Есенин говорит о родине. Тема любви и образ Родины в поэзии С

Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая, нет ничего милее родного края. С какой любовью написаны слова « страна берёзового ситца». Так может писать только человек, влюблённый в свою родину, её природу. Поэт «золотой бревенчатой избы», каким он сам себя величает.

Вот Есенин пишет о любви к своей кроткой родине, и сам удивляется, за что он её так любит. Эх, не надо было ему уезжать в столицу! Отняли у него любовь к родным просторам, лесам и полям. Надо было оставаться в родных местах. Может и жив бы остался.

Ну, кто ещё так может описать осеннюю берёзовую рощу? Она у поэта золотая. Разве, что Пушкин может посоперничать со своим «… в багрец и золото одетые леса…» Берёзки у него совсем как девчата. Сонные, с растрёпанными шелковистыми косами, зелёными серёжками. Утренняя роса на листьях деревьев и траве – как россыпи серебра.

Береза для Есенина символ России. Она у него и в «юбочке белой», поэт мысленно обнимает её тонкий гибкий стан, как будто обнимает девушку с золотистыми косами, одетую в простой холщовый крестьянский сарафан.

Вот и улетающий клин печальных журавлей в осеннем небе. Они покидают насиженные места, улетают на зимовку в тёплые края и «… не жалеют больше ни о чём…» У него поле – малиновое, синь небесная падает в реку.

Есть в его лирике не только восторженные, но и грустные строки. Русская деревня того времени – полуразрушенные крестьянские дома, некоторые деревни вообще заброшены, низкие околицы, чахнущие деревья. Он так и пишет «…край ты мой пустырь..» Нескошенные поля, лес да убогий монастырь. Но всё-равно этот пейзаж ближе Есенину, чем столица. Но город наступает, грядёт индустриализация.

Поэт указывает России на то, что она «… волочится сохой по полям…», ему больно видеть обнищание народа. Он поверил большевикам. Он уверен, что они сделают страну сельскохозяйственной республикой, которая будет кормить и поить весь мир молоком. Но это так и осталось в мечтах. Сейчас разваливается то, что ещё не развалили.

Став взрослым Есенин воспринимает Россию по-другому. Он не идеализирует село. Он видит опустевшие сёла, заброшенные поля, сгнившие погосты, избы-развалюхи. В стране идёт гражданская война. Брат пошёл на брата, сын на отца. А сейчас и войны нет, а в некоторых местах пейзажи почти такие же.

Через восемь лет он вернулся на родину. И чувствует себя чужим, иностранцем среди односельчан. Ничего не понимает. Выросло молодое поколение, которое читает не его стихи, а Демьяна Бедного. Он с горечью констатирует, что его поэзия никому не нужна, и сам он здесь никому не нужен.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

В творчестве Есенина тема Родины занимала завидное место. Сергей Александрович всем своим образом до сих пор ассоциируется с Россией, с берёзками… Но конечно, в жизни и творчестве всё было сложней.

Сергей Александрович родился в деревне, поэтому как никто знал и любил родную природу. Он поэтически всё воспринимал, воспевал и берёзки, и поля… Каждый ручей! Стихов, иллюстрирующих это множество. Особенно мне нравится стихотворение «Моя Родина», из которого сделали песню.

После нескольких очень активных лет творчества, жизни в столицах, после, собственно, революции поэт возвращается в родную деревню. В стихотворении «Русь советская» революция, которую автор сравнил с ураганом, уже прошла, многих друзей нет, он и сам чувствует свое «увядание», видит новых людей с другими интересами. Поэт не узнаёт на малой родине даже собственного деда. Его младшая сестра знает научный коммунизм лучше самого Сергея… Но ему всё равно, какой режим, он всё равно любит Россию, пусть и советскую.

Думаю, что революцию и новый строй Есенин воспринимал, как поэт (как, кстати, и многие), романтично. Вот в стихотворении «1 мая» он просто описывает праздник, демонстрации, радостных и красивых людей. И он признаётся, что нельзя это не полюбить… Он пьёт под «чью-то речь», ведь Есенин признался, что далёк от политики. В поэме «Анна Снегина» тот же мотив. Поэт понимает, что не в дворянке Анне беда, не в полупьяных крестьянах – спасенье. Просто пришел момент переворота мира, нужно это принять.

