Что делать если не могу проиграть. Как научить проигрывать без истерик и обиды

Умение признавать поражение, как и умение прощать, несет в себе огромную пользу для нашего психического здоровья. От того, как человек относится к проигрышу, можно понять, к оптимистам он относится или к пессимистам. Оптимист будет улыбаться в любой ситуации, поскольку сможет не только увидеть плюсы, но и извлечь выгоду.

Что несет в себе проигрыш

Самым удачливым «королем поражений» можно назвать Генри Форда. Это сейчас он известен как миллионер, изобретатель конвейерной ленты и основатель Ford Motor Company, но прежде чем стать великим американским бизнесменом, он претерпел не одно поражение – банкротство. Желающим научиться достойно проигрывать, стоит равняться на него. Главное, что необходимо уяснить - в поражении есть свои плюсы. Как говорит Генри Форд: «Неудача – это всего лишь возможность, чтобы начать снова и более умно». Необходимо анализировать свои ошибки, привлекшие к поражению, и выносить из этого бесценный опыт.

Научившийся достойно проигрывать, может забыть вкус победы

Умение достойно проигрывать имеет обратную сторону, за которой человек становится пассивен и равнодушен к победе. Если бы Генри Форд в свое время не нашел в себе сил справиться с очередным банкротством, так отчаянно желая победить, мир бы никогда не узнал такую замечательную марку машин как Ford. Система конвейерной сборки могла бы быть изобретена многими годами позже, как и возможность приобретения средним классом населения доступных по цене автомобилей. Поэтому ни в коем случае нельзя мириться с поражением. К ситуациям проигрыша необходимо относиться спокойно и мудро. Извлекая уроки из неудач, используйте полученный опыт для того, чтобы достигнуть намеченной цели.

Как научить ребенка достойно проигрывать

Невозможно научить ребенка тому, чего вы сами не умеете. Посмотрев на поведение чада, вы увидите маленькую копию своего отражения. Психология детей устроена таким образом, что они невольно копируют родителей. Чуть позже к привычке расстраиваться от проигрыша, скопированной у вас, добавится индивидуальное, собственное поведение ребенка. Однако основой все равно будет то, что вы вложили и продемонстрировали.

Лучший способ обучения – игра. Проводя совместные вечера за настольными играми, вы сможете показать ребенку правильные реакции на те или иные события. Не стоит объяснять, необходимо именно показывать. Проиграли, удивитесь вслух тому, что же вы сделали не так. Попросите отыграться со словами «теперь-то я знаю, как выиграть». Выработайте стратегию: «проигрыш – поиск причин – новая попытка».

Связанная статья

Источники:

  • Жизнь Генри Форда

Улыбка творит чудеса: располагает к себе незнакомых людей, соединяет пары и просто дарит хорошее настроение. Умение улыбаться является ценным достоинством человека, помогающим ему жить, творить и любить.

Инструкция

Развивайте у себя чувство юмора. Вполне возможно, что вам невесело потому, что вы не понимаете шуток окружающих. Все смеются, а вы – нет, и это только может огорчать вас или даже , что абсолютно препятствует появлению вашей искренней улыбки.

Настраивайте себя на позитив. На самом деле, заставить вас улыбнуться могут не только тонкие шутки, но и самые простые вещи. Весна, пение птиц, продуктивный рабочий день, милая пара, встретившаяся по пути, наконец, ваше отражение в стеклах витрин. Улыбнитесь себе, улыбнитесь миру, и он подарит вам свою радостную улыбку в ответ.

Связанная статья

Источники:

Есть люди-победители, а есть побежденные. И те, и другие терпели в жизни поражения. Только первые их пережили, а вторые – нет. Однако свое движение к победам начинать никогда не поздно. И умение проигрывать необходимо на пути к успеху.

Инструкция

Признавайте ошибки сразу. Люди нередко отстаивают свою позицию из . Они уже поняли, что неправы, но, тем не менее, продолжают приводить различные аргументы в свою защиту. Проблема в том, что рано или поздно поражение все равно придется признать, при этом вы можете выставить себя не очень , пытающимся оправдать заведомо неверную точку зрения.

