Дмитрий мережковский биография. Краткая биография мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский — выдающийся русский поэт, писатель, философ, историк, переводчик, критик и общественный деятель. Один из основателей направления русского символизма и основоположник жанра историософского романа, яркий представитель поэзии Серебряного века. Мережковский неоднократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Дмитрий Мережковский родился в 1866 году в Санкт-Петербурге в семье мелкого дворцового чиновника. Дмитрий начал сочинять стихи уже в возрасте тринадцати лет, а в 1888 году выпустил дебютный сборник «Стихотворения». Будущий поэт и религиозный мыслитель учился тогда в Московском и Петербургском университетах на историко-филологических факультетах. Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейским символизмом во многом определило взгляды Мережковского и нашло отражение в его первых литературных произведениях.

В 1889 году Дмитрий Сергеевич женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус, с которой прожил вместе пятьдесят два года, не расставаясь ни на день. В девяностые годы супруги много путешествовали по Европе — во время этих поездок Мережковский занимался переводами античных трагедий с греческого и латыни. Эти работы, практически невостребованные при жизни автора, были высоко оценены современными языковедами и названы ими гордостью русской школы художественного перевода.

В 1892 году у Дмитрия Сергеевича вышел сборник стихотворений «Символы», который дал название новому поэтическому направлению, а в лекции Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» было представлено первое теоретическое обоснование символизма. На долгие годы поэт стал общепризнанным лидером этого литературного движения.

На рубеже XIX и XX веков Мережковский занялся исследованиями христианства и соборности и создал религиозно-философское общество для открытого обсуждения вопросов культуры и церкви. Под влиянием идей о необходимости утверждения нового христианства, высказывавшихся на собраниях общества, Дмитрий Сергеевич создал в 1896−1905 годах трилогию первых в России исторических символистских романов «Христос и антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Антихрист. Петр и Алексей». Достойный наследник Толстого и Достоевского, как назвала его английская пресса, Мережковский представил в своей трилогии совершенно новый исторический роман, ничем не похожий на произведения этого жанра XIX века.

Через год после выхода третьего историософского романа Мережковский уехал в Париж и пробыл в нем два года. Здесь Дмитрий Сергеевич приступил к работе над другой своей трилогией «Царство Зверя», посвященной российской истории конца XVIIIначала XIX веков. Во всех частях трилогии — «Павел I», «Александр I» и «14 декабря» — автор выступил с критикой официальной церкви и самодержавия, в результате чего его работы подверглись жесткой цензуре, а сам он — судебному преследованию.

Тем не менее, проза Мережковского была популярна в Европе и переводилась на многие языки. В 1911−1913 годах вышло его семнадцатитомное собрание сочинений, а в 1914 году — двадцатичетырехтомное.

После октябрьской революции 1917 года Мережковский и Гиппиус эмигрировали в Польшу, а оттуда — в Париж. В 1927 году супруги организовали религиозно-философское и литературное общество «Зеленая лампа». Общество сыграло одну из ведущих ролей в интеллектуальной и культурной жизни первой волны эмиграции, а сам Мережковский считал себя духовным лидером русской интеллигенции. Это время отмечено и новым этапом его творчества. В книгах «Наполеон» и «Данте» он обращается к жанру биографического эссе, а в «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» — к религиозно-философскому трактату.

В 1931 году Нобелевский комитет выдвинул Дмитрия Сергеевича в число кандидатов на получение премии по литературе, однако эта высочайшая награда досталась его соотечественнику Ивану Бунину, который пользовался неизменной поддержкой номинаторов. Тем не менее, Сигурд Аргелл, профессор Лундского университета, ежегодно добавлял Мережковского в число соискателей премии вплоть до своей смерти в 1937 году. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер четырьмя годами позже в Париже, так и не получив награды.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 – 1941). Русский поэт, прозаик, литературный критик. Родился в Санкт – Петербурге, в семье придворного чиновника. Во время учебы в гимназии увлекся поэзией и к моменту поступления в Университет, был вхож в литературные круги тогдашней столицы. В его первом изданном сборнике, с непритязательным названием «Стихотворения» сильно влияние друга юного поэта Сергея Надсона. В конце XIX века выходит три стихотворных сборника Мережковского. Сколь нибудь значительного следа в поэзии они не оставили, но один из них, вышедший в 1892 году, дал название яркому направлению в русском искусстве. Этот сборник назывался «Символы».

