В зависимости от настроения. Почему меняется цвет глаз у человека? Фото, причины и значение

Каждый человек по-своему уникален и неповторим. Это касается фигуры, лица, структуры волос, темперамента и многого другого. Женщины часто норовят что-то поменять в своей внешности, например, цвет глаз. Такое стремление может быть вызвано желанием не быть похожим на других. А встречали ли вы людей, определить цвет глаз которых очень сложно? Глаза-хамелеоны – это не миф и не выдумки. Они могут быть синими, серыми, голубыми, а иногда появляется смесь всех этих оттенков.

Вообще это интересный феномен, который до сих пор считается чем-то необычным и мистическим. Ученые до сих пор так и не дали четкого определения этому явлению и до конца не могут объяснить причины, провоцирующие его происхождения. Специалисты лишь предполагают, что на изменение радужки влияют эндокринная и центральная нервная системы. Итак, давайте разберемся в том, почему глаза меняют цвет. Узнаем, что же это на самом деле: серьезная патология или уникальная особенность. Но для начала поговорим о значении этого феномена.

Что это означает?

Хамелеон способен менять свою окраску и подстраиваться под окружающую среду. Это удачный механизм маскировки, который может спасти жизнь животному.

Вообще конкретный цвет глаз зависит от пигмента меланина. Радужная оболочка имеет пять слоев, и на окрас влияет уровень меланина в каждом из слоев. Например, если в наружном слое больше меланина, то глаза будут карими. А если там пигмент полностью отсутствует, то цвет получается голубым.

Было замечено, что обладатели глаз-хамелеонов – это довольно импульсивные и противоречивые люди. Они зависимы от личных переживаний и чувств. В одной и той же ситуации эти люди могут вести себя кардинально противоположно. Настроение меняется очень часто, точно так же, как и цвет радужки. Такая черта характера очень мешает мужчинам, ведь, по мнению общества, представитель сильного пола должен быть постоянным и стабильным. Зато им присуща способность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, их не пугают перемены.

То же можно сказать и о женщинах, которые с таким темпераментом ставят цели и на полпути бросают поставленную задачу. Часто девушки с глазами-хамелеонами – это ранимые натуры. Они любят заниматься всем и сразу. С одной стороны, это хорошо, ведь возможно приобрести разноплановые навыки, но с другой, это сказывается на качестве выполнения. Девушкам присуща спонтанность и импульсивность в словах и поступках. Благодаря этому, жизнь становится яркой и интересной, но также появляются и новые проблемы.

Подобное изменение цвета радужной оболочки не является патологией или проявлением какого-то заболевания. Причин для беспокойств нет, если окрас меняется равномерно, постепенно и при определенных условиях. Если же раньше такого не наблюдалось и глаза стали резко менять свой окрас, тогда это должно насторожить и побудить обратиться к офтальмологу.

На фото видно изменение в рамках одного глаза

Цвет глаз может меняться по-разному:

  • изменения на одном глазу;
  • неоднородность цвета. В этом случае доминирующий цвет сложно определить;
  • кардинальные перемены. Например, голубые глаза становятся карими.

Причины

Окрас радужной оболочки может меняться под действием определенных факторов, а именно:

  • эмоциональное состояние. Радость, гнев, любовь, волнение, испуг, переутомление – все это и многое другое может вызвать изменение цвета радужки;
  • влияние окружающей среды. Спровоцировать изменение окраса глаз может изменение погодных условий или уровня освещенности. Изменения температуры воздуха и атмосферного давления также способны оказывать влияние на окрас органов зрения;
  • возрастные показатели. Замечали ли вы, что у младенцев зачастую кожа светлая, а глаза голубые? Это объясняется тем, что меланин до рождения продуцируется в незначительных количествах, так как нет необходимости в защите от ультрафиолетовых лучей. И лишь к полугоду формируется настоящий окрас глаз. С возрастом радужная оболочка утолщается, из-за чего цвет может становиться темнее.

Важно! Считается, что цвет глаз может изменяться из-за гормональных перестроек в организме.


Глаза-хамелеоны у человека – это уникальный феномен, который не является патологией

Не зря говорится, что глаза – это зеркало души. Окрас глаз может меняться от настроения. Так, голубые и серые могут от злости чернеть. Карие приобретают зеленый или янтарный оттенок, когда человека переполняет радость. Для малознакомых людей эти изменения будут незаметны, а вот близкие люди не смогут на это не обратить внимания.

Макияж для глаз-хамелеонов

Хамелеоном называется такой цвет глаз, который меняется в зависимости от цвета теней, настроения или освещенности. Какие тени лучше использовать для того, чтобы подчеркнуть определенный цвет глаз? Изменить цвет глаз-хамелеонов можно, не прибегая к использованию контактных линз:

  • подчеркнуть голубизну глаз удается с помощью холодных оттенков: серых, серебристых, темно-синих;
  • для достижения болотно-зеленого оттенка используются темные тона коричневого цвета и все тона бежевого оттенка;
  • для обладателей зеленых глаз лучше использовать теплые оттенки: медные, золотые, бирюзовые, ярко-розовые;
  • цвет яркой бирюзы получится при использовании изумрудных и синих теней;
  • для придания серого оттенка лучше использовать холодные оттенки серого: графит, пепельно-серебристый, стальной серый.

С подбором макияжа у обладателей глаз-хамелеонов могут быть некоторые затруднения. Подобрать тени вообще сложно, ведь глаза в любой момент могут поменять свой окрас. Не стоит рисковать, подбирая яркие и насыщенные оттенки. Лучше подбирать натуральные тона.

Лучше использовать несколько оттенков теней с плавным переходом цвета. На все веко сначала наносится основной цвет. Более темный оттенок наносится на внешний уголок глаза и тщательно растушевывается. Для создания более открытого взгляда пространство над глазом и до бровей покрасьте светло-бежевым оттенком теней. Если вы хотите создать вечерний макияж, верхнее веко подведите черным карандашом или нарисуйте стрелку.


Глаза могут поменять свой цвет из-за особенностей макияжа

Когда стоит беспокоиться?

Забеспокоиться стоит тогда, когда глаза резко поменяли свой цвет. Некоторые заболевания могут вызывать изменение пигментации радужной оболочки:

  • лимфома. Это редкое злокачественное образование, которое поражает область внутри глаза или его придатки. Проявляется патология обычно в виде ухудшения зрения, вот почему диагностика заболевания затруднена;
  • пигментная глаукома. Заболевание обычно проявляется у людей старше сорока лет. Выброс пигмента может быть связан с активными двигательными реакциями зрачка или же физической нагрузкой. Это вызывает повышение внутриглазного давления, отек роговицы и появление радужных кругов;
  • меланома радужки. Представляет собой злокачественную опухоль, которая, как правило, имеет темно-коричневый окрас;
  • воспалительные процессы в радужке;
  • лейкемия.


Меланома радужки может быть причиной изменения ее окраса

Методы корректировки цвета глаз

Поговорим о наиболее популярных способах изменения цвета.

Контактные линзы-хамелеоны

Контактные линзы, которые меняют свой цвет в зависимости от освещенности, – это не выдумки, а современное изобретение ученых. В состав этих линз входят специальные химические вещества со сложным строением, которые и меняются под воздействием ультрафиолетового излучения. Если сказать проще, на солнце линза становится темной, а в темноте – прозрачной. Происходят такие перемены в течение нескольких секунд. В настоящее время такую разработку можно приобрести через интернет.

Лазерная коррекция

С помощью лазера удаляется лишний пигмент в радужной оболочке, что и приводит к изменению цвета глаз. Сама процедура займет не более получаса. Стоит отметить, что с помощью лазера возможно изменить темный цвет на более светлый, если же у вас, например, голубой оттенок и вы хотите сделать его темнее, то таким способом это сделать не получится. Что касается побочных эффектов, то может появляться двоение в глазах и повышенная чувствительность к свету. Более того, удаление меланина может привести к чрезмерному проникновению света. Это также сопряжено с рисками закрытия канала для оттока внутриглазной жидкости, что чревато развитием глаукомы, при которой повышается внутриглазное давление.