Признав свою ошибку вы, напротив, покажете оппоненту, что вы умны. Кроме того, вы сэкономите свое и чужое время.

Говорите правду. Не стоит утверждать, что вы – профессионал в какой-то сфере деятельности, если это не так. Если вступаете в спор, сразу обозначайте свою компетенцию. В этом случае никто не будет вас «давить» аргументами и называть «профаном». Более того отнесутся с пониманием и пояснят непонятные вам вещи.

Если у вас нет в чем-то уверенности, то не стесняйтесь говорить об этом («Я, конечно, не уверен, но мне кажется…»)

Анализируйте причины ваших проигрышей. Ошибки возникают либо по незнанию (но их трудно назвать проигрышем), либо в результате победы чувств над разумом. Человеком овладевают злость, обида или раздражение, он теряет способность к логичному рассуждению и в итоге терпит поражение. Поэтому отложите «на потом» размышления о том, что надо было сказать в том или ином споре. Вы были в другом эмоциональном состоянии и, скорее всего, не могли трезво оценить ситуацию. Лучше вспомните момент, когда вы потеряли контроль над собой и стали жертвой собственных страстей.

Найдите свою слабость. Если вам обидно за проигрыш, подумайте почему. Вы наверняка отыщите какой-то ваш пунктик. Именно он является первопричиной вашей обиды. «Посмакуйте» его. Постарайтесь обидеть себя, делайте это как можно более агрессивно. Вы увидите, что все не так уж и страшно. И когда кто-то в следующий раз заденет вашу слабость, вы будете реагировать менее болезненно.

Рассматривайте наихудшую ситуацию из всех возможных. Ответьте себе, что будет, если ваша теория окажется неверной? Какие неприятности вас ожидают? Есть ли из них выход? Разработайте план на случай провала.

Только не рассматривайте ситуацию проигрыша слишком подробно, иначе настроите себя на него.

Откажитесь от перехода на личности. Доказывайте свою точку зрения, а не над собеседником. Лучше рассматривайте его в качестве источника информации.

Полезный совет

Если после проигрыша, осталась обида, не надо срывать зло на родных и близких. Поиграйте в компьютерную игру, побоксируйте, сделайте серию физических упражнений. Как ни странно, эти действия эффективно снимают психологическое напряжение.

Источники:

  • Искусство проигрывать

Трудно быть победителем всегда и во всем, но достойно вести себя во время проигрыша – это тоже победа, маленькая победа над собой. Умение проигрывать закладывается в детстве, поэтому родители должны уделять этому особое внимание.

Инструкция

Объясните ему, что неудача – это важный опыт, и если он видит свои ошибки, у него есть шанс в дальнейшем их не допускать. Любое сегодняшнее поражение может стать платформой для будущих побед.

Научите ребенка правильно выплескивать эмоции. Он может кричать, топать ногами, прыгать, но его агрессия не должна вредить другим людям.

Постарайтесь объяснить малышу, что участие в игре – это самое главное. Научите его выносить из процесса игры все самое лучшее – эмоции, навыки. Когда ребенок заинтересуется игрой, он будет адекватно воспринимать поражения и .

Научите ребенка верно распределять ответственность за неудачи. Поражение зависит от таких факторов, как внимательность, везение, уровень подготовки.

Хвалите и за победы, и за достойное поведение во время проигрыша. Скажите ему, что он стал гораздо лучше играть, что соперникам пришлось попотеть, чтобы забрать у него пальму первенства.

Учите ребенка уважительно относиться к чувствам остальных . Победа – это прекрасно, но не стоит оскорблять проигравших, смеяться над ними. Пусть ребенок подбодрит своих друзей. Если он научиться правильно реагировать на поражение своих товарищей, то и собственные промахи будет воспринимать гораздо спокойнее.

Источники:

  • Как научить ребенка проигрывать: рекомендации психолога. в 2019

Если вы постоянно думаете над тем, как бы «не потерять лицо», признавать свои ошибки вам будет сложно. Однако у окружающих люди? способные признавать ошибки? вызывают большее уважение, чем те, которые делают вид, что ничего не происходит. В конечном счете такая способность прямо сказывается на репутации человека, а также на его взаимоотношениях с людьми.

