«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней" (по произведениям А. П

Ноя 24 2015

Беспощадная пошлость ни тени Положить не успела на нем… Н. А. Некрасов Писать о Чехове? Да разве это возможно? Чехов, Чехов… И нет тебя давно, и давно вынесла приговор прежнему строю, и, может быть, свидетель Чехов своими беспристрастными показаниями помог людям «во многом разобраться». Что же мы находим в произведениях Чехова близкого, понятного, сегодняшнего?

Чехов, как и прежде, с его вишневым, молодым, белым садом нужен нам, необходим. Вот поэтому мы и обращаемся к его творчеству сегодня. его молодо, прекрасно по сей день.

Значительное место в нем занимают рассказы, совсем небольшие по величине, но глубокие по содержанию. Рассказы эти юмористические. Читая их, понимаешь, почему с таким нетерпением ждали читатели рассказики, подписанные Антошей Чехонте. Удивляет лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека.

Толстый и тонкий из одноименного рассказа, поднятый палец Хрюкина, лысина чиновника, картины, сделанные из фотографий местных сановников, и прочее - детали, намеки, которые порой стоят больших и многословных описаний. Над рассказами молодого Чехова всегда смеешься и одновременно чуть-чуть грустишь. Ведь в этих коротеньких вещицах высмеивает все дурное, мешающее людям жить Частно и справедливо: лицемерие, грубость, чинопочитание, пошлость. Как тут не вспомнить гоголевское: «Скучно на этом свете, господа!

» Я думаю, особенно беспощаден был к обывателям и пошлякам, которые не только смешны, но и страшны. . Таков греческого (мертвого!) языка Беликов из рассказа « в футляре». Как он возмутился, увидев девушку на велосипеде: ведь это неприлично! А громкий смех, оказывается, - нарушение порядка.

Он боялся всего нового, передового, любимым его изречением было: «Как бы чего не вышло». Под стать ему и унтер Пришибеев, пытающийся всюду наводить «порядок». Беликовы и Пришибе-евы, Очумеловы и Елдырины были душителями светлых, живых мыслей и дел, одной из опор режима. Подобных типов немало и в нашей жизни. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

И подобных рассказов у писателя много: «Попрыгунья», «Ионыч», «Учитель словесности», «Крыжовник» и другие. конца XIX века была полна проявлений неравенства, нечестности, бесчеловечности, тупости, человеческого горя. Я считаю, что Антон Павлович хорошо знал жизнь разных слоев общества, чему способствовала и его врачебная практика. В 1892 году он написал «Палату №6». Этот произвел на меня громадное впечатление. Больница для душевнобольных, изображенная в нем, так похожа на саму Россию с ее нелепыми порядками, при которых гибнут порой замечательные, талантливые люди и процветают глупцы и бездарность.

Конечно, писатель в своих рассказах, повестях, пьесах показывал не только мещан, хамелеонов, подхалимов и плутов. Его лучшие герои думают о страны, народе, о путях борьбы за лучшее будущее. Эти люди порывают с миром пошлости и вступают на путь, который приведет к осуществлению их благородных целей. К ним относятся и Надя из рассказа «Невеста», и Аня, и Петя Трофимов. из « Вишневого сада »…

Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, все права защищены 2001-2005 и мысли», - говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать даже в пустяках.

Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие, чтобы не прожить обывателем, скучной мещанской жизнью, не погрязнуть в пошлости, - честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.

Без труда не может быть честной и радостной жизни», - учил этот великий гуманист. До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком и в хорошем, и в плохом - в любой ситуации, учил личным примером и творчеством. Проблема человека, выпадающего из общего строя жизни, протестующего против пошлости, - одна из ведущих линий творчества писателя.

Так, в вышеназванном рассказе «Попрыгунья» Антон Павлович повествует О докторе Дымове, самоотверженно преданном делу служения людям, своему делу врача. Его жизнь - контраст пустой, никчемной жизни Ольги Ивановны, ее друзей и поклонников. Дымов умирает, но «беспощадная пошлость ни тени положить не успела на нем». Против пошлости борется Чехов и в рассказе «Учитель словесности». «Учитель словесности» - рассказ о том, как мир мещанского , обыденности и ничтожества убивает в человеке лучшие чувства, разрушает любовь.