Кстати, в Родине для Сергея Александровича всегда было любимо нечто дикое. Не зря поэт создал произведение о Пугачёве. Или в «Богатырском посвисте» нарисован портрет-образ силы родной земли. Все враги, которые хотели бы от неё «откусить», жутко боятся нашего народа.

И при всём этом я вижу, что для Есенина наша страна часто печальная, бедная-несчастная. К примеру, стихотворение «Край ты мой…», где родная деревня заброшена. В стихотворении «Топи да болота» показана грустная красота нашей природы.

Также важно, что Сергей Александрович часто использовал напевность из народного творчества, разные обороты из песен, сказочные образы.

Очень много стихов Есенина о Родине, которые цитируются, читаются в школе, декламируются известными актерами… Всё-таки этот образ был для Сергея Есенина основным. Он сам признавался, что свою «кроткую родину» ставит выше всего.

Несколько интересных сочинений

    Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

  • Анализ рассказа Макар Чудра Горького 11 класс

    В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

Тема Родины в поэзии Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер - вся красота русской природы отразилась в стихах Есенина, наполненных любовью к родной земле:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли,

Твою озерную тоску.

О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы», - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей «русскости», поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта - мир русского крестьянства. «Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, малой родины поэта («Низкий дом с голубыми ставнями…», «Край любимый…»). В полном соответствии с традицией, заложенной в ХIХ веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по полю травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: «…голубую оставил Русь», «О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку…».

В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. Особенно тяжело, а временами трагически, он переживает ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем больше не нуждается, что у нее теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пойдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин говорит, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Россия - единственная любовь Есенина: «Чувство Родины - основное в моем творчестве - она все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою
теплынь.
С.Есенин.

За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая:
каждый ведь любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что
любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин?
Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля,
деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей,
даже кабаки- словом, за все то, что входит в плоть и кровь,
становится частью бытия. Очень точно об этом сказал Пушкин:
"Привычка свыше нам дана, замена счастию она". Чувствуя, что
значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал
настроение русских эмигрантов, которым, как и героине поэмы
"Анна Снегина", так часто снились ограда, калитка, береза и
ель.
Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта
о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел
"большой". Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Не
раз он гордился мощью своей страны, ее необъятностью. "Я буду
воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названь-
ем кратким "Русь",- пишет он в стихотворении "Русь советская".
Он счастлив тем, что сын великого народа, великой революцион-
ной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в конце
жизни в "Письме к женщине" он восклицает:

Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно
это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не
найдешь цитаты. А здесь другая "беда": не знаешь, какую выб-
рать! Это, верно, потому, что чуть ли не в каждом своем произ-
ведении поэт так или иначе говорит о Родине. В "Стансах" он
сам объясняет особенность своего творчества: "Но более всего
любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла".
Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту
тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина
с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших
стихотворений его о любви в сборнике "Персидские мотивы":