Результат будет очевиден примерно через месяц. Но стоит не забывать, что это необратимый эффект, поэтому прежде чем решиться на эту методику, следует хорошенько подумать.


Лазерная коррекция поможет изменить цвет глаз

Использование имплантата

Через надрез, который делается на роговице, вводится силиконовый имплантат любого цвета. Процедура проводится под местной анестезией и длится не более тридцати минут. Реабилитационный период длится несколько месяц. Позже при желании можно заменить имплантат на другой цвет. Методика сопряжена с рисками возникновения осложнений: отслойка и воспаление роговицы, катаракта, вторичная глаукома, нарушение зрения вплоть до слепоты.

Гормональные капли

В состав этих глазных капель входит особое вещество, которое по своему свойству схоже с простагландином. Такие средства могут светлые оттенок превратить в более темный, но не наоборот. Эффект будет заметен где-то через три недели. Также эти капли усиливают рост ресниц. Все же использовать их следует четко по рекомендации специалиста.

Известными представителями этой группы являются такие средства: Травопрост, Латанопрост, Биматопрост, Унопрост. Длительное их применение может привести к нарушению трофики глазного яблока и нарушению зрения.

Известно также, что изменить цвет глаз можно с помощью введения в рацион определенных продуктов. Так, мед придает глазам более светлый оттенок. Регулярное употребление шпината делает окрас радужки более насыщенным, а взгляд – выразительным. Использование оливкового масла в приготовлении блюд делает окрас более мягким и нежным. Имбирь же делает цвет радужки более насыщенным и темным.

Итак, глаза-хамелеоны – это достаточно редкий феномен. Обладатели таких глаз способны влиять на изменение цвета и это до сих пор остается большой загадкой для ученых.

Настроение - это устойчивое эмоциональное состояние. Переживая эмоцию, мы уделяем больше внимания тем событиям, которые соответствуют нашему настроению. Как следствие, мы о таких событиях узнаем больше. Один из экспериментов, продемонстрировавших эти явления, состоял из трех стадий. На первой стадии испытуемых гипнотизировали и вызывали у них либо радостное, либо грустное настроение (подбирались гипнабельные испытуемые). На второй стадии загипнотизированному испытуемому читали краткий рассказ о встрече двух мужчин - счастливого и грустного. В рассказе живо описывались события из жизни этих мужчин и их эмоциональные реакции. После прочтения рассказа испытуемых спрашивали, кто, по их мнению, был основным персонажем и с кем они себя идентифицировали. Испытуемые с вызванным радостным настроением больше идентифицировали себя со счастливым персонажем и полагали, что в рассказе о нем сообщалось больше; испытуемые, у которых было вызвано грустное настроение, больше идентифицировали себя с грустным персонажем и полагали, что большинство высказываний в рассказе были о нем. Эти результаты показывают, что испытуемые уделяли больше внимания персонажу и событиям, которые соответствовали их настроению. Подтверждение тому, что о соответствующих их настроению событиях испытуемые узнавали больше, чем о несоответствующих, получены на третьей стадии эксперимента. Через день после чтения рассказа испытуемые, теперь уже находясь в нейтральном настроении, вернулись в лабораторию. Их попросили воспроизвести рассказ. Они смогли вспомнить больше о том персонаже, с которым они ранее себя идентифицировали: 55% фактов, припомненных ранее «счастливыми» испытуемыми, касались счастливого персонажа; 80% фактов, припомненных ранее «грустными» испытуемыми, касались грустного персонажа (Bower, 1981).

Как же именно соответствие между настроением и новым материалом влияет на усвоение этого материала? Мы знаем, что новый материал запоминается лучше, если его связать с информацией, уже имеющейся в памяти. Настроение человека во время заучивания может повышать доступность воспоминаний, подходящих под это настроение, и такие воспоминания легче связать с новым материалом, также соответствующим этому настроению. Предположим, вы слышите рассказ об ученике, которого выгнали из школы. Если вы слушаете этот рассказ в плохом настроении, некоторые ваши воспоминания о своих неудачах (в частности, учебных) могут стать доступнее и тогда их легко будет связать с похожей новой информацией о ком-то, кого выгнали из школы. Напротив, если вы слушаете этот рассказ в хорошем настроении, наиболее доступные при этом воспоминания могут слишком отличаться от информации о школьной неудаче, чтобы способствовать связыванию старых воспоминаний с новым фактом. Таким образом, от настроения зависит, какие воспоминания наиболее доступны, а последние определяют, что нам легче всего запомнить в данный момент (Isen, 1985; Bower, 1981).

Влияние настроения на оценку и суждения

Эмоциональное настроение влияет на оценку нами других людей. В повседневной жизни есть масса тому примеров. Например, когда мы в хорошем настроении, привычка приятеля постоянно смотреться в зеркало может выглядеть просто странной; в плохом настроении мы можем подумать, какой же он пустой человек. Настроение влияет и на оценку неодушевленных предметов. В одном эксперименте испытуемых просили оценить свои основные приобретения. Испытуемые, которых только что привели в хорошее настроение, сделав им небольшой подарок, оценивали свои телевизоры и машины выше, чем контрольные испытуемые, находившиеся в нейтральном настроении (Isen et al., 1978).

Настроение влияет также на суждения о частоте встречаемости в мире рискованных ситуаций. Плохое настроение заставляет нас видеть риск более вероятным; хорошее настроение заставляет считать риск менее вероятным. В эксперименте по оценке рисков испытуемые экспериментальной группы сначала читали рассказ в газете о трагической смерти, что создавало у них отрицательное настроение. Контрольные испытуемые читали спокойный газетный рассказ, приводивший их в нейтральное настроение. Затем всех испытуемых просили оценить встречаемость разных фатальных явлений, включая болезни вроде лейкемии, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи типа пожаров и наводнений. Испытуемые, пребывавшие в отрицательном настроении, оценивали частоту таких фатальных явлений почти вдвое выше, чем испытуемые в нейтральном настроении. Кроме того, только настроение испытуемого, но не содержание рассказа, создавшего такое настроение, имело значение для оценки частоты встречаемости. В трагической истории, прочитанной в эксперименте одними испытуемыми, говорилось о случае лейкемии, другие испытуемые читали о гибели во время пожара; обе группы испытуемых переоценивали встречаемость и лейкемии, и пожаров в одинаковой степени. Аффект как бы существовал отдельно от содержания прочитанного, и только он направлял последующие оценки. Аналогичный эффект наблюдался у испытуемых, приведенных в хорошее настроение. Прочтение рассказа о чьей-то большой удаче заставляло испытуемых занижать оценку встречаемости разных фатальных явлений, и степень занижения ими различных рисков не зависела от содержания прочитанного (Johnson & Tversky, 1983).

Те или иные настроения могут конкретно влиять на наши суждения о мире и о других людях. В одном эксперименте испытуемые приводили себя в печальное или злое настроение, представляя себе печальное или злящее событие, а затем их просили оценить возможные причины вероятных событий, таких как опоздание на важный рейс самолета или утеря денег. Испытуемые с гневным настроением склонны были приписывать такие гипотетические события ошибкам других людей, а испытуемые в печальном настроении скорее приписывали их ситуациям (например, опоздание на самолет по причине пробок на дороге). То есть «гневные» испытуемые больше склонны винить в отрицательных событиях кого-то, а «печальные» склонны считать, что причиной таких событий была неудачная ситуация (Keltner, Ellsworth & Edwards, 1993).

