Черный лебедь что такое. Смысл фильма Чёрный лебедь

Один из самых известных и замечательных по своей архитектуре Новодевичий монастырь был основан в XVI в. на Девичьем поле (иначе именовавшимся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами.

Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.


Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525 гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Собор с трех сторон окружен закрытой галереей; в интерьере – росписи XVI и XVII вв., пятиярусный резной иконостас (1683 – 1685 гг., мастер К. Михайлов и др.) с иконами работы С.Ф. Ушакова и др. мастеров Оружейной палаты.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы.

Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особое место занимает избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

История Новодевичьего монастыря связана с такими историческими именами, как Борис Годунов и его сестра Ирина Федоровна, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI в. при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен.

Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Сохранились также другие постройки XVI – XVII вв.: палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни. Увы, эти красивые плстройки не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

В период царствоавания Софьи Алексеевны здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая шестиярусная колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову, высота 72 м; 1689 – 1690 гг.), надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683 – 1688 г.), обширная бесстолпная трапезная с церковью Успения (1685 – 1687 гг.).

Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I.

Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. В 1724 г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта, обучали девочек плетению голландских кружев.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря.

Самое раннее из сохранившихся надгробий – белокаменная плита боярыни Ирины Захарьиной-Юрьевой датируется 1533 г. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548 г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей.

Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904 гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры (до «реконструкции» на территории старого кладбища насчитывалось свыше 2,5 тысяч захоронений).

В 1922 г. Новодевичий монастырь (как и многие другие) был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал.

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.
Сегодня некрополь Новодевичьего монастыря поражает обилием и разнообразием оригинальных скульптурных памятников: реалистические или поэтические скульптурные портреты, скульптуры, надгробия с элементами осмысления деятельности, творчества, жизни человека в целом, главная цель его существования, рельефные и графические портреты и мн.др.

Скульптурные надгробия – интереснейший пласт нашей культуры, еще недостаточно изученный и недостаточно освещенный в трудах искусствоведов. Уникальная особенность Новодевичьего некрополя еще и в том, что выдающимся деятелям культуры надгробия делали не менее достойные и одаренные художники.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1525 г. По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Первой настоятельницей монастыря была Елена Девочкина из Суздаля, причисленная впоследствии к лику святых. Здесь принимали постриг только знатные женщины – представительницы царского или дворянских родов и при поступлении сюда жертвовали значительные средства на монастырь. Здесь приняла постриг дочь царя Михаила Федоровича царевна Татьяна, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия, здесь же содержалась и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Для многих из них Новодевичий стал темницей.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом. По злой иронии судьбы, царевна Софья столь много сделавшая для этого монастыря стала в нем узницей - в 1689 г. по приказу Петра I она была заточена в Новодевичий монастырь и насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны.

После стрелецкого бунта, последовали казни стрельцов, причем Петр, дабы продемонстрировать свою окончательную победу в борьбе за власть приказывал вешать стрельцов под окнами Новодевичьего монастыря. Вот как об этом пишет историк Николай Костомаров: «Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных». Говорили и то, что здесь, на льду Новодевичьего пруда, Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Отрубить голову не всегда удавалось с первого раза, а поэтому многие стрельцы умирали в страшных муках и страданиях. До сих пор пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях, находясь в бесконечном поиске своих мучителей.

С именем опальной царевна в Новодевичьем монастыре связана еще одна легенда: если приложиться к белокаменным стенам Софьюшкиной башни и загадать романтическое желание, то оно обязательно потом сбудется. По поверью души заточенных монастырских узниц до сих пор здесь обитают и помогают всякому пришедшему к этим стенам. В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. В ночь с 8 на 9 октября, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Существует такая легенда: потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву. В 1909 году, тоннель, ведущий от монастыря к Москве-реке – видимо предназначавшийся для сообщения с внешним миром во время осад.

После 1917 года, когда наступили времена воинствующего атеизма, Новодевичий монастырь не избежал скорбной участи. В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей. Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский, чьими силами были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры.

