Экономический образ мышления пол хейне. Как это происходит? Что знают экономисты

Дата смерти:

Пол Хейне (англ. Paul Theodore Heyne ; 2 ноября , Сент-Луис , Миссури - 9 апреля ) - американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета . Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона.

Огромную популярность в России (было продано более 200 тыс. экз.) получила изданная в 1991 г. издательством «Новости» книга Хейне «Экономический образ мышления» (англ. The Economic Way of Thinking) . Фактически, это был первый переведённый на русский язык учебник по современной экономической теории . Книга 9 раз переиздавалась на английском языке при жизни Хейне. Десятое издание вышло уже после смерти учёного в переработке Питера Бётке и Дэвида Причитко.

Библиография

  • Limitations of the Economic Way of Thinking // Religion & Liberty . - Volume 8, Number 4 . (англ.) - (Проверено 27 сентября 2010) .

Издания на русском языке

  • Хейне П. Экономический образ мышления: пер. с англ. 5-го изд. - М.: Новости, 1991. - 704 с. - ISBN 5-7020-0470-1 . (50000 экз.);
переизд.: М.: Дело, 1992; М.: Дело, Catallaxy, 1993 (ISBN 5-85900-045-6 , 30000 экз.); М.: Каталаксия, 1997 (ISBN 5-86366-015-5 , 10000 экз.).
  • Хейне П., Боуттке П. Дж., Причитко Д. Л. Экономический образ мышления: пер. с англ. 10-го изд. - М.: Вильямс, 2007. - 544 с. - ISBN 5-8459-0777-6 , ISBN 0-13-060810-6 . (3000 экз.).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 2 ноября
  • Родившиеся в 1931 году
  • Умершие 9 апреля
  • Умершие в 2000 году
  • Экономисты по алфавиту
  • Экономисты США
  • Экономисты XX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хейне, Пол" в других словарях:

    Хейне, Пол Хейне, Пол Paul T. Heyne Дата рождения: 1931 год(1931) Дата смерти: 9 марта 2000(2000 03 09) … Википедия

    - (англ. Paul T. Heyne; 1931 9 марта 2000) американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета. Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона. Огромную … Википедия

    Пол Хейне (англ. Paul T. Heyne; 1931 9 марта 2000) американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета. Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона … Википедия

    27 й чемпионат Европы по настольному теннису проходил с 4 по 12 октября 2008 года в Санкт Петербурге в СКК «Петербургский». Было разыграно 6 комплектов медалей: в мужском и женском одиночном и парном разрядах и командных соревнованиях, впервые не … Википедия

    - (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк …

    Какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластическая моделировка … Большая советская энциклопедия

    Теория о завоевании Индии в древности народом, называвшим себя ариями. Еще в 1786 англ. санскритолог У. Джонс высказал утверждение, что др. инд. язык санскрит, др. греч., латинский, персидский и нек рые др. яз. имеют общее происхождение. Эта идея …

    - (от греч. arxaios древний и logos слово, наука) отрасль ист. науки, изучающая первобытные, древние и ср. век. веществ. памятники и реконструирующая по ним прошлое человеч. об ва. Веществ. источники это прежде всего орудия произ ва и созданные с… … Советская историческая энциклопедия

Пол Хейне - профессор Сиэтлского университета (США). Его книга “Экономический образ мышления” представляет собой вводный курс экономического анализа. Она выдержала пять изданий в США и является одним из самых популярных курсов по экономике. Ниже помещена заключительная глава книги.

Экономический образ мышления

Глава 23. Границы экономической науки

Перспективы цивилизации во многом определяются тем, на­сколько успешно функционируют общественные системы. Что мы можем сказать о функционировании общественных систем с точки зрения экономиста? Не упускаем ли мы, стоя на этой точке зрения, чего-нибудь важного?

Вернувшись к первой главе этой книги, вы найдете небольшое рассуждение об “уклонах” или “предубеждениях” (“biases”), свойственных экономической теории. Прочитав всю книгу, вы, может быть, захотите перечитать ее заново. Что вы

теперь скажете об этих “уклонах”? Искажения это или полез­ные рабочие гипотезы?

Что знают экономисты?

Смотреть на вещи с точки зрения экономиста - это значит систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.

На практике получается, что это знание в большой мере носит негативный и безличный характер. Как вы уже, наверно, заметили, экономический взгляд на вещи мало помогает нам понять взаимоотношения людей в семье или в другой малой группе, все члены которой хорошо знают друг друга и сотруд­ничают на личной основе. Экономисты же объясняют, как со­трудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайно эффективно. Может быть, читая главы этой книги, вы заметили, что большее значение в ней придается не тому, что надо делать, а тому, чего делать не следует. Но отрицательный результат также очень важен. Известный экономист Фрэнк Найт обычно защищал негативный характер, присущий выводам экономистов, такими словами: “Самое вредное - это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле неверны”.

Слишком много людей “знают”, как надо решать неотложные проблемы общества. Экономика представляется им очень просто устроенным миром, где намерения можно легко реализовать, а единственным препятствием на пути создания лучшего общества является недостаток добрых намерений. Но всякое свершаемое в обществе действие влечет за собой непредвиден­ные и непредсказуемые последствия. К примеру, очевидно, что ограничения на импорт текстиля в США сохраняют рабочие места и доходы отечественных производителей. Но лишь опыт­ный глаз экономиста отметит, что такая мера уменьшит доход всех остальных американцев, поскольку поднимет цены на текстиль, ограничит возможности США в экспорте других товаров и не даст им возможности воспользоваться своими срав-

нительными преимуществами. Точно так же очевидно, что ограничение квартирной платы уменьшит денежные платежи жильцов домовладельцам. Но многие ли сторонники такой меры отдают себе отчет в том, какие другие платежи придется в этом случае совершать жильцам, какие новые формы дискриминации придут на смену ценовой и какое краткосрочное и долгосрочное воздействие это может оказать на предложения жилья, сдающегося внаем?