Символизм в России, пробившись через первоначальные насмешки и неприятие, вскоре определяет культурную жизнь обеих столиц Империи. И главный русский символист Мережковский востребован, как никогда. Он публикует трилогию «Христос и Антихрист», сборники стихов, переводы, эссе и критические статьи. Поэт создает религиозно – философский кружок, в котором обсуждают вопросы культуры, веры и церкви.

На эту мысль Мережковского натолкнула жена – Зинаида Гиппиус. Познакомились они в 1889 году, на Кавказе и вскоре обвенчались. Зинаида Николаевна, оказала большое влияние на жизнь и творчество Мережковского.

Революцию 1905 года, он приветствовал, одновременно предостерегая общество от «грядущего хама». Отправившись в 1906 году в так называемую «парижскую эмиграцию», Мережковский проводит там несколько лет, и, возвратившись в Россию, продолжает начатую в Европе трилогию «Царство зверя».

Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция, были встречены им крайне отрицательно. В 1919 году, он просит власть разрешить ему покинуть Советскую Россию, но получает отказ. Вместе с супругой, им удается бежать лишь в 1920м и сразу же писатель активно включается в антисоветскую деятельность. В эмиграции, он пишет на религиозно – философские темы, участвует в создании кружка «Зеленая лампа», вместе с супругой издает журнал.

В 1931 году, он выдвинут на получение Нобелевской премии, однако комитет отдал предпочтение Ивану Бунину. Ухудшившееся материальное положение, заставляет писателя перебраться в фашистскую Италию. Он лично общается с Бенито Муссолини, убеждая того напасть на Россию. Мережковский получает средства от дуче и выполняет литературный заказ диктатора.

Вторая мировая война, застает его во Франции. Выступление на радио в 1941 году было последним крупным «достижением» Мережковского. От писателя, назвавшего Гитлера спасителем мира, постепенно отворачиваются друзья и вскоре он умирает. На похороны пришло всего несколько человек…

Интересные факты и даты из жизни

«Идея его — такая огромная идея, что заранее можно сказать, не вынесет он ее, как не вынесут тысячи других писателей, сгорит, но нам в наследие ту же великую думу оставит. Сколько одиноких лет ждал Мережковский читателей, которые не перетолковывали бы его по-своему, а болели бы одной с ним болезнью! Теперь только стали его слушать. Слава Богу, давно пора!»

Александр Блок, «Мережковский. Вечные спутники», 1906

«Так, через напряженное изживание современности, раскрылся Мережковскому его Египет — «Бесконечная древность и новизна бесконечная». Таков всегдашний путь Мережковского: прорасти корнями из настоящего через настоящее — в былое. Все его творчество — медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты Истории: Россия Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; Эпоха Апостата; теперь — Эгейская культура, и далее — Египет, Вавилон. Для него познание прошлого — реальное общение в духе и лестница посвящений».

Н. М. Бахтин, «Мережковский и история», 1926

Мережковский Дмитрий Сергеевич родился 14 августа 1866 года в Санкт-Петербурге. Дмитрий Мережковский с 13 лет начал писать стихи. Через два года, ещё гимназистом, он посетил вместе с отцом Ф. М. Достоевского. Великий писатель нашел стихи слабыми, сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. В это же время Дмитрий Мережковский познакомился с Надсоном. На первых порах он ему подражал в своих стихотворениях.



В 1888 выходит первый сборник Дмитрия Мережковского, названный просто - "Стихотворения". Как замечал Брюсов, Мережковский сразу же смог взять самостоятельный тон, начав говорить о радости и о силе, в отличие от других поэтов, считавших себя учениками Надсона, которые "ныли" на свою слабость и безвременье.