В 1930-х годах территорию монастыря было решено реконструировать, превратив в сквер с зелеными газонами и асфальтовыми аллеями. В некрополе Новодевичьего монастыря до его «реконструкции» было свыше 2000 захоронений, после реконструкции осталось около сотни. Большая часть надгробий была снесена, а о месте расположения могил все забыли. По-прошествии некоторого времени начали внезапно появляться воронки в земле. Грунт оседал, а стены некоторых более современных построек покрывались трещинами. О многих старых захоронениях и склепах никто не помнил, а тем более нигде не сохранились карты и планы с указанием мест этих захоронений. Однажды под землю рухнула одна из сотрудниц музея - ни о чем не подозревавшая женщина провалилась в склеп с пятью гробами. После обследования территории монастыря, геофизиками была составлена карта с подробным указанием 20-ти максимально опасных районов.

На месте некогда гигантского монастырского кладбища стоит сейчас лишь несколько надгробий. Уничтоженный большевиками местный некрополь попытались восстановить наши с вами современники, но памятники, которые удалось найти в укромных уголках Новодевичьего, расставили не там, где они стояли изначально. Никто не знает – где находятся могилы… Об этом известно лишь тем, кто в них похоронен. Среди монастырских старожилов ходят слухи, что местонахождение каждой могилы определяется лишь ночью – по слабому свечению из-под земли... На монастырской территории сохранились могилы героя войны 1812 года и поэта Дениса Давыдова, декабристов князя Сергея Трубецкого, создателя «Союза спасения» А. Н. Муравьёва и подполковника М. И. Муравьёва-Апостола, покоятся поэт А. Н. Плещеев создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, командующий юго-западным фронтом генерал А. А. Брусилов.

В ХХ веке появилось «новое» Новодевичье кладбище – за монастырской стеной, с южной стороны. Оно стало одним из самых престижных мест захоронений – в Советском Союзе – после кремлевской стены. Здесь похоронен Н.В. Гоголь - в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря – и это еще более увеличило количество легенд, связанных с этим место – всем известная скандальная история об исчезновении черепа великого писателя…

По иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, академики, Туполев, Ландау, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой. Остается лишь закончить рассказ стихотворной строкой: «От коммуниста и до дворянина недвижны все до Страшного Суда»...

» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Николас Талеб , который в своей книге «Чёрный лебедь» ввел термин «События типа „чёрный лебедь“».



С точки зрения автора практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — это Чёрные лебеди. Примерами Чёрных лебедей являются развитие и внедрение интернета, Первая мировая война, развал Советского Союза и атака 11 сентября.

«Чёрный лебедь» - это новая идея, инновация. Инновация - это то что никогда не было, то что не описано в литературе, то что неизвестно экспертам. «Чёрный лебедь» - это человек или группа, которая эту инновацию продвигает.

В системе где всё разрешено, кроме того что запрещено «Чёрного лебедя» не ждут. И он, возникнув начинает встраиваться в систему. «Чёрный лебедь» в такой системе разрешён и возможен, поскольку не прописан как запрещённый. Почему бы и нет, и возникают телефон, е-майл, Гугл, Фейсбук и тд. Система изменяется становится богаче, больше и сильнее, впитав «Чёрного лебедя».

В системе где запрещено всё, кроме того что разрешено, то есть тоталитарной системе, «Чёрного лебедя» ждут, чтобы запретить и уничтожить. Тоталитарная система, держава стремится удержаться в текущем состоянии, потому всё новое для неё враг.

Кроме формальных законов есть ещё традиции общества, которые смещают реальное общество в нечто промежуточное. То есть даже свободное и демократическое общество консервативно и может долго не принимать новое. Эрне Рубик и компания несколько лет свой кубик продвигали прежде чем что то сдвинулось благодаря счастливым случайностям.

А тоталитарному обществу не всегда удаётся быстро выявить, распознать и полностью уничтожить «Чёрного лебедя» и его влияние.

Приход «Чёрного лебедя» является неожиданным, по определению. До его возникновения его просто не существует, а то что не существует очень сложно предугадать. Ожидаемое прибытие не является чёрным лебедем, по определению.

Самое интересное что «Чёрного лебедя» нельзя предугадать, но можно создать. То есть предсказать когда развалится СССР или Россия очень сложно, легче развалить. Проще развалить чем предсказать. Проще создать нечто невиданное, чем предсказать что кто то другой это создаст. Ещё сложнее создать своевременного «Чёрного лебедя» , потому что бывают отложенные, появившиеся слишком рано а потому не принятые обществом или не пробившиеся через тоталитарное общество. То есть «Чёрного лебедя» имеет смысл искать не в удачных теориях, в теориях не нашедших применения, не реализованных.