Обратите внимание на свои чувства

Совершив какую-нибудь ошибку, оцените свои чувства, обратите внимание на то, как вы себя ведете. Если вы склонны к излишней самокритике, возможно, вам будет страшно за последствия своих ошибок, у вас может появиться желание отвести от себя вину и возложить ее на кого-нибудь другого. Необходимо помнить, поведение может принести гораздо больше проблем, чем если бы вы открыто признали свою неправоту.

Чтобы определить, есть ли у вас склонность всякий раз оправдывать себя, обратите внимание на то, не преувеличиваете ли вы фатальность своих ошибок, не унижаете ли самого себя за неспособность правильно действовать. Проверьте, не перестаете ли вы верить в свои способности и не воспринимаете ли свои прошлые ошибки в качестве некоего урока. Если вы замечаете за собой такое поведение, корректируйте его.

Не корите себя за свои ошибки. Разнообразные ошибки (мелкие промахи или крупные упущения) на пути к цели почти неизбежны.

Ошибки повторяются

Помните, что ошибки являются неотъемлемой частью любого процесса. Даже если вы хорошо усвоили уроки предыдущих ошибок, они все равно время от времени будут повторяться. Ошибки лишь показывают человеку на то, что именно он делает не правильно, они дают ему возможность учиться и получать новые знания и навыки.
Помните, что многие великие изобретения были сделаны после длительной череды разнообразных ошибок.

Концентрируйтесь на причинах ошибок

Вместо того, чтобы вызывать у себя целый ряд негативных эмоций, подумайте над тем, что могло послужить причиной ваших ошибок. Возможно, вы были слишком уставшим, голодным, желали кому-то угодить или проявляли чрезмерную настойчивость. Сконцентрируйтесь на причинах своих ошибок, а не на самоуничижении, скажите себе, например: «В будущем я буду принимать решения, только удостоверившись, что обладаю необходимыми сведениями» или «В будущем я не буду принимать решения, если буду чувствовать себя уставшим».

Не оглядывайтесь в прошлое

Постоянное возвращение к прошлым ошибкам погружает человека в негативные мысли. Анализ и признание прошлых ошибок необходим, учитесь на них, но никогда не возвращайтесь к переживаниям, которые они вызывают. Прошлое изменить невозможно.

Люди не совершенны

Многие люди не могут признать свои ошибки потому, что постоянно стремятся к совершенству. Люди, стремящиеся к совершенству во всем, обречены погрязнуть в ошибках. Их может деморализовать любая значимая ошибка. Позвольте себе быть несовершенным и совершать ошибки. Не пытайтесь быть лучшим во всем, что вы делаете, иначе вы полностью погрузитесь в выявление собственных недостатков. Всегда говорите себе, что вы прекрасны таким, какой вы есть, вы открыты для обучения и постоянного роста.

Видео по теме

Жизнь человека – это движение к поставленным целям, в результате чего она становится насыщенной и осмысленной. Необходимо воспитать в себе новую привычку - действовать до результата.

Слушайте и отвечайте на вопросы

В процессе объяснения у слушателей неизбежно возникает некоторое количество вопросов. Если для вас суть того, что вы объясняете, кажется очень простой, у вас такие вопросы могут вызвать раздражение. Боритесь с этим и терпеливо отвечайте на них. Если вы не совсем понимаете задаваемый вам вопрос, попытайтесь перефразировать его вслух, чтобы не возникало недоразумений и неправильных толкований. Это особенно важно, если вы говорите с целой аудиторией. Кроме того, отвечая на вопросы при общении с группой людей, повторяйте их вслух, чтобы ваш ответ был понятен всем.

Не пользуйтесь специализированным жаргоном

В процессе объяснения определенной темы вы можете заметить, что слушатели вас совершенно не понимают. Такое может происходить, если вы слишком часто используете и различные сокращения, которые для них новы. Старайтесь говорить максимально понятными словами, особенно если у аудитории отсутствуют специализированные знания. Еще одна крайность, в которую не стоит впадать – слишком подробное объяснение очевидных вещей, оно может оскорбить вашего собеседника.