Таким образом, плохое настроение заставляет мир казаться более опасным. А такое видение мира может подкреплять плохое настроение. Кроме того, как отмечалось ранее, будучи в плохом настроении, мы избирательно направляем внимание на негативно окрашенные факты и запоминаем их; это тоже может подкреплять плохое настроение. Аналогичное соображение применимо к хорошему настроению. Оно заставляет мир казаться менее опасным и направляет наше внимание и запоминание на позитивно окрашенный материал. Таким образом, общие последствия настроения служат его же закреплению.

Агрессия как эмоциональная реакция

Эмоции вызывают не только общие реакции, но и конкретные действия. Мы можем рассмеяться при радости, отпрянуть при испуге, стать агрессивными, разозлившись, и так далее. Среди этих типичных тенденций к действию психологи хорошо изучили одну - агрессию.

Особое внимание к агрессии частично объясняется ее социальной значимостью. На государственном уровне, в эпоху, когда ядерное оружие все еще широко доступно, даже один акт агрессии может привести к катастрофе. На индивидуальном уровне у многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, сильно зависит их здоровье и межличностные отношения. Еще одна причина, по которой психологи обратились в своих исследованиях к агрессии, состоит в том, что две основные теории социального поведения совершенно по-разному объясняют ее природу. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врожденную потребность (драйв), а теория социального научения - как приобретенную в научении реакцию. Изучение агрессии позволяет нам оценить эти конкурирующие теории.

Далее мы сначала опишем эти различные точки зрения и соответствующие исследования, а затем посмотрим, чем различаются эти взгляды в отношении того, как агрессия представляется в СМИ. Не забудем, что под агрессией мы имеем в виду поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физически или словесно) или разрушающее его собственность. Ключевое понятие этого определения - намерение. Если человек случайно наступает вам на ногу на переполненном эскалаторе и тут же извиняется, его поведение нельзя расценить как агрессивное; но если кто-то подходит к вам, когда вы сидите за столом, и наступает вам на ногу, то у вас не возникнет сомнений, что это агрессивное действие.

Агрессия как врожденная потребность

Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности - половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует), возникает потребность в агрессии. Позднее ученые-психоаналитики расширили эту гипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, когда усилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникает агрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вреда препятствию (человеку или объекту), вызвавшему фрустрацию (Dollard, 1939). В этом предположении есть два основных момента: во-первых, обычная причина агрессии - это фрустрация; во-вторых, агрессия обладает свойствами органической потребности: являясь формой энергии, которая сохраняется, пока цель не будет достигнута, и являясь также врожденной реакцией (те же свойства есть у голода, секса и других физиологических нужд). Как мы увидим, наибольшие споры вызвал именно тот аспект гипотезы фрустрирующей агрессии, который связан с органической потребностью.

Агрессия у других видов. Если агрессия, подобно голоду, действительно является органической потребностью, то от других видов млекопитающих следует ожидать проявления агрессивных схем, сходных с нашими. С течением лет появлялись разные данные по этому вопросу. В 60-х годах в ранних работах по этологии предполагалось, что основное различие между человеком и другими видами состоит в том, что у животных развились механизмы контроля за их агрессивными инстинктами, а у человека - нет (см. напр.: Ardrey, 1966; Lorenz, 1966). Последующие работы 70-х и 80-х годов, однако, показали, что животные могут быть не менее агрессивны, чем мы. Было показано, что случаи убийств, изнасилований и уничтожения детенышей среди животных встречаются гораздо чаще, чем полагали в 60-х годах. Один из видов убийств связан с пограничными войнами между шимпанзе (Goodall, 1978). В одном хорошо документированном случае в национальном парке Гомби Стрим в Танзании банда из 5 самцов шимпанзе охраняла свою территорию от всякого постороннего забредшего туда самца. Если эта банда встречала группу из двух и более самцов, то их реакция была резкой, но не смертельной; однако если им попадался только один незваный гость, то один член банды держал его за руку, другой за ногу, а третий забивал его до смерти. Или пара членов банды тащила вторгшегося по камням, пока он не умирал. В другой пограничной войне шимпанзе, наблюдавшейся в 70-х годах, племя примерно из 15 шимпанзе уничтожило соседнюю группу, методично убивая ее членов по одному самцу. Кроме того, по крайней мере у приматов, самки участвуют в агрессивных актах столько же, сколько самцы, хотя их столкновения менее смертельны, поскольку зубы у них короче и не такие острые (Smuts, 1986).

Хотя наблюдения, подобные этим, ставят агрессию животных в один ряд с человеческой, есть много очевидных различий. Например, только люди ведут широкомасштабные войны.

Биологическая основа агрессии у других видов. Данные о биологической основе агрессии у животных содержат свидетельства агрессивных побуждений по крайней мере у некоторых видов. В ряде работ было показано, что умеренная электрическая стимуляция определенного участка гипоталамуса вызывает у животных агрессивное, даже смертоносное поведение. Когда гипоталамус кошки стимулируют через имплантированные электроды, она шипит, ее шерсть щетинится, зрачки расширяются, и она нападает на крысу или на другие объекты, помещенные в ее клетку. Стимуляция другого участка гипоталамуса вызывает совершенно иное поведение: вместо проявления каких-либо яростных реакций кошка спокойно подкрадывается и убивает крысу.

По сходной методике вызывалось агрессивное поведение у крыс. Выращенная в лаборатории крыса, которая никогда не убивала мышей и не видела, как их убивают дикие крысы, может жить себе спокойно в одной клетке с мышью. Но если стимулировать ее гипоталамус, крыса бросится на свою соседку по клетке и убьет ее, проявляя те же реакции, что и дикая крыса (жесткий укус в шею, разрывающий спинной мозг). Стимуляция, видимо, запускает врожденную реакцию убийства, до этого дремавшую. Аналогично, если в ту же часть мозга крыс, которая заставляет их спонтанно убивать попавшуюся на глаза мышь, впрыснуть нейрохимический блокатор, они временно становятся мирными (Smith, King & Hoebel, 1970). Таким образом, в этих случаях агрессия обретает свойства органической потребности, поскольку направляется врожденными реакциями.

У высших животных такие инстинктивные схемы агрессии контролирует кора мозга, следовательно, на них больше влияет опыт. Живущие группами обезьяны устанавливают иерархию доминирования: один-два самца становятся лидерами, а другие занимают разные подчиненные уровни. Когда гипоталамус доминирующей обезьяны электрически стимулируют, она нападает на подчиненных самцов, но не самок. Когда таким же образом стимулируют обезьяну низкого ранга, она съеживается и ведет себя покорно (рис. 11.5). Таким образом, агрессивное поведение у обезьян не вызывается автоматически стимуляцией гипоталамуса, оно зависит также от ее окружения и прошлого опыта. Аналогично у людей. Хотя мы и оснащены нервными механизмами агрессии, их активация обычно находится под контролем коры (кроме случаев повреждения мозга). Действительно, у большинства индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в которых оно проявляется, определяются в основном опытом и социальным влиянием.

Рис. 11.5. Стимуляция мозга и агрессия. С помощью радиоуправления умеренный электрический ток подается на электроды, имплантированные в гипоталамус обезьяны. Реакция животного (нападение или побег) зависит от его положения в иерархии доминирования в данной колонии.

Биологические основы агрессии у человека. Один из биологических факторов, который, возможно, связан с агрессией у мужчин, - это уровень тестостерона. Как вы помните из главы 10, тестостерон - мужской половой гормон, отвечающий за многие мужские характеристики организма; у обезьян он связан с агрессией. Недавние исследования показывают, что у человека более высокий уровень тестостерона приводит к более сильной агрессивности. В одном крупномасштабном исследовании участвовали более 4400 мужчин-ветеранов США. Им давали разные психологические тесты, часть из которых провоцировала агрессивность; у них также брали кровь на анализ, чтобы определить уровень тестостерона. У мужчин с большим уровнем тестостерона случаи агрессивного поведения с их стороны были более вероятны. Поскольку агрессивность мужчин иногда ведет к антисоциальному поведению, можно было бы ожидать, что в американской жизни высокий уровень тестостерона будет помехой успеху. Действительно, мужчины с очень высоким уровнем тестостерона чаще обладали низким социальным статусом, чем высоким (Dabbs & Morris, 1990).