С 1884 Дмитрий Сергеевич учился в Петербургском и Московском университетах, на историко-филологических факультетах. В это время он увлекся философией позитивизма и сблизился с такими сотрудниками "Северного вестника", как Успенский, Короленко, Гаршин, благодаря чему стал понимать с народнических позиций проблемы, стоявшие перед обществом. Увлечение это, однако, было непродолжительным. Знакомство с поэзией В. Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение Мережковский . Дмитрий Сергеевич отказывается от "крайнего материализма" и перешёл к символизму.

Дмитрий Мережковский, как отмечали современники, был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. В 1889 году Мережковский женился. Избранница его - поэтесса Зинаида Гиппиус, являлась "генератором" идей, а Дмитрий оформлял и развивал их в своем творчестве.

В конце 1880-х и в 1890-е Мережковские много путешествовали по разным странам Европы. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковался в таких изданиях, как "Труд", "Русское обозрение", "Северный вестник".

В 1892 Дмитрий Мережковский прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и "мистическое содержание" могут расширить "художественную впечатлительность" русской словесности. Сборник "Символы" появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.

В 1896 году вышел третий сборник - "Новые стихотворения". С 1899 Мережковского начинают интересовать вопросы христианства, связанные с соборной церковью.

В статье "Мережковский" Адамович вспоминал, что когда разговор с Дмитрием был оживлен, он рано или поздно переключался на одну тему - значение и смысл Евангелия.

Жена Дмитрия Мережковского осенью 1901 предложила идею создания особого общества людей философии и религии для обсуждения вопросов культуры и церкви. Так появились религиозно-философские собрания, знаменитые в начале прошлого века. Главной темой их было утверждение, что лишь на религиозной основе может совершиться возрождение России. Вплоть до 1903 проходили эти собрания, с разрешения обер- прокурора Синода Победоносцева. Участие в них принимали и священнослужители. Хотя не было принято христианство "Третьего завета", стремление на переломном этапе развития нашей страны создать новое религиозное общество было понятно и близко современникам.


Дмитрий Мережковский много работал над исторической прозой. Он создал, например, трилогию "Христос и антихрист", основная идея которой заключалась в борьбехристианского и языческого принципов , в ней он призывал к новому христианству, в котором "небо земное", а "земля небесная". В 1896 появилось произведение "Смерть богов. Юлиан Отступник" - первый роман трилогии. Вторая часть была издана в 1901 ("Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"). За ключительный роман под названием "Антихрист. Петр и Алексей" появился на свет в 1905.

Четвертый сборник "Собрание стихов" вышел в 1909.

Мережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как Блок, Андрей Белый, Бальмонт, даже касаясь "злободневных" общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. А Дмитрий Сергеевич даже в самых интимных признаниях выражал всеобщее чувство, надежду или страдание.

Мережковские в марте 1906 года перебрались в Париж и прожили здесь до середины 1908 года. В соавторстве с Философовым и Гиппиус Мережковский в 1907 издал книгу "Le Tsar et la Revolution". Он также приступил к созданию трилогии "Царство Зверя" по материалам истории России конца 18 - начала 19. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (1908) подвергся судебному преследованию.

"Больная Россия" - книга, которая появилась в 1910. В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 в газете "Речь". Книжное товарищество Вольфав период с 1911 по 1913 издало 17-томное собрание его сочинений, а Сытин в 1914 выпустил четырехтомное издание. Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень популярна в Европе. В России произведе ния Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре, так как Мережковский высказывался против официальной церкви и самодержавия.


Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920

Мережковские в 1917 еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе "грядущего хама". За два года жизни после революции Дмитрий Мережковский утвердился во мнении, что большевизм - нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда. Дмитрий Сергеевич в конце 1919 добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву и активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, супруги уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

Дмитрий Мережковский был склонен рассматривать эмиграцию как некоторого рода мессианство. Он считал себя духовным "водителем" оказавшейся за границей интеллигенции. Мережковские в 1927 организовали религиозно-философское и литературное общество "Зеленая лампа". Его президентом стал Г. Иванов. "Зеленая лампа" сыграла заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединила лучших представителей зарубежной русской интеллигенции. Когда началась Вторая мировая война, общество прекратило собрания (1939).