Однако люди часто сердятся на тех, кто предостерегает о нежелательности тех или иных мер, но ничего не предлагает взамен. В нашем обществе, привыкшем к чудесам науки и техники, число требований “что-то сделать” значительно превос­ходит количество серьезных предложений по решению общественных проблем. Наверное, мы ошибаемся, полагая, что общественные проблемы можно решить так же, как технические. Мы признаем, что противоречивые интересы разных слоев общества создают для политиков большие трудности. Но мы все еще недооцениваем сложности целенаправленного переустройства общества. Во многом потому, что недооцениваем сложность социальных систем, в которых развитая сесть взаимодействий координирует поведение людей и побуждает их сотрудничать друг с другом в достижении своих целей.

Может быть, именно поэтому экономическая теория часто скептически оценивает предложения реформировать экономическую систему. Дело не в том, что сами экономисты не заинтересованы в реформе, и тем более не в том, что они - наемные лакеи привилегированных классов. Дело в том, что, раскрывая взаимозависимость различных решений, экономическая теория привлекает внимание к неизученным последствиям предлагаемых реформ. Обычный ответ экономистов на многие, от чистого сердца идущие предложения, гласит: “Так не выйдет”. Реализм часто напоминает консерватизм, но это разные вещи. А в каком то смысле знание действительно порождает консерватизм. Даже физики подверглись обвинениям в отъявленном консерватизме со стороны изобретателей вечного двигателя.

Простая и понятная экономическая теория, с которой совладает каждый. Книга Пола Хейне “Экономический образ мышления” описывает процессы, происходящие в мировой экономике, легким и вполне доступным языком. Так просто о деньгах вам еще никто и никогда не рассказывал.

Был экономистом, стал писателем

Американец Пол Хайне прославился благодаря своей любви к экономике. Много лет он преподавал свой предмет в разных ВУЗах страны и резюмировал: многие теоретические данные из области непонятны простым людям в силу своей запутанности, на самом деле, процессы просты и прозрачны, если вникнуть в их суть.

Так и появилась книга “Экономический образ мышления”. Писателю-экономисту сейчас бы было около 90 лет. Он умер почти в 70. На протяжении своей жизни он обожал путешествовать по миру, с удовольствием преподавал и обучал основам экономической теории всех желающих. У него – толпы фанатов по всему миру. При этом он оставался открытым и дружелюбным человеком – он легко соглашался на интервью, с удовольствием общался с поклонниками и отвечал на и письма, был почитаем и уважаем среди преподавателей, студентов.

Профессор не забывал и об экономике – писал научные статьи, публиковал заметки в различных изданиях, объяснял происходящие в мире макроэкономические процессы, давал комментарии в телевизионных сюжетах вплоть до самой кончины.

Цены на Пол Хейне Экономический образ мышления

Простая экономика

В это сложно поверить, но экономическая теория может быть понятной и доступной каждому. Все дело в том, как ее «подать». Если с помощью многочисленных понятий и научных терминов, то будет сложно, если простыми словами – то невероятно легко. Вот и весь секрет, который вовремя открыл Пол Хейне. Это и дало начало его книге.

Благодаря прочтению этой литературы, становится ясно:

  • почему происходят кризисы;
  • от чего зависит инфляция;
  • как защитить себя от попадания в «финансовую яму»;
  • реально ли быстро удвоить свои накопления;
  • чего не терпит экономика;
  • что влияет на экономические процессы, происходящие в мире.

Учебник рекомендован студентам экономических факультетов и простым людям, которые хотят понять природу всего того, что творится в экономике. Автор не научит тому, как изменить экономическую судьбу государства. Зато отметит – как жить в сложившейся ситуации, на что рассчитывать, как предугадать кризисы и моменты выхода из них.

Благодаря понимаю всей экономической системы мира, проще управлять собственным кошельком – так неоднократно говорил профессор. Примеры есть в книге, если им следовать, то деньги перестанут уходить непонятно куда, накопить на крупные покупки станет гораздо проще.

Известный американский экономист считает, что, делая выбор, человек останавливается на наилучшем из возможных вариантов. Он исходит из сравнительной оценки ожидаемой выгоды с учетом издержек. В рамках такой концепции человеческий индивид предпочитает предпринять только те действия, которые, как он думает, могут принести ему наибольшую выгоду в чистом виде, за вычетом затрат. Чем более серьезным окажется экономическое обоснование этого выбора, тем вероятнее, что поступок рациональный.

Что это за книга?

С теорией, изложенной в труде Пола Хейне, совладает каждый. Книга написана просто и понятно. В ней изложена экономическая теория на доступном для обывателя языке. Пол Хейне в своей книге «Экономический образ мышления» очень интересно рассказывает о процессах мировой экономики. Язык, которым он говорит, очень легкий и доступный. Можно смело утверждать, что так просто о денежных оборотах с нами до выхода этой книги не говорили.

Американский экономист прославился своей безусловной и преданной любовью к экономике. На протяжении долгого времени он был лектором в различных университетах. В итоге Хейне пришел к выводу, что многое из теоретического материала совершенно непонятно простому человеку. Все слишком сложно написано, так что можно запутаться в лабиринтах теоретических объяснений. На самом деле, все экономические процессы просты и прозрачны. Главное - вникнуть в их суть. Только суть любого предмета, главный корень, а не поверхностная шелуха, могут открыть нам все секреты его правильного использования.

