истории этот Старичок-Боровичок? Я сейчас прочитаю вам начало, может и вы, ребята, вспомните?

Чтение начала сказки. Дети должны узнать сказку по началу.

В: Ребята, это сказка или рассказ? Спор с доказательством. - О ком эта история?

Давайте представим, как собирают землянику.

Физминутка 1) пальчиковая игра «1.2.3.4.5- в лес пошли мы погулять…»

2)»Корзиночки», 3) логоритмика «Мы шли, шли,шли- земляничку нашли…»

В. - Сказка нам знакома, давайте вспомним, как развивались события дальше, а чтобы не забыть и не перепутать, будем отмечать картами- символами (карты Проппа).

1.- Цель (задача) (пересказ детей)

2.Неудача (Пересказ детей)

3.Помощь папы (Инструкция) пересказ детей, словарная работа.

4. Результат минимальный

Словарная работа (лексика)

(видимо- невидимо,

глаза разбегаются)

5.Встреча с дарителем.

(инсценировка)

6.Волшебный дар (Чтение воспитателя)

7. выбор

8. Чем закончилось? (Прерывает чтение, рассказ)

Воспит. –Молодцы, выстроили содержание с помощью карточек- быстро и удобно.

Анализ произведения В. –Вам понравились герои сказки?

В. - Чем понравилась главная героиня сказки – девочка Женя?.(называют полож.стороны- она любит своих родителей, братика, она хочет поучаствовать в общем деле. Она вежлива, хотя в минуты гнева забывает об этом и громко кричит на дудочку.Она наивна - доверчива, бесхитростна.

Что не понравилось в поведении девочки? (она нетерпелива, ленива, . не хочет думать, как сделать свой труд более продуктивным- ей подсказал папа, ищет легкие пути- другие полянки)

Физминутка .-Изобразите чувства и эмоции Жени в разных ситуациях. (Этюды на выражение эмоций: досада, удивление, восхищение, негодование, гнев и т.д.

В. –Почему Женя хотела и дудочку и кувшинчик? (чтобы не напрягаться, легко) Давайте проверим!

Понравился вам Старичок –боровичок? (он мудрый, добрый, симпатичный, но хитрый)

Почему он не хотел отдать и дудочку и кувшинчик?

Легко ли Жене было сделать выбор? Какая борьба была в ее душе? (вывод: выбор делать всегда нелегко, и от правильности выбора зависит успех в жизни или можно все потерять)

А как вы поступили бы на месте Жени? Что бы вы предпочли?

П/ игра «Дудочка или кувшинчик»? (часть детей собирают ягоды(шарики) с завязанными глазами в кувшинчик. Другая часть с открытыми глазами, но без кувшинчика, в руки. Много ли собрали?

Решение проблемы (методы ТРИЗ)В. – Давайте попробуем решить проблему –как сделать, чтобы была и дудочка и кувшинчик -т.е. найти заменители, ускорители и т.п.

Давайте обыграем сцену встречи Жени с Старичком-Боровичком и придумайте свой конец этой сказки.

Какие варианты могут Быть?

Дети называют 1) старик дал и дудочку и кувшинчик

2) Не дал дудочку, рассердился.

3)не дал дудочку, но что-то посоветовал

4) Женя завладела дудочкой (обманом, силой, угрозой, выкрала- т.е. безнравственными способами)

5)Женя купила дудочку

6) Старик дал дудочку, но за это потребовал какую-то услугу(жертву)

Воспитатель читает конец сказки, кто же из детей угадал конец?

Чему нас учит эта сказка? (нужно трудиться, думать, действовать в изменившейся обстановке, делать правильный выбор в жизненных ситуациях).

В заключение Старик –Боровик дарит детям дудочку. Муз. игра « Передай дудочку».



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...