Задавайте вопросы на понимание

Разговор со слушателями не должен ограничиваться только вопросами с их стороны, тем более, что отсутствие таких вопросов не означает, что они все понимают. Обязательно задавайте свои вопросы на понимание ваших объяснений. Вопросы могут быть как простыми, требующими короткий ответ (да/нет), так и сложными, предполагающими развернутый ответ. В любом случае, задавая подобные вопросы, вы показываете своим слушателям свою заинтересованность в данном общении.

Используйте аналогии

В процессе объяснения слишком сложных тем вы можете столкнуться с непониманием самого предмета разговора. Используйте в таком случае аналогии, которые упростят понимание. К выбору аналогий необходимо подходить очень внимательно. Сначала выясните суть предмета, который вы хотите объяснить, а затем ищите аналогию в реальной жизни. Неправильный выбор может привести к неправильному пониманию ваших объяснений.

Убедитесь в том, что вас поняли

Объяснение чего-либо не имеет смысла, если ваш собеседник вас не понимает. В конце процесса объяснения обязательно спросите его, понял ли он то, что вы ему говорили. Один из наиболее эффективных способов проверить полученные знания – попросить рассказать услышанное своими словами, задавая при этом уточняющие вопросы.

Видео по теме

Они очень стараются выиграть и воспринимают поражение как трагедию. Их переживания непонятны окружающим: ведь это всего лишь игра! Почему же для некоторых из нас так важно всегда быть победителем? И можно ли научиться играть легко, с удовольствием?

Лицо каменеет, игральная доска летит в сторону, дверь хлопает… Партия оборвалась. «Они переживают свое поражение в игре как глубокую рану, нанесенную их самолюбию, – объясняет юнгианский аналитик Мария Ломова. – Проиграть для такого человека – значит внезапно почувствовать себя совершенно обесцененным. А это очень больно». Большинство из нас проигрывают с легким сердцем и смеются, когда вновь не повезло. Но тот, кто не умеет проигрывать, не прощает себе поражения. Чужая победа становится для него поводом упрекнуть себя в несостоятельности. «И он вновь начинает играть для того, чтобы еще раз попытаться ощутить свое превосходство, – говорит психотерапевт Сергей Медведев. – Для таких людей жизнь – это постоянное состязание. Игра – только частный случай».

Стремление к совершенству

Поражение в игре невозможно скрыть. У него всегда есть хотя бы один свидетель. Для того, кто страдает из-за проигрыша, поражение означает также, что его несостоятельность увидят окружающие. «Он боится, что его несовершенство станет причиной того, что окружающие не захотят с ним общаться, что он окажется недостаточно хорош для них, – продолжает Сергей Медведев. Так нередко чувствуют себя те, кого в детстве родители наказывали за малейшие неудачи. Старясь победить во что бы то ни стало, они теперь пытаются все же реализовать свою потребность стать лучшими, совершенными, всеми признанными. «Игра (в случае победы) помогает им самоутверждаться, – подчеркивает Мария Ломова. – Внешний успех доказывает собственную значимость, а проигрыш означает, что она вновь утрачена».

Добрый день!

Когда ребенок терпит неудачу, он склонен плакать, обижаться или злиться, поэтому у родителей возникает вполне закономерный вопрос: как научить ребенка проигрывать?

Умение проигрывать действительно важно, ведь оно означает, что ребенок обладает важными качествами, такими как упорство и целеустремленность. Эти навыки чрезвычайно полезны во взрослой жизни и развивать их нужно с самого детства.

Если ребенок не умеет проигрывать, то он, вероятнее всего, не сможет и выигрывать. Это вполне логично, ведь он будет избегать любых соревнований, поскольку они приводят к трудностям и негативным эмоциям. Ребенок, способный проигрывать и извлекать из этой неудачи опыт, напротив будет стремиться к конкурентной обстановке, чтобы достичь своей цели.

Ребенок, который не любит соревноваться, лишает себя большого жизненного опыта и это обязательно скажется на его дальнейшей жизни. Например, если несколько сотрудников сражаются за должность начальника отдела, они понимают, что место достанется только одному из них. Но ваш ребенок не окажется даже в списке претендентов, поскольку предпочтет в принципе избежать возможности повышения в должности.