Эти данные в какой-то степени подтверждают биологическую основу агрессии у человека и, следовательно, то, что агрессия подобна органической потребности, И все же в этих исследованиях связь между тестостероном и агрессией часто оказывалась сомнительной: чтобы обнаружить ее, нужны большие группы испытуемых. Поэтому необходимо искать детерминанты агрессии где-то еще.

Агрессия как реакция, приобретенная в научении

В теории социального научения изучается социальное взаимодействие между людьми, но ее истоки лежат в бихевиористских исследованиях научения у животных (некоторые из них обсуждались в гл. 7). Основное внимание она уделяет схемам поведения, складывающимся у людей в ответ на окружающие события. Некоторые виды социального поведения вознаграждаются, а некоторые приводят к неблагоприятным результатам; в процессе дифференцированного подкрепления люди со временем выбирают более успешные схемы поведения. Теория социального научения отличается, однако, от строгого бихевиоризма тем, что в ней подчеркивается важность когнитивных процессов. Поскольку люди могут мысленно представлять ситуацию, они способны предвидеть вероятные последствия своих действий и соответственно перестраивать свое поведение.

Теория социального научения отличается от строгого бихевиоризма еще и тем, что в ней подчеркивается важность викарного научения, или научения через наблюдение. Многие схемы поведения приобретаются путем наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти действия для них имеют. Ребенок, наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата, сидящего в кресле у зубного врача, будет бояться, когда настанет и его время в первый раз посетить дантиста. Теория социального научения подчеркивает роль моделей в передаче как конкретных видов поведения, так и эмоциональных реакций. Она занимается тем, какие модели наиболее эффективны и от чего зависит, будет ли действительно осуществляться усвоенная модель поведения (Bandura, 1986, 1973).

Учитывая такой акцент, неудивительно, что в теории социального научения отвергается понятие об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией; агрессия рассматривается в ней подобно всякой другой выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется, тем вероятнее возникает. Человек, испытывающий фрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-то стрессовым событием, переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет эта эмоция, зависит от того, какие реакции этот индивид выучил для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Фрустрирующий человек может искать помощи у других, проявлять агрессию, бросать все, еще сильнее стараться преодолеть препятствие, глушить себя наркотиками или алкоголем. Выбрана будет та реакция, которая успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласно такому взгляду, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением (Bandura, 1977).

На рис. 11.6 показано, чем отличается представление об агрессии в теории социального научения и психоаналитической теории (гипотезе фрустрирующей агрессии). Согласно теории социального научения, а) агрессия - просто одна из нескольких реакций на неприятное переживание фрустрации; б) агрессия как реакция не обладает свойствами органической потребности, и следовательно, на нее влияют предвидимые последствия поведения.

Рис. 11.6.

На схеме показаны факторы, определяющие агрессию согласно психоаналитической теории (гипотезе фрустрации-агрессии) и теории социального научения. С точки зрения теории социального научения, эмоциональное возбуждение, вызванное неприятными переживаниями, может выразиться в сколько угодно различных формах поведения, в зависимости от того, какое поведение подкреплялось в прошлом.

Подражание агрессии. Одним из источников данных в пользу теории социального научения служат исследования, показывающие, что агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Детсадовские дети, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии в отношении большой надувной куклы, впоследствии подражали многим действиям взрослых, включая самые необычные (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Дети подражают агрессии взрослых. Детсадовские дети наблюдали, как взрослый выражает разные формы агрессивного поведения в отношении надувной куклы. Понаблюдав за взрослым, мальчики и девочки стали вести себя к кукле агрессивно, детально повторяя многие агрессивные действия, продемонстрированные взрослым, включая поднятие и бросание куклы, удары по ней молотком и пинки ногами.

Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разными моделями агрессии (в одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а в другом то же самое агрессивное поведение демонстрировал мультфильмовский персонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети, смотревшие любой из двух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети, наблюдавшие агрессию живой модели. На рис. 11.8 показаны параметры агрессивного поведения для каждой из этих двух групп и для двух контрольных групп, которые наблюдали неагрессивную модель либо не наблюдали никакой вообще. Из этих исследований следует вывод, что наблюдение за живыми моделями агрессии либо за изображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны наблюдателя. Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строго наказывали, агрессивность выше средней: моделью служили родители (Eron, 1987).

Рис. 11.8.

Наблюдение агрессивных моделей (живьем или в фильме) значительно повышает количество случаев агрессивного поведения, проявляемого детьми, по сравнению с наблюдением неагрессивной модели или вообще никакой. Заметьте, что наблюдение живой модели приводит к подражанию более конкретным агрессивным действиям, тогда как наблюдение за моделью в фильме (и с живой игрой, и мультфильмом) способствует более агрессивным реакциям всех типов (по: Bandura, 1973).

Подкрепление агрессии. Еще одно свидетельство в пользу теории социального научения состоит в том, что агрессия, подобно другим приобретенным реакциям, чувствительна к подкреплению. В ряде исследований показано, что дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, которым они научились, если такие их действия подкрепляются или если они наблюдают, что агрессивные модели подкрепляются. В одном исследовании за детьми наблюдали в течение 10 недель, записывая случаи межиндивидуальной агрессии и события, которые следовали сразу за этим, такие, как положительное подкрепление агрессии (например, жертва дрожит или плачет), наказание агрессии (жертва контратакует) или нейтральные реакции (жертва игнорирует агрессора). Для детей, проявлявших самый высокий уровень агрессии, наиболее частой реакцией на их агрессивное действие было положительное подкрепление. Дети, проявлявшие менее всего агрессии, чаще всего получали в ответ наказание. Дети, поначалу бывшие неагрессивными, но от случая к случаю преуспевшие в остановке чужой агрессии путем контратаки, постепенно сами становились инициаторами нападения (их агрессивность находила положительное подкрепление). Очевидно, последствия агрессии играют важную роль в формировании поведения (Patterson, Littman & Bricker, 1967).

Выражение агресии и катарсис

Исследования, пытающиеся провести различие между агрессией как потребностью и агрессией как реакцией, приобретенной в научении, часто обращаются к явлению катарсиса (освобождения от эмоции путем сильного ее переживания). Если агрессия - потребность, то выражение агрессии должно служить катарсисом, приводя к ослаблению силы агрессивных чувств и прекращению соответствующих действий (подобно тому как прием пищи ведет к уменьшению голода и прекращению связанных с ним действий). С другой стороны, если агрессия - приобретенная реакция, выражение агрессии может приводить к усилению таких действий (если агрессия подкрепляется). В настоящее время данные говорят в пользу того, что агрессия - приобретенная реакция.

Агрессивные действия. Психологи провели множество лабораторных исследований, чтобы определить, ослабляется ли агрессия после того, как она была частично выражена. Исследования детей показывают, что участие в агрессивных действиях либо усиливает агрессивное поведение, либо оставляет его на том же уровне. Эксперименты со взрослыми дают сходные результаты. Когда студентам колледжа давали возможность неоднократно бить током другого человека (который не мог ответить), они становились все большими карателями. Злые испытуемые после успешных нападок становятся даже еще более карательными, чем незлые. Если бы проявление агрессии приносило освобождение от нее, то у злых испытуемых их агрессивная потребность должна была бы ослабляться, и чем больше бы они выражали агрессию, тем меньшими карателями становились бы (Green & Quanty, 1977; Berkowitz, 1965).

