Что такое мораль олицетворение. Работа над темой урока

Что же такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых).

Слайд 6 из презентации «Роды и жанры литературы» . Размер архива с презентацией 898 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

««Кавказский пленник» 5 класс» - Черты характера положительного героя. Деятельность. Кавказский пленник. Жилин и Костылин во время побега. Слова, детали, характеризующие героев. Каким я должен быть, чтобы меня уважали. Жилин и Костылин в плену. За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным. За что зауважали татары Жилина. Цель урока.

«Цветы у Есенина» - Сказать о том, как «тихо розы бегут по полям», Есенин смог. Самое прекрасное на Земле. Художественный текст – это образное понимание мира. Использование цветов. Сирень. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку. Василёк. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов. Человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Роза. Цветы в поэзии С.Есенина. Есенинская поэзия обращена к прекрасному.

«Русская сказка «Царевна-лягушка»» - Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка». Что такое сказка. Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича. Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка». О чем эта сказка. Почему царь трижды испытывает невесток. Почему царь избрал такой странный способ выбора невест. Цели. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Когда в сказке впервые появляется имя царевны. Чего на свете не бывает.

«Викторина «Ночь перед Рождеством»» - Оксана. Ведьма верхом на метле. Олицетворение. Ясная ночь. Ладунка. Ночь перед Рождеством. Проповедь. Закрепление материала. Запорожцы. Н. В. Гоголь. Скрипучий снег. Чёрт. Ведьма и черт. Шутки Гоголя. Литературный прием. Вакула. Звёзды. Рудый Панько. Санкт-Петербург. Месяц. Выбери правильный ответ. Искусство. Грех Вакулы. Пузатый Пацюк. Реальные лица. Добрый человек. Тропы. Фразеологизм. Брейн-ринг.

«Житков «Механик Салерно»» - Образы матросов. Стилистический эксперимент. Чему учит книга. 1-ое название рассказа 1932 г. «Было давно». Механик Салерно. Виновник пожара. Подвиг команды моряков. Борис Житков «Механик Салерно». Моряк Житков. Финал рассказа. «Страх – это огонь в соломе». Человек в экстремальной ситуации.

«Учебники издательства «Дрофа»» - Три основных этапа. Фольклорист. Новые учителя. Фольклорная сказка. Устное народное творчество. Вопросы и задания. Художественный текст. Москва. Русские народные сказки. Изучение устного народного творчества. Морфология волшебной сказки. Переходный этап. Основные идеи. Структура раздела. Основные особенности волшебной сказки. Учебная линия. Диагностическая работа.

Басней называют аллегорическое сочинение небольшого размера, которое носит поучительный характер. Это основные признаки басни, как отдельного литературного жанра.

Басня как литературный жанр

Помимо них басне присуще изображение всего лишь одного события из жизни героя и их непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа и повествовательный способ изложения. В основном, басня бывает стихотворной формы, но встречаются басни другого вида.

В басне обязательно есть поучительная часть, поэтому построение этого художественного произведения особенное и отличается от других. Басня известна, как один из самых древних видов литературного жанра, так как самые знаменитые басни были написаны Эзопом в 5-6 вв. до н.э. в Древней Греции.

Аллегория

Аллегорией называют условное изображение каких-то абстрактных понятий, и изображение происходит через художественный образ или диалог. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве, притчах и баснях. Поэтому и считается одним из основных средств изображения в басне. Для аллегории характерно представление определенных понятий через образы растений, животных, мифологических персонажей и других неживых предметов.

В таком случае, эти предметы имеют переносное значение, в которое и вкладывается основная задумка басни. Например, такие понятия, как любовь, война, справедливость, мир, душа, честь, жадность и великодушие изображаются в виде живых существ. Они раскрываются через качества живых существ, через особенности их поведения и поступки, иногда - через их внешний вид.