Вот тогда и появилась книга с названием «Экономический образ мышления», написанная экономистом. Он обожал свой предмет, и это можно прочувствовать через текст. П. Хейне любил путешествовать по всему миру и обучать основам экономической теории всех, кто того желал.

Какой он человек?

У этого писателя-экономиста множество единомышленников и поклонников одновременно. При этом Пол всегда был дружелюбным и открытым человеком. У него не трудно было взять интервью. Он с большим удовольствием выходил на общение с поклонниками и отвечал на приходящие к нему письма. Хейне уважали и почитали как преподаватели, так и студенты.

Наверное благодаря своей харизме и простоте душевной Пол открыл секрет к изучению экономической теории. Это отлично видно из содержания книги «Экономический образ мышления», которая способна изменить сознание любого человека, открыв ему мир денег в новом свете.

Профессор всегда писал научные статьи и заметки, которые публиковал в печатных изданиях. До самой своей смерти он объяснял происходящие мировые макроэкономические процессы и комментировал их в телевизионных сюжетах.

Очень просто про экономику

Невероятно, но экономический образ мышления человека можно сформировать, не прибегая к сложному научных терминов. Благодаря прочтению книги П. Хейне, становятся понятными такие вещи, как:

  • истоки происхождения кризисов;
  • процессы, от которых зависит инфляция;
  • способы защиты себя от «финансовой ямы»;
  • пути реального и быстрого удвоения капитала;
  • процессы, влияющие на ход экономических событий в мире;
  • то, что не терпит экономика.

Этот учебник стоит обязательно принять во внимание студентам, учащимся на факультетах, связанных с экономической наукой. Он будет полезен и простым обывателям, интересующимся природой всего, что происходит в экономике.

Суть книги

Писатель не учит тому, как изменить судьбу государства с точки зрения экономической ситуации, но рассказывает о том, как жить в сложившейся ситуации, предугадать кризис, выйти из него и на что рассчитывать в разные моменты. Вся эта теория поможет сформировать экономический образ мышления. Пол Хейне неоднократно делал акцент на том, что с пониманием всей сути экономической системы мира становится проще управлять своим же собственным кошельком.

Примеры правильного подхода предлагаются в книге. Взяв их себе на вооружение, можно ожидать того, что деньги перестанут быть песком, сыплющимся сквозь пальцы непонятно куда.

В этом поможет сформированный благодаря полученным знаниям экономический образ мышления. Пол Хейне объяснил, как миллионам людей удается достигать необыкновенной согласованности своих действий. Ведь именно это качество характерно для современной индустриальной экономики. Чтобы производить огромное количество сложных благ, необходима высокая степень координирования своих усилий.

Что важно?

Время быстротечно. Не хочется его тратить на изучение сложных понятий, которые могут оказаться неактуальными к тому моменту, когда будут усвоены. Поэтому так важна книга «Экономический образ мышления». Отзывы, оставленные после ее прочтения, говорят о том, что можно быстро и качественно понять теоретический материал. Ведь, как ни крути, а без теории нет практики.

Люди недостаточно часто задаются вопросами, откуда возникают все те чудеса согласованности и координации в современном обществе, которые дают возможность удовлетворять наши насущные потребности. Современные блага и предметы роскоши мы принимаем как должное, не задумываясь и не интересуясь тем, как они возникают.

Об этом заставляет задуматься Хейне Пол. Экономический образ мышления человека дает возможность понять, что в мире нет ничего, что происходит автоматически. Согласованность колоссальных масштабов достигается благодаря наличию важных предпосылок. А мы, люди, в своем невежестве часто уничтожаем эти самые предпосылки или не даем им развиваться. Как следствие - не можем потом понять, почему наша экономическая система терпит внезапное крушение.

Именно поэтому так важна книга «Экономический образ мышления». Пол Хейне дает понять, что знания и понимания теории в этой области приносят пользу в первую очередь потому, что способны объяснить те самые процессы координации в обществе, выявить предпосылки, позволяющие им успешно развиваться.

При написании своего труда, профессор поставил перед собой цель изложить понятийный аппарат, способствующий возможности разобраться в процессах достижения согласованности между миллионами людей, даже незнакомых.

Кроме того, он показывает причину разногласий, способствующих разрушению этой целостности. И это тоже ценные знания, владение которыми позволяет тем, кто владеет рычагами управления обществом, вносить хаос и провоцировать бедствия. Если же правители ставят перед собой цель согласованности, то не стоит пренебрегать знаниями, которые нам поведал в своей книге Пол Хейне: «Экономический образ мышления». Читать ее легко и интересно. Безусловно, это очень важный экономический труд.

Он призывает к лучшему пониманию институтов, обеспечивающих согласованность в обществе и способствующих достижению процветания, социальной гармонии и свободы.

Важно понять, что экономическая теория - это не набор уже готовых рекомендаций, которые можно применить непосредственно в хозяйственной политике. Она лишь метод, интеллектуальный инструмент, техника мышления, помогающая ее владельцу приходить к верным заключениям.

На самом деле, многие преподаватели понимают, что вести курс экономической теории не сложно, так как сведений настолько много, что заполнить учебный день не составляет труда. Ничего не нужно выдумывать, перечень специальных терминов и их разъяснение уже дают основу на составление полного курса лекций. Однако какие результаты это приносит? Ведь важно то, что эти понятия принесут в жизнь новоявленных специалистов, как станет развиваться общество дальше, смогут ли эти люди понять глубину процессов и причинно-следственных связей? Захотят ли и, более того, смогут ли достигать социальной гармонии?

Что для экономического образа мышления характерно? Какие представления оно в себя включает?