Некоторые данные о катарсисе взяты из реальной жизни. В одном случае уволенных работников аэрокосмической промышленности из Калифорнии сначала устно опросили о том, что они чувствуют по отношению к своим компаниям и начальникам, а затем попросили изложить свои чувства письменно. Если бы агрессия обладала свойством катарсиса, то люди, выразившие много гнева в устном интервью, в письменных отчетах высказали бы его меньше. Результаты, однако, показали иное: люди, зло говорившие в беседе, в своих отчетах выражали злость еще больше. В другом исследовании анализировалась связь между враждебностью страны (в отношении соседних стран) и видами культивируемых в ней спортивных игр. Обнаружилось, что более воинственные культуры предпочитают более воинственные игры. Опять-таки агрессия питает агрессию, а не рассеивает ее (Ebbessen, Duncan & Konecni, 1975).

Результаты говорят против того, что выражение агрессии обладает катарсическим действием. Однако есть обстоятельства, в которых выражение агрессии уменьшает сферу ее действия. Например, агрессивное поведение может повышать чувство беспокойства у агрессоров, которое подавляет дальнейшую агрессию, особенно если они видят, что их действия нанесли вред. Но в этих случаях влияние на агрессивное поведение можно объяснить, не предполагая, что ослабла агрессивная потребность. Далее, хотя выражение враждебности в действии обычно не снижает агрессию, человек может от этого почувствовать себя лучше. Но это может происходить потому, что он чувствует себя более сильным и ощущает больший контроль над ситуацией, а не потому, что у него ослабла агрессивность.

Наблюдение насилия. Большинство обсуждавшихся нами работ касались последствий непосредственного выражения агрессии. А что можно сказать о воздействии косвенно выражаемой агрессии, наблюдаемой в виде насилия на телеэкране и в кино? Оказывает ли наблюдение за насилием катарсическое действие, создавая виртуальный выход для агрессивного побуждения? Или же оно, наоборот, вызывает агрессию, поскольку служит моделью насильственного поведения? Мы уже видели, что в экспериментальной ситуации дети подражают живому или показанному на экране агрессивному поведению, но как они будут реагировать в более естественных условиях? Это важный вопрос, учитывая то количество сцен насилия в СМИ, свидетелями которых мы являемся. Особенно это касается детей, для которых количество насилия в некоторых телепрограммах продолжает расти. Например, в 1980 году в мультфильмах, показываемых субботним утром, в среднем было 18,6 актов насилия в час; к 1990 году их число выросло до 26,4 (New York Times, 1990).

В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотр детьми телевизора: одной группе показывали мультфильмы с насилием в течение определенного времени каждый день; другой группе показывали мультфильмы без насилия в течение такого же времени. Количество случаев проявляемой детьми агрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети, смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны во взаимодействиях со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений в межиндивидуальной агрессии не было (Steuer, Applefield & Smith, 1971).

В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. Однако большинство исследований, где изучались детские телевизионные привычки, полагались на корреляционный метод; в них определялась связь между количеством воздействующего телевизионного насилия и тем, в какой степени дети используют агрессивное поведение для решения межиндивидуальных конфликтов. Эта корреляция была явно положительной (Singer & Singer, 1981) даже у детей из Финляндии, где количество программ с насилием ограничено (Lagerspetz, Viemero & Academi, 1986). Корреляция, однако, не означает причинной связи. Возможно, более агрессивные дети предпочитают смотреть телепрограммы с насилием, то есть наличие агрессивной природы заставляет человека смотреть на насилие, а не наоборот.

Чтобы оценить эту гипотезу, в одном исследовании изучали особенности смотрения телевизора за 10-летний период. Было изучено более 800 детей в возрасте 8-9 лет. Исследователи собрали информацию о предпочтениях смотрения каждого ребенка и его агрессивности (оценивавшейся детьми из той же школы). Было обнаружено, что мальчики, предпочитавшие программы со значительным количеством насилия, гораздо более агрессивны в межиндивидуальных отношениях, чем мальчики, предпочитавшие программы с малым количеством насилия. Пока что эти данные в общем повторяют результаты предыдущих исследований. Но 10 годами позднее более половины первоначальных испытуемых были проинтервьюированы в отношении их телевизионных предпочтений; они прошли тест на правопреступные тенденции, и их агрессивность была оценена также их сверстниками. Рис. 11.9 показывает, что сильное воздействие телевизионного насилия в возрасте 9 лет имело положительную связь с агрессивностью мальчиков в возрасте 19 лет. Самое важное, что эта корреляция остается значимой, даже когда для контроля за степенью детской агрессивности используются статистические методы, что уменьшает возможность того, что исходный уровень агрессивности определяет и телевизионные предпочтения в детстве, и взрослую агрессивность.

Рис. 11.9.

Предпочтение мальчиками 9 лет телепрограмм с насилием имеет положительную корреляцию с агрессивным поведением в возрасте 19 лет (по: Eron et al., 1972).

Любопытно, что эти результаты не показали наличия устойчивой связи между телевизионными предпочтениями девочек и их агрессивным поведением как в том, так и в другом возрасте. Это согласуется с результатами других исследований, показывающими, что девочки гораздо меньше мальчиков подражают агрессивному поведению, если только они специально не подкрепляются в этом. В нашем обществе девочки меньше подкрепляются за агрессивное поведение. И поскольку большинство агрессивных ролей на телевидении - мужские, женщины находят меньше агрессивных моделей для подражания. В отношении мальчиков, однако, большинство исследователей приходят к заключению, что просмотр сцен насилия повышает межиндивидуальную агрессию, особенно у маленьких детей. Действительно, этот вывод подтверждается обзором 28 исследований по этому вопросу (Wood, Wong & Chachere, 1991). Это является аргументом против идеи катарсического действия агрессии и представления, что агрессия - это потребность.

Результаты исследований, включающих просмотр показываемых по телевидению сцен насилия, убедительно свидетельствуют о необходимости усилий, направленных на снижение уровня агрессии, содержащегося в детских телепередачах. Полученные данные имеют значение также и для родителей. Родители, берущие на себя ответственность за воспитание своих детей, должны не только тщательно следить за характером телепередач, которые смотрят их дети, но также должны воздерживаться от поощрения агрессивных действий как со стороны детей, так и персонажей детских телепрограмм. Родители должны осознавать, сколь мощную роль оказывают их реакции в моделировании поведения: если они ведут себя агрессивно, их дети, вероятно, также будут вести себя подобным образом.

В нашем обзоре агрессии мы никоим образом не охватили все ее возможные причины. К распространенным причинам гнева и агрессии относятся потеря самооценки или осознание нечестности действий другого человека (Averill, 1983); ни один из таких факторов мы близко не рассматривали и обсуждали агрессию только в плане альтернативы между органической потребностью и реакцией, приобретенной в научении. Агрессии способствуют также многие социальные факторы; такие условия, как бедность, скученность, действия представителей власти, например полиции, и ценности, принятые в своей культурной группе, - вот далеко не все из них. Некоторые из этих социальных влияний рассматриваются в главе 18. В заключение скажем, что агрессия часто возникает, когда человек находится в состоянии фрустрации, но она не обязательно следует за фрустрацией; существует много социальных условий, которые усиливают или ослабляют склонность человека к агрессивным действиям (Berkowitz, 1981).