Если что-то не работало тогда, возможно будет работать сейчас.

Если что-то хорошо работало вчера, то значит это совершенно точно будет плохо работать завтра, потому что завтра отличается от вчера

Лично я без ложной скромности лично себя считаю настоящим «Чёрным лебедем», поскольку то что делаю я - невозможно, а в таких условиях в которых это делаю я - абсолютно невозможно. Доказательством тому сей журнал.

Компетентные органы давно это оценили и я "оценил" их "работу".

"Людям, которые с завязанными глазами управляли школьным автобусом (и разбили его), нельзя доверять новый автобус"
"Не давайте детям динамитную шашку, даже если вы их предупредили и снабдили инструкцией " - Нассим Николас Талеб

Нассим Николас Талеб (родился в 1960 году в Ливане) - американский публицист, математик-экономист, трейдер, ученый, создатель теории «черного лебедя», появившейся за год до финансового кризиса, в 2008-м. В 2015 году Талеб стал заниматься разработкой новых методик риск-менеджмента.

Сложность изложения

4 из 5. Будет особенно полезна экономистам, бизнесменам и политикам.

Целевая аудитория

Все, кто ежедневно борется со стрессами, рискует, принимая важные решения в поисках себя, а также недооценивает судьбоносные события.

Лейтмотивом книги может быть фраза «Если вы никогда не видели черного лебедя, это не значит, что черных лебедей не бывает». Автором описывается роль неожиданных жизненных событий, которые объясняют все происходящее в мире, будь то религия, история, мода или даже личная жизнь. Размышления Талеба помогут по-новому увидеть известные факты и проанализировать их, переоценить рациональные объяснения прошлого в пользу случайностей, стать более открытыми к возникновению приятных случайностей. Любые непрогнозируемые события, которые оказывают влияние на мировую экономику, торговлю и т.д., автор назвал «черными лебедями». Они не всегда несут негативный оттенок, а могут быть даже очень счастливыми. Чтобы стать успешным, нужно быть к ним готовым.

Читаем вместе

Логика черного лебедя заключается в степени важности неизведанного перед уже известным. Любое неожиданное событие способно оказать грандиозное воздействие на ту или иную сферу жизни. Мы не всегда способны понять черного лебедя, поскольку наблюдения в прошлом берем за окончательную основу будущего.

Делая ставку на неизвестное, мы мало рискуем, поскольку при проигрыше теряем мало, а при выигрыше умножаем прибыли. Стоит меньше полагаться на планирование, если мы хотим поймать удачу. Все происходящее важно оценивать относительно: катаклизмы могут продолжаться несколько минут, а технологические перевороты занимают порой десятилетия.

Если мы невнимательно относимся к черным лебедям, мы ошибочно вырываем из контекста кусочки увиденного и, обобщая, спешим сделать выводы о невидимом. А еще в нас крепка вера в истории, попадающие под четкие схемы объяснения. Поэтому часто мы ведем себя неразумно, не веря в существование черного лебедя.

Наивный эмпиризм, согласно Талебу, заключается в подборе фактов-доказательств, согласующихся с определенными теориями. Иногда несколько лет не показывают нашу правоту, а один день способен изменить все в сторону неправоты. Единственный факт иногда является более ценным, чем масса данных. Мы часто не принимаем в расчет возможные потери, страхуясь от вероятных мелких убытков. Чаще всего экспертные рекомендации оказываются бессмысленными, а прогнозы относительно будущего выглядят псевдонаучными домыслами.

Успех какого-то изобретения может вполне зависеть от причуд судьбы, но не всегда от полезности этой технологии. Если быть готовым к таким сюрпризам, можно добиться процветания. Если вы уверены, что нечто новое изобретете в будущем, - считайте, что вы уже это почти сделали.