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!
Потому, что с севера, что ли
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной зем-
ле! Наверное, тема моего сочинения годится для большого лите-
ратурного исследования. Мне же остается сказать о самом, самом
главном, как я его понимаю.
Родина- это прежде всего ее природа, так мог бы сказать
Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо
только сельский житель способен так ее одухотворить. Вообще же
ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способ-
ности одушевлять природу. Любимый образ- березка- становится у
него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ве-
тер. Клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; го-
рящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки
других, не менее удивительных метафор и образов составляют как
бы особый мир- мир живой и думающей природы, в котором всю
жизнь жил поэт, и который он гостеприимно распахнул для нас.
В городе все было по-иному. Поэтому, наверное, так радо-
вали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возв-
ращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие
годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто
бывал там и, по воспоминаниям его сестер, "каждый раз приезжая
в Константиново, был по-настоящему счастлив, что... вновь в
родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь".
Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно,
он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих
на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух
чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль
за то, что уходит в прошлое то, что очень ему дорого. В начале
20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении "Я
последний поэт деревни..." он пишет: "Не живые, чужие ладони,
этим песням при вас не жить!" Он горюет, что "стальная конница
победила живых коней". Эта боль отболела, видимо, только после
посещения заграницы, ибо поэт восклицает: "Полевая Россия! До-
вольно волочиться сохой по полям!"
Не один год "железный гость", "каменные руки шоссе", сда-
вившие "за шею деревни", и другие поэтические образы терзали
поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия
к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, вой-
дем в "Русь кабацкую". Это страшный мир людей, прожигающих
жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал
свое громадное умственное и нравственное превосходство над
этими подонками и мерзавцами. В то же время они-часть России.
Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соот-
ветствующее сравнение: "Любил он родину и землю, как любит пь-
яница кабак". Порой поэт говорит, что он такой же, как они,
такой пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей наск-
возь. Он знает, что "таких не подмять, не рассеять, бесшабаш-
ность им гнилью дана". Но это тоже Родина. Недаром Есенин за-
канчивает это стихотворение: "Снова пьют здесь, дерутся и пла-
чут..." горечью:

Ты, Рассея моя... Рас...сея...
Азиатская сторона!

1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше
верил в будущее страны:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Это очень плодотворный в творческом плане год. Но освобо-
диться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да,
страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание- все это и другое
привели к трагическому концу. Но для нас поэт остается живым,
всегда его творчество вливает нам "в грудь теплынь", учит
по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запре-
ты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена
не могли заставить забыть его, ибо в его "глазах прозрений
дивный свет".
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки
Н.А.Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не
посылала миру..." Тогда бы заглохла лиричность и поэтичность -
светлые родники человеческой души.

Гой ты, Русь моя родная,.

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь слепит глаза.

Волшебный мир поэзии С. А. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну «с кратким названием - Русь». Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт. Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина - это и вера предков, и народные предания, и светлая красота природы средней полосы.

В ранней лирике Есенина очень много от фольклора - описание природы, смен времен года, картины крестьянского труда и быта, которые он знал не понаслышке. Даже самые обычные, «бытовые» сцены сельской жизни в таких, казалось бы, прозаических стихах, как «В хате», «Корова», «Дед», написаны им с тонкой образностью и поэтичностью, что создает особую атмосферу покоя и домашнего уюта:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленочек маленький матке

Зеленое вымя сосет...

В поэзии Есенина часто звучат христианские мотивы, неразрывно связанные с народной этикой («Пойду в скуфье смиренным иноком...», «По дороге идут богомолки...», «Калики», «Шел Господь пытать людей в любви...»). Однако православные традиции, приверженцем которых выступает Есенин, - это для него в первую очередь милосердие и смирение. Вспомните, как в стихотворении «Шел Господь пытать людей в любви...» Господь выходит в образе нищего и встречает, по сути, такого же нищего, который делится с ним последней краюхой: «На, пожуй... маленько, крепче будешь».

Но, разумеется, прежде всего родина для Есенина - это родная природа. Он любит ее самозабвенно, он находит прекрасное в любом ее уголке и проявлении. Для него одинаково хороши и полны очарования и «черная, потом пропахшая выть», и «топи да болота», и «резеда и риза кашки » - все это его родина, « край любимый », который поэт воспевал и прославлял всю свою жизнь.

Однако не все безоблачно в жизни поэта, назревают грядущие перемены в стране, и уже в ранних стахах Есенина явственно начинают проступать тревожные мотивы, навеянные грустью, тоской и трагическим предчувствием:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Постепенно радостное, эйфорическое настроение сменяется ощущением грядущей катастрофы. Невозможно не заметить, что реальная жизнь деревни не укладывается в лубочные рамки народной поэзии, но поэт еще пытается отстоять свою верность прежним идеалам, своей прежней привязанности:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Но нотки сомнения уже прокрадываются в несколько искусственный мажорный тон поэта; он в сомнении, в колебаниях, и в стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» его лирический герой даже вступает в «тайный спор» с Богом.