Изучение агрессии ясно показывает, что эмоциональная реакция - сложное явление. Аналогично, каждая из рассмотренных нами составляющих эмоции - автономное возбуждение, когнитивная оценка и эмоциональное выражение - сама по себе является сложным событием, включающим множество факторов, как биологических, так и психологических. Фактически каждая из теорий эмоций, описанных в данной главе, пытается ответить на вопрос, каким образом взаимодействие биологических составляющих эмоции (таких как физиологическое возбуждение и имеющие универсальный характер выражения лица) и психологических составляющих эмоции (таких как когнитивная оценка) приводит к переживанию эмоции. В целом исследования, рассмотренные в данной главе, позволяют предположить, что в большинстве случаев биологические и психологические составляющие эмоции, вероятно, оказывают друг на друга взаимное влияние в ходе динамического процесса, развертывающегося во времени. Первоначально ситуация может вызвать у индивидуума слабую эмоцию, однако по мере того как он оценивает ситуацию на более глубоком уровне, интенсивность эмоции и степень физиологического возбуждения могут возрасти. Эффекты воздействия эмоции на его воспоминания сходных событий в прошлом и на оценку этих событий могут привести к дальнейшему усилению интенсивности и субъективного переживания эмоции. Со временем петли обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции могут начать оказывать влияние на развитие эмоции. Мы вернемся к обсуждению обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции, когда будем рассматривать тему стресса в главе 14 и тему эмоциональных расстройств в главах 15 и 16.

1. К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности к определенным действиям. Решающим является вопрос о природе этих составляющих. Другие главные вопросы: каков вклад возбуждения, оценки и выражения в силу эмоционального переживания? Какие составляющие определяют качественную дифференциацию эмоции?

2. Сильные эмоции обычно содержат физиологическое возбуждение, вызванное активацией симпатического отдела автономной нервной системы. Люди с повреждениями спинного мозга, ограничивающими обратную связь от автономной нервной системы, испытывают менее сильные эмоции. Автономное возбуждение помогает дифференцировать эмоции, поскольку паттерны возбуждения (включая сердечный ритм, температуру кожи) у различных эмоций неодинаковые.

3. Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силу эмоции, и на ее качество. Когда людей приводят в состояние диффузного возбуждения, оценка ими ситуации влияет на качество их эмоционального ощущения. Есть, однако, случаи, в которых эмоция не содержит сознательной или преднамеренной оценки (например, ощущение страха, приобретенное в детстве путем классического обусловливания). Такие докогнитивные эмоции опосредуются отдельными нервными путями в мозге.

4. Выражения лица, сопровождающие основные эмоции, имеют универсальное значение: люди разных культур одинаково определяют эмоцию, которую выражает лицо человека на определенной фотографии. Культуры могут различаться факторами, вызывающими те или иные эмоции, а также правилами надлежащего проявления эмоций. Способность распознавать эмоциональное выражение локализована в правом полушарии мозга и неврологически отлична от способности к узнаванию лиц.

5. Помимо коммуникативных функций, выражение эмоций способствует их субъективному переживанию (гипотеза обратной связи). В пользу этой гипотезы говорит то, что, когда люди преувеличивают реакции своего лица на эмоциональные стимулы, они сообщают о более сильном эмоциональном ощущении.

6. Пребывание в эмоциональном состоянии имеет некоторые общие последствия. Одно из них - это то, что эмоция может иногда придать человеку энергии, а иногда «разрядить» его. Умеренная эмоция вызывает оживление, но сильная может быть разрушительной. Другая общая реакция на пребывание в эмоциональном состоянии заключается в том, что событиям, совпадающим с нашим настроением, уделяется больше внимания и они лучше запоминаются. Еще одно следствие состоит в том, что эмоциональный настрой влияет на оценку нами людей и объектов, а также на оценку того, что случится в будущем. В плохом настроении мы относительно завышаем свои оценки частоты рискованных случаев в жизни; в хорошем настроении эти же риски оцениваются как относительно редкие.

7. Агрессия - это типичная форма реагирования при гневе (хотя она может возникать и по другим причинам). Согласно ранней психоаналитической теории, агрессия есть органическая потребность, возникающая в результате фрустрации; согласно теории социального научения, агрессия есть реакция, приобретенная в научении.

8. Гипотеза, по которой агрессия приравнивается к одной из органических потребностей (как и голод), подтверждается некоторыми исследованиями биологических механизмов агрессии. У низших животных агрессия контролируется нервными механизмами гипоталамуса. Стимуляция гипоталамуса у крысы или кошки ведет к реакции ярости или убийства жертвы. У человека и других высших млекопитающих агрессивное поведение в основном контролируется корой мозга, и значит, на него сильно влияет прошлый опыт и социальная среда. Даже у человека, однако, есть некоторые биологические основы агрессии (например, уровень тестостерона у мужчин).

9. Согласно теории социального научения, агрессивные реакции могут приобретаться путем подражания и учащаться при положительном их подкреплении. Дети чаще выражают агрессивные реакции, когда они подкрепляются к таким действиям (например, когда жертва дрожит или плачет), чем когда они за такие действия наказываются (жертва контратакует).

10. Данные показывают, что агрессия либо усиливает последующее агрессивное поведение, либо оставляет его на прежнем уровне. Так, когда студентам колледжа дают возможность бить током другого человека (который не может ответить), они становятся все более карательными. Косвенное выражение агрессии оказывает сходное действие: существует положительная связь между количеством насилия, воздействующего на детей с телеэкрана, и степенью агрессивности их действий.

Ключевые термины

Когнитивная оценка

Прекогнитивные эмоции

Агрессия

Катарсис

Вопросы для размышления

1. Исходя из того, что развитие эмоций было обусловлено тем фактом, что они служат полезным целям, каким целям (если таковые имеются) могут служить крайние проявления эмоций, такие как тяжелая депрессия или хронический гнев?

2. В последние годы получило широкое распространение понятие эмоционального интеллекта - способности понимать и регулировать собственные эмоции. Что означает, по-вашему, быть эмоционально интеллигентным в нашем обществе? Как, с вашей точки зрения, проявления эмоционального интеллекта могут различаться от культуры к культуре?

Радужная оболочка человека так же уникальна, как и отпечатки пальцев. Кроме того, радужка — это очень важная структура глаза с точки зрения функциональных особенностей и эстетики. В результате внешнего воздействия и внутренних процессов в организме цвет глаз может меняться. Иногда причиной этого является серьезная патология.

Могут ли менять цвет глаза? Как это называется?

У некоторых людей глаза обладают уникальной способностью менять свой цвет , например, с карего на зеленый, в зависимости от внешних факторов и внутреннего состояния. Происходит это чаще всего по причине уникального узора на радужной оболочке. Подобные изменения не свидетельствуют об офтальмологической патологии. Глаза таких людей называют «хамелеонами». Это очень необычный феномен, который досконально не изучен учеными и связывается преимущественно с функционированием центральной нервной системы и эндокринной. Однако изменение цвета глаз можно быть патологическим, когда радужка становится полностью черной или, напротив, белеет. Такие симптомы говорят о тяжелых заболеваниях. Рассмотрим причины изменения цвета глаз у детей и взрослых и узнаем, в каких случаях необходимо показаться врачу.

Почему глаза меняют цвет в детском возрасте?

Глаза начинают менять свой цвет сразу после рождения человека. Этот процесс является естественным. В первые дни после появления на свет глаза младенца обычно имеют мутно-серый или светло-зеленый цвет. Уже через полгода оттенок меняется. В организме накапливается меланин, отвечающий за цвет радужки. Она становится более темной. Однако примерно к годовалому возрасту глаза приобретают цвет, заложенный генами. При этом окончательно оттенок радужки формируется к 5-10 годам. В течение всего этого жизненного периода меланин продолжает накапливаться и влиять на интенсивность цвета глаз.

На цвет глаз влияют три фактора:

  1. Количество пигмента (меланина). При рождении он отсутствует в радужной оболочке и начинает вырабатываться через несколько дней. От его количества зависит оттенок радужки: чем больше меланина, тем темнее цвет глаз.
  2. Расовые признаки. Цвет кожи, волос, глаз напрямую зависит от того, к какой расе принадлежит человек.
  3. Генетика. Гены играют немалую роль в том, какие глаза будут у ребенка, но на 100% с помощью генетики предсказать цвет глаз невозможно. Есть лишь примерные данные, которыми могут руководствоваться родители. Так, например, вероятность того, что у светлоглазых мамы и папы родится малыш со светлыми глазами, составляет 75%. Если у одного из родителей глаза темные, скорее всего, у их ребенка будут карие глаза.