Эзопов язык

Выражение "эзопов язык" пошло от имени самого известного баснописца - Эзопа . Так принято называть любого вида иносказание. Такое произведение намеренно маскирует главную идея автора, так как он использует аллегории для того, чтобы донести мораль басни до читателей. Помимо аллегории эзопову языку присущи ирония, аллюзия и перифраз.

Мораль и нравоучения

Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно - для маленьких детей.

В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне - это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.

Олицетворение

Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.

Юмор и сатира

Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.

Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Джером «Трое в лодке, не считая собаки»: сюжет и анализ
Следующая тема:   Стихотворения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Пастернака

Цели:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме:

«Басня И.А.Крылова «Листы и корни. Аллегория и мораль».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: познакомить с басней «Листы и корни»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

    развивать умение находить нужные сведения;

    выявить основную идею басни;

    подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

    формирование умения анализа сюжета и построения басни;

    закреплять термины «аллегория», «мораль», «олицетворение», «антитеза»;

    формирование навыка работы с иллюстрациями;

    совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как хвастовство, надменность

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г, иллюстрированная книга «Басни И.Крылова».

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Люблю, где случай есть пороки пощипать!»

И.А. Крылов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

Добрый день!

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2 .

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»?

Каковы особенности басни?

Слово учителя.

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

Повторить литературоведческие термины.

Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

Баснописец - тот, кто пишет басни

Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.

Морал ь – нравоучительный вывод.

Олицетворение - животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

Особенности басни:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),

    Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)

    Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)

    Персонажи (герои) – животные

    Диалог (разговор двух или более героев)

    Разговорный язык

Мини - викторина

1. Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:

-Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)

-Голубушка, как хороша (Лисица)

-Вот то-то мне и духу придает

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)

2. Продолжи выражение:

1. А ларчик… (просто открывался).

2. А Васька слушает… (да ест).

3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

4. У сильного всегда… (бессильный виноват).

5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).

3 .

Определение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с новой басней И.Крылова «Листы и Корни».

- Какова ваша цель работы на этом уроке?

Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы узнаем, о чём говорится в..

Мы должны понять, какой иносказательный смысл заключен в ней.

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:

- Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;

- Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.

- Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях.

- Персонажи басен – животные, растения, предметы

- Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;

- Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.

Физкультминутка

Литературу любим мы, друзья,

Читаем крыловские мы строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Работа над темой урока. Басня «Листы и Корни».

1. Выразительное чтение басни учителем.

Какие слова вам непонятны?

2.Чтение басни учащимися.

- Определите, в каких словах заключена мораль басни?

3. Аналитическая беседа по содержанию.

Игра «Лови вопрос».

Кто герои басни?

Что говорят листья?

Какие качества присущи листьям? Корням?

Какой иносказательный смысл заключен в басне?

Что высмеивает Крылов?

Кто противопоставляется в этой басне?

-Противопоставление называется антитеза.

4. Речевая характеристика героев.

Какой характер у листьев?

Кого Крылов имел ввиду, изображая листья?

А какие корни?

Кого он здесь подразумевал?

5.Чтение басни по ролям.

1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.

2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.

6.Работа над выразительным чтением басни.

& Словарная работа:

Зефир – теплый, легкий ветер

Толковать - говорить

Примолвить - сказать

Надменный - высокомерный

Коем- котором

«Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас».

Листы, корни, рассказчик

Человеческие качества -

самодовольство, эгоизм и социальное неравенство

& Словарная работа:

Самодовольный – полный любования самим собой

Эгоизм - себялюбие

листы и корни, власть и народ

самодовольные, капризные, заносчивые

высшее общество, власть, начальство

трудолюбивые, терпеливые

простой народ

Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

Что высмеивал Крылов в басне «Листы и Корни»?

Чему учат нас басни И.Крылова?

Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Рефлексия

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…»

Заполняют бланк самооценки.

Домашнее задание

1. Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Тема: Понятия аллегории и морали

Цели: 1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями басни как литературного жанра; подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни; познакомить с термином «аллегория»;

2. Развивать чуткость к художественному слову; развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию;

3. Обогащать духовный мир ученика, воспитывать сопротивление невежеству.