Прежде всего, это взгляды и понятия, полученные в результате практической деятельности. Это опыт людей из повседневной экономической жизни. Основано экономическое мышление на практике, а не на познании действия и использовании социально-экономических законов. В своем труде Хейне экономический образ мышления наполняет иным социально-экономическим смыслом. Оно включается в связь с реальной практикой. А экономическое сознание связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов.

Таким образом, экономическое мышление можно рассматривать как форму проявления экономического сознания относительно конкретной социальной ситуации.

Дело в том, что в оборот вовлекаются не все знания в этой сфере, а лишь те, которые непосредственно применяются на практике. В этом и заключается экономический образ мышления. Книга, о которой идет речь в этой статье, раскрывает вышесказанные вопросы.

Такое мышление тесно связывается с экономическими интересами людей. Оно формируется под влиянием объективных факторов развития экономики, состояния социального сознания, участия трудоспособного населения в экономических преобразованиях и без сомнения отбрасывает лишнее, выхватывая из широкого круга возможностей лишь главное.

В чем смысл?

Главная идея - это фиксация внимания на том, как сделать выбор, каким он должен быть. Здесь главный акцент делается на индивида. Первичная характеристика такого образа мышления - это калькуляция выгод и затрат. Именно на ней основывается экономическое поведение.

Индивиды преследуют собственные цели. Они приспосабливаются к поведению друг друга. Однако каждый из них соблюдает определенные игровые правила и права собственности. Это определяет выбор индивида.

Суть, которую имеет экономический образ мышления, Пол раскрывал в своих лекциях с нескольких сторон. Он хотел дать возможность стать образованными в этой сфере как можно большему числу людей различных профессий. Дело в том, что все мы являемся участниками экономических процессов, происходящих в мировом сообществе. И от того, каким будет наше сознание, зависит ситуация в частности и в целом.

Суть экономического мышления

Выведем несколько важных аспектов:

  • Труд - это необходимость и условие самореализации индивида, а отношение к нему выражается в показателях развития практических усилий и субъективных побудителей, направленных на совершенствование способностей. Индикаторами служат установки, стереотипы, мотивы повышения квалификации наряду с фактами экономического поведения, инспирированными этими побуждениями.
  • Отношение к разным формам собственности тоже отражается в показателях практического использования и ее субъективного восприятия. Индикаторами выступают элементы мышления, показывающие представления об эффективном использовании общественного богатства.
  • Проявление отношения к управлению видно в показателях позиции трудящихся и их возможности влиять на решения вопросов, связанных с организацией производства, социальным и материальным обеспечением, стимулированием. Кроме того, принимаются во внимание показатели активности участия в управлении коллективными, отраслевыми, региональными и общественными делами. Индикаторы - это суждения людей об эффективности и демократичности управления, о способности руководства решать насущные вопросы, а также активность участия трудящихся в практических формах управления.

Это основное содержание, которое имеет экономический образ мышления.

Текущая страница: 1 (всего у книги 46 страниц)

Пол Хейне. Экономический образ мышления

Предисловие к русскому изданию

С благодарностью моим ближайшим помощникам Уэлли и Рут

Каким образом многим миллионам людей удается достичь необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик? Каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого количества сложных благ?

Мы недостаточно часто задаем эти вопросы. Те чудеса согласованности и координации в нашем обществе, благодаря которым мы удовлетворяем наши насущные потребности и можем наслаждаться предметами роскоши, мы воспринимаем как нечто должное. Поэтому мы не интересуемся, каким образом они возникают, и не видим, что в этом нет ничего автоматического или неизбежного. Согласованность в таких колоссальных масштабах может достигаться, только если имеются важные предпосылки. В своем невежестве мы порой уничтожаем эти предпосылки или не даем им развиться. А потом не можем понять, почему наша экономическая система вдруг "развалилась".

Экономическая теория приносит пользу в первую очередь потому, что она способна объяснить эти процессы координации в обществе и выявить те предпосылки, которые позволяют им успешно развиваться. При написании "Экономического образа мышления" моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий.

Мне бы очень хотелось, чтобы перевод "Экономического образа мышления" на русский язык помог бы лучшему пониманию тех институтов, которые обеспечивают согласованность в обществе, и тем самым способствовал бы достижению процветания, свободы и социальной гармонии.

Пол Хейне

г. Сиэтл, США

Предисловие

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Джон Мейнард Кейнс

Вводный курс экономической теории уже давно не представляет трудностей для преподавания. Правда, он сложен для восприятия, но это уже другая проблема. Объем усилий, необходимых для усвоения начальных курсов, мало связан с усилиями по их преподаванию.

Что нам нужно?

Какую цель должен преследовать вводный курс по экономической теории? Из сказанного выше легко догадаться, что я не вижу большого смысла в постановке обычной учебной цели: ознакомить студентов с разрозненными элементами техники анализа. И в самом деле, почему мы хотим, чтобы начинающий студент непременно имел представление о концепции средних переменных, средних полных и предельных издержек, помнил, в какую сторону наклонена та или иная линия на соответствующих графиках, чтобы он знал об обязательном пересечении кривых предельных и средних затрат в точке минимума последних, а также – обо всем остальном, что требуется для доказательства равенства цены средним полным и предельным издержкам у всех фирм в долгосрочном аспекте при условии совершенной конкуренции и после капитализации квазиренты? Задать такой вопрос означает, по сути дела, ответить на него. Полагать, что начинающий студент обязан знать все перечисленное, нет никаких разумных оснований. Но тогда зачем мы продолжаем его этому учить?