Томас Эдисон провел около 700 неудачных опытов прежде, чем ему удалось изобрести нить накаливания в лампе. Когда его спросили, по какой причине он не прекратил своих попыток из-за череды неудач, изобретатель сказал, что у него не было ни одной неудачи. У него было 700 удачных попыток, в ходе которых он доказал, что это не работает.

Правильное отношение к проигрышу является залогом успеха в жизни.

Как научить ребенка проигрывать?

Прежде всего, необходимо определить темперамент ребенка. Например, флегматик отнесется к неудаче гораздо спокойнее, чем холерик или меланхолик. Ни в коем случае нельзя сравнивать реакцию своего ребенка и других детей, ведь все они разные и по-разному воспринимают те или иные ситуации.

Также следует понимать, что умение контролировать эмоции напрямую связано с возрастом ребенка. Даже взрослые люди расстраиваются, когда терпят неудачи, но они способны контролировать свои эмоции, а дети – нет. От ребенка, которому от 0 до 5 лет, нет смысла ожидать контроля над эмоциями.

Если проигрыш привел к тому, что ребенок огорчился, обиделся, психует или плачет, то это абсолютно нормальная, закономерная реакция. Ни в коем случае не стоит отчитывать его за это или призывать успокоиться. Более того, выплескивать свои эмоции абсолютно нормально, поскольку иначе они накопятся и превратятся в психосоматические заболевания, имеющие тяжелые последствия.

Никогда не закрывайте ребенку рот. Пусть он получит свой опыт разочарования и обиды, а после поймет, что после этой негативной вспышки все вновь становится так же хорошо, как и раньше.

Нельзя перекладывать ответственность с ребенка на внешние факторы

Наверное, каждый хоть раз становился свидетелем следующей ситуации. Ребенок бежал, ударился об стол и, конечно же, расстроился, принялся плакать. Заботливый родитель, вместо того, чтобы объяснить, почему это случилось, начинает ругать стол. Разумеется, предмет мебели от этого не пострадает, а вот ребенок может, ведь именно такими ситуациями формируется безответственное отношение к неудачам и проигрышам.

В такой ситуации правильнее было бы велеть малышу вести себя аккуратнее, чтобы не пострадать еще раз. Он должен понести ответственность за собственный проступок. Именно родители должны помогать своим детям анализировать ситуацию и выносить здравые выводы.

Разумеется, каждый родитель хочет защитить своего ребенка и позаботиться о нем. Но ваша задача не защищать его от любых напастей, а научить справляться со стрессовыми ситуациями, неприятностями и проблемами. Невозможно защитить свое чадо от всех бед, но если получится сформировать навык справляться с трудными ситуациями самостоятельно, в первую очередь эмоционально, то в будущем ребенок сумеет жить без вашего непосредственного участия.

Такое решение наказать стол и сказать ему что он плохой влияет также на то, что ребенок учится винить окружение в своих неудачах, а не анализировать свое поведение. Вы сталкивались с человеком, у которого все виноваты в его низкой зарплате: от жены с детьми до правительства?

Не мешайте детям учиться на ошибках

Для того, чтобы научиться плавать, необходимо плавать. Для того, чтобы научиться проигрывать, нужно проигрывать и осознавать это. Это нелегкий, но необходимый опыт, который вы обязаны позволить ребенку получить.

Самое главное, чтобы ваши дети чувствовали родительскую любовь, несмотря на удачи или поражения.

Хвалите правильно

Случается так, что мама и папа, пытаясь привить ребенку стремление к успеху, активно поощряют его за победы, бывает даже наказывают за проигрыши. Таким образом, формируется отношение к себе, следовательно, ребенок делает выводы, что родители любят его только тогда, когда он успешен. Но невозможно быть успешным всегда и во всем.

Поэтому важно хвалить не за победу, а за стремление, за обретенные навыки, опыт на пути к победе или к проигрышу.