Ученые создали специальную таблицу, которая дает возможность родителям определить, глаза какого цвета будут у их ребенка. С ее помощью можно предсказать, как меняется исходный цвет к годовалому возрасту. Серые глаза при рождении могут поменять свой оттенок со светлого на темный, голубые глаза новорожденного могут немного потемнеть и стать красивого небесного оттенка либо более светлыми. Зеленые глаза при рождении становятся впоследствии светло-карими или голубовато-зелеными. Если генетически у ребенка заложен карий цвет глаз, то малыш родится с темно-серой радужной оболочкой.

Почему глаза меняют цвет во взрослом возрасте?

Условно можно выделить две группы причин, которые приводят к изменению цвета глаз во взрослом возрасте:

  1. Внешние.
  2. Внутренние (физиологические).

К внешним факторам относятся погодные условия, изменение уровня освещенности и температуры, цвет одежды, окружающая обстановка. При этом чем светлее глаза, тем больше способности у них к колебаниям цвета. Отраженный от глаз предмет приводит к внешнему изменению его оттенка. Однако все эти причины относительны, и результат их влияния на глаза практически незаметен.

Физиологические факторы можно разделить на естественные, которые не представляют опасности для здоровья человека, и патологические. К первым относятся:

  • Эмоции. Глаза меняют цвет от настроения. Стресс, радость, гнев могут привести к изменению оттенка радужки. Ученые связывают этот процесс с гормональным фоном.
  • Слезы. Когда человек плачет, оттенок радужки становится более насыщенным. Белок, получая избыточное увлажнение, кажется еще более светлым и оттеняет цвет радужной оболочки.

Все эти причины не связаны с болезнями. Есть несколько заболеваний, которые проявляются в смене оттенка радужной оболочки. Все они очень опасные и требуют длительного лечения. Рассмотрим подробнее их симптомы.

Глаза меняют цвет: как называется болезнь?

Разберем подробнее симптоматику каждой патологии , сопровождающейся сменой цвета глаз. Вы сможете отличить патологический процесс от естественного и вовремя обратиться к врачу. Итак, к заболеваниям, приводящим к изменению цвета радужки, относятся:

1. Синдром Далена-Фукса. Еще он называется хроническим негранулематозным увеитом. Это дегенеративный процесс, который поражает преимущественно один глаз, но может затрагивать и другой. Симптомы синдрома следующие:

  • помутнение хрусталика, происходящее вследствие изменения состава жидкости в глазу;
    радужная оболочка снаружи светлеет из-за ее истончения, в результате чего пораженный глаз становится темнее здорового (лакуны радужки
  • расширяются — через них начинает просвечивать пигмент);
  • отсутствие крипов (рисунков) радужки.

Это часть симптомов, которые относятся к цвету глаз. При этом некоторые признаки заболевания могут на время пропадать, в связи с чем его сложно диагностировать. Синдром Фукса практически всегда приводит к вторичной глаукоме или катаракте со всеми их симптомами. В любом случае синдром сопровождается гетерохромией — разным цветом глаз (один более тусклый, а цвет другого интенсивнее).

2. Синдрома Познера-Шлоссмана (глаукомоциклитический криз) — это разновидность увеита, который влияет на состояние радужной оболочки. Синдром проявляется болевыми ощущениями, затуманивании зрения, чувстве тяжести в глазах, фотофобии и возникновении разноцветных кругов. Снижением зрения данная патология не сопровождается. Что касается состояния радужки, то она заметно темнеет. Кроме того, наблюдается мидриаз зрачка пораженного глаза.

3. Синдром Горнера — это болезнь, связанная с поражением нервной системы. Чаще всего проявляется патология именно на глазах. Зрачок больного глаза медленно реагирует на изменения уровня освещенности. Он не адаптируется к внешним условиям и практически всегда сужен. У больного наблюдается гетерохромия, особенно если болезнь развивается у ребенка. Диагностировать заболевание проще всего по опущению верхнего века (птозу). Также при этом синдроме западает глазное яблоко, а на пораженной части лица нарушается потоотделение (дисгидроз).

4. Пигментная глаукома — офтальмологический недуг, при котором от задней поверхности радужки отделяется пигмент и попадает в другие структуры глаза. Главное отличие пигментной глаукомы от иных ее форм заключается в депигментации радужной оболочки: меланин вымывается из клеток поверхностного слоя радужки и попадает в переднюю камеру. У человека с пигментной глаукомой часть белковой оболочки приобретает цвет радужной оболочки. Другие симптомы патологии:

  • отечность роговицы;
  • плавающие круги, «мушки» перед глазами;
  • затуманивание зрения;
  • снижается способность четко видеть на разных расстояниях;
  • резкие скачки внутриглазного давления.

5. Меланома радужной оболочки — злокачественная опухоль, имеющая зачастую темно-коричневый цвет. Первый признак заболевания — появление грибовидной шишки коричневого цвета в передней камере глаза. Границы радужки становятся нечеткими, они словно смазываются, роговица мутнеет. Больной жалуется на ухудшение зрения, вспышки перед глазами, сужение полей зрения. Болевых ощущений в глазу обычно не бывает. Все эти признаки характерны для начальной стадии заболевания. К поздним симптомам относятся:

  • снижение веса;
  • учащенный пульс;
  • быстрая утомляемость.

6. Лимфома — еще одно злокачественное заболевание, симптомы которого отражаются на оттенке радужки. При лимфоме глаза поражается область внутри зрительного органа, что приводит к снижению остроты зрения. Также изменяется цвет радужной оболочки. Она становится более тусклой. Однако болезнь может вести себя по-разному в каждом конкретном случае.

Все перечисленные патологии являются достаточно редкими. Из-за этого их сложнее диагностировать.

Глаза начали менять цвет: что делать?

Итак, глаза меняют цвет от настроения, под воздействием внешних обстоятельств и вследствие болезни. Что делать человеку, если он обнаружил, что его глаза стали менять цвет? Если ранее Ваша радужка сохраняла свой оттенок независимо от внешних условий и других причин, то Вам стоит обратиться к офтальмологу. Как мы теперь знаем, изменение оттенка радужки у детей — естественный процесс. Тревогу он должен вызвать в том случае, если глаза меняют цвет неравномерно или изменился оттенок только одного глаза, то есть наблюдается гетерохромия.

Как ни печально это звучит, но «виновники» нашего хорошего настроения – маленькие гормоны счастья. Именно благодаря им, мы смеемся, улыбаемся, чувствуем эйфорию. Наших героев надо знать в лицо, так что давайте выясним, от чего зависит настроение человека.

Как ни печально это звучит, но «виновники» нашего хорошего настроения – маленькие гормоны счастья. Именно благодаря им, мы смеемся, улыбаемся, чувствуем эйфорию. Наших героев надо знать в лицо, так что давайте выясним, от чего зависит настроение человека.

Серотонин. Вы никогда не задумывались, почему одни люди всегда веселы и жизнерадостны, а другие, точно Пьеро, превращают любую проблему в трагедию? Оказывается, все дело в количестве серотонина в организме. У оптимистов этого гормона в избытке, пессимистам же, наоборот, его крайне не хватает. Очень важно, чтобы в организме было достаточное количество гормона серотонина, так как он отвечает не только за хорошее настроение, но и за здоровый сон и умеренный аппетит. Если плохое настроение - Ваш постоянный спутник, включите в свой рацион каши, макароны, шоколад. Они стимулируют выработку серотонина. Из фруктов серотонин помогают вырабатывать бананы. Также восстановить уровень гормона помогут занятия спортом.