Частично ответ кроется в нашем похвальном желании обучать теории. Именно теория придает экономической науке почти всю ее объяснительную и предсказательную силу. Без теории мы были бы вынуждены пробираться ощупью, вслепую, через сплетение экономических проблем, конфликтующих мнений и противоречащих друг другу практических рекомендаций.

Но приобщать других к экономической теории оказывается делом чрезвычайно трудным. И многие преподаватели экономики, сталкиваясь с очевидной неудачей вводных общетеоретических курсов, нередко переходят к чтению специальных и частных дисциплин. На таких занятиях студенты обычно читают и обсуждают заявления профсоюзных лидеров, высказывания представителей промышленности и сельского хозяйства, политиков, отечественных радикалов или зарубежных социалистов. Они знакомятся с данными о распределении доходов, валовом национальном продукте, занятости, ценах и темпах экономического роста. Рассматривают доводы в пользу введения гарантированных доходов и аргументы против планируемого устаревания, доводы в пользу свободного предпринимательства и против нерегулируемой конкуренции, соображения в защиту ядерной энергетики и соображения против неконтролируемого экономического роста. О чем же они узнают в итоге, когда курс пройден? Они узнают, что существует множество мнений, каждое из которых опирается на факты, что "все относительно", что любой американец имеет право на собственную точку зрения и что экономика – это не наука, а, вероятно, пустая трата времени.

Убежденность в необходимости обучения теории обоснована в той мере, в какой под этим подразумевается, что факты не имеют самостоятельного значения вне теоретического контекста. Теория здесь существенна! Но какая? Экономическая, конечно, – хотя в действительности это еще не ответ на вопрос. Какого рода экономическая теория? И в каком смысле? Прежде чем мы сможем ответить, необходимо понять, что же все-таки нам нужно.

Концепции и их применение

Я хочу, чтобы начинающие студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогут им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Они проясняют, систематизируют и корректируют то, что мы ежедневно узнаем из газет, слышим от политиков. Сфера применимости инструментов экономического мышления практически неограниченна. Понимание и оценку всему этому студенты и должны вынести из начального курса.

Ничего, однако, не получится, пока нам, учителям и авторам учебников, не удастся убедить студентов. А для того чтобы убедить, необходимо наглядно показать. Следовательно, начальный курс экономической теории должен быть посвящен изучению инструментов анализа . Овладение любой концепцией необходимо совмещать с показом ее практических возможностей. Еще лучше – начать с потенциальных приложений, а затем уже перейти к инструментарию. В пользу такого порядка обучения педагогическая практика накопила уже столько свидетельств, что трудно даже понять, каким образом с ним мог когда-либо конкурировать какой-либо иной подход.

"Вот проблема. Вы понимаете, что это проблема. Что мы можем сказать о ней?" Это первый шаг.

"Вот как о той же проблеме размышляют экономисты. Они пользуются такой-то и такой-то концепцией". Это второй шаг, на котором можно продемонстрировать некоторые элементы экономической теории.

После того как показана применимость этих элементов к исходной проблеме и изучены некоторые следствия, ту же концепцию нужно использовать для решения других дополнительных проблем. Это третий шаг.

Конечно, все не так просто, и дело не сводится к трехэтапному делению. Преподавание основ экономической теории, наряду со знанием формальной техники анализа, также требует воображения, проницательности, знания текущих событий и ощущения перспективы. Сочетание перечисленных качеств встречается не часто. К тому же преподаватели должны и сами верить в то, что знание экономической теории окажется полезным не только для решения искусственно придуманных задач или успешной сдачи столь же искусственных экзаменов, но и для чего-то большего.

Польза ограничений

Никто, вероятно, не станет спорить с тем, что было сказано выше. Но если это так, то следует признать, что наша педагогическая практика сильно не соответствует нашим взглядам на нее. Одна из причин, несомненно, состоит в том, что на всех стадиях изучения экономической теории преподаватели одержимы идеей привить слушателям навыки формального анализа. Последователи великого мастера очень редко поднимаются выше уровня своего учителя. И если "мастера" нашей науки скорее заботятся о форме, чем о содержании, то это сказывается на начальных ступенях обучения. Нет необходимости обсуждать здесь вопрос о том, какую часть теоретического материала следует преподавать на промежуточных и продвинутых курсах или каков оптимальный баланс между математикой и собственно экономикой на аспирантских теоретических курсах. Ибо, независимо от того как решаются подобные проблемы, ответ на вопрос о содержании начального курса можно дать вполне определенно: туда должно войти лишь очень немногое .

Действительно, из всего идейного богатства, накопленного ныне экономической теорией, для правильного понимания происходящих вокруг нас событий и оценки предложений политиков требуется, в сущности, лишь очень немногое. Почти все по-настоящему важное, чему может научить экономическая теория, – это элементарные концепции взаимосвязей, которые любой человек смог бы вывести самостоятельно, если бы только захотел как следует подумать над этим.

Очерках об экономической науке" (Essays in Economics, London: George Alien and Unwin, 1961, pp. 13-46). – Прим. авт .>.

Вся хитрость в том, чтобы суметь заставить людей оценить эти немногочисленные, но важные концепции. И ради достижения подобной цели необходимо пойти на самоограничение. Чтобы достичь большего, необходимо браться за меньшее. Характер вводного курса определяется не только тем материалом, что в него включен, но и тем, который остался за его пределами. Теорию, которую нельзя немедленно применить на практике, не следует вообще затрагивать в начальном курсе, если только мы не хотим поразить слушателей эзотерическим характером экономических знаний. Иначе мы просто-напросто топим начинающих; заставляем их так отчаянно барахтаться, что они не в состоянии заучить ни одного верного движения пловца. Между тем мы должны всего лишь научить их плаванию и вселить убежденность, что, тренируясь, они будут плавать еще лучше.