И Никитин старается преодолеть злой мир, но не гибнет духовно, а напротив, «ему страстно, до тоски, вдруг захотелось в… другой мир…». Показывая, как страшна сила мещанской обыденности, грозящая уничтожить или разрушить духовное начало в людях, Чехов «всю жизнь боролся с ней», утверждал «другой мир» - мир любви, красоты, труда, счастья, жизни. И единственная вера Чехова - вера в творческое начало человеческого духа, которое поддерживает людей в их существовании, дает силы противостоять обыденности, пошлости.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней»(А. М. Горький) (по творчеству А. П. Чехова) . Литературные сочинения!

«Ионыч Чехова» - Что такое мещанство? Неуместные шутки и перешептывания запрещаются. Встречаются ли сейчас ионычи? Говори, что думаешь, но думай, что говоришь. Вопросы. Правила ведения спора. Острое, меткое слово приветствуются. Котик – положительный или отрицательный персонаж? Эпиграфы. В чем заключается счастье для каждого из героев рассказа?

«Рассказы Чехова и Бунина» - Нет, нам таких штучек не надо». Рассказы раннего Бунина отличают: М.: Высш. школа, 2002. Кроме кольцевого обрамления в данном рассказе выделяется и кумулятивный сюжет. Так и острили, бывало: эх вы, Че-хо-вы! А. Чехов И. Бунин. Хрестоматия под ред. Исследования в области структуры художественного произведения:

«Толстый и тонкий Чехова» - Уроки детства. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Кабинет А.П.Чехова в доме на Садово-Кудринской. Я получил в детстве религиозное образование… Какова причина перемены настроения тонкого? Что позволяет так думать? Трагическим Драматическим Юмористическим. Ранние рассказы А.П.Чехова. Раболепство Самоуничижение Низкопоклонство Чинопочитание.

«Антон Чехов» - Фото 1892. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА. 1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. 2. Знакомство с биографией А.П.Чехова. А..П. Чехов родился 17 (29) января I860 года в городе Таганроге. Природа богато одарила детей Чеховых. XIX века жила семья Чеховых. Фото 1897.

«А.П.Чехов» - От известного к неизвестному. Место работы. Школа, построенная Чеховым. У Чехова каждый год менялось лицо. Сны. Всю жизнь А. Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду. Мысли. Физика, естественная история. Хотите верьте, хотите нет, но, по-моему, подрастает теперь замечательное поколение.

«Тоска Чехова» - На площади ни души… Почему в толпе никто не смеётся над Очумеловым? Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Городовой Очумелов с помошником Елдыриным шагают по площади. Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.