Мережковские в 1927 основали "Новый курс" - журнал, продержавшийся лишь год. Они участвовали также в первом съезде писателей-эмигрантов из России, состоявшемся в сентябре 1928 в Белграде (его организовало югославское правительство). Мережковский в 1931 был в числе претендентов на Нобелевскую премию, однако получил ее Бунин.

Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров - Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал "нравственной болезнью". После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь "Большевизм и человечество", в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов.

За 10 дней до оккупации Парижа немцами, в июне 1940, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский переехали в Биарриц, расположенный на юге Франции. 9 декабря 1941 года Дмитрий Сергеевич Мережковский умер в Париже.


Каждый из 4-х сборников стихотворений Мережковсковского очень характерен. "Стихотворения" (1888) - это книга, в которой еще выступает как ученик Надсона Дмитрий Мережковский. Цитаты из нее, достойные внимания, включают в себя следующую: "Не презирай толпы! безжалостной и гневной Насмешкой не клейми их горестей и нужд". Это строчки из одного из самых характерных стихотворений этой книги. Тем не менее с самого начала Дмитрий Сергеевич смог взять самостоятельный тон. Как мы уже отмечали, он заговорил о силе и радости. Стихи его напыщены, риторичны, однако и это характерно, поскольку соратники Надсона боялись больше всего именно риторики, хотя и пользовались ею, в несколько ином обличии, порой неумеренно. Мережковский же обращался к риторике для того, чтобы звонкостью и яркостью ее порвать беззвучный, бесцветный туман, в который была завернута жизнь русского общества в 1880-е. "Символы" - вторая книга стихов, написанная в 1892. Она примечательна разносторонностью тем. Здесь античная трагедия и Пушкин, Бодлер и Эдгар По, Франциск Ассизский и древний Рим, поэзия города и трагизм повседневного. Все то, что заполонит все книги, займет все умы через 10-15 лет, было намечено в этом сборнике. "Символы" - книга предчувствий. Дмитрий Сергеевич предугадывал наступление иной, более живой эпохи.

Мережковский придавал титанический облик событиям, совершавшимся вокруг него ("Грядите, новые пророки!"). "Новые стихотворения" - третий сборник стихов, написанный в 1896. Он значительно уже по охвату явлений жизни, чем предыдущий, однако гораздо острее. Здесь успокоенность "Символов" превратилась в постоянную тревогу, а в напряженный лиризм перешла объективность стихов. Мережковский считал себя в "Символах" служителем "покинутых богов". Но ко времени появления "Новых стихотворений" он уже сам отрекся от этих богов, говорил о своих соратниках и о самом себе: "Дерзновенны наши речи...". "Собрание стихов" - последний, четвертый сборник (1909). Мережковский в ней обратился к христианству. Он признал слишком ломким лезвие "дерзновения" и лишенным божества алтарь "всемирной культуры". Однако в христианстве он хотел обрести не только утешение, но и оружие. Все стихотворения этой книги проникнуты желанием веры.

Красивый, умный, интеллигентный, талантливый, образованный… Вся его жизнь - в поисках истины и гармонии. Казалось бы, светлый, удобный человек. Но его не любили. Дмитрий Мережковский всегда был в отдалении от всех многочисленных талантов русского «серебряного века».

Происхождение. Ранние годы

Громкой родословной Мережковские похвастаться не могли. Прадед Дмитрия был каким-то младшим военным чином и жил в Украине. И фамилия его была вполне украинская - Мережко. Дед служил в Петербурге, в Измайловском полку, и тоже в незначительных чинах. Правда, в бабушкиных жилах текла древняя, благородная кровь Курбских. Жизнь в Петербурге натолкнула деда на мысли изменить свою фамилию на русский манер - Мережковский. Отец Дмитрия был в конце своей службы в чине тайного советника. Он определил сына на учебу в классическую гимназию в Петербурге, где процветали зубрежка и муштра. Трудно было представить, что в такой семье и при таком воспитании появится «бунтарь», разрушитель традиций, один из вождей символизма, чьи книги не раз арестовывались цензурой, более того, самого автора чуть не отлучили от церкви.