Каждому преподавателю вводного курса хорошо было бы прочесть небольшую статью Ноэля Мак-Инниса "Учить большему меньшим". Приведу три отрывка из нее.

"Смею утверждать, что все мы, кто учит студентов, грешны в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется – или нужно – знать. Я бы даже предположил, что фактически мы рассказываем о наших предметах больше, чем считаем необходимым знать о них сами. В этом – одна из причин, почему при чтении лекций мы испытываем потребность в записях.

Наши теперешние методы преподавания часто затемняют смысл, а не раскрывают его… Трагические результаты этого нередко видны на примере наших «лучших» студентов, которые могут повторить все сказанное нами, но не в состоянии осмысленно использовать полученные сведения в новой ситуации. Их подготовка скорее отличается широтой охвата, чем глубиной понимания.

Обзорные курсы почти во всех дисциплинах становятся все более бесполезными из-за того, что сюда пытаются вместить всю относящуюся к ним информацию. Этим курсам можно было бы вернуть (или придать) практичность, если переориентировать их на изучение пяти-шести фундаментальных концепций и методологических принципов данной дисциплины, используя для этого лишь ту информацию, которая непосредственно показывает связь этих принципов с реальной жизнью" .

Я целиком и полностью согласен с Мак-Иннисом. Пусть даже воплощение его идей в данной книге будет признано далеким от совершенства. Тем же преподавателям, которые спросят, почему в ней опущена та или иная тема или почему не излагаются некоторые традиционные разделы теории, следует напомнить, что знание передается не только посредством того, о чем говорится, но и в равной мере посредством того, о чем умалчивается. Конечно, оценки уместности или относительной важности различных разделов экономической теории не остаются постоянными. Но всякий раз, испытывая искушение внести в программу начального курса еще один пункт или добавить к ней даже незначительный штрих, давайте помнить об аргументах Мак-Инниса.

Один семестр или два?

Любой преподаватель экономической науки, работающий с аспирантами или студентами-дипломниками, знает, что из начальных курсов обучения большинство студентов выносит удручающе мало необходимых сведений. Они, кажется, порой вообще ничего не помнят, кроме того, что когда-то "уже об этом слышали". Можно ли поправить дело, увеличив количество часов начального обучения? Нужно ли нам еще больше и тщательнее натаскивать их в основах нашей науки? По моему мнению, выход как раз в обратном: в уменьшении объема вводного курса.

Когда обучение основам экономической науки растягивается на два семестра, то подлинно значимый материал, как правило, теряется в общей массе. Студенты приобретают смутные представления об изучаемом предмете, но плохо схватывают его суть.

Кроме того, неполноценное единство общего двухсеместрового курса порождает множество административных и педагогических проблем. Меняются преподаватели, меняются учебники. Микроанализ ставится перед макроанализом, а затем наоборот. После первого семестра некоторые студенты уходят и возвращаются на второй спустя два года. И все же мы продолжаем упорствовать. Почему? Иногда кажется, что мы просто не хотим укладываться в один семестр, потому что опасаемся вполовину уменьшить спрос на наши услуги. Ведь если удается убедить составителей учебных программ, особенно в школах бизнеса, что два семестра есть абсолютный минимум, то тем самым удается и более успешно поддерживать спрос на наш предмет.

Но один стоящий семестр может пробудить в начинающих желание большего. А экономическое образование не обязательно заканчивается вводным курсом. И многие, по крайней мере, не худшие студенты, наверняка захотят продолжить его, если только мы постараемся дать им хороший начальный импульс. Может даже оказаться, что спрос на знание экономических основ эластичен: вполовину уменьшив затраты времени, мы, вполне вероятно, увеличили бы число слушателей более чем вдвое.

Некоторые преподаватели полагают, правда, что хотя типичному студенту может хватить и семестрового курса, но для тех, кто специализируется по экономической науке или бизнесу, минимумом являются два семестра. Но разве краткое и живое изложение основ экономической науки не есть лучшее начало для всех: и тех, кто не собирается учиться дальше, и тех, кто намерен продолжить занятия экономической наукой в аспирантуре? В конце концов, односеместровый вводный курс вовсе не препятствует последующему изучению теории, так же, впрочем, как и других необходимых или желательных для выбранной специальности дисциплин. Многие студенты продолжили бы занятия экономической теорией, если бы на вводном курсе их удалось убедить в том, что это и полезно, и интересно.

Изменения и благодарности

В пятое издание этой книги внесены два значительных изменения. Прежде всего, должен сознаться, что если раньше от вопросов для обсуждения, помещенных в конце каждой главы, я испытывал скромное удовлетворение, то теперь оно переродилось в греховное ощущение гордости. Вместо выброшенных тривиальных добавлены новые отличные вопросы. Включено также значительное количество графических задач для тех, кому нравится постигать экономическую теорию таким способом.

Гораздо меньше уверен я в успешности другого крупного изменения: реорганизации обширного материала по макроанализу (гл. 15-22). После неудачного старта, долгих мучений, заминок, плутаний и даже пребывания в состоянии некоего раздражения – все это при терпеливой благосклонности моего редактора Роберта Хорэна – я решил, наконец, сделать макроэкономические главы более простыми и менее категоричными. Если в результате всех усилий произойдет ухудшение по сравнению с предыдущим вариантом, то остается надеяться, что моя трактовка макроэкономики не погасит энтузиазм других экономистов и не заставит их ограничиться одной данной книгой.