Эндорфин. Этот коварный гормон отвечает за чувство влюбленности. Если Вы вдруг стали видеть мир в розовом свете, виновник всему этому не кто иной, как эндорфин. А что делать, если наоборот – все вокруг достали, некогда любимый(ая) муж(жена) вызывает отвращение?! Бегом в спортзал! Занятия спортом лучше всего способствуют выработке гормона влюбленности. Ежедневные тренировки вскоре помогут зажечь Ваш сердечный огонек, и мир опять станет прекрасен!

Эстроген. Этот гормон властвует над женщинами. Под его контролем находятся такие процессы как менструация, беременность, роды. Также именно благодаря эстрогену, женщина становится привлекательной, сохраняет молодость. Если в Вашем организме не хватает эстрогена, лучше всего Вам поможет секс. При каждом половом акте в кровь женщины поступают значительные порции эстрогена, что позволяет ей долго оставаться красивой и молодой. Увеличить в Вашем организме количество эстрогена поможет и травяной чай. Заварите равные части земляники, малины и шиповника и ежедневно устраивайте чайные церемонии - результат не заставит долго ждать!

Окситоцин. Это правитель ласки и нежности. На страстные и дружеские объятия, поцелуи и прикосновения тянет нас именно гормон Окситоцин. Он также бережет нас от болезней и стрессов. Попадая в кровь мужчины, этот гормон подавляется другими мужскими гормонами, а в организме женщины количество его многократно увеличивается. Поэтому именно представительницы слабого пола, так сильно нуждаются в проявлении нежных чувств. У раскованных женщин уровень окситоцина намного выше, чем у сдержанных и скованных. Если Вы хотите стать прелестной обольстительницей, занимайтесь больше сексом, и просите любимого чаще делать Вам массаж. Это лучшие помощники при выработке окситоцина.

Адреналин. Это гормон активности, бодрости, движения. Нормальное количество адреналина в организме позволяет долго оставаться энергичным, быть, так сказать, на волне. Но избыточное количество вызывает гнев или страх. Всегда оставаться в тонусе помогут занятия спортом и умеренное питание. Но если Вам уж очень не хватает острых ощущений, экстремальные виды спорта всегда помогут Вам в выработке адреналина.

А как насчет лекарственных препаратов? Казалось бы, нет ничего проще, сходить в аптеку, купить себе пилюлю серотонина или эндорфина, и... чудо свершилось, мы прекрасны и счастливы. Но в реальности, оказывается, не все так просто! Лишь природа знает, какое именно количество гормонов будет идеальным, поэтому лучше занимайтесь спортом, правильно пытайтесь и чаще радуйтесь жизни, просто так, без причины, и стражи хорошего настроения придут Вам на помощь!

Все мы рождаемся с уникальной внешностью — у нас есть свой цвет глаз, цвет и структура волос, цвет кожи, особенности фигуры и лица. Однако, многим хотелось бы поменять свои внешние данные, особенно женщинам. А вот некоторым повезло, одна из особенностей их внешности — это цвет глаз, который меняется сам. Да-да, это не выдумки, глаза-хамелеоны действительно существуют и меняют свой цвет в зависимости от настроения, освещения, макияжа или здоровья их обладателя. Давайте рассмотрим более подробно, почему меняется цвет глаз у некоторых людей и как влияют на характер человека глаза-хамелеоны.

Несмотря на то, как развились технологии и медицина в двадцать первом веке, точно сказать, почему у определенных людей цвет глаз меняется самопроизвольно, достаточно сложно. Этот вопрос еще не изучен до конца, однако у ученых есть некоторая информация. Они говорят, что на изменение цвета глаз влияет работа эндокринной и нервной систем. Если у человека есть нарушения в работе этих систем, то его цвет глаз может меняться, причем довольно кардинально — из зелёных стать карими, или наоборот.

Изменения цвета глаз у здорового человека

Если вы заметили, что ваши глаза меняют свой цвет, беспокоиться о своем здоровье следует лишь в том случае, если это происходит внезапно и очень резко. Это может свидетельствовать о различных заболеваниях глаз, в том числе пигментной глаукомы, лейкемии и т.д. Если же цвет меняется постепенно, незаметно и остается примерно в той же цветовой гамме, то беспокоиться не о чем — можем вас поздравить, у вас глаза-хамелеоны!

Цвет глаз очень часто меняется у детей. Новорожденные часто имеют светлые глаза и кожу, так как в их теле еще не накопилось достаточное количество меланина. Полугодовалый малыш уже обзаведется точным цветом глаз, а к 12-ти годам цвет глаз у ребенка может стать ярче и насыщеннее. Это естественный процесс и пугаться этого не стоит.

Также цвет глаз может меняться в течение дня. В зависимости от размера зрачка, он может светлеть или темнеть, в зависимости от настроения менять оттенок, например бирюзовые глаза к вечеру могут приобрести болотный цвет глаз. Такие глаза чаще всего и называют хамелеонами, многие окружающие часто даже не замечают разницу, однако если знать человека достаточно близко, можно заметить, что в разное время суток у него может быть разный оттенок глаз.

Изменение цвета глаз из-за болезней

Иногда причиной меняющихся оттенков глаз может быть серьезное заболевание. Либо, будучи уже больным, человек может принимать лекарства, которые изменяют цвет глаз. Например:

  • При . Некоторые глазные капли, которые назначаются при глаукоме делают цвет глаз темнее, чем он есть на самом деле. Особенно это заметно после длительного применения лекарства и у людей с изначально светлыми глазами;
  • При синдроме Горнера. При этой болезни у человека частично парализованы лицевые нервы. При этом цвет глаз становится светлее. Из этого можно сделать вывод, что изменения цвета глаз зависят от корректной работы нервной системы;
  • При редких воспалительных заболеваниях глаз. Например, при дистрофии Фукса или глаукомоциклическом кризе у больных иногда радужка приобретает зеленый оттенок. Со временем это может приводить к тому, что глаза становятся разных цветов, это явление также называется « ». Оно может быть и врожденным, однако не является болезнью и не доставляет своему обладателю никаких неудобств.

Влияние на характер человека

С древних времен люди относились к обладателям глаз-хамелеонов с удивлением и опаской — за изменчивость в цвете глаз их причисляли к колдунам и ведьмам. Сейчас же такие глаза несомненно вызывают интерес, однако многие могут и вовсе не заметить этой особенности, если близко не знакомы с человеком, у которого время от времени меняется цвет глаз.

Вместе с цветом глаз у их обладателя меняется настроение, эмоциональное состояние и даже физическое состояние. Скорее даже наоборот, от внутреннего ощущения человека зависит его внешний вид, в данном случае — цвет глаз. Поэтому можно точно сказать, что характер у этих людей очень переменчивый и импульсивный.

Глаза-хамелеоны у женщин

Как и их цвет глаз, эти женщины постоянно меняются, не имеют четкого мнения и не знают чего хотят. Они часто бросают начатое на полпути, не могут рационально принимать решения, а когда все-таки делают это, понять логику этих женщин просто невозможно.

Но у них есть и один огромный плюс — женщины с переменчивым цветом глаз легко подстраиваются под любые ситуации, не боятся изменений и новшеств, с охотой идут на любые авантюры. Им легко найти язык в любом обществе и адаптироваться в любом месте. У женщин с глазами=хамелеонами жизнь проходит ярко и эмоционально, она наполненна самыми разными впечатлениями и воспоминаниями.

Глаза-хамелеоны у мужчин

Как и женщины с таким цветом глаз, эти мужчины очень переменчивы и часто попадают в неловкие ситуации из-за своей нерешительности и неорганизованности. Они также непостоянны в своих желаниях, что еще хуже сказывается на их репутации, ведь от мужчин ждут совсем другого поведения — стабильного и надежного.

Но также, как и у девушек с глазами-хамелеонами, у них есть свойство легко переносить самые разные изменения в жизни. Их не пугает резкая смена обстановки, у них есть талант как впутываться во что-то непонятное, так и выходить победителем практически из любой ситуации.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...