Теперь поэт выступает как протестант, он предсказывает России иную судьбу, призывая:

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь,-

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

В таком, несколько смятенном, состоянии духа встречает Есенин революцию 1917 года - и с радостью принимает ее, хотя и «по-своему, с крестьянским уклоном», как он позднее напишет в своей автобиографии. Однако противоречивые чувства не покидают поэта. Его стихи этого периода - это, с одной стороны, попытка порвать с прошлым («Проклинаю тебя я, Радонеж»), а с другой - как-то совместить то, что он видит в реальности, со своей мечтой о «крестьянском рае». Очень характерна в этом отношении поэма «Инония». Здесь впервые начинает звучать тема откровенно неприязненного отношения к городу, противопоставления его деревне. Пока еще речь идет только об Америке, но вскоре конфликт города и деревни, перенесенный на русскую почву, станет неизбывной болью поэта. Ненависть к городу только усиливает в творчестве Есенина нежное отношение к родной природе, и, наверное, поэтому в эти годы им написаны такие шедевры пейзажной лирики, как «Зеленая прическа...», «Я по первому снегу бреду...» и «Нивы сжаты, рощи голы...». Эти стихотворения - своего рода прощание с любимой природой. Перед неумолимым напором цивилизации природа вынуждена отступать, по сути, она обречена на медленную гибель. « Я последний поэт деревни!» - с горечью восклицает Есенин.

Однако наступающая цивилизация коснулась и его самого, и теперь он может сравнить диск луны с циферблатом часов, пробивающих последний час:

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

Наибольший трагизм звучит в стихотворении «Сорокоуст». Поэт все яснее и яснее ощущает, что Родина, которую он знал и любил с детства, без которой он не представляет свою жизнь, изменяется неузнаваемо под напором агрессивной цивилизации, которая безжалостно уничтажа-ет саму душу России - ее живую природу. В тон-коногом жеребенке, скачущем за поездом, фокусируется для Есенина непримиримый конфликт живой природы с наступающей железной цивилизацией, и в этом столкновении «красногривый жеребенок» обречен:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Уже прозвучавший ранее в «Инонии» мотив неприязни к городу в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» достигает своего апогея:

Город, город! Ты в схватке железной

Окрестил нас как падаль и мразь.

Но, пожалуй, вершина отчаяния - стихотворение «Не ругайтесь. Такое дело!..»:

Не ругайтесь. Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Это был полный разрыв с прошлым, со своими корнями, который обернулся для Есенина не только поэтической, но и личной трагедией. «Нет любви ни к деревне, ни к городу...» Действительно, как бы уйдя из деревни, Есенин так и не стал городским жителем. Даже путешествие в Европу и Америку не добавило ему уважения к техническому прогрессу, не случайно свои путевые заметки он называет «Железный Миргород» , подчеркивая этим его мещанское содержание. Жизнь в Москве не способствовала выходу из кризиса. Стихи того периода - усталые, пессимистические, такие как «Москва кабацкая», - ярко выражают его внутреннюю боль и страдание:

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

И теперь даже стало не тяжко

Ковылять из притона в притон,-

Как в смирительную рубашку,

Мы природу берем в бетон.

Последний период творчества Сергея Есенина - настоящая вершина его поэзии, поэзии примирения и подведения итогов: «Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»... Да, старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтическом Октябре 1917-го.

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С. Есенин
Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально
завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом».
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матки
Зеленое вымя сосет.
Я вижу, как, «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» -во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос нескошенный,
Лес да монастырь.
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера - вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
В сердце Есенина с юных лет запали «ветровые слезы России», ее грустные песни, светлая печаль - картина родной стороны создана в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Родина, которой не видать конца и края- «только синь сосет глаза»,- вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс». Радостно ощущать, как «пахнет яблоком и медом», и поэтому поэт признается в любви Родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте Родину мою».
Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины.
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Но поэт был далек от реального понимания социализма и революции. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что «железный город» враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона.
Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...