Мое понимание предмета продолжает подвергаться испытаниям, уточнениям и корректировкам в ходе общения со студентами, аспирантами и профессорско-преподавательским составом Вашингтонского университета. Я благодарен им всем. Что касается коллег из других учебных заведений, то должен выразить особую признательность П. Дж. Хиллу из Государственного университета в Монтане, Чарльзу Лэйву из Калифорнийского университета в Ирвине и Ховарду Свэйну из Университета Северного Мичигана – трем моим исключительно глубоким критикам. Хочу поблагодарить за полезные советы Эрика Донохью, Мартина Дермоди, Ванду Моррис из Юго-западного технического колледжа; Рональда С. Фиша из Общественного колледжа в Северной Вирджинии, Дж. С. Томпсона из Сенека колледж (Торонто) и Петера Туманова из Маркитского университета. И наконец, должен еще раз признать основополагающее влияние, оказанное на меня Арменом А. Алчианом и Вильямом Р. Алленом, чья " Экономическая теория для университетов " впервые показала мне, каким образом вводный курс по экономике можно сделать и полезным, и интересным.

Отдельной благодарности заслуживают Мишель Хейне – за помощь в редактировании – и Мариан Болэн, которая быстро и неизменно доброжелательно восстанавливала порядок из хаоса. За форму и краски, об исключительной важности которых я слишком часто забывал, я благодарен моей жене Джулиане.

Пол Хейне

Глава 1. Экономический образ мышления

Хорошие механики могут легко обнаружить поломку в вашем автомобиле, потому что знают, как он работает, будучи в полной исправности . Многие люди считают экономические проблемы сложными потому, что не имеют ясного представления о нормально функционирующей экономике. Они похожи на механиков, чья практика ограничивалась изучением одних только неисправных двигателей.

Если мы долгое время полагали нечто самоочевидным, то даже понять, к чему же, собственно говоря, мы так привыкли, становится очень трудно. По этой причине мы редко обращаем внимание на существующий в обществе порядок, и бываем не в состоянии распознать наличие механизмов общественной координации, от которых повседневно зависим. Неплохо поэтому было бы начать изучение экономической теории с того, чтобы попробовать удивиться той ловкости, с какой мы ежедневно принимаем участие в общественном сотрудничестве. Прекрасный пример этому дает дорожное движение в часы пик.

Распознавая порядок

Последнее утверждение могло бы, вероятно, сбить вас с толку. "Как? дорожное движение в часы пик – пример общественного сотрудничества? А разве не является это примером закона джунглей, т. е. расстройства такого сотрудничества?" Совсем нет. Если словосочетание "дорожное движение в часы пик" ассоциируется у вас с "дорожной пробкой", то тем самым еще раз подтверждается выдвинутый выше тезис: мы замечаем только неисправности, а к нормальному положению дел привыкаем настолько, что считаем его самим собою разумеющимся, даже не осознавая этого. Между тем главной особенностью транспорта в часы пик являются не дорожные пробки, а движение; ведь если люди изо дня в день отваживаются доверяться транспорту, то лишь потому, что почти всегда достигают места своего назначения. Конечно, транспортная система работает не без сбоев, но где их не бывает! Замечательный же факт, которому нужно уметь удивляться, состоит в том, что эта система вообще работает.

Тысячи людей по утрам, около восьми часов, выходят из дому, садятся в свои автомобили и едут на работу. Они выбирают маршруты без предварительного согласования. Водительское мастерство их различно, не одинаково отношение к риску, не совпадают и представления о правилах вежливости. Когда это множество легковых автомобилей самых разнообразных форм и размеров вливается в сплетение магистралей, образующих своего рода кровеносную систему города, к ним присоединяется еще более разнородный поток, состоящий из грузовиков, автобусов, мотоциклов, такси. Все водители стремятся к различным целям, думая почти исключительно о собственных интересах, причем не из-за эгоизма, а просто потому, что им ничего не известно о целях друг друга. Каждый знает об остальных только то, что видит: местоположение, направление и скорость небольшой, и к тому же постоянно меняющейся группы транспортных средств в его непосредственном окружении. К этой информации он может добавить важное предположение, что другие водители желают избежать аварии столь же страстно, как и он сам. Ну и, разумеется, есть еще общие правила, которым, по-видимому, подчиняется каждый водитель: такие, как остановка на красный свет и соблюдение ограничений скорости. Вот, собственно, и все. Это похоже на описание инструкции по созданию хаоса. И должно было бы в итоге привести к грудам искореженного железа.

Вместо этого возникает хорошо скоординированный поток, настолько плавный, что, глядя на него с большой высоты, можно получить почти эстетическое наслаждение. Вот они, внизу – все эти автомобили, управляемые независимо друг от друга, моментально вклинивающиеся в образующиеся промежутки между машинами, держащиеся так тесно, и все же почти никогда не касаясь, пересекающие друг другу дорогу буквально за секунду или две до неприятного столкновения, ускоряющие движение, когда перед ними открывается свободное пространство, и замедляющие, когда оно закрывается. Поистине, движение транспорта в часы пик и вообще городского транспорта в любое время дня дает пример удивительно успешного общественного сотрудничества.

Важность общественного сотрудничества

Пример с дорожным движением удачно демонстрирует, сколь часто мы склонны совершенно не замечать общественного сотрудничества. Каждый знаком с транспортом, но почти никто не воспринимает его как некое совместное действо. Однако данный пример полезен еще и по другой причине. Он показывает, что наша зависимость от механизмов координации гораздо шире, чем это обычно подразумевается, когда говорят об "экономических" благах. Если бы не было эффективных процедур, побуждающих людей к сотрудничеству, мы не могли бы наслаждаться никакими плодами цивилизации. "В таком состоянии", – заметил Томас Гоббс (1588– 1679) в одном часто цитируемом отрывке своего " Левиафана ":

"…Нет места для трудолюбия, т. к. ни за кем не обеспечены плоды его труда, и потому нет земледелия, нет судоходства, нет морской торговли, нет удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, нет исчисления времени, нет ремесел, нет литературы, нет общества, а что хуже всего – это вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, зверина и кратковременна" .