Автор придумал названия для явлений, которые можно описать через нормальное распределение вероятностей и через выход за его границы: самостоятельное множество первых - это страна обычного (Среднестан), а совокупность вторых - это страна исключительного (Крайнестан). Например, компания «Боинг» зарабатывает на концептуальных идеях и использовании определенных ноу-хау. А ее субподрядчики выполняют остальную работу в развивающихся странах. Несовершенство мировой экономики зиждется на возрастании неравенства между генерацией идей с параллельно усиливающейся ролью случайностей.

Любые профессии можно отнести к Среднестану и Крайнестану. В первом случае это рядовые профессии, где не происходит ничего экстраординарного. Во втором успех не гарантирован, но если выстреливает, то попадает в яблочко. Один становится победителем, остальные не получают ничего.

Среднестанцы не подвергаются угрозе черного лебедя, зато для крайнестанцев он наиболее вероятен. Среднестанские знания прибавляются очень быстро, все зависит от получения информации. Зато крайнестанские накапливаются медленно, и при появлении новых фактов не всегда становится известной их цена.

Лучшая цитата

«Чтобы поймать счастливого черного лебедя, нужно самим искать встречи с ним».

Чему учит книга

Чтобы выявить природу успеха, не следует пренебрегать неудачами.

Мы никогда не знаем, что может принести счастливая случайность, поэтому нужно как можно больше и чаще общаться с людьми. Предсказать случайность сложно, поэтому нужно думать скорее о последствиях, нежели о вероятности, которую мы не в силах предугадать.

Стоит быть готовым к любым возможным случайностям, кумулятивный эффект значимости которых неизбежен.

Все мы являемся черными лебедями, потому что нам повезло родиться на планете Земля, возникновение которой столь же невероятно.

Детали

Книга «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» мгновенно стала популярной, превысив тираж в 3 миллиона экземпляров, и держалась в списке бестселлеров New York Times 17 недель.

От редакции

Некоторые специалисты делят людей на игроков и зрителей. Игроки сами управляют своей жизнью, активно играют в нее. Зрители наблюдают за игроками, а их собственная жизнь течет «ни шатко ни валко». Аналогичная классификация есть в астрологии. Вам интересно выяснить, к какой категории людей относитесь лично вы? Астролог Надежда Трубачева предлагает вам пройти два теста - .

Жизненный поток ежедневно несет нам перемены. Любое неожиданное событие способно оказать грандиозное воздействие на ту или иную сферу жизни, и не всегда негативное, а порой очень даже положительное. Чтобы стать успешным, нужно быть к этому готовым, освоив ценный навык - спонтанность. В чем заключается польза спонтанности и как привнести ее в свою жизнь, рассказывает психотерапевт, гештальтфилософ Елена Солодкая : . .

Только представьте себе: старый друг, с которым вы не виделись вечность, приглашает вас на торжественный обед к себе домой в самую шикарную часть города. Камердинер в красном галстуке встречает вас. Вы проходите в дом через двери, размер которых раза в два больше стандартного. Ваш старый друг приветствует вас вежливой улыбкой, демонстрируя, как он рад вас видеть, и представляет остальным присутствующим, чьи повседневные наряды дают вам отчетливо понять: со спортивной курткой вы, конечно, ошиблись.

Обед из девяти различных блюд, названия которых вы даже не в силе повторить, уже накрыт. Разговор затрагивает разные темы: от международной экономики до политики. Вы же находите вежливую (и, конечно же, неправдоподобную) причину покинуть комнату.

И вот сейчас вы в 15 футах от входной двери, ведущей на свободу, как внезапно что-то привлекает ваше внимание — комната с огромными книжными полками, полностью заполненными книгами в твердом переплете — разными: старыми и новыми. Возле кожаного кресла стоит излучающая мягкий свет лампа.

Вот это библиотека!

Увесистый томик «Морская жизнь» лежит на кресле. Вы поднимаете его.
«Тяжеловата, не правда ли?», — говорит голос прямо у вас за спиной.

Вы поворачиваетесь, неуклюже вертя книгу в руках, как вдруг томик выпадает из рук. Стукнувшись об пол, он открывается на главе «Эхолокация и голубой кит».
«Простите, — говорите вы. — Книги увлекли меня. Вы читали эту?».

Он поднимает книгу с пола и перелистывает несколько страничек. «Нет, не всю, вряд ли! — отвечает голос. — На самом деле, мне кажется, мне не удалось прочитать полностью ни единой полки отсюда».