Окончив гимназию, Мережковский стал студентом историко-филологического факультета Петербуржского университета. Здесь он увлекся теориями философов Милля, Конта, Спенсера. Их идея, что познание мира возможно исключительно научным путем, без теологического и метафизического вмешательства, посеяла безысходные, мучительные сомнения в сознании молодого Мережковского, ведь это противоречило его религиозным убеждениям, воспитанным с детства. И тогда он, раздираемый внутренним раздвоением, начал искать пути примирения двух совершенно противоположных идей, например, антихристианского нигилизма Ницше и учения об исканиях Вселенской Церкви Вл. Соловьева.

Литературная деятельность

Кроме публицистики и литературной критики, Мережковский занимался поэзией и романистикой. Что касается поэзии, то она по качеству несколько уступает другим литературным занятиям Мережковского. Его стихи часто грешат банальностью, подражательством, однообразием. Ученость, отягощенная впитанной с молоком матери огромной культурой, мешала ему быть непосредственным и живым в выражении своих чувств и впечатлений. А именно эта первородность является необходимым условием настоящей поэзии. Да и самые первые почти детские поэтические опыты Мережковского когда-то забраковал сам , и это поэт помнил всю жизнь и воспринимал как приговор: «слабо», «плохо», «не годится» - такие слова прозвучали из уст великого классика. А еще он сказал о том, что хороший писатель должен много страдать, тогда его сомнения будут действенны.

В 90-х годах, вдохновленный идеями народничества, Мережковский отправился «познавать жизнь», путешествуя по городам и весям России. Он много встречался с людьми, которые не вписываются в рамки официальной религии. Ему интересны разные секты и раскольничьи сообщества. Мережковский всерьез думал о том, чтобы после окончания университета «пойти в народ», уехать в деревню учительствовать. Религиозный переворот в сознании Мережковского по времени совпал с рождением символизма. Он выпускает сборник «Символы», статью о новых течениях в литературе, в которой обозначает три элемента новых веяний в искусстве: мистика, символы и расширенную художественную впечатлительность.

Вынудила супругов Мережковских (его жена была необычная и эпатажная поэтесса Зинаида Гиппиус), категорически не принявших переворота, навсегда оставить Россию. Они поселились в Париже и прожили там до конца своих дней. Во Франции Мережковский, продолжая свои духовные искания, организовывает нечто вроде религиозно-философского клуба под названием «Зеленая лампа», где обсуждались темы политики, большевизма, религии, символизма, мировой культуры. Не менее богата тематическая палитра и его публицистических работ. Об этом можно судить по их названиям: «Больная Россия», «Последний святой», «Грядущий Храм», «Две тайны русской поэзии» и невероятное количество литературно-критический статей в цикле «Вечные спутники». Но знаменитым Мережковский стал, благодаря своим историческим романам. Трилогия «Христос и Антихрист» вмещает в себя романы о Юлиане Отступнике («Смерть богов»), о Леонардо да Винчи («Воскресшие боги»), о Петре Первом и его сыне Алексее («Антихрист»).

Вторую трилогию Мережковский посвятил России. Они об эпохе Павла Первого, и движении декабристов. Чтобы собрать материалы для своих романов, Мережковский много ездил по Европе, изучал многочисленные документы, проводил серьезные научные исследования по интересующим его темам. Нина Берберова, наблюдавшая жизнь Мережковского в эмиграции, написала о том, что ему там не хватало именно России, но политическая непримиримость в отношении Октябрьской революции заставляла его смириться с потерей родины. Он говорил об угрозе России миру, о горьком сознании того, что никто не хочет слышать его предостережений. И все же на склоне лет в разговоре с женой он произнес однажды: «На что мне свобода, если нет России?»

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Отец - крупный чиновник при императорском дворе. Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского университета.

В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» - вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).

Вскоре Д. Мережковскому удалось преодолеть инерцию унылой поэтики восьмидесятников (несмотря на это, и в зрелые годы он всегда говорил о Н. Михайловском и Г. Успенском как о своих учителях) и создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.

В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению - символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию (текст ее вышел вскоре отдельной брошюрой), где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма - «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному». Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал последовательно и методично развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.

После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.

В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного - «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...