Этапы урока:

1. Оргмомент

3. Повторение

4. Физкультминутка

5. Подготовка восприятия

6. Сообщение темы урока, задач

7. Работа по теме

8. Итоги урока

9. Домашнее задание

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

1. Оргмомент

Приветствие. Выявление отсутствующих.

2. Проверка готовности к уроку

Чтение басен Крылова наизусть (часть у доски, часть «рассказывают» басни, отражая их на листах бумаги).

3. Повторение
Беседа по вопросам: 1. Что такое басня? 2. В чем ее особенности? 3. Кто чаще всего выступает в роли главных героев? Все верно, ребята. А теперь, давайте представим себе некоторых из них

4. Физкультминутка

Дети встают со своих мест.

А теперь вспомним героев басен. Я называю, а вы жестами показываете героя.

МЕДВЕДЬ (ребята должны изобразить, что он большой, неуклюжий)

ЗАЯЦ (прыжки на месте)

ВОРОН (ребята размахивают руками, словно крыльями)

ЛЕБЕДЬ (спинки выпрямляем, шейки вытягиваем)

5. Подготовка восприятия.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и медведи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

В разных литературных жанрах свои средства и способы выражения оценки поступков, мыслей отношений.

6. Целью нашего урока сегодня будет изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций.

Запишем сегодняшнюю дату и тему урока: средства выражения оценки поступков и ситуаций в баснях И. А. Крылова.

Чтобы цель урока была достигнута, нам необходимо поставить перед собой ряд задач, которые поведут к цели:

1. Вспомнить изученные и знакомые с детства басни и их героев.

2. Познакомиться с понятием «аллегория».

2. Поговорить о морали басен.

Итак, начнем с пункта 1: какие басни вы можете вспомнить и кто в них выступает в роли главных персонажей? Характеризуя героев, о чем мы будем говорить: о внешности или о характерах? Почему?

Мы будем описывать характеры, так как басня - это литературный жанр, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения (а о человеке судят по его поступкам, в первую очередь) через иносказание.

Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла. Басни полны иносказаниями. Например под ситуацией, в которой волк, желая попасть в овчарню, неожиданно попадает на псарню, мы можем разглядеть ситуацию войны 1812 года, а в волке увидеть французского императора Наполеона.

С понятием «иносказание» тесно связано понятие «аллегория».

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Аллегория – это процесс охарактеризовывания персонажа, при котором его качества закрепляются в нашей памяти и ассоциируются только с этим животным. Например, лису мы считаем хитрой, поэтому под аллегорией лисы мы распознаем хитрого человека, за ягненком – беззащитный человек, свинья – неблагодарная, наглая, ленивая.

Чтобы подкрепить вышесказанное, обратимся к басне “Свинья под Дубом”. Глазками пробежались по тексту – освежили содержание басни в своей памяти.

Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).

Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).

Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)

Ребята, не просто так в баснях используется иносказание и аллегории, а с целью того, чтобы через образы животных обличить отрицательные качества и поступки и показать нам со стороны, как это низко, подло, некрасиво, но особенность басни в том, что в ней нам не читают нотаций, не поучают. Басня наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает. А мы с вами делаем выводы в соответствии с нашими моральными принципами.

Мора́ль (лат. moralis - касающийся нравов ) - один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Какова мораль басни «Свинья под дубом», какой вывод делает сам Крылов?

(Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

8. Итоги урока

В чем проявляется аллегория в басне «Свинья под дубом»? Для чего автор использует аллегорию, иносказание.

Итак, ребята, целью нашего урока сегодня было изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций. И путем анализа мы выяснили, что И.А. Крылов выражает оценку поступков и ситуаций с помощью иносказания, аллегории, а также такой структурной части басни, как мораль, в которой и заключен тот смысл, то нравоучение, ради которого создавалась басня.

9. Домашнее задание

Найти 2-3 басни Эзопа и приготовиться к выразительному чтению. Индивидуально – сообщение об Эзопе.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...