Это заявление, конечно же, наталкивает на мысль, которая бы пришла в голову любому нормальному человеку: «Какой же кретин!».

Почему ваше заключение ошибочно?

Вышеописанная история — своеобразное видение сценария Нассима Николаса Талеба (Nassim Nicholas Taleb), описанного в его книге «Черный лебедь: Под знаком непредсказуемости» (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable).

Очевидно, что не менее 99% людей назовут нашего старого друга «Кретином с большой буквы», ведь кажется, что его огромная библиотека была создана просто так, для галочки — должна же быть у состоятельного человека огромная библиотека с редкими книгами.

И, как Талеб пишет в своем произведении, лишь единицы сочтут старого друга одним из тех, кто кое-что понимает, кое-что, что мы, как маркетологи, нередко упускаем из виду.

То, чего вы не знаете, гораздо ценнее того, что вы знаете

Рассмотрим пример, чтобы вы могли представить, как этот принцип работает в маркетинге.

Представьте: 1999 год, вы — представитель стереобизнеса. Маркетинговое исследование (приведено для примера) демонстрирует следующее:

  • CD-диски продаются просто прекрасно;
  • в среднем в домах есть 1.7 устройств, проигрывающих CD;
  • в среднем человек покупает 5.4 диска в год.

Вы смотрите на общеизвестные факты и говорите: «Черт возьми! Так давайте же запустим такое стереопроизводство, которое позволит сделать звучание CD-дисков лучшим на рынке! Покупатели будут просто без ума!».

После чего запускаются новые производственные линии, которые выпускают десятки тысяч заказанных вами экземпляров дисков, в то время как Стив Джобс, сидя себе тихонечко в своем офисе, разрабатывает iPod — технику нового поколения.

Как так? Дело в том, что Джобс уделял максимум внимания тому, чего он не знал.

Иллюзия подтверждения

Намного проще доказать чью-то неправоту, чем объяснить правильность чего-либо. Наглядный пример — черный лебедь. Многие столетия люди думали, что таких птиц не бывает. Почему? Да потому, что образ белого лебедя плотно засел в их сознании. И конечно же, устоявшееся представление было разрушено, когда появились подтверждения существования черных лебедей. Как говорит Талеб:

«Одно-единственное наблюдение может опровергнуть вековую истину о белых лебедях. Все, что нужно, — одна-единственная (и, кстати, довольно, неприятная на вид) черная птица».

Нельзя говорить о верности какого-либо факта, только потому, что вам всегда приходилось видеть его с определенной стороны.

Утверждать, что все лебеди белые, и не иначе, только потому, что вам всегда приходилось видеть только белоснежных представителей этой породы — то же самое, что и говорить, будто бы всем всегда будут нужны диски, потому чтоj сейчас их неплохо покупают. Чтобы все изменить, достаточно одного лебедя, ну или одного iPod.

Когда здравый смысл бессилен

В маркетинге здравый смысл обычно советует принимать решения, отталкиваясь от тех фактов, которые уже были испробованы. И знаете что? Конечно же, в большинстве случаев прислушиваться к здравому смыслу будет очень правильно. Но иногда по-настоящему большой куш сорвать можно, только выходя за рамки здравого смысла.

Именно поэтому создатели «Карты против всех» во время грандиозных распродаж в « », вместо того чтобы снизить, подняли цены на игру на 5 долларов. В результате они сумели за одну «Черную пятницу» поставить рекорд дневных продаж. А известные представители печатных СМИ получили настоящую сенсацию.

Практически все бизнесмены, начиная с проверенных годами идей, впоследствии решаются на эксперименты и реализацию немного сумасшедших идей.

Впоследствии все прибегают к реализации слегка сумасшедших идей.

Помните идею «Заплатите, сколько не жалко», реализованную группой Radiohead? Их альбом In Rainbows распространялся именно по такой модели. Никто даже представить себе не мог, что когда-то она обретет популярность. Это было нечто неизведанное.

Но рискованный подход «выстрелил», и очень пришелся по душе и поклонникам, и самим исполнителям.

А на каких стратегиях основывается ваш бизнес? Почему вы выбрали именно их?
Может быть то, на что вы раньше не обращали внимания, поможет в развитии бизнеса намного больше?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...