Всего в теме 39 презентаций

ЕГО ВРАГОМ БЫЛА ПОШЛОСТЬ (Рассказы А. П. Чехова)
Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли*. К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, хамством, бездушием и пресмыкательством - со всем тем, что Чехов называет пошлостью. Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство - все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней".Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В "Смерти чиновника" Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червяко-ве, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия героя говорит о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.Другой рассказ - "Толстый и тонкий". На вокзале случайно встретились два приятеля: толстый и тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: "На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило".Люди такого типа отыгрываются на нижестоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе "Хамелеон". В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был "ходить на задних лапках" и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски. Чехова волновало и то, что пошлость заражает и интеллигенцию. В рассказе "Маска" писатель обличает распущенность, вседозволенность. Пошлость многолика. Часто героями рассказов Чехова являются врачи - ведь сам писатель тоже врач. Герой рассказа "Палата № 6" доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые - здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью. В "Палате № 6" писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а про падение человека, постепенную его деградацию Чехов пишет в рассказе "Ионыч". Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать. Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут "Ионыч". Герой мирится с окружением и превращается в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За четыре года душа Старцева очерствела, а его деятельность превратилась в средство приобретения капитала.Чехов стремится вскрыть причины, порождающие Червяковых и им подобных. Прежде всего, это сама социальная действитель-ность. В обществе существовало как бы два класса: власть имущих и рабов. На службе было принято беспрекословное подчинение, что порождало страх, поклонение, самоунижение. Другая причина, порождающая пошлость, - общественная среда. В рассказе "Ионыч" видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посещал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно "интересной и образованной" семьей в городе считалось семейство Туркиных, Но узнав членов семьи, читающий сразу понимает, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, равнодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека. Но Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа "Попрыгунья". Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе "Невеста" нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, "футлярной" жизни и уехать учиться в столицу. Таким образом, Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.Чехов считал, что у человека должна быть высокая жизненная цель, а когда она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа "Крыжовник", который всю жизнь мечтал разбогатеть, приобрести свое имение и посадить в нем крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась. Герой превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя. Чехов говорил, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: "Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!"Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость, ее зачатки.Благородная цель, труд и любовь - вот то, что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях. Рассказы Чехова актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, еще не изжиты. .Великолепные рассказы Чехова воспитали во мне человеческую личность, сделали меня более добрым к людям, научили любить и жертвовать собой ради счастья на земле.

Задачи и тесты по теме "ЕГО ВРАГОМ БЫЛА ПОШЛОСТЬ (Рассказы А. П. Чехова)"

Сочинение

Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни. Ярким примером этого может служить рассказ «Палата № 6». Он явился как бы отголоском впечатлений, вынесенных с острова-тюрьмы Сахалина. Общество, в котором есть люди, думающие не так, как все, не может такого терпеть, и в конце концов эти неугодные люди оказываются в сумасшедшем доме. В сущности, это было даже не лечебное заведение, а тюрьма. Понять лю дей, находящихся в сумасшедшем доме, невозможно, но находится такой человек, который смог все понять, да поздно, только лишь после того, как сам очутился в этой тюрьме. По выражению современника Чехова, писателя Лескова: «В палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия…»

Не менее ярким по своей злобности является рассказ «Человек в футляре». В образе учителя Беликова Чехов высмеивает тех людей, для которых ясны только циркулярные и газетные статьи, где запрещалось что-нибудь; людей, старавшихся между собой и миром поставить своеобразный футляр. Вечными спутниками Беликова являются его страх и его слова: «Как бы чего не вышло». Под влиянием Беликова плодится пособничество всему подлому, замирает все живое, доброе, честное. Беликовщина — типичное явление общественной жизни России 80—90-х годов прошлого века и характерная черта рабьей психологии вообще. В образе Беликова Чехов протестовал против самодержавного строя, насаждавшего в обществе раболепие, фискальство.

Незадолго до своей смерти Чехов закончил пьесу «Вишневый сад». Немирович-Данченко увидел в пьесе «тяжелую драму русской жизни». Разные герои пьесы встречаются нам. Вот перед нами встают образы Раневской и Гаева, живущих сегодняшним днем, образ Пети — этого вечного студента, Лопахина — преуспевающего коммерсанта, поистине сложного человека. Каждый из этих людей выражает свои мысли, свойственные людям своего времени. Для Раневской и Гаева вишневый сад — это воспоминание о детстве, семье, благополучии, предмет гордости. Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивое место для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит. в прошлое, а с ним — и вся «старая жизнь». Тут сказывается, конечно, и влияние Пети, который видит в этом саду одни только тени прошлого, его мысль: вырваться за пределы сада-имения — охватывает всю Россию. Образ вишневого сада движется, меняется на протяжении пьесы, он наполняется новым значением в процессе жизни пьесы, в сознании читателя и зрителя. Но как бы мы на это ни смотрели, вишневый сад уходит в прошлое, а вместе с ним уходит и прошедшая жизнь.

До последней минуты своей жизни Чехов был верен своим идеалам, даже когда до смерти оставалось всего несколько часов, Чехов выдумывал свой очередной рассказ.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...