Есть книга для взрослых людей, которые с детства приучались к тому, что победа это хорошо, а проигрыш – это ужасно. Книга называется «Гибкое сознание». В ней автор снимает блок страха перед трудными задачами, которых отличник не берет, потому что боится получить «2». Наше отношение к неудачам, к препятствиям на пути, к поражению определяет наш успех. Человек, который боится и не берет сложный проект или не идет на новую работу, или на лекции не поднимет руку и не спросит, если что-то не понял, потому что боится показаться глупыми. Такой человек упускает возможность выйти на новый уровень, просто из-за страха неудачи. Может поэтому миллионеры рассказывают что они в школе были двоечниками…

Подробней в видео.

Любите своего ребенка вне зависимости от его успешности, и тогда ему будет не так страшно проигрывать.

Буду рада вашим комментариям и вашим мыслям!

Лицо каменеет, игральная доска летит в сторону, дверь хлопает… Партия оборвалась.

«Они переживают свое поражение в игре как глубокую рану, нанесенную их самолюбию, - объясняет юнгианский аналитик Мария Ломова. - Проиграть для такого человека - значит внезапно почувствовать себя совершенно обесцененным. А это очень больно».

Большинство из нас проигрывают с легким сердцем и смеются, когда вновь не повезло. Но тот, кто не умеет проигрывать, не прощает себе поражения. Чужая победа становится для него поводом упрекнуть себя в несостоятельности. «И он вновь начинает играть для того, чтобы еще раз попытаться ощутить свое превосходство, - говорит психотерапевт Сергей Медведев. - Для таких людей жизнь - это постоянное состязание. Игра - только частный случай».

Стремление к совершенству

Поражение в игре невозможно скрыть. У него всегда есть хотя бы один свидетель. Для того, кто страдает из-за проигрыша, поражение означает также, что его несостоятельность увидят окружающие.

«Он боится, что его несовершенство станет причиной того, что окружающие не захотят с ним общаться, что он окажется недостаточно хорош для них, - продолжает Сергей Медведев. Так нередко чувствуют себя те, кого в детстве родители наказывали за малейшие неудачи. Старясь победить во что бы то ни стало, они теперь пытаются все же реализовать свою потребность стать лучшими, совершенными, всеми признанными. «Игра (в случае победы) помогает им самоутверждаться, - подчеркивает Мария Ломова. - Внешний успех доказывает собственную значимость, а проигрыш означает, что она вновь утрачена».

«Я стал увереннее в себе, играя в команде»

Марк, 28 лет, юрисконсульт

«С детства я участвовал только в играх, где у меня был большой шанс победить. Неудача пугала меня, я не готов был рисковать. В детстве родители мне уступали, поддавались, и я всегда выходил победителем. А позднее, с друзьями, ситуация изменилась. Я стал иногда проигрывать и оказался к этому совершенно не готов. Стоило мне почувствовать, что партия не выходит, я злился, часто даже не мог закончить игру… Меня злило, что я прикладываю огромные усилия, а все равно проигрываю. Это было так несправедливо!

Я долго переживал, мечтал о реванше! Приятели приклеили мне ярлык «не умеющего проигрывать». Сегодня, хоть мне не всегда удается посмеяться над собой, я чувствую себя увереннее. Предпочитаю командные игры, в них меньше требуется признания личных достижений. И не я один оказываюсь виноват, если команда проигрывает».

Жажда контроля

Всего лишь игра? Для не умеющего проигрывать это нечто гораздо большее. Игра - это оборотная сторона реальности, пространство, в котором можно по-иному выстроить свою жизнь. В игре есть четкие правила. Этим она привлекает тех, кому тревожно среди жизненного хаоса.

«Для большинства из нас игра - безопасное занятие. В конце концов, ее ведь всегда можно переиграть, - напоминает Мария Ломова. - Но те, кто остро переживает свои поражения, не осознают этого. И неудача для них равносильна угрозе их жизни».

Они бессознательно воспринимают проигрыш как возвращение хаоса, непредсказуемости, опасности. «Истоки такого мировосприятия могут скрываться в слишком ранней вынужденной самостоятельности, - поясняет Сергей Медведев, - в то время, когда ребенок еще нуждался в поддержке и руководстве старших».