Гоббс полагал, что люди настолько озабочены самосохранением и удовлетворением личных потребностей, что только сила (или угроза ее применения) может заставить их удерживаться от постоянных нападок друг на друга; поэтому в своих сочинениях он делает акцент лишь на одной из наиболее базисных форм общественного сотрудничества: воздержании от насилия и грабежа. По видимому, он считал, что если бы удалось удержать людей от нападений друг на друга и от захвата чужой собственности, то позитивное сотрудничество – в ходе которого только и зарождаются промышленность, сельское хозяйство, науки и искусства – развилось бы само собою. Но так ли это? И почему оно стало бы развиваться?

Как это происходит?

Каким образом члены общества побуждают друг друга выполнять именно ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для потребления материальные и нематериальные блага? Механизм, побуждающий к позитивному сотрудничеству нужного вида , должен существовать даже в обществе святых, если только они не хотят вести жизнь «одинокую, бедную, беспросветную, звериную, кратковременную». Ведь и святым, прежде чем они смогут эффективно помогать другим людям, необходимо как-то определить: что, где и когда нужно сделать.

Вероятно, Гоббс не видел всей важности решения этой проблемы для правильного понимания устройства жизни в "государстве". Известное ему общество было намного проще, сильнее опутано обычаями и традициями, и не подвергалось столь же быстрым и разрушительным переменам, как то, в котором выросли мы. По сути дела, лишь с конца восемнадцатого столетия мыслители начинают все чаще задаваться вопросом: почему все-таки происходит так, что общество нормально "работает"? Почему индивидуумы, преследуя свои собственные интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются, тем не менее, порождать не хаос, но поразительно организованное общество?

Среди таких мыслителей восемнадцатого столетия одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние был Адам Смит (1723-1790). Смит жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря неусыпному вниманию государственных мужей общество удерживается от неизбежного возврата в состояние беспорядка и бедности. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть общепринятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавший, как он полагал, независимо от поддержки правительства. Причем механизм настолько мощный, что шедшие с ним вразрез правительственные мероприятия нередко оказывались сведенными на нет. Результаты своего анализа Адам Смит опубликовал в 1776 г. в книге " Исследование о природе и причинах богатства народов ", сделав тем самым весомую заявку на звание Основателя Экономической Науки. Не Смит изобрел «экономический образ мышления». Но он развил этот метод в гораздо большей степени, чем любой из его предшественников, и был первым автором, использовавшим его для всестороннего исследования происходящих в обществе процессов изменения и сотрудничества.

Интеллектуальный инструмент

Что мы, собственно говоря, понимаем под "экономическим образом мышления"? Прежде всего, то, что подразумевается самим термином: скорее подход, чем набор уже готовых выводов. Джон Мейнард Кейнс удачно сформулировал это в том отрывке, который цитировался в начале книги:

"Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям".

Но что такое «техника мышления»? В самых общих чертах – это некая предпосылка о том, чем человек руководствуется в своем поведении. За удивительно редкими исключениями экономические теории строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, что индивидуумы предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую пользу (net advantage). (Т. е. пользу за вычетом всевозможных затрат или потерь, связанных с этими действиями. – Прим. ред .). Предполагается, что каждый поступает в соответствии с этим правилом: скупец и расточитель, святой и грешник, покупатель и продавец, политический деятель и руководитель фирмы, человек осторожный, полагающийся на предварительные расчеты, и отчаянный импровизатор.

Следование собственным (не «эгоистическим»!) интересам

Важно, однако, чтобы вы правильно это поняли. Экономическая теория вовсе не утверждает, что люди – эгоисты, или что они чересчур материалистичны, с ограниченным кругозором, интересуются только деньгами и не чувствительны ко всему остальному. Ничего этого не предполагается, когда мы говорим, что люди стремятся к возможно большей чистой пользе. В действительности все зависит от того, как они сами понимают свои интересы. Некоторые испытывают огромное удовлетворение, помогая другим. Есть, к сожалению, и такие – вероятно, их немного – которые получают удовлетворение, вредя своим ближним. Кто-то наслаждается видом цветущих роз. Другие с охотой пустились бы в спекуляцию городской недвижимостью.

Даже Мать Тереза не отказалась бы от большего количества денег.

Но если все люди такие разные, то каким же образом, исходя из одной только предпосылки о стремлении каждого удовлетворить свои интересы, экономической теории удается что-то объяснить или предсказать в их поведении? Разве из этой предпосылки следует что-либо помимо того, что люди всегда действуют так, как хотят, в чем бы ни состояли их интересы?

Впрочем, не надо отчаиваться. В действительности люди отнюдь не такие уж разные, как могло бы показаться из сделанных выше сопоставлений. Всем нам постоянно удается правильно предсказывать поступки совершенно не знакомых людей – без этого нормальная жизнь в обществе просто невозможна. Подобно тому, как невозможным при таких условиях был бы транспортный поток в часы пик. Кроме того, в любом обществе, широко использующем деньги, почти каждый человек предпочитает иметь их побольше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных интересов (в чем бы они ни состояли). Последнее обстоятельство сильно помогает предсказывать человеческое поведение.

Оно также оказывается весьма полезным и в тех случаях, когда требуется повлиять на поведение других людей. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу об общественном сотрудничестве и ко второй характерной особенности экономического образа мышления. Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия. Это, конечно, очень абстрактное рассуждение. Мы конкретизируем его на прежнем примере с транспортным потоком.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...