«Мужчины реагируют на поражение острее женщин, - уточняет Сергей Медведев. - Возможно, дело в том, что мальчиков традиционно воспитывают в стремлении к победе, в то время как девочек учат быть гибкими и уступать». Проигрыш становится последней каплей и вызывает чрезмерно эмоциональную реакцию.

Но не игра сама по себе - причина такого поведения. Просто в ней ярко проявляются особенности, свойственные нашему поведению, поскольку время и пространство игры ограниченны.

Что делать?

Вернуть себе удовольствие

Играйте в разные игры. Определите те, что вам особенно интересны, и будьте к себе снисходительны, позвольте поиграть в них… с удовольствием. Задача: ощутить радость от процесса игры, а не от ее результата. Выберите партнеров, в которых вы уверены и знаете, что их отношение к вам не зависит от того, выиграете вы или проиграете.

Поменять правила

Договоритесь с собой о том, что сегодня вы непременно измените свое отношение к проигрышу (если он все же случится). Если это у вас получится, вы в любом случае станете победителем, потому что наконец сумели преодолеть себя.

Стать взрослее

По мере того как мы становимся старше, мы все больше ощущаем себя движущим началом своей жизни и получаем от этого большое удовлетворение. Для того, кто стал взрослым, игра перестает быть состязанием или сражением, а вновь становится просто забавой, развлечением…

Если вам не удается смиряться со своими поражениями и вы страдаете по этому поводу, значит, игра скрывает какие-то конфликтные отношения с собственной жизнью. В этом случае стоит обратиться к психотерапии, потому что страдание - это не игра.

Как помочь такому человеку?

Продумайте заранее, в каких играх участвовать в полную силу, а когда стоит уступить, приспосабливаясь к манере того, кто не умеет проигрывать. Но имейте в виду, что речь идет о понимании, а не о потакании… Не извиняйтесь - вы не виноваты в переживаниях проигравшего; не подшучивайте - тем самым вы рискуете обесценить его чувства.

Родителям не стоит постоянно играть со своими детьми в поддавки. Ведь так мы создаем у них опасную иллюзию, что жизнь всегда будет подчиняться их желаниям. Стоит объяснять им, что проигрывать не так уж страшно.

Вы часто играете с ребенком в настольные игры? Замечали, как он реагирует на проигрыш? Шашки (шахматы, фишки и пр.) летят в разные стороны, как только результат игры складывается не в пользу «младшенького»? «Так нече-еее-стна-аааа…» переходит в затяжной вой и истерику маленького колючего ежика… Знакомо?

Что же делать? Как разрулить ситуацию так, чтобы игры не прекращались, а нервотрепка и слезы не омрачали совместное времяпрепровождение?

Давайте по порядку…

Если ваш ребенок не умеет проигрывать, помогите ему научиться этому. Побеждать всегда и во всем - нереально. Дошкольники часто плачут из-за проигрыша, а вот подросток уже не пустит слезу из-за трояка по русскому, потери танка в компьютерной игре или проигрыша в шахматном турнире. И это нормально.

Но тем не менее, не нужно ждать, что ситуация разрешится через годик-другой. Даже маленькому ребенку нужно объяснять, что побеждать всегда просто невозможно, удача - дама капризная и не всегда улыбается тем, кто этого ждет. Порой нужно достойно принять и поражение, ничего страшного в этом нет.

  • Дайте ребенку понять, что вы его любите , гордитесь им, несмотря ни на что. Он проиграл, но стойко дошел до конца, не бросил на полпути начатое, не сдался без боя… Здорово! Молодец!
  • Не делайте из проигравшего ребенка жертву. Не начинайте его утешать, иначе он сам начнет чувствовать себя несчастным.



  • Спокойствие, только спокойствие , как говорил один в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.
    Даже если вы случайно заметили, что ребенок жульничает, «незаметно» двигает фишки и делает дополнительные ходы без очереди, не кричите. Это вовсе не означает, что из ребенка вырастет вор и обманщик, Жулик с большой буквы. Нет!
    Он сам прекрасно понимает, что действует не совсем честно, но его стремление к победе любой ценой в данный момент затмевает призывы совести. Некоторым детям в силу возраста и особенностей характера порой сложно играть по строгим правилам, они норовят сделать по-своему, как выгодно им.
    Оставлять без внимания такие случаи, конечно, не стоит, но и ругать слишком сильно - перегибать палку. Можно напрочь уничтожить мотивацию и желание побеждать.
  • Не вводите в игру очень жестких правил. Если игрок допустил ошибку, неправильно походил и т.п., не стоит говорить, что он «выбывает». Он и так «потерпевший», он сам знает, что потерпел неудачу.
  • Никаких поддавков! Дети очень тонко чувствуют, когда их начинают обманывать. Это еще обиднее, чем проигрыш. Лучше время от времени находить возможность поиграть с более слабым противником (младшим братом, сестрой, другом, бабушкой, которая «ни в зуб ногой в этих ваших шахматах») Но есть и вторая сторона медали. Играть все время со слабым противником - не вариант. Объясните ребенку, что полезнее играть с тем, кто сильнее тебя. Большему можно научиться, есть с кого брать пример, есть к чему стремиться.

Важно научить ребенка не смеяться над проигравшим, ведь на его месте можно оказаться самому. Никаких оскорблений и тем более обидных дразнилок!


Простые советы могут помочь в решении проблемы:

  • Не акцентируйте внимание на проигрыше. Возможно, ребенку был важен сам процесс игры, общение со сверстниками и он не придал особого значения итогу. Не делайте этого и вы.
  • Маленькому ребенку лучше всего говорить, что каждый, кто дошел до финиша и выполнил задание до конца - молодец. Не важно, кто сделал это раньше всех.
  • Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, иначе «победить любой ценой» может стать его целью. Лучше и правильнее сравнивать его успехи с тем, что было прежде, т.е. соревноваться с самим собой. Можно даже завести отдельный блокнот и фиксировать достижения в той или иной игре.
  • Если поражение воспринимается ребенком очень болезненно, старайтесь выбирать такие игры, где нужно играть не друг против друга, а против виртуального противника (против поля, компьютера и т.п.).
  • Чередуйте успехи и неудачи. Например, можно поиграть в быстрые игры типа «Крестики-нолики», «Камень-ножницы-бумага», где каждая новая партия не отнимает много времени и результат не всегда предсказуем.
  • После поражения предложите поиграть в ту игру, где ребенок явно одержит победу . Примеры таких игр есть в статье (2 часть), можно поставить активную ссылку.
  • Придумайте утешительный приз проигравшему.
  • На своем примере демонстрируйте адекватное поведение при проигрыше. Например, не стоит показывать полное равнодушие или чрезмерно злиться. Лучше казаться немного грустным, говорить что-то типа «Повезет в следующий раз», «В следующий раз я придумаю правильную стратегию и обязательно выиграю».
  • Предложите ребенку придумать такую игру, где проигравших не будет.
  • Если ребенок все же расстроился, не усугубляйте ситуацию. Спокойно объясните, что от невезения никто не застрахован, бывает и такое. Поддержите его словами «Мне было сложно играть с тобой. Пришлось попотеть, чтобы выиграть» или «С каждым разом у тебя все сложнее и сложнее выигрывать. Ты делаешь успехи!»

Еще один нюанс. Психологи советуют найти для ребенка, который болезненно реагирует на проигрыш, такое дело, в котором он сможет стать лидером.

Не получается быть первым в спортивном состязании, возможно, стоит попробовать шашки. Не получается быстрее всех решать логические задачи, вероятно, стоит попробовать писать стихи или рисовать пейзажи. Главное, не сдаваться!

И не обижаться на всех и вся. Как только вы и ваш ребенок поймете, что он уникальный, способный и просто замечательный, проблема с выигрышами исчезнет сама собой. Уверенность в себе и своих силах - главное оружие человека, которому не нужно никому и ничего доказывать.

Уважаемые читатели! Как ваш ребенок реагирует на проигрыш? Часто ли вы, играя с ребенком, поддаетесь ему? Как вы помогаете ребенку не расстраиваться в случае неудачи? Ждем ваши ответы в комментариях!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...